Графа национальность в паспорте

Предложения о возвращении указания национальности

В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.

В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.

В феврале 2015 года в Госдуму был внесен очередной законопроект о возвращении в паспорт графы «национальность». Этот документ в нижнюю палату парламента внесен сенатором Совета Федерации Жанной Ивановой. В соответствии с проектом закона указание в паспорте национальной принадлежности должно быть добровольным и основываться на письменном заявлении заинтересованного гражданина. Соответствующее заявление должно подаваться в территориальное отделение Федеральной миграционной службы.

Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.

В СССР

В СССР графа номер 5 для указания национальности была в формуляре Личного листка по учёту кадров паспортных органов МВД СССР (а не в паспорте, как часто ошибочно считается), на основании которого оформлялся паспорт; а также в таких же листках отделов и управлений кадров всех государственных организаций.

В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность гражданина записывалась в эту графу на основании национальности родителей. Если их национальность была разная, то в соответствии с Постановлением СМ СССР «О паспортной системе в СССР» от 28 августа 1974, гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого он менять национальность уже права не имел.

При этом человек мог определять свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который впервые был составлен в 1924—1926 годах.

Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, крымский татарин и др.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.).

Если в сталинском СССР «национальная политика» доходила до репрессий по национальному признаку или депортациям целых народов, то в послесталинское время наличие в документах графы «национальность» позволяло государству негласно и неофициально проводить в жизнь «мягкие формы» дискриминации и ограничения целых этносов в гражданских правах. Это касалось в первую очередь таких сфер жизни как право на проживание на определённых территориях СССР, право на профессию, образование и место работы. Если на территориях отдельных национальных республик дискриминациям могли подвергаться местные меньшинства (нетитульные народы в национальных республиках), то на всей территории СССР постоянному негласному притеснению подвергались представители таких народов как евреи, немцы, крымские татары, греки, турки-месхетинцы и др. — в части приёма на работу, поступления в вузы, в аспирантуру, карьерного продвижения и занятия руководящих должностей, присуждений государственных наград и почётных званий, членства в государственных органах управления и советских представительских организациях, поездок за границу и т. п.. Отсюда пошло ироническое выражение «инвалид пятой группы», обозначающее человека, имеющего «неподходящую» национальность.

В наше время

В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не национальность (принадлежность к этнической группе), а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается.

В Российской Федерации

По определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения». Несмотря на это, наличие у человека «неподходящей» национальности может стать источником неприятностей и в наше время.

Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. При этом графа «национальность» (родителей) существует в свидетельстве о рождении, которая заполняется по желанию родителей ребёнка, а также в свидетельстве о браке и свидетельстве о перемене имени. Графа «национальность» до сих пор существует в военном билете, правда, её не заполняют.

Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте и рассматривается в контексте роста межнациональной напряжённости. Например, Московская Городская Дума предложила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.

В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).

В итоге приказом Росстата от 27.01.2010 г. № 74 был утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года» (в опросном листе национальность — пункт № 7). Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «хохлы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».

На Украине

На Украине национальность указывалась в свидетельстве о рождении, но с 2014 года в данном документе имеются лишь две графы — для указания гражданства родителей. В паспорте такая графа не предусмотрена. Таким образом лицо не имеет никакой возможности как-то декларировать свою национальность, даже по желанию. Возникавшие время от времени предложения о её возвращении в паспорт вызывали неоднозначную реакцию.

В Казахстане

Национальность в Казахстане указывается по желанию владельца в паспорте гражданина Республики Казахстан, удостоверении личности гражданина Республики Казахстан, дипломатическом паспорте и служебном паспорте Республики Казахстан. В Свидетельстве о рождении указываются национальности родителей.

В Латвии

Национальность в Латвии указывается по желанию владельца в паспорте.

В Китае

В Китае в удостоверении личности обязательно указывается одна из 56 официально признанных в стране национальностей. Выбирать национальность по собственному желанию запрещено, национальность указывается та, которую имеет один из родителей. Натурализованные иностранцы могут иметь и национальность, не входящую в официальный список.

В Узбекистане

В паспорте гражданина Узбекистана указание национальности является обязательным, наряду с гражданством. В процессе оформления паспорта или проездного документа, национальность ребенка определяется по национальности родителей, если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче паспорта или проездного документа национальность гражданина или лица без гражданства записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта или проездного документа.

Примечания

  1. См. например определение термина в «Юридическом словаре», 2000.
  2. ФОРМА ЛИЧНОГО ЛИСТКА ПО УЧЁТУ КАДРОВ КАК ОТРАЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СССР В 1930—1950-х
  3. Постановление Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 677
  4. Ин-т этнологии и антропологии РАН. — Предложение «о графе «национальность»: обзор дискуссии. 19.02.2015
  5. При этом в школьных классных журналах в списке учащихся с первого класса имелась обязательная для заполнения графа «национальность», не имеющая юридической силы.
  6. По части карьерного роста особенно часто притеснялись евреи, вайнахи, а также некоторые нетитульные национальности в национальных окраинах. Этническая и расовая нетерпимость и дискриминация
  7. См.: Национальный вопрос в СССР. Сб. док. / Сост. Р. Куичинский. Мюнхен: Сучаснисть, 1975 год; Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк: Хроника-Пресс, 1978 год
  8. Депортация народов
  9. Слёзкин Ю. Эра Меркурия. Евреи в современном мире. — М.: Новое литературное обозрение, 2007. — ISBN 5-86793-355-5
  10. Государственный антисемитизм в СССР. От начала до кульминации. 1938—1953. Серия: Россия. XX век. Документы. — М: Материк, 2005 г. ISBN 5-85646-114-2
  11. Документ Московской Хельсинкской группы № 112 «Дискриминация евреев при поступлении в университеты», 1978 год
  12. Дискриминация крымских татар продолжается, Московская Хельсинкская группа, 1977 год
  13. Цаленко М. Факты, о которых предпочитают не вспоминать. Заметки по еврейской истории (июль 2011). Дата обращения 16 сентября 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  14. Евгений Кудряц. «Инвалиды пятой группы»
  15. Англо-Русский разговорник — Country & nationality — Страна и национальность
  16. Законопроектный портфель в сфере этнических отношений
  17. Россиянину хорошо и без «пятой графы»
  18. «Волчий билет»
  19. И снова «пятая графа»
  20. Сохранить графу «национальность» в паспорте потребовали сторонники митрополита Иоанна
  21. «За возвращение в паспорта россиян графы «национальность»
  22. «Пятая графа» под запретом
  23. Нужно ли запретить СМИ называть национальность подозреваемых и потерпевших? («Лукавая Цифра»)
  24. «Перепись выявила в России хоббитов, эльфов и скифов»
  25. «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения … Всероссийской переписи населения 2010 года»
  26. Литвин предлагает вернуть в паспорт «пятую графу»
  27. Владимир Яворивский: «Не надо бояться пятой графы в паспорте!» (недоступная ссылка с 12-10-2016 )
  28. Депутаты хотят вернуть в паспорта «пятую графу»?
  29. О документах, удостоверяющих личность — ИПС «Әділет». adilet.zan.kz. Дата обращения 6 декабря 2016.
  30. Кабинета Министров Республики Узбекистан. Об утверждении Положения о порядке выдачи биометрического паспорта гражданина Республики Узбекистан и проездного документа лица без гражданства для лиц, не достигших 16-летнего возраста. Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан (07.07.2011).

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8F%D1%82%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B0

Как в СССР проходила всеобщая паспортизация

Паспорт как удостоверение личности появился не сразу после свершившейся революции. Единая паспортная система была введена лишь в 1932 особым постановлением правительства. До этого такие документы получали лишь некоторые категории граждан. Это были государственные служащие и те, кому приходилось по долгу службы ездить в командировки за границу. Именно про эту заветную зелёную книжечку советский поэт Владимир Маяковский написал своё знаменитое произведение «Стихи о советском паспорте».

Примечательно, что главный разворот в первых паспортах был ориентирован вертикально, а данные туда вписывались от руки. Причём личные данные писались на двух языках — обязательно на русском и на языке той ССР, в которой был выдан документ. На тот период графы о национальной принадлежности в паспортах не имелось. Зато обязательно указывалась прописка. Позднее, в 1953 году, Советом министров было принято новое положение о паспортах. Оно расширило круг лиц, могущих получить такое удостоверение личности.

В 1953 году паспорт мог получить любой гражданин, достигший шестнадцатилетия. Однако с некоторыми оговорками. Паспорта выдавали лишь жителям рабочих посёлков и городов, а ещё тем, кто работал в совхозах. Жители деревень, сёл и колхозов обзавелись паспортами лишь после 1974 года. Именно тогда развернули программу по всеобщей паспортизации населения в СССР.

В этот же год в главном удостоверении личности возникла пятая графа, куда вписывалась национальность. Кроме неё житель страны Советов мог указать свои группу крови и резус фактор, вписать свой социальный статус и даже бывшие места работы. Но эти пункты считались необязательными, в отличие от пятой графы.

Как идентифицировали национальность советских людей

В СССР этническая принадлежность ребёнка вначале указывалась в его свидетельстве о рождении. Позднее она вписывалась в школьный классный журнал. Конечно же, никакой юридической силы эта запись не имела. А после достижения шестнадцатилетия гражданин СССР становился обладателем своего первого паспорта. Во всех последующих паспортах, выдаваемых в 25 и в 45 лет, права менять то, что записано в пятой графе, у человека не было. Идентифицировали принадлежность к какому-то этносу гражданина согласно существующему Списку национальностей РСФСР и союзных республик.

Этот документ опубликовали в двадцатых годах и впоследствии существенно расширили. Так, в 1959 в нём указывалось 126 национальностей, а спустя 30 лет — уже 128. Кстати, многие историки считают, что пятую графу в советском паспорте ввели, чтобы подчеркнуть многонациональность РСФСР и союзных республик. Получается, некий выбор у советских людей имелся. Тем более, национальность в паспорт СССР вписывалась либо по маме, либо по папе.

Чаще всего указывалась принадлежность к той или иной этнической группе согласно национальной принадлежности папы юноши или девушки, получавших документ. В редких случаях вписывали национальность мамы. К примеру, когда мать была еврейкой, а отец — русским, то их ребёнок в паспорте указывал, что он русский.

К огромному сожалению, в Советском Союзе имели место притеснения и дискриминация по национальному признаку. Массовая депортация народов СССР во времена Сталина привела к тому, что многие всеми правдами и неправдами меняли пятую графу в паспортах, выбирая «правильную» нацию. Но удавалось это сделать далеко не каждому.

Дискриминация из-за «неправильной» национальности

Из-за ущемления по национальному признаку представители некоторых народностей, подобно лишенцам, утрачивали права занимать руководящие должности и состоять в профсоюзах. Поэтому в пятидесятые годы среди народа даже появилось ироничное выражение «инвалид пятой группы». Так называли человека, имевшего «неподходящую, проблемную» национальность.

Особенно часто себя «инвалидами пятой группы» себя называли евреи, которых дискриминировали больше всех. Помимо евреев, были также и другие «проблемные» национальности: крымские татары, греки, немцы, турки-месхетинцы. Вместе с ними дискриминацию на себе испытали и вайнахи. Но в шестидесятых-семидесятых, когда советским евреям наконец можно было выехать на свою историческую родину, ситуация несколько изменилась. Национальность «еврей» в паспортах стала появляться чаще. Порой люди с остервенением выискивали евреев среди своей дальней родни. Но за такую своевольность могло последовать наказание.

Сотрудников силовых ведомств в СССР специально обучали определению этнической принадлежности человека по его внешнему виду. Были даже целые таблицы, где подробно описывались характерные черты людей разного этноса. Милиционер, заметив, что у кого-то в паспорте указана какая-то «левая» национальность, имел полное право оштрафовать. Впрочем, произвол властей и дискриминация из-за пятой графы в паспорте продлились не слишком долго. С распадом Советского Союза и после введения российских паспортов пятую графу вычеркнули из главного документа россиянина.

Указание типа этнической принадлежности сегодня

На вопрос, почему убрали национальность в паспорте, нет однозначного ответа. Вероятнее всего, раз страна перестала быть настолько многонациональной, как Советский Союз со всеми его республиками, надобность в пятой графе отпала сама собой. Когда отменили национальность в паспорте, многие жители нашей страны вздохнули свободнее. Всё-таки лишнюю волокиту с документами никто не любит.

Сегодня этническую принадлежность при получении паспорта указывать совсем необязательно. Впрочем, если очень хочется, то её, как и группу крови и некоторые другие данные, можно указать в специальном вкладыше к паспорту. Никакого реестра национальностей сегодня нет и в помине. Поэтому человек сам в праве определять, к какому типу этноса он относится.

Отмена официального списка национальной самоидентификации привела к одному забавному обстоятельству. Согласно последней переписи населения России, в нашей стране живут люди с такими национальностями, как скифы, хоббиты, эльфы, полукровки, гномы и даже фараоны. В соседних странах ситуация с указыванием этнической принадлежности примерно одинаковая.

В украинских паспортах запись об этнической принадлежности отсутствует, во вкладыше её тоже нет. Граждане Казахстана и Латвии могут по собственному желанию указать этническую принадлежность прямо в паспорте. А вот в Узбекистане вписывание своей национальности в паспорт, а также в проездной документ обязательно. Так же дела обстоят и в Китае.

Жители Китая должны вписать национальность в главное удостоверение личности, выбрав её из более 50 национальностей. Национальность китайцы выбирают исходя из национальности своих родителей. А вот иностранцы, получающие паспорт Китая, могут выбрать какую угодно национальность.

Читайте также: Как в СССР боролись с цыганами

Рассказать друзьям:

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/sssr/pochemu-grazhdane-sssr-obyazatelno-ukazyvali-nacionalnost-v-pasportah

>ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВКЛАДЫШЕ К ПАСПОРТУ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СВЕДЕНИЯМИ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВКЛАДЫШЕ К ПАСПОРТУ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СВЕДЕНИЯМИ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июня 2000 года N 319

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВКЛАДЫШЕ К ПАСПОРТУ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СВЕДЕНИЯМИ О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства РС(Я) от 19.04.2016 N 116.
____________________________________________________________________

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ» и Положением о паспорте гражданина РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 года N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ, образца бланка и описания паспорта гражданина РФ» Правительство Республики Саха (Якутия), постановляет:

1. Ввести на территории Республики Саха (Якутия) действие вкладыша к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности.

2. Утвердить прилагаемое Положение о вкладыше к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности.

3. Министерству финансов Республики Саха (Якутия) начиная с 2001 года предусматривать в республиканском бюджете средства, необходимые для изготовления вкладышей к паспорту гражданина Российской Федерации, а также для приобретения по заявкам Министерства внутренних дел Республики Саха (Якутия) техники и других материалов для оформления паспортов.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ

ПОЛОЖЕНИЕ О ВКЛАДЫШЕ К ПАСПОРТУ ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СО СВЕДЕНИЯМИ О НАЦИОНАЛЬНОСТИ ГРАЖДАНИНА

Утверждено
постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия)
от 10 июня 2000 г. N 319

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина РФ на территории РФ», постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина РФ» определяет порядок оформления и выдачи вкладышей к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальности гражданина.

1.2. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Саха (Якутия), на добровольных началах вправе обратиться в соответствующие органы за получением вкладыша к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальной принадлежности.

1.3. Вкладыши к паспорту гражданина Российской Федерации со сведениями о национальности гражданина выдаются паспортно-визовыми службами органов внутренних дел Республики Саха (Якутия) лицам, принадлежность которых к гражданству Российской Федерации установлена в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и постоянно проживающим на территории Республики Саха (Якутия).

II. Порядок оформления и выдачи вкладышей к паспорту

гражданина Российской Федерации со сведениями

о национальности гражданина

2.1. Гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Саха (Якутия), вкладыши к имеющемуся у них паспорту гражданина Российской Федерации выдаются по их месту жительства паспортно-визовыми службами органов внутренних дел.

2.2. Лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности либо признаны судом недееспособными, вкладыши выдаются их родителям, усыновителям, опекунам, попечителям.

Вкладыши к паспорту лиц, находящихся на попечении или воспитании в государственных учреждениях, выдаются администрациям соответствующих учреждений.

2.3. Для получения гражданами Российской Федерации вкладыша со сведениями о национальности представляется паспорт гражданина Российской Федерации, свидетельство о рождении, личное заявление.

2.4. Поступившие документы рассматриваются начальником паспортно-визовой службы или его заместителем.

Вкладыши гражданам выдаются не позднее 3-дневного срока со дня их обращения.

2.5. Вкладыши заполняются на пишущей машинке. Сокращение и исправление записей не допускается.

После заполнения вкладыша он подписывается начальником паспортно-визовой службы или его заместителем.

2.6. При вручении вкладышей проверяется правильность внесения в них сведений, возвращаются документы, послужившие основанием для их выдачи, и взимается плата в размере 20% минимальной оплаты труда в месяц, которая перечисляется в доход республиканского бюджета Республики Саха (Якутия).

От оплаты освобождаются участники гражданской и Великой Отечественной войны, пенсионеры, инвалиды с детства, инвалиды I и II групп, лица, получившие инвалидность или заболевание вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, военнослужащие срочной службы, лица, ежемесячный доход которых ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также дети, не достигшие 16-летнего возраста.

Основанием к выдаче вкладышей без взимания платы служат свидетельство о рождении детей до 16 лет, справки и другие документы, подтверждающие указанные в настоящем пункте обстоятельства.

2.7. При обнаружении во вкладыше неправильных записей или ошибок должен быть заполнен и выдан гражданину другой вкладыш, а испорченный погашается в установленном порядке и считается недействительным.

2.8. Выдача вкладышей взамен утраченных производится в порядке, предусмотренном подпунктами 2.1-2.7 настоящего Положения.

2.9. Вкладыши подлежат изъятию в случае ошибочной их выдачи лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации.

2.10. Изъятие производится органами внутренних дел, о чем составляется акт произвольной формы.

III. Описание вкладыша к паспорту гражданина

Российской Федерации

3.1. Вкладыш к паспорту гражданина Российской Федерации изготавливается по единому для всей Республики Саха (Якутия) образцу с указанием всех реквизитов на русском языке.

3.2. Вкладыш к паспорту имеет размер 88 х 125 мм и содержит одну страницу.

3.3. Нумерация вкладыша к паспорту, состоящая из трех групп букв и цифр, воспроизведена вдоль нижнего короткого края, где:

первая группа, состоящая из двух букв, обозначает серию;

вторая группа, состоящая из двух цифр, обозначает год выдачи;

третья группа, состоящая из шести цифр, обозначает номер вкладыша.

3.4. В верхней части вкладыша помещено изображение Государственного герба Республики Саха (Якутия), над которым вдоль верхнего короткого края расположен типографский рисунок «розетка», по которому размещены слова «Республика Саха (Якутия)».

3.5. Ниже построчно, ориентированно по левому краю расположены реквизиты:

на первой строке — слово «фамилия»;

на второй строке — слово «имя»;

на третьей строке — слово «отчество»;

на четвертой строке — слово «пол (м/ж)»;

на пятой строке — слово «дата рождения»;

шестая, седьмая строки чистые;

на восьмой строке — слово «национальность»;

на девятой строке — слова «выдан к паспорту серия, номер, выданному»;

десятая строка чистая.

В нижней части расположено наименование органа, выдавшего вкладыш.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/473504684

Кому мешает графа «Национальность»

Автор Надежда Алексеева 13.01.2014 11:21

«Пятая графа» — страшилка, которую любила таскать антисоветская пропаганда в 1990 году была отменена. Однако многие россияне оказались очень недовольны: ведь большинство людей гордятся своей национальностью. Между прочим, Конституция РФ гласит, что каждый имеет право определять и указывать свою национальность. Везде — но не в паспорте. Законно ли это?

В Конституции РФ статья, посвященная национальному вопросу, имеет двойственную формулировку: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Иными словами, если гражданин по каким-то причинам не желает раскрывать свою национальную принадлежность, то принудить его к этому не может никто. И напротив — никто не имеет права воспрепятствовать человеку указать свою национальность в том случае, если ему заблагорассудится это сделать.

Обе стороны закона вполне равноправны, однако с 1990 года в России произошел резкий крен в одну сторону: из российских паспортов была убрана так называемая «пятая графа», в которой прежде указывалась национальность.

Однако, по данным социологических опросов, более половины россиян хотели бы вернуть в свои паспорта отметку об этнической принадлежности. Башкирам и татарам, кстати, удалось это сделать — теперь жители соответствующих республик могут по желанию получить в паспорта специальные вкладыши, с указанием национальности.

Между тем, при оформлении свидетельств о рождении и о заключении брака все же предоставляется возможность указать национальность ребенка или новобрачных. До недавнего времени это было делом добровольным, но осенью прошлого года минюст внес изменения в порядок заполнения документов при вступлении в брак, в соответствии с которыми это станет обязательной нормой. Представители минюста мотивируют такое решение необходимостью сбора статистики. Эти поправки вступят в силу с 1 апреля 2014 года.

Но возвращать графу о национальности в паспорта никто не собирается. Получается очень странная ситуация — до 14 лет у человека есть национальность, а после — нет. Во всяком случае, документально она может быть зафиксирована лишь до момента взросления.

В конце 2012 года группой депутатов от КПРФ в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий, в частности, возврат в паспорта «пятой графы». Предлагалось также поделить многие отметки на обязательные и те, которые будут вноситься лишь по желанию гражданина. К последним как раз и должна была относиться национальность, а кроме того, ИНН, группа крови и резус-фактор. Однако этот пакет поправок был отклонен за «неактуальностью».

Так нужно ли возвращать в паспорта запись о национальности и какими соображениями руководствовалась государственная власть, когда отменяла ее в 1990 году?

Глава Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская дала следующий комментарий:

«Эта отмена связана с дискриминационной политикой по отношению к евреям, с антисемитизмом при Сталине и сразу после его смерти. Тогда многих людей не принимали на работу или в вузы в связи с этой «пятой графой». Конечно, когда начались реформы, была широкая повестка, что этот пункт надо убрать из-за дискриминации евреев. Эта отмена выполнила задачу, и проблему антисемитизма удалось решить полностью — евреи либо уехали, либо растворились в обществе.

Надо сказать, что в последнее время ситуация изменилась, поменялся общемировой тренд: чем больше развивался процесс глобализации, тем больше усиливалась ценность для людей своей национальной идентичности — никто не хочет «переплавляться» в одном котле. Это происходит повсеместно. Идет процесс усиления национально-этнической идентичности.

По большому счету, будет такая графа или нет — это ничего не решит».

Вот странно — почему-то в советский период «пятая графа» не способствовала разобщению наций, напротив, была знаком взаимного уважения. Сталинская эпоха, во время которой якобы притесняли евреев, миновала слишком давно, чтобы ее примеры были бы актуальны для нашего времени.

К тому же, позиция, заведомо предполагающая, что в самом факте национальной принадлежности (будь то еврейская нация, или татарская, либо же чеченская — любая) есть что-то, что следует скрывать или чего стоит стыдиться, — более ксенофобская, нежели та, которую она пытается оспорить. Почему государственные чиновники и общественные деятели позволяют себе в открытую говорить о том, что еврей должен скрывать свою национальность в страхе перед антисемитами?

Разве мы живем в гитлеровской Германии, разве у нас нет правоохранительных органов, которые смогут защитить тех же евреев? Следуя этой логике, впору начать предлагать представителям национальных меньшинств менять фамилии и внешность. Кто решил, что какому-нибудь буряту стыдно иметь в паспорте запись о своей национальности? Вряд ли такая политика сможет укрепить союз наций на территории РФ.

Впрочем, есть и противоположные мнения. К примеру, такое суждение высказал директор фонда «Разумный Интернет», президент редакции газеты «Известия» Владимир Мамонтов:

«Ложные представления о равенстве и единстве стали причиной отмены «пятой графы». Национальность — часть самоидентификации, это не надо ни запрещать, ни специально подчеркивать. Этот запрет был попыткой прорваться к свободе, но на самом деле это оказалось, наоборот, ограничением свободы.»

Но проблема не только в национальных республиках. У них, по крайней мере, есть своя земля, на которой местные жители чувствуют себя полноправными хозяевами, да и фенотип, как правило, выдает национальную принадлежность скорее, чем запись в паспорте. Некоторые, как татары, отвоевали для себя возможность документально фиксировать национальность. А вот русские оказались в самом незавидном положении — вроде бы, титульная нация, самая многочисленная, несущая самый большой груз ответственности, но не имеющая возможности даже как-то себя обозначить.

Недаром 54 процента из всех высказавшихся за возвращение «пятой графы» — русские. Одни называют это всплеском националистических настроений, а другие — нормальной реакцией русского населения на агрессивную демонстрацию собственной этничности со стороны других народов РФ — прежде всего, кавказских.

Как и в Европе, такая тенденция может свидетельствовать о реакции самосохранения нации от растворения в потоке мигрантов, пускай и внутренних. Отказ в удовлетворении этого пожелания может лишь усугубить обстановку напряженности, причем с обеих сторон. Между прочим, многие жалуются на то, что сотрудники ЗАГСов иногда начинают требовать от людей, желающих записать новорожденного ребенка «русским», каких-то доказательств. Иногда доходит до полного абсурда, когда родителей просят принести свои свидетельства о рождении, в которых записано, что и отец, и мать — русские. Таких историй немало в интернете.

Конечно, эти требования с 1998 года, как минимум, незаконны. Заместитель начальника главного управления ЗАГС Московской области Елена Михайлова пояснила, почему:

«Национальность указывается по желанию лиц. Такая графа в заявлениях присутствует, но ее заполняют только по личной инициативе. Есть Постановление Правительства РФ от 31 октября 1998 года, номер 1274, в котором утверждены нормы бланков заявлений государственной регистрации изменения гражданского состояния — открываем первую форму заявления о рождении ребенка. Графа пятая — национальность: «графа заполняется по желанию родителей». То же самое при заключении брака. Никаких доказательств при этом не требуется».

Хотя Конституционный суд уже выносил решение на предмет соответствия удаления из паспортов графы «Национальность», которое было признано абсолютно конституционным («Национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина», — постановил КС РФ в мае 2010 года в ответ на заявление одного жителя Волгограда), оно все равно остается нелигемитимным в глазах очень многих россиян. К тому же, возникает вопрос — а какое юридическое значение имеет, к примеру, регистрация, которую никто отменять не спешит. По какому принципу выносятся решения, затрагивающие интересы многомиллионного населения огромной страны? Если верить Ольге Крыштановской, то это решение было принято для того, чтобы защитить интересы евреев. Разве нельзя было это сделать как-то иначе, не ущемляя прав большинства населения?

Помимо того, что лишение возможности добровольно фиксировать свою национальность многие граждане склонны рассматривать как нарушение своих конституционных прав, это также входит в противоречие с самой структурой устройства нашего государства. Федеративное устройство само по себе предполагает, что государство неоднородно по своей структуре. Если есть национальные республики, то, по логике, должны быть и нации. Сила федеративного государства — именно в национальном многообразии, а не в ложно понятом космополитизме.

Читайте все публикации по этой теме

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Источник: https://www.pravda.ru/society/1185073-konstitucia/