Какое образование является обязательным

Какое образование является обязательным в России?

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» обязательным является начальное, основное и среднее общее образование. Обязательность среднего общего образования по отношению к ученику сохраняется до достижения им восемнадцатилетнего возраста.

Если ответить на вопрос, какое образование является обязательным в России, более просто, то обязательным является образование, получаемое в школе, т.е. общее. Оно включает, как правило, начальную школу, 5 классов средней школы и 2 старших класса, причём ранее можно было закончить обучение после 9 классов школы и получить аттестат о неполном среднем общем образовании, а сейчас ввели обязательное 11-летнее образование в школе.

Достаточно ли общего образования человеку?

Конечно, обучение в школе даёт нам необходимую базу знаний, которой мы будем пользоваться всю жизнь. Но этого мало, ведь в школе научат лишь общеобразовательным предметам (и то, не углубляясь), нас научат писать, читать, считать, но для взрослой самостоятельной жизни потребуется значительно больше знаний. Тем более, что в современном мире очень высока конкуренция на рынке труда.

Поэтому иногда, на вопрос какое образование является обязательным, хочется ответить – то, которое откроет перед вами множество перспектив, обеспечит высокооплачиваемой работой. А получив лишь общее образование, вряд ли стоит рассчитывать на безбедное существование. Найти работу без наличия профессионального образования можно, но это будет, скорее всего, грязная и тяжёлая работа (например, подсобным рабочим, грузчиком, уборщицей и т.д.) и эта работа уж точно не будет высокооплачиваемой.

Что даёт профессиональное образование?

Ввиду всего вышесказанного невозможно недооценивать роль профессионального образования, будь оно высшим или средне специальным – оно просто необходимо в настоящее время. Высшее образование даёт человеку не только профессиональные знания и навыки, но и влияет на формирование его личности.

В процессе обучения всё имеет значение: общение с преподавателями, сверстниками, получение огромного количества информации, расширяющей кругозор и мировоззрение. Тем более, что высшее образование, ещё никому не мешало, а лишь помогало.

К сожалению, очень часто молодые люди поначалу недооценивают значение высшего образования и не слишком уж грызут гранит науки. Понимание и осознание всей важности обучения приходит ближе к четвёртому, а то и пятому курсу, когда взрослеешь и начинаешь ценить полученные знания и потраченное время.

В последние годы роль диплома не так уж важна, многие работодатели могут его даже не смотреть, но очень важны профессиональные знания, навыки и умения, которыми обладает человек, а диплом лишь подтверждает их наличие. Это раньше, в советское время, диплом гарантировал получение работы по специальности, сейчас всё по-другому.

Чтобы найти хорошую работу нужно потрудиться, ведь никто (кроме вас самих) не будет заботиться о вашем трудоустройстве и дальнейшей безбедной жизни. Поэтому, ещё раз обозначим важность образования в жизни каждого и ответим на вопрос, какое образование является обязательным – то, которое выделит вас из огромной общей массы таких же новоиспечённых специалистов и обозначит ваши преимущества. А последующие положительные рекомендации работодателей – это дорогу к успеху, высокооплачиваемой работе и прочим бонусам.

Источник: https://life-students.ru/kakoe-obrazovanie-yavlyaetsya-obyazatelnym-v-rossii/

Среднее образование по странам

Египет

Основная статья: Среднее образование в Египте

Среднее образование в Египте бывает трёх различных типов: общее, профессиональное и техническое.

Кипр

Основная статья: Среднее образование на Кипре

На Кипре, ученики получают среднее образование в два этапа. Первый этап дают гимназии или низшие средние школы (gymnasium, gymnasio), в течение 3 лет. После успешного окончания гимназии ученики получают выпускной сертификат (apolytirio), который позволяет им начать обучение в высшей средней школе. Высшее среднее образование в течение следующих 3 лет ученики получают в лицеях (lyceum, lykeio) или технических профессиональных школах (techniki scholi).

Монако

Основная статья: Начальное и среднее образование в Монако

В Монако среднее образование даётся в Колледже Шарля III, в Лицее Альберта I, который предоставляет общее и техническое образование, а также лицее, который даёт образование в сфере туризма. Также в Монако есть две частные школы, финансируемые религиозными общинами — Институт Франсуа д’Ассис Николя Баррэ и школа Доминиканцев и Международная школа Монако.

Россия

См. также: Образование в России

В настоящее время среднее общее образование в России дают школы — средняя школа, школа с углублённым изучением предметов, профильная школа, учебно-воспитательный комплекс, лицей, гимназия в рамках школьного образования, а среднее профессиональное образование получают в колледжах и техникумах.

Франция

Основная статья: Среднее образование во Франции

Во Франции среднее образование даётся в рамках колледжей и лицеев.

США

Основная статья: Среднее образование в США

Средние школы (middle schools, junior high schools, или intermediate schools), как правило, обучают детей в возрасте от одиннадцати или двенадцати до четырнадцати лет — с шестого или седьмого по восьмой класс. В последнее время шестой класс все чаще включается в среднюю школу. Обычно в средней школе, в отличие от начальной, один учитель преподает один предмет. Ученики обязаны брать уроки по математике, английскому языку, естественным наукам, социальным наукам (часто включающим в себя мировую историю), и физкультуре. Один или два предмета ученики выбирают сами, обычно по иностранным языкам, искусствам и технологии.

Швейцария

Основная статья: Система образования в Швейцарии

Обязательное среднее образование в Швейцарии — это начальная школа и первая ступень среднего образования (Secondaire I). Secondaire I — это 3 (в некоторых кантонах 4) класса, таким образом, обязательно обучение с 6 до 15 лет. Полное среднее образование рассчитано на дополнительные 3-4 года обучения в старшей средней школе — Secondaire II. Аттестаты зрелости Maturité gymnasiale ученики получают в 18-19 лет. В конце первой ступени среднего образования (Secondaire I) происходит разделение учеников на тех, кто способен учиться по академической программе дальше и готовиться к учебе в университете и на тех, кто успехов не демонстрирует. Последние уходят из школы и проходят подготовку к получению аттестата о среднем профессиональном образовании.

Международное исследование качества образования в школах

В отличие от высшего образования, стандарты которого носят международный характер (Болонский процесс), качество среднего образования, стандарты подготовки школьников и учебных программ разрабатываются на государственном уровне в каждой отдельной стране. Единой международной стандартизации в среднем образовании практически нет: есть только общие требования к продолжительности обучения в школе (не менее 12 лет) и необходимости введения государственных экзаменов для выпускников школ. В одних странах школьники сдают 6 экзаменов (Великобритания, Франция), в других 12 (Швейцария). В большинстве стран цикл обучения в школе составляет 12 лет, но в Германии, Австрии среднее образование предусматривает 13-летнее обучение. В СССР цикл обучения составлял 10 лет, а количество экзаменов – 6. В современной России цикл обучения удлинился на 1 год и составил 11 лет, но количество обязательных государственных экзаменов снизилось всего до 2 – математики и русского языка. Остальные экзамены сдаются по желанию выпускника.

Образование – стратегически важное направление государственной политики. Поэтому, несмотря на отсутствие международных стандартов в части среднего образования, международные организации (ОЭСР, ЮНЕСКО, ООН и другие) считают крайне важным отслеживать изменения, происходящие в сфере среднего образования как на мировом уровне, так и на национальных, для чего проводят собственные исследования. Самым авторитетным таким исследованием является PISA (Programme for International Student Assessment). Согласно этому международному исследованию качества среднего образования, в среднем по ОЭСР качество подготовки школьников снижается (с 500 баллов в 2000 году до 493 баллов в 2009). Самое лучшее среднее образование, согласно рейтингу PISA, в Корее, Китае и Сингапуре. Из европейских стран список возглавляют Финляндия и Нидерланды. Россия из 65 стран, участвующих в рейтинге качества среднего образования в 2009 году, заняла 41 место, оказавшись позади Турции и Объединенных Арабских Эмиратов.

Документы о среднем образовании

Основная статья: Аттестат зрелости

Во всех странах существует обязательная школьная программа, но её содержание и качество неодинаково во всех странах. В целях стандартизации требований к качеству и содержанию школьных программ разных стран были разработаны рекомендации Совета Европы относительно признания документов о среднем образовании. Согласно этим рекомендациям все страны разделены на 4 группы:

1 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие конвенцию № 15/1953 Совета Европы об эквивалентности дипломов, необходимых для зачисления в университеты. Страны взаимно признают свои сертификаты о среднем образовании.

2 группа: Документы об образовании считаются частично признаваемыми. Страны, подписавшие Лиссабонскую Декларацию No 165/1997 о признании квалификаций в области высшего образования внутри европейского пространства.

3 группа: Документы об образовании считаются эквивалентными. Страны, подписавшие билатеральные соглашения об эквивалентности документов об образовании (Швейцария, Германия, Австрия, Франция, Италия)

4 группа: Документы об образовании не признаются. Страны, документы об образовании которых не признаются в Европе.

Россия входит во вторую группу. Аттестаты зрелости российского стандарта считаются частично признаваемыми. Виной тому 11-летнее школьное обучение (на Западе 12 лет) и не соответствие стандартов ЕГЭ в части набора дисциплин.

> См. также

  • Школа-интернат
  • Суворовское военное училище
  • Нахимовское училище
  • Высшее образование

Школьное образование в России

Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).

Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.

В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.

До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.

Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:

  • I ступень (начальное общее образование) — 4 года;
  • II ступень (основное общее образование) — 5 лет;
  • III ступень (среднее (полное) общее образование) — 2 года.

Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.

Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».

Начальная школа

По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления (имеется в виду календарный, а не учебный год) исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.

Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса (по нормам 2005 года) во всех школах вводится обучение иностранному языку (раньше иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).

За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы (за исключением физкультуры и музыки). Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с 1995 года школьники учатся пять дней в неделю.

Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.

На самом деле это не совсем так. В 60-70-е годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы — полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в вуз. Право поступления в вуз давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.

Основные особенности обучения иностранному языку на данном этапе: 1) занятия должны проходить на основе индивидуального подхода в условиях коллективных форм обучения. Комфортность взаимодействия детей во время общения на английском языке во многом зависит от того, как используются различные организационные формы обучения. Наряду с широко применяемой фронтальной и индивидуальной работой необходимо более активно внедрять в учебный процесс и другие формы: групповые, коллективные, а также проектные. При этом очень важно по возможности правильно размещать детей в классной комнате. Расположение учеников в классе определяется задачами общения и взаимодействия. 2) педагог должен предложить такой способ усвоения знаний, который был бы направлен специально на развитие, а не в ущерб ему. А для этого важно, чтобы каждый ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимал активное участие в обсуждении тем урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены. Эффективность процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте определяется готовностью и желанием детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке. 3) Важно, чтобы основной формой школьной деятельности было не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое, активное общение с учителем и друг с другом. Формирование коммуникативных умений, крайне необходимых человеку, поможет учащимся слушать собеседника, вступать в иноязычное общение и поддерживать его. В процессе заинтересованного общения ученик должен четко представлять себе цель своего речевого (и неречевого) действия, его конечный результат – что именно будет достигнуто, если он произнесет слово, построит высказывание, прослушает или прочитает текст. Для успешного прохождения процесса обучения английскому языку необходимо создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Дети должны видеть результаты практического применения английского языка.

Основная школа

В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы (не обязательно ведущий в этом классе какие-либо уроки, а в некоторых школах — освобождённый от учебной работы вообще), который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.

Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, трудовое обучение, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.

По окончании основной школы ученики сдают Государственную (итоговую) аттестацию (ГИА) : алгебра, русский язык и еще два по выбору (под «сдачей» как результатом понимается получение отметки не ниже «удовлетворительно»). По результатам обучения выдаётся документ — Аттестат об основном общем образовании — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.

Старшие классы

Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России — это последние два года обучения. 10 класс и 11 класс.

В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.

По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.

До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль, а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.

Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем (полном) общем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.

Среднее общее образование — сколько это классов?

Быстрый ответ: 11 классов.

На текущий момент в России, а также ряде других, стран школьное образование, которое преподают в средних школах, принято делить на три основных уровня: начальное образование, основное общее и среднее (полное) общее, которое часто называют средним образованием.

  • Начальное образование — с 1 по 4 класс включительно.
  • Основное общее образование — это 9 классов.
  • Среднее (полное) общее образование — 11 классов.

Начальное общее образование — самая первая ступень общего образования детей. На данном этапе обучения ученики приобретают школьные знание. На этом же этапе формируется и развивается личность ребенка.

Основное общее образование — своеобразная вторая ступень общего образования. На этом этапе происходит становление и формирование личности ученика, развитие его интересов и склонностей.

Среднее общее образование — это завершающий этап общего образования, целью которого является формирование навыков самостоятельного обучения ученика, а также развитие его творческих способностей. Среднее полное образование, то есть 10-11 классы, является общедоступным, но при этом не обязательным. Интересно, что для получения высшего образования необходимо среднее общее образование. Собственно, основное назначение 10 и 11 классов — подготовка к поступлению в высшее учебное заведение.

Источник: http://skolkoru.ru/skolko-klassov-srednee-polnoe-obshhee-obrazovanie/