170 госстрой постановление РФ

Об обязательности Правил и норм (пост. №170) — постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2011 г. №А56-23273/2011

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2011 г. по делу N А56-23273/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайлюк Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16676/2011) открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2011 по делу N А56-23273/2011 (судья Трохова М.В.), принятое по заявлению ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», местно нахождения: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 2-4, ОГРН 1054700176464 к Государственной жилищной инспекции Ленинградской области о признании незаконным и отмене постановления
при участии в заседании:
от заявителя: Сорокина С.С. — по доверенности N 180 от 04.08.2011
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
открытое акционерное общество «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области», местно нахождения: 188800, Ленинградская область, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 2-4, ОГРН 1054700176464 (далее — Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной жилищной инспекции Ленинградской области (далее — Инспекция, административный орган) от 25.02.2011 N 75 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 16.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, Общество направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение от 16.08.2011 отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, суд не учел того обстоятельства, что по настоящее время собственниками многоквартирного дома не заключен договор управления многоквартирным домом, не определен состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества, в связи с чем у Общества отсутствовала возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности.
Кроме того заявитель указывает на нарушение Инспекцией процедуры привлечения Общества к административной ответственности, считает что акт проверки от 11.02.2011 N 75 не может являться надлежащим доказательством по делу, поскольку не соответствует требованиям статей 28.1.1 и 28.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал.
Инспекция, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание, представила отзыв в материалы дела, согласно которому считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению.
При отсутствии возражений Общества жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156 и части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) без участия представителя административного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения начальника Инспекции от 03.02.2011 N 75 сотрудниками административного органа проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы содержания жилых зданий и помещений. В результате установлено, что заявитель, являясь юридическим лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома N 4 пер. Каменный в г. Выборге Ленинградской области, не обеспечило исправное состояние кровли и водосточных труб, а именно допустило наледь и сосульки со свесов кровли и водосточных труб, что является нарушением требований пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее — Правила N 170).
Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 11.02.2011 N 75.
Нарушение требований пункта 4.6.1.23 Правил N 170 послужило основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 14.02.2011 N 75.
Постановлением от 25.02.2011 N 75 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с принятым постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом события административного правонарушения и вины Общества, отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, в силу пунктов 10 и 11 которых предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (пункт 1.1), утвержденными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
В соответствии с пунктом 4.6.1.23 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить очистку кровли от мусора и грязи два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек — по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком, снежных навесов на все видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках.
Наличие события правонарушения подтверждается материалами дела, Обществом не опровергнуто и не отрицается. Актом проверки от 11.02.2011 N 75 зафиксирован факт обледенения водосточных труб и свесов.
Ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Как видно из материалов дела и не оспаривается заявителем 18.01.2008 общим собранием собственников вышеназванного многоквартирного дома в качестве способа управления многоквартирным домом выбрано управление управляющей компанией, такой компанией является ОАО «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области».
Все виды работ и услуг, определенные Правилами N 170, входят в предмет деятельности Общества, как управляющей компании, что также следует из его устава (л.д. 11-25).
Факт возникновения договорных отношений между заявителем и собственниками многоквартирного дома N 4 пер. Каменный в г. Выборге Ленинградской области подтверждается сбором и учетом заявителем средств за предоставление коммунальных услуг и выполнение работ по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, о чем свидетельствует письмо Общества в адрес административного органа от 12.05.2010 N 2096 (л.д. 78) и счет-квитанция об оплате жилищно-коммунальных услуг за февраль 2011 (л.д. 80).
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности — собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Согласно пункту 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Правилами N 170 предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 ЖК РФ имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей организацией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
В связи с чем, апелляционная коллегия отклоняет доводы заявителя об отсутствии у Общества возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, со ссылкой на то, что по настоящее время собственниками многоквартирного дома не заключен договор управления многоквартирным домом, не определен состав общего имущества в многоквартирном доме, в отношении которого будет осуществляться управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в рассматриваемом случае лицом, ответственным за несоблюдение Правил N 170, является заявитель.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил норм, за нарушение которых названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения.
Доказательств осуществления каких-либо действенных мер, направленных на устранение недостатков кровли, материалы дела не содержат.
Судом апелляционной инстанции также не установлено существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении.
11.02.2011 уполномоченным сотрудником Инспекции в присутствии представителя Общества Ефремова А.П. (доверенность N 60 от 09.02.2011) проведена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего вопросы содержания жилых зданий и помещений по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, пер. Каменный, д. 4.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 11.02.2011 N 75. Копия акта вручена представителю Общества, присутствовавшему при проведении проверки, о чем имеется отметка в акте.
Ссылка Общества на несоответствие акта проверки от 11.02.2011 N 75 требованиям статей 28.1.1 и 28.2 КоАП РФ является несостоятельной, поскольку акт составлен в рамках проводимой на основании распоряжения начальника Инспекции от 03.02.2011 N 75 проверки до возбуждения дела об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 26.2 КоАП РФ указанный акт является иным документом, подтверждающим событие административного правонарушения и требования, предъявляемые к протоколу осмотра территории, при составлении акта не подлежат применению.
Протокол об административном правонарушении от 14.02.2011 N 75 составлен уполномоченным лицом административного органа на основании части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в отсутствие представителя Общества, извещенного надлежащим образом, что подтверждается отметкой заявителя на уведомлении Инспекции от 11.02.2011 (л.д. 65).
О времени и месте рассмотрения административного дела Общество также было извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует отметка заявителя на письме административного органа от 18.02.2011 N 02-35/11-о (л.д. 82), в соответствии с которым Обществу были разъяснены права и обязанности предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и КоАП РФ.
Кроме того, заявитель не ссылается на конкретные негативные последствия допущенных процессуальных нарушений и не указывает, каким образом они воспрепятствовали всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела об административном правонарушении.
Привлечение общества к административной ответственности осуществлено в пределах установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока, размер административно штрафа назначен в пределах установленной санкции.
Судом первой инстанции в полном объеме исследованы все фактические обстоятельства и представленные в материалы дела доказательства, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 августа 2011 года по делу N А56-23273/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Управляющая компания по жилищно-коммунальному хозяйству Выборгского района Ленинградской области» — без удовлетворения.
Председательствующий
О.И.ЕСИПОВА
Судьи
Г.В.БОРИСОВА
Л.А.ШУЛЬГА

Источник: http://izhcommunal.ru/dir/ob_objazatelnosti_pravil_i_norm_post_170_postanovlenie_trinadcatogo_arbitrazhnogo_apelljacionnogo_suda_ot_10_11_2011_g_a56_23273_2011/21-1-0-553

Блог

Наша судебная система устроена таким образом, что суды при вынесении решений должны руководствоваться не только нормами действующего законодательства, но и «внутренним убеждением». А при низкой юридической технике написания законов и подзаконных актов нормативного характера (ведь руководить страной у нас может и «кухарка», если получится у нее стать депутатом нашего законодательного органа), пробелов в законе в одних ситуациях, а также законодательной перерегулированности в других ситуациях, когда нормы закона противоречат друг другу, использовать «внутреннее убеждение» можно кардинально противоположно при разрешении аналогичных споров.

Особенно часто «грешат» этим суды при вынесении решений по административным делам о привлечении к административной ответственности, а также по делам об оспаривании действий, решений, ненормативных актов и нормативно-правовых актов (далее по тексту — НПА) государственных органов и органов местного самоуправления.

У многих судей при вынесении решений по названной категории дел действует принцип:

  • Госорган, особенно контрольный или надзорный, априори всегда прав;

  • Если госорган не прав – смотри пункт 1.

И юристам управляющих организаций надо очень постараться и иметь высокую квалификацию для того, чтобы вышеназванные категории споров разрешились в пользу проверяемого и контролируемого лица. А при всеобщей СМИ-истерии по поводу «главных воров и преступников от ЖКХ» – управляющих организаций, по вине которых, по мнению журналистов, чиновников и депутатов разных уровней и сложилась такая не слишком «радужная» ситуация в этой сфере, часто шансов на победу у управляющих организаций ничтожно мало. Но, как говорится: «В своём глазу и бревна не видно…». Ведь судьи такие же люди, которые тоже смотрят и читают средства массовой информации.

При вынесении органами ГосЖилНадзора (ГЖН) предписаний в рамках лицензионного контроля или жилищного надзора, постановлений о привлечении к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору управления, судами — решений по делам по оспариванию указанных предписаний и постановлений, названные органы исполнительной и судебной власти часто обосновывают свои решения нарушением Постановления Госстроя от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и Норм технической эксплуатации жилого фонда» (далее по тексту – Правила 170).

А обязательны ли они к исполнению, если рассмотреть данный НПА с формальной точки зрения, исходя из норм законодательства, регулирующих порядок принятия НПА и полномочий органов, их принимающих?

У правоприменителей — судов и государственных органов такой вопрос не возникает: Правила 170 применяются и считаются обязательными к исполнению как федеральный нормативно-правовой акт, и вовсю используются в обоснование при вынесении решений, предписаний и постановлений.

Это подтверждается и сложившейся правоприменительной практикой.

Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 11 апреля 2017 г. № 307-АД16-13243:

«В силу части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Подпункт «б» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110) к лицензионным требованиям относит исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.

Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает и соблюдение Правил № 170″.

Также доводы об обязательности применения Правил 170, изложены в следующих судебных актах: Постановление ВС РФ от 21 сентября 2015 г. № 303-АД15-7710; Постановление 8 ААС от 27 апреля 2018 г. № 08АП-1561/2018; Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушений, предусмотренных главой 14 КоАП РФ» от 06.12.2017 года.

Минстрой России однако неоднозначен в своих письмах, которые разъясняют нормы закона, но не обязательны к применению.

В письме Минстроя от 24 мая 2016 г. № 19304-ОГ/04 «О разъяснении законодательства в области строительства и жилищно-коммунального хозяйства» сказано:

«Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 290.

Также постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В Приложении N 7 к настоящим Правилам приведен Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Данные Правила применяются в части, не противоречащей действующему законодательству, в том числе вышеуказанным нормативным правовым актам».

Хотя иногда Минстрой пишет в индивидуальных ответах юридическим лицам противоположное.

Теоретики и правоприменители с другой стороны «баррикад» — защитники «управляек», часто высказывают противоположную точку зрения по данному вопросу, но убедить в её правильности пока никому из них не удалось ни суды, ни надзорные органы.

Хотя, может и есть единичные решения судов, признающие некорректным применение Правил 170 (о таких лично я — не знаю). Но вряд ли это мнение будет прямо озвучено в судебном акте, ведь небольшое количество судей имеют смелость идти против общего мнения и сложившейся практики. Чаще всего судья, даже если считает Правила 170 «дефектными», не напишет об этом прямо в решении, а будет применять иные НПА, которых в ЖКХ большое количество и всегда можно под ту или иную норму иных правил «подтянуть» свои доводы, обосновывающие вынесенное решение.

Но на уровне высших судов РФ – Верховного и Конституционного, выводов о необязательности или некорректности применения Правил 170, не высказывалось, по-моему, ни разу.

Итак, начнем с самого начала…

Главным законом нашей страны является Конституция РФ. Статьей 10 Конституции предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которую осуществляют, соответственно, Совет Федерации и Государственная дума, Правительство РФ и суды (ст. 11).

Таким образом, на основании главного закона нашей страны, органом исполнительной власти является Правительство РФ. Общие полномочия Правительства прописаны в ст. 114 Конституции. Деятельность Правительства регулируется Федеральным конституционным законом № 2 – ФКЗ от 17.12.1997 года «О Правительстве РФ» (далее по тексту – Закон о Правительстве).

В соответствии со статьей 23 Закона о Правительстве акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации.

Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

На основании статьи 12 закона о Правительстве Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Государственный орган, принявший Правила 170 — Госстрой России (Государственный Комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу), полномочия которого установлены Положением о Государственном Комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (далее по тексту – Положение), утвержденному Постановлением Правительства РФ № 1289 от 24.11.99 г. (утратило силу 01.02.2005 г. — Постановление Правительства РФ № 49).

Обратимся к полномочиям Госстроя РФ, установленными Положением на момент принятия Правил 170 (редакция Положения, действовавшая в период с 26.08.2003 г. по 21.02.2005 г.)

Пунктом 1 Положения установлено, что Госстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности в области архитектуры, строительства, градостроительства, жилищной политики, жилищно-коммунального комплекса и его реформирования во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Пунктом 2 Положения предусмотрено, что ведении Госстроя РФ находятся государственные унитарные предприятия, учреждения и организации. То есть, из только двух указанных пунктов НПА можно уже сделать вывод, что решения и документы этого органа обязательны для исполнения только унитарными предприятиями, учреждениями и организациями, которые находятся в его ведении. А как орган исполнительной власти он только координирует и регулирует деятельность перечисленных отраслей во взаимодействии с органами власти субъектов РФ.

Смотрим Положение дальше…

Пунктом 6 Положения установлены задачи Госстроя:

  • осуществление межотраслевой координации и регулирования;

  • контроль за реализацией конституционных прав граждан в жилищных отношениях;

  • координация деятельности органов власти субъектов и органов местного самоуправления по реформированию ЖКХ, переход ЖКХ на самоокупаемость, демонополизацию;

  • участие совместно с Минюстом, Мингосимущества, Комитетом по земле в создании системы госрегистрации прав на недвижимость и т.д.;

  • участие совместно с Комитетом по земле земельного кадастра, градостроительного кадастра, рынка земельных участков для осуществления градостроительной деятельности;

  • участие в разработке мер господдержки в области строительства, промышленности и т.д.;

  • участие в разработке целевых госпрограмм по обеспечению жильем и т.д.

То есть, задачами Госстроя ни разу не являлась разработка НПА в области ЖКХ, которыми сейчас вовсю пользуются суды и ГЖН для привлечения к административной ответственности и выдачи предписаний, вынесении решений.

Далее пунктом 7 предусмотрены функции Госстроя, количество которых 59, а касающихся нормотворческой деятельности в сфере ЖКХ можно выделить следующие:

  • внесение в Правительство предложений по совершенствованию законодательных актов;

  • участие в разработке федеральных законов и других НПА;

  • оказание органам исполнительной власти субъектов и органам местного самоуправления методологическую и методическую поддержку по вопросам реализации государственной жилищной политики и т.д.;

  • разработка основ федеральной жилищной политики в области строительства, градостроительства, архитектуры, ЖКХ и осуществляет контроль за их реализацией;

  • участие в разработке прогнозов социально — экономического развития;

  • обеспечение нормативно-методическое сопровождение государственного технического учета зданий и инвентаризации зданий;

  • подготовка заключений по проектам НПА других федеральных органов власти, в том числе и сфере ЖКХ;

  • установление порядка разработка, регистрации, утверждения, введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов и правил;

  • разработка проектов федеральных стандартов в области оплаты жилья и коммунальных услуг.

Из всех 59 функций Госстроя только вышеназванные касаются его нормотворческой деятельности и ни одна из них не подтверждает полномочий федерального органа на принятие и утверждение НПА. Все функции Госстроя сводятся к участию, подготовке проектов, методическому сопровождению, оказанию содействия, контролю за исполнением и т.п., чем и должен заниматься орган исполнительной власти (если только эти полномочия не переданы ему напрямую законом).

Ни одним пунктом рассматриваемого Положения не установлены полномочия Госстроя по принятию нормативно-правовых актов, обязательных для исполнения на всей территории РФ всеми гражданами и юридическими лицами. Весь спектр нормативно-распорядительной деятельности Госстроя в лице его органов путем принятия обязательных для исполнения документов относится к обязательному исполнению только должностными лицами Госстроя и унитарных предприятий, организаций и учреждений, которые непосредственно находятся в его ведении и подчинении.

Поэтому и непонятно, на каком основании вообще были приняты тогда Госстроем Правила 170, которые сейчас очень широко применяются на территории нашей страны в качестве НПА, обязательного для исполнения всеми? Из рассмотренного выше Положения следует, что они обязательны для исполнения только для перечисленных организаций и предприятий, которые находились в непосредственном ведении Госстроя. Правила 170 и приняты были исключительно для них, так как полномочия принимать нормативно-правовые акты, обязательные для всех на территории РФ, у Госстроя отсутствовали.

Кроме того, в результате неоднократных реорганизаций, в настоящее время Госстрой РФ стал Федеральным агентством по строительству и ЖКХ, которое является структурным подразделением Минрегионразвития РФ и осуществляет деятельность по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, по управлению госимуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно- коммунального хозяйства.

С полномочиями Правительства и Госстроя разобрались, теперь обратимся непосредственно к тексту самих Правил 170 …

Начнем с вводной части Постановления Госстроя № 170:

  • Утвердить прилагаемые Правила и нормы эксплуатации жилищного фонда.

  • Не применять на территории Приказ Министерства ЖКХ РСФСР № 8 от 05.01.1989 г. «Об утверждении Правил и норм эксплуатации жилищного фонда» (далее по тексту – Приказ 8).

Таким образом, Правила 170 приняты взамен отмененного Приказа № 8, который регулировал правила содержания жилищного фонда еще во временя существования СССР и в период, когда жилищный фонд в основном был государственный или ведомственный, а организации, им управлявшие – государственными или муниципальными предприятиями. И принят Приказ 8 на основании Жилищного кодекса РСФСР.

Пунктом 1.3. Приказа 8 установлено его обязательное применение работниками жилищно-эксплуатационных и ремонтно- строительных организаций, нанимателей жилых помещений, арендаторов нежилых помещений. Сам Приказ 8 обязателен при обслуживании жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности, то есть государственного жилищного фонда, так как ведомственными в силу ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. могли быть только государственные жилые помещения.

Получается, Госстрой, созданный после распада СССР, как орган государственной исполнительной власти в сфере строительства, архитектуры и ЖКХ, принял Правила 170 в пределах своих полномочий для его обязательного исполнения в сфере регулирования жилищного фонда в переходный период (взамен отмененного Приказа 8) для исполнения государственными унитарными предприятиями, учреждениями и организациями своего ведения, а также государственными органами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, что также в пределах компетенции Госстроя.

А наши современные правоприменители решили использовать его как обязательный НПА на всей территории страны, не разбираясь, имеет ли он вообще силу нормативно-правового акта для всеобщего обязательного исполнения. Эти тонкости, видимо, не интересуют суды и ГЖН, когда надо наполнить бюджет штрафами «богатых» управляющих организаций и их должностных лиц, а органы надзора – отчитаться об «эффективной» проделанной работе по выявлению нарушений этими самыми управляющими организациями.

В преамбуле Правил 170 указано, что они разработаны во исполнение Закона № 4218-1 от 24.12.2012 г. «Об основах федеральной жилищной политики», кстати, утратившего силу с 01 марта 2005 г. в связи с принятием ныне действующего Жилищного кодекса РФ. Также в преамбуле Правил 170 прописано, что они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов ЖКХ, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации м являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

Обратимся теперь к действующему Жилищному кодексу РФ (далее по тексту – ЖК РФ).

Согласно ст. 12 к компетенции органов государственной власти относится, в том числе, и установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме (п. 1.1 части 1 ст. 12 введен Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ), то есть ранее данной нормы в ЖК не имелось.

Статья 20 ЖК РФ говорит о том, что под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами жилищных отношений, в том числе, и соблюдения правил содержания общего имущества многоквартирного дома (МКД). В любой правой системе, под правилами открывается ссылка на Правила содержания общего имущества МКД № 491 от 13.08.2006 г. (далее по тексту – Правила 491).

Статья 39 ЖК РФ снова отсылает нас к Правилам 491, говоря о том, что правила содержания общего имущества устанавливаются Правительством РФ.

В статье 161 ЖК РФ общими требованиями к деятельности по управлению МКД являются соблюдение правил предоставления коммунальных услуг (утверждены Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 г.) и соблюдение минимального перечня по содержанию МКД (утвержден Постановлением Правительства РФ № 290 от 03.04.2013 г.), а также норм законодательства о пожарной безопасности, защите прав потребителей, норм о техническом регулировании.

В статье 198 ЖК РФ предусмотрено, что лицензионными требованиями, кроме указанных в данной статье, являются иные требования, установленные Правительством РФ.

Ни в одной норме ЖК не имеется отсылочной нормы, которая отсылала бы к Правилам 170. Во всех вышеназванных нормах ЖК речь идет о правилах и иных нормах закона, устанавливаемых Правительством РФ, что соответствует действующему порядку принятия НПА.

Имеется еще один федеральный закон, касающийся рассматриваемого вопроса: № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» (далее по тексту – Закон 184), который регулирует отношения по разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям (ст. 1 Закона 184).

Пунктом 3 ст. 4 закона 184 установлено, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 (оборонка) и 9.1 (порядок принятия технических регламентов).

И если посмотреть на все правила, применяемые в ЖКХ: Правила № 354 от 06.05.2011 г., № 491 от 13.08.2006 г., № 306 от 23.05.2006 г., № 416 от 15.05.2013 г., № 124 от 14.02.2012 г, Минимальный перечень работ № 290 от 03.04.2006 г., принятые после вступления в силу ЖК РФ, то все они утверждены Постановлениями Правительства РФ. Исключения составляют лишь широко используемые Правила 170, которые, по сути, и являются актом технического регулирования в отношении содержания зданий – многоквартирных домов, утвержденных государственным органом исполнительной власти – Госстроем РФ, а принимались они во исполнение Закона о жилищной политике – предшественника ЖК РФ.

В апреле 2017 года Минстроем РФ разрабатывался и направлялся на согласование в Минэкономразвития, Минэнерго, ФАС, Минкомсвязь проект изменений в Постановления Правительства РФ в сфере ЖКХ. В том числе планировалось отменить до 01 августа 2017 года Правила 170. Вместо них предполагалось дополнить действующие Правила содержания МКД и Минимальный перечень работ 290, а также другие Постановления в сфере управления МКД. Однако судьба данного проекта изменений неизвестна, хотя на официальном сайте Минстроя РФ он имеются.

Правила 170 действуют и обязательны, с точки зрения судов и ГЖН, и их неисполнение даже признают нарушением лицензионных требований на всех уровнях судебной системы и даже ВС РФ. Вот такой атавизм, доставшийся нам с постсоветских времен переходного периода.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы: ни одна норма действующего законодательства, будь то Конституция РФ, Закон о Правительстве РФ, Жилищный кодекс РФ, Закон 184, Положение о Госстрое, сами нормы Правил 170, иные нормативно-правовые акты Правительства РФ, рассмотренные выше в настоящей статье, не позволяют однозначно утверждать, что Правила 170 являются нормативно-правовым актом, который обязателен к исполнению на всей территории России всеми гражданами и юридическими лицами.

Получается, что для исполнения управляющими организациями и применения их надзорными органами при проверках, они обязательны только в случае указания на них в договорах управления.

Применение Правил 170 судами и ГЖН при вынесении решений как обоснование применения мер ответственности также весьма спорно и неоднозначно. Ведь регистрация в Минюсте и официальное опубликование, а также отсутствие иных утвержденных в надлежащем порядке аналогичных НПА, не делают Правила 170 автоматически обязательным для исполнения.

Но как донести все эти указанные доводы до «внутреннего убеждения» судей в процессах, пока неясно… Да и вряд ли это поможет при рассмотрении дел в судах, раз Верховный суд неоднократно высказывал позицию, что Правила 170 — обязательный нормативно-правовой акт и его применение обосновано при вынесении решений нижестоящими судами. Хотя и существует в КоАП РФ принцип, согласно которому «все неустранимые сомнения в виновности лица трактуются в пользу этого лица», но судам, видно, не с руки о нём вспоминать, ведь бюджет…

Про ГЖН и другие административные органы и говорить нечего: наверное, ни у одной управляющей организации ни разу не было случаев прекращения надзорным органом административных дел за отсутствием состава правонарушения. Это вообще из области утопии.

Даже если они сто раз неправы и в устном разговоре признают это, документально дело будет просто «снято с контроля» или «забыто» (в лучшем случае). А решения и действия никогда не признаются ими незаконными, чтоб, не дай бог, не обвинили в коррупции, как будто её не бывает в наших государственных органах. Может быть, коррупция и не везде есть, но «телефонное право» и «административный ресурс» используются активно на всех уровнях власти и это ни для кого не секрет уже давно.

Остается надеяться, что, возможно, силами нашей Ассоциации управляющих организаций «Бурмистр» и форумчан «Бурмистра», получится содействовать разрешению данной неоднозначной ситуации с Правилами 170, что позволит управляющим организациям не получать штрафы за их неисполнение, раз обязательность применения этих Правил столь сомнительна…

С уважением, Ильмира Носик.

Источник: https://www.burmistr.ru/blog/obshchee-imushchestvo-mkd/pravila-i-normy-tekhnicheskoy-ekspluatatsii-mkd-170-obyazatelny-li-k-primeneniyu/

ПРАВИЛА И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176)Документ действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
    • ПРАВИЛА И НОРМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
      • I. Основные положения
      • II. Организация технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда
        • 2.1. Система технического осмотра жилых зданий
        • 2.2. Техническое обслуживание жилых домов
        • 2.3. Организация и планирование текущего ремонта
        • 2.4. Организация и планирование капитального ремонта
        • 2.5. Организация технического обслуживания жилых зданий, планируемых на капитальный ремонт
        • 2.6. Подготовка жилищного фонда к сезонной эксплуатации
        • 2.7. Организация и функционирование объединенной диспетчерской службы (ОДС), аварийно-ремонтной службы (АРС)
      • III. Содержание помещений и придомовой территории
        • 3.1. Правила содержания квартир
        • 3.2. Содержание лестничных клеток
        • 3.3. Содержание чердаков
        • 3.4. Содержание подвалов и технических подполий
        • 3.5. Внешнее благоустройство зданий и территорий
        • 3.6. Уборка придомовой территории. Организация уборки территории.
          • Летняя уборка
          • Таблица 3.1
          • Зимняя уборка
          • Таблица 3.2
          • Особенности зимней уборки в городах Северной климатической зоны
        • 3.7. Санитарная уборка, сбор мусора и вторичных материалов
        • 3.8. Озеленение
      • IV. Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций
        • 4.1. Фундаменты и стены подвалов
        • 4.2. Стены
          • 4.2.1. Стены каменные (кирпичные, железобетонные)
          • 4.2.2. Стены деревянные
          • 4.2.3. Отделка фасадов
          • 4.2.4. Балконы, козырьки, лоджии и эркеры
        • 4.3. Перекрытия
        • 4.4. Полы
        • 4.5. Перегородки
        • 4.6. Крыши
          • 4.6.1. Требования по техническому обслуживанию
          • 4.6.2. Совмещенные (бесчердачные) крыши
          • 4.6.3. Крыши чердачные
          • 4.6.4. Водоотводящие устройства
        • 4.7. Окна, двери, световые фонари
        • 4.8. Лестницы
        • 4.9. Печи
        • 4.10. Специальные мероприятия
          • 4.10.1. Контроль состояния металлических закладных деталей, защита конструкций и трубопроводов от коррозии.
          • 4.10.2. Защита конструкций от увлажнения и контроль герметизации межпанельных стыков в полносборных зданиях
          • 4.10.3. Защита деревянных конструкций от разрушения домовыми грибками и дереворазрушающими насекомыми
          • 4.10.4. Снижение шумов и звукоизоляция помещений
            • Таблица 4.2
          • 4.10.5. Теплоизоляция ограждающих конструкций
      • V. Техническое обслуживание и ремонт инженерного оборудования
        • 5.1. Теплоснабжение
        • 5.2. Центральное отопление
        • 5.3. Горячее водоснабжение
        • 5.4. Децентрализованное теплоснабжение
        • 5.5. Внутренние устройства газоснабжения
        • 5.6. Внутридомовое электро-, радио- и телеоборудование
        • 5.7. Вентиляция
        • 5.8. Внутренний водопровод и канализация
        • 5.9. Мусоропроводы
        • 5.10. Лифты
      • VI. Особенности технического обслуживания и ремонта жилых зданий на различных территориях
        • 6.1. Основные положения
        • 6.2. Районы просадочных грунтов
        • 6.3. Районы засоленных грунтов
        • 6.4. Районы подрабатываемых территорий
        • 6.5. Районы сейсмические (6 баллов и выше)
        • 6.6. Районы вечной мерзлоты
      • Приложение N 1. Периодичность плановых и частичных осмотров элементов и помещений зданий
      • Приложение N 2. Предельные сроки устранения неисправностей при выполнении внепланового (непредвиденного) текущего ремонта отдельных частей жилых домов и их оборудования
      • Приложение N 3
        • Журнал регистрации результатов осмотров жилого дома
        • Результаты осмотра строительных конструкций и инженерного оборудования строения
      • Приложение N 4. Перечень работ по содержанию жилых домов
        • А. Работы, выполняемые при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов
        • Б. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в весенне-летний период
        • В. Работы, выполняемые при подготовке жилых зданий к эксплуатации в осенне-зимний период
        • Г. Работы, выполняемые при проведении частичных осмотров
        • Д. Прочие работы
      • Приложение N 5. Журнал учета заявок населения на оперативное устранение неисправностей и повреждений инженерного оборудования в жилом доме
      • Приложение N 6. Укрупненные нормативы продолжительности текущего ремонта жилых домов
      • Приложение N 7. Перечень работ, относящихся к текущему ремонту
        • 1. Фундаменты
        • 2. Стены и фасады
        • 3. Перекрытия
        • 4. Крыши
        • 5. Оконные и дверные заполнения
        • 6. Межквартирные перегородки
        • 7. Лестницы, балконы, крыльца (зонты-козырьки) над входами в подъезды, подвалы, над балконами верхних этажей
        • 8. Полы
        • 9. Печи и очаги
        • 10. Внутренняя отделка
        • 11. Центральное отопление
        • 12. Водопровод и канализация, горячее водоснабжение
        • 13. Электроснабжение и электротехнические устройства
        • 14. Вентиляция
        • 15. Мусоропроводы
        • 16. Специальные общедомовые технические устройства
        • 17. Внешнее благоустройство
      • Приложение N 8. Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда
      • Приложение N 9. Паспорт готовности дома к эксплуатации в зимних условиях
        • I. Общие сведения
        • II. Результаты эксплуатации объекта в зимних условиях прошедшего 200_ г.
        • III. Объемы выполненных работ по подготовке объекта к эксплуатации в зимних условиях 200_ г.
        • IV. Результаты проверки готовности объекта к зиме 200_ г.
      • Приложение N 10. Неисправности печей, причины и методы их устранения
      • Приложение N 11. График качественного регулирования температуры воды в системах отопления при различных расчетных и текущих температурах наружного воздуха (при расчетных перепадах температура воды в системе отопления 95 — 70 и 105 — -70 град. С)

Источник: https://sudact.ru/law/postanovlenie-gosstroia-rf-ot-27092003-n-170/pravila-i-normy-tekhnicheskoi-ekspluatatsii/