ИП транспортные услуги

Организация оказывает транспортные услуги по грузоперевозкам собственным транспортом, но иногда привлекает для оказания услуг других грузоперевозчиков и в данной ситуации оказывается посредником.

В этой ситуации организация выставляет счета заказчикам на оплату за оказанные грузоперевозки, но к этим заявкам не прикладывает отрывной талон путевого листа и ТТН (т.к. не наш транспорт возил груз). При этом заказчики транспорта все-таки требуют от нас данные документы.

Кто их должен выписывать? Если их выпишет третья сторона, то где будет указано, что перевозка была поручена именно нашей организации, и мы получили оплату за предоставленные услуги от заказчика?

Отношения сторон, связанные с предоставлением услуг по перевозке грузов, регулируются Главой 40 Гражданского Кодекса РФ <Перевозка>. Так, статьей 784 ГК РФ установлено, что перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, которым определяются условия перевозки грузов. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением транспортной накладной (п.2 ст.785 ГК РФ).

Оказание посреднических услуг по перевозке грузов оформляется договором транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ). По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой грузов (п.1 ст.801 ГК РФ). При этом условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «Отранспортно-экспедиционной деятельности», другими законами или иными правовыми актами (п.3 ст.801 ГК РФ).

По Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554) неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются следующие экспедиторские документы:

— поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания услуг клиенту). На практике такое поручение, как правило, называют заявкой;

— экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором груза для перевозки от клиента). Заполняется в том случае, если в перевозке принимает участие экспедитор;

— складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение), п.5 Правил.

При этом договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено, что стороны договора могут использовать и другие экспедиторские документы, не указанные в п.5 Правил.

Обратите внимание! Правила транспортно-экспедиционной деятельности не предусматривают предоставления клиенту (заказчику) талона путевого листа и (или) ТТН. Поэтому предоставление этих документов по договору транспортной экспедиции не обязательно.

Правда, на практике большинство клиентов все-таки требует от экспедитора предоставить им копии указанных документов. Как правило, связано это с тем, что при проверках большинство представителей налоговых органов требуют подтвердить факт оказания услуг по перевозке груза именно этими транспортными документами. Чтобы не потерять своих клиентов, большинство экспедиторов, как правило, «идут навстречу» пожеланиям своих заказчиков и предоставляют копии указанных документов.

Рассмотрим порядок оформления таких документов.

Товарно-транспортная накладная или ТТН

Для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом предназначена товарно-транспортная накладная (Форма 1- Т), утв. Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее — Постановление). Согласно этому Постановлению применять унифицированную Форму 1-Т должны юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автотранспортных средств и являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

По нашему мнению, из сказанного следует, что порядок оформления и предоставления ТТН (в т.ч. кто должен ее выписывать) должен быть установлен договором перевозки груза. Отметим, что на практике Форму 1-Т выписывает, как правило, владелец автотранспортного средства, т.е. перевозчик груза.

В товарно-транспортной накладной содержится информация о дате составления документа, наименование и адрес отправителя и перевозчика, указание места, даты принятия груза и места, предназначенного для его доставки, наименование и адрес получателя и т.д. ТТН служит основанием для учета транспортной работы и проведения расчетов с перевозчиком.

Транспортный раздел Формы 1-Т определяет взаимоотношения заказчиков автотранспорта с организациями владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов. В ситуации, изложенной в вопросе, заключает договор перевозки груза и, соответственно, оплачивает услуги перевозчика Ваша организация, поэтому в графе «Плательщик» товарного раздела ТТН и в графе «Заказчик (плательщик)» транспортного раздела накладной должны быть указаны реквизиты Вашей организации. Что является непосредственным подтверждением того, что транспорт был заказан именно Вашей организации.

Путевой лист

Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Согласно указанному выше Постановлению Форма N 4-с (сдельная) применяется при осуществлении перевозок грузов при условии оплаты работы автомобиля по сдельным расценкам. Форма N 4-п (повременная) применяется при условии оплаты работы автомобиля по повременному тарифу и рассчитана на одновременное выполнение перевозок грузов до двух заказчиков в течение одного рабочего дня (смены) водителя.

Путевые листы по формам N 4-с и 4-п выдаются водителю под расписку уполномоченным на то лицом только на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем путевого листа предыдущего дня работы. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером организации- владельца автотранспорта или лицом, на это уполномоченным. Остальные данные заполняют работники организации-перевозчика и заказчики.

Так, заказчиком заполняются отрывные талоны путевого листа, которые служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику перевозки. К счету на оплату услуги по перевозке груза прилагается соответствующий отрывной талон. При этом сам путевой лист, в котором повторяются идентичные талону заказчика записи о времени работы автомобиля у заказчика, остается у перевозчика.

Отметим, что в талоне заказчика в графе <Заказчик> Ваша организация может быть указана только в том случае, если на месте разгрузки будет находиться представитель Вашей организации с печатью. Но, как правило, на практике это встречается редко. Поэтому в талоне заказчика могут фигурировать реквизиты непосредственных отправителя и получателя груза по конкретной перевозке.

И здесь возникает вопрос: каким образом в этом случае Ваша организация может подтвердить свою причастность к конкретной перевозке?

Как отмечалось выше, общие условия перевозки грузов должны быть оговорены договором транспортной экспедиции (п. 3 ст. 801 ГК РФ). При этом конкретные условия перевозки (такие как, например, маршрут перевозки, дата и время подачи автотранспортного средства), на наш взгляд, должны определяться приложением к договору в виде оформленной заявки на конкретную перевозку груза. Тогда подтвердить тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации, на наш взгляд, будет не проблематично.

Подтверждают факт оказания услуги по перевозке груза следующие документы:

— талон заказчика и (или) ТТН, в которых отражаются дата, направление перевозки (откуда, куда), марка и гос.номер транспортного средства, посредством которого была осуществлена перевозка груза и др. данные;

— акт об оказании услуг по перевозке груза, который оформляется в произвольной форме в соответствии с п.2 ст.9 Федерального Закона о бухучете от 21.11.1996 № 129-ФЗ.

Если указанные документы соответствуют конкретной заявке заказчика, то нельзя отрицать тот факт, что перевозка была поручена именно Вашей организации.

Подтвердить оплату заказчиком конкретной перевозки можно в том случае, если к счету на оплату перевозки будет прилагаться копия талона заказчика и (или) ТТН (как того требуют Ваши заказчики), а в самом счете, на наш взгляд, целесообразно указать дату, маршрут перевозки, № и дату заявки заказчика или соответствующего данной перевозке акта об оказании услуг.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/93219/

Особенности оформления транспортных услуг ИП

Валерий Молчанов, Сергей Родюшкин эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ

У индивидуальных предпринимателей, осуществляющих автотранспортные перевозки, зачастую в собственности находится несколько автомобилей. При этом не всегда есть четкое разделение на те, что используются исключительно для предпринимательской деятельности и те, что используются в личных целях. Поэтому оформление такой деятельности вызывает множество вопросов: нужно ли «переводить» транспортные средства с физического лица на ИП, какие документы нужно оформлять для контрагентов и т.п.

Регистрация транспортных средств

В соответствии со ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели (ИП) — это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
На основании ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 17.12.1996 № 20-П, имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
Таким образом, само по себе получение статуса ИП не обособляет часть имущества гражданина, поскольку факт государственной регистрации в качестве ИП не «создает» его как новое отдельное лицо с обособленным имуществом, а предпринимательская деятельность гражданина по-прежнему является деятельностью самого гражданина.

Следовательно, предприниматель может использовать принадлежащее ему имущество как в предпринимательской деятельности, так и в своих личных целях.

Отметим также, что действующее законодательство не содержит определения терминов «собственность индивидуального предпринимателя» или «служебный транспорт».
Кроме того, в силу п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», регистрация транспортных средств, принадлежащих ИП, производится в том же порядке, который установлен для регистрации транспортных средств на имя физических лиц (не являющихся ИП).

Вывод: никакой перерегистрации транспортных средств, принадлежащих физическому лицу, которые он собирается использовать в предпринимательской деятельности, не требуется.

ЕНВД
Согласно п. 1, п. 3 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах, в частности, по месту жительства, и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. К таким «иным основаниям» относится и предусмотренная п. 2 ст. 346.28 НК РФ обязанность плательщиков ЕНВД встать на учет в налоговом органе по месту осуществления ими предпринимательской деятельности.

Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, обязаны встать на учет в качестве плательщиков ЕНВД в налоговом органе по месту жительства ИП.
В частности, согласно п. 3 ст. 346.28 НК РФ ИП, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков ЕНВД, в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, подают в налоговые органы заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД. Форма соответствующего заявления (№ ЕНВД-2) утверждена приказом ФНС России от 12.01.2011 № ММВ-7-6/1@ (см. также письмо ФНС России от 26.04.2011 № АС-4-3/6753).

Лицо, признаваемое плательщиком ЕНВД, подлежит постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 346.28 НК РФ, независимо от того, что оно уже состоит на учете в соответствующем налоговом органе по иным основаниям. Такого мнения в настоящее время придерживается финансовое ведомство (см. письма Минфина России от 27.09.2010 № 03-02-08/58, от 03.06.2009 № 03-11-06/3/154).

Однако в отношении подачи заявления о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД организацией или ИП в случае начала осуществления ими на территории одной и той же налоговой инспекции другого «вмененного» вида деятельности специалисты финансового органа высказывают более мягкую позицию.
Согласно ей, если ИП состоит на учете в налоговой инспекции в качестве плательщика ЕНВД по месту осуществления «вмененной» деятельности, повторно обращаться в эту же налоговую инспекцию с заявлением о постановке на учет в отношении нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД и осуществляемого на территории действия указанной налоговой инспекции, не требуется.

Вместе с тем законодательство не запрещает ИП уведомить налоговую инспекцию в произвольной форме о начале осуществления (ведения) нового вида предпринимательской деятельности, подлежащего переводу на уплату ЕНВД.

Заметим, что форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденная приказом Минфина России от 08.12.2008 № 137н, предусматривает обозначение вида предпринимательской деятельности, по которому уплачивается данный налог.

Поэтому полагаем, что ИП, представляя декларацию с указанием деятельности, которую он начал осуществлять (оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов — код деятельности 05), тем самым уведомляет об этом налоговый орган.
Помимо этого вышеуказанную декларацию можно сопроводить пояснительным письмом в произвольной форме.

Документальное оформление
Прежде всего отметим, что в силу ч. 13 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта1 (далее — Устав) перевозчик — это юридическое лицо или ИП, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.
То есть Устав предъявляет одинаковые требования к перевозчикам — юридическим лицам и перевозчикам — ИП.

Договор перевозки и товарно-транспортная накладная
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
При этом согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Юридические лица всех форм собственности, являющиеся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом, обязаны вести учет по унифицированным формам первичной учетной документации, перечисленным в п. 1 постановления Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее — Постановление № 78), в том числе с применением формы № 1-Т «Товарно-транспортная накладная» (далее — ТТН).
Согласно ч. 1 ст. 8 Устава транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
Грузоотправителем является физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной (ч. 4 ст. 2 Устава).
Аналогичное правило прописано и в указаниях по заполнению формы № 1-Т. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую ездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов.
Особый порядок оформления документов предусмотрен по договору фрахтования (ст. 787 ГК РФ).
Если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца по договору фрахтования, то согласно ч. 4 ст. 18 Устава, если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
Обязательные реквизиты заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа установлены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Заказ-наряд заменяет транспортную накладную (ч. 3 ст. 8 Устава) и представляет собой упрощенную форму транспортной накладной, в которой не проставляются отметки о передаче груза.

К сведению
Финансовые и налоговые органы считают, что в случае, когда доставка осуществляется силами сторонних организаций, наличие ТТН является обязательным.
Так, в письме Минфина России от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 разъяснено, что затраты на транспортные услуги сторонних организаций по доставке товаров могут быть учтены налогоплательщиком в составе материальных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль только при наличии оформленной ТТН по утвержденной форме № 1-Т (смотрите также письма УФНС России по г. Москве от 23.10.2006 № 20-12/92786, от 18.10.2006 № 20-12/92228).

Вывод: организация-грузоотправитель обязана составить ТТН, которая и будет являться первичным документом для учета расходов на услуги перевозчика (письмо УФНС России по г. Москве от 25.07.2008 № 20-12/070321).

Акт приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ)
Налоговые органы в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228 указали, что для признания транспортных расходов для целей исчисления налога на прибыль организации, помимо ТТН, необходим также акт приема-передачи оказанных услуг (выполненных работ).
Акт на оказание услуг не является унифицированной формой первичных документов. Однако он может служить первичным учетным документом при наличии всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
В письме УФНС России по Хабаровскому краю от 09.06.2008 № 16-15/12712@ также сообщено, что наличие ТТН по форме № 1-Т, подтверждающей факт совершения хозяйственной операции и затраты по перевозке, является обязательным как для отправителя груза, так и для его получателя. При этом наличие ТТН по форме № 1-Т не исключает по усмотрению сторон договора оформления акта приемки-передачи услуг грузоперевозок.

Путевые листы
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Устава запрещено осуществление перевозок пассажиров и грузов без оформления путевого листа на транспортное средство. Формы путевых листов грузового автомобиля утверждены Постановлением № 78.
Путевые листы грузового автомобиля являются основным документом первичного учета, определяющим совместно с ТТН при перевозке товарных грузов показатели для учета работы подвижного состава и водителя, а также для начисления заработной платы водителю и осуществления расчетов за перевозки грузов.

Отрывные талоны путевого листа заполняются заказчиком и служат основанием для предъявления организацией — владельцем автотранспорта счета заказчику (письмо ФНС России от 21.08.2009 № ШС-22-3/660 «О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров»).
При этом, как указано в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2006 № 20-12/92228, если по условиям заключенного договора перевозки груза оплата услуг автотранспорта осуществляется по повременному тарифу, первичным документом, подтверждающим обоснованность расчетов за перевозки грузов, совместно с ТТН является путевой лист грузового автомобиля.
Если за услуги по перевозке взимается фиксированная плата, наличие отрывных талонов для подтверждения расходов необязательно.
Наряду с Постановлением № 78 в настоящее время действует приказ Минтранса России от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», далее — Приказ № 152.

Согласно п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, их применяют юридические лица и ИП, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи (раздел II » Обязательные реквизиты путевого листа», письмо УФНС России по г. Москве от 30.12.2009 № 16-15/139308).

Таким образом, ИП в своей деятельности могут использовать путевые листы, разработанные самостоятельно. Вместе с тем путевые листы должны содержать основные реквизиты, предусмотренные Приказом № 152 (наименование и номер путевого листа, сведения о сроке его действия, информация о транспортном средстве, его собственнике (владельце) и водителе).
В то же время наличие путевых листов перевозчика не является обязательным условием подтверждения реальности понесенных организацией расходов. Так, в соответствии со ст. 2 Устава под путевым листом понимается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. Путевой лист может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов (письмо Минфина России от 25.08.2009 № 03-03-06/2/161). Иными словами, подтверждает расходы перевозчика.

Для организации же основанием признания расходов на транспортировку грузов будут служить ТТН, заказ-наряды, акты приема-передачи результатов оказанных услуг (выполненных работ). Копии путевого листа ИП, оказывающего услуги, иметь необязательно.

В заключение напоминаем, что организационно-правой статус перевозчика (ИП или юридическое лицо) не влияет на порядок оформления документов при перевозке грузов.

Источник: https://www.garant.ru/company/about/press/smi/384847/

Рассмотрены наиболее выгодные с точки зрения ведения учета и снижения фискальной нагрузки системы налогообложения – УСН, патент (ПСН) и ЕНВД. Условия применения, примеры расчета налоговых платежей.

Понятие «грузоперевозки» регламентируется ГК РФ (стат. 785 пункт 1) и подразумевает доставку и передачу перевозчиком груза по назначению согласно заключенным договорам (глава 40 ГК РФ). Такая деятельность не требует оформления разрешительных лицензий, достаточно зарегистрировать бизнес и выбрать подходящий режим. Как оптимизировать налогообложение грузоперевозок легальными методами? Какие сложности в учете транспортных операций поджидают руководителя? Все нормативные подробности ниже.

Важно! Не относятся к грузоперевозкам договора транспортной экспедиции. Правовое регулирование (глава 41 ГК РФ) определяет подобные сделки как гражданско-правовые взаимоотношения, что исключает возможность применения ЕНВД налогоплательщиком.

Обсуждаемые системы налогообложения в сфере транспортных услуг:

  1. УСН – предусматривает уплату налога по объекту «доходы» (ставка 6%) или «доходы минус расходы» (ставка 15 %, но может применяться пониженный размер ставки по решению региональных органов власти). Выбор варианта осуществляется компанией самостоятельно, в течение года смена объекта налогообложения запрещена. Основные условия для применения в 2017 году (Закон № 243 от 03.07.16 г.) – численность (не более 100 чел.), совокупный размер выручки за отчетный период (не более 120 млн. руб.), предел выручки в части перехода (не более 90 млн. руб.).
  2. ЕНВД – применяется компаниями (предприятиями или ИП) с численностью единиц транспорта не более 20, включая арендуемые средства (стат. 346.26 подп. 5 п. 2), если вид деятельности относится к вмененной согласно региональному законодательству. При наличии нескольких видов ОКВЭД следует разграничить показатели путем ведения раздельного учета. Критерии для использования ЕНВД – численность наемного персонала (не более 100 чел.), доля участия прочих юридических лиц в бизнесе (не более 25 %).
  3. ПСН – применяется только ИП путем приобретения патента на календарный год по месту проживания предпринимателя (стат. 346.45 НК). Критерии для использования в 2017 году – численность в части ПСН (не более 15 чел.), общая выручка (не более 60 млн. руб.). При заключении договоров услуг по месту регистрации бизнеса приобретать патенты в других регионах не требуется. Это подтверждает Минфин в Письме № 03-11-12/15 от 07.02.13 г.

Обратите внимание! ОСНО (общая система налогообложения) в сфере грузоперевозок здесь не рассматривается, так как относится к одному из самых сложных с точки зрения учета налоговому режиму. Фискальная нагрузка на бизнесе по ОСН также считается обременительной в сравнении с более выгодными специальными режимами.

Какое налогообложение выбрать для грузоперевозок

Оценить положительные и отрицательные нюансы различных налоговых режимов помогут обзорные характеристики, собранные в единую таблицу. Предпринимателям следует учесть, что одновременное использование ПСН и ЕНВД не допускается. Планируемые коды ОКВЭД необходимо выбрать до регистрации фирмы или добавить к уже имеющимся в процессе работы.

Сравнительная таблица системы налогообложения для транспортных компаний:

Признак

УСН

ЕНВД

ПСН

Кто вправе использовать

Организации и ИП

Организации и ИП

ИП

Ограничения по количеству средств транспорта

нет

нет

Период действия

Без ограничений

До 2021 года (продлено Президентом 2.06.16 г. в Законопроекте № 1025686-6)

В пределах календарного года

Ограничение региона действия

нет

Регион/субъект РФ постановки на учет как плательщика ЕНВД

Регион/субъект РФ выдачи патента в части заключаемых сделок

Лимит численности (чел.)

Лимит годовой выручки (млн. руб.)

нет

Ставка налога (%)

6/15 (в отдельных регионах может снижаться по решению муниципальных образований)

15 (в отдельных регионах может быть снижена до 7,5)

6 (в отдельных регионах может быть снижена до 0 для отдельных категорий ИП)

Основные базовые показатели для расчета налога

Объект налогообложения («доходы» или же «доходы-расходы»)

Базовая доходность, физические показатели, коэффициенты К1, К2

Величина предполагаемого дохода, процентная ставка, срок действия ПСН

Выплаты, уменьшающие размер налога к уплате

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; торговый сбор в определенных законом случаях (стат. 346.21 п. 8 НК)

С ограничением в 50 % – страховые выплаты в части ПФР, ОМС, ФСС; взносы по договорам страхования добровольного характера; больничные пособия. Для ИП – фиксированные платежи без ограничений

нет

Налоговая разгрузка

Не платится НДС, имущество, прибыль

Не платится НДС (за исключением импортных операций), имущество, НДФЛ в части вмененных доходов для ИП, прибыль – для юридических лиц

Не платится НДС, имущество, НДФЛ

Сложность учета

Требуется тщательный учет доходов и расходов путем составления КУДиР. Декларации сдаются по итогам года. Бухучет разрешено вести в упрощенном порядке субъектам МП

Декларации предоставляются ежеквартально. Бухучет ведется предприятиями. ИП освобождаются от ведения учета и заполнения регистров отражения операций (Закон № 402-ФЗ пункт 1 стат. 2)

Сдача деклараций и прочих отчетов не требуется. Учет затрат и доходов не ведется

Выбор системы налогообложения для ИП, осуществляющего грузоперевозки

Грузоперевозки относятся к одному из распространенных видов деятельности ИП. Выбор системы налогообложения определяется индивидуальными условиями деятельности. Предприниматели при оказании услуг используют транспорт, находящийся в собственности физического лица или на правах временного пользования.

Вид деятельности должен быть внесен в список разрешенных кодов по справочнику ОКВЭД при регистрации или путем внесения изменений в учредительные документы до начала выполнения грузоперевозок.

Внимание! Передача собственного транспорта в аренду по договору не относится к грузоперевозкам, что необходимо учитывать при налогообложении и определении ОКВЭД.

ИП может выбрать один из видов систем налогообложения, применяемых в учете, кроме формы, переведенной на уплату единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Предприниматели могут использовать:

  • Общеустановленную систему налогообложения (ОСН).
  • Упрощенный режим (УСН).
  • Форму с вмененным доходом (ЕНВД).
  • Патент (ПНС).

Каждая из систем имеет положительные и отрицательные условия применения. Определить, какую форму лучше выбрать и сколько налогов нужно платить в бюджет, можно при сравнении условий разных режимов.

Выбор осуществляется в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности. Одним из основных критериев выбора служит количество транспорта, используемое при оказании услуг по перевозке грузов.

Кроме числа собственного или привлеченного транспорта необходимо учитывать:

  • Объем планируемых заказов.
  • Наличие штатных единиц по обслуживанию документооборота.
  • Объем налоговых обязательств, которые необходимо платить.

Имеются некоторые ограничения при выборе формы учета. Законодательством установлено ограничение для ЕНВД по числу транспортных средств, участвующих в получении дохода. Применение системы допускается при наличии парка не более 20 единиц техники.

Внимание! Имеется ограничение по применению одновременно ЕНВД и патента. Одновременно применять системы не разрешено, предприниматель должен выбрать одну форму налогообложения, по которой будет платить налог.

Общеустановленная система налогообложения

Предприниматели, имеющие значительный парк транспорта, количество штатных единиц и обслуживающего персонала, могут применить ОСН.

Положительные стороны применения вида учета для ИП:

  • Отсутствие ограничений по количеству парка транспорта, объема выручки.
  • Возможность оказывать услуги для организаций или ИП, применяющих ОСН с уплатой НДС. Отсутствие ограничений по нормативам на услуги по грузоперевозкам часто используется предприятиями для снижения налоговой нагрузки.

Отрицательные стороны ведения ОСН:

  • Необходимость оформления значительного количества оправдательных документов для подтверждения расходов.
  • Обязанность по уплате НДС. При оказании услуг по грузоперевозкам отсутствуют значительные обороты выручки. Если ИП не заинтересован работать с компаниями, имеющими обязательства по НДС, предприниматель может отказаться от уплаты НДС.

Необходимо подать в ИФНС заявление на освобождение, после одобрения которого платить НДС не требуется. Право ежегодно подтверждается.

При отсутствии значительных расходов (например, при использовании арендованного транспорта) применение общей системы может привести к солидным обязательствам налогообложения. Какие и сколько платить налогов, можно определить на этапе выбора формы учета.

Упрощенная система

Применение УСН оправдано при отсутствии договоров с клиентами, уплачивающими НДС.

Положительные стороны применения УСН:

  • Возможность применить одну из двух схем упрощенного учета – «доходы» или «доходы минус расходы». Смена вида осуществляется с начала нового налогового периода. Какую из форм лучше выбрать и сколько необходимо платить в бюджет, определяется в ходе практической деятельности.
  • Минимальное число обязательных к ведению учетных форм.
  • Возможность снижения налога при наличии уплаты начисленных взносов в ПФР.

Отрицательные стороны использования УСН:

  • Наличие ограничений по выручке, штатной численности.
  • Применение другого вида налогообложения возможно только с начала нового налогового года.

Для транспортных услуг в рамках УСН часто применяется схема налогообложения «доходы». Если расходная часть минимальна, применение вида учета оправдано. Предприниматель может точно определить, сколько по сумме налогов необходимо платить и имеет право не вести расходную часть налогообложения. При минимальной величине налога система позволяет иметь сокращенный штат обслуживающего персонала.

Вмененный доход

ИП часто применяют ЕНВД при оказании услуг по перевозке грузов. Для формы характерны отсутствие необходимости ведения полного документооборота.

Плюсы применения ЕНВД:

  • Обязанность учета только физического показателя – количества транспортных средств. ИП ведет только общие документы без учета расходов топлива, запчастей и прочих затрат грузоперевозок.
  • Возможность совмещения системы с другим видом обложения. Оправдано совмещать только УСН со схемой «доходы», при которой нет необходимости учитывать затраты. Дополняющие друг друга формы позволяют создать условия, при которых можно законными способами исключить учет и меньше платить в бюджет.

Минусы применения ЕНВД:

  • Необходимость платежа единого налога вне зависимости от реализации услуг.
  • Наличие ограничения по числу машин. Допускается использовать до 20 штук единиц транспортных средств.

При наличии малого автопарка и незначительных по размеру стоимости контрактов ИП может выбрать между ЕНВД и ПНС. Для сравнения необходимо получить информацию в ИФНС о стоимости патента на грузоперевозки и сравнить с налогом на вмененный доход.

Внимание! Патентная система применяется только в регионе его приобретения. При заключении договоров на оказание транспортных услуг необходимо обеспечить совпадение места составления соглашения и применения патента.

Дополнительный документооборот

Предприниматель должен иметь общую учетную документацию при оказании услуг.

Необходимо обеспечить:

  • Выписку путевых листов на каждую поездку. Выписка документа производится вне зависимости от категории водителя. Если за рулем предприниматель, путевой лист выписывается даже в случае поездки по городу. Форма путевого листа ИП отличается от бланка, используемого юридическими лицами, но оформление должно производиться строго по правилам и с участием медработника.
  • Выдачу копии трудового договора водителю и доверенности на право управления транспортным средством. Если водитель не является штатным сотрудником, заключается договор с организацией или ИП, предоставившим водителя и транспорт в аренду.
  • Ведение книг учета выданных путевых листов.
  • Заключение договоров транспортной экспедиции.

Особое значение наличие оправдательных документов имеет в случае использования расходных форм для снижения основного налога при ведении ОСН или УСН с видом учета «доходы минус расходы». Транспортные услуги характеризуются значительным количеством оправдательных документов, что требует наличия штата обслуживающих учет сотрудников.

Внимание! При отсутствии путевых листов принять в состав расходов топливо, масла, расходные материалы и запчасти нельзя. ИФНС при проверке ИП исключит затраты и дополнительно начислит основной налог и применит санкции – пени, штрафы.

Предыдущая статья: Оформление ИП для двоих: реально или нет? Следующая статья: Как иностранному гражданину открыть ИП

Источник: http://IPprof.ru/nalogi/vybor-sistemy-nalogooblozheniya-dlya-ip-gruzoperevozki.html