Глазуровщик фарфоровых изделий

Глазурование фарфоровых изделий

Определение глазурования

Глазурование фарфоровых изделий – очень древняя технология. Она так же стара, как и сам фарфор. Самые первые керамические изделия, покрытые глазурью, были датированы 8 веком. Они принадлежали искусству Китая Династии Танг.

Не смотря на то, что эта технология такая древняя, она непонятна и неизвестна многим людям.

Слово «глазурь» происходит от немецкого слова „glasur” и обозначает стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Кроме того, глазурью также называют исходный материал или смесь материалов, которые после нанесения на керамическое изделие и обжига дают соответствующее покрытие. В Древней Руси глазурь также называли поливой.

Процессу покрытия фарфорового изделия глазурью уделяют огромное внимание, поскольку толщина глазури определяет качество и эстетический вид получаемого изделия. В среднем она составляет 200-300 микрон. Этот блестящий стекловидный слой придает законченность изделию и защищает его от внешних воздействий – таких как влажность, пыль и разных химических веществ. Эстетически глазурованные изделия выглядят более привлекательными. А кроме этого после обжига такие изделия возможно расписывать красками, причем, палитра таких красок в разы богаче красок подглазурных. За такими предметами легче ухаживать, их можно даже мыть.

Разные типы глазурования изделий

Глазурование изделий осуществляют погружением, поливом и пульверизацией.

После первого утильного обжига изделия из фарфора уже достаточно прочные, но являются пористыми. Чем-то они напоминают губку с порами, которые практически невидимы невооруженным взглядом. Именно благодаря этим порам глазурь проникает в эти отверстия и таким образом закрепляется на поверхности фарфорового изделия.

Время, требуемое для глазурования, зависит от сложности и величины самого изделия. Этот процесс может занимать от 3 до 5 часов. В данном случае мы говорим о способе пульверизации. Некоторые особые изделия могут подвергаться этому процессу в течение нескольких дней.

Процесс покрытия глазурью сложных произведений искусства, с маленькими деталями, углублениями и мелкой пластикой, требуют особенного мастерства. И конечно, такое глазурование производят только вручную. Слой глазури должен быть ровным, гладким и правильной, одинаковой толщины на каждой части изделий.

Погружением глазуруют чаще всего плоские изделия (например, предметы сервизов).

Виды глазури и её состав

Видов глазури существует огромное множество. Для глазурования фарфора используются тугоплавкие глазури. Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. То есть основной состав качественной глазури должен быть таким же, как у фарфора, просто в несколько иных пропорциях. В зависимости от состава фарфора у каждой мануфактуры может изменяться и состав глазури. Например, в некоторых случаях к каолину, полевому шпату и кварцу добавляются оксид цинка, сульфаты, карбонаты, фосфориты, поташ и другие вещества, чтобы снизить температуру плавления глазури для мягкого фарфора.

Мануфактуры Майсен и Херенд работают с твердым классическим фарфором, поэтому глазурь их изделий очень тонкая, прозрачная, плотно сливающаяся с черепком, и состоит только из тех же компонентов что и фарфор.

В глазурь может добавляться краситель в виде оксидов и солей металлов. В таком случае изделие получает ровный оттенок цвета. Так, например оксид кобальта придает глазури светло- или темно-синие цвета, оксид хрома – зелёный, свинец даёт розовый или более красный оттенок, оксид меди – изумрудно-зелёный или сине-зелёный цвет, соединения с марганцем придают коричневые оттенки, а оксид железа даёт вариации от желтого и красного до коричневого и чёрного. Такой способ окрашивания изделий используется на мануфактуре Lladro. Мануфактуры Херенд и Майсен по большей части используют прозрачную глазурь, поскольку она даёт возможность в дальнейшем декорировать белоснежный фарфор. Шелкообразная стеклянная глазурь цвета слоновой кости называется матовой глазурью. Для того, чтобы было видно, куда уже нанесена глазурь, а куда нет, её подкрашивают. Цвет пропадает после обжига при высоких температурах.

Как происходит преобразование глазури в стекловидное покрытие

Политой обжиг изделия производится после нанесения глазури. Температура такого обжига составляет для твердого фарфора около 1380 – 1420 градусов по Цельсию.

В процессе обжига при термообработке глазурная масса расплавляется и на поверхности изделий при охлаждении образуется тонкий стекловидный слой.

При обжиге глазурованного изделия должны быть соблюдены и синхронизированы особенности физического состояния глазури и фарфорового черепка. В противном случае в процессе обжига изделие может треснуть. Это же несоблюдение может привести к дальнейшему процессу трескания глазури в процессе эксплуатации изделий.

У фарфорового изделия всегда на дне или на донном ободке нанесённая глазурь аккуратно счищается, чтобы во время обжига эта часть не приклеилась к постаменту, на которое устанавливается предмет в печи.

Глазурование и второй поливной обжиг окончательно формируют структуру фарфорового изделия и, таким образом, определяют все его физико-химические свойства. Изделия после этого обжига (если оно не расписано) называют «бельем».