Как составить кассационную жалобу

Общие положения

Перед тем, как подать кассационную жалобу по гражданскому делу, заинтересованным лицам следует изучить нормы главы 41 ГПК РФ. В этом разделе находятся требования по составлению обращения, правила подсудности, регламентируется порядок работы государственных органов и т.д.

Практика работы судов была обобщена в постановлении Пленума ВС РФ от 11.12.2012 г. № 29. В этом документе указаны положения, касающиеся исчисления сроков обращения для кассационного опротестования, порядке их восстановления при пропуске и другие рекомендации.

Роль кассации в гражданском процессе заключается в проверке соблюдения норм права. Государственный орган исследует дело и устанавливает, были ли нарушены положения нормативных актов. Рассмотрение дела на этом этапе не предполагает представления новых доказательств, оспаривания порядка исследования документов и т.д.

Подача кассационной жалобы должна осуществляться лишь в том случае, когда выявленные нарушения оказали существенное влияние на решение суда. В каждом процессе признак существенности устанавливается отдельно. Основное требование – исключить нарушение, спор будет решён иначе.

Порядок подачи жалобы предусматривает, что до кассационного рассмотрения по гражданскому делу должны пройти процессы в 1-й и 2-й инстанциях (ч.2 ст. 376 ГПК РФ).

Человек может не фигурировать в качестве участника процесса, но исполнение решения затрагивает его интересы. В этой ситуации гражданин может сразу подать кассационную жалобу, если для этого имеются основания.

Оформление жалобы

При составлении кассационной жалобы не следует оспаривать выводы суда относительно оценки доказательств. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливались на предыдущих стадиях. На данном этапе нужно установить, какие нормы закона не были соблюдены при изучении материалов дела.

Образец кассационной жалобы по гражданскому делу может включать следующую информацию (ст. 378 ГПК РФ):

  • наименование государственного органа, куда направляется документ;
  • Ф.И.О. лица, подающего заявление, адрес, контактный телефон;
  • указание Ф.И.О. и адресов всех участников процесса;
  • наименование документа;
  • информация о первом решении по иску: дата подачи обращения, Ф.И.О. истца, предмет заявления, сущность требований, кто выступал ответчиком, как было разрешено дело;
  • сведения о рассмотрении спора в порядке апелляции: где и когда рассматривалось, суть решения;
  • перечисление норм законодательных норм, которые не были соблюдены при вынесении решения;
  • указание на то, что описанные нарушения оказали существенное влияние на вердикт суда;
  • ссылки на ст. 376, 387, 390 ГПК РФ;
  • требование заявителя;
  • список приложений;
  • подпись заявителя, фамилия, инициалы, дата.

К обращению прикладывают решения судов, копии жалобы по количеству участников и платёжный документ, подтверждающий внесение госпошлины.

Чтобы понять, как правильно написать кассационную жалобу, следует изучить решение суда, протоколы заседаний, заключения экспертов, установленные по делу факты и т.д. Заинтересованным лицам стоит обратиться к адвокату для подготовки заявления.

Образец жалобы:

Если гражданин не согласен с установленными в прошедших заседаниях фактами, то он может сослаться на нарушение правовых норм. Пример: в ходе процесса были проведены 2 экспертизы по одному вопросу. Суд отдал предпочтение одному заключению, не мотивировав своё решение, что нарушает требования статьи 67 ГПК РФ.

В описанной ситуации в рамках кассационного обжалования решение должно быть отменено. Исправление указанного недостатка вердикта суда не означает, что спор будет разрешён иначе.

Подача обращения и его рассмотрение

Кассационная жалоба подаётся в суд, который будет непосредственно заниматься исследованием дела (ст. 377 ГПК РФ). Например, жалобы на постановление любого районного суда Москвы направляются в президиум Московского городского суда.

Если гражданин ошибся при выборе адресата, документы будут возвращены с указанием, как он может восстановить нарушенное право.

Срок подачи кассационной жалобы по гражданскому делу отсчитывается с момента вынесения последнего вердикта по делу. Когда решение обретает законную силу, у лица есть 6 месяцев для опротестования постановления.

Если заинтересованное лицо не направило документы в срок для кассационного обжалования, то заявление будет возвращено (ст. 379.1 ГПК РФ). Гражданин обязан обратиться в суд, разбиравший спор изначально (ч. 4 ст. 112 ГПК РФ). В заявлении следует указать, какие именно обстоятельства помешали вовремя подать документы.

Закон предписывает судам восстанавливать срок подачи кассации лишь в исключительных случаях, когда человек физически не мог составить и направить документ (например, в результате тяжёлой болезни) (п. 10 постановления № 29). Такие требования связаны с исполнением постановлений. Чем больше проходит времени, тем сложнее будет реализовать изменённое решение суда или восстановить предыдущее состояние при его отмене.

Написать кассационную жалобу может человек, участвовавший в процессе: стороны спора, третье лицо, их представители. Обращения направляются почтой, в ходе личного визита в государственный орган или посредством электронной связи.

Ход процесса

Полученные документы изучаются судьёй. Копии жалобы рассылаются другим участникам процесса для получения от них возражения. По результатам выносится кассационное определение о направлении обращения на рассмотрение, либо об отказе в удовлетворении требований.

О рассмотрении жалобы информируют всех участников процесса. В начале заседания выступает председательствующий, который информирует присутствующих о сути дела и требованиях, заявленных в жалобе. Также выясняется, кто из вызванных лиц присутствует.

Далее выступает судья-докладчик, который сообщает ключевую информацию о деле. Указанное лицо предварительно знакомится с обращением гражданина, доказательствами по делу, процессуальными документами. После его выступления заслушиваются объяснения сторон.

Судьи удаляются в совещательную комнату. Решение по обращению лица принимается большинством голосов. Если мнения разделились, то жалоба не удовлетворяется. О принятом решении участники процесса уведомляются в письменном виде (ст. 386 ГПК РФ).

Сроки рассмотрения кассационной жалобы зависят от того, истребуется ли дело для исследования. Не нужно запрашивать документы из апелляционной инстанции, если можно провести анализ фактов по приложенным к обращению бумагам.

Сравнение с апелляционной инстанцией

Апелляция и кассация схожи в некоторых моментах. Процедуры предназначены для исправления ошибок, совершённых судами на предшествующих стадиях, позволяют проверить законность уже принятых решений в вышестоящих инстанциях. Обжалование предназначено для защиты законных интересов граждан.

Отличия апелляции от кассации заключаются в следующем:

  1. Пределы рассмотрения. В апелляционной инстанции происходит анализ всех доказательств и доводов сторон. Дело исследуется полностью, проверяются выводы суда. При кассации устанавливается, нарушил ли суд процедуру, верно ли применил нормы материального права. Постановление пересматривается, если ошибки повлекли неверное разрешение спора в целом.
  2. Сроки подачи жалобы. Гражданин должен подготовить документы по гражданскому делу и направить их в кассационную инстанцию в течение 6 месяцев. При первом оспаривании вердикта суда у заинтересованного лица есть только месяц.
  3. В ходе кассационного опротестования нельзя заявлять новые доказательства. Исключение: ранее суд нарушил процессуальные нормы, из-за чего гражданин не смог приобщить к делу документ, или предмет не был исследован в суде. При апелляции доказательства могут быть представлены, если представить их ранее мешали уважительные причины.

Кассационное производство предназначено для исправления ошибок судов. Люди часто рассматривают эту стадию как ещё одну возможность пересмотреть выводы суда, что приводит к отказам в принятии жалоб.

Источник: https://isk.guru/grazhdansk/kassacionnaya-zhaloba/

Особенности кассационной процедуры

Одной из особенностей процедуры кассации является то, что во время её проведения не рассматривается само дело как таковое и относящиеся к нему факты, а лишь проверяется соблюдение требований нормативных актов.

Судьи в этой инстанции в большинстве случаев изучают именно жалобу. Поэтому её содержанию и предъявляемым к её подаче требованиям нужно уделить повышенное внимание. Подробно об этом сказано ниже.

Апелляционное постановление может быть отменено, когда:

  • Не применены необходимые нормы законодательства.
  • Судьи придерживались норм, которые не должны применяться.
  • Применённые нормативные акты истолкованы неверно.
  • Нарушались требования к составу суда, составлению протокола.
  • Проигнорированы нормы, касающиеся подсудности.
  • Затронуты права сторон, обозначенные в ГПК РФ.

Из этого можно сделать вывод, что судьи на этапах апелляции и кассации обладают различными полномочиями.

Обратите внимание! КЖ на постановления апелляционных судов в гражданском процессе можно подавать только на акты, которые уже обрели законную силу.

Об этих и прочих особенностях КЖ также подробно рассказано в статье.

В тексте в основном даются ссылки на процессуальный кодекс (ГПК РФ), поэтому в нём будут указываться только номера содержащихся в нём статей.

Куда адресовать

  • Подсудность для подачи кассационной жалобы на апелляционные определения судов регулируется статьёй 377.
  • КЖ поступают на рассмотрение в суды, стоящие выше тех, что проводили слушания на этапе апелляции. Исключением будут апелляционные акты, вынесенные Верховным судом. Их имеет право пересмотреть только надзорная инстанция.
  • Если апелляционное заявление подаётся в суд, рассмотревший спор по существу, то КЖ подаётся напрямую в кассационный суд.
  • Такие суды бывают двух уровней: первый уровень – это президиумы, второй – коллегии. Обычно апелляционные постановления направляются в президиумы областных судов.

Обратите внимание! Для отправления жалобы на определение арбитражного суда также существует 2 уровня: окружной арбитражный суд и коллегия, рассматривающая экономические споры на базе ВС РФ. Подаётся она через суд, принявший оспариваемый акт.

Как сказано в статье 381, судья, изучая жалобу, выявляет присутствие оснований, обозначенных в статье 387. При этом он вправе ограничиться изучением только этой жалобы. А если возникают сомнения, то он может рассмотреть и прилагаемые к ней судебные акты, а также запросить дело из I инстанции.

Когда возвращается жалоба

КЖ возвращается, когда она:

  1. Написана без учёта требований ГПК.
  2. Подана тем, кто не имеет на это права.
  3. Отправлена не в тот суд.
  4. Когда пропущен срок для обжалования и нет определения о том, что он восстановлен.
  5. Когда имеется заявление, отзывающее КЖ.

КЖ должна быть возвращена только тому лицу, которое направило её в суд. Это действие производится в продолжение 10 дней со дня её принятия.

Существует возможность подачи КЖ в электронном виде. Она передаётся через сайт суда или через сервис ГАС «Правосудие» на сайте sudrf.ru физлицами, имеющими учётную запись в ЕСИА или усиленную квалифицированную подпись. Юрлица могут воспользоваться сервисом «Мой Арбитр».

Главные выводы о подаче КЖ:

  • Направляется непосредственно в кассационный суд.
  • Подать надо до того, как прошло полгода со дня принятия обжалуемого определения.
  • Необходимо уплатить пошлину.
  • Невыполнение обозначенных законом требований к КЖ, приведёт к её возврату.

Источник: https://FreeLawyer.guru/sud/kassatsionnaya-zhaloba-na-apellyatsionnoe-opredelenie.html