Кадровый резерв государственной

Используемые сокращения:
Государственная гражданская служба Новосибирской области – гражданская служба;
Федеральный закон № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» — Федеральный закон № 79-ФЗ.
Что такое кадровый резерв на гражданской службе? Как я могу встать в кадровый резерв на гражданской службе, не являясь гражданским служащим?
Кадровый резерв на гражданской службе создается для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы. Конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы не проводится в случае наличия претендента, включенного в кадровый резерв на гражданской службе и соответствующего квалификационным требованиям, предъявляемым по указанной должности.
Согласно ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ включение в кадровый резерв государственного органа производится:
1) граждан — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
2) граждан — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;
3) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;
4) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;
5) гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам аттестации с согласия указанных гражданских служащих;
6) гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы либо упразднением государственного органа — по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.
Таким образом, включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса.
По итогам конкурса меня включили в кадровый резерв на гражданской службе. Могут ли меня назначить из него на должность гражданской службы в ином государственном органе Новосибирской области, а не в том, где проходил конкурс?
Гражданский служащий (гражданин), включенный в соответствии с Положением о кадровом резерве на государственной гражданской службе Новосибирской области (утверждено Постановлением Губернатора Новосибирской области от 17.03.2014 № 40) в кадровый резерв государственного органа для замещения вакантных должностей гражданской службы определенной группы, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначен на должность гражданской службы, в том числе и в ином государственном органе, в случае его соответствия квалификационным требованиям по этой должности.
При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв.
Чем отличается резерв управленческих кадров от кадрового резерва на гражданской службе?
Резерв управленческих кадров Новосибирской области — это группа перспективных специалистов, обладающих необходимыми профессионально-деловыми и личностными качествами, положительно проявивших себя в профессиональной деятельности и предназначенных для замещения вакантных должностей в сфере государственного и муниципального управления.
Кадровый резерв на гражданской службе формируется для оперативного замещения вакантных должностей гражданской службы в соответствии с действующим законодательством о гражданской службе.
Главное отличие этих резервов состоит в том, что лицо, состоящее в резерве на гражданской службе, с его согласия по решению представителя нанимателя может быть назначено на должность гражданской службы без проведения конкурса, при условии его соответствия квалификационным требованиям по вакантной должности. При этом должность, на которую гражданский служащий (гражданин) может быть назначен, должна быть не выше той группы должностей, для замещения которых он включен в кадровый резерв. Лицо, состоящее в резерве управленческих кадров, но не состоящее в кадровом резерве на гражданской службе, может поступить на гражданскую службу по результатам конкурса, если иное не установлено ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ.

Кадровый резерв

Кадровый резерв – это группа сотрудников (специалистов, руководителей), которые потенциально способны к руководящей деятельности, отвечают требованиям, предъявляемым должностью, прошли отбор и квалификационную подготовку, но еще не назначены на должность. Создание кадрового резерва является инструментом эффективной управленческой политики.

Кадровый резерв создается как на коммерческих предприятиях, так и в государственных организациях.

Внешний и внутренний кадровый резерв

Различают внешний и внутренний кадровый резерв.

Внутренний кадровый резерв формируют из работающих сотрудников, которые или уже готовы перейти на новую должность, или имеют потенциал для развития нужных компетенций. Список должностей, которые могут стать источником кандидатов на целевые вакансии, разрабатывается после анализа проблемных должностей и/или перспектив развития предприятия.

Внешний кадровый резерв может формироваться по желанию руководителей предприятия, то есть на незанятые вакансии будут привлекаться соискатели извне.

Задачи кадрового резерва

Основная цель создания кадрового резерва — обеспечение организации квалифицированными сотрудниками. Создание кадрового резерва решает следующие задачи:

  • выявление потенциала персонала;

  • своевременная замена работника при уходе предыдущего сотрудника;

  • возможность занятия незакрытых вакансий;

  • создание перспектив и мотивации для профессионального роста;

  • подготовка и переподготовка работников;

  • продвижение собственных специалистов;

  • снижение уровня «текучки»;

  • уменьшение рисков при поиске и отборе новых кандидатур;

  • способствование непрерывности производственного процесса;

  • повышение эффективности работы и конкурентоспособности компании.

Критерии отбора сотрудников в кадровый резерв

Критерии отбора сотрудников в кадровый резерв могут быть следующими.

  • Возраст. Рекомендуемый возраст сотрудников, рассматриваемых в качестве кандидатов на руководящую должность среднего звена, — 25–35 лет. В резерв руководителей высшего звена не рекомендуется включать сотрудников старше 45 лет.

  • Образование. Рекомендуемый уровень образования на руководящую позицию среднего звена — высшее профессиональное образование. В качестве резервистов на позиции топ-менеджеров организации лучше рассматривать сотрудников, имеющих высшее образование в сфере управления, экономики и финансов.

  • Дополнительное образование и переподготовка.

  • Опыт работы в компании на базовой должности. Многие компании предпочитают включать в кадровый резерв только кандидатов, получивших профессиональный опыт в данной организации.

  • Результаты профессиональной деятельности. Кандидат на включение в кадровый резерв должен успешно выполнять свои обязанности на занимаемой должности, показывать стабильные профессиональные результаты.

  • Рекомендации.

  • Результаты тестирования.

  • Стремление кандидата к самосовершенствованию, развитию своей карьеры — самый важный критерий отбора.

Список не ограничивается перечисленными критериями. Каждая организация может его дополнять или сокращать в соответствии с задачами, решаемыми с помощью кадрового резерва.

Принцип формирования списка кандидатов в кадровый резерв

Формирование списка кандидатов основывается на следующих принципах:

  • Необходимость в кандидате;

  • Своевременность — потребность в замещении должна быть реальной;

  • Актуальность. Сведения о сотрудниках проверяются ежегодно. Максимальный период действия для составленного списка кандидатов – 2 года.

  • Соответствие. Работник должен соответствовать квалификационным требованиям к должности.

  • Перспективность. Список кандидатов создается как для текущих нужд в кадровом составе, так и для будущих.

  • Максимальность. Формирование запаса сотрудников под все управленческие и рядовые должности.

  • Объективность. Всесторонняя оценка кандидата и его профессиональных знаний.

  • Коллегиальность. Решение должно быть принято не единолично.

  • Равность. На решение о включении в состав не должно влиять личное отношение к работнику.

  • Добровольность. Для включения в состав кадрового резерва необходимо согласие самого человека.

Варианты формирования кадрового резерва

Формированием кадрового резерва занимаются руководители предприятия, а также работники кадровой службы на основе планов работы за определенные периоды.

Существует несколько вариантов формирования кадрового резерва:

  1. Составление прогноза предполагаемых изменений в организационно-штатной структуре. На основании прогноза происходит формирование кадрового резерва в соответствии с потребностью в замещении вакантных должностей на определенный период времени. Чаще всего период планирования составляет 1–3 года.

  2. Определение ключевых должностей в организации и формирование кадрового резерва для всех руководящих должностей вне зависимости от того, планируется ли замена занимающих эти должности сотрудников.

Принципы работы с кадровым резервом

На практике выделяют следующие принципы работы с кадровым резервом:

  • Принцип гласности. Информация о замещаемых должностях и предполагаемых позициях для работников, состоящих в кадровый резерв и для потенциальных кандидатов должна быть открытой.

  • Принцип конкуренции. Конкуренция является одним из основополагающих принципов формирования кадрового резерва. Согласно этому принципу должно быть наличие как минимум двух, а лучше трех кандидатов на одну руководящую позицию.

  • Принцип активности. Согласно этому принципу для успешного и эффективного формирования кадрового резерва все заинтересованные и задействованные в этом процессе сотрудники должны проявлять инициативу и быть активными.

Процесс формирования кадрового резерва

Процесс формирования кадрового резерва состоит из следующих этапов:

Шаг 1. Выдвижение кандидатов на основании критериев и принципов формирования. Учитывается возраст лица, его трудовой стаж, образование, знания, психологические особенности и т.д. Ответственными за выдвижение кандидатов являются их непосредственные руководители или сотрудники службы персонала. Возможно также и самовыдвижение, когда работник предлагает свою кандидатуру.

Шаг 2. Формирование общих списков кандидатов для кадрового резерва. На этом этапе происходит оценка кандидатур. Проводится анализ личных документов (об образовании, анкеты, аттестации, повышение квалификации и т.д). Списки формируются сотрудниками службы персонала на основании представлений руководителей.

Шаг 3. Психодиагностические мероприятия с целью определения потенциальных возможностей кандидатов для резерва, лидерских качеств, психологических, индивидуальных особенностей, уровня мотивации и лояльности, а также истинного отношения к зачислению в кадровый резерв. Для этой цели могут применяться различные методы. Такими методами могут быть: интервью и деловые игры, психологическое тестирование. По итогам данных мероприятий составляются личностно-психологические характеристики, вырабатываются рекомендации и делаются прогнозы.

Шаг 4. Формирование итоговых (или уточненных) списков сотрудников, зачисленных в кадровый резерв с точным указанием резервируемой должности.

Шаг 5. Утверждение списков приказом генерального директора организации.

Основные принципы и система работы с кадровым резервом

Основные задачи, решаемые в процессе подготовки сотрудников кадрового резерва:

  • Развитие необходимых качеств у сотрудника для работы на резервируемой должности.

  • Получение сотрудником нужных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения предполагаемых функций.

  • Получение сотрудником практического опыта применения своих знаний, умений, навыков в реальных условиях. Например, сотрудник может замещать руководителя во время отпуска, или пройти стажировку.

Для реализации этих целей в компании создается программа обучения, реализуемая внутренними или внешними силами.

Основными принципами обучения являются индивидуальность и практическая значимость.

То есть программа обучения должна учитывать специфику резервируемой должности, стаж и опыт работы каждого из сотрудников, их потребности и пожелания в плане профессионального роста.

На основе этих принципов обучения разрабатывается программа индивидуального развития сотрудника, которая может включать:

  • повышение квалификации;

  • получение второго высшего образования и МВА;

  • прохождение тренингов;

  • стажировку.

Документальное оформление работы с кадровым резервом

Вся работа с кадровым резервом, начиная с этапа планирования, должна регулироваться локальным нормативным актом.

Это может быть Положение о кадровом резерве. В нем следует прописать цели и задачи данного направления деятельности, порядок формирования резерва кадров, критерии отбора и организация работы с резервистами.

К данному документу в качестве приложений составляются образцы внутренних документов, например опросный лист для кандидата, форма обратной связи от его руководителя и прочие документы.

Назначение или перевод сотрудника из кадрового резерва следует оформлять обычным способом: с помощью приказов руководителя, внесения изменений в трудовые книжки и личные карточки.

Кадровый резерв на государственной гражданской службе

В Российской Федерации установлена многоуровневая система формирования кадрового резерва на гражданской службе с выделением следующих видов кадровых резервов:

  • федеральный кадровый резерв;
  • кадровый резерв федерального государственного органа;
  • кадровый резерв субъекта Российской Федерации;
  • кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Кадровый резерв федерального государственного органа представляет собой совокупность сведений о гражданский служащих (гражданах), признанных победителями конкурсного отбора для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности определенной категории и группы, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Основной целью формирования и использования кадрового резерва является своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами.

Кадровый резерв формируется с учетом поступивших в государственный орган заявлений от гражданских служащих и граждан. Общим правилом является включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса, в рамках которого оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений.

С учетом поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также — кадровый резерв), (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 №419-ФЗ).

Кадровый резерв формируется для замещения:

  1. вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  2. вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  3. должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Включение гражданского служащего (гражданина) в федеральный кадровый резерв оформляется правовым актом федерального государственного органа по управлению государственной службой, в кадровый резерв субъекта Российской Федерации — правовым актом государственного органа по управлению государственной службой субъекта Российской Федерации, а в кадровый резерв государственного органа — правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего.

На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.

Вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ.

Федеральным законом предусмотрены и иные основания для включения гражданских служащих в кадровый резерв. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона в кадровый резерв включаются гражданские служащие, освобожденные от замещаемой должности гражданской службы, служебный контракт с которыми приостановлен по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. В соответствии с ч. 10 ст. 58 Федерального закона гражданский служащий, освобожденный от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием, подлежит включению в кадровый резерв для замещения иной должности на конкурсной основе. В соответствии с ч. 16 ст. 48 Федерального закона, по результатам аттестации гражданских служащих аттестационная комиссия может рекомендовать гражданского служащего к включению в кадровый резерв для повышения в должности. В этом случае издается правовой акт (приказ, распоряжение) о включении гражданского служащего в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

Непосредственную работу с кадровым резервом государственного органа осуществляет кадровая служба государственного органа, так как формирование кадрового резерва, организация работы с кадровым резервом и его эффективное использование относится к содержанию кадровой работы.

Информация о кадровом резерве

Кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации

(основные понятия и определения)

Кадровый резерв государственного органа формируется представителем нанимателя на конкурсной основе из числа гражданских служащих (граждан).

Конкурс на включение в кадровый резерв государственного органа проводится конкурсной комиссией государственного органа в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации».

Включение в кадровый резерв

Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены.

Включение в кадровый резерв государственного органа производится:

— граждан — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

— граждан — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан;

— гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа;

— гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных гражданских служащих;

— гражданских служащих для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста — по результатам аттестации в соответствии с пунктом 1 части 16 статьи 48 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с согласия указанных гражданских служащих;

— гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», — по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих;

— гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 39 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с согласия указанных гражданских служащих.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа оформляется правовым актом государственного органа.

Сроки нахождения в кадровом резерве

Гражданский служащий (гражданин) включается в кадровый резерв государственного органа на срок от 2 до 5 лет с учетом группы должностей гражданской службы:

— для высшей группы должностей на 4 года;

— для главной и ведущей групп должностей на 3 года;

— для старшей и младшей групп должностей на 2 года.

По истечении указанных сроков, с учетом оценки уровня подготовки гражданского служащего (гражданина), руководителем государственного органа принимается решение о продлении срока нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве или об исключении из резерва.

Допускается однократное продление срока нахождения гражданских служащих (граждан) в кадровом резерве государственного органа.

Сведения о гражданских служащих (гражданах), включенных в кадровый резерв

Персональные данные о лицах, включенных в кадровый резерв государственного органа, относятся к сведениям конфиденциального характера и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданские служащие (граждане), включенные в кадровый резерв, обязаны уведомлять кадровую службу государственного органа об изменении (дополнении) сведений, относящихся к персональным данным, в течение 10 календарных дней с момента изменения (дополнения) указанных сведений.

К сведениям о гражданских служащих (гражданах), включенных в кадровый резерв государственного органа, относятся:

фамилия, имя, отчество;

число, месяц и год рождения;

образование (учебные заведения, которые окончил гражданский служащий или гражданин, год окончания, специальность и присвоенная квалификация по диплому);

замещаемая должность гражданской службы (должность и место работы гражданина);

стаж гражданской службы, стаж (опыт) работы по специальности;

дата проведения конкурса о включении гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв (отметка о включении в кадровый резерв вне конкурса);

должность гражданской службы, для замещения которой гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв;

сведения о профессиональной переподготовке, повышении квалификации или стажировке (наименование и номер соответствующего документа, программа и сроки обучения);

сведения об отказе от замещения вакантной должности гражданской службы с указанием причины;

сведения о назначении на вакантную должность гражданской службы (дата и номер соответствующего акта);

контактная информация.

Работа с кадровым резервом

Руководитель государственного органа осуществляет общее руководство и несет ответственность за работу с кадровым резервом в государственном органе. Организацию работы с кадровым резервом осуществляет кадровая служба государственного органа.

В целях обеспечения преемственности и передачи накопленного профессионального опыта за лицами, включенными в кадровый резерв, нормативным актом государственного органа закрепляются наставники из числа гражданских служащих категории «руководители».

Работа с лицами, включенными в кадровый резерв государственного органа, проводится в соответствии с индивидуальными планами подготовки.

Индивидуальный план подготовки:

составляется гражданским служащим (гражданином) при участии наставника не позднее чем через месяц после включения его в кадровый резерв;

подписывается гражданским служащим (гражданином), наставником, согласовывается с кадровой службой и утверждается руководителем государственного органа;

включает в себя обучение, практическую подготовку и составляется с учетом уровня профессиональной подготовки гражданского служащего (гражданина), основных задач и обязанностей, предусмотренных должностным регламентом по должности гражданской службы, на замещение которой он включен в кадровый резерв;

составляется на срок, предусмотренный для каждой категории должностей и оформляется в 3-х экземплярах, которые находятся у лица, включенного в кадровый резерв, его наставника и в кадровой службе государственного органа.

Индивидуальный план подготовки гражданского служащего составляется также с учетом его индивидуального плана профессионального развития.

Обучение лиц, включенных в кадровый резерв государственного органа, осуществляется в виде профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации. Обучение гражданских служащих, включенных в кадровый резерв государственного органа в порядке должностного роста, осуществляется в соответствии с государственным заказом на профессиональную переподготовку и повышение квалификации и (или) может быть предусмотрено в рамках реализации программы развития гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Обучение гражданских служащих, включенных в кадровый резерв другого государственного органа в порядке должностного роста, и граждан осуществляется за счет собственных средств и (или) может быть предусмотрено в рамках реализации программы развития гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

При работе с кадровым резервом государственного органа могут использоваться следующие формы приобретения практических навыков и умений:

временное исполнение обязанностей по должности гражданской службы, на которую гражданский служащий состоит в резерве, при условии замещения им должности гражданской службы в этом же государственном органе;

участие в мероприятиях мониторингового и/или экспертного характера;

подготовка совещаний, конференций, семинаров и участие в их работе.

Решение об исполнении обязанностей принимается представителем нанимателя и оформляется правовым актом государственного органа.

В случае продления срока нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве государственного органа его подготовка продолжается, а индивидуальный план дополняется соответствующими мероприятиями.

По результатам выполнения индивидуального плана подготовки наставник дает оценку уровню подготовки лица, включенного в кадровый резерв, готовит информацию по итогам наставничества и представляет ее в кадровую службу государственного органа.

Замещение вакантных должности гражданской службы из числа лиц, включенных в кадровый резерв

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя.

При отсутствии кадрового резерва на должность гражданской службы, при отказе лиц, включенных в резерв на замещение вакантной должности, она может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве государственного органа на иную должность, при условии его согласия и соответствия квалификационным требованиям, или замещается по конкурсу в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При отсутствии кадрового резерва на должности гражданской службы автономного округа, замещаемые без ограничения срока полномочий, категории «руководители», категории «специалисты», учрежденные для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций применительно к правовой, кадровой, организационной, административно-хозяйственной и планово-экономической деятельности, а также категории «обеспечивающие специалисты», учрежденной для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, замещаемые без ограничения срока полномочий, или отказе лиц, включенных в резерв на замещение данных должностей, вакантная должность может быть замещена лицом, состоящим в кадровом резерве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

Отсутствие письменного ответа от лица, состоящего в кадровом резерве, по истечении 7 календарных дней на предложение представителя нанимателя, признается отказом от замещения вакантной должности гражданской службы.

Исключение из кадрового резерва

Гражданский служащий (гражданин), включенный в кадровый резерв государственного органа, подлежит исключению из него в случае:

личного заявления гражданского служащего (гражданина) об исключении из кадрового резерва государственного органа;

назначения гражданского служащего (гражданина) на вакантную должность гражданской службы из кадрового резерва государственного органа или кадрового резерва автономного округа;

возникновения и (или) установления обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на гражданскую службу или прохождению гражданским служащим гражданской службы, предусмотренных статьей 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка, за который к нему применено дисциплинарное взыскание, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

достижения предельного возраста пребывания на гражданской службе;

сокращения должности гражданской службы, для замещения которой гражданин состоял в кадровом резерве государственного органа, в связи с упразднением государственного органа;

принятия аттестационной комиссией государственного органа в отношении гражданского служащего решения: «Не соответствует замещаемой должности гражданской службы»;

истечения срока пребывания в кадровом резерве;

увольнения гражданского служащего с гражданской службы по основаниям, установленным пунктами 13 — 15 части 1 статьи 33, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

смерти (гибели) либо признания гражданского служащего (гражданина) безвестно отсутствующим или объявления умершим на основании решения суда, вступившего в законную силу;

невыполнения по вине гражданского служащего (гражданина) индивидуального плана подготовки, в том числе в связи с отказом от прохождения профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации, без уважительных причин;

изменения квалификационных требований к должности гражданской службы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если в результате такого изменения гражданский служащий (гражданин) перестал им соответствовать.

Решение об исключении из кадрового резерва оформляется правовым актом государственного органа и в течение 1-го месяца со дня принятия акта доводится до сведения лица, исключенного из кадрового резерва.

Спорные вопросы, связанные с исключением гражданских служащих (граждан) из кадрового резерва, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Кадровый резерв Ханты-Мансийского автономного округа — Югры

Кадровый резерв Ханты-Мансийского автономного округа — Югры формируется уполномоченным государственным органом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по вопросам государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Депгосслужбы Югры) для замещения должностей гражданской службы высшей, главной и ведущей групп из гражданских служащих (граждан), включенных в кадровые резервы государственных органов.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв Ханты-Мансийского автономного округа — Югры оформляется правовым актом уполномоченного государственного органа Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по вопросам государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (Депгосслужбы Югры).

Кадровый резерв Ханты-Мансийского автономного округа — Югры может использоваться для замещения вакантных должностей гражданской службы автономного округа, замещаемых без ограничения срока полномочий, категории «руководители», категории «специалисты», учрежденных для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций применительно к правовой, кадровой, организационной, административно-хозяйственной и планово-экономической деятельности, а также должностей гражданской службы автономного округа категории «обеспечивающие специалисты», учрежденных для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов, с учетом квалификационных требований.

При появлении вакантной должности гражданской службы в государственном органе и в случае невозможности ее замещения из кадрового резерва государственного органа представитель нанимателя в целях получения сведений о гражданских служащих (гражданах), состоящих в кадровом резерве Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, необходимой категории и группы должностей гражданской службы и соответствующих квалификационным требованиям по вакантной должности, направляет в уполномоченный государственный орган запрос, содержащий информацию о наименовании вакантной должности с указанием структурного подразделения государственного органа и квалификационных требований по соответствующей должности.

В соответствии с запросом представителя нанимателя государственного органа уполномоченный государственный орган (Депгосслужбы Югры) осуществляет отбор и представление сведений о кандидатах, соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантным должностям гражданской службы в зависимости от категории и группы должностей, в срок не более 15 дней с даты поступления такого запроса.

Представитель нанимателя государственного органа в течение 10 дней после получения сведений о кандидатах организует и проводит собеседование для выявления кандидатуры, отвечающей предъявляемым квалификационным требованиям, с целью назначения на вакантную должность.

Копия правового акта государственного органа о назначении кандидата на должность гражданской службы из кадрового резерва Ханты-Мансийского автономного округа — Югры представляется в уполномоченный государственный орган (Депгосслужбы Югры) в трехдневный срок со дня издания такого акта.

Если в результате проведения собеседования не были выявлены кандидаты, отвечающие квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, либо кандидаты отказались от предложенной должности гражданской службы, представитель нанимателя принимает в течение 5 дней решение о проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы в установленном порядке.

Отсутствие письменного ответа от лица, состоящего в кадровом резерве, по истечении 7 календарных дней на предложение представителя нанимателя, признается отказом от замещения вакантной должности гражданской службы.

Исключение гражданского служащего (гражданина) из кадрового резерва Ханты-Мансийского автономного округа — Югры производится уполномоченным государственным органом на основании представленной копии правового акта государственного органа об исключении из кадрового резерва.

Сколько можно находиться в кадровом резерве? И что будет когда этот срок подойдет к концу?

Гражданский служащий (гражданин) включается в кадровый резерв государственного органа на срок от 2 до 5 лет с учетом группы должностей гражданской службы:

— для высшей группы должностей на 4 года;

— для главной и ведущей групп должностей на 3 года;

— для старшей и младшей групп должностей на 2 года.

По истечении указанных сроков, с учетом оценки уровня подготовки гражданского служащего (гражданина), руководителем государственного органа принимается решение о продлении срока нахождения гражданского служащего (гражданина) в кадровом резерве или об исключении из резерва.

Допускается однократное продление срока нахождения гражданских служащих (граждан) в кадровом резерве государственного органа.

Гражданские служащие (граждане), включенные в кадровый резерв, обязаны уведомлять кадровую службу государственного органа об изменении (дополнении) сведений, относящихся к персональным данным, в течение 10 календарных дней с момента изменения (дополнения) указанных сведений.

Руководитель государственного органа осуществляет общее руководство и несет ответственность за работу с кадровым резервом в государственном органе. Организацию работы с кадровым резервом осуществляет кадровая служба государственного органа.

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 10

Замещение должностей государственной гражданской службы из кадрового резерва

Действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, по мнению авторов, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.

Как известно, основным способом замещения должностей государственной гражданской службы является конкурс. Именно конкурс позволяет выбрать из числа претендентов на замещение вакантной должности наиболее достойных и наиболее способных к реализации сложных задач управления государством. «Основное преимущество конкурса — возможность участия в нем неограниченного круга лиц (не менее двух, имеющих объявленные данные для занятия данной должности), открытость, гласность, голосование, равный доступ граждан к государственной службе» . А.В. Гусев также отмечает, что «конкурс — это наиболее демократический источник пополнения государственного аппарата «свежими» кадрами, препятствующий превращению системы государственной службы в замкнутую бюрократическую систему» .

На основе конкурса

Конкурсный порядок замещения должностей был предусмотрен еще Федеральным законом от 31.07.1995 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (далее — Закон об основах государственной службы) <1>. Однако на практике конкурс в государственных органах проводился крайне редко . Можно согласиться с А.В. Гусевым, что во многом это было вызвано тем, что какой-либо ответственности за игнорирование требований Закона о проведении конкурса для руководителей государственных органов не устанавливалось. Не предусматривалось негативных последствий и для граждан, поступивших на службу с нарушением конкурсного порядка .

<1> Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Действующий Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 18.07.2009, далее — Закон N 79-ФЗ) в ст. 22 закрепил положение, согласно которому поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по общему правилу по результатам конкурса. В то же время ч. 2 и 3 ст. 22 Закона N 79-ФЗ содержат целый ряд исключений из этого правила. Одним из таких случаев является замещение вакантной должности лицом, находящимся в кадровом резерве.

Прежний Закон об основах государственной службы такого положения не содержал, однако оно было предусмотрено Положением о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности федеральной государственной службы, утв. Указом Президента РФ от 29.04.1996 N 604 (далее — Положение о проведении конкурса 1996 г.) <2>. Нужно сказать, что данное исключение из общего правила замещения должности государственной службы по конкурсу прошло все судебные инстанции, включая Конституционный Суд РФ. Попытаемся на конкретном примере разобраться, в чем заключается суть проблемы.

<2> Документ утратил силу.

Спорная ситуация

Архипов В. обратился в Верховный Суд РФ с требованием о признании недействующим (незаконным) п. 3 Положения о проведении конкурса 1996 г. Указанным нормативным актом было установлено, что конкурс в государственном органе объявляется при наличии вакантной государственной должности и отсутствии резерва государственных служащих для ее замещения. Другими словами, при наличии кадрового резерва конкурс не проводился. В этой связи Архипов В. ссылался на то, что оспариваемый пункт Положения в части названных слов не соответствует Закону об основах государственной службы и нарушает его право на доступ к государственной службе.

Верховный Суд РФ принял во внимание, что конкурс на замещение вакантной должности проводится в целях обеспечения равного доступа граждан к федеральной государственной службе и повышения профессионального уровня федеральных государственных служащих. В этой связи Законом об основах государственной службы было установлено, что все претенденты должны назначаться на должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» по результатам конкурса. Нужно заметить, что первоначально каких-либо исключений для назначения претендентов из числа кадрового резерва на государственные должности государственной службы указанных групп категории «В» установленный Законом порядок не содержал.

С учетом этих обстоятельств Верховный Суд РФ пришел к выводу о том, что оспариваемый пункт Положения в части указанных слов, как противоречащий федеральному закону, подлежит признанию недействующим, и требования Архипова В. удовлетворил (Решение ВС РФ от 21.10.2003 N ГКПИ03-1131).

Однако уже Кассационная коллегия Верховного Суда РФ это Решение отменила (Определение ВС РФ от 27.11.2003 N КАС03-559). Аргументация была следующая: согласно абз. 4 п. 7 ст. 21 названного выше Федерального закона, назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы. Из содержания приведенной нормы следует вывод, что она регулирует порядок назначения на государственные должности названных групп категории «В» граждан, которые впервые или вновь поступают на государственную службу, позволяя им посредством конкурса реализовать свое право на равный доступ к федеральной государственной службе, а государственному органу — отобрать для государственной службы граждан, обладающих необходимыми нравственными и профессиональными качествами.

Федеральный закон, по мнению Суда, установив конкурсный порядок поступления на государственную службу, не определил порядок замещения вышестоящей должности государственной службы государственными служащими, включенными в кадровый резерв на выдвижение на вышестоящие должности. Президент РФ, действуя в пределах своей компетенции, восполнил этот пробел, установив в Положении 1996 г. такое условие проведения конкурса, как отсутствие резерва государственных служащих для замещения вакантных государственных должностей 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В».

Дело в итоге дошло и до Конституционного Суда РФ, который сформулировал по нему следующую правовую позицию (Определение от 18.06.2004 N 198-О).

Позиция Конституционного Суда

Статья 32 (ч. 4) Конституции РФ, закрепляя право российских граждан на равный доступ к государственной службе, не устанавливает порядка и условий, обеспечивающих реализацию данного конституционного права. Регулирование этих вопросов осуществляется законодателем.

Предусмотренный оспариваемым положением порядок назначения на основе конкурсного отбора на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» не препятствует участию в конкурсе любого из претендентов на эти должности, отвечающего предъявляемым законом требованиям, и тем самым создает им равные возможности для реализации права, провозглашенного в ст. 32 (ч. 4) Конституции РФ.

Между тем конкурс не является единственным условием для замещения вакантных государственных должностей государственной службы. Они могут быть замещены и путем перевода государственных служащих с учетом их профессионализма и компетентности с одной государственной должности на другую, что не может расцениваться как нарушение равенства в доступе к государственной службе.

Таким образом, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что конкурсный отбор на замещение вакантной должности государственной службы предусмотрен Законом об основах государственной службы в отношении граждан, впервые или вновь поступающих на государственную службу. Те же лица, которые уже состоят на государственной службе, вправе по своему желанию участвовать в конкурсе на замещение иной должности государственной службы.

В этой связи указанный выше Закон не исключал и иных (помимо конкурса) возможностей замещения должности государственной службы в порядке должностного роста. Например, государственный служащий по решению представителя нанимателя мог быть переведен на вышестоящую должность.

Новеллы законодательства

На наш взгляд, основной и принципиальной новеллой Закона N 79-ФЗ в части способов формирования кадрового состава гражданской службы является распространение конкурсной процедуры, в т.ч. на переводы в порядке должностного роста. Исходя из буквального понимания ст. 22 указанного Закона, замещение любой должности государственной гражданской службы как впервые, так и лицом, уже состоящим на гражданской службе, осуществляется исключительно по результатам конкурса. Нужно сказать, что в следующем Положении о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 (далее — Положение о конкурсе 2005 г.), также предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан России на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе. Это наглядно свидетельствует, что перевод гражданского служащего на вышестоящую должность по общему правилу должен быть опосредован процедурой конкурсного отбора.

Вместе с тем не следует думать, что означенная выше проблема утратила свою актуальность в связи с принятием Закона N 79-ФЗ. В числе прочих исключений из процедуры конкурсного отбора на должность гражданской службы Закон прямо называет замещение такой должности лицом, состоящим в кадровом резерве. Статья 64 Закона N 79-ФЗ закрепляет правило, согласно которому вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. И только при отказе гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу.

Правда, здесь нужно отметить, что с принятием Закона N 79-ФЗ ситуация с бесконкурсным назначением резервистов несколько изменилась в связи с тем, что сам кадровый резерв теперь формируется на конкурсной основе. Однако полностью проблему считать решенной нельзя. Дело в том, что наряду с формированием кадрового резерва на конкурсной основе (что по замыслу законодателя должно быть общим правилом) действующим законодательством предусмотрен и внеконкурсный порядок включения гражданского служащего или гражданина в кадровый резерв. В связи с этим некоторые авторы высказывают обоснованное опасение, что на практике начнут формироваться специализированные резервы, которые будут существовать параллельно с декларативным кадровым резервом государственного органа для замещения должности гражданской службы, формируемым по результатам конкурса. «В этом угадывается апробированный уже чиновниками прием сведения на нет конституционной гарантии граждан на равный доступ к государственной службе… Специализированным резервом «в порядке должностного роста» будет очередной раз легализовано квазиконкурсное (читай — келейное) назначение на вакантные государственные должности чиновников-резервистов, которые неизвестно (естественно, для общественности) когда и каким образом прошли конкурсный отбор» .

Без конкурса

Выше мы уже упоминали случаи, когда вакантная должность государственной гражданской службы замещается без проведения конкурсной процедуры. Очевидно, что в этих случаях не проводится и конкурс на включение соответствующего гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв. Например, это в полной мере должно относиться к случаям ликвидации государственного органа или сокращения должностей (ст. 31 Закона N 79-ФЗ), а также к гражданским служащим, неспособным выполнять свои обязанности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ст. 28).

Необходимо учитывать и положения ст. 39 Закона N 79-ФЗ, согласно которой служебный контракт приостанавливается по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, с освобождением гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, оставлением его в соответствующем реестре гражданских служащих и включением в кадровый резерв.

Помимо этого, согласно ст. 48 Закона N 79-ФЗ, по результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией может быть принято решение о том, что гражданский служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. В этом случае в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста. Очевидно, что такой гражданский служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации вне конкурса. Как нам представляется, этот последний случай внеконкурсного формирования кадрового резерва, что называется, выпадает из общего ряда. Действительно, только в этом случае гражданский служащий включается в кадровый резерв без конкурса для замещения вышестоящей должности государственной гражданской службы.

Мысль законодателя в данном случае вполне понятна: задача аттестационной комиссии в том и заключается, чтобы выяснить, способен ли гражданский служащий замещать ту или иную должность государственной службы. Однако не следует забывать, что конкурс — это не только «особая процедура подбора кадров на вакантные государственные должности в соответствии с решением государственной конкурсной комиссии» , но и организационно-правовая форма «реализации конституционного права равного доступа граждан к государственной службе, состоящая в особом порядке отбора кандидатур на вакантные должности государственной службы» . Нужно сказать, что ранее действовавшим Законом об основах государственной службы было прямо предусмотрено, что конкурс на замещение вакантной государственной должности государственной службы обеспечивает право граждан на равный доступ к государственной службе. В действующем Законе такое указание отсутствует. Статья 22 Закона N 79-ФЗ лишь устанавливает, что конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы. Между тем, согласно Положению о конкурсе 2005 г., конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы обеспечивает конституционное право граждан на равный доступ к государственной службе, а также право государственных гражданских служащих на должностной рост на конкурсной основе.

Совершенно очевидно, что конкурс преследует две задачи: во-первых, обеспечивает право на равный доступ к государственной службе и, во-вторых, способствует повышению профессионального уровня гражданских служащих.

Цель же аттестации несколько иная: она проводится для определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава государственной гражданской службы РФ, повышению профессионального уровня гражданских служащих, решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на замещение должности гражданской службы при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе, а также вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда гражданских служащих.

Другими словами, отождествлять эти процедуры нельзя, поскольку, в отличие от конкурса, аттестация не преследует цели обеспечения равного доступа граждан к государственной службе. В этой связи нам представляется недопустимым бесконкурсное включение в кадровый резерв на замещение вышестоящей должности гражданских служащих по результатам аттестации. На наш взгляд, особый, бесконкурсный порядок формирования кадрового резерва допустим только в качестве государственной гарантии гражданскому служащему, с целью сохранения за ним при наличии уважительных обстоятельств соответствующей должности гражданской службы.

Формирование кадрового резерва

Иначе говоря, наличие двух способов формирования кадрового резерва (конкурсного и внеконкурсного) должно быть обусловлено двумя целями, для которых он создается. В одном случае это поступление на гражданскую службу либо замещение иной должности гражданской службы в порядке должностного роста, что предполагает конкурсный порядок формирования. В другом — предоставление гражданскому служащему социальных гарантий в виде сохранения за ним должности гражданской службы при наличии предусмотренных законом обстоятельств. В этом последнем случае включение в кадровый резерв должно производиться без проведения конкурса.

По этому же принципу должна формироваться и структура кадрового резерва. Закон N 79-ФЗ вообще не содержит положений о структуре кадрового резерва. Между тем в зависимости от цели включения гражданского служащего в кадровый резерв подобная структура явно напрашивается.

Таким образом, действующее законодательство действительно содержит предпосылки создания специализированных кадровых резервов, которые формируются на бесконкурсной основе. Более того, в некоторых субъектах РФ они уже существуют на практике.

На наш взгляд, наличие такой «лазейки» в законе, возможности обойти процедуру конкурсного отбора на замещение вакантной должности государственной службы во многом связано с неверным толкованием положений Закона N 79-ФЗ. В самом деле, согласно ст. 22 указанного Закона, конкурс на замещение должности гражданской службы не проводится в случае назначения на эту должность гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Аналогичное положение закрепляется и в ст. 64: вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Таким образом, буквальное толкование ст. ст. 22 и 64 позволяет сделать вывод, что назначение на должность государственной гражданской службы гражданина или гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве, вне конкурса возможно только в том случае, если сам резерв был сформирован на конкурсной основе. Иными словами, если имело место включение гражданина в кадровый резерв без проведения конкурсной процедуры, то его назначение на вакантную должность гражданской службы должно осуществляться по результатам открытого конкурса.

Можно привести пример и еще одной нормы Закона N 79-ФЗ, которая косвенно подтверждает этот вывод. В соответствии с ч. 10 ст. 58 «при освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе». На наш взгляд, эта норма достаточно однозначно свидетельствует, что, во-первых, на гражданской службе могут формироваться два вида резервов, во-вторых, в определенных случаях и при замещении вакантной должности государственной гражданской службы служащим, состоящим в кадровом резерве, должен проводиться конкурс.

Как нам представляется, подобный подход позволит устранить возможность келейного формирования кадрового состава государственной службы и обеспечить реализацию гарантированного Конституцией РФ права равного доступа к государственной службе.

Закрытый конкурс

Наконец, нельзя обойти вниманием и еще одну проблему, связанную с назначением на вакантную должность государственной службы гражданского служащего, состоящего в кадровом резерве. Следуя элементарной логике, гражданские служащие, которые включаются в кадровый резерв для замещения вакантных должностей в порядке должностного роста, должны ранжироваться в зависимости от категории должности, на которую они могут претендовать. В разных субъектах РФ этот вопрос решается различным образом.

Пример. Так, Временное положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе в исполнительных органах государственной власти Астраханской области (утв. Постановлением губернатора Астраханской области от 21.04.2009 N 179) устанавливает различные требования для включения в состав кадрового резерва на замещение должностей различных категорий и групп.

Положение о кадровом резерве на государственной гражданской службе Ставропольского края (утв. Постановлением губернатора Ставропольского края от 25.07.2008 N 596) предусматривает, что резерв формируется с учетом конкретных должностей, причем на каждую должность гражданской службы в кадровый резерв органа государственной власти подбирается, как правило, не более двух кандидатов.

Между тем согласно ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя гражданским служащим (гражданином), состоящим в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. При отказе гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, от предложенной должности вакантная должность замещается по конкурсу. Возникает вопрос: как в этом случае будет решаться вопрос выбора из нескольких претендентов на замещение должности гражданской службы, состоящих в кадровом резерве? Здесь возможны два варианта: либо решение этого вопроса относится на усмотрение представителя нанимателя, либо должен проводиться отдельный конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы среди лиц, состоящих в кадровом резерве.

Исходя из формулировки ч. 7 ст. 64 Закона N 79-ФЗ (вакантная должность гражданской службы замещается по решению представителя нанимателя), более правильным с точки зрения закона представляется первый вариант. Однако подобный подход представляется нам недопустимым с позиции обеспечения равного доступа к государственной службе, поскольку всецело основан на усмотрении представителя нанимателя. На наш взгляд, необходимо предусмотреть в данном случае проведение закрытого конкурса между гражданскими служащими, претендующими на замещение соответствующей должности.

Таким образом, действующее в настоящее время законодательство о государственной гражданской службе допускает достаточно серьезные и не всегда, на наш взгляд, обоснованные отступления от конкурсного порядка замещения должностей при замещении их из кадрового резерва.

Литература

1. Белов В.К., Воронов А.Ф., Голенко Е.Н. и др. Военное право: Учеб. М., 2004.

2. Гусев А.В. Российская государственная гражданская служба: проблемы правового регулирования. Екатеринбург, 2005. С. 186.

3. На госслужбу — по конкурсу: интервью с помощником Президента РФ В.П. Щановым // Российская газета. 2005. 3 февр.

4. Архипов В. Государственные вакансии и келейный отбор // Бизнес-адвокат. 2005. N 5.

5. Ноздрачев А.Ф. Учебник для подготовки государственных служащих. М.: Статут, 1999. С. 386.

М.Пресняков

К. ф. н.,

Кадровый резерв

Для повышения эффективности государственного управления, ускорения социально-экономического развития России нужны новые кадры, ориентированные на удовлетворение интересов всего общества и каждого гражданина. Сотрудники государственного аппарата управления остаются главным рычагом реформирования государственной службы. От уровня их компетентности, профессиональных знаний, готовности к трудовой деятельности, внутренней заинтересованности в результатах работы, высокой мотивации труда зависит качество принятия управленческих решений. В категорию кадровых технологий управления развитием персонала можно включить систему служебно-профессионального продвижения — управление карьерой, организацию обучения, формирование кадрового резерва.

Наиболее интересной на данном этапе реформирования системы государственной службы РФ является технология кадрового резерва.

Кадровый резерв — это специально сформированная на основе установленных критериев группа перспективных государственных служащих, обладающих необходимым для выдвижения профессиональными, деловыми и морально-психологическими качествами, положительно проявивших себя на занимаемых должностях, прошедших необходимую подготовку и предназначенных для замещения очередных должностей.

Статья 17 Федерального закона РФ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации» №58-ФЗ говорит о том, что «для замещения должностей государственной службы создаются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в государственном органе субъекта Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» «с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации и поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации» (пункт 1 статьи 64).

Кадровый резерв должен формироваться на конкурсной основе, т. е., с применением описанной технологии конкурса, поскольку согласно закону о государственной гражданской службе вакантные должности могут замещаться из кадрового резерва. Он может быть: ближний, среднесрочный, дальний (стратегический), открытый — закрытый, обезличенный или на конкретную должность.

В кадровый резерв государственной службы включаются молодые, компетентные, профессионально грамотные, перспективные чиновники, работающие как в центре, так и в регионах.

Кадровый резерв формируется для замещения:

  • 1) вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • 2) вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • 3) должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой гражданского служащего осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации — пункт 3 статьи 64 Федерального закона РФ №79-ФЗ.

В системе государственной службы кадровый резерв выполняет следующие функции: развития, регулирования, стабилизации, непрерывности действия государственного аппарата.

Работа по созданию системы кадрового резерва должна быть тесно связана с составлением реестров должностей гражданской службы — реестра должностей федеральной гражданской службы, гражданской службы субъектов Российской Федерации, сводного реестра должностей.

Включение государственного служащего или гражданина в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона РФ №79-ФЗ.

Включение в кадровый резерв оформляется правовым актом уполномоченного государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело и иные документы, подтверждающие профессиональную деятельность государственного служащего. На основе федерального кадрового резерва, кадрового резерва субъектов Российской Федерации, кадрового резерва федеральных государственных органов и кадрового резерва государственных органов субъектов Российской Федерации федеральным государственным органом по управлению государственной службой формируется Сводный кадровый резерв Российской Федерации для замещения вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации — пункт 6 статьи 64 Федерального закона РФ №79-ФЗ.

По решению представителя наниматели вакантные должности замещаются служащими, состоящими в кадровом резерве. Государственный служащий вправе отказаться от предложено вакансии. В этом случае вакантная должность замещается по конкурсу.

Эти положение закреплены на федеральном уровне, в федеральном законе РФ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ и в Федеральном законе РФ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

На уровне субъекта — в данном случае Тверской области — законодательно также закреплены положения о создании кадрового резерва. Закон Тверской области от 21 июня 2005 г., №89-ЗО «О государственной гражданской службе Тверской области» в статье 26 также описывает процедуру создания кадрового резерва на уровне субъекта федерации: «К кадровому резерву гражданской службы относится кадровый резерв Тверской области и кадровый резерв государственного органа», «кадровый резерв формируется на должности категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты», «обеспечивающие специалисты» для замещения вакантной должности гражданской службы:

  • 1) в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • 2) в ином государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего;
  • 3) в государственном органе гражданином, поступающим на гражданскую службу впервые;
  • 4) других случаях, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Кадровый резерв формируется на конкурсной основе из числа гражданских служащих и граждан…», «кадровые резервы государственных органов образуют в совокупности кадровый резерв Тверской области», «включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв Тверской области и исключение из кадрового резерва Тверской области оформляется правовым актом государственного органа по управлению государственной службой, а в кадровый резерв (из кадрового резерва) государственного органа — правовым актом государственного органа с внесением соответствующей записи в личное дело гражданского служащего и иные документы, подтверждающие служебную деятельность гражданского служащего», «гражданский служащий (гражданин) может быть одновременно включен в несколько кадровых резервов».