19 1 КоАП РФ

Статья 19.1. Самоуправство

Статья 19.1. Самоуправство

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 19.1, является установленный порядок управления.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного в ст. 19.1, состоит в том, что виновный осуществляет свои действительные права (т.е. права, которые на самом деле принадлежат виновному) либо предполагаемые права (т.е. права, которых у него нет, хотя виновный считает, что такие права ему принадлежат). При этом он:

1) реализует указанные права самовольно, т.е. без согласия потерпевшего, без обращения (в установленных законом, другими правовыми актами случаях) в суд либо иные уполномоченные госорганы, органы местного самоуправления;

2) не причиняет потерпевшим (т.е. гражданам и юридическим лицам) существенного вреда. Этим, в частности, анализируемое правонарушение отличается от состава преступления, предусмотренного в ст. 330 УК «Самоуправство» (она устанавливает уголовную ответственность за самовольное, вопреки установленному законом или иными нормативными правовыми актами порядку, совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред либо если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения). К сожалению, законодатель в данном случае не определил, какой вред следует относить к существенному. Поэтому суд с учетом всех обстоятельств дела (размера ущерба, причиненного гражданину или организации, характера физических и нравственных страданий гражданина, причиненных ему моральным вредом, явившимся следствием самоуправства, характера самого нарушенного права и т.д.) решает, относится ли вред, причиненный самоуправными действиями виновного, к существенному.

Безусловно, на практике возникнут определенные трудности в применении норм ст. 19.1 КоАП и норм ст. 14 ГК («Самозащита гражданских прав»). Различия между этими правовыми институтами можно показать в следующей таблице.

Самоуправство

(ст. 19.1)

Самозащита гражданских прав

(ст. 14 ГК)

1. Субъектом самоуправства могут быть лишь вменяемые физические лица, достигшие 16 лет (ст. 2.3, 2.8 КоАП).

1. Субъектом самозащиты могут быть как граждане, так и юридические лица (ст. 21, 30, 48-50 ГК).

2. Самоуправство налицо как при осуществлении лицом своего действительного, так и предполагаемого права.

2. Самозащита допускается только в ответ на нарушение действительных прав потерпевшего.

3. Ни о какой «соразмерности» самоуправных действий говорить нельзя.

3. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению прав лица.

4. Даже при наличии реального нарушения прав и интересов лица самовольные действия по его пресечению недопустимы.

4. Способы самозащиты не могут выходить за пределы пресечения нарушения, однако действовать в этих пределах — можно.

5. При самоуправстве виновный своими действиями пытается самовольно осуществить права не только в области гражданского права, но и в других сферах.

5. Самозащита — это действия лица только в сфере гражданских правоотношений.

О самоуправстве см. также в книге: Гуев А.Н. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (для предпринимателей). Изд. 6-е. М.: Изд-во «Библиотечка РГ», 2009. О самозащите см. подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Изд. 4-е. М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

Оконченным данное деяние считается с момента совершения. Оно совершается исключительно в виде действий.

3. Субъектами анализируемого правонарушения являются:

1) граждане (т.е. вменяемые физические лица, достигшие 16-летнего возраста);

2) должностные лица (а не организации, во главе которых они, например, стоят), см. коммент. к ст. 2.4, 2.5.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо прямым, либо косвенным умыслом (см. коммент. к ст. 2.2).

5. Анализ мер административной ответственности, предусмотренных в ст. 19.1, показывает, что:

Источник: https://base.garant.ru/5872064/c310495fb04e03cd147b58ba5fee6e32/

Разъяснение, комментарий к ст. 19.1. Самоуправство КоАП РФ

При рассмотрении ст. 19.1 КоАП РФ, важно понимать, что самоуправство – есть не что иное, как реализация субъектом нарушения своих мнимых или реальных прав, путем, противоречащим порядку их реализации, установленному нормативно.

В нормах статьи, законодатель применяет понятия действительного и предполагаемого права. Действительным признается право, установленное за субъектом законодательно, предполагаемое – присвоенное им самостоятельно ввиду заблуждения, что уже незаконно.

Спектр возможных действий, которые будут включать состав рассматриваемого нарушения, довольно обширен. Примером самоуправства может быть как незаконная перепланировка квартиры, так и самовольное занятие муниципальных территорий и т.п.

Важно понимать, что самоуправство не предполагает наступления его существенных негативных последствий – для квалификации нарушения достаточно факта нарушения. При наличии негативных последствий, действия могут быть квалифицированны как преступное самоуправство, наказание за что устанавливается нормами уголовного права.

Указанная статья предусматривает наказание, в зависимости от субъекта нарушения, которым могут быть физические и должностные лица. Форма ответственности может быть выражена в виде предупреждения и штрафа (100–500 рублей). Дела по таким нарушениям рассматриваются мировым судьей по протоколам, составленным уполномоченными органами МВД.

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777217397/

Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

— Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.

— Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.

— Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов; получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.

2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.

— Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.

— Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.

— В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.

— В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.

— В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.

7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.

Источник: http://www.KodAP.ru/razdel-2/glava-19/st-19-1-koap-rf

Приказ МВД России от 05.05.2012 N 403 (ред. от 07.11.2016) О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию

части 1 — 2 статьи 8.37, статья 13.14, части 2 — 4 статьи 14.1, части 1 и 2 статьи 14.1.1, статья 14.2, часть 1 статьи 14.4 (в части соблюдения требований законодательства об оружии), статья 14.10, статья 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему), статьи 17.10, 17.12, 19.1, 19.2, часть 1 статьи 19.3, часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.5, статьи 19.6, 19.7, 19.11, 19.20, 19.23, 20.1, 20.3, 20.5, части 4, 4.1, 4.2 и 6 статьи 20.8, статьи 20.9, 20.10, 20.12, 20.13, 20.15, статья 20.16 (в отношении частной детективной деятельности), статьи 20.17, 20.20, 20.21, 20.23, 20.24, часть 1 статьи 20.25

Приказ Министра обороны РФ от 20.02.2014 N 133 (ред. от 30.12.2014) «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета»

Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15.14, 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», пункт 9 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2006 г. N 258 «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»

<Письмо> Росприроднадзора от 21.02.2013 N ВК-03-03-36/2216 «О нарушении законодательства об экологической экспертизе при осуществлении рекультивации»

За нарушения законодательства об экологической экспертизе предусмотрена административная ответственность по ст. 8.4 КоАП РФ, за безлицензионное осуществление деятельности по ч. 2 ст. 14.1 и ч. 1 ст. 19.1 КоАП РФ, за несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления по ст. 8.2 КоАП РФ.

Приказ МВД РФ от 08.10.2002 N 963 (ред. от 27.10.2004) «О проведении организационно-технического эксперимента по отработке оптимальных форм и методов периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами» (вместе с «Временной инструкцией о порядке проведения в ходе эксперимента периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия», «Программой организационно-технического эксперимента по отработке оптимальных форм и методов проведения периодических проверок работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия», «Временными нормами положенности огнестрельного оружия и расхода патронов к нему, предназначенных для использования в ходе эксперимента») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.12.2002 N 4064)

5.1. Положений статей 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 12, 13, 17, 21, 22, 24, 25, 26 и 27 Федерального закона «Об оружии» <*>, статей 37, 38, 39, 222, 224 и 225 Уголовного кодекса Российской Федерации <**>, а также статей 19.1, 19.4 (часть 1), 19.5 (часть 1), 19.20, 19.23, 20.8 (пункты 1 и 2), 20.9, 20.12 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <***>.

Приказ МВД России от 24.06.2013 N 458 О внесении изменений в приказ МВД России от 5 мая 2012 г. N 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об административных правонарушениях и административному задержанию

2.3. Подпункты 3.2, 4.5, 5.4 после слов «части 2 и 3 статьи 14.1,» дополнить словами «части 1 и 2 статьи 14.1.1,», слова «части 2 и 3 статьи 14.1» заменить словами «части 2 — 4 статьи 14.1», слова «статья 14.15 (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе)» заменить словами «статья 14.15 (в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему)», цифры «19.1 — 19.3» заменить словами «19.1, 19.2, часть 1 статьи 19.3», цифры «19.14,» исключить.

Приказ МВД России от 29.06.2012 N 647 (ред. от 17.03.2015) Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств

21.1. Положений статей 1 — 6, 9, 12, 13, 21, 22, 24 — 27 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150 «Об оружии» <1>, статей 37 — 39, 222, 224 и 225 Уголовного кодекса Российской Федерации <2>, статей 19.1, 19.4 (часть 1), 19.5 (часть 1), 19.20, 19.23, 20.8 (части 1 и 2), 20.9, 20.12 и 20.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <3>.

Источник: https://legalacts.ru/kodeks/KOAP-RF/razdel-ii/glava-19/statja-19.1/

Комментарий к Статье 19.1 КоАП РФ

1. Объект правонарушения составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления гражданами или юридическими лицами своих действительных или предполагаемых прав. Правовую основу данных общественных отношений составляет закрепленный в федеральных законах или в иных нормативных правовых актах порядок осуществления физическими или юридическими лицами своих прав.

2. С объективной стороны данное правонарушение представляет собой деяние в форме действия. Это действия, направленные на осуществление действительного или предполагаемого права, не соответствующие закрепленному порядку осуществления данных прав. Данный состав в качестве последствий предполагает причинение несущественного вреда гражданам или юридическим лицам. Признание того или иного причиненного вреда существенным решается при рассмотрении дела в каждом конкретном случае с учетом значимости причиненного вреда для потерпевших.

Уголовный кодекс РФ предусматривает самоуправство в качестве преступления. Но есть ряд отличий. Для признания самоуправства преступлением причиненный им вред должен носить существенный характер. Если административное правонарушение противоречит порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права, то преступление противоречит порядку совершения каких-либо действий, то есть сфера посягательства административного правонарушения уже, чем сфера посягательства преступления. Кроме того, важным условием признания самоуправства преступлением выступает оспаривание гражданином или организацией правомерности совершенных действий. Уголовный закон предусматривает для самоуправства такие квалифицирующие признаки, как применение насилия или угроза его применения.

3. С субъективной стороны данное правонарушение является умышленным.

4. Субъектами правонарушения выступают индивидуальные субъекты права.

5. Дела о самоуправстве рассматриваются либо мировыми судьями, либо судьями гарнизонных военных судов, если самоуправство совершено военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы.

Другой комментарий к Ст. 19.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Действующее законодательство РФ устанавливает определенный порядок реализации субъектами своих прав и свобод. Именно на установленный законами и иными нормативными правовыми актами порядок и посягают лица, совершающие правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей. При этом в самой статье дается законодательное определение действий, называемых самоуправством, в соответствии с которым таковым признается самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществления своего действительного или предполагаемого права.

2. Объективная сторона комментируемого правонарушения заключается в осуществлении действий самовольного характера, т.е. вопреки установленному федеральным законодательством осуществлению своего действительного или предполагаемого права.

3. Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного рассматриваемой статьей, может выражаться и в форме умысла, и в форме неосторожности. При этом самоуправство не причиняет существенного вреда физическим или юридическим лицам.

4. Субъектами данного проступка выступают граждане и должностные лица. Субъектами не могут являться юридические лица, так как самоуправство должно выражаться в психологическом осознании лицом своего действительного или предполагаемого права.

Источник: http://KoAPKodeksRF.ru/rzd-2/gl-19/st-19-1-koap-rf