Чем улица отличается от проезда

Определение

В статье со ссылкой на литературный источник указано: «Дороги создают сети из линий и точек, характер этих сетей определяет градостроительный характер города, его композицию, являясь первоочередным фактором урбанизации. Транспортная инфраструктура обязательно вписывается в рельеф, определяя и экологическую ситуацию». — Думается, речь в данном случае должна идти об улично-дорожной сети, а не о дорогах.

  • Дороги — сложные геотехнические сооружения, обеспечивающие транспортные связи, как правило, между населенными пунктами или другими объектами.
  • Улицы — элементы городской инфраструктуры, которые, в том числе, обеспечивают и проезд внутригородского транспорта. В отличие от дорог улицы выполняют также функции по обеспечению жизнедеятельности людей, в том числе проживающих в домах, расположенных на этих улицах. Если для дорог обеспечение транзитного движения транспорта является практически основной функцией, то для улиц — это одна из функций.

Кроме того, дороги — общее понятие, включающее различные виды путей сообщения для движения транспорта и людей (автомобильные дороги, железные дороги и др.).

Далее, транспортная инфраструктура вписывается в рельеф не «обязательно», а «как правило». Если говорить о дорогах, то они включают и мостовые сооружения (мосты через реки, путепроводы над дорогами, эстакады через ущелья), и тоннели, то есть не во всех случаях вписываются в рельеф. 88.135.63.66 11:30, 25 ноября 2011 (UTC)

Я внёс эту фразу. Могу извиниться, что в Русской википедии ссылаюсь на книжку на непонятном никому языке, которую не в Чехии не увидишь. Однако лучше, чем если бы я совсем никуда не сослался. По вашим замечаниям: отчасти соглашусь и по значению слова «дорога», и по рельефу. Я сейчас посмотрю точнее, как там сказано. Я старался из более длинного текста вынести что-то сжато. Andrey Putilov 12:04, 25 ноября 2011 (UTC)

    • Да нет, «дороги создают сети из линий и точек, характер этих сетей определяет градостроительный характер города, его композицию, являясь первоочередным фактором урбанизации». Всё вроде нормально? Сеть из линий — это как раз дороги, а не улицы. Улица может лежать где угодно. А вот то, что на ней проходит дорога, которая как правило вписывается в рельеф, образует сеть из линий и точек, это и определяет от части композицию города. Что не так? Andrey Putilov 13:41, 25 ноября 2011 (UTC)

Признаюсь, ответить на вопрос «Что не так?» оказалось непросто. Определенно, проблема не в точности перевода с чешского языка на русский. Во-первых, «не так» — в смешении понятий «дорога» и «улица». Действительно, и то, и другое — объекты инфраструктуры. Но если дорогу (сейчас мы говорим, насколько я понимаю, именно об автомобильных дорогах) можно рассматривать исключительно как объект транспортной инфраструктуры, то улица, хотя также, как правило, выполняет функции объекта транспортной инфраструктуры (хотя не все улицы «тянут» на объекты транспортной инфраструктуры: есть старые узкие улочки шириной порядка метра, и короткие, и просто пешеходные, тупиковые, т.е. интегрированные в сеть лишь частично, и т.д.), но, кроме того, имеет и другие функции (по ним люди гуляют, устраивают демонстрации и т.д.), и значение этих других функций — определяющее для понятия «улица». Далее, дорога может проходить по поселению, но некорректно говорить, что дорога проходит по улице. Полагаю, это в некотором роде (с семантической точки зрения) взаимоисключающие понятия. (Аналогия, возможно не совсем удачная: мы можем сказать «несоблюдение требований безопасности может привести к гибели людей» или «несоблюдение требований безопасности может привести к человеческим жертвам», но некорректным было бы высказывание «несоблюдение требований безопасности может привести к гибели человеческих жертв»; считаю, что с выражением «дорога проходит по улице» дело обстоит подобным же образом). Иными словами, если мы говорим о конкретном объекте, мы должны четко определить для себя: дорога это или улица. Совмещение этих двух понятий применительно к одному объекту считаю неправильным. У дороги как объекта транспортной инфраструктуры, как правило, есть свой владелец (владельцем дороги может быть государственная структура или муниципальная, но не обязательно, — дорога может быть и в частной собственности, напр., дорога промышленного предприятия или внутрихозяйственная дорога сельскохозяйственного предприятия, платная дорога). Улица, насколько я могу судить, всегда является общественной собственностью в ведении органов местного самоуправления (по крайней мере, мне ничего не известно о частных или ведомственных улицах), т.е. улица в принципе не может являться объектом чей-то частной собственности. Кстати, насколько мне известно, формы статистической отчетности в РФ для дорог и для улиц различны (для дорог — специализированные формы, для улиц — формы отчетности по коммунальному хозяйству). Во-вторых, в принципе, «градостроительный характер города, его композиция» должны определяться соответствующими документами территориального планирования. В составе таких документов (генеральных планов, проектов территориального зонирования и т.д.) решаются, в том числе, и вопросы развития инфраструктуры, включая начертание и параметры дорожно-уличной сети. В этом смысле говорить о том, что конфигурация дорожно-уличной сети «определяет градостроительный характер города, его композицию», на мой взгляд, не вполне корректно, поскольку эти вопросы (зонирования, застройки, размещения объектов инфраструктуры) должны решаться совместно, во взаимной увязке. Другое дело, что конфигурация исторически сложившейся дорожно-уличной сети (как транзитных дорог, определяющих точки входа-выхода транспортных потоков в поселение, так и существующих улиц) оказывает, наряду с условиями существующей застройки, природно-ландшафтными условиями и другими факторами, существенное влияние на «градостроительный характер и композицию» города. Дополнительно — в отношении общей терминологии и определений: конкретный смысл выражения «первоочередной фактор урбанизации» мне не вполне ясен. Во многих случаях улицу, как и дорогу, наверное, можно рассматривать как линейный объект (напр., при планировании маршрутов движения общественного транспорта). Поэтому «линейность» (дорог) или «нелинейность» (улиц) едва ли могут быть определяющими факторами для установления различий. Под «точками» я понимаю «узлы» — пересечения и примыкания (слияние/разъединение) объектов и элементов транспортной инфраструктуры. Поэтому в каком-то определённом контексте можно говорить и о том, что улицы, как и дороги, создают сети из линий и точек (узлов: площадей, перекрёстков и т.д.). Такие вот соображения относительно соотношения понятий «улица» и «транспортная инфраструктура», а также относительно влияния и роли последней в формировании структуры городских поселений.88.135.63.66 13:31, 5 декабря 2011 (UTC)