Частное образовательное учреждение

Содержание

Описание

Итак, чтобы изучить особенности данного бизнеса, рассмотрим основные этапы и ключевые моменты. Опишем разновидности учебных центров и приведем критерии для успешного заработка. Также произведем приблизительные финансовые расчеты всех расходов и доходов.

Практически каждый современный человек в разном возрасте задумывается о необходимости посещения различных учебных заведений. Это объясняется многими причинами, которые особенно знакомы жителям нашей страны. Зачастую потребность в образовании связана с получением новой специальности с целью дальнейшего трудоустройства. К тому же многие люди хотят изучить ту или иную сферу для собственного развития и получения более новой информации, которая позволит им взглянуть на мир по-новому. Не секрет, что стандартное образование порой просто не дает всех нужных навыков или знаний. В результате человеку приходится пользоваться услугами разнообразных учебных центров, предлагающих качественные образовательные услуги в том или ином направлении деятельности.

За счет повышения собственной квалификации и совершенствования различных навыков люди открывают для себя новые горизонты и получают новые возможности для заработка. Закономерно, что качественное образование по праву считается хорошей инвестицией в благополучное будущее и финансовую стабильность. Наличие заветного сертификата или диплома – это очень большой плюс в послужной список любого человека, ведь это, как минимум, говорит о его всестороннем развитии и вызывает уважение окружающих. Наличие подобных документов у предпринимателя вырабатывает лояльность клиентов и, как следствие, позволяет совершать более крупные сделки. Собственно, и при работе с тендерами это может сыграть порой ключевую роль.

Конечно, число учебных центров в России постоянно растет, но в целом этот рынок достаточно свободен. Даже в самых крупных городах подобных учреждений очень мало. При этом важно понимать, что в большинстве из них предлагаются разнообразные услуги, что позволяет выбирать клиенту одну или несколько сфер для освоения. Естественно, многие клиенты приходят обучаться снова, чтобы повысить свою квалификацию или, например, получить еще одну специальность. Учитывая столь высокую востребованность, многие предприниматели закономерно задумываются о возможности открыть собственный учебный центр.

В данный момент наиболее прибыльными считаются учебные центры, предлагающие краткосрочные образовательные курсы, поскольку за небольшой промежуток времени каждый человек может получить все необходимые навыки и знания, которые пригодятся в процессе работы. Исходя из этого, будем рассматривать открытие соответствующего учебного центра.

Преимущества и недостатки

Как и любой другой бизнес, данное направление предпринимательской деятельности обладает своими плюсами и минусами. В связи с этим перед началом работы рекомендуется тщательно изучить все особенности работы учебного центра, дабы не столкнуться с серьезными ошибками и не потерять прибыль. К положительным сторонам данного бизнеса относится:

  • высокий уровень рентабельности, которая порой может доходить до тридцати процентов;
  • быстрый срок окупаемости, поскольку при грамотной организации и ведении бизнеса можно рассчитывать на возврат всех вложенных средств буквально через полгода успешной работы;
  • высокая востребованность услуг, причем, спрос увеличивается с каждым годом, поэтому в том случае, если уровень предоставляемых курсов будет высоким, а преподаватели – опытными и высококвалифицированными, то учебный центр всегда будет заполнен клиентами;
  • первоначальные вложения являются невысокими, поэтому заняться данной деятельностью может даже начинающий бизнесмен, не обладающий существенным капиталом;
  • возможность быстрой переориентации деятельности, поскольку при наличии учебных программ и налаженной работы в любое время можно успешно открыть новые направления для обучения.

К минусам данной работы относится то, что придется искать надежных и высококвалифицированных специалистов. Сотрудники компании должны обладать нужными знаниями, поскольку от них потребуется качественное обучение. Чтобы привлечь отличных преподавателей, для них устанавливаются высокие заработные платы, но это не всегда возможно на первых этапах работы нового учебного центра.

В зависимости от числа потенциальных клиентов, стоимость образовательных услуг может быть довольно низкой. Например, низкие цены могут быть в небольших городах, а в городах-миллионниках их можно делать относительно высокими. При этом нужно обязательно учитывать наличие конкуренции, дабы они не находились в шаговой доступности и не оказывали аналогичные услуги.

Как и на многие другие виды бизнеса, на работоспособность учебного центра напрямую влияют финансовые кризисы и нестабильная обстановка в стране – это связано с тем, что при снижении заработной платы и увеличении цен люди будут тратить деньги только на вещи первой необходимости.

Конечно же, и нужно предусмотреть здесь и возможность дополнительных инвестиций, которые могут потребоваться в ходе дальнейшей работы. Тем более что просто так взять и закрыть учебный центр уже не получится, ведь люди обычно оплачивают обучение заранее (к слову, можно предусмотреть рассрочку оплаты, если это будет необходимо). То есть, нужно понимать, что резкого приостановление подобного бизнеса может привести к серьезным проблемам. Так что обязательно нужно предусмотреть, как и в каком ключе будет возможно закрытие учебного центра, чтобы можно было заранее подстраховаться.

Концепция и направление работы

Перед открытием данного заведения важно определиться, какие именно услуги в нем будут оказываться, а также нужно обозначить тип концепции учебного центра. От этого напрямую зависит, каких именно работников необходимо нанимать, чтобы они оказывали те или иные образовательные услуги. Другими словами, нужно определиться со специализациями, по которым будет работать учебный центр. Как показывает статистика наиболее востребованными сегодня считаются следующие направления:

  • курсы для маркетологов;
  • изучение различных бухгалтерских программ;
  • курсы для менеджеров и для людей других профессий (возможно изучение узкоспециализированных направлений, например, исключительно рабочих специальностей);
  • образовательные программы для начинающих предпринимателей, дающие им полную информацию об открытии и ведении бизнеса.

На первых этапах работы желательно выбирать всего несколько наиболее востребованных направлений, которые либо вовсе не предоставляются другими схожими организациями в городе, либо эти услуги ими уже оказываются, но на достаточно низком уровне. Опять же, ценовая политика имеет значение. Возможно, есть смысл предложить более выгодные расценки и максимально короткие сроки обучения. Это привлечет к новому учебному центру достаточно большое количество потенциальных клиентов.

После того, как мы определились с направлением, начинается разработка специальной концепции. Последняя, в свою очередь, должна существенно отличаться от особенностей работы основных конкурентов компании, иначе это может сказаться о прибыли (об этом мы уже говорили выше). Безусловно, именно от концепции учебного центра зависит результативность его работы в целом. Существует много разных направлений, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий вариант:

— полноценный учебный центр, в котором клиентам предлагается огромное количество образовательных услуг – тут может даваться возможность пройти подготовку для референтов или дизайнеров, бухгалтеров, налоговых агентов, а также для других специалистов (то есть, знания тут могут даваться не только для новичков, но и для клиентов с практическим опытом работы);

— авторизованный центр, который обычно концентрируется на изучении разнообразных компьютерных программ, без которых невозможно представить работу в той или иной сфере деятельности (1C, AutoCAD, CorelDraw и тому подобные);
— обучение в виде тренингов, обеспечивающее получение не только определенных знаний, но и положительного настроя на будущую деятельность (тренинги личностного роста, семинары по бизнесу, дизайну и другие варианты обучения);
— оригинальные курсы, которые не предлагаются в других аналогичных образовательных заведениях конкретного города, причем перед их предложением следует заранее провести анализ рынка, чтобы определить, имеется ли в них необходимость, поскольку нередко спрос на конкретные курсы полностью отсутствует;
— проведение индивидуальных занятий по разным предметам – сюда относится и подготовка школьников к разным экзаменам и также это может быть работа со студентами по определенному курсу, по которому у них имеются проблемы.
Само собой, выбор здесь целиком и полностью зависит от желаний и возможностей предпринимателя. Возможно, вы захотите предложить какое-то новое направление – в этом нет ничего плохого, правда, тут важно, чтобы уникальный учебный центр был востребован среди местного населения. Как показывает практика, на начальных этапах работы лучше все-таки идти проверенными путями, которые позволяют уже практически точно говорить о потенциальном спросе на тот или иной вид услуг.

Отдельно можно сказать и о подборе подходящих специалистов. На самом деле этот вопрос не является проблемой, ведь для работы в частном учебном центре не всегда нужны дипломы о высшем образовании. Тем более что тут большее значение имеет качество полученных знаний, нежели просто стандартная «начитка» предмета, как это часто бывает в обычных учебных заведениях. То есть, клиент здесь чаще хочет получить именно результат, а не только диплом или свидетельство. С учетом того, что многие российские преподаватели недовольны своей зарплатой, владелец бизнеса тут может предложить им более выгодные условия работы. К тому же по возможности можно платить преподавателям и за переработки, а также вводить дополнительные занятия для всех желающих. Таким образом, здесь открываются достаточно широкие возможности для заработка, поэтому их можно использовать в полном объеме.

Регистрация бизнеса

Тщательно подготовившись к открытию, можно заниматься оформлением документов. Работать допускается только официально, поэтому непременно осуществляется регистрация бизнеса. Для этого выбирается юридическое лицо, поскольку важно будет далее получить лицензию на осуществление образовательной деятельности – это возможно только при регистрации ООО.

Также стоит учесть, что при регистрации бизнеса указывается в ОКВЭД то, что компания будет выступать в качестве негосударственного образовательного учреждения. Собственно, данный статус рекомендуется указывать и во всех дальнейших договорах с клиентами, дабы у них не возникало соответствующих вопросов.

Что касается система налогообложения, то в данном случае выбирается УСН, при которой со всего дохода компании взимается шесть процентов. К слову, для решения подобных вопросов рекомендуется трудоустроить также и бухгалтера, который может работать, как на постоянной, так и на временной основе (например, на аутсорсинге).

Важным моментом регистрации является получение лицензии, без которой оказывать образовательные услуги запрещено. Получить этот документ можно в специальном Комитете по образованию. Для этого подготавливаются следующие бумаги:

  • разрабатываются специальные образовательные программы, по которым будет осуществляться обучение;
  • создается заявление, в котором указывается список вышеуказанных образовательных программ, а также в документе указываются другие важные факты о новом учебном центре;
  • указываются данные об укомплектованности штата, поэтому заняться поиском преподавателей придется заранее;
  • рассчитывается максимальное количество учащихся, которым будут оказываться услуги в учебном центре;
  • предоставляются документы о праве собственности или аренде помещения, в котором будет осуществляться работа, причем оно должно полностью соответствовать многочисленным требованиям по пожарной безопасности, освещенности, санитарным условиям и другим факторам;
  • предоставляются сведения о наличии специализированных документов и книг, выступающих в качестве материально-технической базы, используемой в процессе обучения;
  • указываются и другие сведения по необходимости.

Написанное заявление с другими документами рассматриваются Комитетом в течение одного месяца, причем, в это время работать строго запрещено. Разрешается открывать учебный центр только после получения всей необходимой документации на руки.

Вывод

Если подойти к вопросу основательно, то открыть учебный центр не составит особой проблемы. К тому же и работать он может довольно долго. Здесь практически не требуется вложений, а средняя стоимость обучения может быть довольно высокой. Сегодня любой здравомыслящий человек готов вкладывать хорошие деньги в свое образование, ведь без этого невозможно представить всестороннее развитие. При этом развиваться может и сам учебный центр. Как мы и говорили ранее, можно постепенно вводить новые направления и предлагать разные варианты обучения своим клиентам. При положительных результатах число слушателей обязательно будет расти, ведь здесь люди будут приходить уже по рекомендации и от предпринимателя требуется грамотная организация учебного процесса. Конечно, будет очень хорошо, если вы ранее работали в этой сфере, но в целом можно успешно вести такой бизнес и без какого-либо практического опыта. В конце концов, основную работу здесь обычно выполняют преподаватели, да и на место руководителя можно всегда назначить более опытного специалиста.

Источник: https://franshiza-top.ru/blog/biznes-idei/uchcentr

Регистрация ЧОУ (НОУ)

Главная \ Некоммерческие организации (НКО) \ Регистрация ЧОУ (НОУ)

Многие задумываются об открытии Частного образовательного учреждения (ЧОУ) (ранее именовались Негосударственные Образовательные учреждения (НОУ), будь то частная школа (Частное общеобразовательное учреждение), частный детский садик (Частное дошкольное образовательное учреждение), курсы повышения квалификации (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования), курсы изучения иностранных языков (Частное образовательное учреждение дополнительного образования), автошкола , курсы обучения рабочим специальностям (Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования) и др., Например, если Вы хотите зарегистрировать Автошколу, полное наименование будет — Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Автошкола «____» (ЧОУ ДПО), а при регистрации балетной студии, равивающих, подготовительных курсов для детей, именоваться учреждение будет — Частное образовательное учреждение дополнительного образования «___» (ЧОУ ДО).

Законодательство предусматривает ограниченный перечень типов образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы и выбор должен исходить из этого перечня:

1) Дошкольные образовательные организации — детские сады;

2) Общеобразовательные организации — школы, гимназии, лицеи;

3) Профессиональные образовательные организации — колледж, техникум;

4) Образовательные организации высшего образования — институты, университеты, академии.

Также в Законе предусмотрены типы образовательных организаций реализующих дополнительное образование:

1) Организации дополнительного образования (ДО);

2) Организации дополнительного профессионального образования (ДПО).

Можно совмещать образовательные типы и программы в одном Учреждении (ЧОУ), но только в соответствии с Законом. Например, Общеобразовательное учреждение (школа) может прописать в дополнительных видах программ дошкольное образование (детский сад), но дошкольное образовательное учреждение (детский сад) не в праве осуществлять дополнительно общеобразовательные программы (школа).

Если вы решили проводить только лишь семинары, тренинги, лекции, выставки, оказывать консультации и т.д., и по окончании выпускники не получают документы государственного (установленного) образца (Диплом, аттестат, сертификат и т.п.). В качестве примера, хотим организовать кулинарные курсы, по окончании курсов выдаем слушателям Диплом собственного дизайна, что гражданин Иванов Иван Иванович прослушал курс лекций по кулинарии. Но нужно понимать, что данный документ не дает гражданину Иванову И.И. оснований для устройства на работу по специальности повар. Таким образом, деятельность похожая на образовательную, но не являющаяся таковой, может быть организована в любой форме коммерческой организации (ООО, АО), а не только должна быть некоммерческой организацией.

Осуществлять образовательную деятельность могут и коммерческие организации (ООО, АО), но только в случае, если эта деятельность будет дополнительной (не основной).

Желание зарегистрировать Частное образовательное учреждение (ЧОУ, бывш. НОУ) подразумевает что, учредитель (собственник) данной организационно-правовой формы планирует осуществлять деятельность в сфере оказания образовательных услуг (например, курсы изучения иностранных языков, детские развивающие курсы и т.п.) Создать ЧОУ можно только как некоммерческую организацию. (т.е. всё направление деятельности для удовлетворения уставных целей, а не извлечение прибыли как например при регистрации ООО). Прибыль ЧОУ может быть направлена на текщую деятельность (зарплаты и т.п.) и на цели, предусмотренные Уставом ЧОУ. Важно знать, сособственность в ЧОУ запрещена и поэтому Учредителем/Собственником может быть только одно лицо, физическое или юридическое.

>20000 рублей

Регистрация ЧОУ первая стадия в процессе получения образовательной лицензии.

Очень важным условием для успешной регистрации ЧОУ является разработка Устава.

Устав ЧОУ (НОУ) обязан содержать следующие нормативы:

  • Наименование ЧОУ с указанием на его статус (к примеру для организации организации курсов повышения квалификации (ЧОУ ДПО) или изучения инностранных языков ЧОУ ДО — частное образовательное учреждение дополнительного образования
  • Место нахождение Учреждения (необходимо гарантийное письмо от Собственника на адрес, либо возможна регистрация по «прописке»)
  • Данные Учредителя (Собственника) ЧОУ
  • Цели, типы и виды образовательных программ
  • Возраст обучающихся
  • Язык на котором будет вестись обучение
  • Правила приема учащихся
  • Продолжительность обучения
  • Правила отчисления
  • Режим занятий
  • Деятельность в области оказания платных услуг и основания их оказания
  • Структура деятельности
  • Финансирование деятельности Учреждения
  • Порядок владения имуществом Учреждения
  • Порядок управления и компетенция исполнительных органов
  • Порядок набора и условия оплаты работников Учреждения
  • Порядок внесения изменений в Устав и реорганизации

Юридический Центр «Развитие» поможет Вам в разработке Устава и регистрации ЧОУ в Министерстве Юстиции в соответствии с действующим ФЗ.

Для регистрации ЧОУ (НОУ) в Санкт-Петербурге Вам необходимо:

  1. Определиться с формой, статусом и названием Учреждения (название должно содержать указание на форму и вид деятельности);
  2. Определиться с местом нахождения (необходимо предоставить гарантийное письмо от арендодателя).В случае отсутствия адреса, воспользоваться услугой предоставления юридического адреса;
  3. Определиться с учредителем (собственником) ЧОУ (предоставить копию паспорта и ИНН) Обращаем внимание — сособственность у учреждении не допускается, возможен только один собственник (физическое лицо или юридическое лицо);
  4. Утвердить Устав;
  5. Назначить исполнительные органы Общества. (Генерального директора, Директора и др. и предоставить копию паспорта и ИНН)
  6. Определиться с видами осуществляемой деятельности в соответствии с которыми будут присвоены статистические коды (ОКВЭД).
  7. Выбрать эмблему. Если у Вас уже есть Эмблема учреждения, то необходима картинка, в формате .jpeg и словесное описание ее.
  8. Выбрать логотип и дизайн для печати Учреждения.
  9. Утвердить систему налогообложения в Вашем Учреждении (ОСН, УСН (доходы или доходы уменьшенные на величину расходов).

Этапы работы по регистрации Частного образовательного учреждения (ЧОУ):

Порядок действий при регистрации ЧОУ:
1) Вам необходимо решить какое именно будет ЧОУ, дополнительного образования или дополнительного профессионального образования;
2) определиться с адресом места нахождения учреждения (необходимо будет гарантийное письмо или возможна регистрация по прописке);
3) прислать или принести нам документы, а именно скан паспорта учредителя (собственника), директора и данные ИНН физлиц;
4) мы разрабатываем Устав и отправляем Вам на согласование;
5) готовим полный пакет документов в Минюст, записываем Вас к нотариусу (необходимо будет заверить заявление и оформить доверенность);
6) подаем документы в Главное управление Минюста по Санкт-Петербургу
7) ждем возможных замечаний по Уставу от специалистов Минюста (правовой анализ Устава 14 рабочих дней), если замечания будут, оперативно вносим корректировки;
8) далее после согласования Устава Минюст передает документы на регистрацию в МИФНС №15, там документы находятся 6 рабочих дней;
9) после возвращения документов в Минюст 6 рабочих дней документы находятся на подписании;
10) по готовности получаем пакет документов;
11) изготавливаем печать Учреждения;
12) получаем свидетельства из внебюджетных фондов и Петростата;
13) передаем Вам полный пакет документов.
Итого по срокам ориентируйтесь примерно на 1,5-2 месяца

Для оперативной подготовки документов, всю необходимую информацию можно прислать нам на электронную почту 9248924@mail.ru

Если вы хотите зарегистрировать частный детский сад, частную школу, благотворительный фонд, курсы изучения иностранных языков, автошколу, либо иное некоммерческое предприятие, то Юридический центр «Развитие» поможет Вам разобраться во всех тонкостях законодательства и регистрации такого рода предприятий, а также мы сможем предствалять Ваши интересы в Министерстве Юстиции РФ.

Источник: http://ur-razvitie.ru/registraciya_nou

Документы для регистрации автономной некоммерческой организации

  • паспортные данные и ИНН учредителей — физических лиц, руководителя и членов коллегиального исполнительного органа;
  • сведения из госреестра об учредителях — юридических лицах и копии их учредительных документов, наименование создаваемой АНО;
  • полный перечень видов деятельности (коды ОКВЭД);
  • сведения об избранной системе налогообложения (общая, упрощенная);
  • сведения о юридическом и фактическом адресах организации.

Регистрация образовательных учреждений является трудоемким процессом. Это связано с тем, что государственные органы предъявляют повышенные требования к этим формам организации. Именно поэтому юридическую регистрацию лучше всего доверить профессионалам. Специалисты «Нева Консалт» в короткие сроки помогут вам открыть образовательное учреждение любой формы.

Если вы еще не нашли ответ на вопрос, что выбрать: ЧОУ или АНО, звоните по телефону: +7 (812) 6666-808.

Источник: https://neva-c.ru/yuridicheskie-uslugi/registratsiya-yuridicheskih-lits/registratsiya-nekommercheskoj-organizatsii/chou-ili-ano-chto-luchshe-sravnenie/

Негосударственное образовательное учреждение (НОУ): общая характеристика

Частный детский сад

Определение НОУ отечественное законодательство не содержит. В правоприменительной практике под НОУ обычно подразумевают созданную частными лицами, коммерческими или некоммерческими структурами организацию, предоставляющую услуги в сфере образования и/или воспитания детей. НОУ учреждаются в организационно-правовых формах, оговоренных ГК РФ. Их деятельность регламентирована преимущественно 237-ФЗ «Об образовании в РФ» и во многом – профильными подзаконными актами.

Руководство НОУ может осуществлять сам учредитель, либо сформированный им попечительский совет. Схема управления НОУ и полномочия попечительского совета определяются собственником (он вправе делегировать эту функцию попечительскому совету), согласовываются с педагогическим коллективом и фиксируются в учредительной документации.

В советский период образование было бесплатным. В связи с рыночными преобразованиями законодатель легализовал возможность взыскивать с учащихся плату за предоставляемые им образовательные услуги. Это и стало предпосылкой создания НОУ. Платным, среди прочего, может быть обучение в пределах гособразовательных программ. При этом НОУ не признаются коммерческими структурами, их деятельность не направлена на извлечение прибыли.

Законодательство РФ об образовании распространяется на все профильные учреждения независимо от права собственности, организационно-правовой формы и подчиненности. Негосударственные ВУЗы и другие образовательные учреждения руководствуются одними и теми же нормативными предписаниями, что и государственные.

Содержание и трактование категории НОУ

Легального определения понятия «НОУ» законодатель не дал. Несмотря на широту использования в правоприменительной практике, его содержание не совсем понятно. Разберем термин по словам.

Законодательное объяснение НОУ

  1. «Негосударственное». Ст.22 237-ФЗ делит образовательные организации по форме собственности на государственные, муниципальные и частные. В России местным общинам гарантируется самостоятельность, а муниципалитеты исключены из системы органов госвласти. Строго говоря, логический объем понятия НОУ таков, что оно включает все негосударственные (частные и муниципальные) организации. Но в быту термин «негосударственный» синонимичен понятию «частный». Правовой статус муниципальных образовательных организаций имеет больше схожего со статусом аналогичных государственных структур, нежели частных.
  2. «Образовательное». Образование – ключевая сфера демократизации российского общества. Законодательство об образовательной деятельности поддерживает баланс между интересами частных лиц и социума. Оно обращено непосредственно к индивиду, устанавливает его право на образование и гарантии его осуществления. Согласно Национальной доктрине образования в РФ существующая система призвана среди прочего обеспечить: вариативность учебных программ; обеспечение необходимой степени индивидуализации образования; многообразие типов образовательных учреждений.
  3. «Учреждение». Понятие и особенности учреждений как организационной формы отображены в ч.2 §7 гл.4 ГК РФ.

Логический объем понятия «НОУ» зависит от контекста.

Когда рассматриваемую категорию понимают расширено, к НОУ зачастую причисляют: муниципальные образовательные учреждения; организации, для которых образовательная деятельность является неосновной; юридические лица, не являющиеся учреждениями по организационной форме.

НОУ: особенности организационно-правовой формы

Кто выступает учредителем

Учреждением в ст.123.21 ГК РФ законодатель признает унитарную некоммерческую структуру, созданную для реализации социокультурных, управленческих и иных некоммерческих функций. Отдельных пояснений требует термин слово «унитарную».

Унитарность заключается в отсутствии правоотношений членства. Учредители унитарных организаций не становятся участниками НОУ (ст.65.1 ГК). Соответственно, они лишены возможности напрямую управлять деятельностью созданного ими юридического лица и формировать органы его управления. В НОУ эти полномочия исполняет публично действующий коллегиальный орган – попечительский совет.

Учредитель НОУ признается единственным собственником его имущества. Само же НОУ владеет закрепленными за ним активами на праве оперативного управления.

Соучредительство при создании НОУ недопустимо.

На НОУ распространяется действие ст.123.23 ГК РФ о частных учреждениях. Последние могут финансироваться собственниками их имущества полностью или частично. Они отвечают по обязательствам переданным им в управление имуществом. Субсидиарную ответственность в размере недостающих для покрытия кредиторской задолженности сумм несет собственник.

Учреждение – не единственная организационно-правовая форма, в которой может существовать юридическое лицо, предоставляющее образовательные услуги в частном порядке. Исходя из содержания 237-ФЗ создание такой организации возможно в любой форме, установленной ГК РФ для некоммерческих структур.

Итак, предпочтительной и наиболее распространенной организационно-правовой формой существования НОУ является учреждение, особое значение в управлении которым имеет публично действующий попечительский совет.

Виды НОУ

В контексте 237-ФЗ выделяют три самостоятельных понятия:

  1. Частная школа

    Организация, предоставляющая образовательные услуги на постоянной основе, реализующая хотя бы одну образовательную программу и, как вариант, обеспечивающую содержание учеников/воспитанников.

  2. Образовательная организация – действующая на основании лицензии некоммерческая структура, для которой предоставление образовательных услуг – ключевой вид уставной деятельности.
  3. Осуществляющая обучение организация, для которой образовательная деятельность является дополнительной.

Ранее нормативно была определена следующая типология образовательных организаций:

  • дошкольные
  • общеобразовательные (от начального до полного общего образования)
  • начального, среднего, высшего, последипломного профобразования
  • дополнительного образования для совершеннолетних
    корректирующие (для учеников с ограниченными возможностями или отклонениями в развитии)
  • для фактических и социальных сирот
  • дополнительного образования для несовершеннолетних

237-ФЗ в текущей редакции не разделяет НОУ или образовательные организации на конкретные виды. Между тем, 237-ФЗ содержит ссылку на необходимость указания организационно-правовой формы и типа образовательной организации непосредственно в ее наименовании. Выделяют следующие виды НОУ:

  • дошкольные (детсад, ясли)
  • общеобразовательные (школа, интернат, гимназия)
  • профессиональная (техникум, лицей)
  • высшего образования (институт, академия)
  • дополнительного образования (дворец детского творчества, школ искусств)
  • организация дополнительного профобразования (институт повышения квалификации)

В зависимости от сферы деятельности, особенностей целевой аудитории и образовательной программы НОУ могут быть разных типов.

Устав НОУ

Деятельность государственных образовательных учреждений императивно регламентирована типовыми положениями и разработанными на их основании уставами. Примеры:

  • типовое положение об образовательном учреждении допобразования детей, утв. Приказом Минобрнауки России №504 от 26.06.95
  • типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профобразования специалистов

Названные и другие типовые положения для НОУ исполняют роль примерных. Обеспечиваемое ими правовая регламентация является диспозитивной. Этому законодательному положению корреспондируют положения п.5 ст.12 237-ФЗ: если иное не оговорено законом, Устав НОУ разрабатываются и утверждаются НОУ на свое усмотрение.

Устав НОУ состоит из следующих разделов:

Законодательная база

  1. «Общие положения» – раздел отображает перечень реализуемых видов образовательной деятельности, суть и направление образовательных программ, содержание оказываемых дополнительных услуг, задачи НОУ.
  2. «Организация деятельности НОУ» содержит описание порядка и условий создания, реорганизации и ликвидации учреждения. Раздел может содержать ссылку на возможность создания филиалов и вступления НОУ в ассоциации и союзы. Здесь также отображен режим работы НОУ.
  3. «Участники образовательного процесса». Раздел содержит описание прав и обязательств администрации, педагогов, учащихся, а также ссылку на способы участия в учебном процессе родителей (актуально в отношении детей).
  4. «Управление НОУ» отображает порядок принятия устава, перечень и процедуру формирования руководящих органов НОУ, их полномочия.
  5. «Имущество, финансовое обеспечение деятельности НОУ» содержит ссылку на вещное право, на котором организации передается имущество, возможные источники получения средств и способы распоряжения ими.

Сведения, обязательные к отображению в Уставе НОУ

  • наименование
  • тип и статус (школа, ВУЗ)
  • организационная форма
  • форма собственности
  • сведения об учредителях
  • особенности образовательного процесса, а именно:
  1. основания и процедура набора учащихся
  2. продолжительность обучения
  3. режим проведения занятий
  4. описание системы оценивания знаний и умений учеников
  5. наличие дополнительных курсов, порядок их проведения
  • порядок управления НОУ:
  1. система органов управления и компетенция каждого из них
  2. правомочности учредителя
  3. способ организации деятельности и принятия решений (актуально, прежде всего, для коллегиальных органов)
  4. требования к преподавательскому составу и условиям приема преподавателей на работу
  5. условия труда
  6. порядок его оплаты
  7. процедура внесения изменений в устав
  • права и обязательства участников образовательного процесса

Госрегистрация НОУ

Будучи юридическим лицом, НОУ подлежит госрегистрации в ЕГРЮЛ, постановке на учет в ФНС, пенсионном и других фондах. Для госрегисрации НОУ необходимы следующие документы:

Программы обучения

  • программы обучения
  • подтверждение местонахождения (например, свидетельство о праве собственности на учредителя + гарантийное письмо, договор аренды)
  • документы будущего руководителя (паспорт и справка об ИНН)
  • документы учредителя
  • учредители – физлица с российским гражданством
  • копии паспортов
  • справка о присвоении ИНН

Пакет документов, касающийся учредителей, зависит от их статуса.

Граждане РФ подают:

  • копию паспорта
  • справку о присвоении ИНН

Физлица иностранцы подают:

  • подтверждающий личность документ (например, загранпаспорт иноземного государства) с нотариально заверенным переводом
  • подтверждение права ПМЖ в РФ
  • справка о присвоении ИНН (если иностранец получал такой код в РФ)

Российские организации подают:

  • свидетельство о госрегистрации либо о внесении сведений в ЕГРЮЛ (выбор документа в зависимости от даты госрегистарции компании)
  • Устав
  • учредительный договор
  • свидетельство о постановке на налоговый учет
  • доверенность на представителя юрлица

Иностранные юридические лица подают:

  • Устав
  • выписку из реестра юрлиц своей страны
  • справку ФНС о присвоении налогового номера в РФ
  • справку из банковского учреждения о наличии расчетного счета
  • доверенность на представителя, уполномоченного провести регистрационные действия

Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения

Аккредитация

Образовательная деятельность в России подлежит лицензированию. Лицензия обязательна к получению для организаций, которые обучают по программам дошкольного, общего, последипломного, дополнительного образования. Кроме того, лицензия нужна для профориентации, оказания услуг военного образования, подготовки научных кадров.

В России не подлежит лицензированию только индивидуальная трудовая деятельность, связанная с оказанием образовательных услуг, организация и проведение разовых лекций, семинаров и мастер-классов, если по их окончании не выдаются документы об образовании повышении квалификации. В силу ст. 33 237-ФЗ образовательные лицензии бессрочны.

НОУ подлежат обязательной аттестации, которая является формой государственного и социального контроля за деятельностью образовательных учреждений. Суть процедуры сводится к установлению соответствия содержания образовательных программ, уровня и качества подготовки выпускников всем требованиям госстандартов.

Аккредитация НОУ проводится Минобрнауки России на договорной основе. Инициирует аттестацию само НОУ, в связи с запасом права выдачи документов об образовании гособразца. Аттестация включает такие этапы:

  • самообследование
  • внешняя аттестационная экспертиза
  • вынесение комиссионного решения

Аккредитация – это официальное признание факта соответствия образовательных услуг НОУ госстандартам. Главнейшим последствием аккредитации НОУ является их включение в систему централизованного государственного или муниципального финансирования. Кроме государственной аккредитации, проводимой органами государственной власти в значительном порядке существует также общественная аккредитация.

Позитивный результат общественной экспертизы повышает престижность ВУЗа, однако правового значения не имеет. Аттестация и аккредитация влекут разные последствия, однако принципы и механизмы из проведения схожи.

Таким образом, НОУ – это некоммерческая негосударственная организация, за плату предоставляющая образовательные услуги на договорной основе. НОУ могут функционировать в разных сегментах рынка от дошкольного до профессионально-технического. Однако наибольшее количество НОУ в РФ являются ВУЗами.

Источник: http://PravoDeneg.net/biznes/negosudarstvennoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie.html

Информация о частных образовательных организациях в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон «Об образовании», заменив тем самым Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании»), регулировавший статус образовательных организаций.

Федеральный закон «Об образовании» весьма существенно отличается от предыдущего закона об образовании.

1. Понятие образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. При этом в законе понятие образовательной организации не раскрывался, а лишь использовался термин «образовательное учреждение», которое является родовым понятием, и включает в себя все те организационно-правовые формы юридических лиц, которые предусмотрены гражданским законодательством для некоммерческих организаций.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательным являлось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Федеральным законом «Об образовании» введены 2 понятия: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

Так, образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Организация, осуществляющая образование – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Частной образовательной организацией является образовательная организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (часть 7 статьи 22 Федерального закона «Об образовании»).

2. Типы образовательных организаций в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

Одним из существенных отличий нового закона от старого является то, что в Федеральном законе «Об образовании» количество типов образовательных организаций уменьшено, вместе с тем виды образовательных организаций по типу упразднены.

Закон РФ «Об образовании» предусматривал разделение образовательных учреждений на различные типы. При этом, типы образовательных учреждений подразделялись на виды в соответствии с типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или федеральными законами.

Типы образовательных организаций по Федеральному закону «Об образовании» подразделяются в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Так, законом установлены следующие типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

Образовательные организации, реализующие дополнительные образовательные программы подразделяются на следующие типы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

3. Требования к наименованию образовательной организации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании».

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в наименовании образовательного учреждения указывался тип, вид и организационно-правовая форма образовательного учреждения.

По Федеральному закону «Об образовании» в наименовании образовательной организации указывается только тип и организационно-правовая форма образовательной организации.

Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, содержанием образовательной программы, специальными условиями их реализации и (или) особыми образовательными потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Специальное название образовательной организации также указывается в ее наименовании.

4. Органы управления образовательной организацией.

В Законе РФ «Об образовании» в основном внимание уделялось органам управления государственных и муниципальных образовательных учреждений.

Об органах управления негосударственного образовательного учреждения сказано кратко в статье 36: руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

В новом Федеральном законе «Об образовании» различий между органами управления государственных и негосударственных образовательных организаций нет.

Согласно статье 26 Федерального закона «Об образовании» единоличным органом управления образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), к коллегиальным органам относятся общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников.

5. Структура, компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации.

Одним из новшеств Федерального закона «Об образовании» является описание структуры образовательной организации.

Так, образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории и др.).

Профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Образовательная организация вправе вести консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и иную не противоречащую целям создания образовательной организации деятельность, в том числе осуществлять организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Требования к содержанию устава образовательной организации.

Федеральным законом «Об образовании» изменены подходы к содержанию устава образовательной организации.

Так, ранее по Закону РФ «Об образовании» в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке необходимо было указывать следующие сведения: наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус, организационно-правовая форма образовательного учреждения; учредитель; цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным учреждением; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

По Федеральному закону «Об образовании» к уставу образовательной организации помимо информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, предъявляются следующие основные требования:

1) тип образовательной организации;

2) учредитель или учредители образовательной организации;

3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

К информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации», относятся обязательные сведения, включаемые в уставы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 12.01.1995 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в зависимости от организационно-правовой формы образовательной организации.

В соответствии с частью 5 статьи 108 Федерального закона «Об образовании» наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с названным Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего:

1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации;

2) образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования должны переименоваться в профессиональные образовательные организации;

3) образовательные учреждения высшего профессионального образования должны переименоваться в образовательные организации высшего образования;

4) образовательные учреждения дополнительного образования детей должны переименоваться в организации дополнительного образования;

5) образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов должны переименоваться в организации дополнительного профессионального образования;

6) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, должны переименоваться в общеобразовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением»;

7) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, должны переименоваться в профессиональные образовательные организации со специальным наименованием «специальные учебно-воспитательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением».

При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

7. Государственная регистрация частных образовательных организаций.

Образовательная организация, как и любое другое юридическое лицо, подлежит обязательной государственной регистрации.

Частные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Государственную регистрацию частной образовательной организации на территории Республики Тыва осуществляет Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании» орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации образовательной организации, уведомляет лицензирующий орган о государственной регистрации образовательной организации, в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

8. Об образовательных организациях, зарегистрированных в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления.

В настоящее время в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления зарегистрировано 15 некоммерческих организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Из них частных учреждений — 13, автономных некоммерческих организаций – 2.

Получить консультации по порядку создания и государственной регистрации частных образовательных организаций можно при личном обращении в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва по адресу г. Кызыл, ул. Щетинкина-Кравченко, 37 «а», 2 этаж, каб. № 4, а также посредством телефона (2-48-59) или через Интернет-сайт (htpp://to17minjust.ru).

Источник: https://to17.minjust.ru/ru/novosti/informaciya-o-chastnyh-obrazovatelnyh-organizaciyah-v-sootvetstvii-s-polozheniyami