Как стать офицером контрактнику?

О военной карьере может мечтать даже гражданский служащий, не имеющий к армии никакого отношения. Тем не менее, многие задаются вопросом, не поздно ли начать познавать военное ремесло, особенно если до этого приходилось идти отнюдь не по тропинке военнослужащего? Прежде всего, необходимо разобраться, что под карьерой подразумевает каждый для себя.

  • Звание не имеет особого значения. Главное – чтобы была соответствующая должность, которая принесла бы достойное материальное обеспечение.
  • Желание добиться высоких званий. Деньги отходят на второй план, так как армия, в первую очередь, является призванием.
  • Некое среднее суждение о перечисленных факторах.

После того, как проблема поставлена, переформулируем ее. Так проще будет искать ответ на интересующий вопрос. Как получить офицерское звание, и может ли контрактник стать офицером?

В поисках кратчайшего пути к заветным погонам многие пользователи ищут информацию на различных форумах. Банальное изучение законодательства не дает полного представления о назначении званий, поэтому мы зачастую склонны верить на слово любому собеседнику. Проблема заключается в том, что действительно конструктивный совет можно дать, лишь изучив все мотивы и цели будущего военнослужащего. Как альтернативу, предлагаем разделить ситуации на отдельные группы и рассмотреть каждую подробнее.

Армия – мечта с раннего детства

В данном случае все предельно просто. Необходимо заранее готовиться к поступлению в высшее военное учебное заведение. Только подобные учреждения выпускают специалистов в звании лейтенанта. Кроме обычных вступительных экзаменов, предусмотренных при поступлении в гражданский ВУЗ, придется сдавать физподготовку.

При тесном сотрудничестве с местным отделом военного комиссариата проводится медицинское обследование абитуриента. Еще в апреле подается заявление и начинает формироваться личное дело. Результаты медицинского освидетельствования отправляются в выбранный ВУЗ, после чего юноша ожидает официального вызова для проведения дополнительных вступительных испытаний.

Обучение в ВУЗе осуществляется по очной форме. Уже после года обучения курсант может подписать контракт, обязующий его отслужить пять лет по окончанию учреждения. Далее молодой лейтенант может быть распределен по гарнизонам, в которых требуются офицеры на службу по контракту. Продвижение по службе будет зависеть от повышения профессионального мастерства, занимаемой должности и личностных качеств.

Офицерские курсы

Следует подробнее остановиться на возможности пройти курсы офицеров для контрактников, так как многие полагают, что не стоит тратить драгоценное время на получение образования. После нескольких месяцев курсовой подготовки все пути будут открыты. Такое отношение неприемлемо. Приведем в качестве примера выдержки из положения о переквалификации в Михайловской военной артиллерийской академии (МВАА).

  • Офицерские курсы для контрактников с высшим образованием организовываются только по указанию Главного управления кадров при Министерстве обороны. Это означает, что обучение носит нерегулярный характер.
  • Никто, кроме ГУК не может предоставить актуальную информацию о потребности в кадрах, поэтому сведения о начале курсовой подготовки следует получать из официальных источников.
  • Курсы офицеров организуются только для контрактников.
  • Обучающийся обязательно должен иметь высшее образование, причем профиль соответствует военно-учетной специальности.
  • Обучение производится исключительно по направлению военного округа. Самостоятельная инициатива исключена.

Следует понимать, что по окончании подобных курсов после присвоения звания «лейтенант» предыдущий контракт аннулируется и заключается новый, на пять лет.

Восстановление на военной службе

Одной из наиболее обсуждаемых тем стало восстановление на службе «запасников». Многие действительно опытные офицеры не по своей воле остались не у дел. В те периоды, когда еще армия переживала упадок, рационализаторское предложение заключалось в сокращении штатов. Под такое решение попали многие не просто опытные, но и боевые командиры в различных званиях. С 2016 года ситуация кардинально изменилась. Теперь служба по контракту для офицеров запаса стала не просто доступной. Организуются выездные комиссии, работа которых направлена на агитацию и «приглашение» на службу.

Отправленный в запас офицер может при желании обратиться в отдел военкомата, где ему помогут с восстановлением. К сожалению, служба по контракту для офицеров не предусматривает восстановление в должности, но сохранившееся звание позволит подобрать достойную альтернативу.

Инициатива о возвращении исходит от командующего восточного военного округа. В 26 регионах России работают выездные агитационные группы, которые обладают всеми достоверными сведениями о «запасниках». Деятельность групп разворачивается в военных комиссариатах. За первые полгода охвачены были такие субъекты, как Санкт-Петербург, Воронежская, Тамбовская, Липецкая, Курская, Брянская, Саратовская Челябинская области.

Результаты не заставили себя долго ждать. Отмечается статистикой, что участились случаи обращения офицеров о восстановлении на службе. Профессиональными кадрами пополнились общевойсковые объединения, флот, военно-космические силы и силы противовоздушной обороны.

Подводя итог, следует отметить, что рядовому нельзя становиться офицером, однако в современной российской армии созданы все условия, чтобы не отбивать желания продвинуться по службе и добиться успехов. В последние годы уровень доверия к вооруженным силам у молодежи значительно увеличился, что обернулось возрастанием количества абитуриентов в военные ВУЗы.

Сотрудники военных комиссариатов отмечают, что доля уклонистов снизилась, а число оставшихся служить по контракту парней резко возросло. Все это говорит о том, что армия представляет собой оплот стабильности не только для мирных граждан государства, но и для самих военнослужащих.

Источник: https://prizivaut.ru/kontrakt/kak-kontraktniku-stat-oficerom.html

4.13 Как стать офицером российской армии

Офицерский состав- это административно-правовая категория лиц, имеющих военную и военно-специальную подготовку (образование и персонально присвоен­ное офицерское звание).

Офицерский состав — это становой хребет любой армии, главный организатор и непосредственный исполнитель задач в области военного строительства, обеспечения обороны и безопасности страны. Именно на офицерском составе, его вы­держке, стойкости, самоотверженности, профессионализме, преданности Отечеству держалась во все времена боеготов­ность Вооруженных сил.

Военно-учебные заведения в нашей стране впервые появились при Петре I. В середине XIX в. в России было 4 военные академии, 20 кадетских корпусов, 9 училищ, 7 военных школ. К концу XIX в. военно-учебные заведения делились на четыре разряда: высшие — военные академии со сроком обучения 3 — 5 лет; средние училища и специальные школы со сроком обучения 2 — 3 года; средние общеоб­разовательные военные гимназии и кадетские корпуса со сроком об­учения 6 — 7 лет; низшие военные школы со сроком обучения один год.

В настоящее время подготовка офицерских кадров для Во­оруженных сил РФ по различным специальностям в основ­ном осуществляется в военных образовательных учреждени­ях профессионального образования.

Ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования являются военные акаде­мии. Ряд военных академий входит в число старейших выс­ших учебных заведений страны. Военно-морская, Военно- инженерная, Военная артиллерийская академия и Военная академия имени Петра Великого были организованы в сере­дине XIX в., а Военно-медицинская академия — в 1798 г. Все они ведут свою историю от офицерских классов и школ, соз­данных еще раньше, на рубеже XVIII — XIX вв. (рис. 33).

Сегодня основное предназначение академий — готовить высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на вышестоящие должности. Иными словами, академии дают своим выпуск­никам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами. Выпуск­ники назначаются на должности, как правило, не ниже пол­кового звена.

В то же время ряд академий принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием.

Военные университеты как новый вид военно-учебных заведений были организованы в 1995 г.

Военные академии и военные университеты являются мно­гоуровневыми военно-учебными заведениями. Кроме подготовки

Рис. 33. Военная академия РВСН им. Петра Великого

руководящих военных кадров с высшим военным об­разованием они готовят офицеров на первичные офицерские должности.

Заведениями, обеспечивающими подготовку военных ка­дров для замещения первичных офицерских должностей, яв­ляются военные институты. Они готовят офицеров — ди­пломированных специалистов с высшим военно-специальным образованием более чем по 250 специальностям, необходи­мым для армии и флота.

В ближайшие годы число военных институтов будет воз­растать за счет преобразования в соответствующие единицы высших военных училищ.

В военные вузы принимаются граждане РФ:

  • со средним (полным) общим образованием или средним профессиональным образованием;

  • не проходившие военную службу, которым до конца года исполнилось 17 лет, но не старше 21 года включи­тельно на год поступления;

  • проходившие или прошедшие военную службу — до 23 лет включительно на год поступления.

Прием в военно-учебные заведения проводится по лично­му заявлению (рапорту) граждан, на основе которого они до­пускаются к предварительному профессиональному отбору в районных (городских) военных комиссариатах или в воин­ских частях. Подавшие рапорт рассматриваются как канди­даты для поступления в военные вузы.

Паспорт, военный билет или удостоверение о прописке и подлинный документ об образовании представляются канди­датом в приемную комиссию военно-учебного заведения по прибытии.

Информацию о времени и месте прибытия для прохожде­ния профессионального отбора кандидаты получают через во­енные комиссариаты или через штабы воинских частей.

Профессиональный отбор проводится приемными комис­сиями вузов с 5 по 25 июня. В ходе отбора кандидаты под­вергаются проверке по следующим критериям:

  • состояние здоровья;

  • военно-профессиональная направленность и индивиду­альные психологические качества;

  • физическая подготовка;

  • общеобразовательная подготовка.

Индивидуальные психологические качества проверяются при собеседовании кандидата со специалистами профессио­нального отбора и при тестировании. Физическая подготовка оценивается по результатам вы­полнения следующих упражнений: подтягивание на перекла­дине, бег на 100 метров, бег на 3 километра, плавание на 100 (50) метров.

Абитуриенты, поступающие в военный университет на военно-юридический факультет, представляют рекомендацию помощника командира по правовой работе корпуса, эскадры или вышестоящего старшего юрисконсульта (начальника юридической службы) той воинской единицы, где они слу­жили.

У поступающих на прокурорско-следственный факультет военного университета должна быть рекомендация военного прокурора гарнизона или вышестоящего органа военной про­куратуры.

К сдаче экзаменов на отделение судебной работы роенного университета допускаются лица, имеющие рекомендацию председателя военного суда гарнизона или вышестоящего во­енного суда.

В Военный институт физической культуры принимаются военнослужащие и гражданская молодежь, имеющие спор­тивные разряды не ниже второго по одному из видов спорта. Военнослужащие — мастера спорта, мастера спорта между­народного класса или заслуженные мастера спорта — прини­маются в возрасте не старше 25 лет.

На военно-дирижерский факультет при Московской госу­дарственной консерватории принимаются военнослужащие (воспитанники военных оркестров) и гражданская молодежь, имеющие среднее музыкальное образование или равную ему самостоятельную подготовку по одному из инструментов ду­ховой группы.

Все вступительные экзамены проводятся по программам, соответствующим учебным программам среднего (полного) общего образования.

Во все военные вузы вступительные экзамены сдаются в три этапа. Первый этап — это психологическое и психофи­зиологическое обследование кандидатов. Второй этап — про­верка физической подготовки. Третий этап — общеобразова­тельная подготовка проверяется по следующим предметам: математика (результаты ЕГЭ), физика (результаты ЕГЭ), рус­ский язык (результаты ЕГЭ).

Без проверки общеобразовательной подготовки при усло­вии соответствия всем другим требованиям профессиональ­ного отбора зачисляются:

  • Герои Российской Федерации — во все вузы;

  • выпускники Санкт-Петербургского кадетского ракетно- артиллерийского корпуса, суворовских военных и на­химовского военно-морского училищ — в военные учи­лища и военные институты;

  • выпускники школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой учащихся — в высшие военные авиацион­ные училища летчиков и штурманов; выпускники Мо­сковского военно-музыкального училища — на военно- дирижерский факультет при Московской государствен­ной консерватории;

  • кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учебное заведение с дипломом с отличием, — в средние военные училища (предназначены для подготовки офи­церов со средним военно-специальным образованием)

На основании собеседования в высшие и средние военные училища, военные институты без проверки знаний по общеоб­разовательным предметам также могут быть зачислены кан­дидаты, окончившие первый или последующие курсы граж­данских учебных заведений по специальностям, соответствую­щим профилю данного военно-учебного заведения, и отвечаю­щие другим требованиям профессионального отбора. При не­соответствии профилей кандидаты сдают экзамены на общих основаниях. Решение о проведении собеседования или сдаче экзаменов принимает председатель приемной комиссии.

Кандидаты, окончившие среднее (полное) образовательное учреждение с медалью или среднее профессиональное учеб­ное заведение с «красным» дипломом и удовлетворяющие требованиям профессионального отбора, сдают определяемый начальником высшего военно-учебного заведения один экза­мен по профилирующему предмету. При получении оценки «пять» указанные кандидаты освобождаются от дальнейшей сдачи экзаменов, а при получении оценки «четыре» или «три» сдают экзамены и по всем остальным предметам, выносимым на экзамены.

Призеры олимпиад и конкурсов по отдельным предметам решением приемных комиссий могут освобождаться от сдачи вступительных экзаменов по этим предметам с выставлением в экзаменационном листе оценки «пять».

Вне конкурса при получении положительных оценок по предметам, выносимым на вступительные экзамены, и на основании результатов профессионального отбора зачисляют­ся кандидаты из числа сирот или лиц, оставшихся без попе­чения родителей.

Кандидаты на места, оставшиеся после зачисления лиц, имеющих право на поступление без проверки общеобразова­тельной подготовки и вне конкурса, зачисляются на конкурс­ной основе.

Преимущественным правом на зачисление в военно-учеб­ные заведения пользуются:

  • награжденные орденами или медалями Российской Фе­дерации: «За отвагу», Суворова, Ушакова, «За боевые за­слуги», Нахимова, а также военнослужащие, выполняв­шие специальные задания Правительства РФ и проявив­шие при этом высокие моральные и боевые качества;

  • военнослужащие, имеющие квалификацию 1-го класса или мастера, -— при поступлении в вузы, готовящие спе­циалистов по данной (родственной) специальности; военнослужащие, проходящие военную службу по при­зыву и прослужившие не менее одного года;

  • кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие стаж практической работы не менее одного года или окончившие юношеские военно-патриотические школы (клубы);

  • кандидаты из числа гражданской молодежи, имеющие первоначальную летную подготовку, — в высшие воен­ные училища летчиков и штурманов.

Законодательно для поступающих в военно-учебные заве­дения предусмотрены некоторые льготы. В частности, проезд для кандидатов бесплатный. Его обеспечивают военные ко­миссариаты (командиры воинских частей), а в случае не по­ступления — начальники вузов за счет средств Министерства обороны РФ.

Кандидаты, прибывшие в вузы, обеспечиваются бесплат­ным размещением и питанием, учебными пособиями и лите­ратурой.

Кандидаты из числа гражданской молодежи, не принятые на учебу как не прошедшие профессиональный отбор, отко­мандировываются в военные комиссариаты по месту житель­ства. Личные дела и другие документы с указанием причин отказа в зачислении на учебу, а также справки о результатах поступления в военно-учебное заведение выдаются кандида­там на руки под расписку.

Кандидаты из числа военнослужащих, не принятые на уче­бу как не прошедшие профессиональный отбор, направляют­ся в свои воинские части.

Лица, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. По достижении восемнадцатилетнего возраста они заключа­ют контракт о прохождении военной службы, но не ранее окончания первого курса обучения.

Граждане, прошедшие военную службу по контракту, а также проходящие или прошедшие военную службу по при­зыву, при зачислении в указанные образовательные учреж­дения заключают контракт до начала обучения.

Проходящие военную службу по контракту при зачисле­нии их в военные образовательные учреждения заключают новый контракт.

Военнослужащие, получающие профессиональное военное образование, заключают первый контракт о прохождении во­енной службы на время обучения в указанном образователь­ном учреждении и на пять лет военной службы после его окончания.

Военнослужащие, отказавшиеся заключить контракт о прохождении военной службы в установленном порядке, под­лежат отчислению из военных образовательных учреждений профессионального образования.

Обучение в военно-учебных заведениях организуется в це­лом на тех же принципах, что и в гражданских образователь­ных учреждениях высшего и среднего профессионального об­разования. Вместе с тем в организации и проведении учебно­го процесса есть ряд особенностей, диктуемых принадлеж­ностью военно-учебных заведений к Вооруженным силам и спецификой военной службы.

Учебный год начинается 1 сентября и делится на два се­местра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. Однако у курсантов первых курсов учебный год на­чинается 1 августа. В течение одного-двух месяцев с ними проводится общевойсковая подготовка, в ходе которой они знакомятся с основами военной службы и со своей будущей офицерской профессией.

По окончании каждого семестра курсантам предоставля­ются каникулярные отпуска: зимний продолжительностью четырнадцать суток и летний продолжительностью тридцать суток.

Занятия проводятся шесть раз в неделю. Как и в граждан­ских вузах, общий объем учебной работы курсантов плани­руется из расчета не более пятидесяти четырех часов в неде­лю. Из них на занятия с преподавателем отводится не более тридцати шести часов в неделю на всех курсах, кроме вы­пускного, и не более тридцати часов в неделю на выпускном курсе. Остальное время выделяется для самостоятельной ра­боты курсантов. Обязательным является не только посещение всех занятий с преподавателем (занятий по расписанию), но и самоподготовка.

Наряду с лекциями, семинарами, лабораторными и прак­тическими занятиями большое место отводится учебным за­нятиям, отражающим специфику профессиональной деятель­ности офицера. Проводятся военные игры, тактические и тактико-специальные занятия и учения. На них отрабатыва­ются навыки организации и обеспечения боевых действий, управления подразделениями в бою. Занятия и учения про­водятся в загородных учебных центрах, на полигонах, учебных командных пунктах, т.е. в условиях, максимально прибли­женных к боевым. В ходе таких занятий широко использу­ются реальное оружие и боевая техника, состоящие на воору­жении, тренажеры и новейшая вычислительная техника.

В ходе учебы курсанты проходят практику (производст­венную, ремонтную, корабельную и другую в зависимости от получаемой специальности). На завершающем этапе обуче­ния организуется войсковая (флотская) стажировка. В про­цессе стажировки, проводимой непосредственно в войсках или на флотах, курсанты приобретают практические навыки в выполнении обязанностей по своему должностному предна­значению.

Успеваемость курсантов проверяется в ходе текущего кон­троля, на экзаменах и зачетах. Для отлично и хорошо успе­вающих курсантов наряду с поощрениями, установленными для военнослужащих, предусмотрен целый ряд дополнитель­ных льгот и преимуществ:

  • курсантам, проявившим выдающиеся способности, мо­гут назначаться специальные (именные) стипендии (Пре­зидента РФ, Правительства РФ);

  • курсантам второго и последующих курсов может быть разрешена досрочная сдача экзаменов и зачетов; высво­бодившееся время они могут использовать по желанию, в том числе для увеличения продолжительности кани­кулярных отпусков;

  • курсанты второго и последующих курсов могут перево­диться на обучение по индивидуальным планам;

  • дополнительно к основной специальности может быть предоставлено право изучать дисциплины второй спе­циальности, а при полном выполнении ее программ — получить по окончании вуза второй диплом.

Все курсанты после успешного завершения программ обуче­ния проходят итоговую государственную аттестацию, вклю­чающую защиту выпускной квалификационной работы (ди­пломного проекта или дипломной работы) и сдачу итоговых экзаменов. Защита выпускной квалификационной работы в высших военно-учебных заведениях является обязательной для подавляющего большинства специальностей, в том числе для всех специальностей командного, командно-инженерного и инженерного профилей.

Курсантам, успешно прошедшим итоговую государствен­ную аттестацию, присваивается квалификация по получен­ной специальности и выдается диплом государственного об­разца о высшем (или среднем) профессиональном образова­нии. За успехи в учебе, научной работе и примерную дисци­плину решением государственной аттестационной комиссии выпускнику выдается диплом с отличием. Тем, кто в течение всего обучения на всех экзаменах и зачетах получал только отличные оценки, может быть присуждена золотая медаль (в высших военно-учебных заведениях); фамилии лучших выпускников заносятся на доску почета вуза.

Окончившим вуз с золотой медалью и дипломом с отличи­ем или только с дипломом с отличием выплачивается едино­временное денежное вознаграждение. Они пользуются пре­имущественным правом выбора места службы. В связи с дополнениями, внесенными в Федеральный за­кон «О воинской обязанности и воинской службе» Прави­тельством РФ, утверждены Положение об учебных военных центрах и Положение о факультетах военного обучения (во­енных кафедрах) при федеральных государственных обра­зовательных учреждений высшего профессионального обра­зования.

Учебный военный центр создается в целях обучения по программе военной подготовки граждан Российской Федера­ции, обучающихся в этом образовательном учреждении по очной форме обучения, для прохождения ими после оконча­ния данного образовательного учреждения военной службы по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации на воинских должностях, подлежащих замещению офицера­ми. Военная подготовка осуществляется в добровольном по­рядке на основании договора, заключаемого между гражда­нином и Минобороны РФ.

Граждане до достижения ими 24-летнего возраста, изъ­явившие желание получить военную подготовку, должны пройти предварительный отбор, в частности для определения годности по состоянию здоровья к военной службе. Пред­варительный отбор кандидатов осуществляется военным ко­миссариатом по месту воинского учета гражданина или по месту расположения высшего учебного заведения в порядке, установленном Минобороны РФ. Военная подготовка проводится по конкретным военно- учетным специальностям. Граждане, оканчивающие высшее учебное заведение, проходят итоговую аттестацию по военной подготовке, в ходе которой устанавливаются уровень их тео­ретической и практической подготовки для выполнения воен­но-профессиональных задач и соответствие подготовки ква­лификационным требованиям, предъявляемым к выпускни­кам учебных военных центров.

Завершившие военную подготовку в установленном по­рядке заключают контракт о прохождении военной службы с Минобороны РФ или иным федеральным органом испол­нительной власти, в котором федеральным законом преду­смотрена военная служба.

В Положении об учебных военных центрах также урегу­лированы вопросы образовательной деятельности учебного военного центра; организации и порядка проведения учебных сборов; штата учебных военных центров; управления их дея­тельностью; финансового и материально-технического обе­спечения обучения и другие вопросы.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова роль офицерского корпуса в российской армии?

2. Какие виды военных образовательных учреждений осуществля­ют подготовку будущих офицеров российской армии?

3. Каковы правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования?

4. Каковы правила заключения контракта с военнослужащими, обучающимися в военных вузах?

5. Какие категории граждан имеют льготы для поступления в во­енные образовательные учреждения?

6. Как организуется учебный процесс в военных образовательных учреждениях профессионального образования?

Источник: https://StudFiles.net/preview/2099568/page:33/