ФЗ о электронной подписи

Закон № 63-ФЗ изменят в части срока действия электронной подписи и ее получения доверенным лицом

Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи».

Поправки позволят владельцам квалифицированных сертификатов ключа проверки электронной подписи пользоваться ими до окончания срока их действия в случае, когда удостоверяющий центр принял решение о прекращении своей деятельности и при этом выполнил требование Закона № 63-ФЗ о предоставлении в Минкомсвязь РФ реестра выданных квалифицированных сертификатов (п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона № 63-ФЗ).

Согласно действующей редакции Закона № 63-ФЗ такие сертификаты становятся недействительными (ч. 5 ст. 17 Закона № 63-ФЗ). Их владельцы вынуждены нести дополнительные затраты на приобретение нового сертификата.

В Законе № 63-ФЗ будет четко определен перечень случаев, когда квалифицированный сертификат, выданный заявителю, прекращает свое действие. В него входят:– аннулирование квалифицированного сертификата УЦ, выдавшего квалифицированный сертификат заявителю;– досрочное прекращение аккредитации УЦ согласно решению Минкомсвязи РФ по причине несоблюдения требований на соответствие аккредитации (ч. 7 ст. 16 Закона № 63-ФЗ);– истечение срока аккредитации УЦ и невыполнение им обязанностей по передаче в Минкомсвязь РФ: информации о прекращении своей деятельности, реестра выданных квалифицированных сертификатов, информации, подлежащей хранению в УЦ (ч. 4 ст. 15 Закона № 63-ФЗ).

Еще одно нововведение заключается в установлении обязанности для заявителя, наделенного правом действовать от имени третьих лиц в целях получения квалифицированного сертификата, при обращении в УЦ за квалифицированным сертификатом предоставлять соответствующую нотариально удостоверенную доверенность.

Источник: Электронный Экспресс

Источник: http://roseu.org/news/637

>Закон об электронной подписи 63-ФЗ

Зачем нужен ФЗ об электронной цифровой подписи

Когда дело касается обычных бумажных документов, то, чтобы идентифицировать личность человека, а также заверить достоверность сведений, которые указаны в них, ставится уникальная рукописная подпись.

Но что делать, если документ электронный? Внедрение электронного документооборота практически во все сферы деятельности сделало необходимым наличие цифрового аналога привычной росписи. Для этого создана электронная подпись (ЭЦП). Но чтобы она оказалась уникальной, а использование ее — безопасным, требуется законодательное регулирование.

Взамен ранее действовавшего ФЗ № 1-ФЗ от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ЭП) от 06.04.2011, поскольку определение ЭЦП перестало соответствовать современной терминологии. Термин, введенный в 2002 году 1-ФЗ об ЭЦП, утратил силу. Выражение «63 федеральный закон об электронной цифровой подписи» становится некорректным.

63-ФЗ принят в целях регулирования отношений в следующих областях:

  • совершение гражданско-правовых сделок;
  • оказание государственных и муниципальных услуг;
  • исполнение государственных и муниципальных функций;
  • совершение иных юридически значимых действий.

Закон принят, чтобы обеспечить сохранение подлинности и достоверности электронных документов и информации, заверенных ЭП подписанта, при соблюдении требований, указанных в законе. Также обмен документами, которые подписаны электронно, позволяет одновременно решить проблему замедленного процесса документообмена в бумажном формате и утраты бумажного документа, потери его физических и информационных свойств с течением времени.

Федеральный закон № 63-ФЗ «Об электронной подписи»

Виды ЭП

Ст. 5 указывает на три вида ЭП (правила определены Постановлением Правительства РФ от 25.06.2012 N 634):

  1. Простая.
  2. Неквалифицированная усиленная.
  3. Квалифицированная усиленная.

Простая генерируется с использованием кодов и паролей, и заверенный документ может быть приравнен к бумажному лишь по договоренности сторон. Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 № 33 утверждены правила ее использования при оказании государственных и муниципальных услуг.

Неквалифицированная усиленная создается в результате криптографического преобразования информации, по своей силе равна заверению документов печатью. Ее выдают неаккредитованые центры.

Квалифицированная усиленная обладает всеми свойствами неквалифицированной, но дополнительно имеет ключ проверки. Он указывается в сертификате, который выдается удостоверяющим центром, аккредитованным в Минкомсвязи. Для проверки достоверности используются средства, получившие подтверждение в соответствии федеральным требованиям, что говорит о большей защищенности подписи данного вида. Приказ ФСБ РФ от 27.12.2011 № 795 устанавливает форму квалифицированного сертификата ключа.

Каким может быть закон об электронном документе

Соловяненко Нина, старший научный сотрудник Института государства и права РАН

В настоящее время разнообразные юридические действия совершаются (или должны совершаться) в электронном виде путем использования электронных документов. Применение электронных документов в юридических целях требует специального правового механизма. Такой механизм должен однозначно определить условия, при которых электронный документооборот между субъектами с различным правовым статусом: частными физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, муниципальными органами, имеет юридическую силу и влечет правовые последствия; установить институты и процедуры, задействованные при осуществлении электронного документооборота, а также урегулировать общие вопросы правового режима электронных документов, в том числе в закрытых системах.

В этих целях требуется разработка и принятие федерального закона «Об электронном документе (документообороте)», который должен учитывать юридическую сущность документа вообще, и электронного документа в частности.

Недостатки определений

Традиционно документ определяется как деловая бумага, подтверждающая факт или право на что-либо, способная служить письменными, в том числе судебными доказательствами юридических отношений и событий, и рассматривается правоведами как способ оформления правовых отношений.

В информационном обществе юридическая трактовка документа изменилась и сосредоточилась не на фиксации в нем правового отношения, а на выявлении взаимосвязи документа (прежде всего электронного) и информации. Электронный документ стал трактоваться как информация, обладающая установленными реквизитами и представленная в электронной форме.

При таком подходе утратился юридический смысл и юридическая функция электронного документа, из него было исключено правовое отношение и стало непонятно, на каком основании он должен вызывать те же правовые последствия, что и документ бумажный.

Что в замен?

В качестве такого основания должен служить разработанный UNCITRAL правовой принцип функционального эквивалента, который используется в области электронной торговли, электронной подписи, электронных передаваемых записей.

В соответствии с данным принципом в законодательстве устанавливаются требования, которым должен удовлетворять электронный документооборот для того, чтобы он отвечал тем же юридическим целям и функциям, которые выполняются в традиционной бумажной системе.

Законом «Об электронном документе (документообороте)» должен быть создан правовой механизм, обеспечивающий функциональный эквивалент – гарантирующий, что электронный документооборот будет фиксировать правоотношение, т. е. даст тот же юридический результат, что и документ бумажный.

Указанный правовой механизм следует конструировать путем законодательного оформления «инфраструктуры доверия электронным документам», в рамках которой уполномоченные лица – провайдеры совершают юридические действия по оказанию доверенных услуг: выполняют подтверждающие, устанавливающие личность, регистрационные, доказательственные функции, влияющие на действительность, статус и форму электронных документов.

Доверенными услугами являются: создание, проверка, подтверждение, электронных подписей и сертификатов, электронных печатей, электронных штампов времени, электронных документов, а также электронная доставка документов и сообщений, удостоверение подлинности вебсайтов и др.

Юридические конструкции доверенных услуг (сервисов), пространства доверия, субъектов и сервисов доверенной третьей стороны зафиксированы в европейских и евразийских правовых документах: в Постановлении (ЕС) № 910/2014 Европейского парламента и Совета «Об электронной идентификации и доверенных услугах для электронных транзакций на внутреннем рынке и отмене Директивы 1999/93/ЕС»; в Договоре о Евразийском экономическом союзе (Протоколе об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии).

В законе «Об электронном документе (документообороте) необходимо закрепить положение о том, что юридическое признание электронных документов по сути является признанием юридической роли доверенных услуг и субъектов, которые такие услуги оказывают.

Закон должен состоять из двух частей – общей (институциональной) и особенной (функциональной).

Институциональная часть

Общая часть посвящена основным положениям о доверенных услугах, лицах, которые их оказывают (провайдерах) и электронных документах (включая электронные подписи, электронные печати, электронные штампы времени, сертификаты и т.д.).

Общая часть включает также базовые принципы: технологической нейтральности законодательства; функциональной эквивалентности; защиты персональных данных и т.п.

В законе следует предусмотреть:

● открытый перечень доверенных услуг и общие требования к ним (к безопасности, надежности и др.);

● общие условия признания доверенных услуг, в том числе в качестве судебных доказательств;

● юридические различия между квалифицированными и неквалифицированными доверенными услугами;

● особенности правового статуса надежных поставщиков доверенных услуг и требования к ним;В общей части должны быть сформулированы:

● условия признания юридической силы электронных документов и иных электронных записей, электронных подписей, электронных печатей, электронных штампов времени;

● положения о юридической силе квалифицированной электронной подписи, квалифицированного сертификата;

● правовой режим электронной официальной доставки и хранения электронных документов.

Функциональная часть

Особенная, функциональная, часть предусматривает юридические условия функционирования доверенных сервисов в зависимости от сферы применения электронного документа.

1. Административная сфера и публичные услуги. Правовой механизм характеризуется государственным регулированием и контролем.

Включает:

● условия признания электронной идентификации и доверенных услуг институтами, органами, ведомствами и учреждениями, в том числе в сфере публичных услуг, оказываемых частным лицам;

● особенности функциональной эквивалентности электронной и письменной формы документов и иных записей в административной сфере и сфере публичных услуг;

● использование электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью; сертифицированных средств квалифицированной электронной подписи; квалифицированных поставщиков доверенных услуг;

● ответственность квалифицированных поставщиков;

● систематический государственный контроль за деятельностью квалифицированных поставщиков.

2. Сфера электронной торговли. Правовой механизм характеризуется договорными отношениями и элементами государственного контроля.

Включает:

● свободу договора и не дискриминацию при использовании электронных документов, квалифицированных и неквалифицированных электронных подписей, сертификатов, квалифицированных или неквалифицированных доверенных услуг;

● особенности функциональной эквивалентности электронной и письменной формы документов и иных записей;

● особенности реализации принципа технологической нейтральности правовых норм и требований;

● возможность ограничения ответственности поставщиков доверенных услуг;

● страхование финансовых рисков поставщиков доверенных услуг;

● ограниченный государственный контроль.

3. Правовые отношения в закрытых системах. Основаны на саморегулировании и оказывают воздействие только на участников таких систем, но не третьих лиц:

● регулирование осуществляется для управления внутренними процессами самими участниками, которые устанавливают правила системы, включающие санкции за нарушение правил и механизмы разрешения конфликтов;

● участники системы действуют, исходя из автономии воли, в своем интересе и на свой страх и риск;

● саморегулирование осуществляться на легитимной основе, применяются законодательно не запрещенные инструменты и конструкции.

См. так же вебинары с участием эксперта

Электронные документы в суде: от представления до решения

Электронные документы в суде: защита и обвинение

Источник: https://ecm-journal.ru/docs/Kakim-mozhet-byt-zakon-ob-ehlektronnom-dokumente.aspx