Как проходит аккредитация вуза

Государственная аккредитация

Государственная аккредитация – это процедура подтверждения соответствия образовательной деятельности по основным образовательным программам профессионального образования на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Государственная аккредитация рассматривается как государственная услуга и проводится федеральным государственным органом, исполняющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки). Государственная аккредитация носит заявительный характер, но является обязательной для всех образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. Результатом прохождения государственной аккредитации является выдача образовательной организации свидетельства о государственной аккредитации сроком на 6 лет. В случае выявление нарушений (отклонений) от требований ФГОС, Рособрнадзор имеет право выдачи предписаний, проведения внепланового федерального государственного контроля качества образования, а также на приостановление или отказ в государственной аккредитации. Этот факт доводится до сведения учредителя, региональных органов исполнительной власти и органов прокуратуры.

Этапы развития государственной аккредитации

Государственная аккредитация учреждений образования была впервые прописана в Федеральном законе «Об образовании» в 1992 году. Россия была одной из первых стран в европейской части континента, которая ввела аккредитацию образовательных учреждений и разработала собственную технологию оценки качества образования, основываясь на опыте США. В структуре Комитета по высшей школе Миннауки Российской Федерации (далее — Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Министерство образования РФ) на базе Государственного центра аккредитации и аттестации Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы было создано Управление лицензирования, аккредитации и нострификации (начальник Управления Кушель А.А.). Первое аккредитационное агентство — Национальное акккредитационное агентство в сфере образования (Росаккредагентство) — было создано 18 апреля 1995 года в г. Йошкар-Ола Приказом Госкомитета по высшей школе.

Первый этап становления и развития системы аккредитации, с 1995 по 2004 год, сопровождался большой исследовательской и проектной работой. В начале 90-х годов в соответствии с законодательством система аккредитации формировалась как инструмент государственной регламентации деятельности вузов и имела институциональную форму , т.е. в форме оценки деятельности вуза в целом и установления государственного аккредитационного статуса по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет). Целью введения государственной аккредитации было сохранение единого образовательного пространства страны. В ее задачи входило: разработать технологию оценки, единую для всех вузов, независимо от формы собственности, территориального расположения, профильной специфики. Учитывая размеры страны и ограниченность ресурсов, разрабатывались методы оценки, основанные на современных информационных технологиях, в частности, технологии сбора, анализа и использование статистической информации о деятельности всех вузов России для определения критериев оценки, установленных на основе объективных данных. С этой целью в 1996 году был создан Центральный банк данных государственной аккредитации (ЦБД ГА), в который ежегодно все вузы России представляли информацию в определенном формате Модуля сбора данных.

Государственная аккредитация на первом этапе носила добровольный заявительный характер и имела важный для вуза мотивационный механизм: при прохождении государственной аккредитации вуз получал право на выдачу своим выпускникам диплома государственного образца и право пользования печатью с государственной символикой, студенты – право на отсрочку воинской службы. При прохождении государственной аккредитации вуз мог подтвердить, установить (для негосударственных вузов) или изменить свой государственный аккредитационный статус, например, из института стать академией или университетом при условии соответствия критериям аккредитации.

Государственная аккредитация наряду с процедурой сбора информации, которая сравнивалась с результатами других вузов и критериями аккредитации, включала также процедуру внешней экспертизы деятельности вуза: учебной, научной, воспитательной работы, квалификацию научно-педагогических кадров, достаточность учебных ресурсов, возможности продолжения образования. Для этого формировались экспертные комиссии в составе до 10 человек, представители федеральных и региональных органов управления образованием, других образовательных учреждений.

На втором этапе с 2004 по 2009 годы все более явное влияние на систему оценки высшего образования стал оказывать Болонский процесс . Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году, тем самым взяв на себя обязательства гармонизировать высшее образование (и систему гарантии его качества) в соответствии с принципами формирования Европейского образовательного пространства.

В 2005 году были введены механизмы прямого измерения успеваемости студентов (Федеральный интернет-экзамен в сфере профессионального образования) и обратной связи (интернет-анкетирование студентов). Принцип информационной открытости получил реализацию в создании интернет-ресурсов для общественности и абитуриентов, периодических изданий, посвященных вопросам качества образования (например, журнал «Аккредитация в образовании»), и в проведении широких консультаций и семинаров для академической общественности. С 2006-го года начал формироваться институт экспертной оценки как система подготовки и сопровождения экспертов, принимающих участие в аккредитации (Гильдия экспертов в сфере профессионального образования). Процедуры государственной аккредитации были адаптированы в соответствии со Стандартами и рекомендациями для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования (ESG) для внутривузовских и внешних систем гарантии качества образования и аккредитационных агентств. Росаккредагентство прошло все необходимые процедуры самообследования и внешней международной экспертизы (2005-2008 г.г.), и в 2009-м году получило статус полного члена Европейской Ассоциации гарантии качества высшего образования ENQA.

2010 год – начало третьего этапа государственной аккредитации , который связан с изменениями государственной образовательной политики, демографическими и экономическими причинами. Для государственной аккредитации были изменены цели (усиление контроля в сфере образования и защита от некачественного образования), технология (оценка отдельным экспертом каждой отдельной укрупненной группы образовательных программ), принятие решения и последствия. Предметом оценки в процедуре государственной аккредитации в настоящее время является образовательная программа на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта, что изменило институциональную форму оценки на программную. Вуз уже не имеет возможности изменить статус при аккредитации — новый статус (категория) федерального, национального исследовательского университета устанавливается Правительством. Возросла ответственность за нарушения: факт не прохождения образовательной программой государственной аккредитации доводится до сведения учредителя и органов прокуратуры.

Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация – это процедура оценки и признания качества образовательных программ профессионального образования на соответствие требованиям профессиональных стандартов и рынка труда, проводится профессиональными и общественными организациями на добровольной основе. Понятие общественной аккредитации появилось в Федеральном законе «Об образовании» 1992 года, ее могли проходить образовательные учреждения, но она не предполагала каких-либо обязательств со стороны государства. Первые аккредитационные агентства по общественной и профессионально-общественной аккредитации: Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России (АЦ АИОР), создан в 2002 году на базе Томского политехнического университета; Агентство по контролю качества и развитию карьеры, создано в 2004 году на базе НОУ «Университет Синергия». Мощным стимулом к развитию профессионально-общественной аккредитации стали появление Указа Президента РФ в мае 2009 года , содержащего прямое указание формирования и активизации процедур профессионально-общественной аккредитации, а также Указы Президента РФ 2012 года, конкретизирующие постановку такой задачи и стимулирующие создание независимых систем оценки для сфер социальных услуг: образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты. В декабре 2012 года новый закон «Об образовании в Российской Федерации» ввел новые инструменты оценки качества образования, четко разграничив сферы ответственности государства и общественных структур. Активизировалась деятельность действующих в стране и появление новых аккредитационных агентств: в 2009 году создан Национальный центр профессионально-общественной аккредитации, 2010-м – два аккредитационных агентства Ассоциации юристов России и Ассоциации юридических вузов. В отличие от государственной аккредитации задачей общественных механизмов оценки является повышение качества образования, стимулирование развития учреждений образования, признание их достижений на национальном и международном уровне.

Международная аккредитация

Международная аккредитация нашла отражение в Программах развития отдельных федеральных и национальных исследовательских вузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ. Международная аккредитация рассматривается как процедура оценки и признания образовательных программ профессионального образования на соответствие международным стандартам и международным правилам ее проведения, утвержденным международной организацией (ассоциацией) и проводимой агентством, официально признанном такой международной организацией. Для стран-участниц Болонского процесса стандарты и правила прохождения аккредитации утверждены Конференцией министров образования в 2005 году (вторая версия — в 2015 году) в документе «Стандарты и рекомендации для гарантии качества в европейском пространстве высшего образования» ESG, который разработан Европейской ассоциацией гарантии качества в высшем образовании (ENQA), Европейской ассоциацией университетов (EUA), Европейской ассоциацией учреждений высшего образования (EURASHE), Ассоциацией Международное образование (EI), Европейской ассоциацией бизнесс-структур (BUSINESS-EUROPE), Европейской ассоциацией студентов (ESU) и Европейским реестром грантии качества (EQAR).

«ESG применимы ко всем вузам и агентствам гарантии качества в Европе, независимо от их структуры, функции, величины и страны, в которой они находятся. ESG не носят предписывающий характер и признают важность независимости вузов и агентств внутри национальных систем…», — отмечено в Аналитическом докладе «Европейское пространство высшего образования в 2015 году. Болонский процесс».

Реестр официально признанных аккредитационных агентств (Европейский реестр гарантии качества EQAR) создан в 2008 году по поручению Конференции министров. В 2015 году официальную регистрацию в EQAR прошли Национальный центр профессионально-общественной аккредитации и Агентство по контролю и развитию карьеры. Декларация IV Болонского Политического форума содержит соглашение:»…мы определяем следующие приоритеты: …Развитие сотрудничества в гарантии качества с целью укрепления взаимного доверия между нашими системами образования и их квалификациями. Мы будем поощрять вступление агентств гарантии качества стран-участниц в Европейский реестр агентств гарантии качества (EQAR)».

Примечания

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  2. Мотова Г.Н., Наводнов В.Г., Куклин В.Ж., Савельев Б.А. Системы аккредитации за рубежом. – М. 1998. – 180 с.
  3. Аккредитация высших учебных заведений в России: учебное пособие/ В.Г. Наводнов, Е.Н. Геворкян, Г.Н. Мотова, М.В. Петропавловский. – Йошкар–Ола: Марийский государственный технический университет, 2008. – 166 с.
  4. Геворкян, Е.Н., Мотова Г.Н. Болонский процесс и сотрудничество в области обеспечения качества образования: опыт Российской Федерации. / Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С.150–165
  5. The Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area
  6. Наводнов В.Г., Мотова Г.Н. Практика аккредитации в системе высшего образования России // Высшее образование в России, 2015 — № 5. — С.12-20.
  7. Указ Президента РФ от 26 мая 2009 г. N 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации»
  8. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
  9. The European Higher Education Area in 2015. Bologna Process. Implementation Report
  10. Statement of the Fourth Bologna Policy Forum/ Yerevan, 14-15 May 2015
  11. European Approach for Quality Assurance of Joint Programmes

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в ВУЗах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.

На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого ВУЗа (колледжа, школы)

Однако, часто руководство подобных организаций, на спешат уведомить об этом своих студентов и продолжают вести образовательную деятельность. Более того, они продолжают набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.

Для того, чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе ВУЗа при поступлении — первое, на что должны обращать внимание поступающие — это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что она не может быть отозвана. Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем 1 раз в три года (это надо иметь ввиду). Но при возникновении жалоб и обращений — частота проверок не ограничена.

Основные моменты, на которые следует обращать внимание:

  • Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
  • Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
  • Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться. В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.

Государственная аккредитация – это подтверждение возможности данного учебного заведения соответствовать образовательным стандартам государственного образца.

Вузы получают аккредитацию после проведения экспертизы качества образования первого выпуска по каждой образовательной программе. Аккредитационную экспертизу проводит комиссия Рособрнадзора. Заключения комиссии рассматриваются на Аккредитационной коллегии.

По каждой образовательной программе выносится решение: аккредитовывать или отказать в аккредитации.

При положительном решении вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации на определенный срок, обычно на 6 лет.

Свидетельство о государственной аккредитации, так же как и лицензия, имеет приложение, одно или несколько, в которых указаны аккредитованные направления подготовки.

Что дает аккредитация?

  • право на выдачу диплома государственного образца,
  • право на предоставление отсрочки от армии.

Важно: вуз не может гарантировать студентам получение аккредитации, так как это решение зависит от государственных органов.

Обращайте внимание на наличие в приложении к свидетельству о государственной аккредитации направления подготовки, по которой Вы хотите обучаться.

Также обращайте внимание на срок действия аккредитации, чтобы этот срок не истекал до момента завершения Вашего обучения в вузе.

Ну и, наконец, пользуйтесь дополнительными источниками оценки деятельности ВУЗа — отзывами о данном учебном заведении. При этом Вас должно насторожить, если отзывы на каком-то сайте только положительные. Скорее всего, они не соответствуют действительности.

Пользуйтесь надежными источниками, в которых публикуются острые, компетентные и реальные отзывы. Только от такой информации будет реальная польза!

Как проверить наличие лицензии и аккредитации учебного заведения?

1. Все образовательные учреждения, законно ведущие свою деятельность, располагают сведения о лицензии и аккредитации на своем сайте на видных местах. Проверить такую информацию не составляет труда, т.к. все документы пред Вами в наличии.

2. При отсутствии таких документов на сайте или в случае, если Вы сомневаетесь в их подлинности, проверить наличие или отсутствие лицензии можно на странице СВОДНОГО РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ Рособрнадзора.

3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам )

Источник: https://obrmos.ru/dop/news/dop_news_prov.html

Аккредитация и лицензирование вузов

Даже если сегодня с документами у выбранного вами вуза всё в порядке, ситуация может измениться. Она меняется ежегодно. Когда вуз только открывается, он проходит процедуру первичного лицензирования и получает право вести образовательную деятельность по тем или иным специальностям. Затем его ждет постлицензионный контроль (не чаще, чем один раз в 2 года). Позднее подходит срок повторного лицензирования (лицензия выдается на пять лет).

Процедура аккредитации также проходит, как правило, раз в 5 лет. Она призвана подтвердить надлежащее качество образования в этом образовательном учреждении и право выдачи дипломов государственного образца. А также по прохождении аккредитации становится понятно, что же это за учебное заведение на самом деле: университет, академия или институт. Правда, став однажды университетом, вуз не гарантирует ни себе, ни студентам, что подтвердит этот статус в дальнейшем.

Лицензию и свидетельство об аккредитации вы можете требовать непосредственно в приемной комиссии. Смотрите на дату выдачи — и подсчитывайте, до какого года действуют оба документа! В электронном виде они должны быть размещены на сайте вуза. В крайнем случае уточните информацию о вузе непосредственно в Рособрнадзоре.

У Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подобные документы можете не проверять. У главного университета России свой особый статус, к тому же МГУ продвигает идею даже о том, чтобы выдавать собственные дипломы.

По отношению к процедуре аккредитации нет разницы, какой вуз ее проходит — государственный или нет. Качество образования в негосударственных вузах вполне способно удовлетворять аккредитационным требованиям. (Другое дело — прогнозируемое в связи с кризисом изменение платежеспособности тех, кто будет учиться на платной основе где бы то ни было.) К тому же со временем Рособрнадзор собирается разработать механизмы учета негосударственной позиции частных вузов в государственной процедуре аккредитации.

Аккредитация учебной программы

От аккредитации самого учебного заведения следует отличать аккредитацию программ и всего того, что имеет отношение к содержанию и средствам образования (учебники, проверочные тесты). Аккредитация программы — это утверждение ее Министерством науки и образования РФ. Программа получает аккредитацию не раньше, чем проходит первый выпуск студентов. У одного и того же вуза, наряду с аккредитованными образовательными программами, могут быть неаккредитованные — скажем, новые. При выборе вуза (в крайнем случае — при подаче документов) обращайте внимание на то, какие образовательные программы аккредитованы, а какие — нет. Такое может встретиться часто, тем более что большое количество образовательных программ аккредитацию не проходят. И главная причина отказа в аккредитации — неудовлетворительное качество образования. (По сравнению с программами, даже у вузов в целом дела с аккредитацией обстоят лучше. Так, несмотря на то, что на октябрьской аккредитационной комиссии 2 университета из 6 не подтвердили свой статус, всё же за последние 4 года практически не было вузов, которые аккредитацию пройти не смогли вовсе.) По неаккредитованным программам диплом государственного образца выдать не могут.

Что делать, если вы заплатили за обучение, и вам не нравится, как вас учат, — а до государственных проверок в вашей альма-матер еще далеко? Студенты-платники, которых не устраивает качество образования, теоретически могут обращаться с претензиями в территориальные органы управления образованием. Впрочем, сначала лучше перечитать свой же договор с вузом. Допустим, студента, не полностью внесшего оплату за обучение, не допустили до сессии. Но в контракте это условие может быть зафиксировано заранее. Старайтесь контролировать сами, хорошо ли вам преподают. Интересно, в каких облаках витал тот уральский заочник, который только по окончании университета обнаружил, что его плохо выучили, и подал в суд. Дело, конечно, завели, рассмотрели (это было в прошлом году) — но исковые требования оставили без удовлетворения.

Что подвергается проверке?

И вот наступает аккредитация — та самая «неожиданная» угроза вузу, в который вы, надеемся, благополучно поступите. Представитель Рособрнадзора организует проверку и приглашает примкнуть к ней специалистов, способных провести анализ качества образования по своей специальности. Перед проверкой преподаватели могут повысить требования к студентам, поскольку тех будут тестировать, чтобы вуз подтвердил свою репутацию, — это значительная часть всех инспекторских действий. Тестируют студентов выборочно, не всех. Проверочные тесты стандартизованы и называются АПИМ (аттестационно-педагогические измерительные материалы). Преподаватель на своих обычных лекциях отклонялся от стандарта? Это его вина.

Проверке подвергаются аккредитационные показатели — не только качество обучения, но и научная деятельность (кстати, эксперты из ГУ-ВШЭ утверждают, что научной работой сегодня занимаются не более 19 % из 330 000 преподавателей вузов). Во время аккредитации эксперты проверяют и лицензионные показатели — оценивают условия образовательной деятельности и подбор кадров.

Особое внимание отныне станут уделять сайтам вузов. Как оказалось, раньше там размещались в том числе и недостоверные сведения — заявляли о наличии лицензии, которая на самом деле приостановлена или отозвана, или предлагали специальности, которых нет в действующей лицензии вуза. Несмотря на то, что здесь идет речь о лицензии, требование говорить о ней правду на сайте — это не лицензионное, а аккредитационное требование. Прозрачность, доступность информации, как и ее достоверность, — всё это тоже аккредитационные требования.

На сайте должен быть представлен перечень всех специальностей и направлений подготовки студентов, указана возможность обучения по всем формам, которые только есть в вузе (по очной, вечерней или заочной), и обозначено наличие военной кафедры. Казалось бы, всё это нет нужды перечислять в аккредитационных требованиях, потому что всё это само собой разумеется. Увы, доверчивые граждане верят не только интернет-блефу, что институт — это якобы университет, но и объявлениям, которые клеил прямо на зданиях церквей недавно пойманный в Москве мошенник. Он представлялся ректором Института духовной культуры святых Кирилла и Мефодия и успел собрать со своих студентов немалые средства.

Если Рособрнадзор видит основания лишить вуз аккредитации, сначала он может сделать предупреждение, с тем чтобы вуз улучшил ситуацию.

На это дается время. Например, Воронежскому госуниверситету отвели полгода на то, чтобы привести в порядок график обучения юристов и экономистов. Справедливо? Да. Однако не всё можно улучшить за полгода. Скажем, финансирование вузов — вне зависимости от мирового кризиса — остается неизменным. И если бы критике подверглось устаревшее лабораторное оборудование, то новое так просто не купишь. А приобрести всю необходимую актуальную научную литературу, возможно, относительно легко только в Москве. Имеет ли вуз право жаловаться на тяжелое материальное положение? Это помогает выяснить камеральная проверка — когда проверяется, как вуз расходует бюджетные средства. В ходе аккредитации такой вид контроля также возможен.

Неисполнение требований ведет к приостановлению лицензии или аккредитации вуза. А если в процессе проверки вуз «остался в живых», но не подтвердил статус университета, он переходит в статус академии или института. Так произошло с Барнаульской педагогической ныне уже академией и с Петербургским архитектурно-строительным теперь просто институтом (когда-то знаменитым ЛИСИ).

Студент вуза, потерявшего аккредитацию, уже не может получить диплом государственного образца (а просто диплом этого вуза — получить вправе). Когда есть желание пройти непременно государственную итоговую аттестацию, это можно сделать в другом, аккредитованном вузе. А если итоговая аттестация еще нескоро, и вы хотите перевестись в аккредитованный вуз, чтобы учиться, то на новом месте вам придется сдать зачеты и экзамены по предметам, составляющим академическую разницу в учебном плане.

Некогда аккредитованный, вуз предоставлял отсрочку от службы в армии? Не продлив аккредитацию, он теряет право давать и отсрочку от армии.

Если вы поступите в филиал, а он не продлит аккредитацию, вы сможете пройти госаттестацию в головном вузе. Другой вопрос, поступать ли в филиал: эти подразделения вузов оказались сейчас в группе риска. Раньше просторные корпуса, замечательная библиотека и роскошный профессорско-преподавательский состав головного вуза в другом городе автоматически позволяли аттестовать по этим критериям и его филиал. Теперь все эти условия должны быть соблюдены в самом филиале, иначе тот просто ликвидируют. Так, последнее предупреждение получил филиал Московского института экономики, менеджмента и права в Воронеже, а многие филиалы вузов так и вовсе уже закрыты.

Через год после лишения статуса университета вуз может снова попытать счастья. Но он вправе и оставаться институтом, если его руководство сочтет факт разжалования справедливым. А когда проверка ставит под угрозу само существование вуза, то дожидаться ее вовсе необязательно. Так, представительства ВЗФЭИ в Калаче и Россоши, вопреки правилам проводившие образовательную деятельность (учить студентов разрешено только головным вузам и филиалам), свернули свою работу сами.

Разработка процедуры аккредитации вузов продолжается. Сие означает, что среди аккредитационных требований скорее всего возникнут новые. А для вас это значит, что при выборе вуза вам придется быть еще внимательнее.

Источник: https://edunews.ru/entrants/usefull-materials/akkreditacija-i-licenzirovanie-vuzov.html