Федеральное автономное учреждение

Зачем бюджетному учреждению становиться автономным?

Действующее законодательство предусматривает такие разновидности государственных (муниципальных) учреждений, как автономные и бюджетные. В последнее время государство старается всячески содействовать переводу бюджетных организаций в автономные для более эффективного управления ими. Чтобы понять, насколько это выгодно, необходимо выделить основные отличия данных форм организаций, а также их преимущества и недостатки.

Бюджетные и автономные учреждения призваны выполнять полномочия органов госвласти или муниципалитета, в том числе, и в сфере образования. Данные типы учреждений в большинстве своем схожи, но имеют и различия.

Пожалуй, самое основное и значимоедля многих руководителей ДОО – это возможность автономных учреждений работать по 223-ФЗ, то есть при проведении госзакупок такие учреждения избегают действия более «строгого» 44-ФЗ, за редким исключением. Бюджетные же учреждения вынуждены выполнять многочисленные требования закона о госзакупках № 44-ФЗ.

Автономные учреждения свободны в получении заемных денежных средств. Для бюджетных учреждений существуют законодательные ограничения на получение кредитов.

В целом, объем прав по распоряжению имуществом у автономных и бюджетных учреждений равнозначен. Но автономное учреждение имеет право самостоятельно (без согласия собственника) распоряжаться недвижимым имуществом, которое было приобретено за собственные средства (то есть на средства, которые поступили не от собственника). Бюджетное учреждение вынуждено получать согласие на распоряжение таким имуществом, даже несмотря на то, что тратило на его покупку средства не от собственника.

Для автономных учреждений открытие счета возможно в кредитных организациях. Бюджетные учреждения по такому вопросу вынуждены обращаться в казначейство, которое не всегда работает оперативно.

Для автономных учреждений возможна упрощенная система налогообложения, а бюджетные учреждения не вправе её применять.

  • АУ может самостоятельно распределять все свои доходы;
  • возможность получения кредитных средств и других заимствований;
  • право применять 223-ФЗ при закупках.

Стоит отметить, что для изменения типа государственного (муниципального) учреждения требуются предпосылки, в том числе, экономические и управленческие.

В экономическом плане учитываются:

  • доля внебюджетных средств;
  • рост доходов;
  • стоимость основных фондов;
  • рост зарплаты;
  • эффективность использования фонда оплаты труда.
  • составление плана по развитию автономного учреждения,
  • наличие возможности у действующего персонала осуществлять организаторскую, управленческую, хозяйственную и финансовую деятельность.

Для изменения типа бюджетного учреждения на автономное необходима инициатива либо согласие самого учреждения. Предложение об изменении типа учреждения должен подготовить орган исполнительной власти или местного самоуправления, в ведении которого находится данное учреждение. После изменения типа учреждения нет необходимости переоформлять документы, подтверждающие наличие лицензий и иных разрешительных документов. Необходимо будет внести соответствующие изменения в устав учреждения.

Перевод бюджетного учреждения в автономное не является реорганизацией, это всего лишь изменение типа учреждения. Но, тем не менее, при изменении типа учреждение обязано соблюсти требования гражданского законодательства для юридических лиц, проводящих реорганизацию:

  • уведомить регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения об изменении типа учреждения;
  • после того как сведения будут внесены в ЕГРЮЛ, нужно будет опубликовать в Вестнике государственной регистрации уведомление об изменении типа учреждения. Сделать это необходимо дважды.

Вы можете получить доступ к модулю «Нормативные документы ДОУ» информационной системы «Директория». Он содержит инструкции, шаблоны и опыт экспертов. Подробности здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Какие типы учреждений вы знаете. Основные отличия между типами учреждений

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений:

казенное учреждение– это «государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы»;

бюджетное учреждение– это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах».

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (да­лее – Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение – это «некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществ­ления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами».

При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

Во-вторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

В-третьих, в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

42. Списание государственного имущества – что это. каким нормативным актом регламентируется порядок списания государственного имущества чувашской республики. какое имущество государственные учреждения могут списывать самостоятельно

в соответствии с пкм чр от 29.06.2011 №266 «п о р я д о к списания имущества, находящегося в государственной собственности чувашской республики»

под списанием республиканского имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием республиканского имущества непригодным для дальнейшего использования по целевому назначению и (или) распоряжению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшим из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, а также с невозможностью установления его местонахождения.

решение о списании недвижимого и движимого имущества, находящегося в оперативном управлении казенных учреждений чувашской республики, органов государственной власти чувашской республики и государственных органов чувашской республики, а также недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных и автономных учреждений чувашской республики, принимается уполномоченным органом исполнительной власти чувашской республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом – министерством имущественных и земельных отношений чувашской республики.

решение о согласовании списания недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями чувашской республики и на праве оперативного управления за казенными унитарными предприятиями чувашской республики, а также движимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за казенными унитарными предприятиями чувашской республики, принимается уполномоченным органом исполнительной власти чувашской республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом – министерством имущественных и земельных отношений чувашской республики

решение о списании республиканского имущества принимается в случае, если:

а) республиканское имущество непригодно для дальнейшего использования по целевому назначению вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа;

б) республиканское имущество выбыло из владения, пользования и распоряжения вследствие гибели или уничтожения, в том числе помимо воли владельца, а также вследствие невозможности установления его местонахождения.

истечение сроков фактической эксплуатации республиканского имущества не может служить основанием для его списания.

списание республиканского имущества, находящегося в оперативном управлении осущ.:

1. государственными учреждениями чувашской республики (далее – государственное учреждение) в зависимости от их типа:

а) казенными учреждениями чувашской республики – в отношении недвижимого и движимого имущества – по решению минимущества чувашии по согласованию с органом исполнительной власти чувашской республики, осуществляющим функции и полномочия учредителя государственного учреждения (далее – учредитель), в соответствии с разделом ii настоящего порядка;

б) бюджетными учреждениями и автономными учреждениями чувашской республики в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества – по решению минимущества чувашии по согласованию с учредителем в соответствии с разделом ii настоящего порядка.

2. органами государственной власти чувашской республики и государственными органами чувашской республики (далее – государственный орган) – в отношении недвижимого имущества и движимого имущества – по решению минимущества чувашии в соответствии с разделом ii настоящего порядка.

3. минимуществом чувашии – в отношении имущества казны чувашской республики в порядке, установленном минимуществом чувашии.

списание республиканского имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения осуществляется:

1. государственными унитарными предприятиями чувашской республики в отношении:

движимого имущества – самостоятельно в установленном им порядке;

недвижимого имущества – по согласованию с минимуществом чувашии с учетом мнения органа исполнительной власти чувашской республики, на который возложены координация и регулирование в соответствующих видах экономической деятельности (далее – орган исполнительной власти).

2. казенными унитарными предприятиями чувашской республики в отношении недвижимого и движимого имущества – по согласованию с мин­имуществом чувашии с учетом предложений органа исполнительной власти.

43. Государственное задание. для каких типов государственных учреждений формируется государственное задание. кем формируется, как финансируется

в соответствии с пкм чр от 24.11.2010 года № 398 «о порядке формирования гос.задания в отношении гос. учреждений чр и финансового обеспечения выполнения гос. задания»

государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения чувашской республики.

2. государственное задание устанавливает показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) государственной услуги (выполнения работы), порядок ее оказания и формируется по форме согласно приложению к настоящему положению

при установлении государственному учреждению чувашской республики государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ) государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы).

государственное задание формируется при формировании республиканского бюджета чувашской республики на очередной финансовый год и плановый период и утверждается в срок не позднее одного месяца со дня официального опубликования закона чувашской республики о республиканском бюджете чувашской республики на очередной финансовый год и плановый период в отношении:

а) казенных учреждений чувашской республики – главными распорядителями средств республиканского бюджета чувашской республики, в ведении которых находятся казенные учреждения чувашской республики;

б) бюджетных или автономных учреждений чувашской республики – органами исполнительной власти чувашской республики, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения чувашской республики.

государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств республиканского бюджета чувашской республики, в ведении которого находятся казенные учреждения чувашской республики, либо органа исполнительной власти чувашской республики, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений чувашской республики, ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении государственными учреждениями чувашской республики в качестве основных видов деятельности, а также показателей качества государственных услуг (при их установлении).

финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете чувашской республики на соответствующие цели.

7. финансовое обеспечение выполнения государственного задания казенным учреждением чувашской республики осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы этого учреждения.

финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным или автономным учреждением чувашской республики осуществляется в виде субсидии из республиканского бюджета чувашской республики.

контроль за выполнением казенными учреждениями чувашской республики государственных заданий осуществляют главные распорядители средств республиканского бюджета чувашской республики, в ведении которых находятся казенные учреждения чувашской республики.

17. контроль за выполнением бюджетными или автономными учреждениями чувашской республики государственных заданий осуществляют органы исполнительной власти чувашской республики, осуществляющие функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений чувашской республики.

44. Понятие особо ценного движимого имущества. виды особо ценного движимого имущества. какие типы государственных учреждений наделяются таким видом имущества

в соответсвии с пкм чр от29.09.2010 № 321 «о порядке определения видов оцди»

особо ценное движимое имущество – движимое имущество, находящееся у учреждения на праве оперативного управления, без которого осуществление учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, и вошедшее в перечень особо ценного движимого имущества учреждения, утвержденного учредителем, а также движимое имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления и приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, соответствующее видам особо ценного движимого имущества.

виды особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений могут определяться в отношении бюджетных и автономных учреждений.

3. перечни особо ценного движимого имущества бюджетных (автономных) учреждений определяются соответствующими органами исполнительной власти чувашской республики, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений, по согласованию с министерством имущественных и земельных отношений чувашской республики одновременно с подготовкой проекта постановления кабинета министров чувашской республики об изменении типа автономного или казенного учреждения чувашской республики в целях создания бюджетного (автономного) учреждения либо о создании нового бюджетного учреждения.

4. в перечни особо ценного движимого имущества бюджетных(автономных) учреждений подлежат включению:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает размер 50 тыс. рублей;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление бюджетным(автономным) учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законодательством российской федерации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2017 год. (0.106 с) .

Отличия бюджетного учреждения от автономного

Отличия бюджетного учреждения от автономного

Основные отличия бюджетного и автономного учреждения касаются финансирования их деятельности, прав на принадлежащее им (на праве оперативного управления) имущество и ответственности по своим обязательствам. Имущество и бюджетного, и автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества является соответственно Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Права на распоряжение имуществом

Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. формально (буквально) ГК РФ запрещает бюджетным учреждениям распоряжение имуществом без согласия собственника. Бюджетное учреждение отдельно учитывает денежные средства, полученные от разрешенной приносящей доход деятельности, и приобретенное на них имущество.

Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться:

    недвижимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества;

Остальным имуществом оно вправе распоряжаться самостоятельно (за следующим исключением, введенным для предотвращения скрытой приватизации имущества: для внесения имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иной передачи имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника всегда требуется согласие учредителя).

Автономное учреждение должно обособленно учитывать недвижимое имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем, а также имеющееся особо ценное движимое имущество.

И у бюджетного, и у автономного учреждения может быть также имущество, переданное ему по договорам дарения (пожертвования) и по завещанию, получение которого, очевидно, в принципе не требует какой-либо разрешенной деятельности. (например, при расходовании грантов деятельность АУ может выходить за пределы разрешенных учреждению направляний расходов)

Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью, но финансирует их посредством субсидий и субвенций.

В распоряжении доходами от приносящей доход деятельности автономное учреждение существенным образом отличается от бюджетного.

БК РФ не предусматривает за бюджетным учреждением самостоятельного права распоряжения полученными доходами. Статья 41 БК РФ в новой редакции предусматривает, что доходы от использования имущества, оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и от иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов бюджета.

Для автономного учреждения важно то, что ст. 41 БК РФ исключает доходы от использования имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления, из перечня видов неналоговых доходов бюджета.

В соответствии со ст. 42 БК РФ, из учета в доходах бюджетов также исключаются:

    средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, под залог; другие предусмотренные законодательством РФ доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений.

В соответствии со ст. 43 того же кодекса, средства, получаемые от продажи имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений, исключаются из перечня средств, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.

Следовательно, на автономные учреждения не распространяются требования бюджетного законодательства: о порядке расходования средств, находящихся в самостоятельном распоряжении; необходимости расходовать их строго по статьям бюджетной сметы; сложной и длительной процедуре выделения средств по сметному финансированию; расходовании средств путем размещения государственного или муниципального заказа уполномоченным органом (организации аукциона, конкурса, проведения котировок цен) и т. п. Казначейство уже не контролирует распоряжение данными средствами. Обязанность целевого использования бюджетных субсидий и субвенций в соответствии с их назначением сохраняется. Сохраняется и финансовый контроль за использованием любых денежных средств, однако внебюджетные доходы могут использоваться свободно.

Бюджетное учреждение имеет лицевые счета в казначействе и не вправе открывать иных счетов. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. Помимо этого, автономное учреждение может получать кредиты (займы).

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, т. е. кредиторы смогут обратить взыскание на больший объем активов учреждения. При этом потеря определенных видов имущества по долгам может сказаться на возможности существования учреждения: например, невозможна деятельность школы без помещений, учебного оборудования, мебели. Поэтому законодатель оградил автономные учреждения от подобных ситуаций, оговорив, что по его долгам взыскание не может быть обращено на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за ним учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных ему на это учредителем. Для безопасности учреждения в этом аспекте важно, какое именно имущество будет отнесено к категории особо ценного движимого имущества.

Бюджетное учреждение не вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника.

Автономное учреждение имеет на это право с согласия своего учредителя. Таким образом, в отличие от бюджетного учреждения, автономное учреждение может создавать юридические лица для более эффективного осуществления деятельности в сфере образования.

У автономного и бюджетного учреждений имеются некоторые различия в решении налоговых вопросов. Не все нормы налогового законодательства идентично трактуют бюджетные и автономные учреждения. В частности, автономные учреждения будут иметь возможность уплачивать только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль лишь при условии среднего размера выручки в предыдущих четырех кварталах не более 3 млн руб., для бюджетных учреждений такая возможность предоставлена вне зависимости от размеров дохода (п. 3 ст. 286 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)). На автономные учреждения не распространяется ограничение для перехода на упрощенную систему налогообложения, установленное для бюджетных учреждений (подп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Иные налоговые льготы, а также льготы сотрудникам ОУ устанавливаются именно как льгота для «образовательного учреждения» или для работника «образовательного учреждения», независимо от того автономное оно или бюджетное.

Имеются и существенные отличия. Например, льготные тарифы на оплату коммунальных услуг устанавливаются только для бюджетных учреждений, следовательно, со сменой типа ОУ на автономное учреждение тариф станет уже полным. В принципе, подобные расходы должен оплачивать учредитель, однако в соответствии с предлагаемыми методиками расчета субсидий расчет финансирования осуществляется с учетом предыдущего уровня расходов, т. е. льготных тарифов.

Бюджетные учреждения не обязаны (в соответствии с федеральным законодательством) публиковать отчеты о своей деятельности.

Автономное же учреждение обязано в соответствии с законом ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества в порядке, установленном Правительством РФ, в определенных его учредителем средствах массовой информации, а также – обеспечить открытость и доступность определенного перечня документов.

Фактически статус автономного учреждения удобен тем ОУ, которые активно привлекают средства из внебюджетных источников, причем чем больше таких денежных средств у учреждения, чем активнее оно ведет приносящую доход деятельность, тем сильнее его стесняют ограничения, существующие для бюджетных учреждений. А ОУ, которые не изыскали возможности получать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными. В этом смысле тип учреждения играет ключевую роль для ведения учреждением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, привлечения ресурсов.

Риски перехода бюджетного учреждения в автономное

В Федеральном законе “Об автономных учреждениях” отдельно оговорено, что объем финансового обеспечения выполнения задания, установленного учредителем государственному или муниципальному учреждению (бюджетному или автономному), не может зависеть от типа такого учреждения. БК РФ также устанавливает одинаковые требования к финансированию учреждений, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, будь то бюджетные или автономные учреждения. Следовательно, снижение размеров финансирования заданий автономным учреждениям по сравнению с бюджетными учреждениями будет незаконно. Кроме того, установлен «переходный период» в три года, в течение которых финансирование автономного учреждения не может быть уменьшено. Если объем финансирования оказывается ниже, учреждение должно получать отдельную, так называемую «выравнивающую» субсидию.

Те льготы, которые установлены как льгота для «образовательного учреждения» или для работника «образовательного учреждения», сохранятся за автономным учреждением и его работниками в полной мере. Для этого не требуется принятие никаких дополнительных норм, изменения законодательства и т. п. Право же на те льготы, которые установлены именно для бюджетных учреждений (к примеру, льготные тарифы на оплату коммунальных услуг), со сменой типа на автономное учреждение будет учреждением утеряно, если только не будут внесены соответствующие изменения в законодательство о льготах и формулировка не будет скорректирована.

Однако следует отметить, что большинство льгот сформулированы как льготы любому ОУ, а не только бюджетному учреждению, и в этом смысле автоматически распространяются на автономные учреждения.

Правовые особенности государственных (муниципальных) автономных учреждений

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее – РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.

В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения.

Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Наибольший интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой Постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее – постановление № 662). Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти. Если же создается федеральное автономное учреждение путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, постановление № 662 указывает, что в этом случае федеральной службе или федеральному агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся.

Согласно п. 3 постановления № 662 федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Пример 1 СвернутьПоказать

В федеральном автономном учреждении – академическом театре драмы – имеются следующие органы управления: генеральный директор, назначенный на должность Министерством культуры России, наблюдательный совет из 7 человек (отвечает за руководство вопросами финансово-хозяйственной деятельности, одобрение крупных сделок, утверждает и контролирует выполнение программы деятельности и т.п.), художественный совет (отвечает за репертуар театра) и попечительский совет (спонсоры и инвесторы). Все вышеперечисленные органы управления и их полномочия отражены в уставе федерального автономного учреждения.

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Однако это не означает, что автономное учреждение вообще не распоряжается никаким имуществом и даже канцелярские товары оно должно списывать только после получения одобрения от учредителя. Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:

  • недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;
  • земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;
  • особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);
  • особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;
  • некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений – от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ – от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения – от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость, приведенная выше, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее – постановление № 538). Однако существует и норма, установленная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» (далее – постановление № 337) в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Какое же постановление Правительства РФ автономные учреждения должны использовать в работе? В этом вопросе мнения разделяются: так как постановление № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление № 538 введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, и поэтому действует только оно и надо руководствоваться им.

По мнению автора, так как оба вышеуказанных постановления действуют и с целью избежания путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Пример 2 СвернутьПоказать

Спортивно-оздоровительный комплекс является автономным учреждением, находящимся в подчинении субъекта РФ. В уставе данного автономного учреждения зафиксировано, что особо ценным является движимое имущество стоимостью от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Такая формулировка не противоречит норме постановления № 538.

Самостоятельно автономное учреждение может распоряжаться следующими категориями имущества:

  • недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же указанное в ст. 3 Закона № 174-ФЗ «недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником)». Но такое в принципе невозможно, так как представляется сомнительным, что какое-либо юридическое или физическое лицо подарит автономному учреждению объект недвижимости.
    Однако направления расходования выручки, полученной за счет оказания автономным учреждением платных услуг, должны быть закреплены в его уставе;
  • движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;
  • материальные запасы, приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.

Пример 3 СвернутьПоказать

Автономное муниципальное учреждение — детская и юношеская спортивная школа — приобрело за счет осуществления внебюджетной деятельности бывшую базу отдыха предприятия под летний спортивный лагерь. Данная база будет считаться собственностью автономного учреждения, так как денежные средства на ее приобретение учредителем не выделялись.

Учредитель (собственник) также может изъять находящееся в оперативном управлении или бессрочном пользовании (это земельные участки) имущество у автономного учреждения. Процедура изъятия может быть «запущена» в тех случаях, когда автономное учреждение не использует выделенное ему имущество.

Пример 4 СвернутьПоказать

Автономному учреждению – высшему учебному заведению, находящемуся в федеральной собственности, – был выделен земельный участок размером 2 га для создания учебно-производственной базы. Однако автономное учреждение его не использовало и земельный участок простаивал. После проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности был выявлен факт неэффективного использования данного объекта вверенного федерального имущества и по решению федерального органа исполнительной власти земельный участок был изъят.

Особенности финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Согласно ч. 2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ государственное (муниципальное) задание для автономных учреждений формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами его уставной деятельности. Учредители устанавливают задания для автономных учреждений с учетом следующих расходов: расходов на содержание особо ценного имущества, расходов на развитие автономных учреждений в рамках государственных целевых программ. Безусловным является финансирование учредителями уставной деятельности автономных учреждений. То есть автономное учреждение получает гарантированное и обязательное бюджетное финансирование на основании разработанного учредителями (на всех уровнях государственного управления) государственного задания и полученных для его выполнения субсидий. Согласно ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ учредителями должны быть утверждены порядок и условия формирования заданий для автономных учреждений, а также порядок их субсидирования.

Пример 5 СвернутьПоказать

Муниципальный орган управления разработал в целях финансирования муниципальных автономных учреждений следующие документы: типовую смету муниципального автономного учреждения, типовое задание на год, порядок субсидирования деятельности бюджетных учреждений, а также формы отчетности по использованию полученных денежных средств.

Для федеральных автономных учреждений задания формируются на основании общей формы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания». Данное постановление облегчает жизнь как финансово-экономическому блоку федеральных ведомств, так и самим автономным учреждениям. В частности, состав показателей должен быть единообразным для автономных учреждений одной отрасли, вводится механизм качества предоставления государственных услуг автономным учреждением, финансируются только те государственные услуги, которые включены в утвержденный перечень государственных услуг.

Система финансирования автономных федеральных учреждений включает в себя несколько типов субсидирования (но может быть использована и для автономных учреждений других уровней):

Первый тип — целевые субсидии. Данные субсидии предоставляются на определенные цели и/или ликвидацию стихийных бедствий.

Второй тип — субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием автономным учреждением государственных (муниципальных) услуг в соответствии с государственным заданием. Это наиболее объемная категория субсидий.

Третий тип — разовые целевые субсидии. Такие субсидии направляются на финансирование мероприятий федеральных (региональных или муниципальных) целевых программ.

Если федеральное автономное учреждение создано путем преобразования бюджетных учреждений или ФГУПов, то согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 18.03.2008 № 182 «Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания» ему выделяется отдельная выравнивающая субсидия сроком на 3 бюджетных года.

Уменьшение субсидирования для автономных учреждений возможно только при уменьшении государственного задания (ч. 2.2 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Во всех иных случаях уменьшения бюджетного финансирования автономных учреждений не допускается. Согласно ч. 2.1 ст. 4 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение не имеет права отказываться от выполнения государственного (муниципального) задания. Если же по каким-либо причинам происходит отказ, то последствиями может быть смена собственником руководства данного автономного учреждения.

Финансово-хозяйственная деятельность автономных учреждений находится под полным контролем его учредителей. А согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ автономное учреждение не является распорядителем бюджетных средств. То есть если оно выделяет бюджетные средства другому юридическому лицу, то должно осуществлять это в рамках договорных отношений. Напрямую, через автономное учреждение, главный распорядитель бюджетных средств не может осуществлять бюджетное финансирование. Такой вывод изложен в письме Минфина РФ от 05.03.2011 № 03-03-06/4/16.

Пример 6 СвернутьПоказать

Через федеральное автономное учреждение «Объединенная школа рукопашного боя» проводилось финансирование школ рукопашного боя в регионах РФ, что является нарушением бюджетного законодательства. Проверка Росфиннадзора квалифицировала это как нецелевое и неправомерное расходование средств федерального бюджета. Если бы «Объединенная школа рукопашного боя» перечисляла денежные средства региональным школам на основании договоров (на проведение соревнований, отборочных игр и т.п.), то к ней не было бы претензий.

Учредитель (собственник) также контролирует осуществление автономными учреждениями крупных сделок. Для сделок с имуществом автономного учреждения крупной сделкой, согласно ст. 14 Закона № 174-ФЗ, считается сделка по реализации, передаче в залог или иному отчуждению имущества автономного учреждения, если стоимость реализуемого или передаваемого имущества превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения по его бухгалтерской отчетности на последнюю дату. Но как поступить учредителю в тех случаях, когда и сделка крупная, и имущество не отчуждается (например, при приобретении ценных бумаг, при участии в капитале другого юридического лица, при получении кредита и т.п.). В этих случаях законодательство разрешает учредителю самостоятельно устанавливать размер крупной сделки, подлежащей согласованию с ним. Для этого учредитель должен разработать механизм согласования крупных сделок. Представляется возможным иметь соответствующий ведомственный орган (комиссию) по согласованию крупных сделок автономным учреждениям. Это снизит риски совершения неправомерных сделок и повысит ответственность соответствующих управленческих структур.

Кроме выполнения заданий собственников (учредителей), автономные учреждения могут оказывать платные услуги. Наиболее распространенной платной услугой является предоставление высшего образования на платной основе. Порядок определения размера платы за оказание платных услуг определяется учредителем автономного учреждения и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 № 984 «О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти платных услуг». Сам расчет платы за оказание платных услуг определяется на основании приказа Минфина РФ от 22.10.2009 № 105н «Об утверждении Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений» и не может превышать экономически обоснованных расходов на оказание услуги. Под экономически обоснованными затратами нужно понимать следующие затраты: затраты на оплату труда, затраты на приобретение расходных материалов, затраты на коммунальные платежи, другие затраты на содержание и использование имущества, общехозяйственные расходы. С учетом отраслевых специфик перечень затрат может быть дополнен.

Налоговые аспекты деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений

Налог на прибыль

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ субсидии, выделяемые собственником (учредителем) автономным учреждениям, считаются средствами целевого финансирования и не включаются в расчет налоговой базы по налогу на прибыль. Автономное учреждение обязано вести раздельный учет доходов и расходов, получаемых от бюджетной и внебюджетной деятельности. Автономное учреждение не имеет права уменьшать доходы, полученные от внебюджетной деятельности на величину расходов, финансирование которых осуществляется за счет выделенных субсидий (письмо Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/4/3).

Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, необходимо разработать учетную политику для целей налогообложения по налогу на прибыль и разработать регистры (счета) налогового учета. Налогообложение коммерческой (внебюджетной) деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль не отличается от такого же налогообложения коммерческих организаций.

Упрощенная система налогообложения

Ее могут применять автономные учреждения в сфере образования в случае, если их доходы по итогам девяти месяцев года, в котором подано заявление о переходе на УСН, не превысили 45 млн руб. (п. 2.1 ст. 346 НК РФ). Если величина дохода по итогам налогового (отчетного) периода превысит 60 млн руб., то автономное образовательное учреждение должно перейти на общую систему налогообложения прибыли согласно статье 346.13 НК РФ.

Пример 7 СвернутьПоказать

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования по итогам полугодия получило доход 46 млн руб. По итогам 9 месяцев его доход составил 63 млн руб. Таким образом, по итогам года (налогового периода) данное автономное образовательное учреждение должно уплачивать налог на прибыль на общих основаниях.

Согласно требованиям ст. 346.11 НК РФ автономное образовательное учреждение освобождается от уплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество.

Согласно ст. 346.12 НК РФ не имеют права переходить на упрощенную систему налогообложения следующие категории автономных образовательных учреждений:

  • автономные образовательные учреждения, имеющие филиалы или представительства;
  • автономные образовательные учреждения, у которых средняя численность работников за отчетный (налоговый) период превысила 100 человек. При этом под численностью в 100 человек понимается штатная численность;
  • автономные образовательные учреждения, у которых стоимость основных средств и НМА превышает 100 млн руб. (за исключением земельных участков).

В состав налоговой базы при расчете УСН не включается целевое финансирование и субсидии, выделяемые собственником.

Налог на добавленную стоимость

Автономные учреждения осуществляют операции, облагаемые НДС, в общем порядке, установленном главой 21 НК РФ. Однако в соответствии со ст. 145 НК РФ автономные учреждения могут воспользоваться льготой по НДС. Льготой могут воспользоваться те автономные учреждения, у которых за три предшествующих подаче заявления на пользование льготой календарных месяца сумма выручки от реализации не превысила в совокупности 2 млн руб.

Пример 8 СвернутьПоказать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение января – марта получил совокупную выручку в размере 1 700 000 руб. (700 000 руб., 600 000 руб. и 400 000 руб.). В апреле в налоговую инспекцию им было подано заявление с просьбой разрешить использовать льготу по НДС, так как полученная им совокупная выручка за три календарных месяца, предшествующих подаче данного заявления, не превысила 2 млн руб.

Автономное учреждение использует льготу по НДС в течение последующих двенадцати месяцев после ее получения. И в течение этого периода оно не может отказаться от льготы. Если автономное учреждение решило продлить льготу, то по истечении двенадцати месяцев (законодательство не «привязывает» этот срок к календарному году) оно представляет в налоговый орган баланс, выписку из книги продаж и надлежащим образом заверенную выписку из журналов полученных и выставленных счетов-фактур. На основании этих документов автономное учреждение подтверждает то, что в течение двенадцати месяцев сумма полученной выручки (без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца) не превышала 2 млн руб.

Пример 9 СвернутьПоказать

Театр, являющийся автономным учреждением субъекта РФ, в течение 12 последовательных календарных месяцев получил выручку в размере 1 200 000 руб. За каждые три последовательных календарных месяца выручка составляла 300 000 руб. И так как выручка за двенадцать последовательных календарных месяцев не превысила 2 млн руб., театр может продлить льготу по НДС.

К сожалению, на практике встречаются ситуации, когда автономное учреждение не подает документы на продление пользования льготой, так как считает, что это происходит автоматически или же «по умолчанию», ввиду его статуса государственной (муниципальной) структуры. Однако получение льготы по НДС никоим образом не связано со статусом. В случае отсутствия подтверждающих документов или при их неполной комплектности автономное учреждение теряет право на льготу по обложению НДС.

Льготный режим по ряду налогов не означает, что автономные учреждения вообще освобождаются от их уплаты. Они являются такими же налоговыми агентами и налогоплательщиками, как и коммерческие организации, и на них распространяются аналогичные обязанности и права, связанные с исчислением и уплатой налогов.

Источник: http://www.Delo-Press.ru/articles.php?n=8380

Определение учреждений

Бюджетное учреждение – некоммерческая государственная или муниципальная организация (в зависимости от уровня учредителя), созданная с целью оказания услуг и выполнения работ в различных сферах, начиная с науки и образования и заканчивая физической культурой и спортом. Финансовое обеспечение бюджетной организации осуществляется на основании бюджетной сметы за счет средств бюджета соответствующего уровня.

Автономное учреждение – некоммерческая организация, учредителем которой может выступать как государство в лице Российской Федерации, так и субъект, муниципальное образование. Основной целью деятельности автономной организации, как и в случае с бюджетным учреждением, является оказание услуг и выполнение работ в различных сферах.

Собственниками имущества двух вышеуказанных типов учреждения, закрепленного за ними на праве оперативного управления, являются Российская Федерация, субъект нашей страны и муниципалитет. Таким образом, основное отличие автономного учреждения от бюджетного заключается в уровне независимости от государства и финансово-хозяйственной самостоятельности.

Реклама к содержанию

Сравнение

Согласно российскому законодательству, в автономном учреждении должен обязательно присутствовать такой коллегиальный орган, как наблюдательный совет, который является надзорным органом в отношении руководителя и деятельности организации. У автономной организации не может быть больше одного учредителя.

Что касается финансирования, то бюджетные учреждения получают бюджетные средства от учредителя посредством сметы расходов и доходов, а автономные – за счет субсидий и субвенций. Кроме того, все доходы, полученные бюджетным учреждением, перечисляются на счета учредителя. Но автономная организация самостоятельно распоряжается полученными от финансово-хозяйственной деятельности средствами, и Учредитель не имеет права распоряжаться доходами АО. И что самое главное – автономное учреждение вправе заниматься хозяйственной деятельностью, не противоречащей законодательству РФ.

Каждая бюджетная организация обязана размещать свои денежные средства только на счетах Федерального казначейства. Право размещения средств на депозитах кредитных организаций дано лишь автономным организациям. Причем, как и в случае с депозитами, только автономные учреждения могут совершать сделки с ценными бумагами.

В чем разница между автономным и бюджетным учреждением? Помимо прав, у каждой организации имеются обязанности, по которым отвечают как учредитель, так и сама организация. Учредитель бюджетной организации несет субсидиарную ответственность по всем обязательствам при недостаточности финансирования бюджетного учреждения. В свою очередь учредитель автономного учреждения не несет ответственности за долги автономной организации.