Алкогольное опьянение статья

Сам себе юрист

Статья 12.8. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения.
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 93-ФЗ)
2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, — влечет лишение права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. (в ред. Федерального закона от 28.07.2004 N 93-ФЗ)
3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, — влечет административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей. (часть третья введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
4. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 настоящей статьи, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок три года.
Согласно юридическому словарю опьянение в уголовном праве — это психическое состояние, вызванное употреблением алкогольных напитков, наркотических или других одурманивающих веществ; выражается в снижении способности человека отдавать отчет в своих действиях или руководить ими. Согласно п. 2.7 ПДД водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 г. № 23 указано: «По делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежит учитывать, что доказательством состояния опьянения водителя являются акт освидетельствования и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения». Учитывая, что в силу статьи 26.2 и 26.11 КоАП акт освидетельствования и акт медицинского освидетельствования являются доказательствами по делу об административном правонарушении, они должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства.
Заметим что в КоАП имеется понятие — «малозначительность». Но управление автомобилем в нетрезвом виде, даже без совершения ДТП и других противоправных действий, относиться к малозначительному правонарушению не может. Пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.11.2008 года № 23 гласит, что при назначении наказания за правонарушения, предусмотренные статьей 12.8 КоАП, надлежит учитывать, что они не могут быть отнесены к малозначительным, а виновные в их совершении лица — освобождены от административной ответственности, поскольку управление водителем, находящимся в состоянии опьянения, транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, существенно нарушает охраняемые общественные правоотношения независимо от роли правонарушителя, размера вреда, наступления последствий и их тяжести. Таким образом, для привлечения гражданина к административной ответственности по одной из частей статьи КоАП необходимо заключение о выявленном состоянии опьянения, и доказательством в данном случае будет служить акт освидетельствования или акт медицинского освидетельствования.
В организме каждого человека содержатся естественные молекулы алкоголя, которых в зависимости от индивидуальных особенностей может быть меньше либо больше. Содержание такого естественного алкоголя может достигать 0,4 промилле, или 180 мкг/л. Именно поэтому практически во всех странах мира имеется допустимый порог содержания алкоголя в крови. Таким образом, существуют не два, а как минимум три состояния водителя, которые могут быть установлены при проведении освидетельствования.
— Трезв. Признаков употребления алкоголя не установлено.
— Трезв. Установлено употребление алкоголя или же трезв, но имеются нарушения функционального состояния.
— Состояние опьянения.
Так вот, именно установленное состояние опьянения и признается основанием для привлечения водителя к административной ответственности. Состояние опьянения устанавливается:
1) Должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения, проще говоря, инспектором ДПС. Для установления состояния опьянения при наличии одного из критериев, указывающих на такое состояние, проводится проверка наличия паров этанола в выдыхаемом воздухе;
2) В медицинском учреждении врачом-психиатром, наркологом либо врачом другой специальности (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом — фельдшером), прошедшим в установленном порядке соответствующую подготовку. Для установления состояния опьянения при проведении освидетельствования исследуются клинические признаки (внешний вид, поведение, вегетативно-сосудистые реакции, двигательная сфера, запах алкоголя или других веществ изо рта и т.д.), а также проводится количественное исследование паров алкоголя в выдыхаемом воздухе с использованием одного или нескольких технических средств. В этом случае и может быть вынесено заключение о трезвости водителя, об установлении факта употребления алкоголя и, например, совокупного с этим нарушением функционального состояния гражданина.
Помните, что при проведении освидетельствования могут быть допущены значительные нарушения. Поэтому прежде чем подписывать протокол об административном правонарушении, ознакомьтесь с актом освидетельствования, выразите согласие или несогласие с результатами, получите его копию и сделайте соответствующие записи в графе «объяснения лица, привлекаемого к ответственности». Большинство водителей волнует, насколько сильно и в каких количествах употребление алкоголя влияет на управление автомобилем и, главное, через какой промежуток времени после употребления алкоголя можно сесть за руль, чтобы быть полностью уверенным в том, что у вас в худшем случае будет выявлена та самая допустимая доза. Ниже приведена классификация опьянения:
— 0,2-0,5 промилле. Это крайне малая и зачастую остаточная доза. Серьезного влияния она не оказывает, однако при таком содержании алкоголя невозможно точно определить расстояние до едущих навстречу машин, езда становится более рискованной, не соблюдается безопасная дистанция между движущимися объектами.
— 0,5—0,8 промилле. В этом промежутке определение расстояния до объектов становится ошибочным. При изменении условий освещения, особенно в темное время, ухудшается возможность глаз быстро перестраиваться и приспосабливаться к этому изменению. Снижается быстрота реакции и ослабляется внимание. Нарушается равновесие.
— 0,8—1,2 промилле. Состояние расслабленности, иногда подавленности. Угол зрения значительно сужается, расстояние до объектов оценивается неправильно. Некоторые предметы водитель просто не видит в темное время суток.
— 1,2—2,4 промилле. Управление автомобилем в таком состоянии становится хаотичным. Держать полосу практически невозможно. Реакция замедлена. Равновесие нарушено. Теряется ориентация в пространстве. Водитель может начать путать педали, переключение скоростей, терять управление другими приборами. Не исключен сон за рулем.
Одно дело, когда водитель сразу садится за руль, и совсем другое, когда после употребления спиртного человек ложится спать и, будучи отдохнувшим, в нормальном состоянии утром управляет автомобилем. Здесь важно понимать, как алкоголь выводится из организма и как способствовать ускорению данного процесса. Алкоголь перерабатывается печенью. Средняя скорость этого процесса в мужском организме составляет 0,10-0,15 промилле/ч, в женском — 0,085-0,10. Максимальная скорость вывода из организма равна 0,3 промилле/ч, но этот процесс, равно как и процесс физического состояния, отождествляемого с опьянением, крайне индивидуален. Исходя из скорости выведения алкоголя можно прийти к выводу, что после серьезного употребления алкогольных напитков потребуется значительное время для полного протрезвления и избавления от так называемых остаточных явлений. Каждый организм индивидуален, и внутренние органы работают у всех по-разному. Следовательно, можно вооружиться индивидуальным алкотестером и, прежде чем сесть за руль, самостоятельно пройти проверку, а в случае чего отказаться от поездки или перенести ее на более позднее время. Кто-то трезвеет очень быстро, а кто-то медленно, поэтому во избежание проблем с законом следует забыть о том, что, выпив бутылку пива, можно садиться за руль. Даже подув в персональный алкотестер и увидев там цифры 0,22, не спешите радоваться. Проведите еще одну проверку спустя 30 мин — не исключено, что очередным показателем станет 0,35 или даже 0,4 промилле..
Полезные страницы:

1. Подставы на дорогах

2. Основания для медицинского освидетельствования

3. Инструкция по проведению медицинского освидетельствования
На Главную

Источник: http://www.samsebeyurist.ru/avto/254-alkogolnoe-opijnenie-po-koap.html

О чем говорит кодекс

В статье 20.21 КоАП РФ четко сказано, что пьяного можно оштрафовать, если он во время пребывания в местах общего пользования нарушал порядок, или если его действия поставили под угрозу безопасность окружающих людей или его самого. В таких ситуациях за появление в общественных местах в состоянии опьянения человек может быть наказан штрафом, размер которого составляет от пятисот до полторы тысячи рублей или изоляцией от общества сроком до пятнадцати дней.

Примером таких ситуаций могут быть агрессивные действия пьяного человека, или когда его одежда порвана, неприятно пахнет, а сам он постоянно падает или сильно шатается. Еще одним поводом выписать штраф является момент, когда пьяный уснул на скамейке или на траве газона.

Такие действия могут серьезно повредить здоровью пьяного, поставить его жизнь под угрозу. Поэтому, чтобы предупредить такую ситуацию, он должен знать: согласно статье 20.21 КоАП, ему могут выписать штраф за нахождение на улице в неадекватном состоянии. Поэтому прежде чем выпить, он должен принять меры, чтобы этого не произошло.

Когда нельзя штрафовать

Если человек выпил, но не привлекает к себе внимания и не создает дискомфорта для окружающих его людей или каких-либо других неприятностей, он может быть спокоен. Статья 20.21 КоАП штрафа в этой ситуации не предусматривает, даже если все признаки говорят, что он не трезв. Поэтому если пьяный был остановлен полицией, когда спокойно шел домой, никого не трогал, представители правопорядка задерживать его, ссылаясь на статью КоАП, не имеют права.

О том, что человек пьян, можно определить по следующим признакам:

  • исходящий от пьяного запах спиртного;
  • плохая координация, шаткая походка;
  • явно нарушенная концентрация внимания;
  • проблемы с речью;
  • дрожание рук, ног или всего тела;
  • агрессивное поведение;
  • покраснение кожи;
  • нездоровый блеск глаз.

Чтобы человека оштрафовать, косвенных признаков, основанных на внешнем осмотре, недостаточно: факт опьянения нужно доказать. Для этого задержанный должен пройти освидетельствование на определение опьянения с помощью алкотестера. Если устройства у полицейских нет, для определения нетрезвости задержанного должны направить в медицинское учреждение, чтобы стадию опьянения установили врачи.

Что такое медицинское освидетельствование

Процедура медицинского освидетельствования хорошо известна сотрудникам ГБДД, а также водителям. Если признаки указывают о нахождении человека в состоянии опьянения, ему дают подышать в трубку устройства, чтобы определить количество спирта в парах выдыхаемого воздуха. Если факт нетрезвости подтвердится, но водитель не согласится с результатами, его направляют на медицинское освидетельствование, которое должен сделать врач, имеющий специальное разрешение.

После определения состояния алкогольного опьянения специалист составляет акт, в котором указывает, трезв человек или нет, и отмечает, сколько промилле обнаружено в крови при их наличии. Затем эти данные может использовать сотрудник полиции для составления протокола или человек на свою защиту, если освидетельствование показало, что он трезв.

Поэтому сотрудники полиции не могут выписать штраф, ссылаясь лишь на статью 20.21КоАП РФ и составив протокол только на основании косвенных признаков факта опьянения (шаткая походка, запах алкоголя изо рта). Это определение доказательством не является, в чем на суде сможет убедить суд любой адвокат. Поэтому судья будет интерпретировать этот момент в пользу обвиняемого и закрыть дело из-за отсутствия улик.

Где нельзя пить

Другое дело, если человек был задержан во время продажи алкогольных напитков или их распивания в неположенных местах. Этот момент регулирует уже не КоАП, а Федеральный закон (ФЗ №171, статья 16, пункты 2 и 3).

В Законе четко указаны места, где нельзя употреблять алкогольные напитки любой крепости:

  • в садиках, детских площадках, школах и других детских учреждениях;
  • в культурных, образовательных, медицинских заведениях;
  • в любом транспорте, который используется в общественных целях (в т. ч., поездах и самолетах);
  • на остановках, вокзалах, в аэропортах;
  • на спорткомплексах;
  • на рынках и в магазинах;
  • в парках, парковых зонах;
  • на заправочных автостанциях;
  • в кинозалах, театрах, музеях;
  • в подъездах, лифтах, дворах жилых домов;
  • на пляжах.

Если было обнаружено нахождение человека в вышеупомянутых местах во время распивания алкоголя, ему грозит штраф от 100 до 1 тыс. рублей (сумма может быть больше, поскольку государство постоянно ужесточает меры по борьбе с пьянством). Если человек будет пить спиртное в других точках, оштрафовать его не имеют право.

Следует знать, что список мест, где нельзя распивать алкоголь, постоянно пополняется, поэтому проще сказать, где пить спиртное точно можно. Закон разрешает распивать алкоголь дома, а также в специально предназначенных заведениях (ресторанах, кафе, барах), которые имеют право на торговлю спиртным на разлив. В этой ситуации надо учитывать, что полицейский имеет право выписать штраф лишь в том случае, если застал момент, когда человек пил алкоголь.

Если он был обнаружен полицией с открытой бутылкой в руке или возле него находилась распитая рюмка, поводов утверждать, что человек пил алкоголь в непредназначенном месте нет, и под статью он не попадает.

Но если сотруднику правопорядка удастся доказать факт употребления алкоголя, будет составлен протокол, данные о нарушении внесены в базу данных, и задержанный будет считаться лицом, которое привлекалось к административной ответственности. Когда этот срок истечет, этот статус снимают, но сведения о правонарушении из базы данных никуда не деваются, поэтому могут быть приняты во внимание при устройстве на работу (например, в органы).

Если пойман несовершеннолетний

С несовершеннолетними ситуация иная. В КоАп, а также в Федеральном Законе, четко указано, что если подросток был обнаружен пьяным, или оказался пойман во время распития спиртного, родителям грозит штраф от 1,5 до 2 тыс. рублей. Самого подростка могут привлечь к административной ответственности лишь по достижению им шестнадцатилетнего возраста (статья 20.22 КоАП). Тем не менее, несовершеннолетнего ставят на учет в детскую комнату полиции, и инспектор будет его периодически проверять. Если полиция сможет найти продавца, который нарушил закон, и продал несовершеннолетнему спиртное, он также будет оштрафован.

Родители будут оштрафованы даже в том случае, если считали, что ребенок был на секции и не подозревали о его действительном местонахождении и действиях. Таким методом государство намекает, что воспитанию ребенка надо уделять больше времени.

Источник: http://alkogol03.ru/poleznoe/koap-za-poyavlenie-v-obschestvennom-meste.html

Новая редакция Ст. 20.21 КоАП РФ

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Другой комментарий к Ст. 20.21 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом данного правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица.

2. Особенность объективной стороны данного правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (грубые выкрики, непристойная жестикуляция, неопрятный вид, мокрая, грязная, расстегнутая одежда, вызывающая брезгливость и отвращение, утрата чувства стыда, нарушение координации движения или полная беспомощность при бесчувственном состоянии).

Под общественным местом в диспозиции рассматриваемой статьи понимаются: улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования и другие общественные места, где наблюдается скопление людей (см. п.2 комментария к ст.20.20). Под общественным местом в данном случае понимаются также организации торговли и общественного питания, где разрешена продажа алкогольной продукции в розлив.

Если появление в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или другими подобными действиями, ответственность должна наступать за мелкое хулиганство по ст.20.1 КоАП РФ.

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

4. Правонарушение выражается в форме умысла.

  • Вверх

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Комментарий к статье 20.21 КоАП РФ:

1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.

4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 365-ФЗ.

Комментарий к статье 20.21 КоАП РФ

1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей Кодекса, являются общественный порядок и общественная безопасность, а также здоровье и даже жизнь людей (например, обморожение в сильные морозы), которые, появляясь в общественных местах в состоянии сильного опьянения, создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих.

Важное значение данной статьи в обеспечении соблюдения правопорядка отметил Конституционный Суд РФ, подчеркнув, что норма этой статьи направлена на защиту общественного порядка, общественной нравственности, на устранение опасности для жизни и здоровья людей, которые в состоянии опьянения создают реальную угрозу как для самих себя, так и для окружающих (см. Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2003 г. N 328-О «Об отказе в принятии жалобы гражданина Парского Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав статьей 20.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

2. К общественным местам, где запрещено появление в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, относятся улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, а также дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов; зрелищные предприятия (театры, кинотеатры, дворцы культуры); пляжи и т.п.

3. Появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, является правонарушением независимо от того, употреблялись ли спиртные напитки в ресторане, дома или в гостях. Если последние распивались в общественном месте, то в действиях гражданина могут одновременно иметь место два последовательно совершаемых правонарушения, предусмотренные ст. 20.20 и комментируемой статьей Кодекса.

4. Особенность объективной стороны рассматриваемого правонарушения заключается в том, что лицо находится в общественном месте не просто в пьяном виде, а оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в частности, если поведение лица в состоянии опьянения явно нарушает общепризнанные нормы (непристойные высказывания или жесты, грубые выкрики, назойливое приставание к гражданам и т.п.); нарушитель находится в общественном месте в неприличном виде (грязная, мокрая, расстегнутая одежда, неопрятный внешний вид, вызывающий брезгливость и отвращение); из-за опьянения лицо полностью или в значительной степени утратило способность ориентироваться (бесцельно стоит или бесцельно передвигается с места на место, нарушена координация движений и т.п.; полная беспомощность пьяного (бесчувственное состояние)).

5. Для квалификации правонарушения по данной статье Кодекса не имеет значения, в результате употребления каких напитков или препаратов лицо пришло в состояние опьянения.

6. Субъектами рассматриваемого административного правонарушения могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста.

7. Субъективную сторону комментируемого состава образуют умышленные действия виновного.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) или судьи, если возникает вопрос о применении административного ареста (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 20.21 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 20.21 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Источник: https://abatec.ru/administrative-responsibility-for-alcoholic-intoxication/

До принятия КоАП действовал механизм, позволявший сотрудникам ГИБДД проводить освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения, не прибегая к помощи врачей. Однако, как казалось законодателю при принятии нового Кодекса, такой механизм не обеспечивает высокого уровня защиты прав и законных интересов участников дорожного движения. Поэтому в первоначальной редакции ст. 27.12 КоАП было предусмотрено обязательное медицинское освидетельствование на состояние опьянения, проводимое организациями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление этого вида медицинской деятельности. Вместе с тем с учетом длительности и трудоемкости такой процедуры Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ сотрудникам ГИБДД было вновь предоставлено право самостоятельно проводить освидетельствование водителей на состояние опьянения. В связи с этим в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП было закреплено: “Лицо, управляющее транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения”.

Согласно ч. 6 ст. 27.12 КоАП освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение данного законодательного положения Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475 утверждены Правила применения вышеназванных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которые содержат ряд принципиальных положений. Перечислим основные из них.

Первое. Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежат только те водители транспортных средств, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. В качестве таких оснований установлено наличие одного или нескольких следующих признаков:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы;

в) нарушение речи;

г) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

д) поведение, не соответствующее обстановке (п. 3 Правил).

Второе. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, а в отношении водителей транспортных средств Вооруженных Сил РФ, внутренних войск МВД РФ, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти – также должностными лицами военной автомобильной инспекции (п. 4 Правил). Основную часть указанных должностных лиц составляют инспекторы ДПС ГИБДД МВД России.

Третье. Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется с использованием технических средств измерения, обеспечивающих запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенных к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений (п. 5 Правил). Таким образом, исключается возможность проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием специальных технических средств индикации (например, индикаторных трубок “Контроль трезвости”), не обеспечивающих количественное определение содержания этанола в выдыхаемом воздухе, что создает дополнительные гарантии объективного определения состояния алкогольного опьянения с использованием современных измерительных приборов. В качестве таковых в настоящее время применяются портативные анализаторы концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе. Перечень основных технических средств, используемых в деятельности Госавтоинспекции для обеспечения доказательств по делу об административных правонарушениях, определен в письме Департамента ОБДД МВД России от 31.07.2008 N 13/п-1962 <1>. В их числе – алкотестеры “АКПЭ-01М”, “Lion Alcolmetr SD-400”, “Алкотектор PRO-100”, “Алкотектор PRO-100 combi”, “Alcotest 7410 Plus Com”, “Alcotest 6810” и др., позволяющие с высокой точностью установить количественное содержание этанола в выдыхаемом воздухе (как правило, погрешность прибора составляет 0,04-0,05 мг/л воздуха).

——————————–

<1> Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2008 г. // БВС РФ. 2009. N 2.

Четвертое. В результате изменений, внесенных в ст. ст. 12.8 и 27.12 КоАП Федеральным законом от 23.07.2013 N 196-ФЗ, установившим предельно допустимую норму содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе в количестве, превышающем возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, в п. 8 Правил освидетельствования лиц, управляющих транспортными средствами, на состояние опьянения и оформления его результатов ныне закреплено, что факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей указанную величину. В силу п. 9 Правил результаты освидетельствования на состояние алкогольного опьянения отражаются в акте освидетельствования на состояния алкогольного опьянения, форма которого утверждена Приказом МВД России от 04.08.2008 N 676. Копия данного акта выдается водителю транспортного средства, в отношении которого проведено освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. К указанному акту приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования.

При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии с результатами освидетельствования, а также при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения лицо, управляющее транспортным средством, подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения подробно регламентирован разделом 4 Правил. Наиболее важные положения этого раздела состоят в следующем.

Первое. Медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности. Освидетельствование может проводиться как непосредственно в медицинских организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных медицинских пунктах, соответствующих требованиям, установленным Минздравсоцразвития России.

Второе. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения проводится только врачом, имеющим специальную подготовку, а в сельской местности при невозможности его проведения врачом – фельдшером, имеющим специальную подготовку.

Третье. Определение состояния опьянения проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Минздрава РФ. В настоящее время должностные лица медицинских учреждений, проводящие медицинское освидетельствование на состояние опьянения, руководствуются Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”.

Что следует понимать под отрицательным результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП, при котором водитель транспортного средства подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения при наличии у него внешних признаков опьянения, с учетом примечания к ст. 12.8 КоАП?

До вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ, установившего количественные характеристики состояния опьянения с учетом уровня содержания алкоголя в выдыхаемом воздухе (0,16 мг/л выдыхаемого воздуха), под отрицательным результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП понималось: а) полное отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе; б) наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, не превышающей допустимую погрешность прибора, используемого для проведения освидетельствования.

Это объяснялось тем, что после отмены в 2010 г. нормативного определения состояния опьянения, включавшего указание на запрещенный уровень содержания алкоголя в организме водителя (0,15 мг/л выдыхаемого воздуха или 0,3 мг/л крови), и до принятия вышеназванного Закона КоАП устанавливал фактически нулевой порог концентрации алкоголя, любое превышение которого уже являлось достаточным основанием для признания лица находящимся в состоянии алкогольного опьянения и привлечения его к административной ответственности по нормам ст. 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП.

Учитывая, что в настоящее время факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха, под отрицательным результатом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в диспозиции ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП необходимо понимать как полное отсутствие алкоголя в выдыхаемом воздухе (0 мг/л выдыхаемого воздуха), так и наличие алкоголя в количестве, не превышающем 0,16 мг/л выдыхаемого воздуха без учета максимально допустимой погрешности технического средства измерения.

Аналогичный подход следует применять и в том случае, когда речь идет об отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 12 Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308).

Вправе ли должностное лицо органа ГИБДД направить водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, не предложив ему пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения? В связи с этим является ли отсутствие в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. ч. 1 или 2 ст. 12.26 КоАП, сведений об отказе водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо отсутствие у сотрудника ДПС соответствующего технического средства измерения обстоятельством, исключающим возможность привлечения водителя к административной ответственности по нормам данной статьи КоАП за отказ от прохождения медицинского освидетельствования?

В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП к водителю, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, либо в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.24 КоАП, могут быть применены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в виде освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В качестве достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения и оформления их результатов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475, устанавливают наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке (п. 3). При этом ни Кодекс, ни Правила не содержат норм, исключающих возможность проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения на месте. Более того, согласно ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП и п. 10 Правил направление водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование возможно при наличии у него лишь внешних признаков опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что должностные лица органов ГИБДД, уполномоченные осуществлять государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, вправе направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения каждого водителя транспортного средства только на основании наличия у него внешних признаков опьянения, указанных в п. 3 Правил.

В настоящее время данные положения прочно вошли в практику Верховного Суда РФ, который исходит из того, что отсутствие в протоколе по об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 или ч. 2 ст. 12.26 КоАП, сведений об отказе водителя от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо отсутствие у сотрудника ДПС соответствующего технического средства измерения не является обстоятельством, исключающим возможность привлечения водителя к административной ответственности по нормам данной статьи за отказ от прохождения медицинского освидетельствования <1>.

——————————–

<1> Справедливости ради отметим, что в решении Верховного Суда РФ от 17 июня 2009 г. N ГКПИ09-554 по делу об оспаривании п. 2 Правил свидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, выражена принципиально иная позиция по рассматриваемому вопросу. В нем, в частности, указано, что “пункт 2 Правил не предусматривает возможности направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения без предварительного освидетельствования на состояние алкогольного опьянения”. Однако эта позиция не находит своего подтверждения в практике Верховного Суда РФ по делам об административных правонарушениях. См., например: Постановление Верховного Суда РФ от 11 января 2010 г. по делу N 58-АД09-7.

Аналогичная позиция реализуется и в практике региональных судов. Приведем пример.

Постановление

(извлечение)

Заместитель председателя Московского городского суда А.Н. Дмитриев, рассмотрев надзорную жалобу Д. в защиту К. на Постановление мирового судьи судебного участка N 268 Южнопортового района города Москвы от 5 августа 2011 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 11 октября 2011 года по делу об административном правонарушении,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка N 268 Южнопортового района города Москвы от 5 августа 2011 года К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 (один) год 7 (семь) месяцев.

Решением судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 11 октября 2011 года вышеуказанное Постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба К. – без удовлетворения.

В надзорной жалобе защитник Д. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу, ссылаясь на то, что: К. не находился в состоянии алкогольного опьянения; ему не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте; акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения не может являться допустимым доказательством, поскольку в нем не учтена погрешность прибора, с помощью которого было проведено исследование; протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения противоречат друг другу; при составлении протокола об административном правонарушении К. не были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, и положения ст. 51 Конституции РФ; по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу К.; дело об административном правонарушении и жалоба рассмотрены судебными инстанциями не всесторонне и не объективно.

Проверив представленные материалы, изучив доводы надзорной жалобы, нахожу постановление мирового судьи судебного участка N 268 Южнопортового района города Москвы от 5 августа 2011 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 11 октября 2011 года законными и обоснованными.

При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что 30 апреля 2011 года в 10 часов 20 минут К., управляя автомобилем марки <…>, государственный регистрационный знак <…>, следовал по ул. Карла Маркса в городе Данков Липецкой области, находясь в состоянии алкогольного опьянения, чем нарушил п. 2.7 ПДД РФ, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ.

Факт совершения К. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и его виновность подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении, протоколом о направлении на медицинское освидетельствование, актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения, согласно которому у К. установлено состояние алкогольного опьянения, протоколом об отстранении К. от управления транспортным средством, письменными объяснениями инспекторов ГИБДД В. и Л.

Довод защитника Д. о том, что К. не предлагалось пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения на месте, основан на неверном толковании закона, поскольку ст. 27.12 КоАП РФ не содержит указания на необходимость обязательного проведения сотрудником полиции предварительного освидетельствования водителя транспортного средства на состояние алкогольного опьянения на месте до направления его на медицинское освидетельствование. Из представленных материалов, в частности из протокола о направлении К. на медицинское освидетельствование, следует, что основанием для применения к нему данной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении послужило наличие у К. признака алкогольного опьянения – запах алкоголя из полости рта. Согласно Правилам освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 475, наличие такого признака уже являлось достаточным основанием для направления К. на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену вынесенных судебных актов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,

постановил:

Постановление мирового судьи судебного участка N 268 Южнопортового района города Москвы от 5 августа 2011 года и решение судьи Лефортовского районного суда города Москвы от 11 октября 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, в отношении К. оставить без изменения, надзорную жалобу защитника Д. – без удовлетворения.

Заместитель председателя

Московского городского суда

А.Н.Дмитриев <1>

——————————–

<1> Постановление Московского городского суда от 23 марта 2012 г. N 4а-229/12.

В рассмотренной ситуации особое внимание следует обратить на то, что в протоколе об административном правонарушении должен быть указан хотя бы один внешний признак опьянения из числа названных в п. 3 Правил. В противном случае такой протокол не может служить допустимым доказательством и при подготовке дела к рассмотрению подлежит возвращению в орган, его составивший, для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП).

Вправе ли сотрудник органа ГИБДД провести освидетельствование водителя на состояние алкогольного опьянения не на месте отстранения его от управления транспортным средством, а на ближайшем посту ДПС или в ином помещении органа внутренних дел, где имеется соответствующее техническое средство измерения? Подлежит ли административной ответственности по ст. 12.26 КоАП водитель, отказавшийся от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения в связи с невозможностью его проведения на месте отстранения от управления транспортным средством?

В целях пресечения административных правонарушений в области дорожного движения должностным лицам органов ГИБДД, уполномоченным осуществлять государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств, предоставлено право проводить освидетельствование лиц, управляющих транспортными средствами, на состояние алкогольного опьянения. Основания и порядок применения данной меры обеспечения установлены в ст. 27.12 КоАП и конкретизированы в Правилах освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 N 475.

Как следует из содержания раздела I Правил, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. Указаны также признаки, свидетельствующие о нахождении водителя в состоянии опьянения, названы должностные лица, уполномоченные проводить такое освидетельствование, определен порядок освидетельствования с применением технических средств измерения. В то же время ни в КоАП, ни в Правилах ничего не говорится о месте проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Этот вопрос регулируется п. 131 Административного регламента, согласно которому освидетельствование на состояние алкогольного опьянения осуществляется непосредственно на месте отстранения водителя от управления транспортным средством либо (в случае отсутствия в распоряжении сотрудника указанного технического средства измерения) на ближайшем посту ДПС, в ином помещении органа внутренних дел, где такое средство измерения имеется.

Данные положения Регламента в полной мере соответствуют требованиям названных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. При этом они не предусматривают право сотрудников полиции принудительно доставлять или препровождать водителей для освидетельствования на ближайший пост ДПС или в иное помещение органа внутренних дел <1>. Поэтому если водитель отказался туда проследовать, то в силу ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП сотрудник полиции должен направить его на медицинское освидетельствование на состояние опьянения в медицинское учреждение.

Источник: https://narodirossii.ru/?p=7871