К сфере публичного права относится

ЧАСТНОЕ ПРАВО

Смотреть что такое «ЧАСТНОЕ ПРАВО» в других словарях:

  • Частное право — отрасли права, регулирующие отношения, связанные с защитой частного интереса индивидуальных собственников и объединений. Сущность частного права выражена в его принципах независимости и автономии личности, признания защиты частной собственности,… … Элементарные начала общей теории права

  • Частное право — (лат. jus privatum; англ. private law) совокупность отраслей права и правовых институтов, регулирующих те группы общественных отношений, основным предметом которых является реализация частных интересов граждан, юридических лиц, их объединений в… … Энциклопедия права

  • ЧАСТНОЕ ПРАВО — совокупность прав, распространяющих свое действие на частных лиц, граждан, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные личные отношения граждан, семейные отношения. К частному относится и торговое право. Частное право регулирует … Экономический словарь

  • ЧАСТНОЕ ПРАВО — собирательное понятие; означает отрасли права, регулирующие отношения в области интересов граждан, индивидуальных собственников, предпринимателей, различного рода объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и личных отношениях, в… … Юридический словарь

  • Частное право — ЧАСТНОЕ ПРАВО, отрасли права, регулирующие, в отличие от публичного права, имущественные и иные отношения граждан и юридических лиц, защиту их индивидуальных интересов. К частному праву относятся гражданское, семейное, торговое право и нормы… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЧАСТНОЕ ПРАВО — отрасли права, регулирующие, в отличие от публичного права, имущественные и некоторые иные отношения граждан и юридических лиц. К частному праву относятся нормы гражданского, семейного, торгового права и др … Большой Энциклопедический словарь

  • частное право — — EN private law The branch of law dealing with such aspects of relationships between individuals that are of no direct concern to the state. (Source: DICLAW)… … Справочник технического переводчика

  • Частное право — Эта страница ранее удалялась или была переименована (что это значит?) 20:50, 7 января 2013 Cantor (обсуждение | вклад) удалил страницу Частное право (П5: некорректное по смыслу перенаправление: ‎{{db redirsense|На эту тему должна быть отдельная… … Википедия

  • Частное право — в буржуазной теории права совокупность норм, регулирующих имущественные и некоторые иные отношения частных лиц, в которых они участвуют как отдельные индивиды, а также отношения, в которых государство и его органы выступают не как… … Большая советская энциклопедия

  • частное право — собирательное понятие; означает отрасли права, регулирующие отношения в области интересов граждан, индивидуальных собственников, предпринимателей, различного рода объединений (корпораций) в их имущественной деятельности и личных отношениях, в… … Большой юридический словарь

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/2439/%D0%A7%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%9D%D0%9E%D0%95

История развития

Частное право в Древнем Риме

Основная статья: Римское частное право

В Риме еще в древние времена зародилась практика деления права на частное (лат. ius privatum) и публичное (лат. ius publicum). Еще Тит Ливий в своей «Истории Рима от основания города» упоминал, что законы XII таблиц являлись источником как частного, так и публичного права. Множество римских юристов обращалась к теме частного права и его взаимосвязи с правом публичным. Одним из самых знаменитых высказываний этого периода принадлежит древнеримскому юристу Ульпиану:

Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц.

Оригинальный текст (лат.) Publicum ius est quod ad statum rei romanae spectat, privatum quod ad singulorum utilitatem.

В основание деления права на частное и публичное Ульпиан вкладывает понятие интереса (utilia); что клонится к пользе государства, представляет известный интерес ad statum rei Romanae (для состояния римского государства), то относится к области публичного, все, что клонится ad singulorum utilitatem (для пользы отдельных людей) — к сфере частного права. Уже на заре своего развития, тем самым, частное право противопоставлялось публичному.

Именно в древнем Риме нашел своё закрепление один из основных принципов частного права: принцип формального равенства в области частного права всех свободных лиц.

Частное право в Средние века

Период Средних веков характеризуется в истории частного права сильным влиянием канонического права. Труды таких философов-каноников как Августин Аврелий, Фома Аквинский и другие оказали значительное влияние на формирование идей относительно природы и роли частного права, которая значительно преуменьшалась, по сравнению с ролью публичного права.

Святой Августин отрицал абсолютный характер частной собственности

Основная задача канонического средневекового правоведения состояла в обосновании привилегированного положения Римской католической церкви как «представителя Бога на земле». Августин в духе представлений ранних христиан высказывал взгляды, близкие к платоновским, полагая, что всё сверх необходимого должно принадлежать всем, и не признавая абсолютного права на частную собственность (как человеческое установление), разработанного в совершенстве римскими юристами. Однако, Августин также считал, что некоторые виды собственности, которым владеть могут только благодетельные люди, могут быть учреждены Богом, — речь шла о церковном имуществе, подлежащем использованию для общего блага. Позицию Августина в отношении собственности с некоторыми коррективами разделял и Фома Аквинский, утверждавший, что всякая собственность, даже оставаясь с юридической точки зрения частной, должна служить общему благу.

В отличие от античного правопонимания, которое разграничивало частный и публичный правопорядок в зависимости от степени участия человека в общих, полезных для всего общества делах, средневековая политико-правовая мысль публичную и частную сферы стала именовать одним термином — человеческое право («град земной»), который не воспринимался как самодостаточный.

Первая светская западноевропейская средневековая правовая школа — школа глоссаторов — сложилась вокруг изучения Свода Юстиниана. Эта школа была основана известным правоведом Ирнерием в Болонье. Задача, которую поставили перед собой глоссаторы, заключалась «в исследовании собственно римского права, без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм и интерпретаций»; в первую очередь они сосредоточили усилия на изучении Дигест, полный текст которых стал известен в последней трети XII в. Их труды стали новым витком развития учения о частном праве.

Результатом работы глоссаторов стала глосса Аккурсия, изданная в XIII в. и представлявшую собой «сборник глосс или сводную глоссу на законодательство Юстиниана в целом». Это произведение получило большое значение в теории и на практике и впоследствии применялось судами «почти как закон».

Параллельно с изучением римского частного права в указанный период развивались торговые обычаи: купцы организовывали международные ярмарки и рынки, создавали торговые суды и учреждали торговые представительства в новых городах, выраставших по всей Западной Европе. Именно тогда сформировались основные понятия и институты будущего lex mercatoria.

Изучение Дигестов Юстиниана глоссаторами дало новый толчок в развитии частного права, на основе которого зародились многие торговые обычаи

Частное право в эпоху Ренессанса

Увеличение торгового оборота между странами в период Возрождения, вкупе с популярностью античной культуры и развитием философии гуманизма дало мощный толчок для дальнейшего развития частного права. Гуманизм как центральная идея Ренессанса способствовал формированию таких прогрессивных правовых концепций, которые приводили к признанию необходимости построения общества на началах индивидуальной свободы и равенства людей как граждан. Между тем требование равенства привело также к появлению политико-правовых теорий утопического социализма («Утопия» Т. Мора, «Город Солнца» Т. Кампанеллы), абсолютизировавших равенство и обосновывающих построение «идеальных государств», в которых уничтожаются частная собственность, товарно-денежные отношения, вводится обязательный производительный физический труд, скрупулёзная регламентация жизни граждан, коллективистские начала в организации труда, досуга, быта людей.

В противоположность указанным концепциям Жан Боден указывал на необходимость сохранения частной сферы (в первую очередь — частной собственности). Основным его тезисом стало утверждение что «нет ничего публичного там, где нет ничего частного».

Частное право в эпоху Нового времени

В эпоху Нового времени, с формированием свободного рынка труда, функционирующего на основе взаимодействия спроса и предложения, отношения работника и работодателя все более начали приобретать характер правовой сделки, то есть частноправовую природу которой не изменило даже активное вмешательство государства в регулирование условий труда. Тем самым трудовые отношения с крахом феодальной системы постепенно начали перемещаться из сферы публичного права в сферу частного права: с окончанием эпохи феодализма начала по-настоящему осознаваться разница между публичным и частным правом.

Впоследствии формирование теории общественного договора привело к тому, что частное и публичное право в научной среде начали пониматься как взаимодействующие системы при доминирующей роли публичного права. Частное право представлялось действующим и эффективным, но всего лишь остатком тех отношений, которым общество подчинялось до заключения общественного договора — то есть до создания государства и гражданского общества.

Частное право в XIX—XX веках

На рубеже XIX—XX вв. доктриной и законодательством к сфере частного права были отнесены личные неимущественные права и нематериальные блага, принадлежащие человеку от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом .

Частное право в России

Регулирование частно-правовых отношений в России берет своё начало с появления первого памятника российского права — Русской правды. Впоследствии частное право получило своё развитие в судебниках 1497 года и 1550 года, Соборном уложении 1649 года. Однако развитие частного права в России в период XVII — XVIII веков существенно тормозилось институтом крепостного права приводившим к отсутствию частнокапиталистического хозяйства. Право собственности — основная категория всего частного права — в Российском государстве воспринималось как привилегия дворянства. Лишь после реформы Александра II право собственности стало «общеправовой нормой» и частноправовые отношения начали развиваться в полной мере.

…Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное

Октябрьская революция 1917 года и приход к власти большевиков привел к политике отрицания частного права как такового и обоснованности его существования. Марксистско-ленинская идеология отрицала частную собственность, категория которой была заменена категорией «личной собственности», предполагавшей присвоение гражданами исключительно предметов потребления и использование даже их для строго потребительских, а не производственных или иных нужд. Вся экономика стала плановой, а любые экономические отношения стали носить публичный характер.

Лишь после перестройки, с переходом России на систему рыночной экономики, был осуществлен возврат к частно-правовым ценностям, нашедший своё воплощение в новом Гражданском кодексе и иных законах.

Соотношение частного и публичного права

Материальные теории

Суть материальных концепций разграничения публичного и частного права заключается в идее того, что главным отличием данных подсистем друг от друга является различие правоотношений, регулируемых ими. В рамках данной доктрины ученые выделяют различные критерии: цели, интереса, предмета, субъектов регулируемых отношений.

Теория интереса

Публично-правовыми отношениями, в соответствии с теорией интереса, являются правоотношения, в которых норма права защищает интересы государства, общие или публичные интересы. Соответственно все остальные правоотношения (имущественные и лично-неимущественные в которых не защищается общественный интерес) являются частными. Соответственно, все правоотношения по своей природе являются изначально частными, становясь публичными в случае наличия в них публичного интереса. В соответствии с данной теорией, в случае участия в гражданских правоотношениях государственных органов и учреждений, такие отношения понимаются как публичные.

Теория предмета

В соответствии с данной теорией, предметом частного права является совокупность имущественных и лично не имущественных отношений, в то время как предметом публичного права является иные отношения, связанные с осуществлением властных полномочий и деятельности государства.

Формальные теории

В формальных теориях разграничения публичного и частного права выдвигается тезис о том, что различие между частной и публичной сферами права заключается в способе регулирования отношений. Самым главным критерием разграничения публичного и частного права здесь является метод правового регулирования. Тем самым, отрасли права, в которых доминирует диспозитивный метод регулирования (гражданское право, трудовое право) являются частными и наоборот, в тех отраслях права, где превалирует императивный метод (конституционное право, административное права, уголовное право) — публичными.

Отрицание частного права

В современной науке сохраняется и негативистский подход к частному праву, согласно которому разделение права на публичное и частное в современных условиях является не только не значимым, но и ошибочным, ведет к неоправданному усложнению системы права. Более того, вопрос о разграничении частного и публичного права усложняет также проблему понимания правовой природы комплексных отраслей права, в которых довольно затруднительно выделить публичный и частный элементы.

Теория конвергенции

Теория конвергенции была создана с целью найти компромисс между материальными и формальными теориями посредством отказа от жесткого дуализма публичного и частного права. В соответствии с теорией конвергенции, частное и публичное право взаимодействуют друг с другом и пересекаются. С одной стороны публичное право проникает в сферу частного права, происходит её «публицизация», с другой стороны частное право также воздействует на публичные правоотношения. Таким же образом объясняется природа комплексных отраслей права, как отражающих тесное переплетение публичной и частной подсистем права.

> См. также

  • Публичное право
  • Гражданское право

Примечания

  1. Пиголкин А. С. Частное право
  2. Агарков М. М. Ценность частного права// Правоведение, 1992, N 1. С. 25-41. Правоведение. 1992. N 2. С. 31
  3. Матузов Н.И., Малько А.В., 2004, с. 623.
  4. 1 2 Торилова И. А. История становления и развития частного права в России
  5. Иванников И. А. Теория государства и права. М.: РИОР; ИНФРА-М: Академцентр, 2012
  6. Омельченко О. А. Римское право Учебник. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Эксмо. 2005. C. 61-68
  7. Дигесты Юстиниана. Первая книга «Институций» 1.1.1.2
  8. Новицкий И. Б., Перетерский И. С. Римское частное право Wolters Kluwer Russia, 2010. С.5
  9. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2002. С. 79.
  10. История политических учений / Под общ. ред. О. В. Мартышина. М., 2002. С. 79
  11. Царьков И. И. О правовых принципах средневековой юриспруденции // Правоведение. 2003. № 2. С. 198
  12. История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 54
  13. Алексеев С. С. Частное право: Научно-публицистический очерк. М., 1999. С. 42
  14. Иоффе О. С. Цивилистическая доктрина феодализма // Избранные труды по гражданскому праву: Из истории цивилистической мысли. Гражданское правоотношение. Критика теории «хозяйственного права». М., 2000. С. 45.
  15. Покровский И. А. История римского права. СПб., 1998. С. 258
  16. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 315—321
  17. Самсонова Т. Н. Справедливость равенства и равенство справедливости: Из истории западноевропейской утопической мысли XVI—XIX веков. М., 1996. С. 128—129
  18. цит. по: История политических и правовых учений: Средние века и Возрождение / Отв. ред. В. С. Нерсесянц. М., 1986. С. 334
  19. Хохлов Е. Б. Курс российского трудового права: В 3 т., СПб., СПбГУ, 1996. С. 29-30
  20. Радбрух Г. Философия права. М.: Международные отношения, 2010. С. 124
  21. Агарков М. М. Ценность частного права // Избранные труды по гражданскому праву: В 2 т. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2002. — Т. 1. — С. 83-84.
  22. 1 2 Суханов Е. А. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть
  23. Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. Т. 3 / Г. Ф. Шершеневич — Москва: Издание Бр. Башмаковых, 1910 г.
  24. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 398.
  25. Бублик В. А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Автореф. дисс. к.ю.н. Екатеринбург. 2000
  26. Асланян Н. П. Основные начала российского частного права: Автореферат на соискание д.ю.н.-М.,2002.
  27. Яковлев В. Ф. Экономика. Право. Суд. — М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2009, С. 148
  28. Попондопуло В. Ф. О частном и публичном праве // Правоведение. 1994. № 5-6. С. 53.
  29. Коршунов Н. М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции. Журнал российского права, май, 2012

Административное право

Администрати́вное пра́во — это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Административное право как наука — это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право — наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния. Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

Понятие административного права

Административное право — совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

Административное право существует в «двух „данностях“ — в сфере государственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на автономный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право — их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

  • Военное право
  • Право государственной безопасности
  • Право внешних отношений
  • Таможенное право
  • Экономическое право
  • Финансовое право
  • Социальное право

Межотраслевые институты:

  • институт гражданства
  • институт государственной службы
  • институт административной ответственности

Классификация административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

  1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения — это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
  2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: Отношения, в которых один из участников подчинен другому, — вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, — горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
  3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

Суть методов административного права

  1. Предписание: установление определённого порядка действий — предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
  2. Запрет: запрещение определённых действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
  3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это — «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
    Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определённых ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это — «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определённых действий.

Функции административного права

  1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
  2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
  3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
  4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
  5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: — общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); — законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); — международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

На федеральном уровне:

  1. Конституция РФ
  2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
  3. Постановления Конституционного Суда РФ
  4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ
  5. Федеральные конституционные законы
  6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ
  7. Нормативные указы Президента РФ
  8. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
  9. Нормативные постановления Правительства РФ
  10. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
  11. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, указания Центрального банка РФ, приказы Генеральной прокуратуры РФ)

На региональном уровне:

  1. Конституции (уставы) субъектов РФ
  2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
  3. Законы субъектов РФ
  4. Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ
  5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
  6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
  7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

На муниципальном (местном) уровне:

  1. Уставы муниципальных образований
  2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
  3. Нормативные акты главы муниципального образования
  4. Нормативные акты местной администрации
  5. Нормативные акты исполнительных органов местного самоуправления отраслевой и функциональной компетенции

Система административного права

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

Система административного права — это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

Система административного права как отрасли права

  • Общая часть
    • Предмет
    • Формы и методы
    • Субъекты административного права
    • Ответственность по административному праву
    • Административный процесс
  • Особенная часть
    • Экономическая сфера
    • Социально-культурная сфера
    • Административно-политическая сфера
    • Межотраслевая

В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

  1. Общая часть
    1. Основные начала административного законодательства
    2. Участники административных правоотношений: граждане (граждане РФ, иностранные граждане), негосударственные (неправительственные) организации (общественные объединения, религиозные объединения, политические партии), федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства)
    3. Государственная служба (гражданская, военная, дипломатическая, силовая)
    4. Акты государственной администрации
  2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации
    1. Подчинённых Президенту
      1. Оборона
      2. Государственная безопасность
      3. Внутренние дела
      4. Иностранные дела
      5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
      6. Юстиция
    2. Подчинённых Правительству
      1. Экономика
      2. Финансы
      3. Здравоохранение
      4. Образование
      5. Транспорт
      6. Связь и информация
      7. Культура, спорт, туризм
      8. Социальная сфера
    3. Прочей подчинённости
      1. Счётная палата
      2. ЦБ
  3. Специальная часть. Административная ответственность (нормы из КоАП РФ).

Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М. Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

Административное право различных государств

  • Административно-правовые нормы Белоруссии имеют свою внешнюю форму выражения. Эта форма получила название «источники административно-правовых норм». Административно-правовые нормы практически находятся (выражаются) в юридических актах. Подобные акты могут издавать различные органы государственной власти. Разумеется, речь идет не о всех актах, издаваемых этими органами, а лишь о тех, которые являются нормативными и содержат нормы административного права. К числу источников административно-правовых норм относятся: Конституция; Законы; нормативные акты Президента Республики Беларусь и Администрации Президента; нормативные постановления Совета Министров Республики Беларусь; нормативные акты местных исполнительных и распорядительных органов; нормативные акты республиканских органов; межгосударственные соглашения; нормативные акты руководителей государственных объединений, предприятий, учреждений.
  • Административное право Канады — вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами. Государство определяет права и обязанности администрации и оставляет за собой специальные полномочия, необходимые для охраны общественных интересов. Эта отрасль публичного права затрагивает ряд сфер, в том числе связь, транспорт, строительство, обеспечение жильём, школьное образование, энергетику, страхование, труд и т. д.
  • Административное право Украины — однородная, обособленная в системе юриспруденции правовая материя, которая характеризуется как: 1) отрасль права, 2) наука, 3) учебная дисциплина. Административно-правовые отношения имеют структуру, которая характеризуется взаимосвязанностью всех её составляющих компонентов. К ним относят субъекты и объекты, юридические факты и содержание административно-правовых отношений.
  1. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М., 1907.
  2. Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью. — Кемерово: ГУ КузГТУ. О. М. Скоморохова, А. В. Угляница. 2008.
  3. Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПб., 1903
  4. Thoma R. Rechtsstaatsidee und Verwaltungssrechtswissenschaft//Jahrbuch des offentlicheri Rechts der Gegenwart. Bd. IV. Tubingen, 1910. S.196. .
  5. Бельский К. С. Феноменология административного права. — Смоленск, 1995. — С. 17.
  6. Романов М. Л. Решения Конституционного Суда России в системе источников административного права // Административное право и процесс. 2006. № 2. С. 25
  7. Постановление Правительства России от 13.08.1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (в ред. от 30.01.2015 г.). Издание нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств в виде писем и телеграмм не допускается, но отнесение распоряжений к числу нормативных актов является спорным
  8. Крамник А. Н. Курс административного права Республики Беларусь. Минск, 2002
  9. Административное право Украины. Под общей редакцией В. В. Галунько (на укр. языке). ISBN 978-966-1510-53-0 ISBN 978-966-1510-54-7
  10. Административно-правовая норма, административно-правовые отношения

Административное право на Викискладе

Административное право в Викиновостях

Нормативная литература

  • Кодекс России об Административных Правонарушениях
  • Кодекс Украины об Административных Правонарушениях
  • Нормативные документы по административному праву

Научная литература

  • Административное право и процесс: Полный курс — Тихомиров Ю. А., Москва, 2001
  • Административное право: Учебник — Козлов Ю. М., Москва, 1999
  • Административное право — Попов Л. Л., Москва, 2005
  • Л.-П.-Ф. Кабанту. «Répétitions écrites sur le droit administratif» (1 изд., 1854, 6 изд., 1881).
  • Дерюжинский В. Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. СПБ., 1903
  • Иваньков А. Е. Административное право: Учебный минимум Москва Юриспруденция 2005

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

NDL: 00562704

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE