Арест как вид наказания состоит в

Арест как вид уголовного наказания: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

ЮРИСПРУ Д ЕН0ИЯ

ydK 343.24/.29 ББК 67.408.02 T 65 А.И. Трахов,

председатель Верховного суда РА, доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой уголовного права юридического факультета Адыгейского государственного университета, заслуженный юрист России и РА, тел. 8(8772) 52-74-25

З.М. Бешукова,

кандидат юридических наук, ассистент кафедры уголовного права юридического факультета Адыгейского государственного университета, тел. 8-918-421-13-72, E-mail: zarema_b2008@mail.ru

Арест как вид уголовного наказани я: проблемы и перспективы

(Рецензирована)

Аннотация. С2а2ья посвящена правовому регулированию применения арес2а как вида уголовного наказания. Ав2оры делаю2 вывод, ч2о сис2ема уголовных наказаний в нас2оящий момен2 деформирована и не являе2ся целос2ным, единым образованием, а предс2авляе2 собой разрозненный перечень видов наказаний, не соо2ве2с2вующий социально-экономической и поли2ической обс2ановке в РФ. В резуль2а2е анализа ак2уальных проблем применения арес2а ав2орами обосновывае2ся предложение об его исключении из сис2емы уголовных наказаний.

Ключевые слова: наказание, арес2, гуманизация наказания, справедливос2ь, лишение свободы, услови с2рогой изол ции.

A.I. Trakhov,

Z.M. Beshukova,

Arrest as a type of criminal punishment: problems and prospects

Keywords: punishment, arrest, punishment humanization, justice, imprisonment, conditions of strict isolation.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Модернизационные процессы среди прочих отраслей затронули и сферу уголовного права. Одним из приоритетных направлений модернизации уголовно-правового законодательства Российской Федерации выступает реформирование системы наказаний . Учитывая современные тенденции

в экономике и социальной жизни, в стране проводится политика поэтапной гуманизации наказания за совершение одних преступлений при одновременном ужесточении наказания за совершение других. Глубина и важность данного вопроса требует комплексного подхода. Представляется, что при реформировании положений Уголовного кодекса (далее — УК РФ) в указанной области следует руководствоваться воззрения ми некоторых классиков теории наказани я. Так, например, Ч. Беккариа писал, что «одно из самых действительных средств, сдерживающих преступлени я, заключаетс я не в жестокости наказаний, а в их неизбежности и, следовательно, в бдительности властей и в той суровости неумолимого судьи, котора только тогда становитс полезной добродетелью, когда он применяет кроткие законы. Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного на-казани произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность.<…> Показывать лю-дя м, что можно прощать преступления, что наказание не вл етс необходимым их последствием, значит питать в них надежду на безнаказанность и заставлять думать, что, раз может быть дано прощение, исполнение наказания над теми, кого не простили, вл етс скорее злоупотреблением силы, чем про в-лением правосудия» .

Система уголовных наказаний нуж-даетс в существенной доработке, котора позволила бы обеспечить эффективное исполнение в равной степени уголовно-исполнительными органами всех видов наказаний, перечисленных в уголовном законодательстве, а также внедрить иные альтернативные наказанию меры уголовно-правового воздей-стви .

В соответствии со ст. 43 УК РФ «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда». Наказание примен я етс я к лицу, признанному виновным в совершении преступлени , и заключаетс в предусмотренных УК РФ лишении или ограничении прав и свобод этого лица.

Арест входит в систему наказаний по действующему УК РФ и заключается в содержании осужденного в усло-ви х строгой изол ции от общества и устанавливаетс на срок от одного до шести мес цев. В случае замены об -зательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца (ст. 54 УК РФ).

Нормы об аресте должны были быть введены в действие федеральным законом по мере создани арестных домов, но не позднее 2006 года, о днако по состо я нию на 2012 год арестные дома так и не были созданы, а нормы об аресте не примен ютс . Вместе с тем действующее уголовное законодательство предусматривает возможность весьма широкого применени ареста. В Особенной части УК РФ содержитс я 134 преступлени , за совершение которых предусмотрено наказание в виде ареста. К ним относя тся:

1) преступлени я против жизни и здоровья — ч. 1 ст. 112, ч. 1 ст. 115, ч. 2 ст. 115, ч. 1 ст. 116, ч. 2 ст. 116, ч. 1 ст. 118, ч. 1 ст. 119, ч. 1 ст. 121, ч. 1 ст. 122, ч. 1 ст. 124, ст. 125 УК РФ;

2) преступлени против свободы, чести и достоинства личности — ч. 1 ст. 127;

3) преступлени против конституционных прав и свобод человека и гражданина — ч. 1 ст. 137, ч. 2 ст. 137,ч. 2 ст. 138, ч. 1 ст. 139, ч. 3 ст. 139, ч. 2 ст. 141, ч. 1 ст. 146, ч. 2 ст. 147, ст. 148 УК РФ;

4) преступлени против семьи и несовершеннолетних — ч. 1 ст. 151, ч. 2 ст. 151, ст. 154, ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 2 ст. 157 УК РФ;

5) преступлени против собственности — ч. 1 ст. 158, ч. 1 ст. 159, ст. 161, ч. 1 ст. 163, ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167 УК РФ;

6) преступлени в сфере экономической де тельности — ч. 2 ст. 169, ч. 1 ст. 171, ч. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177, ч. 1 ст. 179, ч. 1 ст. 184, ч. 3 ст. 184, ст. 192, ч. 1 ст. 195, ч. 2 ст. 195, ч. 3 ст. 195, ч. 1 ст. 198, ч. 1 ст. 199, ч. 1 ст. 1991 УК РФ;

7) преступлени против интересов службы в коммерческих и иных орга-низаци я х — ч. 1 ст. 201, ч. 1 ст. 202, ч. 2 ст. 202, ч. 1 ст. 204, ч. 2 ст. 204 УК РФ;

8) преступлени против обще-

ственной безопасности — ст. 207, ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 214, ч. 1 ст. 220, ч. 1 ст. 222, ч. 4 ст. 222, ст. 224, ч. 1 ст. 225 УК РФ;

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

9) преступлени против здоровь населени и общественной нравственности — ч. 1 ст. 230,ч. 1 ст. 244, ч. 2 ст. 244, ч. 1 ст. 245 УК РФ;

1 0) экологические преступлени — ч. 1 ст. 250, ч. 1 ст. 251, ч. 1 ст. 252, ч. 1 ст. 256, ч. 2 ст. 256, ч. 1 ст. 258 УК РФ;

11) преступлени против безопасности движени я и эксплуатации транспорта — ч. 1 ст. 263, ч. 1 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 268, ч. 1 ст. 269, ст. 271 УК РФ;

12) преступлени я в сфере компьютерной информации — ч. 2 ст. 272 УК РФ;

13) преступлени я против основ конституционного строя и безопасности государства — ч. 1 ст. 280, ч. 1 ст. 2822, ч.2 ст. 2822, ст. 283, ст. 284 УК РФ;

14) преступлени я против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправлени — ч. 1 ст. 285, ч. 1 ст. 2851, ч. 1 ст. 2852, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 2861, ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289, ч. 1 ст. 292, ч. 1 ст. 293 УК РФ;

15) преступлени я против правосу-ди — ч. 1 ст. 294, ч. 2 ст. 294, ч. 2 ст. 296, ч. 1 ст. 297, ч. 2 ст. 297, ч. 1 ст. 301, ч. 1 ст. 303, ч. 1 ст. 306, ч. 1 ст. 307, ст. 308, ч. 1 ст. 309, ч. 2 ст. 309, ст. 310, ч. 1 ст. 311, ч. 1 ст. 312, ст. 315, ст. 316 УК РФ;

16) преступлени я против пор ядка управлени — ч. 1 ст. 318, ч. 1 ст. 320,

ч. 1 ст. 323, ст. 324, ч.1 ст. 325, ч. 2

ст. 325, ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 327, ч. 1

ст. 328, ч. 2 с. 328, ч. 2 ст. 329, ч. 1

ст. 330, ч. 2 ст. 330 УК РФ;

17) преступлени я против военной службы — ч. 1 ст. 332, ч. 3 ст. 332, ч. 1 ст. 337, ч. 1 ст. 339, ч. 1 ст. 342,

ч. 1 ст. 343, ст. 344, ч. 1 ст. 346, ст. 347, ст. 348, ч. 1 ст. 350.

Как видим, законодателем не предусмотрено наказание в виде ареста только за преступлени против половой неприкосновенности и половой свободы личности, а также за преступления против мира и безопасности человечества. Напомним, что арест, по замыслу законодател я, должен был примен я ться в качестве наказани за преступлени небольшой и средней тя жести, альтернативного лишению свободы. До вне-сени изменений в УК РФ Федеральным законом №97-ФЗ от 4 мая 2011 г. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушени х в св зи с совершенствованием государственного управлени в области противодействи коррупции» это действительно было так. Теперь же сто десять преступлений из вышеперечисленных преступлений относ тс к категории небольшой т я жести, а двадцать три — к категории средней тя жести и одно — к категории тяжких (преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 204 УК РФ).

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Арест как вид уголовного наказания , на наш взгляд, характеризуется следующими недостатками:

1) арест в определенной степени дублирует по своим карательным свойствам лишение свободы. А.И. Трахов справедливо отмечает, что арест пред-ставл ет собой разновидность лишени свободы и выделяет ря д его недостатков. Так, «примен я я краткое лишение свободы, нельз забывать и о том, что «тюрьмы порт я т». Осужденный ока-зываетс в среде преступников. Кто будет его «исправл я ть»? Сокамерники или администрация арестного учреж-дени ?» .

Исправительные учреждения как были, так и остаютс тюремными

университетами, со своими «авторитетами», «ворами в законе», со своей тюремной субкультурой.

Кроме того лишение свободы должно соединя ться с особым педагогическим, воспитательным воздействием, процессом трудового воздействи . Следует согласиться с профессором А.И. Траховым, что ничего этого при краткосрочном лишении свободы быть не может. А одним устрашением человека исправить нельзя . В этой связи эффективное специальное предупредительное воздействие ареста, благодаря кратковременной строгой изол ции, весьма сомнительно.

2) В соответствии с действующим принципом построени системы наказаний в ст. 44 УК РФ виды наказаний расположены от менее строгого вида наказани к более строгому. Более строгий вид наказани из числа предусмотренных за совершенное преступление назначаетс только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказани (ч. 1 ст. 60 УК РФ). Таким образом, арест в данной системе вл -етс менее строгим видом наказани по сравнению с лишением свободы на определенный срок. Вместе с тем по услови м исполнени арест гораздо суровее лишени свободы на определенный срок .

А.А. Коробеев отмечает, что «арест есть классическая разновидность при-мен емых в пенитенциарии мер так называемого » шокирующего характера». Нет сомнени в том, что законодатель, ввод это наказание в систему мер борьбы с преступностью, рассчитывал, что арест окажет на определенную категорию преступников сильное психологическое воздействие, что они впредь не только сами не будут, но и другим «закажут» не совершать подобного. Конечно же, сам факт пребывания в тюремном учреждении со столь жестким режимом на многих может подействовать «отрезвляюще» .

А.Л. Дзигарь считает, что «краткосрочное лишение свободы при отбывании его в существующих режимных условиях, то есть при проживании в

общежити я х, свободном передвижении по территории колонии и тех развлекательных меропри ти х, которые существуют в колони х, неэффективно и не отвечает цел м уголовного наказани . Осужденный не получает того карательного зар да, который бы останавливал его на пути к постпенитенциарному рецидиву. Преступник не исправляется, а становитс еще более морально развращенным» .

Анализируя указанные позиции, можно согласиться с тем, что жесткие условия исполнения ареста по сравнению с лишением свободы были вполне обоснованными и целесообразными на момент введения в действие УК РФ. Однако, на наш взгляд, в современных условия х данное положение уже не соответствует принципу справедливости. Так, во-первых, в результате реформы 2003 года минимальный срок наказа-ни я в виде лишения свободы снижен с шести месяцев до двух; во-вторых, изменени ми, внесенными в УК РФ в 2011 году, в большинстве статей УК исключены нижние пределы санкций.

В услови х гуманизации уголовного законодательства система наказаний должна быть адекватной. В результате изменений, внесенных в УК РФ, наказание в виде лишени свободы ва-рьируетс , например, в санкции ч. 1 ст. 119 УК РФ — от 2 мес цев до 2 лет, а в виде ареста — от 1 мес ца до 6 меся цев. Таким образом, назначение наказани в виде ареста сроком на 2 мес ца, с учетом условий его исполнения, будет для осужденного фактически наказанием значительнее суровее, чем лишение свободы на тот же срок. Единственное, в чем будет выражаться меньша строгость ареста, — срок по-гашени судимости.

На основании изложенного можно говорить о противоречии внутренней логике построения перечня наказаний по принципу от менее сурового к более сурового и об отсутствии единой логически продуманной системы в санкци-х преступлений.

Кроме того в 2011 году в 68 стать я х УК РФ исключены нижние пределы санкций в виде лишени свободы .

Это в свою очередь приводит к возможности назначать минимальное наказание в виде лишения свободы сроком на два меся ца. Таким образом, может сложиться ситуация, что, например, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (особо тя жкое преступление), может быть назначено наказание в виде двух меся цев лишени свободы, а за преступление, не представля ющее большой общественной опасности, например побои (преступление небольшой тя жести), может быть назначен арест на тот же срок . Указанное обстоятельство противоречит закрепленному в уголовном законе принципу справедливости.

3) Серьёзным недостатком, на наш взгляд, является то, что при назначении ареста уголовным законом не предусмотрено условного осуждени я (ст. 73 УК РФ). Таким образом, получается, что за часть преступлений небольшой и средней тя жести, а именно за ту часть преступлений, в составах которых в санкции статей примен етс арест, возможность условного осуждения отсутствует. Тогда как условное осуждение вполне можно избрать за тя жкие и особо тя жкие преступлени я, за которые предусмотрены длительные сроки лишени свободы. Следует согласитьс с А.В. Поливцевым в том, что шанс отказаться от совершения преступлени я в дальнейшем без реальной изол я ции от общества разумнее предоставл ть в первую очередь именно лицам, совершившим преступления небольшой и средней т я жести .

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

4) Арест относится к разряду так называемых «отложенных наказаний» в св я зи с невозможностью фактической реализации его исполнени из-за несовместимости с социальноэкономическими условия ми современной России. С момента введени в действие УК РФ (1 января 1997 г.) прошло более 15 лет, однако арест судами не примен я л с я. Дл я реального применени ареста как вида наказа-ни необходимо создать разветвленную сеть «арестных домов» . В каждом субъекте РФ необходимо построить ми-

нимум один арестный дом (фактически их нужно будет значительно больше с учетом территориальных особенностей конкретного региона). Следует согла-ситьс с учеными, считающими, что «силы и средства, которые будет затрачивать государство на содержание осужденных к наказанию в виде ареста, не будут оправдыватьс «. Поэтому сооружать арестные дома нецелесообразно .

Важно отметить, что в декабре 2009 года в ст. 88 УК РФ были внесены из-менени , в соответствии с которыми из перечн наказаний, назначаемых

несовершеннолетним, исключен арест. Применение к несовершеннолетним на-казани в виде ареста, на наш взгл д, было нецелесообразно по нескольким причинам: во-первых, арест, представ-л ющий собой форму изол ции, оказывает на лиц, совершивших преступление, десоциализирующее воздействие. Они изолируются от определенных общественных институтов, что в свою очередь ведет к утрате ими социально значимых св зей, восстановление которых впоследствии весьма затруднительно. Особенно негативным образом это сказываетс на несовершеннолетних. Кроме того применение к несовершеннолетним наказани в виде ареста приводит к резкому ограничению общени несовершеннолетнего с родными и фактически лишает возможности удовлет-воря ть одну из важнейших для него потребностей — потребность в общении с родными и близкими людьми. Вместо этого несовершеннолетние попадают в среду лиц, также совершивших престу-плени . Во-вторых, наказание в виде ареста не предусматривает общее образование, профессиональное образование и профессиональную подготовку осужденных, что в свою очередь может пагубно сказатьс на физическом и психическом развитии несовершеннолетнего. Следует отметить, что указанна невозможность получения образования не соответствует международно-правовым актам. Так, в ст. 77 Минимальных стандартных правил обращени с заключенными говоритс я, что «заключенным, способным извлечь из этого

пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образовани , вклю-ча религиозное воспитание в странах, где таковое допускается. Обучение неграмотных и молодежи считать обязательным, и органы тюремного управ-лени я должны обращать на него особое внимание» .

Вышеизложенное позволяет нам сделать вывод, что исключение ареста из перечн наказаний, назначаемых

несовершеннолетним, является весьма позитивным шагом на пути к гуманизации системы наказани .

Вместе с тем, в св зи с внесенными изменени ми произошла рассогласованность норм уголовного закона. Так, несмотр на то, что арест исключен как наказание, назначаемое несовершеннолетним из ст. 88 УК РФ, в ч. 2 ст. 54 УК РФ не были внесены соответствующие изменени , в св зи с чем в норме указано: «Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесени судом приговора шестнадцатилетнего возраста <. > «. Предлагаетс в ч. 2 ст. 54 внести соответствующие редакционные изменени и заменить слово «шестнадцатилетнего» на слово «восемнадцатилетнего». Кроме того необхо-

димо исключить ч. 3 ст. 69 Уголовноисполнительного кодекса РФ.

Аккумулируя всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что система уголовных наказаний в насто щий момент деформирована и не я вл я ется целостным, единым образованием, а пред-ставл ет собой разрозненный перечень видов наказаний, не соответствующий социально-экономической и политической обстановке в нашей стране. В частности арест по существу представл ет собой то же самое лишение свободы, что противоречит самому представлению о системе. Требования же принципа справедливости слабо ув зываютс с сущностью наказани в виде ареста. Больша часть средств исправительного воздей-стви я к лицам, отбывающим наказание в виде ареста, не примен етс , поэтому арест н е служит одной из целей уголовного наказания — исправлению осужденного. Фактическа реализаци исполнени ареста невозможна из-за несовместимости с социально-экономическими усло-ви ми современной России. Представ-л етс , арест в перспективе необходимо исключить из системы наказаний, оставив в УК РФ арест с отбыванием на гауптвахте дл я военнослужащих.

Примечания:

1. В УК РФ отсутствует термин «система наказаний». Однако в науке уголовного права данное понятие общепризнанно.

2. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях / сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 124, 155.

3. Количество таких преступлений больше, если учитывать преступления, предусмотренные пунктами соответствующих частей статей УК РФ.

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения х в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федер. закон от 4 мая 2011 г. №97-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». М., 2012.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Трахов А. И. Еще раз об аресте как виде наказания // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. 11. С. 134.

6. См. ст. 69 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс». М., 2012.

7. Российское уголовное право: курс лекций / Т.А. Бушуева, Ю.В. Голик, А.И. Коробеев ; науч. ред. А.И. Коробеев. Владивосток, 1999. С. 109.

8. Дзигарь А.Л. Уголовная политика и ее отражение в теории, законодательстве и практике. Ростов н/Д, 2005. С. 276.

9. См.: О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 7 марта 2011 г. 126-ФЗ // СПС «Консультант Плюс». М., 2012.

10. Санкцией ч. 1 ст. 116 УК РФ предусмотрено наказание в виде ареста сроком до трех меся цев, наказание в виде лишения свободы не предусмотрено вообще.

11. Поливцев А.В. Правовое регулирование ареста как вида уголовного наказания: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2001. С. 112-114.

12. Зубков А.И. Обсуждение пенитенциарных проблем // Российская юстиция. 1997.

11. С. 16.

13. Минимальные с2андар2ные правила обращения с заключенными // Официальный сай2 ООН. URL: http: // www.un.org.

2. Bekkaria Ch. On crimes and punishment / comp. and foreword by V.S Ovchinsky. M.: INFRA-M, 2004. P. 124, 155.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

5. Trakhov A.I. Once again on the arrest as a type of punishment // The North Caucasian Law Bulletin. 1999. No. 1. P. 134.

6. See Art. 69 of the Criminal Executive Code of the Russian Federation // SPS «Consultant Plus». M., 2012.

7. Russian criminal law: a course of lectures / T.A. Bushueva, Yu.V. Golik, A.I. Korobeev ; ed. by A.I. Korobeev. Vladivostok, 1999. P. 109.

8. Dzigar A.L. Criminal policy and its reflection in the theory, legislation and practice. Rostov-on-Don, 2005. P. 276.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/arest-kak-vid-ugolovnogo-nakazaniya-problemy-i-perspektivy

Выбирая наказание для виновного, суд руководствуется всеми обстоятельствами дела, в том числе характеристиками лица, его склонностью к раскаянию. Также учитывается факт того, был ли человек ранее причастен к преступной деятельности.

В том случае, если судья видит возможность исправления осужденного за короткий срок, может быть назначено наказание более мягкое, чем лишение свободы — арест. Но в России приговоров с такой карой до сих пор нет. В чем же причина?

Разграничение со смежными понятиями

Арест, как вид уголовного наказания присутствовал в Уголовном кодексе с самого начала, то есть с момента принятия закона. Но условия для его применения на тот момент отсутствовали.

Законодатель постановил, что к 2006 году необходимо оборудовать на территории России специальные учреждения — арестные дома. В них осужденные должны были помещаться на короткий срок по приговору суда. Однако до сих пор требование не было соблюдено, поэтому норма об аресте хоть и есть в уголовном законе (ст. 54), но на практике она пока все еще не применяется.

Интересно! Еще в 2009 году площадка для строительства первого в Москве дома была утверждена, также были подготовлены средства, но с тех пор оборудован он так и не был.

Тем не менее, понятие постоянно мелькает в прессе: журналисты часто употребляют его, когда ведут речь о задержании преступников. Здесь имеет место ошибочное использование термина, а речь идет о другом явлении.

Арестом часто называют две меры пресечения, которые не являются наказанием, а лишь способствуют более успешному проведению следствия, а именно:

  • заключение под стражу, то есть помещение лица в следственный изолятор на период проведения следственных мероприятий;
  • домашний арест, то есть установление для подозреваемого разного рода ограничений в отношении его образа жизни.

Обе меры применяются исключительно в рамках возбужденного дела и в целях контроля над человеком, подозреваемым в совершении преступного деяния.

Арест имущества, который предусмотрен в УПК, также к наказанию относится только косвенно, так как призван обеспечить исполнение денежных обязательств осужденного перед другими лицами или государством.

Арест в смысле уголовного закона — наказание, которое назначает суд своим приговором, если признает человека виновным. Оно заключается в кратковременной, но строгой изоляции осужденного от общества.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 54 Уголовного кодекса РФ «Арест»

В каких случаях может быть назначен арест

Так как законодатель не исключает этот вид наказания из УК, следует полагать, что рано или поздно арестные дома будут построены и введены в действие. Как только это произойдет, норма начнет работать.

Арест относится к категории основных наказаний, то есть может назначаться только в том случае, если он назван в санкции статьи. Но из этого правила есть исключения.

Первое касается возможности назначения судом наказания более мягкого, чем предусматривает статья УК РФ. При наличии весомых причин лишение свободы может быть заменено на более краткую изоляцию от общества.

Второе имеет место тогда, когда арестом заменяется другая кара, причем как более тяжкая (оставшийся срок лишения свободы человек может отбывать в арестном доме), так и более мягкая (если лицо увиливало от обязательных работ).

Видео о статье 54 Уголовного кодекса РФ

Ограничения

Данный вид наказания может быть назначен в отношении не каждого осужденного. Закон устанавливает ограничения применения кары. Она не назначается в отношении:

  • несовершеннолетних;
  • девушек, вынашивающих ребенка;
  • женщин, имеющих малолетних детей (до 14 лет).

Для справки: до 2014 года арест мог применяться к подросткам, если им исполнилось 16 лет. Но режим арестных домов довольно суров, поэтому минимальный возраст был увеличен.

Срок кары варьируется от одного месяца до полугода. Более короткий период может быть назначен в случае замены им одного из вида работ (исправительных или обязательных).

Арестные дома

После того, как наказание назначено, осужденный помещается сотрудниками правоохранительных органов в арестный дом. Он должен представлять собой здание с изолированными помещениями, где созданы условия для раздельного содержания лиц разного пола, а также тех, кто уже имеет судимость.

На протяжении всего периода изоляции осужденный находится в одном и том же доме. Заменить его можно только в случае появления угрозы жизни человека, а также по причине болезни.

Условия содержания арестованных такие же, как у лиц, помещенных в колонии общего режима. При этом некоторые ученые отмечают, что даже при коротком сроке изоляции режим в домах более суровый, чем в колониях:

  • у осужденных нет права видеться с близкими, встречи могут быть организованы только с адвокатом;
  • нельзя получать посылки и передачи, не содержащие вещей крайней необходимости;
  • максимальная продолжительность прогулок составляет всего 60 минут в день;
  • можно покупать еду, но сумма, которая выдается для этих целей, составляет 400 рублей в месяц;
  • любые передвижения можно совершать только под конвоем.

И даже телефонные звонки разрешаются только в исключительных обстоятельствах.

Для сведения! Считается, что такой строгий режим связан с намерением как можно эффективнее воздействовать на человека в целях исправления. Изоляция в домах предусмотрена серьезная, нет возможности работать, что предоставляет арестованному возможность задуматься о своем противоправном поведении.

Побег из-под ареста

В науке уголовного права существует принцип неотвратимости наказания, согласно которому любой совершивший преступление человек подвергается каре со стороны государства.

Уклонение от отбывания наказания нарушает этот принцип и является противоправным. В отношении ареста такое действие является уголовно наказуемым и квалифицируется по ст. 313 УК РФ.

Совершение такого преступления наказывается в рамках санкций каждой конкретной части ст. 313.

Ч.1 Побег Принудительные работы

или

лишение свободы

До четырех лет
Ч.2 Побег, совершенный группой лиц (по предварительному сговору или организованной) До пяти лет
Ч.3 Побег, сопровождающийся угрозами насилия или его применением, а также использованием оружия До пяти и до восьми лет соответственно

Побег может быть совершен не только из самого арестного дома, но и по пути к нему. Способ при этом не имеет значения, но может выражаться в создании подкопов, нападении на сотрудников и т. д. Осужденный при этом понимает характер своих действий и преследует цель именно уклониться от дальнейшего отбывания наказания.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 313 Уголовного кодекса РФ «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи»

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/vidy/arest-kak-mera-ugolovnogo-nakazaniya-v-rossii

Правовая регламентация административного ареста осуществляется в соответствии с Федеральным Законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 №627, Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10.02.2014 N 83, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Административный арест является видом административного наказания за совершение административного правонарушения (п. 6 ч. 1 ст. 3.2 КоАП РФ) и в соответствии с ч.1 ст. 3.9 КоАП РФ заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Административный арест применяется только за наиболее тяжкие проступки. Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 при назначении наказания в виде административного ареста следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности.

Основанием для применения административного ареста является наличие совершенного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается лишь лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и применяется только в качестве основного административного наказания (ч.1 ст.3.3 КоАП РФ).

Административному аресту не подлежат (часть 2 ст. 3.9 КоАП РФ):

    • беременные женщины;
    • женщины, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;
    • лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
    • инвалиды I и II групп;
    • военнослужащие;
    • граждане, призванные на военные сборы;
    • имеющие специальные звания сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.06.2006 №195-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина Ивукова Константина Александровича положением части 2 статьи 3.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено право судов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, при решении вопроса о назначении административного наказания в виде административного ареста признавать в качестве обстоятельства, исключающего применение данного вида наказания, также такое не указанное в ч.2 ст.3.9, ст.4.2 КоАП РФ основание, как самостоятельное воспитание отцом малолетних детей.

По общему правилу административный арест устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции либо за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах – до тридцати суток. Административный арест назначается исключительно судьей (ч.1 ст.3.9 КоАП РФ).

Административное задержание часто предшествует административному аресту. В соответствии с ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ административное задержание как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в том числе направлено на исполнение постановления по делу об административном правонарушении. Срок административного задержания включается в срок административного ареста (ч. 3 ст. 3.9, ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ).

При этом следует учесть, что срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления лица в служебное помещение соответствующего органа, а лица, находящегося в состоянии опьянения, – со времени его вытрезвления (ч.4 ст.27.5 КоАП РФ).

Так, постановлением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2011 №19-АД11-3 по надзорной жалобе гр-на Б. постановление мирового судьи, решение судьи районного суда и постановление заместителя председателя краевого суда, вынесенные в отношении Б. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, изменены: при исчислении срока административного наказания в срок административного ареста включен период административного задержания Б. (при назначении гр-ну Б. административного наказания в виде административного ареста с 10 час. 00 мин. 07.04.2010, мировой судья не учел, что 24.03.2010 в 05 час. 00 мин. в отношении Б. была применена такая мера обеспечения по делу об административном правонарушении, как административное задержание).

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным (ч.3 ст.25.1 КоАП РФ).

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч.2 ст.28.8 КоАП РФ), и дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента его задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ).

Право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на рассмотрение дела по месту его жительства, установленное ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, может быть ограничено при совершении лицом административного правонарушения, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста, поскольку из системного толкования положений ч.3 ст.25.1, ч.4 ст.29.6, ст.32.8 КоАП РФ следует, что такие дела рассматриваются в день получения протокола об административном правонарушении и с обязательным присутствием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г.).

Определение судьи об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному правонарушению, влекущему административный арест, исполняется организациями незамедлительно при получении данного определения (ст.26.10 КоАП РФ). Статья 19.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подается судье, которым вынесено постановление по делу и который обязан направить ее со всеми материалами дела в вышестоящий суд в день получения жалобы (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).

Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента её подачи, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест (ч.3 ст.30.5 КоАП РФ).

Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч.3 ст.30.8 КоАП РФ).

Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления (ч.2 ст.31.6 КоАП РФ).

Постановление судьи об административном аресте исполняется сотрудниками органов внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 ст.32.8 КоАП РФ).

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста невозможно в установленные сроки, судья может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца (ч.1 ст.31.5 КоАП РФ). К числу данных обстоятельств можно отнести, например, болезнь лица, привлеченного к ответственности, наличие у него материальных трудностей и др.

В соответствии с ч.4 ст.32.8 КоАП РФ отбывание административного ареста осуществляется в порядке, установленном федеральным законом от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2003 №627, Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10.02.2014 N 83 (Далее – Правила).

Лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел (ч. 2 ст.32.8 КоАП РФ).

Лица, подвергнутые административному аресту, отбывают его в условиях изоляции от общества в общих помещениях или помещениях для одиночного содержания с соблюдением режима, который включает в себя порядок и условия содержания лиц, подвергнутых административному аресту, обеспечение их прав, исполнение ими своих обязанностей, предусмотренных федеральным законом «О порядке отбывания административного ареста» и Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10.02.2014 N 83.

При размещении лиц, подвергнутых административному аресту, обязательно соблюдение следующих требований: раздельно содержатся мужчины и женщины; отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся больные инфекционными заболеваниями или лица, нуждающиеся в медицинском наблюдении; при наличии свободных помещений, предназначенных для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, раздельно содержатся курящие и некурящие.

Отбывание административного ареста в помещениях для одиночного содержания допускается в следующих случаях: при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение вышеуказанных требований; в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья лица, подвергнутого административному аресту, либо других лиц; по письменному заявлению лица, подвергнутого административному аресту, об отбывании административного ареста в помещении для одиночного содержания — при наличии такой возможности.

Отдельно от других лиц, подвергнутых административному аресту, содержатся лица, являвшиеся судьями, работниками органов и учреждений прокуратуры, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенных органов, а также лица, проходившие военную службу по контракту в органах федеральной службы безопасности, органах внешней разведки Российской Федерации, органах государственной охраны или во внутренних войсках федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или войсках национальной гвардии Российской Федерации.

Арестованные обеспечиваются питанием в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время».

Арестованные обеспечиваются индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями.

Согласно п.47 Правил помещения для содержания лиц, подвергнутых административному аресту, места отбывания административного ареста оборудуются: столом и скамейками по установленному количеству мест в помещении; шкафом для хранения продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые лица, подвергнутые административному аресту, могут иметь при себе, хранить и получать в передачах, посылках и бандеролях; санитарным узлом (с соблюдением необходимых требований приватности) и умывальником с подводкой холодной и горячей воды; вешалкой для верхней одежды; бачком для питьевой воды, качество которой соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям; полкой для туалетных принадлежностей; аудиодинамиком; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и (или) вытяжной вентиляцией; системой центрального отопления.

Администрация места отбывания административного ареста организует согласно распорядку дня места отбывания административного ареста ежедневные прогулки лиц, подвергнутых административному аресту, в дневное время продолжительностью не менее одного часа. Прогулка проводится на территории места отбывания административного ареста в прогулочных дворах, которые оборудуются скамейками для сидения и навесами от дождя. Лицам, подвергнутым административному аресту, во время прохождения по коридорам места отбывания административного ареста и на прогулке запрещается кричать, петь, нарушать тишину иным способом, перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора, делать надписи, оставлять и подбирать любые предметы, нарушать целостность оборудования и ограждающих сооружений, нажимать без необходимости кнопки тревожной сигнализации, совершать иные действия, нарушающие режим содержания. Выводимые на прогулку лица, подвергнутые административному аресту, должны быть одеты по сезону. Прогулка лиц, повергнутых административному аресту, может быть досрочно прекращена администрацией места отбывания административного ареста в случае допущения ими во время проведения прогулки нарушений, совершения противоправных действий в отношении сотрудников полиции или других лиц, подвергнутых административному аресту, а также необходимости оказания первой помощи данным лицам. Прогулка лиц, подвергнутых административному аресту, может быть отменена только в исключительных случаях, при невозможности ее проведения в связи с явлениями природного и техногенного характера, препятствующими выводу лиц, подвергнутых административному аресту, в прогулочный двор. После устранения причин досрочного прекращения либо отмены прогулки она возобновляется.

Правовой отдел УМВД России по Ярославской области

Источник: https://76.xn--b1aew.xn--p1ai/citizens/poleznaya_informatsia/pravovoj_likbez/Administrativnij_arest

1. Арест имеет следующие характеристики:

1) кратковременность;

2) строгая изоляция осужденного от общества в специальном учреждении;

3) применяется только к лицам, достигшим возраста 16 лет.

2. Осужденные к аресту должны отбывать наказание в арестных домах. На них распространяются условия содержания в условиях общего режима в тюрьме. Осужденным не предоставляются свидания, за исключением свиданий с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, за исключением содержащих предметы первой необходимости и одежду по сезону (ч. 2 ст. 69 УИК РФ).

3. Военнослужащие, осужденные к аресту, отбывают наказание на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт. Время отбывания ареста в общий срок военной службы и выслугу лет для присвоения очередного воинского звания не засчитывается; во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть представлен к присвоению очередного воинского звания, назначен на вышестоящую должность, переведен на новое место службы и уволен с военной службы, за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья (ст. 154 УИК РФ).

Источник: https://www.zakonrf.info/uk/54/