Изъятие жилого помещения

13.01.2017 г. На что необходимо обращать внимание судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа?

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 указанной статьи).

Согласно пункту 4 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Внимание! Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

6. Как следует из пункта 6 статьи 32 ЖК РФ возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.

Что же касается размера возмещения за жилое помещение, то следует обратить внимание, что при его в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 — 3, 5 — 9 статьи 32 ЖК РФ. В случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, и жилые помещения в указанном доме подлежат изъятию для муниципальных нужд в соответствии с частью 10 настоящей статьи.

Для справки: Изъятие земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и жилых помещений в таком доме до истечения срока, указанного в части 11 настоящей статьи, допускается только с согласия собственника.

В соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 — 283 ГК РФ, статьи 9 — 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 — 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 — 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения. Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения;

д) иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения извещения о принятом ими решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения (часть 9 статьи 32 ЖК РФ). Пропуск данного срока является основанием к отказу в иске о выкупе жилого помещения;

е) если собственником (сособственником) изымаемого жилого помещения является несовершеннолетний или в нем проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без попечения родителей несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), то для отчуждения жилого помещения необходимо согласие органа опеки и попечительства (пункт 2 статьи 37, пункт 4 статьи 292 ГК РФ, статья 20 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Для выявления наличия такого согласия и защиты прав и законных интересов указанных категорий граждан суду необходимо привлечь к участию в деле орган опеки и попечительства для дачи заключения по делу о соответствии соглашения о выкупе жилого помещения (или предоставляемого жилого помещения взамен изымаемого) правам и законным интересам несовершеннолетних или подопечных (статья 47 ГПК РФ);

ж) принимая во внимание, что правовым последствием изъятия у собственника принадлежащего ему жилого помещения путем выкупа является его выселение из этого жилого помещения, к участию в деле исходя из норм части 3 статьи 45 ГПК РФ должен быть привлечен прокурор;

з) выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

Необходимо обратить внимание на то, что суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам части 7 статьи 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения, то собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, а если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то по соглашению сторон обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника.

По смыслу части 8 статьи 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения);

к) выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником уведомления о предстоящем изъятии жилого помещения допускается в силу части 4 статьи 32 ЖК РФ только с согласия собственника;

л) резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Источник: https://iskivsem.ru/faq/401

Понятие соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд

В предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса России случаях принадлежащий частному лицу земельный участок может быть изъят для публичных нужд. Основанием для таких действий может послужить необходимость прокладки трубопровода, натяжения линий электропередач, размещения автотрассы или иного общественного значимого объекта именно в месте нахождения частного участка.

Инициатор изъятия, будь то государство или территориальная община, обязаны возместить правообладателям не только прямые убытки, но и упущенную выгоду. Они рассчитываются по правилам, установленным Постановлением Правительства РФ № 262 от 07.05.03 г.

Соглашение об изъятии заключается с каждым правообладателем участка и расположенного на нем объекта недвижимости. В случаях, когда в собственности одного лица пребывают несколько объектов (например: два смежных участка, жилой дом, гараж на фундаменте, стационарные коровник и свинарник), договор заключается в отношении каждого из них.

Ключевой особенностью соглашений подобного рода является наделение публичного образования возможностью понуждения частного собственника к заключению сделки. В гражданском праве действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ).

Возможность принуждения к заключению сделок (ст. 445 ГК РФ) обычно касается субъектов властных полномочий, монополистов и коммерческих компаний, предлагающих свои услуги неопределенному кругу лиц. Принуждение физических лиц к заключению сделок для отечественной правовой системы в целом не характерно.

Добровольно-принудительный характер изъятия недвижимости для публичных нужд

Чтобы понять специфический характер принудительного изъятия земель и недвижимости для публичных нужд, необходимо проанализировать их частный и публично-правовой аспекты.

Существуют следующие мнения:

1. Изъятие недвижимости путем выкупа относится к правомерным действиям и юридическим актам, а если конкретнее – к сделкам. Содержание действий отчуждателя (частного владельца участка) и покупателя (публичного образования) направлены на переход права собственности при условии уплаты выкупной цены.

2. Сделка – частноправовая категория. Каждый ее участник преследует собственную цель. Сделки с участием публичных образований могут иметь социальную направленность. Это не позволяет причислять их к числу сугубо рыночных. Отчуждение частных земель и недвижимости государству или территориальной общине в порядке принудительного выкупа нельзя причислять к сделкам, но можно – к квази-сделкам. Другими словами, они формально соответствуют признакам договоров, хотя по сути ими не являются.

3. Правоотношения по изъятию земель не являются сделками, поскольку не предполагают наличия «автономии воли» в том смысле, в котором она признается ст. 2 ГК РФ. В случае принудительного изъятия недвижимости государство и территориальные общины в лице компетентных органов распоряжаются частным имуществом. При этом они действуют как публичная власть.

Изъятие недвижимости путем добровольного выкупа на основании соглашения с собственником является сделкой. Такие правоотношения следует признать гражданско-правовыми.

Изъятие путем лишения владельца участка его прав на землю и недвижимость на основании судебного вердикта (пусть даже возмездное) нельзя признавать сделкой. В таких правоотношениях нет ни равноправия, ни свободы волеизъявления.

Орган публичной власти действует помимо воли частного собственника, используя императивный метод правового регулирования.

Содержание соглашения об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости для государственных и муниципальных нужд содержит следующую информацию:

  • идентификационные данные сторон, в числе которых имя или наименование; постоянное место жительства или юридический адрес; в отношении гражданина – реквизиты общегражданского паспорта; применительно к организациям и публичным образованиям – указание на доверенность представителя;
  • кадастровые или условные номера объектов. В случае отсутствия номеров – описание зданий или объектов незавершенного строительства;
  • цель изъятия недвижимости, иными словами — подробная расшифровка сути публичных нужд. Описание объектов, которые планируется разместить в изъятой недвижимости или на месте ее расположения после сноса/реконструкции;
  • реквизиты решения об изъятии земельных участков: дата и орган принятия, регистрационный номер, место и дата первой публикации;
  • перечень прав, возникающих или прекращающихся в связи с изъятием земель и недвижимости.
  • срок передачи недвижимости публичному образованию, который не может превышать полгода с момента прекращения правомочностей прежнего собственника;
  • размер выкупной стоимости, текущий счет продавца, процедура выплаты;
  • перечень размещенных на участке сооружений, в том числе объектов незавершенного строительства, выкуп которых в связи с изъятием участка не планируется (если таковые имеются);
  • перечень прав, на которых бывший собственник вправе использовать весь или часть ранее принадлежащего ему участка после завершения процедуры изъятия (при наличии);
  • перечень сервитутов, сохраняющихся после изъятия недвижимости (по общему правилу ст. 56.5 ЗК РФ сервитуты при изъятии прекращаются).

К числу существенных условий соглашения об изъятии недвижимости относят:

  • выкупную цену объектов, принадлежащих гражданам или организациям;
  • размер убытков, подлежащих возмещению землевладельцам, землепользователям, сервитутодержателям, арендаторам;
  • рыночная стоимость предоставляемого имущества взамен изымаемого (если такое предоставление оговорено соглашением).

Стороны соглашения об изъятии недвижимого имущества

Продавцом или лицом, недвижимость которого отчуждается по решению суда, может выступать частный собственник (физическое, юридическое лицо). Применительно к земле участником договора может быть гражданин, которому участок принадлежит на праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения.

В случаях, когда объекты муниципальной собственности необходимы государству или наоборот, речь обычно идет не о принудительном изъятии, а о заключении публичных договоров. Примечательно, что Земельный кодекс РФ предусматривает возможность безвозмездной передачи земель государственной собственности муниципалитету.

Передача муниципальных земель государству может быть только платной.

Покупателем по гражданской сделке или приобретателем по вердикту суда выступает публичное образование в лице соответствующего органа власти. Если участок изымается в пользу государства, решение об изъятии принимает орган, уполномоченный Правительством РФ.

В качестве примера можно привести Постановление №1527 от 31.12.15 «Об определении федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решения об изъятии земельных участков для госнужд РФ в целях строительства линейных объектов федерального значения на территории Таманского полуострова». В их числе Минкомсвязи, Минэнерго, Федеральное дорожное агентство, Федеральным агентство железнодорожного транспорта.

Органы, уполномоченные изымать недвижимость в региональную собственность, устанавливаются региональными властями; в пользу территориальной общины – соответствующим муниципалитетом.

Условия перераспределения земель или земельных участков в соглашении об изъятии недвижимости

Относительно недавно Земельный кодекс РФ был дополнен гл. V.4, посвященной перераспределению земельных участков. Одним из нововведений стало появление возможности перераспределения частных и публичных земель между собой.

Вступившая в силу 01.03.15 г. статья 39.28 ЗК РФ предусматривает исключительный перечень оснований для такого перераспределения и среди них – образование участков для возведении объектов:

  • энергосистем;
  • космической деятельности;
  • обороны и госбезопасности;
  • трубопроводного транспорта местного значения;
  • инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
  • общефедерального транспорта и коммуникаций;
  • обеспечивающих работу субъектов естественных монополий;
  • автотрасс общего пользования.

Необходимость перераспределения возникает, когда государству или территориальной общине понадобился не весь участок, а лишь часть принадлежащих собственнику земель. Перераспределение подразумевает как минимум два действия:

  • исходный частный участок делится на части, одна из которых изымается в пользу публичного образования;
  • к оставшейся части присоединяется приблизительно равноценный участок из земель публичной собственности (разница в цене компенсируется доплатой).

Возможны случаи, когда исходный участок делиться, одна из его частей изымается для публичных нужд при условии выплаты компенсации, а вторая остается во владении предыдущего собственника. Однако подобные правоотношения не могут именоваться перераспределением.

В некоторых случаях перераспределение дает возможность разрешить конфликтную ситуацию. К примеру, оставить семье площади, на которых расположен дом и постройки, при этом перенести огород в другое место.

Перераспределение сопряжено с кадастровыми работами (проводятся силами публичного образования) и возможно только при определенных условиях:

  • целевое назначение, разрешенные виды использования преобразуемых участков совпадают;
  • вновь созданный участок не пересекает границы территориальной зоны;
  • новообразование имеет «природный» вид без изломанных границ.

Заключение соглашения об изъятии недвижимости

Уполномоченный орган проводит предпродажную подготовку, предусмотренную ст. 56.7 ЗК РФ. Согласие правообладателя на осуществление нижеописанных действий не требуется:

  • проведение кадастровых работ;
  • образование участков согласно проекту межевания либо схеме расположения;
  • уточнение границ изымаемых участков (при необходимости);
  • образование участка из земель публичной собственности для предоставления взамен изымаемых;
  • постановка на учет в ГКН изымаемого и/или вновь образуемого участка для предоставления его взамен (примечательно, что орган власти может действовать от имени частного собственника без доверенности);
  • оценка изымаемых объектов, а также размера прямых убытков и упущенной выгоды по правилам ст. 56.8 ЗК РФ и Закона РФ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ»;
  • оценка земель и недвижимости, предоставляемых взамен изымаемых;
  • переговоры с правообладателем относительно условий выкупа недвижимости;
  • подготовка соглашения об изъятии;
  • направление проекта договора о выкупе для подписания правообладателю.

У правообладателя есть 3 месяца на подписание соглашения и обращение в компетентный орган. В случае отказа или игнорирования требования орган власти вправе подать в суд.

Право начать судебную тяжбу по поводу понуждении к заключению сделки сохраняется на протяжении 3 лет со дня направления проекта договора.

Предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых участков

Публичные образования зачастую предлагают собственникам изымаемых участков и недвижимости адекватную имущественную замену. Чаще всего это касается муниципалитетов.

Дело в том, что свободными землями на территории населенных пунктов распоряжаются муниципалитеты. Они же приобретают право собственности на участки, прежние владельцы которых от них отказались (ст. 19 ЗК РФ).

По решению суда муниципалитеты обретают право собственности на бесхозяйную недвижимость по истечению срока ее учета в качестве таковой (ст. 225 ГК РФ). Таким образом, в собственности муниципалитета может оказаться не только свободный участок, но и жилые дома.

Удобство предоставления одного имущества взамен другого для публичного образования связано, среди прочего, с бюджетным планированием. Выделение средств на выкуп частных владений необходимо планировать до начала очередного бюджетного периода. В резервном фонде посреди финансового года достаточных средств может попросту не оказаться.

Примечательно, что предоставление одного участка взамен другого характерно для случаев, когда частный владелец и субъект властных полномочий пришли к обоюдному согласию. Когда изъятие происходит принудительно, суды назначают денежные компенсации.

Практики навязывания недвижимости взамен изъятой в России нет, что вполне обосновано.

Если стороны пришли к соглашению о предоставлении иных объектов недвижимости взамен изымаемых, этот факт отражается в соглашении. Правоотношения сторон в этом случае подпадают под действие предписания гл. 31 ГК РФ «Мена».

Возможны ситуации:

  • равноценного обмена недвижимостью без доплаты;
  • обмена на более дорогое или дешевое имущество с доплатой в пользу частного лица или публичного образования.

Договор с публичным образованием об изъятии одной недвижимости с предоставлением другой признается достаточным основанием для обращения в многофункциональный центр или ЕГРП. Таким образом, земля и здания, предоставленные взамен изъятым, регистрируются по общей процедуре.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/soglashenie-ob-izyatii-nedvizhimosti-dlya-gosudarstvennyh-ili-municipalnyh-nuzhd.html

21 октября 2016

Апелляционное определение СК по гражданским делам Курганского областного суда от 18 июля 2013 г. по делу N 33-2038/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи — председательствующего Тимофеевой С.В.

судей Богдановой О.Н., Шарыповой Н.В.

при секретаре судебного заседания Поповой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18 июля 2013 г. гражданское дело по иску Бологова к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по изъятию жилого помещения путем выкупа, взыскании денежных средств, прекращении права собственности на жилое помещение,

по апелляционной жалобе Бологова на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 г., которым постановлено:

исковые требования Бологова к Администрации г. Кургана о возложении обязанности по изъятию жилого помещения — квартиры , расположенной по адресу: г. Курган, ул. , путем выкупа, взыскании денежных средств в сумме руб., прекращении права собственности на жилое помещение оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения третьего лица Бологовой ., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Бологов обратился в суд с иском к Администрации г. Кургана о предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указал, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: , общей площадью 9,9 кв.м. Актом обследования технического состояния жилого дома здание по ул. в г. Кургане отнесено к категории непригодных для проживания. Жилой дом по указанному адресу был включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Кургане в период с 2008 по 2012 годы». Полагает, что в соответствии со ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет прав выбора одного из способов обеспечения его жилищных прав — предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Порядок определения выкупной цены определен в ч.7 ст. 32 ЖК РФ. Согласно заключению ООО «АНО «Эксперт» рыночная стоимость занимаемого им жилого помещения составляет руб. С учетом изменения ранее заявленных исковых требований просил обязать Администрацию г. Кургана изъять квартиру в доме по ул. в г. Кургане путем выкупа, взыскать с Администрации г. Кургана в его пользу денежные средства в размере руб., после выплаты выкупной цены прекратить право собственности на жилое помещение по адресу: .

В судебном заседании представитель истца Кондратюк О.В., действующая на основании доверенности, на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Показаньев Б.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал. Указал, что выкуп у собственника жилого помещения является правом, а не обязанностью Администрации города. Полагал, что в связи с отсутствием решения органа местного самоуправления о сносе жилого дома по спорному адресу, а также об изъятии земельного участка для муниципальных нужд требования истца о выкупе жилого помещения по заявленным в иске основаниям удовлетворению не подлежат.

Третье лица Бологова в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании исковые требования Бологова поддержала.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец выражает не согласие с принятым решением суда, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указывает на необоснованность выводов суда об отсутствии доказательств того, что жилые помещения в доме угрожают жизни и здоровью граждан, полагая обстоятельством подтверждающим данный факт, наличие заключения МВК о признании жилого дома непригодным для проживания. Указывает также, что у Администрации г. Кургана возникла обязанность по изданию распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц, установленная п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47. Считает, что ссылка суда на отсутствие в законе четко регламентированных сроков принятия органом местного самоуправления решения о дальнейшем использовании дома не свидетельствует о наличии у администрации муниципального образования оснований не осуществлять действия, обязанность по проведению которых на нее возложена законом.

В суде апелляционной инстанции третье лицо Бологова доводы апелляционной жалобы Бологова поддержала, просила решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна.

На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Право каждого иметь жилище и недопустимость произвольного лишения жилища закреплено в ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации.

В силу ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Бологов ., заявляя требования о возложении на ответчика обязанности по изъятию путем выкупа жилого помещения, находящегося у него в собственности и признанного непригодным для проживания, выплаты ему выкупной цены и прекращении права собственности на жилое помещение после выплаты Администрацией г. Кургана выкупной цены, ссылается на положения ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), определяющей порядок обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Из материалов дела усматривается, что истец Бологов на основании договора купли-продажи от является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 9,9 кв.м., расположенной по адресу: , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от

Постановлением Администрации г. Кургана от семья Бологова ., состоящая из трех человек (истец, супруга Бологова ., сын Бологов .), принята учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Из акта обследования технического состояния дома по ул. в г. Кургане от , составленного Межведомственной комиссией Администрации г. Кургана, следует, что указанный многоквартирный жилой дом отнесен к категории непригодных для проживания. Кирпичный цоколь дома разрушен на глубину ? кирпича, дом имеет неравномерную осадку, на кровле следы коррозии, элементы стропильной системы поражены гнилью, кирпичная кладка дымовых труб на крыше дома разрушается, подпольное пространство находится в водонасыщенном состоянии, элементы пола поражены гнилью, наблюдаются деформация и провалы в полу, отопительные печи дымят, электропроводка ветхая. Физический износ дома составляет 65%, проведение капитального ремонта нецелесообразно, поскольку требуется усиление фундамента, ремонт стен, замена практически всех элементов, конструкций.

В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Кургане в период с 2008 по 2012 годы», утвержденной решением Курганской городской думы от , жилой дом по ул. включен в указанную программу. Расселение жильцов из дома по ул. до настоящего времени не произведено. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отнесении жилого помещения к категории аварийного и в ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривались.

Судом первой инстанции установлено, что истец и члены его семьи зарегистрированы в квартире , расположенной по адресу: , однако в ней не проживают, фактически занимают жилое помещение по договору найма, расположенное по адресу: .

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

В силу ч.1 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ) изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным ст. 49 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд регламентировано ст. 32 ЖК РФ.

Как указано в ч. 1, 2, 3 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.

Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

В силу ч.9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

В ч.10 ст.32 ЖК РФ указано на то, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его ст.32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (ст.ст.2, 14, 16 названного Закона).

Таким образом, обстоятельства, связанные с включением дома по ул. в г.Кургане в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанной выше муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в г. Кургане в период с 2008 по 2012 годы», утвержденной решением Курганской городской думы от , не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 ЖК РФ.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.20 постановления от 2 июля 2009 г. N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, в том числе, что решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (ст. ст. 279 — 283 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9 — 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации); соблюдение предусмотренной частями 2 — 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ). При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления … ; требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В том случае если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ применяются нормы ч.ч.1-3, 5-9 ст.32 ЖК РФ. При этом положения ч.4 ст.32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат (п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Из содержания указанных выше норм права в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Таким образом, решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, для муниципальных нужд направлено на то, чтобы на территории муниципального образования не находились жилые дома, не позволяющие обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан. Такое решение в силу ст.32 ЖК РФ может быть принято только после невыполнения требования, направленного собственникам квартир, о сносе или реконструкции дома.

Из материалов дела усматривается, что установленный действующим законодательством порядок в отношении жилого дома по в г. Кургане соблюден не был. Администрацией г. Кургана, принявшей решение о признании указанного дома аварийным, не соблюдена процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника. Распоряжение о сносе с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц не издавалось. Требования о сносе или реконструкции жилого дома собственникам жилых помещений не направлялись. Решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен аварийный дом, равно как и решение об изъятии жилых помещений в спорном доме, органом местного самоуправления не принималось.

При таких обстоятельства, а также принимая во внимание, что требований о понуждении к совершению действий, предусмотренных процедурой, связанной со сносом аварийного дома, истцом не заявлено, процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника жилого помещения, не соблюдена, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных Бологовым требований по указанным в иске основаниям.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в решении суда, мотивированны и соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 6 мая 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Бологова — без удовлетворения.

Судья-председательствующий Тимофеева С.В.

Судьи: Богданова О.Н.

Шарыпова Н.В.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/119223760/