Авторское право 70 лет

Общественное достояние

Право интеллектуальной собственности

Основные институты

Права особого рода

  • Базы данных
  • Топологии интегральных микросхем
  • Селекционное достижение

Обще́ственное достоя́ние — совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали. Также «общественным достоянием» иногда называют изобретения, срок патента на которые истёк. Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора.

Сроки и порядок перехода произведения в общественное достояние в разных странах несколько отличаются. На произведение, являющееся общественным достоянием в России, может действовать авторское право в США, и наоборот. В большинстве европейских стран переход в общественное достояние предусмотрен по истечении 70 лет после смерти автора или через 70 лет после опубликования произведения.

Общественное достояние в США

Основная статья: Общественное достояние в США

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 года. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад, однако существует целый ряд исключений, которые могут перевести такие произведения в общественное достояние досрочно.

Кроме того, работы, подготовленные сотрудником или работником правительства США в рамках служебных обязанностей этого лица по закону в общем случае автоматически переходят в общественное достояние, как созданные на деньги налогоплательщиков.

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

По законам Соединённых Штатов Америки, репродукции двумерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, когда при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду, ваша фотография не создаст нового копирайта, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений — они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двумерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в Европейском союзе

Большинство стран будущего Евросоюза имело срок действия авторского права в 50 лет после смерти автора. Одним из исключений являлась Германия, по законам которой авторское право сохранялось на протяжении 70 лет после смерти автора. После создания Евросоюза и свободного рынка товаров и услуг законодательства членов союза должны были быть приведены в соответствие. Попытки уговорить Германию снизить срок охраны авторского права успехом не увенчались, поэтому был принят общий закон, по которому в общем случае произведения переходят в общественное достояние по истечение 70 лет после смерти автора, причём авторское право возобновляется для всех произведений, ранее перешедших в общественное достояние. Компаниям, успевшим начать публикацию таких произведений, позволялось распродать созданные запасы и получить определённую компенсацию со стороны государства. В случае, если у произведения несколько авторов, срок отсчитывается с момента смерти последнего автора. Для исполнений произведений и записей действует срок в 70 лет после выступления или создания записи. Однако последняя норма была введена в 2013 году и не имеет обратной силы для произведений, перешедших в общественное достояние до 1 января 2013 года, даже если по новым нормам они подлежат охране.

Несколько стран имели дополнительные условия, продлевающие срок охраны авторских прав на период двух мировых войн, в которых участвовало большинство стран-участниц Евросоюза. После урегулирования разногласий только во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». В этом случае музыкальное произведение переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Таким образом, все произведения Первой мировой войны перейдут в общественное достояние не позднее 2033 года, а Второй мировой войны — не позднее 2053 года. Для немузыкальных произведений срок охраны однозначно не определён, так как ранее для них существовал срок охраны в 50 лет с даты публикации, и по новым законам с учётом всех особенностей он может быть как 80 лет, так и сроки, аналогичные срокам охраны авторских прав на музыкальные произведения. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.

Общественное достояние в России

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска (до 2004 года этот срок составлял 50 лет).

Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

После вступления в силу части четвёртой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения. А если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

Исходя из этого, фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние, причём закон не оговаривает страну-производитель фильма, а Министерство культуры, в свою очередь, информирует о том, что норма закона применима ко всем кинофильмам, а права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее, принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам.

Общественное достояние в Канаде

В Канаде в общем случае произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, при этом отсчёт начинается с года, следующего за годом смерти. Однако существует несколько существенных моментов, характерных для этой страны.

Работы служащих государственных органов Канады наделены особым статусом — «коронным копирайтом» (англ. Crown copyright). В случае если произведение, созданное федеральным служащим или служащим правительства провинции, было опубликовано, оно переходит в общественное достояние через 50 лет с года публикации, но на неопубликованные работы этот принцип не распространяется и срок охраны авторского права не истекает. При этом позволяется добросовестное копирование и репродукция законов и решений судов без выплат и запроса разрешений.

Фотографии переходят в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора, в том числе если права на фотографию принадлежат компании, в которой большинство акций принадлежит автору фотографии. Если же большинство акций компании автору не принадлежит, срок отсчитывается от даты создания фотоснимка.

В случае кино- и видеофильмов законодательство Канады различает работы по художественной ценности. Для фильмов, не имеющих художественной ценности, к которым, в частности, относится домашнее видео, срок охраны исчисляется с момента создания, а если фильм был опубликован до истечения 50 лет, — возобновляется с момента публикации. Для художественных фильмов срок в 50 лет отсчитывается с года, следующего за годом смерти последнего автора фильма, к которым относят режиссёра или продюсера.

Для звукозаписей действует срок охраны в 50 лет с момента создания, при этом само произведение переходит в общественное достояние через 50 лет после года смерти автора и, таким образом, запись, сделанная более 50 лет, назад может не находиться в общественном достоянии, если авторские права композитора ещё не истекли.

Особым образом регулируется переход в общественное достояние анонимных и посмертных работ. Если достоверно установить автора не удается, действует более короткий срок из двух: 50-летний срок с момента публикации произведения или 75-летний срок с момента создания произведения.

Для посмертно опубликованных произведений существует четыре варианта перехода в общественное достояние:

  • Работы, созданные после 25 июля 1997 года, охраняются по общим правилам — 50 лет после года смерти автора;
  • Работы, созданные до 25 июля 1997 года:
    • если опубликованы до 25 июля 1997 года — охраняются 50 лет после публикации;
    • если не опубликованы до 25 июля 1997 года:
      • если автор умер в период с 1927 по 1997 год — переходят в общественное достояние 1 января 2048 года;
      • если автор умер до 1927 года — находятся в общественном достоянии.

Общественное достояние в Японии

В Японии действуют разные сроки охраны авторских прав в зависимости от типа произведения и страны происхождения.

Кинематографические произведения переходят в общественное достояние по истечении 70 лет с момент публикации или, если публикации не было, момента создания. На фотографии до 25 марта 1997 года распространялся 50-летний срок охраны с года публикации либо создания в зависимости от того, какой из них был короче. В настоящее время законодательство изменено, и на фотографии распространяется принцип охраны в течение 50 лет после смерти автора. На фотографии, ранее перешедшие в общественное достояние, авторское право не возобновлялось. Звукозаписи и широковещательные передачи охраняются в течение 50 лет с момента публикации. Остальные произведения переходят в общественное достояние через 50 лет после смерти автора, если автор известен (в том числе идентифицирован под псевдонимом), либо через 50 лет после публикации или создания, если произведение не было опубликовано — этот принцип применяется для анонимных авторов или произведениям, авторские права на которые принадлежат организациям. Особым образом регулируются права авторов стран-союзников, для которых действуют дополнительные сроки охраны. Продлению срока охраны подлежат произведения, авторское право на которые установлено в период с 7 декабря 1941 года по сентябрь 1945 года. Срок продления составляет 3794 дня (более 10 лет).

Литература

  • Иванов Н. Общественное достояние как специальный правовой режим использования произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2005. № 2. — С. 68-76
  • Кобляков Н., Мартьянова Т. Общественное достояние как особый правовой режим объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. — 2001. № 4. — С. 31-42
  • Кондрушенко А. Общественное достояние и свободное программное обеспечение // Патенты и лицензии. — 2007. № 9. — С. 24-27
  • С. А. Козловский, А. Ю. Корольков, В. В. Медейко. Авторское право и общественное достояние в России. Произведения и авторы, работы которых переходят в режим общественного достояния с 2018 года. — М.: Викимедиа РУ, 2017.
  • Северин Дюсолье. CDIP/7/INF/2 — Обзорное исследование по авторскому праву и смежным правам и общественному достоянию. ВОИС — Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) (4 марта 2011). — Исследование в рамках проекта по интеллектуальной собственности и общественному достоянию (CDIP/4/3 Rev.). Дата обращения 23 декабря 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
  • Stephen Fishman. The Public Domain: How to Find & Use Copyright-Free Writings, Music, Art & More (англ.). — Nolo, 2014. — P. 299—310. — 464 p. — ISBN 9781413320282.
  • Общественное достояние. Как открыть доступ к культуре и знаниям (рус.). — Ассоциация интернет-издателей, 2016. — 240 p. — ISBN 9785752531156.

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА

№10, 14.12.2017

Юридические науки

Кибукевич Анна Владимировна

Ключевые слова: ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ; ОБЪЕКТ АВТОРСКОГО ПРАВА; ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ; КРИТЕРИИ; PHOTOGRAPHY; OBJECT OF COPYRIGHT; PROTECTION OF COPYRIGHTS; CRITERIA.

Аннотация: Данная статья рассматривает проблемы реализации правовых норм в сфере реализации авторских прав на фотографическое произведение. Автор обращает внимание на несовершенства российского законодательства в данной сфере. В статье отмечается необходимость законодательного закрепления определения понятия «фотографическое произведение», а также системы критериев, согласно которым оно подлежит правовой охране как объект авторского права.

Система защиты авторских прав, действующая в России, в целом характеризуется как отвечающая мировым стандартам, а также требованиям международных правовых актов. Учитывая судебную практику, нельзя согласиться с мнением о том, что Российская Федерация имеет один из самых высоких уровней защиты авторских прав по сравнению с другими государствами. Далеко не последнюю роль в этом играют отдельные недостатки правового регулирования защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Существует ряд вопросов, связанных с правовым регулированием защиты авторских прав, которые до сих пор не нашли однозначного решения на теоретическом уровне, в отношении которых отсутствует достаточная определенность в законодательстве. Всё это вызывает проблемы практического характера. Вопросы, касающиеся статуса фотографических произведений как объектов авторского права в этом плане не исключение, а скорее даже наоборот, одни из наиболее остро нуждающихся в решении.

Проблемы реализации правовых норм, прежде всего, обусловлены несовершенствами действующего законодательства. Несовершенства законодательства могут быть выражены в пробелах, которые подразумевают отсутствие норм права, регулирующих определенные общественные отношения, наличие неясных формулировок и пр. В сфере правового обеспечения защиты авторских прав на фотографические произведения можно отметить следующие несовершенства законодательства: отсутствие определения понятия «фотографическое произведение»; отсутствие критериев охраноспособности фотографического произведения, которые важны при предоставлении правовой охраны фотографическому произведению как объекту авторского права, отсутствие классификаций фотографического произведения, которые могли бы определять объем предоставления правовой охраны.

Современное международное закрепление правового регулирования фотографии формально осталось на изначальном уровне. В конвенциях решено лишь два вопроса: фотография введена в круг объектов авторского права и получила минимальные сроки охраны.

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведения 1886 г. Предусматривает охрану «фотографических произведений и произведений, выраженных способом, аналогичным фотографии» как художественным произведениям и определяет минимальный срок охраны в 25 лет .

Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. устанавливает более низкий уровень охраны: не менее 10 лет, и термин «произведения, выраженные способами аналогичными фотографии» вообще не фигурирует в данном акте .

Так, фотографические произведения могут как охраняться государствами-участниками международных соглашений с минимальными сроками, так и не охраняться вовсе. Например, в Индии, Ливане, Нидерландах срок охраны определен в 50 лет, в Кении, ФРГ, Норвегии – 25 лет, в Турции – 20, в Венесуэлле и Парагвае – 15 лет. Более того, в отдельных странах эти сроки могут быть еще меньше.

В контексте рассмотренных статей, закрепленных в вышеперечисленных конвенциях, можно сделать вывод: государства свободны в предоставлении охраны фотографическому произведению как объекту авторского права; охрана фотографических произведений в качестве «художественных произведений» позволяет сделать вывод о том, что государства могут оценивать их как художественные и нехудожественные, и, соответственно, предоставлять охрану только первым.

Обращаясь к национальному законодательству, можно сказать, что оно не содержит понятия «фотографическое произведение». В ст. 1259 ГК РФ указывается, что объектами авторских прав признаются «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии» . Таким образом, как и в международных актах, объект авторского права назван расширенно. Данный факт привносит некоторую неясность, а также может создавать сложности в правовом регулировании, особенно в случае трансграничного спора.

Термин «фотография» включает в себя два элемента: в переводе с греческого языка «fotos» означает «свет», а «grapho» — «рисую», «пишу». Отсюда под фотографией понимается изображение на поверхности, чувствительной к свету . Согласно Глоссарию терминов по авторским и смежным правам, «фотографическое произведение – это изображение реальных объектов, получаемое на поверхностях, чувствительных к свету или другому излучению» . Но тогда возникает вопрос: что необходимо понимать под поверхностью, чувствительной к свету? Логичнее было бы предположить, учитывая развитые технологии, что под это определение попадает не только пленка, но и матрица современных цифровых фотокамер.

Простым и емким является одно из немногих законодательных определений, закрепленных в английском законе: «Фотография (фотографическое произведение) означает запись света или иного излучения на любые средства, на которые изображение произведено или от которых изображение может быть получено любым образом, и которое не является частью фильма» .

С учетом данного факта, можно отметить важные аспекты, которые должны быть закреплены в определении понятия «фотографическое произведение»: отграничение фотографии произведения кинематографии, которое, несомненно, имеет с ней схожие черты; понятие должно охватывать и современную цифровую фотографию.

Говоря о критериях предоставления правовой охраны, то следует отметить, что ни действующее российское законодательство, ни международные акты не устанавливают никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографических произведений как объекта авторских прав. Считается, что фотограф уже в силу в силу самого факта создания любой фотографии обладает авторскими правами на нее как на фотографическое произведение вне зависимости от художественного значения, ценности, новизны, оригинальности.

Исходя из содержания международных договоров в области охраны авторских прав можно сделать вывод о том, что произведение должно быть результатом творческого труда . В юридической литературе отмечается, что фотографическое произведение должно отражать творческое видение фотографа как художника .

Проблемы предоставления правовой охраны фотографическому произведению можно наглядно продемонстрировать примерами отечественной судебной практики. Следует отметить Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 по делу N А24-1669/2013. Суд отказал в удовлетворении иска и признал, что «представленные истцом фотографии являются обычной фиксацией природного явления — извержения вулкана, и профессиональной деятельности ученых — геологов, т.е. не являются оригинальными и основаны на общеизвестных фактах (извержение вулканов и профессиональной деятельности отдельной категории работников)» .

Вызывает интерес Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.04.2015 по делу N 33-4134/2015А-32, которое содержало следующее положение, обосновывающее отказ в удовлетворении иска: «фотографии были сняты с целью запечатления торжественного мероприятия — свадьбы Ивановых С. и Ю., при этом некоторые из них были выполнены без реализации какого-либо художественного замысла, направленного на формирование иного эстетического представления о запечатленном снимке. Спорные фотографии являются обычной фиксацией свадьбы, в силу чего к объектам, перечисленным в п. 1 ст. 1255 ГК РФ, не относятся» . Таким образом, очевидно, что российские суды отказывают в защите авторских прав на фотографические произведения, обосновывая свою позицию исходя из собственных убеждений.

В целом, анализируя судебную практику, можно сказать, что в каждом деле суд делает акцент на творческий характер фотографического произведения, но никаких конкретных норм материального права, закрепляющих данный критерий творчества, в обоснование своей позиции не приводит.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что критерии охраноспособности нужны, прежде всего, для гарантии обеспечения защиты авторских прав на фотографию как фотографическое произведение, а также для разграничения фотографического произведения и технической фотографии (полученной для цели обыкновенной фиксации какого-либо факта, события, объекта и пр.) По нашему мнению, разработка такой системы критериев крайне необходима, прежде всего, для единообразного применения норм по защите авторских прав на фотографическое произведение.

Список литературы

  1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений 1886 г. / / Бюллетень международных договоров. 2003. N 9 Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 17.10.2017).
  2. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». — (дата обращения: 24.10.2017).
  3. Memorandum «Questions concerning the protection of photographic works». Prepared be Committee of governmental experts (UNESCO, WIPO). Paris, 18 — 22 April 1988 URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000794/079442eb.pdf (дата обращения: 18.10.2017).
  4. Глоссарий терминов по авторскому праву и смежным правам. Женева: ВОИС, 1981. №827(EFR). WIPO Glossary of Terms of the Law of Copyright and Neighboring Rights. Geneva, No. 827(EFR). 1981. URL: www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/copyright/891/wipo_pub_891.pdf (дата обращения: 17.10.2017).
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 ноября 2006 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 8 декабря 2006 г.; введ. Федер. законом Рос. Федерации от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ; в ред. Федер. закона от 1 июля 2017 № 147-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. – № 52, ст. 5496; 2017. – № 27, ст. 3944.
  6. Сергеев А. П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации / А.П. Сергеев. – М.: Проспект, 2008. – 368 с.
  7. Луткова О.В. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в международном частном праве / О.В. Луткова. – М.: Проспект, 2016. – 224 с.
  8. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 30.07.2013 по делу N А24-1669/2013 Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 17.10.2017).
  9. Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27.04.2015 по делу N 33-4134/2015А-32 Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс». (дата обращения: 17.10.2017).

Источник: http://novaum.ru/public/p442

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Формирования правового статуса фотографического произведения как объекта интеллектуальной собственности во многих государствах долгое время не признавалось и, соответственно, не обладало определенной правовой охраной. Поскольку считалось, что механический процесс создания фотографии не имеет творческого характера.

Правовая охрана фотографий укрепилась лишь к началу XX в. В связи с этим, вопросы правовой охраны фотографических произведений нашли свое отражение в международных актах. Так, Бернская Конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г. признала творческий характер фотографических произведений. В Конвенции закреплено, что фотографические произведение должны рассматриваться как объекты «в качестве художественных произведений». В Российском законодательстве фотографическое произведение как объект права было впервые закреплено в Законе об авторском праве 1901г.

В соответствии с п.1 ст.1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения, в частности, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии.

Согласно ст.1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами. Автору произведения принадлежат исключительные права на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения, а также иные права, в случаях, предусмотренных законом.

Создание правообладателем фотографического произведения автоматически влечет закрепление юридических прав:

право авторства; право на имя; право на обнародование; право на защиту своей репутацией .

В настоящее время вопросы связанные с созданием фотографий, не перестают быть актуальными. Поскольку правовое регулирование фотографий формально осталось на изначальном уровне. В настоящий момент в законодательстве не раскрыты понятия «фотографическое произведение», отсутствуют критерии их разграничения. Кроме того, остается открытым вопрос о творческой природе указанных объектов. Поэтому единство формирования судебной практики по интеллектуальным спорам остается актуальным, так как судебные инстанции по-разному ставят вопрос об отнесении созданного фотографического объекта к результатам творческого труда, в том числе и его охраноспособности.

Для начала необходимо выявить, что из себя представляет фотографическое произведение. К сожалению, законодатель не дает определения и содержания данного понятия. Многие ученые и теоретики выдвигали свои предположения. Так, Чернышева С.В. отмечает, что фотографическое произведение — это гораздо шире, чем фотография: все, что можно создать на основе фотографии в графических редакторах (например, переработанная фотография) и способами, аналогичными фотографии .

В свою очередь, В.Я. Ионас определял понятие «произведение» как отражение действительности, выраженная в объективной форме, являющейся синтезом, творческой идеей .

Обращаясь к правоприменительной практике зачастую судебные инстанции делают вывод о том, что фотографические произведения не относятся к результатам интеллектуальной деятельности в виду отсутствия творческого характера. Показательным в этом плане отношении является дело № А40-15537/12-19-137 В Арбитражный суд г.Москвы обратилось ЗАО Экспресс газета»( далее – истец) с иском о взыскании компенсации 120000 тыс.рублей за нарушения исключительного права на фотографическое произведение с ОАО «Первый канал»( далее – ответчик). Материально-правовые требования истца мотивированы тем, что ответчик использовал фотоизображения актрисы Наталии Рычаговой, демонстрируя их в телепередаче «Пусть говорят». Считает, что ответчиком были нарушены его исключительные права, поскольку фотографии были использованы без его согласия, без выплаты ему вознаграждения, и при этом, по мнению истца, ответчик не указал имя автора фотографий и источник их заимствования .

В первую очередь, суд исходил из того, что «под творчеством имеется виду интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее неизвестного», а произведение, созданное творческим трудом, такими признаками как новизна и оригинальность». Более того, судом установлено, что такими критериями оспариваемые фотоизображения в силу отсутствия элементов творчества не соответствуют критериям творческого труда при их создании, поскольку содержат сведения о событиях. Соответственно в исковых требованиях отказано.

В апелляционной инстанции суд подтвердил выводы суда первой инстанции, дополнительно указав, что «процессы нажатия кнопки затвора фотоаппарата являются исключительного механическими действиями и не требуют приложения интеллектуальной деятельности» .

Суд кассационной инстанции с выводами нижестоящих инстанций не согласился мотивируя следующим:. При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом. Необходимо также иметь в виду, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом, и, следовательно, не является объектом авторского права.

Тем не менее, Арбитражный суд г.Москвы рассматривая повторно данное дело остался на прежней позиции.

В данном деле Суд по интеллектуальным правам поставил точку. При этом указав, что фотограф(автор) уже в силу создания произведения обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения, пока не доказано иное. Иными словами, по мнению СИП любая фотография является произведением по смыслу ст 1259 ГК РФ и в связи с этим охраноспособностью.

Таким образом, отсутствия критериев определяющие творческий характер фотографических произведений приводит в правоприменительной практике коллизии. Зачастую суды исходят из презумпции творческого характера любой фотографии.

В соответствии с п.28 совместного постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от26.03.2009г. №5/29 » О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» указывается, что «при анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что таковым является только тот результат, который создан творческим трудом». При этом постановление содержит презумпцию творческого характера, которая не закреплена в ГК РФ: » Пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом». А что понимается под творческим трудом? Какие критерии характерны для фотографического произведения? Поэтому на данный вопрос остается весьма дискуссионным.

Следует констатировать, что в законодательстве термин «творческий труд» не содержится. Следовательно, в юридической литературе существуют различные подходы к пониманию данного термина. Так, О.А. Красавчиков к творчеству относил самостоятельную деятельность, в результате которой создаются произведение, отличающее новизной . Однако, существуют иные утверждения, например, Э.П. Говрилов понимает, что творчество – это деятельность человека, которая порождает нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью .

О.С. Иоффе определяет иной взгляд, где понимает как творческая деятельность, порождающая произведение, неотделима от него и составляет нераздельную часть объекта авторского правоотношения.. В «Основах законодательства о культуре» 1992 г. в ст. 3 имелось понятие «творческая деятельность». Под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Следует обратить внимание, что данная формулировка приобретает значение не в рамках авторского права, а в рамках законодательства «Об основах законодательства о культуре».

На наш взгляд, под творческим трудом в рамках авторского права следует понимать деятельность, направленную на результат интеллектуальной деятельности, выраженный в объективной форме, обладающий оригинальностью и неповторимостью.

Аналогичное дело было рассмотрено Арбитражным судом республики Чувашии (Дело № А79-5957/2014) В Мотивировочной части суда указано, что Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит определения таких понятий как «результат творческой деятельности» и «произведение». Соответственно, суд исходил из общепринятого понимания, где под творчеством имеется в виду интеллектуальная деятельность, результатом которой является создание интеллектуального продукта, ранее не известного. Более того, арбитражный суд посчитал, что произведение, созданное творческим трудом, обладает такими признаками как новизна и оригинальность. Чтобы получить правовую охрану, созданное произведение должно быть творческим, то есть оригинальным (уникальным) ссылаясь на аналогичные выводы указанные в постановлении суда по интеллектуальным права от 06.11.2013 N С01-162/2013 по делу N А73-14263/2012, от 21.03.2014 N С01-57/2014 по делу N А24-1669/2013)

Правовая неопределенность приводит к коллизионному столкновению, где в последующем суды вынуждены ссылаться на правоприменительную практику аналогичных дел.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для фотографических произведений характерно наличие творческого труда.

В гражданском законодательстве не дается прямого разграничения любительских снимков и фотографий, которые могут признаваться произведениями и пользоваться соответствующей защитой, и не устанавливает критериев отличия оригинальных фотографий , выступающих объектами авторского права и являющихся произведениями искусства, от ординарных фотоснимков. Российское законодательство не устанавливает никаких специальных условий, которые были бы необходимы для признания фотографического произведения объектом авторского права и для предоставления ему соответствующей охраны. Следовательно автор (фотограф) уже в силу создания произведения (любой фотографии ) обладает авторскими правами на него вне зависимости от его художественного значения. К такому выводу пришел районный суд г. Санкт Петербурга при рассмотрении дела по иску Барановой О.С. к обществу с ограниченной ответственностью «Журналы и сайты «Фабрика контента «Точка Ру» о защите авторских прав, компенсации морального вреда.

Таким образом, проанализировав правовое регулирование фотографических произведений можно сделать вывод о том, что закон не закрепляет данного понятия, в связи с этим возникает множество спорных моментов и неопределенностей в правоприменительной практике. На основании этого, считаем, что необходимо внести ряд изменений и дополнений в действующее законодательство в области авторского права, регламентирующее правовой статус фотографического произведения и его автора с учетом специфики данной области.

В частности, предлагается внести изменения в п.28 Постановление Пленума Верховного суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах возникших в связи с введением в действие части четвертой гражданского кодекса Российской Федерации» дополнив следующую формулировку: «фотографическое произведение – конечный результат интеллектуальной деятельности, воплощенный на материальном носителе созданный творческим трудом гражданина».

Так же необходимо разъяснить понятие «творческий труд» дополнив в п.28 этого же Постановление Пленума в следующей редакции «Творческий труд» представляет собой создание нового объекта, обладающего неповторимостью, отличительными характеристиками присуще исключительно этому объекту».

Таким образом, проанализировав судебную практику, введение данных дополнений будет способствовать урегулированию процесса признания фотографии объектом гражданских правоотношений.

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : : принят Гос. Думой ФС РФ 24.11.2006 г.N230– Режим доступа: . – Загл. с экрана.
  2. Гаврилов Э.П. Авторское право. Тенденции развития. – М., Проспект, 2002. С.84.
  3. Красавчиков О.А. Советское гражданское право: учеб.для вузов.–М., Проспект, 1985.,– С.44.
  4. Иоффе О. С. , Советское гражданское право,: учеб. Для вузов.–М., Проспект,1967.,– С. 32.
  5. Смирнова В.М. Хореографическое произведение как объект авторского права, М.: Проспект 2011.–С.102.
  6. Чернышева С.В. Фотография как объект гражданских правоотношений: Всероссийская научная конференция.– Краснодар,2016.– 17с.
  7. Решение Арбитражного суда Московской области по делу № А40-15537/12-19-137от 23.04.2012. // Режим доступа: . – Загл. с экрана.
  8. Решение Арбитражного суда Московской области по делу № 09АП-56455/2014-ГК от 22.05.2012. судебные и нормативные акты РФ: Арбитражные суды // Режим доступа: . – Загл. с экрана.
  9. Решение Арбитражного суда Чувашской области по делу№ А79-5957/2014 // Режим доступа: . – Загл. с экрана.
  10. Решение Районного суда г.Санкт- Питербурга дело № 2-2965/2016 2-72/2017 // Режим доступа: . – Загл. с экрана.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxiii/86643

Так уж сложилось, что чаще всего в наших информационных статьях мы пугаем и рассказываем о разных запретах, строгих правилах и последствиях, если им не следовать. Но в этот раз все не так (почти).

Есть на свете огромное количество музыки, картин и книг, с которыми вы можете делать почти что все. И это произведения, которые относятся к категории общественного состояния (public domain). В эту категорию попадают и изобретения, на которые истек срок патента.
Если кратко, то правила перехода в общественное достояние такие:

  • автор жив-здоров и сам сделал свою работу доступной для использования в любых целях (коммерческих, личных и пр.)
  • автор умер и после его смерти прошло уже 70 лет.

Произведения, перешедшие в общественное достояние, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. При этом по-прежнему должны соблюдаться неимущественные авторские права: право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора. То есть вы можете поместить на обложку своей книги «Мону Лизу» Да Винчи, но вот сказать, что вы ее написали — нет.
Есть несколько интересных нюансов, например, авторское право в США определяет любые произведения, опубликованные до 1 января 1923 на территории страны как общественное достояние. Очень удобно. Еще в Соединенных Штатах не попадют под защиту авторским правом репродукции двухмерных объектов искусства (картины, фото и пр.). Исключением будут случаи, если в репродукцию было внесено творческое изменение. Например, вы можете сделать фотографию «Моны Лизы» Да Винчи, но ваша фотография будет таким же общественным достоянием, как и сама картина. Но вот если вы сделаете художественную обработку репродукции, добавите ретушь, какие элементы, то тогда ваше творение может считаться самостоятельным произведением.

Если вы сделаете такое фото Венеры Ботичелли (слева), то прав на него вы не получите. А если вы внесете в фото что-то свое, какой-то художественный вклад, то тогда авторское право будет действовать. Справа Венера Ботичелли, но в исполнении Энди Уорхола.
Но тут однозначной устоявшейся позиции нет, поэтому с чужими фотографиями картин надо тоже быть аккуратно.
В странах Евросоюза срок действия авторского права — 70 лет после смерти автора. Раньше почти во всех странах срок составлял 50 лет, но Германию уговорить не удалось, так что все остальные тоже увеличили. И здесь тоже есть интересные примеры. Во Франции сохранились особые условия для авторов, имеющих прямое указание в свидетельстве о смерти, что они «умерли за Францию». Музыка, написанная таким автором, переходит в общественное достояние через сто лет после публикации. Если музыкальное произведение было опубликовано во время Первой мировой войны, то срок охраны составит 114 лет и 272 дня, во время Второй мировой войны — 108 лет 120 дней. Но все музыка. Для других произведений искусства срок охраны однозначно не определён. Среди авторов, которые подпадают под действие этих поправок, — Антуан де Сент-Экзюпери, Гийом Аполлинер и Шарль Пеги.
В России произведение становится достоянием общественности через 70 лет после смерти автора. Если он работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Есть ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. В 2009 году, к примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.
Помимо неимущественных прав автора (действующих бессрочно), важно помнить о так называемом «музейном праве». Это принадлежащее музею, за которым закреплены музейные предметы и коллекции, право их первой публикации, а также право разрешать или запрещать производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев. Например, Эрмитаж может запретить использование картины, находящейся в его фондах, в качестве иллюстрации на обложке книги, несмотря на то, что картина находится в общественном достоянии. Поэтому перед использованием произведений, включённых в музейный фонд РФ, необходимо получить разрешение от дирекции соответствующего музея.
Произведения, которые стали общественным достоянием, можно печатать и распространять без приобретения лицензии или другого разрешения. То есть вы можете заказать себе печать любой книги Пушкина, поместить на обложку вашей книги классическую картину или использовать классическую музыку в своих роликах на Youtube. Пользование общественным достоянием позволяет забыть о страхе быть пойманным на нарушении чьих-то авторских прав.
Полезные ссылки:

  • Проект Gutenberg — 57 000 электронных книг в свободном доступе (на английском)
  • Красивая галерея с разными произведениями общественного достояния https://publicdomainreview.org/
  • Музыка https://musopen.org/

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге!

Источник: https://bookscriptor.ru/articles/100109/