Должностная инструкция хореографа дома культуры

Содержание

Как планировать рабочий день руководителя?

это облегчило бы работу всем в нашей компании. Мы не будем пока анализировать, насколько был прав Парето и его последовали, а просто запомним соотношение. Третий способ организации времени известен как матрица Эйзенхауэра. — Спасибо что откликнулись на мой вопрос. У меня возникло ещё несколько: В какой программе вести план? Имеется ли одновремееный доступ у вас и руководителя к этому файлу? Кто отмечает в графике состоялась ли встреча или нет? Вы или руководитель? И вообще как лучше перевести руководителя на это планирование??? Просто до назначения меня на эту должность (раньше такой должности в компании не было) руководитель сам что-то там себе писал в ежедневнике.а теперь хочет поменять это.

Так вот тут возникает трудность, вообще в нашей компании к руководителю «свободный» доступ и перевести привычный режим работы в такой, чтобы все записывались в очередь пока не пердставляю возможным. Поделитесь пожалуйста своим опытом,как организовать процесс более грамотно)))))) — В нашей компании руководитель сам сообщает незванным гостям, что лучше заранее созваниваться по телефону и договариваться о встрече.

Планирование рабочего дня руководителя.

Подскажите!

а заодно и Ваш тоже.упоминание этой функции в должностной инструкции секретаря предполагает, что Вы должны в любую минуту быть готовы ответить: где он, куда умчался, когда вернется и т.п. напомнить, чтоб не опоздал. не отпустить водителя на обед, не убедившись, что шефу он не понадобится.записать отдаленные встречи, напомнить заранее, подтвердить или отменить, не испортив отношения с партнерами.

Вы должны, иметь представление о предполагаемой продолжительности деловой встречи, чтобы сотрудники не дергали руководителя при гостях, в интервалах между встречами, нужно успеть пропустить к руководителю сотрудников по неотложным вопросам и подписать горящие документы.нужно знать в лицо и по голосу всех, для кого он занят навсегда. билеты/гостиницы/ подарки/ букеты. все вовремя и без напоминания.какими средствами Вы добьетесь результата никого не интересует.вот и все планирование

Ежедневный план: Как организовать, чтобы сотрудники сами планировали свой рабочий день (версия 2.0)

Если совсем кратко смысл ежедневных планов и отчётов заключается в следующем: сотрудник составляет план работ на каждый день исходя из 8-ми часового дня и отчитывается в конце рабочего дня по каждой выполненной задаче (затраченное время, результат и т.д.).

Любая хорошая технология имеет преимущества для обоих сторон. Поговорим об этом.

Чтобы сотрудники зарабатывали больше и были более эффективны, им нужна как мотивация, так и принуждение Задачи решаются сотрудниками согласно принятым приоритетам (с учётом бизнес-требований компании), а не по принципу “хочется”, “проще” и “интереснее”.

Вероятность “простоя” сотрудника стремится к нулю. Всегда имеются задачи в запасе. Если “простой” и возникнет, то он виден заранее.

Источник: http://ukpravoedelo.ru/grafik-rukovoditelja-primer-74558/

30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия

  • •Эумк Управление в апк
  • •Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление в апк» для студентов заочного (сокращенного) обучения специальности 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях апк»
  • •Лекционный материал
  • •2 Предмет и задачи науки управления, методы ее познания
  • •1 Становление и развитие науки управления
  • •2 Современные школы управления
  • •3 Российский опыт развития науки управления
  • •1 Понятие и значение функций управления
  • •2 Общие (основные) функции управления
  • •3 Конкретные функции управления сельскохозяйственным предприятием
  • •4 Регламентация функций управления
  • •1 Сущность системы управления
  • •2 Формирование систем управления предприятиями
  • •3 Функционирование систем управления
  • •1 Понятие структуры управления
  • •2 Требования к структуре управления и определяющие ее факторы
  • •3 Основные типы структур управления
  • •4 Типы структур управления по характеру взаимодействия с внешней средой
  • •Тема 1.2 Организация управления в агропромышленных формированиях
  • •Лекция 7 Структура и функции органов управления апк
  • •1 Сущность и взаимосвязь функций и структуры управления
  • •2 Федеральный уровень государственного управления
  • •3 Региональный уровень государственного управления
  • •4 Районный уровень государственного управления
  • •Лекция 8 Общие основы управления организационно-правовыми формами хозяйствования в апк
  • •Лекция 9 Управление в государственных унитарных предприятиях
  • •Лекция 10 Управление в хозяйственных товариществах и обществах
  • •2 Управление в хозяйственных обществах
  • •Лекция 11 Управление в производственных кооперативах
  • •Лекция 12 Управление крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и их ассоциациями
  • •Тема 1.3 Хозяйственный механизм управления. Формы и методы.
  • •1.3.4 Социально-психологические методы управления Лекция 13 Механизм управления на макроуровне
  • •Лекция 14 Организационно-распорядительные (административные) методы управления
  • •2 Формы оперативно-распорядительного воздействия
  • •Лекция 15 Экономические методы управления
  • •Лекция 16 Социально-психологические методы управления
  • •2 Типология личности
  • •3 Личность и коллектив
  • •4 Методы делового общения
  • •5 Стили управления
  • •6 Конфликты в коллективе и пути их преодоления
  • •Модуль 2.
  • •2 Уровень информационного обеспечения и внутренняя система информации
  • •Лекция 18 документационное обеспечение системы управления План:
  • •1 Понятие и нормативная база делопроизводства
  • •2 Системы управленческой документации
  • •Лекция 19 управленческие решения План:
  • •1 Сущность и классификация управленческих решений
  • •2 Процесс принятия управленческих решений
  • •3 Факторы, влияющие на принятие управленческих решений
  • •4 Методы принятия решений
  • •Лекция 20 управление маркетингом План:
  • •1. Сущность и принципы управления маркетингом
  • •2 Функции управления маркетингом
  • •3 Механизм управления маркетингом в апк
  • •Лекция 21 управление качеством труда и продукции План:
  • •1 Сущность и функции управления качеством
  • •2 Методы управления качеством
  • •Лекция 22 управление нововведениями План:
  • •1 Понятие инновационной деятельности
  • •2 Возникновение и разработка нововведений
  • •3 Стратегии реализации нововведений
  • •4 Особенности нововведений в апк
  • •Лекция 23 управление финансами План:
  • •1 Сущность управления финансами
  • •2. Органы управления финансами, их функции
  • •3 Финансовый механизм
  • •4 Финансовая политика
  • •Лекция 23 управление финансами План:
  • •1 Сущность управления финансами
  • •2. Органы управления финансами, их функции
  • •3 Финансовый механизм
  • •4 Финансовая политика
  • •Лекция 25 управление научно-техническим прогрессом План:
  • •4. Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
  • •1 Роль научно-технического прогресса в развитии апк
  • •2 Управление научно-техническим прогрессом в апк россии
  • •3 Управление освоением достижений науки и техники
  • •4 Экономическая оценка эффективности управления научно-техническим прогрессом в апк
  • •Лекция 26 управление природопользованием в апк
  • •1 Проблемы рационального природопользования
  • •2 Методы управления охраной окружающей среды
  • •Лекция 27 управление внешнеэкономической деятельностью План:
  • •1 Основы управления внешнеэкономической деятельностью
  • •2 Прогнозирование и планирование в управлении внешнеэкономической деятельностью
  • •3 Организационная структура управления внешнеэкономическими связями
  • •Экономические методы управления внешнеэкономическими связями
  • •Обеспечивающие подсистемы управления внешнеэкономическими связями
  • •Государственное регулирование внешнеэкономических связей
  • •Лекция 28 Кадры управления и их роль План:
  • •1 Функции работников аппарата управления
  • •13. Функции, выполняемые руководителем
  • •14. Функции руководителей на различных уровнях управления
  • •2 Требования к профессиональным и личным качествам руководителя
  • •3 Пути совершенствования мастерства руководителя
  • •Лекция 29 организация управленческого труда План:
  • •1 Научная организация управленческого труда
  • •2 Планирование работы аппарата управления
  • •3 Проведение служебных совещаний, собраний, бесед
  • •4 Условия труда работников аппарата управления
  • •Глава 30 нормирование, мотивация и оплата управленческого труда
  • •§ 1 Нормирование управленческого труда
  • •§ 2 Мотивация управленческого труда
  • •§ 3 Оплата управленческого труда
  • •Лекция 31 автоматизированные системы управления План:
  • •1 Типы автоматизированных систем управления
  • •2 Общие принципы и требования к созданию автоматизированных систем управления
  • •3 Основы сетевой технологии обработки данных в автоматизированных системах управления
  • •4 Техника управления
  • •Лекция 32 оперативное управление и диспетчеризация План:
  • •1 Суть оперативного управления и пути его совершенствования
  • •2 Организация диспетчерской службы и ее функции
  • •3 Технические средства диспетчерской службы
  • •Лекция 33 эффективность управления сельскохозяйственным производством План:
  • •1 Сущность эффективности управления
  • •Факторы, влияющие на оценку эффективности управления
  • •Требования и подходы к оценке эффективности управления
  • •4 Методика оценки эффективности управления сельскохозяйственным производством
  • •Материал для практических занятий
  • •Цели и стратегия управления
  • •Анализ факторов, влияющих на организационную структуру сельского хозяйства
  • •Построение схемы организационной структуры предприятия
  • •Этапы совершенствования организационной структуры сельскохозяйственных предприятий
  • •Проектирование усовершенствования организационной структуры предприятия
  • •Размещение структурных подразделений в хозяйстве
  • •Размер производства в хозяйстве
  • •К нормативным
  • •4. Отношение фактических размеров ферм к нормативным
  • •5. Размеры вторичных производственных подразделений основного производства
  • •6. Размещение и характер производственных связей основных и вспомогательных внутрихозяйственных подразделений
  • •7. Размеры и структура основных средств вспомогательных производств
  • •2. Проектирование усовершенствованной организационной структуры сельскохозяйственного предприятия
  • •8. Объем ремонтов техники
  • •9. Объем транспортных перевозок
  • •10. Вспомогательная таблица для проектирования организационной структуры предприятия
  • •1.6.1. Практическое занятие «методика анализа и проектирования структуры управления сельскохозяйственным предприятием»
  • •1. Методика анализа структуры управления сельскохозяйствен­ным предприятием
  • •11. Формы соподчинения в управленческом аппарате хозяйства
  • •2. Проектирование усовершенствованной структуры управления сельскохозяйственным предприятием
  • •12. Вспомогательная таблица по расчету условной уборочной площади для определения численности работников агрономической службы
  • •13. Вспомогательная таблица по расчету условного поголовья скота для определения численности зоотехников
  • •14. Число машин с силовыми двигателями
  • •15. Характеристика трудоемкости управленческого труда
  • •16. Расчет числа работников аппарата управления
  • •17. Эффективность совершенствования структуры аппарата управления сельскохозяйственным предприятием
  • •Регламентация функций управления в положениях о подразделениях (звеньях) управления и должностных инструкциях работников управления
  • •1.7. Практическое занятие «разработка положения о подразделении (звене) управления»
  • •Общие положения (характеристика подразделения, звена)
  • •1.7.2. Практическое занятие «разработка должностной инструкции для работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства»
  • •18. Вспомогательная таблица для разработки должностных инструкций работников планово-экономической и бухгалтерской служб хозяйства
  • •2. Функции
  • •Развитие отечественной и зарубежной управленческой мысли
  • •1.8. Семинар «развитие управленческой мысли»
  • •План семинара
  • •Контрольные вопросы и задания по теме семинара
  • •Литература
  • •Организация управления на предприятиях апк
  • •2.2. Семинар «организация управления на предприятиях апк различных организационно-правовых форм»
  • •План семинара
  • •2.2.1. Практическое занятие «разработка типовых структур управления предприятиями апк основных организационно-правовых форм»
  • •2.2.2. Тест для контроля знаний по теме «организация управления на предприятиях апк»
  • •Система методов управления. Экономические методы управления
  • •2.3. Семинар «экономические методы в системе методов управления»
  • •План семинара
  • •Организационно-распорядительные (административные) методы управления
  • •2.4. Семинар «организационно-распорядительные методы управления»
  • •2.4.1. Практическое занятие «методика разработки организационно-правовых норм и нормативов»
  • •2.4.2. Практическое занятие «правовое регулирование управленческой деятельности»
  • •1. Дисциплинарные методы воздействия
  • •3. Материальная ответственность
  • •2.4.3 Практическое занятие «управление конфликтами»
  • •23. Контрольная карточка по теме «Управление конфликтами»
  • •24. Контрольная карточка по теме «Руководитель и коллектив»
  • •Опросник для определения стиля работы руководителя (главного специалиста)
  • •Опросник для определения стиля руководства
  • •Литература
  • •Управление персоналом
  • •2.5 Семинар «кадровая политика организации»
  • •2.5.1. Практическое занятие «оптимизация штатной численности аппарата управления»
  • •2.5.2. Практическое занятие «управление продвижением по службе»
  • •Литература
  • •Организация управленческого труда
  • •2.6 Практическое занятие «методика анализа и планирования затрат рабочего времени на выполнение управленческих работ»
  • •28. Расчет структуры затрат рабочего времени на выполнение функций управления
  • •2.6.1. Практическое занятие «разработка графика (распорядка) рабочего дня и рабочей недели)»
  • •30. Примерный график (распорядок) рабочего дня руководителя предприятия
  • •Литература
  • •Процессы и технология управления
  • •2.7. Практическое занятие по теме методика подготовки и проведения производственного совещания (деловая игра»)
  • •2.7.1. Практическое занятие «сетевые графики в управлении производством»
  • •»Использование графиков в управлении производством»
  • •2.7.2. Практическое занятие «методика апестации руководителей»
  • •2.7.3. Практическое занятие «методика оценки кадров управления»
  • •Управленческие решения и организация их выполнения
  • •3.1. Практическое занятие «методика разработки и принятия управленческих решений»
  • •36. Этапы и процедуры принятия управленческого решения
  • •3.1.2. Практическое занятие «организация контроля выполнения управленческого решения»
  • •Информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк
  • •3.2. Семинар «информационное обеспечение и делопроизводство в управлении предприятием апк»
  • •План семинара
  • •3.2.1. Практическое занятие «методика разработки управленческих документов»
  • •Порядок и методика выполнения задания.
  • •1. Составление документов
  • •2. Регистрация документов
  • •3. Подготовка документов для сдачи в архив
  • •Литература
  • •Управление качеством труда и продукции
  • •3.3. Семинар «организация управления качеством труда и продукции»
  • •План семинара
  • •3.3.1. Практическое занятие «управление качеством сельскохозяйственной продукции»
  • •40- Планируемые показатели качества продукции растениеводства
  • •41. Планируемые показатели качества продукции животноводства
  • •42. Причины, влияющие на качество молока
  • •43. Оценка уровня подготовленности организации к выпуску качественной
  • •44. Характеристика молока
  • •Литература
  • •Управление внешнеэкономической деятельностью
  • •3.4. Семинар «управление внешнеэкономической деятельностью»
  • •План семинара
  • •Внешнеэкономические операции предприятия
  • •3.4.1. Практическое занятие «методика составления внешнеэкономических контрактов»
  • •46. Варианты базисных условий, применяемые при различных способах транспортировки товаров
  • •Контракт № на поставку оборудования
  • •1. Предмет контракта
  • •2. Сумма контракта
  • •3. Сроки и условия исполнения контракта и его оплаты
  • •4. Срок поставки
  • •5. Приемка и качество товара
  • •6. Упаковка, маркировка, отгрузка
  • •8. Ответственность сторон
  • •10. Прочие условия
  • •Литература
  • •Управление финансовой деятельностью на предприятиях апк
  • •47. Абсолютные показатели финансово-хозяйственной деятельности спк «Нива»*
  • •3.5.2. Тест для контроля знаний по теме «управление финансовой деятельностью на предприятиях апк»
  • •Литература
  • •Управление природопользованием в апк
  • •3.7. Семинар «управление охраной окружающей среды в апк»
  • •Литература
  • •Календарный модуль 2 (км2) управление инфраструктурой апк
  • •4.1. Семинар «принципы и основы управления инфраструктурой апк»
  • •4.1.1. Практическое занятие «определение местонахождения склада»
  • •4.1.2. Практическое занятие «управление персональной инфраструктурой в сельскохозяйственных организациях»
  • •58. Нормативы на снятие одной копии трудовой книжки
  • •59. Нормативы на составление одного отчета о численности работников по полу и возрасту и рабочих по образованию
  • •60. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих высшее образование.
  • •61. Нормативы на составление одного отчета о численности и составе специалистов, имеющих среднее профессиональное образование
  • •62. Нормативы на составление одного отчета о численности, составе,
  • •64. Норматив на составление одного расчета среднесписочной численности работников организации
  • •Тест для проверки знаний по теме «управление инфраструктурой апк»
  • •Литература
  • •Управление маркетингом
  • •4.2. Семинар «основы управления маркетингом в апк»
  • •План семинара
  • •4.3. Семинар «управление международным маркетингом в апк»
  • •План семинара
  • •4.3.1. Деловая игра «переход к маркетинговой концепции управления организацией»
  • •66. Концепции управления организацией
  • •67. Функции управления при переходе к маркетинговой концепции
  • •4.3.2. Практическое занятие «управление маркетинговыми исследованиями»
  • •4.3.3. Практическое занятие «самооценка конкурентоспособности организации»
  • •68. Результаты мониторинга
  • •4.3.3. Разбор хозяйственной ситуации «проектирование системы управления маркетингом овощей»
  • •4.3.4. Разбор хозяйственной ситуации «стратегия маркетинга в условиях реструктуризации»
  • •4.4. Ролевой разбор ситуации «стимулирование спроса»
  • •4.4.1 Тест для контроля знаний по теме «управление маркетингом»
  • •Литература
  • •Оперативное управление и диспетчеризация
  • •4.5. Семинар. Сущность и значение оперативного управления»
  • •69. Функции оперативного управления
  • •4.5.1. Практическое занятие «методика разработки оперативного плана на отдельные периоды сельскохозяйственных работ.
  • •Литература
  • •Эффективность управления производством на предприятиях апк
  • •4.6. Семинар «эффективность управления производством на предприятиях апк»
  • •Мероприятия по совершенствованию управления на сельскохозяйственных предприятиях
  • •4.7. Практическое занятие «методика оценки эффективности управления на предприятии апк»
  • •Глоссарий
  • •Диагностические средства контроля Вопросы к зачету
  • •Вопросы к экзамену
  • •»Красноярский государственный аграрный университет»
  • •»Красноярский государственный аграрный университет»
  • •»Красноярский государственный аграрный университет»
  • •»Красноярский государственный аграрный университет»
  • •»Красноярский государственный аграрный университет»

Источник: https://StudFiles.net/preview/5909641/page:123/

Статья 351 ТК РФ. Регулирование труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении

Новая редакция Ст. 351 ТК РФ

Особенности регулирования труда творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в частности особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, в соответствии со статьей 252 настоящего Кодекса устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, а в случаях, предусмотренных статьями 94, 96, 113, 153, 157 и 268 настоящего Кодекса, также трудовыми договорами.

Комментарий к Статье 351 ТК РФ

Статья 351 распространяет действие трудового законодательства на творческих работников и на спортсменов-профессионалов.

Трудовые отношения работников культуры регулируются законодательством о труде. В качестве основной организационно-правовой формы трудовых отношений с творческими работниками является контракт. На практике нередким бывает отказ от использования в организациях культуры контрактной формы трудового договора и переход к оформлению трудовых отношений с творческими работниками исключительно с помощью трудового договора.

Однако, с учетом своеобразия труда творческих работников, пункт 39 Положения о театре разрешает регулирование отношений между физическим лицом — носителем творческих способностей и театром не только законодательством о труде, но и гражданским законодательством.

С помощью гражданско-правовых соглашений нередко оформляется ангажемент или гастроли артистов. Такие формы взаимоотношений, как правило, реализуются в течение короткого отрезка времени и без включения артистов в штат работников соответствующей организации.

Гражданско-правовые договоры применяются также для оформления разового участия конкретных лиц в создании (постановке) спектакля, шоу, концерта, представления.

Трудовые договоры применяются в отношении всех творческих работников организаций культуры, которые включаются в их штат на постоянной основе. Это могут быть бессрочные трудовые отношения или по срочному трудовому договору.

Оплата труда творческих работников осуществляется по правилам, содержащимся в Постановлениях Минтруда России:

а) от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов»;

б) от 27 сентября 1994 г. N 63 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников редакций газет и журналов Комитета Российской Федерации по печати»;

в) от 1 февраля 1995 г. N 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации»;

г) от 11 мая 1995 г. N 26 «О согласовании разрядов оплаты труда по должностям отдельных категорий работников телерадиокомпаний Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию»;

д) от 4 октября 2000 г. N 67 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний».

Ставки вознаграждения исполнителям за определенные виды использования исполнения (постановки) определены Постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. N 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения постановки».

Особенности исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1993 г. N 153 «О порядке исчисления среднего заработка отдельных категорий творческих работников».

Основу нормативно-правовой базы в отношении профессиональных спортсменов составляет Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Выделяются три категории спортсменов:

спортсмен-любитель (физкультурник);

спортсмен высокого класса;

спортсмен-профессионал.

Спортсмен-профессионал — лицо, для которого занятия спортом являются основным видом деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них. Их деятельность регулируется трудовым законодательством, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и объединений (п. 3 ст. 24 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ). Взаимоотношения спортсмена-профессионала с физкультурно-спортивной организацией, профессиональным спортивным клубом или командой определены письменным контрактом. В нем содержатся обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения контракта, другие условия и обязательства контрагента. Такой контракт подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ.

Однако, в соответствии с требованиями статей 5, 16 ТК, в отношении спортсменов-профессионалов также необходимо перейти к заключению трудовых договоров, подчиняющихся не только специальным требованиям, изложенным Федеральным законом от 29 апреля 1999 г., но также общим требованиям, содержащимся в статьях глав 10, 11 ТК.

Для спортсменов-профессионалов предусмотрены особые правила перехода в другие физкультурно-спортивные организации и соответственно расторжения трудового договора. Согласно статье 26 Федерального закона от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» такие спортсмены имеют право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую, в том числе иностранную. Однако эта возможность им предоставляется только после окончания срока контракта и выполнения указанных в нем обязательств, если стороны контракта не договорились об ином, например о продлении контракта.

Другой комментарий к Ст. 351 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья предусматривает возможность установления особенностей регулирования труда для лиц, участвующих своей творческой деятельностью в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений с помощью средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, а также для профессиональных спортсменов.

Следует обратить внимание на то, что творчество, а также спорт являются конституционно значимыми ценностями (ч. 2 ст. 41, ч. 2 ст. 26 и ст. 44 Конституции РФ). Вместе с тем в конституционных нормах творчество понимается достаточно широко — включая литературное, художественное, научное, техническое и многие другие виды общественно полезной деятельности. Подобная широта фактически присутствует и в той характеристике, которую законодатель дает труду первой из перечисленных категорий лиц.

В свою очередь, в профессиональном спорте ввиду его вхождения в один из видов культуры — физическую культуру и непредсказуемости результатов также присутствует существенный элемент творчества (в широком смысле). Это обстоятельство дает основание для отнесения профессионального спорта к творческой деятельности (в широком смысле). Именно оно и позволило законодателю установить в рамках одной статьи единые подходы к регулированию трудовых отношений в области профессиональной спортивной деятельности и в сферах, традиционно относимых к творческим видам деятельности.

Характер творческого труда требует, чтобы его правовое регулирование не ограничивало чрезмерным образом свободу как основную предпосылку творчества (в том числе профессиональных спортсменов) для тех, кто непосредственно осуществляет процесс творчества в широком смысле, и для тех, кто обеспечивает надлежащее осуществление этого процесса. Данная свобода должна быть присуща не только стадии вступления в трудовые правоотношения и выхода из них, но и самому осуществлению трудовой деятельности, например, в части регулирования рабочего времени и времени отдыха, а также перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены) и пр. Наиболее полно принцип свободы трудовой деятельности проявляется в правовом регулировании трудовых отношений с участием тех работников, которые осуществляют сам процесс творчества (далее — работники творческого труда). К ним, в частности, можно отнести артистов, телеоператоров, ученых, художников.

Вместе с тем тесная взаимосвязь их труда с трудом работников, обеспечивающих процесс творчества, требует отражения этих элементов свободы и в регулировании трудовой деятельности данных работников, к числу которых, например, относятся осветители, гримеры, костюмеры и др.

Элементы свободы, свойственные процессу творчества, определяют особую природу результатов творчества и их охраны, что является причиной включения в правовое регулирование труда лиц, осуществляющих такую деятельность, элементов гражданско-правового регулирования.

Установление особенностей правового регулирования труда и отдыха творческих (в широком смысле) работников обусловлено, кроме того, необходимостью охраны такой особой публично (конституционно) значимой ценности, как культурная жизнь, включающей публичную информацию; компенсации преждевременного старения (снижения с возрастом качества жизни), возникающего вследствие значительных психофизических нагрузок (перегрузок) и стрессов; осуществления соответствующих видов деятельности в рамках особого режима труда, затрачиваемого преимущественно в вечернее и ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Именно эти обстоятельства и обусловливают особенности регулирования труда творческих (в широком смысле) работников, о чем прямо указывается в комментируемой статье.

Особенности регулирования труда этих лиц предусмотрены прежде всего специальными статьями ТК, к которым относятся: ч. 3 ст. 94 (о порядке установления продолжительности ежедневной работы (смены), ч. 6 ст. 96 (о правилах установления порядка работы в ночное время), ч. 3 ст. 113 (о привлечении к работе данных лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 3 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни), ч. 5 ст. 157 (о последствиях временного неучастия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или неосуществления выступлений), ст. 268 (о снятии запрета на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет).

Что же касается иерархии нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере труда работников, упомянутых в комментируемой статье, то она задается прежде всего Конституцией РФ.

Пункт «е» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ относит общие вопросы науки, культуры и спорта к предметам совместного ведения. Это означает, что по данным вопросам издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Столь высокое конституционное значение творчества (в узком смысле) и спорта является достаточным основанием для того, чтобы правовому регулированию соответствующих отношений были посвящены специальные федеральные законы.

Основными из таких законов являются: Закон от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615); Закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (Российская газета. 1992. 8 февр. N 32); Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Российская газета. 1996. 4 июня. N 104); Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (Российская газета. 1995. 29 нояб. N 231); Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. N 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (Российская газета. 1999. 6 мая. N 87).

В данных Законах содержатся нормы, с помощью которых осуществляется детализированное правовое регулирование труда соответствующих работников и закрепляются определенные элементы их специального правового статуса.

Наименование должностей лиц, работающих в бюджетной сфере, на которых распространяется действие комментируемой статьи, установлено, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и утвержденными им приложениями (СЗ РФ. 1995. N 10).

2. Перечень лиц, относящихся к первой категории, является открытым. Комментируемая статья распространяет свое действие не только на тех, кто входит в данный перечень, но и на иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений. Например, непосредственно из содержания ч. 1 ст. 44 Конституции РФ следует, что к ним также необходимо, в частности, отнести работников, трудящихся в сфере литературного, художественного, научного и технического творчества.

Использованная здесь характеристика труда первой категории лиц — участие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений — ставит в центр системы отношений, связанных с данным трудом, такой объект, как произведение, однако содержание данного понятия ТК РФ не раскрывается.

Для выяснения этого содержания необходимо обратиться к тексту ст. 6 Закона РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (Российская газета. 1993. 3 авг. N 147), в соответствии с которой произведения являются результатом творческой деятельности и создаются, в частности, в сферах науки, литературы и искусства. Они должны существовать в какой-либо объективной форме: письменной рукописи, машинного текста, нотной записи и пр.; устного публичного произнесения, публичного исполнения и т.д.; звуко- или видеозаписи, осуществляемой механическим, магнитным, цифровым, оптическим или другим способом; изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, кино-, теле-, видео- или фотокадра и др.); объемно-пространственной скульптуры, модели, макета, сооружения и в других формах.

Это служит еще одним подтверждением того, что в первую категорию лиц входят в качестве создателей произведений, кроме, например журналистов, и композиторов, также научные работники, архитекторы и художники.

Легальное определение понятия «исполнение» раскрывается в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которой исполнение — это представление произведений, фонограмм, исполнений, постановок посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных технических средств); показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Из данного определения следует, что в первую категорию лиц входят актер, певец, музыкант, танцор, режиссер, дирижер, а также любое иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом исполняет произведения литературы или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер).

Что же касается экспонирования произведений (их публичного представления), то оно является одним из основных элементов деятельности прежде всего музеев.

Весьма широкая характеристика лиц, входящих в первую категорию, позволяет утверждать, что в их число входят не только те, кто занимается творчеством, но и лица, непосредственно обеспечивающие осуществление творческой деятельности и публичное представление (экспонирование) ее результатов.

К таким работникам, в частности, относятся гримеры, осветители, кассиры, а также лица, принимающие в музеях, театрах и иных аналогичных им организациях вещи посетителей (зрителей) на хранение, специалисты научной организации (инженерно-технические работники), работники сферы научного обслуживания и подобные им. Режим труда и отдыха данных лиц в силу его тесной взаимосвязи с трудом лиц, создающих и (или) исполняющих (экспонирующих) произведения, имеет ряд особенностей, аналогичных тем, которые характерны для труда и отдыха последних.

К подзаконным актам, регулирующим отношения в сфере творческого труда (в том числе труда руководителей соответствующих организаций), следует, в частности, отнести: Положение о театре в Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 1999 г. N 329 (СЗ РФ. 1999. N 13.); Устав Российской академии архитектуры и строительных наук, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 1033 (САПП РФ. 1993. N 44); Постановление Министерства труда РФ от 3 февраля 1993 г. N 15 «Об утверждении разрядов оплаты труда по должностям работников ведущих театров и творческих коллективов» (БМТ РФ. 1993. N 4).

Особенности труда первой категории лиц установлены также специальными нормами ТК РФ. К ним относятся: ч. 4 ст. 63 (о порядке заключения и условиях трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении произведений), ч. 4 ст. 113 (о привлечении к работе этих категорий лиц в выходные и нерабочие праздничные дни), ч. 4 ст. 153 (об оплате их труда в эти дни).

Примером включения элементов гражданско-правового регулирования в сферу регулирования труда творческих работников являются положения, связанные со служебными произведениями, закрепленные ст. 14 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», в соответствии с которыми устанавливается следующий правовой режим служебных произведений:

1) авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения;

2) исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное;

3) размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем;

4) работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания;

5) на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий перечисленные выше положения статьи не распространяются.

3. Вторая категория лиц, на которую распространяется действие норм комментируемой статьи, — это профессиональные спортсмены.

Профессиональный спорт представляет собой предпринимательскую деятельность, цель которой — удовлетворить интересы профессиональных спортивных организаций, спортсменов, избравших спорт своей профессией, и зрителей. Что же касается профессионального спортсмена (спортсмена-профессионала), то им является лицо, для которого занятия спортом — это основной вид деятельности и которое получает в соответствии с контрактом заработную плату и иное денежное вознаграждение за подготовку к спортивным соревнованиям и участие в них.

Деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских физкультурно-спортивных организаций и утвержденных профессиональными физкультурно-спортивными объединениями по согласованию с общероссийскими федерациями по соответствующим видам спорта.

Трудовые правоотношения с профессиональным спортсменом возникают на основании контракта о спортивной деятельности, заключаемого профессиональными спортивными лигами, ассоциациями, союзами, входящими в официально признанную федерацию по какому-либо виду спорта, профессиональными спортивными клубами, а также спортивными командами.

Контракт о спортивной деятельности заключается на основе трудового законодательства РФ и представляет собой соглашение в письменной форме между спортсменом, спортсменом-профессионалом (тренером, специалистом) и руководителем физкультурно-спортивной организации, в том числе профессионального спортивного клуба и команды. Он подлежит учету в общероссийской федерации по соответствующему виду спорта, если спортсмен входит в состав сборной команды РФ. Контракт о спортивной деятельности должен предусматривать обязанности спортсмена, его права на социальное и медицинское страхование, условия заключения и расторжения такого контракта. Контракт о спортивной деятельности может содержать и другие условия. Физкультурно-спортивная организация обеспечивает спортсмену условия для подготовки к спортивным соревнованиям и участия в них, своевременную выплату заработной платы, выполняет иные обязательства, предусмотренные контрактом о спортивной деятельности и не противоречащие законодательству РФ.

Отношения в части установления разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников сборных команд РФ по видам спорта регулируются Постановлением Министерства труда РФ от 4 июля 2002 г. N 48 (БМТ РФ. 2002. N 7).

Источник: http://TKodeksRF.ru/ch-4/rzd-12/gl-55/st-351-tk-rf

>Особенности режима рабочего времени творческих работников


Режим рабочего времени творческих работников, а конкретно работников театров, кино, концертных организаций, значительно отличается от общепринятого восьмичасового рабочего дня, поскольку зависит от графиков спектаклей, выступлений и репетиций. Кроме этого, таким работникам приходится часто ездить на гастроли в другие города. О том, какой режим рабочего времени и какими документами может устанавливаться творческим работникам и каким образом он учитывается, расскажем в этой статье.

Об особенностях регулирования труда и отдыха творческих работников в Трудовом кодексе говорится не так уж много. Основное положение, которое есть в каждой статье, имеющей отношение к деятельности творческих работников, — это то, что все особенности трудовой деятельности, касающиеся регулирования рабочего времени и времени отдыха (в том числе перерывов технологического и (или) организационного характера, продолжительности ежедневной работы (смены), работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни), оплаты труда, рабочего времени, и времени отдыха, продолжительности рабочего дня (смены), оплаты труда могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 351 ТК РФ).

К творческим Трудовой кодекс относит работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, перечисленных в перечне профессий и должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 N 252 (далее — Перечень должностей).

Таким образом, при установлении продолжительности рабочего дня (смены) времени, времени отдыха, порядка привлечения к ночной работе и работе в выходные и праздничные дни приоритет в каждой организации, занимающейся творческой деятельностью, будет иметь локальный нормативный акт, их устанавливающий. Если то или иное положение в таком акте не нашло отражения (например, некоторые работодатели не устанавливают свой порядок привлечения к работе в ночное время и праздничные и выходные дни), будут применяться положения трудового законодательства.

В отличие от продолжительности рабочего дня (смены), норма рабочего времени по общему правилу одинакова для всех работников, в том числе творческих, и не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ), если только творческий работник не относится к категории лиц, которым установлена сокращенная продолжительность рабочей недели. Это:

— работники в возрасте до 16 лет — не более 24 часов в неделю;

— работники в возрасте от 16 до 18 лет — не более 35 часов в неделю;

— работники, являющиеся инвалидами I или II группы, — не более 35 часов в неделю;

— лица, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, — не более 36 часов в неделю.

В настоящее время продолжает действовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (далее — Список). Разделом XXXVI Списка установлена сокращенная продолжительность рабочего дня при 36-часовой неделе и для некоторых категорий творческих работников СМИ, например:

— диктор телевидения и диктор радиовещания центрального телевидения и центрального радиовещания — шесть часов;

— звукорежиссер на телевидении и радиовещании — шесть часов.

Режимы рабочего времени

Продолжительность рабочего дня (смены) прежде всего зависит от того, какой режим рабочего времени установлен в организации. В зависимости от творческой направленности организации и должностей режимы рабочего времени могут быть разными. Напомним, что Трудовым кодексом установлены следующие режимы:

— пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;

— шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;

— работа в режиме гибкого рабочего времени;

— работа с ненормированным рабочим днем;

— сменная работа;

— разделение дня на части.

Поскольку в театральных и концертных организациях творческая деятельность (концерты, спектакли, выступления) осуществляется в том числе по субботам и воскресеньям, то во многих из них устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем — понедельником. Продолжительность ежедневной работы при этом определяется в соответствии с утвержденными работодателем графиками репетиций и спектаклей (выступлений). Поскольку в основном и репетиции, и спектакли проводятся в утреннее и вечернее время, при шестидневной рабочей неделе можно установить такой режим, как разделение дня на части.

В силу ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы.

Обратите внимание! Одновременно с установлением продолжительности рабочего времени творческим работникам, в частности артистам музыкальных и танцевальных коллективов, театров, устанавливаются нормы выступлений, а художественному персоналу — нормы постановок. Например, по Нормам выступлений артистов в спектаклях и норм постановок художественного персонала театров, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 21.07.1983 N 414, артисты кукольных театров могут проводить не свыше трех спектаклей в день продолжительностью до 1 ч 15 мин. Равномерную загрузку артистов и художественного персонала в пределах нормы должна обеспечивать администрация учреждения.

Творческим работникам может быть установлена и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, когда выходным может стать любой день недели. Этот режим рабочего времени удобен, когда работники задействованы в спектаклях, концертах, репетициях не каждый день, а также согласно графику.

Скользящий график является основным элементом гибкого рабочего времени, когда регулируется начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены), которая определяется по соглашению сторон (ст. 102 ТК РФ).

Работникам, характер деятельности которых не позволяет строго регламентировать их рабочее время, можно установить ненормированный рабочий день (ст. 101 ТК РФ). Работающие в таком режиме согласно ст. 119 ТК РФ получают дополнительный отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников.

Устанавливая такой режим рабочего времени, следует помнить, что привлекать к выполнению трудовых обязанностей сверх установленной продолжительности рабочего времени можно эпизодически и по распоряжению работодателя. Если же работник привлекается к такой работе систематически, такое время может быть признано сверхурочной работой.

По соглашению между работником и работодателем как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При таком режиме оплата труда осуществляется пропорционально отработанному времени. При этом работодатель обязан установить неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины, одного из родителей (опекуна, попечителя), имеющего ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), а также лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением.

Обратите внимание, что если режим рабочего времени одинаков для всех работников, он устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а если для отдельных работников режим отличается от общих правил, тогда его нужно установить трудовым договором (ст. 100 ТК РФ).

Рабочее время

Рассмотрим, что включается в рабочее время творческого работника, на примере сотрудников концертных организаций. В соответствии с Положением об условиях и оплате труда работников концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, утвержденным Приказом Минкультуры СССР от 29.12.1976 (далее — Положение об оплате), в рабочее время засчитывается:

— время, затраченное на подготовку, проведение и завершение концерта (загримирование, разгримирование, костюмировка, установка и разбор декораций и т.д.);

— время, затраченное на участие в репетициях, включая занятия, тренаж и другие подготовительные работы, с момента явки на работу по распоряжению администрации до момента окончания работы (по фактической длительности, но не менее двух часов в один вызов);

— время, затраченное при выездных концертах с момента явки на сборный пункт в установленный срок до приезда в то место, где назначен концерт, а также время, затраченное на возвращение к месту нахождения концертной организации (но не более семи часов в сутки на проезды в оба конца);

— время, затраченное на ожидание в случае задержки объявленного концерта, и продолжительность концерта;

— перерывы между концертами в пределах одного вызова на работу (например, между двумя утренними концертами);

— время нахождения в пути во время гастролей по фактической длительности (не более семи часов в сутки);

— половина времени, установленного для проведения данного концерта или репетиций, в случае, когда работник явился, не будучи предупрежденным об отмене концерта или репетиции.

Примечание. Артист музыкального и танцевального коллектива может быть вызван на репетиции один раз в течение дня, а при незанятости в концертах — два раза.

Время подготовки, проведения и завершения концертов засчитывается в рабочее время по нормам, устанавливаемым администрацией по согласованию с комитетом профсоюза, за каждый концерт в отдельности. Это время по фактической продолжительности в следующих пределах: для артистов — до трех часов, для рабочих и младшего обслуживающего персонала — до шести часов.

Кроме этого, в рабочее время засчитываются перерывы, предоставляемые во время репетиционной и подготовительной работы (самостоятельные репетиции, занятия):

— артистам-вокалистам (солистам), артистам хора, балета и эстрадно-спортивного жанра — 20 минут после каждого часа работы;

— остальным артистам — 15 минут после каждого часа работы.

К рабочему времени также приравнивается время простоя, о котором говорится в ст. 157 ТК РФ. Статьей устанавливается размер заработной платы за время простоя в зависимости от того, по чьей вине он произошел. Поскольку при осуществлении творческой деятельности не всегда работники могут быть задействованы на все 100%, в ч. 5 ст. 157 отдельно отмечено, что если творческие работники в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Получается, что, с одной стороны, творческим работникам предоставлена гарантия получить какой-то заработок, когда они остаются не у дел, но, с другой стороны, выбор, оплачивать или нет такое время, предоставлен работодателю.

Например, в силу Положения об оплате при отмене назначенного концерта не по вине артиста — концертного исполнителя, если он не был своевременно предупрежден и явился на концерт, ему засчитывается половина нормы выступлений либо 0,5 разовой концертной ставки, а при отмене сольного концерта в двух отделениях — одна разовая концертная ставка с соблюдением установленного порядка учета норм выступлений или учета по заработной плате (п. 69).

А работникам музыкальных и танцевальных коллективов, не занятым в гастрольной поездке, которым администрация не может предоставить работу, оплата простоя производится в размере 50% оклада (тарифной ставки), но не ниже минимума заработной платы (п. 83 Положения об оплате).

Учет рабочего времени

Необходимо вести учет рабочего времени каждого творческого работника. При этом основным документом учета, как и во всех организациях, является табель учета рабочего времени. При составлении табеля используются графики работы (репетиций, спектаклей) и журналы фактического учета прихода-ухода работников. В соответствии с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» ЕКС, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н, учетом рабочего времени в учреждениях культуры, искусства и кинематографии занимается заведующий художественно-постановочной частью.

Говоря об учете рабочего времени, отметим, что если графики репетиций и выступлений для артистов невозможно составить так, чтобы соблюдалась ежедневная или еженедельная норма рабочего времени, устанавливается суммированный учет рабочего времени. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для работников данной категории еженедельной продолжительности рабочего времени. Для лиц, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (ст. 104 ТК РФ). Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

При этом суммированный учет может устанавливаться как артистам, так и другим работникам. Согласно Положению об оплате месячный суммированный учет устанавливается работникам концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов, работа которых непосредственно связана с проведением и обслуживанием концертов и репетиций (монтировщики сцены, костюмеры, гримеры, электроосветители, контролеры, билетеры, гардеробщики, рабочие сцены, водители, занятые в выездных и гастрольных концертах, и др.). Месячная норма их рабочего времени определяется путем умножения установленной продолжительности рабочего дня на количество рабочих дней в данном месяце с учетом сокращения рабочего дня в предвыходные и предпраздничные дни.

Работа ночью и в праздники

В силу ст. 96 и 97 ТК РФ порядок работы в ночное время, а также в выходные и нерабочие праздничные дни творческим работникам может устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. Напомним, что по общим правилам привлечение к работе в ночное время и к работе в выходные или праздничные дни осуществляется с согласия работника.

Обратите внимание! Продолжительность ночного времени установлена ст. 96 ТК РФ и составляет период с 22.00 до 6.00. Изменить эту продолжительность локальным актом невозможно.

Таким образом, творческого работника можно привлекать к такой работе без его согласия, если это предусмотрено локальным нормативным актом. Кроме того, ст. 268 ТК РФ как исключение установлено, что к работе в ночное время и в выходные и праздники могут привлекаться творческие работники, не достигшие 18 лет. Однако в любом случае нельзя привлекать к такой работе беременных женщин (ст. 259 ТК РФ).

Положения Трудового кодекса при работе в ночное время и выходные и праздничные дни также применяются к женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет (ст. 259), и работникам других категорий, указанных в ч. 5 ст. 96 ТК РФ, даже если они занимают должности из Перечня должностей. Они могут привлекаться к работе в названные периоды времени только с их письменного согласия и при условии, что такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.

Поскольку определять самостоятельно работодатель может только порядок привлечения к ночной работе, для оплаты труда творческих работников в ночное время применяются общие правила ст. 154 ТК РФ — о повышенной оплате каждого часа работы в ночное время, но не ниже минимума, установленного Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время», или иных размеров, установленных трудовым законодательством и другими актами, содержащими нормы трудового права.

При этом конкретные размеры повышения платы за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором и не могут быть ниже размеров, определенных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Что касается оплаты работы в выходные и праздничные дни, для творческих работников она может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора (ст. 153 ТК РФ). Так, сотрудникам концертных организаций оплачиваются фактически проработанные в праздничный день часы. Когда на праздник приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, выпавшие на праздничный день (от 00.00 до 24.00).

С согласия работника денежная компенсация за работу в праздничный день, если она не включалась в норму рабочего времени, заменяется предоставлением другого дня отдыха. В этом случае плата за работу в праздник производится в одинарном размере сверх причитающейся зарплаты. При подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере.

Такой же порядок оплаты работы в праздники применяется при гастрольных поездках и выездных спектаклях (п. 61 Положения об оплате).

Итак, рассмотрев положения о регулировании рабочего времени творческих работников, установленные Трудовым кодексом, можно сделать вывод, что имеющегося законодательного регулирования недостаточно. Эту функцию в основном выполняют работодатели. Не хватает и отраслевых нормативных актов, регулирующих деятельность творческих работников, а некоторые из документов уже давно устарели и требуют доработки, в том числе Перечень должностей творческих работников: профессии и должности, существующие в настоящее время и не включенные в этот перечень, не подпадают под действие положений Трудового кодекса, регламентирующих деятельность творческих работников. В результате сохраняется вероятность ущемления их прав по сравнению с другими. И здесь остается надеяться только на порядочность и сознательность работодателей, устанавливающих нормы трудовой деятельности.

Источник: http://info-personal.ru/rezhim-raboty/osobennosti-rezhima-rabochego-vremeni-tvorcheskih-rabotnikov/

Как установить режим работы в учреждении культуры?

Здравствуйте, Мария!

Да, в соответствии с Трудовым кодексом и на основании локального нормативно-правового акта Учреждения культуры, а также отдельных трудовых договоров с работниками этого учреждения могут быть установлены различные режимы рабочего времени и времени отдыха, оговоренные Трудовым кодексом: — пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями; — шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем; — работа в режиме гибкого рабочего времени; — работа с ненормированным рабочим днем; — сменная работа; — разделение дня на части.

Так как творческая деятельность в учреждениях культуры осуществляется в том числе по субботам и воскресеньям, то во многих из них устанавливается шестидневной рабочая неделя с одним выходным днем – понедельником.

В зависимости от творческой направленному организации и должностей работников режимы рабочего времени могут быть разными. Продолжительность ежедневной работы при этом определяется в соответствии с утвержденными работодателем графиками репетиций и спектаклей (выступлений).

Творческим работникам может быть установлена и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, когда выходным днём может стать любой день недели. Это режим работы удобен, когда работники задействован в концертах, репетициях не каждый день, а также согласно графику. Скользящий график является основным элементом гибкого рабочего времени, когда регулируется время начала, окончания или общая продолжительность рабочего дня, которая определяется по соглашению сторон (ст.102 ТК РФ ).

В Вашем учреждении культуры, судя по вопросу, на основании плана работы учреждения установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями по скользящему графику, что не противоречит трудовому законодательству.

Источник: https://clubtk.ru/sovet/question/2154

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ХОРМЕЙСТЕРА

Скачано: 48

Должностная инструкция хормейстера
Составлена в ___ экз. Утверждаю
_______________________________
(инициалы, фамилия)
______________________________ _______________________________
______________________________ _______________________________
______________________________ _______________________________
(наименование работодателя, (руководитель или иное лицо,
его организационно-правовая уполномоченное утверждать
форма, адрес, телефон, адрес должностную инструкцию)
электронной почты, ОГРН, ИНН/КПП)
«___»________ ___ г. N _____ «___»________ ___ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ хормейстера
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность хормейстера «__________» (далее — «организация»).
1.2. На должность хормейстера назначается лицо, соответствующее следующим требованиям к квалификации:
— хормейстер первой категории — высшее профессиональное образование (музыкальное по видам вокального искусства) и стаж работы не менее 3 лет в должности хормейстера второй категории.
— хормейстер второй категории — высшее профессиональное образование (музыкальное по видам вокального искусства) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (музыкальное по видам вокального искусства) и стаж работы не менее 3 лет по направлению профессиональной деятельности.
1.3. Хормейстер назначается и освобождается от должности руководителем организации по представлению ________________.
1.4. Хормейстер подчиняется непосредственно ______________.
1.5. Хормейстер должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;
— теорию и практику хорового дирижирования;
— основы режиссуры, актерского мастерства, художественного оформления постановок, музыкального искусства;
— историю отечественного и мирового музыкального, театрального, циркового, других видов искусства и литературы;
— состояние современного отечественного и зарубежного хорового, музыкального, театрального искусства, других видов исполнительских искусств;
— современную и классическую музыкальную литературу;
— основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;
— авторское право;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила по охране труда и пожарной безопасности.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
2.1. Хормейстер:
2.1.1. Готовит с хоровым коллективом исполнение хоровых партий при подготовке новых концертных программ, новых и капитально возобновляемых постановок.
2.1.2. Ведет с артистами хора групповые и индивидуальные занятия, добиваясь высокого профессионального уровня исполнения.
2.1.3. Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины в хоровом коллективе во время проведения представлений, репетиций, занятий.
2.1.4. Принимает непосредственное участие в подготовке и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации исполнительских искусств, в работе по пропаганде исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.
2.1.5. ______________________________________.

3. ПРАВА
3.1. Хормейстер имеет право:
3.1.1. Требовать от руководства организации оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
3.1.2. Повышать свою квалификацию.
3.1.3. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности.
3.1.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
3.1.5. Получать от работников организации информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
3.1.6. _______________________________________.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
4.1. Хормейстер несет ответственность:
4.1.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.
4.1.2. За правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.
4.1.3. За причинение материального ущерба — в соответствии с действующим законодательством.
4.1.4. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в организации.
4.1.5. _____________________________________.

5. РЕЖИМ РАБОТЫ
5.1. Режим работы хормейстера определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
5.2. В случае служебной необходимости хормейстер выезжает в служебные командировки (в т.ч. местного назначения).
5.3. В соответствии с ____________________ работодатель проводит оценку эффективности работы хормейстера. Комплекс мероприятий по оценке эффективности утвержден _________ и включает в себя:
— _____________________,
— _____________________,
— _____________________.

Должностная инструкция разработана на основании _______________________
__________________________________________________________________________.
(наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного
подразделения
____________________________ _____________________
(инициалы, фамилия) (подпись)

Источник: https://hrhelpline.ru/bank-dolzhnostnyh-instruktsij/servis-uslugi-obrazovanie/dolzhnostnaya-instruktsiya-hormejstera/

1. Общие положения

1.1. Должность «Хормейстер» относится к категории «Профессионалы».

1.2. Квалификационные требования — полное или базовое высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист или бакалавр); для магистра, специалиста — без требований к стажу работы, для бакалавра — повышение квалификации и стаж работы по профессии артиста хора не менее 3 лет.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
— методологию творческого процесса в музыкальном театре (хоровом коллективе);
— классический и современный отечественный и зарубежный репертуар музыкальных театров (хоровых коллективов);
— основы режиссуры и актерского мастерства;
— правила внутреннего трудового распорядка;
— правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.4. Хормейстер назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Хормейстер подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Хормейстер руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Хормейстер во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

3. Права

3.1. Хормейстер имеет право предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

3.2. Хормейстер имеет право получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.3. Хормейстер имеет право требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.4. Хормейстер имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

3.5. Хормейстер имеет право знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

3.6. Хормейстер имеет право запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

3.7. Хормейстер имеет право повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. Хормейстер имеет право сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

3.9. Хормейстер имеет право ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

4. Ответственность

4.1. Хормейстер несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.2. Хормейстер несет ответственность за несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

4.3. Хормейстер несет ответственность за разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

4.4. Хормейстер несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Хормейстер несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Хормейстер несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.7. Хормейстер несет ответственность за неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

Источник: https://www.borovik.com/index_instruction.php?Gins=ylwwlm&lang_i=0