Как проводится ежедневный утренний прием воспитателем?

Консультация для воспитателей «Утренний приём»

Ирина Райло
Консультация для воспитателей «Утренний приём»

Из опыта работы

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня.

Принимать детей можно как на воздухе, так и в помещении. Я предпочитаю проводить приём детей в любое время года в хорошую погоду на свежем воздухе. Разумеется, из этого могут быть исключения. Например: если воспитатель начинает работу с новой группой детей и еще не совсем хорошо знает их, или же принимает группу малышей, которые в первое время с трудом расстаются с близкими, в таких случаях целесообразнее организовать прием их в помещении, где легче отвлечь детское внимание.

Утренний прием в детском саду я начинаю с профилактического осмотра своих воспитанников. Хорошо зная индивидуальные особенности детей своей группы, можно определить по внешнему виду, здоров ли ребенок. Как правило, здоровые дети, придя в детский сад, начинают играть, охотно общаются друг с другом, с воспитателем, много двигаются. Каждое утро беседую с родителями о том, как спал ребёнок, с каким настроением проснулся. Бывает и так, что в детский сад пришли уже с капризами, то выясняю причину плохого настроения. Если возникает подозрение, что ребёнок не здоров, в таком случае обязательно измеряется температура при родителях. Если заболевание выявилось после ухода родителей, то воспитатель изолирует его от других детей, укладывает в постель, сообщает о случившемся членам семьи и приглашает медицинского работника, если таковой имеется

В ясельных группах прием проходит с ежедневным измерением температуры тела. В период эпидемии гриппа – измерение температуры тела во всех возрастных группах ежедневно. Выявленные при осмотре дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.

Утренний прием в детском саду во многом зависит от того, как встретили ребенка взрослые, рады ли ему, и как вечером проводили домой. Я всегда встречаю детей и родителей с улыбкой, хорошим настроением, добрыми, ласковыми словами, не зависимо от того, в какой возрастной группе на данный момент работаю. Ведь доброжелательная интонация, хорошее настроение воспитателя, няни передается детям: «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас». «Доброе утро, Тёма, идём посмотрим, что стоит на полочке и ждёт тебя.» Если ребенка встретили ласковыми словами, доброжелательно, то у него будет добрый настрой на дальнейшее пребывание в детском саду. В ясельной группе, куда приходят совершенно новые, маленькие детки, стараешься лаской, добротой, любовью, теплом приласкать, успокоить, отвлечь. В период адаптации ребенок скучает по дому, не способен к общению с другими детьми, находиться в угнетенном состоянии. Песенки, потешки, яркие игрушки помогают найти контакт, погасить отрицательные эмоции. Прочитанная потешка побуждает детей к действиям. Ритмичный текст стишков, потешек, прибауток побуждает детей к движениям, создавая радостное настроение. Если ребенок капризничает, нужно отвлечь его, найти способ помочь ребенку расслабиться, погладить, настроить на хорошее, а не торопить, не кричать.

У старших детей можно спросить: «Что удивительного видел по дороге в детсад, кого встретил?», либо взять такую же ноту, повторять его действия, ребенку нужно увидеть самого себя, как в зеркале.

Для установления эмоционального контакта большое значения имеет подготовленная заранее обстановка для приема детей. Организация среды предполагает создание условий для охраны нервной системы детей от чрезмерного возбуждения. Надо соответствующим образом организовать обстановку, подбирая пособия (музыка, спокойная игра, сказки с добрыми героями, поощрения, сюрпризы – игрушки – яркие музыкальные, механические и т. д.) Когда дети все соберутся в группе, можно сказать: «Доброе утро малыши. Настал новый день, мы улыбаемся друг другу. Нам будет сегодня весело, хорошо. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пожелаем друг другу хорошего дня.

От того, как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, ждали ли его, какое настроение у окружающих его взрослых зависит эмоциональный уют в группе в течение дня, и в дальнейшем будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома.

Приветливая встреча детей воспитателем влияет на настроение, работоспособность, дисциплинированность. Если дети знают, что их ждут, что им будут рады, они с большим желанием идут в детский сад. Наблюдательный воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.

Особого внимания требует ребенок, впервые пришедший в детский сад. Я стараюсь занять его игрушкой, отвлечь от грустных мыслей, стремлюсь сделать переход из домашней обстановки в детский сад менее болезненной.

Нежелание идти в сад иногда проявляется и у тех детей, которые давно посещают дошкольное учреждение. Причины могут крыться в состоянии здоровья ребенка, переутомлении, невыполнении взрослыми обещания и т. п. Иногда родители, торопясь на работу, начинают раздевать ребенка, вызывая его протест, или же, напротив, долго уговаривают. Я разговариваю с такими родителями, убеждаю их в том, что все это отрицательно действует на ребёнка, отражается на его настроении и что после ухода близких он долго не может успокоиться.

Чтобы быстрее отвлечь ребенка, стараюсь переключить, его внимание на что-то интересное. Сделать это можно разными приемами: дать небольшое поручение, вместе понаблюдать за чем-либо интересным, предложить настольные, дидактические игры.

Во время приема детей обращаю внимание на их внешний вид. Заметив неполадки, предлагаю ребенку привести себя в порядок, помогаю ему. Приучаю детей пользоваться зеркалом, проверять свой внешний вид, исправлять недостатки в костюме, прическе, вырабатывая привычку быть всегда чистым и опрятным.

С младшей группы приучаю детей здороваться со всеми, кто их встречает, следит, чтобы они были вежливы и дружелюбны в обращении друг с другом. Некоторые педагоги делают ошибку, когда говорят детям «когда приходишь в детский сад нужно здороваться». Надо здороваться со всеми кого встречаешь из знакомых людей, не только в детском саду.

Ребенка, который долго не посещал детский сад, нельзя принимать без осмотра его врачом или медицинской сестрой. Если ребенок пропустил детский сад более трех дней родители должны предоставить справку о том, что ребенок здоров.

Если прием проходит на участке, то при входе в помещение обращаю внимание детей на то, чтобы они тщательно вытирали обувь, чтобы не нести мусор с улицы в помещение. В приёмной комнате приучаю детей раздеваться самостоятельно, аккуратно убирать в свой шкафчик одежду и переобуваться.

Заранее продумываю, как организовать деятельность детей, занять их полезными делами в период от приема до подготовки к завтраку. В это время дети в основном играют. Я подготавливаю игры и игрушки, располагая их таким образом, чтобы детям было удобно взять их и играть, не мешая друг другу. Поощряю игры, возникающие по инициативе самих детей, помогаю осуществлять задуманное, создавая для этого нужные условия. Предлогаю детям разнообразные дидактические игры, уже знакомые им, а также подвижные, которые проводятся как на участке, так и в помещении.

В утренние часы может быть организована трудовая деятельность детей. Я привлекаю к уходу за растениями (полить цветы, взрыхлить землю и т. д,убрать игрушки на места, переодеть кукол и т. д.) Дети выполняют трудовые поручения под моим наблюдением и с моей помощью.

В старшем возрасте дети дежурят в уголке природы. В это время можно также проводить с детьми (со всей группой и индивидуально) различные наблюдения на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями и др.

Вовлекая детей в различные виды деятельности, воспитатель формирует у них привычку быть занятым. Закончив прием детей, я проверяю работу дежурных по уголку природы и приглашаю детей на утреннюю гимнастику, которая проводится во всех группах, если позволяет погода на участке (в зависимости от времени года). Если погода не позволяет, то в хорошо проветренном помещении.

После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные накрывают столы, остальные дети играют в малоподвижные игры.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-utrenii-priyom.html

Артикул 00-00004666

Журнал утреннего осмотра детей (фильтр — контроль)
На основании существующего постановления во всех дошкольных образовательных учреждениях проводится ежедневный утренний осмотр детей, выполняемый медицинской сестрой или воспитателями, которые опрашивают родителей на предмет состояния здоровья их детей. По показаниям (например, при наличии явлений интоксикации или катаральных явлений) ребенку в присутствии родителей измеряют температуру. Результаты осмотра (данные о состоянии каждого ребенка) вносят в специальный журнал утреннего осмотра детей (фильтр-контроль).
Цель данного осмотра — недопущение распространения различных заболеваний, в частности, предупреждение распространения простуды, кишечных и иных заболеваний среди детей в детском саду.
Графы для заполнения
1. № п/п
2. Фамилия имя ребенка
3. Дата рождения
4. Результаты осмотра во время утреннего приема /кожа
5. Результаты осмотра во время утреннего приема /зев
6. Результаты осмотра во время утреннего приема / t
7. Фильтр стула при отк время и кол-во
8. Наблюдение педагога в течение дня (сдаваемое кол-во детей ,состояние их здоровья ,проишествия, на что необходимо
обратить внимание передать родителям,подпись)
9. Сведения, полученные от родителей (если есть) поведение ребенка дом, сон , апетит стул
ВАЖНО: Журнал НЕ прошнурован, а лишь подготовлен для шнуровки: журнал имеет сквозные отверстия и надпись-заверитель на последней странице журнала. Все страницы журнала пронумерованы

Источник: https://www.genlayn.ru/catalog/zdravokhranenie/zhurnal_utrennego_osmotra_detey_filtr_kontrol/

Право несовершеннолетних на отдых и оздоровление

Как известно, среди прочих прав законодательство Российской Федерации гарантирует несовершеннолетним право на отдых и оздоровление, в целях реализации которого действует Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 124). В свою очередь данное право очень тесно связано с правом несовершеннолетних на оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха, закрепленным в части 2 пункта 1 статьи 54 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323).

Однако воспользоваться этими двумя гарантиями, к сожалению, могут не все, так как, согласно законодательству РФ несовершеннолетние могут быть направлены в организации отдыха детей и их оздоровления только при отсутствии медицинских противопоказаний, установленных в пункте 2 Порядка (пункт 3 статьи 12 ФЗ № 124).

4 июня 2016 года Приказом Минздрава от 13.05.2016 № 295н (далее – Приказ № 295н) перечень таких противопоказаний (далее – перечень) был несколько уточнен. В частности, пропала из него длинная и не совсем понятная обычному человеку при первом прочтении фраза «в организации отдыха и оздоровления направляются дети, в том числе с функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями в стадии стойкой ремиссии, не нуждающиеся в специальных коррекционно-терапевтических условиях (диета, специальный режим, лечебные назначения по поддерживающей терапии) и не имеющие следующих медицинских противопоказаний для активного отдыха». На ее место пришла более лаконичная и четкая формулировка «в организации отдыха и оздоровления направляются дети, не имеющие следующих медицинских противопоказаний».

Кроме того, изменения коснулись непосредственно и самого перечня, который был дополнен новым заболеванием «кахексия» и изменен в части формулировок некоторых прежних позиций. При этом из перечня было исключено противопоказание «психические расстройства, сопровождающиеся нарушениями настроения, поведения и социальной адаптации (при отсутствии сопровождения ребенка законным представителем ребенка или иным лицом на основании доверенности, заверенной в установленном порядке)». В общем и целом, перечень противопоказаний для пребывания несовершеннолетних в организациях отдыха и оздоровления «исхудал» по сравнению со старой редакцией на 1 позицию и с 4 июля выглядит следующим образом:

  • соматические заболевания в острой и подострой стадии, хронические заболевания в стадии обострения, в стадии декомпенсации;
  • инфекционные и паразитарные болезни, в том числе с поражением глаз и кожи, инфестации (педикулез, чесотка) — в период до окончания срока изоляции;
  • установленный диагноз «бактерионосительство возбудителей кишечных инфекций, дифтерии»;
  • активный туберкулез любой локализации;
  • злокачественные новообразования, требующие лечения, в том числе проведения химиотерапии;
  • эпилепсия с текущими приступами, в том числе резистентная к проводимому лечению;
  • эпилепсия с медикаментозной ремиссией менее 1 года;
  • кахексия;
  • психические расстройства и расстройства поведения в состоянии обострения и (или) представляющие опасность для больного и окружающих;
  • психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ.

Помимо вышеуказанных изменений, Порядок также был дополнен пунктом 2.1, которым были установлены особые правила направления в организации отдыха и оздоровления (далее – учреждения) следующих категорий детей:

  • а) Несовершеннолетние, нуждающиеся в соблюдении назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) — направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания, в том числе наличие врача-педиатра, условия для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания.
  • б) Несовершеннолетние, нуждающиеся в сопровождении и (или) индивидуальной помощи в связи с имеющимися физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями — направляются в учреждения, в которых созданы условия для их пребывания в сопровождении законных представителей или иных лиц при наличии заверенной в установленном порядке доверенности и медицинской справки о состоянии здоровья сопровождающего лица

Также Порядком отмечается, что для детей-инвалидов нуждаемость в сопровождении и (или) индивидуальной помощи определяется в соответствии с имеющимися ограничениями основных категорий жизнедеятельности, указанных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида.

Отличия санаторно-курортного лечения от оздоровления и организованного отдыха несовершеннолетних

Хотелось бы обратить Ваше внимание, что к организациям отдыха детей и их оздоровления согласно статье 1 Приказа № 124 относятся детские лагеря, в том числе санаторно-оздоровительные, что может ввести в некоторое заблуждение. Однако следует различать противопоказания для направления несовершеннолетних на санаторно-курортное лечение от противопоказаний для направления детей на оздоровление и организованный отдых. Действительно, детские лагеря и детские санатории — это во многом схожие учреждения. Однако, если лагеря — это, прежде всего, отдых и развлечения для ребенка, то санаторий — это, главным образом, все же лечение и оздоровление.

Так, напомним, что санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями (санаторно-курортными организациями) в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах (часть 3 статьи 40 ФЗ № 323).

В свою очередь отдых детей и их оздоровление – это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей (статья 1 ФЗ № 124).

Таким образом, в данных случаях следует руководствоваться разными нормативными правовыми актами и формами документов. Например, направление на санаторно-курортное лечение предоставляется пациентам не только при отсутствии противопоказаний для его осуществления, но и при наличии у них показаний для санаторно-курортного лечения. Напомним, что перечень таких показаний и противопоказаний установлен Приказом Минздрава России от 05.05.2016 № 281н. Кроме того, отличия касаются и медицинской справки, необходимой для направления ребенка в лагерь (форма № 079/у, утвержденная приложением № 17 к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 № 834н). Данная форма в общем и целом лишь подтверждает, что у ребенка нет противопоказаний, в то время как санаторно-курортная карта для детей (форма № 076/у, утвержденная приложением № 15 к Приказу Минздрава России от 15.12.2014 № 834н) описывает особенности состояния здоровья ребенка более подробно.

Для справки!

Напоследок хочется напомнить, что законодательство субъектов РФ может предусматривать полную или частичную оплату отдыха проживающих на территории данного субъекта детей. Так, например, в подпункте 2.10 Порядка организации отдыха и оздоровления детей, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.02.2011 № 29-ПП (далее – Порядок № 29-ПП), имеющих место жительства в городе Москве, гарантируется бесплатное предоставление путевки и проезда к месту отдыха и обратно за счет средств бюджета города Москвы следующим льготным категориям граждан:

  • детям-сиротам;
  • детям, оставшимся без попечения родителей;
  • детям-инвалидам;
  • детям, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
  • детям — воспитанникам специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающимся в социальной реабилитации;
  • детям, пострадавшим в результате террористических актов;
  • детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
  • детям — жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
  • детям из семей лиц, погибших или получивших увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении ими обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
  • детям, состоящим на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств в семье, вызванных утратой имущества вследствие ограбления, пожара, затопления, разрушения или утраты жилища;
  • детям из малообеспеченных семей;
  • детям из семей, в которых оба или один из родителей являются инвалидами;
  • лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет (включительно), обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или образовательным программам высшего образования по очной форме обучения.

В качестве еще одного примера можно привести подпункты 2.11 и 2.12 Порядка № 29-ПП, согласно которым путевки на льготной основе с частичной оплатой их стоимости родителями (законными представителями) в размере 10% стоимости путевки (проезд к месту отдыха и обратно осуществляется за счет средств родителей) в период школьных каникул раз в год предоставляются:

  • детям — лауреатам детских международных, федеральных, городских олимпиад, конкурсов;
  • детям — участникам детских коллективов различной направленности, созданных в учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти города Москвы;
  • детям, обучающимся в образовательных организациях, финансируемых за счет средств бюджета города Москвы, следующим в походы, экспедиции в составе организованных групп, формируемых образовательными организациями уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы в сфере образования.

Кроме того, иногда компенсация оздоровления и отдыха работников и членов их семей может входить в перечень обязательств работодателя по коллективному договору (статья 41 Трудового Кодекса РФ).

Источник: https://www.kormed.ru/novosti/minzdravom-utochnen-perechen-meditsinskikh-protivopokazaniy-dlya-prebyvaniya-detey-v-organizatsii-ot/

Законодательная база

С 1 сентября 2018 года, при проведении утренних фильтров в дошкольных учреждениях, работникам необходимо опираться на постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 июня 2018 г. «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидемическом сезоне 2018 – 2019 годов».

В п. 4.2 данного постановления сказано следующее: «В период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ обеспечить своевременное введение ограничительных мероприятий, в том числе по приостановлению учебного процесса, введению «утренних фильтров» в детских образовательных организациях, ограничению проведения массовых культурных и спортивных мероприятий».

Кроме того, в п.4.2 всем образовательным организациям предписано «Принять меры по подготовке образовательных организаций к работе в осенне-зимний период, обратив особое внимание на условия соблюдения оптимального теплового режима, наличие необходимого оборудования и расходных материалов – термометров, бактерицидных ламп, дезинфекционных средств, средств индивидуальной защиты для сотрудников…».

Что делать, если в ДОУ нет контроля?

В случае если руководством детского сада не соблюдаются предписания об утреннем контроле здоровья детей, родители имеют право обратиться с жалобой.

  • Жалоба заведующей детского сада. Обратиться можно как в письменной, так и в устной форме, с просьбой проконтролировать проведение утренних осмотров. Как правило, такого обращения достаточно для решения вопроса.
  • Жалоба в Роспотребнадзор. В случае если жалоба руководству детского сада не принесла нужного результата, родители могут обратиться в Роспотребнадзор. Подать жалобу можно лично, в письменном виде, по телефону или электронной почте. Срок ответа на зарегистрированную претензию составляет 30 суток.
  • Жалоба в местное управление образования. Обратиться за защитой прав и интересов родители также могут в отделение местного управления образования. Составляется заявление в свободной форме с указанием нарушений в проведении утреннего фильтра и подается лично либо по почте, заказным письмом с уведомлением. Срок рассмотрения претензии 30 календарных дней.
  • Жалоба на детский сад заместителю главы администрации по социальным вопросам. В случае, если жалобы в предыдущих инстанциях были проигнорированы или не привели к решению проблемы, необходимо обратиться с заявлением в администрацию города. К заявлению прикладываются копии письменных отказов предыдущих инстанций, в которые подавались обращения. Заявление пишется в свободной форме и передается лично или по почте.

Практика проведения осмотра детей

Ознакомившись с реальными отзывами воспитателей детских садов и родителей, можно сделать вывод, что программа мероприятий не до конца продумана.

Выделяют следующие спорные моменты:

  1. В некоторых детских садах отсутствует должность медсестры, что перекладывает проведение осмотров на плечи воспитателей. В силу того, что воспитатель не имеет медицинского образования, качество осмотра и его результаты спорны.
  2. Ожидание родителем результата утреннего фильтра составляет приблизительно полчаса, что неприемлемо для многих работающих семей.
  3. Родитель оказывается в положении обманщика, должен доказать, что его ребенок здоров. Как правило, родители сами понимают, что ребенок болен и оставляют его дома, исключительные случаи, когда в сад ведут ребенка с явными признаками болезни.
  4. Постановление не регламентирует, когда ребенок перестает быть заразным для окружающих, частые случаи отказа принять в сад с остаточными явлениями болезни, при наличии справки врача.
  5. В некоторых учреждениях, со слов родителей, утренний осмотр проводится лишь формально, либо не проводится вовсе.

А как обстоят дела с проведением утренних фильтров в Вашем детском саду? Пожалуйста, делитесь в комментариях реальными историями и мнениями.

Таким образом, принятое постановление о профилактике заболеваний в дошкольных учреждениях решает проблему лишь частично. Многим детским садам не хватает технических возможностей выполнить все предписания, увеличивается нагрузка на воспитателей. В таком важном вопросе, как здоровье детей, более оправданны не категорические запреты и приказы, а планомерная работа на долгосрочную перспективу: просвещение, гигиена, социальные гарантии для работающих родителей.

Источник: https://umnyash.com/detskiy_sad/normy-i-pravila/utrenniy-filtr.html