К какому структурному подразделению относится директор

5. Основные структурные подразделения организации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Контрольная работа

Менеджмент

Выполнила:

гр. ЭКнз –

Шифр —

Методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного факультета специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии»

Год издания: 2002

Вариант 5

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним).

Существует несколько видов структур предприятия:

— общая

— организационная

— производственная

Производственные звенья, осуществляющие управление предприятием и обслуживание его работников, количество таких подразделений, их величина и соотношение между ними по размеру занятых площадей, численности работников и другим характеристикам, представляют собой общую структуру предприятия.

Совокупность возникающих в процессе управления взаимосвязей и взаимоотношений между подразделениями предприятий, включая взаимоотношения права и ответственности работников за выполнение конкретных видов деятельности в процессе управления, представляет собой организационную структуру предприятия. Она, в свою очередь, имеет пять типов:

1. Линейная структура – во главе организации и каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке сверху вниз, обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, директор организации, начальник цеха, мастер). Преимуществами этой структуры управления являются единство и четкость распоряжений; повышенная ответственность руководителя за результаты деятельности возглавляемого подразделения; оперативность в принятии решений; получение исполнителями согласованных между собой распоряжений. Недостатками являются высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные знания и опыт по всем управленческим функциям и видам деятельности предприятия. Такая структура используется обычно в малых и средних организациях.

2. Функциональная структура – структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные и функциональные, и каждое из этих воздействий обязательно для исполнения. Руководители не вмешиваются в дела друг друга. Общий руководитель только координирует действия руководителей подразделений и выполняет ограниченный перечень своих функций. Достоинства этой структуры: привлечение к руководству компетентных в конкретной области специалистов; оперативность в решении нестандартных ситуаций; быстрый рост профессионализма руководителей. Недостатки: нарушение принципа единоначалия; обезличивание ответственности; трудность координации деятельности подразделений.

3. Линейно-функциональная структура – она включает линейную и функциональную организации, что создает двойное подчинение для исполнителей. Преимуществами являются высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции. К недостаткам относят отсутствие единства действий; невозможность поддержания постоянства взаимосвязей между функциональными службами; длительную процедуру принятия решений; снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый из них получает указания от нескольких руководителей.

4. Дивизиональная структура – она основывается на конечном результате. В этой структуре сочетаются централизация ряда функций на высшем уровне и децентрализация деятельности производственных подразделений. При этой структуре организация может рационально управлять разными видами деятельности на различных рынках. Руководители производственных отделений в зависимости от изготовляемой ими продукции, оказываемых услуг и закрепленной за ними территории координируют деятельность не только «уровням», но и «по функциям». В результате ускоряется процесс принятия решений и повышается качество реализации. В дивизиональных организациях также затруднена межотделенческая карьера.

Разновидностями дивизиональной структуры являются региональная, продуктовая и потребительская структуры, в соответствии с которыми организация подразделяется на элементы и блоки по видам товаров или услуг, группам покупателей или географическим регионам.

5. Матричная структура – современный эффективный тип организационной структуры управления, который создается путем совмещения двух структур: линейной и программно-целевой. При этой структуре руководитель проекта работает со специалистами, которые подчинены и линейным руководителям. Он определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейный же руководитель решает, кто и как будет выполнять ту или иную работу. Преимуществами матричной системы являются: активизация деятельности работников управления путем формирования программных подразделений, взаимодействующих с функциональными подразделениями; вовлечение руководителей всех уровней и специалистов в активную творческую деятельность по совершенствованию производства; снижение нагрузки на руководителей высшего уровня в результате передачи полномочий по принятию решений на средний уровень. При этом координация и контроль за выполнением ключевых решений сохраняются на высшем уровне.

При матричных структурах можно часто проводить перестройки, связанные с внедрением новых технологических процессов и более производительного оборудования.

При переходе к матричным структурам наибольший экономический эффект достигается в крупных организациях, выпускающих сложную продукцию.

Для матричных структур характерен повышенный уровень конфликтности.

6. Комбинированная структура – набор линейных, функциональных, линейно-функциональных и других управленческих структур, определяемый особенностями работы подразделений в рамках одной организации. При этом организация приобретает форму, которая лучше всего подходит для данной конкретной ситуации. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом – функциональная, а в третьем – матричная. Как правило, высший уровень управления строится по линейно-функциональной структуре, средний уровень может иметь все многообразие структур управления. Низовой уровень управления обычно строится по линейной структуре управления. При этом гибкость структур управления организации оценивается только по среднему уровню управления. Структуры высшего и низового уровней управления в организации должны быть более консервативны к изменениям.

В данной организации руководство высшего уровня корпорации отвечает за долгосрочное планирование, разработку стратегической политики, а также за координацию и контроль действий в рамках всей организации. Подразделения, которые, как правило, являются независимыми экономическими единицами, принимают оперативные решения. Они подчиняются головной компании в основном в финансовых вопросах.

Виды структурных подразделений

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения: 1) управления. Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы); 2) отделения. На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения. На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов; 3) департаменты. Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего — отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям; 4) отделы. Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации; 5) службы. «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации. Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи — для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации; 6) бюро. Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau — письменный стол) и справочной работой. Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории). Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 — 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда. Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 — 20 единиц, отдела в составе управления — не менее 5 единиц, самостоятельного отдела — не менее 10 единиц. Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 — 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц. Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы. Секторы (от лат. seco — разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта; б) участки. Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности — каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки — условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации); в) группы. Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки — они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана. Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений. Прежде всего — это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога». Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад». Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).

Источник: https://StudFiles.net/preview/6447367/

Филиалы вузов — это обособленные структурные подразделения, которые расположены отдельно от головного высшего учебного заведения.

Филиал вуза — не юридическое лицо, но при этом обязательно проходит лицензирование отдельно от головного вуза. За организацию учебного процесса в филиале вуза отвечает директор филиала, но ректор вуза ответственен за качество обучения студентов в филиале, так как головной вуз и филиал проходят аккредитацию совместно.

Филиалы вузов

Диплом, полученный в филиале вуза не отличается от диплома, получаемого в головном вузе. Если учебные программы филиала прошли аккредитацию, то выпускники получают диплом государственного образца.

При желании студент может перевестись из филиала вуза в головной вуз. Перевод проходит в соответствии с положением о переводе студента из одного вуза в другой, которое разрабатывается на основе федеральных документов. Студенту необходимо написать заявление на имя ректора, приложить копию зачетной книжки. Перевод осуществится с бюджетного места в филиале, только при наличии вакантного
бюджетного места в головном вузе.

Источник: http://rustudy.ru/filialy-vuzov/

>Директор учреждения это работодатель

Особенности приема и увольнения руководителя организации

Такое требование установлено в . Значит, работодатель обязан направить в Информационный центр МВД* (ГУВД, УВД) по субъекту РФ запрос о наличии дисквалификации конкретного физического лица.

_______________ * Реестр дисквалифицированных лиц ведет МВД России (). В соответствии с (утверждена ) указанные сведения предоставляются работодателям за плату в размере МРОТ (в настоящее время — 100 руб.) не позднее пяти дней с даты получения запроса. Но если сведения о себе запрашивает сам гражданин, ему их должны предоставить бесплатно.

Устанавливается ли директору испытательный срок?

В абзаце 9 говорится, что лицам, избранным на выборную должность на оплачиваемую работу, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. Вместе с тем в абзаце 13 названной статьи указано следующее. Для руководителей организаций, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений и некоторых других категорий работников максимальный срок испытания не должен превышать шести месяцев.

Вправе ли директор филиала организации выполнять обязанности работодателя в связи с несчастным случаем на производстве в отношении сотрудника другого филиала?

Порядок осуществления таких полномочий определяется законодательством, учредительными документами юридического лица и локальными нормативными актами.

В рассматриваемом случае руководителю филиала выданной ему доверенностью предоставлено право представлять работодателя в трудовых отношениях только с теми сотрудниками, которые работают в соответствующем филиале. При этом нормы законодательства, регулирующие порядок осуществления руководителем филиала полномочий работодателя в связи с несчастным случаем в отношении сотрудника организации из другого филиала, отсутствуют.

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что в ситуации, указанной в вопросе, руководитель филиала формально не вправе самостоятельно выполнять предусмотренные ст. 227–231 ТК РФ действия от имени работодателя, если иное не предусмотрено локальными нормативными актами юридического лица.

Однако, по нашему мнению, формальное

Делегирование прав и обязанностей работодателя

Вместе с тем затронутые проблемы носят комплексный характер, а их разрешение требует подхода не только с точки зрения кадровой политики, но и знания основ трудового и гражданского законодательства.

Автор статьи, обобщая накопленный опыт в сфере правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, предлагает вниманию читателей ответы на озвученные, а также сопутствующие им вопросы, связанные со спецификой делегирования полномочий и поручения выполнения отдельных действий от имени работодателя. Понятие, виды и полномочия работодателей и их представителей Определение порядка делегирования полномочий работодателя и поручения им выполнения тех или иных действий отдельным лицам требует предварительного установления следующих ключевых моментов: — кто выступает в качестве работодателя; — какие лица уполномочены осуществлять права и обязанности работодателя в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях (то есть кто может быть представителем работодателя в конкретных отношениях);

Особенности трудовой деятельности руководителя (Силко И.Г.)

Так, в медицинских учреждениях это, как правило, главный врач, заведующий, в образовательных — ректор, директор, начальник и т.д.На руководителя учреждения как на работника распространяется действие трудового законодательства, а как на исполнительный орган — гражданского права.

Действие трудового законодательства, в частности гл. 43 ТК РФ, распространяется на руководителей всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:- руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;- управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) (ч. 2 ст. 273 ТК РФ).Положения же других законов и нормативных актов действуют в отношении руководителей конкретного вида организаций.

Генеральный директор

На Генерального директора Общества возлагаются следующие функции:

  1. обеспечение соблюдения законности в деятельности Общества;
  2. осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельностью Общества в соответствии с Уставом Общества;
  3. выполнение поручений общего собрания акционеров, Совета Директоров Общества.
  4. организация работы Общества с целью достижения эффективного взаимодействия всех структурных подразделений Общества;

На генерального директора возлагаются следующие должностные обязанности:

  1. обеспечение выполнения всех обязательств Общества перед кредиторами;
  2. организация ведения бухгалтерского учета,
  3. организация работы с целью осуществления эффективного взаимодействия подразделений Общества;
  4. руководство финансовой и хозяйственной деятельностью Общества;

Лед тронется?

Руководитель, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, является единоличным исполнительным органом организации и самостоятельно решает все вопросы деятельности организации, за исключением вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к ведению иных органов. Приравнивание статуса главы филиала/представительства к статусу руководителя организации

Но как быть работодателю, который, будучи собственником, не может реализовать свое право решать, кто и каким образом будет руководить его обособленным подразделением и распоряжаться его имуществом?

Российское трудовое право, как, пожалуй, больше никакое в мире, неизменно стоит на позиции защиты прав работника и исчерпывающем перечне оснований для его увольнения, не подлежащему расширительному толкованию (принципе «каждый должен знать, за что его увольняют»). Тем самым законодатель подчеркивает необходимость формулировать основания увольнения в строгом соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Любое отступление работодателя от норм, предусмотренных ТК РФ, может закончиться для него восстановлением на работе незаконно уволенного работника с оплатой ему времени вынужденного прогула. ТК РФ не содержит прямого указания на возможность (или невозможность) увольнения глав филиалов и представительств по статье 278 ТК РФ.

ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК) УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

ДИРЕКТОР (НАЧАЛЬНИК) УЧРЕЖДЕНИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Должностные обязанности. Руководит на основе действующих положений о научно — исследовательских учреждениях, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организациях, научной, научно — технической и производственно — хозяйственной деятельностью в целях получения новых результатов в соответствующей их профилю области науки и техники, создания экономичных, прогрессивных проектов, изделий, технологических процессов и быстрейшего их освоения в отраслях экономики. Обеспечивает соблюдение требований и нормативов по организации труда, которые должны учитываться при проектировании новых и реконструкции действующих предприятий, разработке технологических процессов и оборудования. Определяет направления научной, научно — технической и производственной деятельности учреждения (организации), утверждает в установленном порядке перспективные и годовые планы работ. В целях повышения эффективности работы организует научную связь со смежными научно исследовательскими учреждениями, конструкторскими, технологическими, проектными и изыскательскими организациями для успешного выполнения исследований по комплексным проблемам, с предприятиями при апробировании и внедрении в производство результатов научных исследований и технических разработок, а также в установленном порядке осуществляет связь с зарубежными институтами и учеными по вопросам научно — технического сотрудничества. Распоряжается финансовыми ресурсами учреждения (организации), обеспечивая экономию в расходовании средств, эффективное и целевое их использование, своевременные расчеты с бюджетом, с банками, поставщиками, государственными внебюджетными социальными фондами, подрядчиками и другими организациями. В соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения или налагает взыскания на работников. Принимает меры по эффективному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов, обеспечивает ритмичную работу и выполнение плана научных исследований и технических разработок. Создает условия для высокопроизводительной работы сотрудников учреждения (организации), повышения эффективности исследований и разработок, обеспечивает соблюдение законности, государственной дисциплины, законодательства о труде, правил и норм охраны труда, производственной и трудовой дисциплины. Руководит работой по совершенствованию организации труда работников и структуры учреждения (организации), добиваясь рационального снижения расходов на основе применения прогрессивных систем управления, методов исследований и разработок, внедрения современных вычислительных средств, механизации и автоматизации инженерно — технических и управленческих работ. Осуществляет руководство строительством, реконструкцией, а также капитальным ремонтом основных фондов в соответствии с утвержденными планами, титульными списками и проектно — сметной документацией, обеспечивает ввод в действие в установленные сроки объектов и приобретаемого оборудования. Осуществляет мероприятия по эффективному использованию установленных систем оплаты труда и материального стимулирования, обеспечивает экономное и рациональное расходование фонда заработной платы и своевременные расчеты с рабочими и служащими. Проводит в установленном порядке аттестацию работников, избрание на должность на новый срок и конкурсы на замещение вакантных должностей. Обеспечивает систематическое повышение квалификации работников, подготовку научных кадров соответствующих специальностей через докторантуру, аспирантуру и систему соискательства. Принимает меры по улучшению и оздоровлению условий труда, а также социальных условий работников. Руководит деятельностью ученого или научно технического (технического) совета, являясь его председателем.

Должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли экономики, науки; направления деятельности, профиль и специализацию учреждения (организации); постановления, распоряжения, приказы и другие руководящие материалы вышестоящих органов, касающиеся деятельности учреждения (организации); достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области деятельности учреждения (организации); научные методы проведения исследовательских работ, технических разработок и их экспериментальной проверки; результаты исследований и разработок по смежным проблемам, осуществляемых другими учреждениями (организациями); методы планирования и финансирования научных исследований и разработок; порядок перечисления налогов и сборов, страховых взносов; действующие системы оплаты труда и формы материального стимулирования; порядок заключения и исполнения договоров и контрактов; экономику, организацию труда, производства и управления; действующее законодательство; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет, при наличии ученой степени доктора (кандидата) наук — стаж научно — педагогической работы не менее 3 лет.

Источник: https://guide_positions.academic.ru/47/%D0%94%D0%98%D0%A0%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%9E%D0%A0_%28%D0%9D%D0%90%D0%A7%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%98%D0%9A%29_%D0%A3%D0%A7%D0%A0%D0%95%D0%96%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%98%D0%AF_%28%D0%9E%D0%A0%D0%93%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%97%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98%29

Ректор: суть его работы в вузе

Ректор – это руководитель высшего учебного заведения. В его обязанности входит контроль над образовательной, финансовой, производственной деятельностью вуза. Специалист данного профиля ставит цели и определяет задачи дальнейшего развития учебного заведения, отвечает за образовательную деятельность педагогов, представляет свой вуз на различных конференциях и собраниях и пр.

Кто такой ректор

Ректор – это глава вуза. Он выполняет множество функций по обеспечению качественного образования студентов: руководит учебно-воспитательной и административно-хозяйственной деятельностью образовательного учреждения, издает приказы, решает финансовые вопросы, принимает на работу и увольняет с должности сотрудников вуза, руководит советом. Ректор – главный представитель высшего учебного заведения на различных мероприятиях.

Если ректор государственного университета временно отсутствует и не может выполнять свои обязанности, его заместителем выступает проректор (в вузе имеются несколько специалистов этого профиля).

Ректор высшего учебного заведения – это ответственная и почетная должность, которая требует наличия определенных знаний и умений. Специалист данного профиля должен иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, чтобы наладить работу в образовательном учреждении. Ректор выполняет множество функций, поэтому его работа считается напряженной, требующей много времени и моральных и физических сил.

Профессиональные обязанности ректора

Чтобы обеспечить качественным образованием студентов вуза, ректору требуется решать множество задач. В его должностные обязанности входит:

  • организация финансово-хозяйственной и производственной деятельности вуза (установка оклада сотрудников, размера стипендии учащихся и пр.);

  • руководство образовательной деятельностью;

  • выработка стратегии развития вуза;

  • руководство работой всех подразделений вуза, включая учебную и научно-исследовательскую часть;

  • издание приказов, утверждение правил приема абитуриентов в вуз;

  • прием и увольнение сотрудников, определение их должностных обязанностей;

  • утверждение расписания, структуры вуза;

  • обеспечение охраны труда и пожарной безопасности;

  • подготовка финансовых и иных отчетов о работе вуза и пр.

Деятельность ректора контролируется законом и не должна перечить Законодательству РФ, уставу вуза и должностной инструкции. Ректор несет ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих должностных функций и полномочий.

Таким образом, ректор вуза – это руководитель образовательной организации, который выполняет множество задач по обеспечению студентов качественным образованием, включая создания необходимых условий для ведения учебной деятельности педагогами, поиск инвестиций и пр.

Кто может работать ректором

Должность ректора является избирательной (подробные правила, как проходят выборы ректора, прописаны в уставе высшего учебного заведения). К кандидату выдвигаются следующие требования:

  • высшее образование (педагогическое или в сфере «экономики», «управления»);
  • опыт работы более 5 лет в должности педагога или руководителя;

  • звание доцента (старшего научного руководителя) или наличие ученой степени кандидата наук;

  • ректор избирается на срок 5 лет, поэтому возраст кандидата не должен превышать 65 лет (в некоторых случаях ограничения определяются возрастом 70 лет).

Помимо этого ректор высшего учебного заведения должен обладать следующими знаниями:

  • государственных образовательных стандартов;

  • педагогики, включая знания современных научных достижений в этой области;

  • психологии;

  • теории и методов управления высшим учебным заведением;

  • экономики, социологии;

  • законодательной базы, необходимой для заключения договоров и пр.

Таким образом, чтобы получить должность ректора, необходимо соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым кандидату.

Ректор, проректор, декан в вузе — кто это? Каковы их обязанности?

Этим вопросом задаются как правило абитуриенты и их родители — «Кто такой ректор? Кто такой проректор? Чем занимается декан? — и кто из них главнее?»

Думаю что если я приведу пример иерархической структуры руководства ВУЗа (института или университета) сравнив её с обычной школой читателю будет понятнее.

В любой школе есть Директор (ректор), у этого директора есть заместители — заместитель по учебной части, заместитель по воспитательной части, завхоз (это проректоры), а есть учителя-предметники — учитель физики, историк, математик, трудовик и т.д. (это деканы) Думаю теперь стало немного яснее, но перейдем к сути вопроса .

Все, кого вы указали в своем вопросе, относятся к административным должностям. А есть и академические должности. В любом институте есть два этих направления, соответственно в них своя служебная лестница и свои должности.

  • Ректор, из вашего списка, стоит на верхней ступени. Часто директора ВУЗа или Академии не называют Директором — его зовут Ректор.
  • Проректоры являются прямыми непосредственными подчиненными Ректора, и подчиняются только ему. Проректоры заведуют каждый своим направлением административной деятельности ВУЗа — учебной, научной, хозяйственной, внебюджетной деятельностью… У каждого Проректора в подчинении свое звено, начальником которого он и является, и отвечает за эффективность работы этого звена перед Ректором.
  • Декан. Это лицо заведующее кафедрой какой либо учебной дисциплины (предмета) или факультетом (профнапраление, специализация) Выполняет предметную работу по донесению информации студентам, ведет пары, принимает зачеты, следит за общей успеваемостью на данном направлении обучения.

Действия Декана обжалуются Проректору, а претензия на действия Проректора подается Ректору.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2944229-rektor-prorektor-dekan-v-vuze-kto-eto-kakovy-ih-objazannosti.html