Когда составляется протокол задержания

Статья 92 УПК РФ. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.

См. все связанные документы >>>

1. Протокол задержания должен быть составлен «после доставления». Под доставлением понимается осуществляемое под контролем сотрудников правоохранительных органов или же принудительное препровождение физического лица из места его фактического задержания в указанный в ч. 1 коммент. ст. орган или к соответствующему должностному лицу для решения вопроса о его задержании. Лицо считается доставленным, а доставление завершенным, после того как доставляемый перешагнул порог здания, где размещен орган дознания, либо вошел в кабинет к следователю. Причем доставленным оно считается сразу же после того, как им было осуществлено одно из вышеуказанных действий.

2. Следует стремиться к осуществлению доставления в как можно более короткий срок.

3. С того момента, как лицо, подозреваемое в совершении преступления, впервые под контролем сотрудников правоохранительных органов или же в связи с осуществленным в отношении его принуждением переступило порог служебного помещения, где расположен орган, уполномоченный принимать решение о задержании, до окончательного заполнения всех граф протокола задержания и его подписания не должно пройти более 3 часов.

4. Права лицу, подозреваемому в совершении преступления, разъясняются еще до завершения составления протокола. Поэтому правоприменителю следует иметь в виду, что время разъяснения прав, предусмотренных ст. 46 УПК, должно быть более ранним, чем время составления протокола задержания.

5. В срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания. Но задержание как уголовно-процессуальное действие возможно лишь после возбуждения уголовного дела. Соответственно, 3-часовой срок распространяется и на решение о возбуждении уголовного дела.

6. Законодатель употребил термин «составлен» применительно к оформлению протокола задержания. «Составлен» протокол задержания будет лишь тогда, когда в него будут внесены все необходимые сведения и поставлены во всех местах, где того требует закон, подписи.

7. Частью 1 ст. 11 УПК на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность разъяснять участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность. Во исполнение данной нормы при задержании лицу, подозреваемому в совершении преступления, должны быть разъяснены не только его права, но и обязанности, а также ответственность. Причем рекомендуется разъяснять не только права, предусмотренные ст. 46 УПК, а все права и обязанности подозреваемого.

8. Как следует из ч. 2 коммент. ст., в протоколе должно быть отражено место задержания. В данном случае речь идет о месте фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а не о месте составления протокола задержания. Исходя из структуры рассматриваемого процессуального документа, в нем обычно отведена специальная графа для фиксации места фактического задержания лица, а указание на место составления протокола могло бы ограничиться лишь наименованием населенного пункта, где он составлен. Однако в протоколе задержания необходимо отражать не только наименование населенного пункта, где составлен протокол, но и точный адрес кабинета (учреждения), где произведен личный обыск лица, подозреваемого в совершении преступления, а значит, обычно и составлен протокол задержания.

9. Производство личного обыска при задержании — обязанность следователя (дознавателя и др.). Данное утверждение зиждется на положениях ч. 2 коммент. ст.

10. Как следует из ч. 2 коммент. ст., протокол задержания подписывается также лицом, подозреваемым в совершении преступления. Если последнее откажется подписать протокол задержания, следователь (дознаватель и др.) согласно ст. 167 УПК вносит в указанный документ соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя (дознавателя и др.), а также подписями защитника (если он при этом присутствует) и понятых. Причем лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое рекомендуется заносить в данный протокол.

11. Если лицо, подозреваемое в совершении преступления, в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола задержания производится в присутствии защитника (законного представителя, представителя) и (или) понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания.

12. Двенадцатичасовой срок, о котором идет речь в ч. 3 коммент. ст., рекомендуется исчислять не собственно с момента оформления процессуального решения о задержании и даже не со времени «фактического доставления лица к следователю», как пишут некоторые авторы , а с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.

См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М.: Эксмо, 2003. С. 167.

13. Передача надзирающему прокурору письменного установленной формы сообщения о задержании не право, а обязанность следователя (дознавателя и др.), которым было принято решение о применении названной меры процессуального принуждения. Исключений из этого правила нет.

14. Следователь (дознаватель и др.) в течение 12 часов с момента фактического задержания должен сообщить прокурору о задержании, а прокурор — получить данное сообщение. Если в указанный промежуток следователь (дознаватель и др.) направил прокурору сообщение о задержании, но прокурор получил его по окончании названного в ч. 3 коммент. ст. УПК срока, следователем (дознавателем и др.) нарушены требования закона. Данное обстоятельство может иметь следствием привлечение следователя (дознавателя и др.) к дисциплинарной ответственности.

15. Четвертая часть коммент. ст. посвящена допросу подозреваемого и обеспечению его свидания с защитником, прежде чем следователь (дознаватель и др.) приступит к его допросу. Причем допрос подозреваемого — это следственное действие, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) допрашиваемого лица, в нашем случае подозреваемого, результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса.

16. Подозреваемый, задержанный в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК или заключенный под стражу, вызывается через администрацию мест содержания под стражей подозреваемых.

17. Порядок действий во время первого допроса лица в качестве подозреваемого следующий:

1) устанавливаются анкетные данные лица:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата рождения;

в) место рождения;

г) место жительства и (или) регистрации (номер домашнего телефона, если таковой имеется);

д) гражданство;

е) образование;

ж) семейное положение, состав семьи;

з) место работы или учебы (номер служебного телефона, если таковой имеется);

и) отношение к воинской обязанности и где состоит на воинском учете;

к) наличие судимости (когда и каким судом был осужден, по какой статье (части и пункту) УК, вид и размер наказания, когда был освобожден);

2) подозреваемый своей подписью удостоверяет правильность записи его анкетных данных;

3) в протокол заносятся данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность подозреваемого, а если таковой отсутствует, в протоколе фиксируется, что анкетные данные отражены в протоколе со слов подозреваемого;

4) в случае необходимости фиксируются иные данные о личности подозреваемого. Таковыми могут быть: национальность (устанавливается в целях выяснения необходимости приглашения переводчика), наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес в уголовном деле, и др.;

5) отражаются фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в производстве следственного действия, а в предусмотренных законом случаях и другие сведения об иных участвующих в допросе лицах;

6) следователь (дознаватель и др.) удостоверяется в личности привлеченных им к допросу участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 УПК, разъясняет им права, обязанности, ответственность, а также порядок производства соответствующего следственного действия. Если в производстве допроса участвует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он также предупреждается об ответственности, предусмотренной ст. ст. 307 и 308 УК (ч. 5 ст. 164 УПК);

7) указываются технические средства, которые будут применены, а также кто их будет применять и что об этом участвующие в допросе лица были заранее предупреждены;

8) подозреваемому разъясняются его права, обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, ст. ст. 46, 52 и другими статьями УПК, ответственность и порядок производства следственного действия;

9) подозреваемый своей подписью удостоверяет данный факт;

10) объявляются изложенные в письменном виде в протоколе допроса обстоятельства преступления (время, место совершения преступления, какое именно деяние имело место и к каким привело последствиям), в совершении которого лицо подозревают;

11) подозреваемый своей подписью удостоверяет факт объявления ему о том, в совершении какого преступления он подозревается;

12) подозреваемый дает показания по обстоятельствам причастности (непричастности) его к совершению данного преступления.

18. Допрос по существу дела начинается предложением подозреваемому рассказать все ему известное по поводу имеющихся подозрений (по существу подозрения). После рассказа подозреваемого следователь (дознаватель и др.) может задать ему вопросы.

19. Правила допроса подозреваемого таковы:

1) допрос подозреваемого, задержанного в порядке, установленном коммент. ст., должен состояться не позднее 24 часов с момента его фактического задержания;

2) до начала допроса подозреваемому должна быть предоставлена возможность иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого (п. 3 ч. 4 ст. 46 УПК);

3) показания подозреваемого записываются в первом лице и по возможности дословно;

4) в протоколе допроса могут фиксироваться не только устные показания, но и графическая информация. В процессе допроса могут составляться схемы, чертежи, рисунки, диаграммы и представляться доказательства;

5) подозреваемый вправе пользоваться письменными документами (письменными заметками) в тех случаях, когда они относятся к его показаниям;

6) следователь (дознаватель и др.) не может отказать подозреваемому в допросе;

7) результаты допроса и факт применения фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки протоколируются по тем же правилам, что и при допросе свидетеля;

8) если в допросе подозреваемого принимает участие защитник, то последний в ходе допроса с разрешения следователя (дознавателя и др.) вправе задавать вопросы подозреваемому, давать ему в присутствии следователя (дознавателя и др.) краткие консультации, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и др. По окончании допроса защитник вправе делать письменные заявления о нарушениях прав и законных интересов подозреваемого. Указанные заявления подлежат занесению в протокол допроса. Защитник, кроме того, может требовать дополнения протокола допроса и внесения в него уточнений, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия, удостоверять своей подписью правильность записи показаний подозреваемого.

20. Допрос как следственное действие начинается до того, как следователь (дознаватель и др.) приступит к его протоколированию. Рекомендуется началом допроса подозреваемого считать получение от него следователем (дознавателем и др.), в производстве которого находится уголовное дело, в устной форме сведений, имеющих значение для уголовного дела, в целях их последующего отражения в протоколе допроса подозреваемого. До начала поступления подобного рода информации у подозреваемого должна быть возможность свидания с его защитником. И все равно, по чьей инициативе приступили к допросу — по требованию следователя (дознавателя и др.) или в связи с просьбой самого подозреваемого. Если в уголовном деле не закреплен факт разъяснения подозреваемому права иметь свидание с защитником до начала допроса или же подозреваемый утверждает, что его просьба о свидании была отклонена, протокол допроса подозреваемого не будет иметь юридической силы.

21. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. приводит к мысли, что просьба о свидании подозреваемого с защитником, порождающая обязанность следователя (дознавателя и др.) обеспечить таковое, возникает, только когда она исходит от подозреваемого. Между тем думается, что имеет под собой правовую основу и утверждение, что такое ходатайство может поступить (а главное, иметь аналогичные последствия) и от самого защитника.

22. Обеспечение свидания — это активные действия следователя (дознавателя и др.), результатом которых является само свидание. Следователь (дознаватель и др.) должен сделать все со своей стороны возможное, чтобы свидание состоялось. Если свидание не имело места, а соответствующая просьба была заявлена, следует считать, что следователь (дознаватель и др.) не выполнил возложенную на него обязанность — обеспечить до начала допроса свидание подозреваемого с защитником.

23. Буквальное толкование ч. 4 коммент. ст. позволяет говорить, что данной нормой на следователя (дознавателя и др.) возложена обязанность обеспечить одно свидание подозреваемого с его защитником до первого допроса подозреваемого. Между тем свиданий подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) с защитником может быть несколько. Данное утверждение зиждется на закрепленном в п. 5 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» праве адвоката беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.

24. Между тем любое свидание подозреваемого (лица, подозреваемого в совершении преступления) и его защитника при наличии указанных в ч. 4 коммент. ст. УПК обстоятельств может быть ограничено во времени.

25. Свидание подозреваемого и его защитника должно проходить «наедине и конфиденциально», гласит ч. 4 коммент. ст. Эти две характеристики свидания расположены через союз «и», значит, и та и другая должны быть обеспечены следователем (дознавателем и др.) в каждом случае проводимого свидания между указанными лицами. «Наедине» означает, что в кабинете, где происходит свидание, присутствуют только подозреваемый и его защитник; «конфиденциально» — никто не слышит, о чем они говорят. Запрещено размещать в помещении, где проходит свидание, прослушивающие (подслушивающие) устройства.

26. Между тем, когда подозреваемый находится в месте содержания лиц под стражей, его свидания с защитником должны иметь место в условиях, позволяющих сотруднику места содержания под стражей видеть их, но не слышать (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»). До помещения подозреваемого в такое место следователь (дознаватель и др.) вправе обеспечить осуществление свидания также в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительного органа видеть подозреваемого и защитника, но не слышать.

27. Под продолжительностью свидания понимается время от начала и до конца нахождения подозреваемого и его защитника наедине, в условиях, не позволяющих никому иному слышать их разговор.

28. Продолжительность свидания может быть ограничена, только если до того, как это будет сделано, следователь (дознаватель и др.) уведомит подозреваемого, а также его защитника о необходимости производства с участием подозреваемого процессуального действия и о том, что в этой связи продолжительность их свидания будет ограничена. Рекомендуется это уведомление выполнять в виде письменного документа.

29. Законодатель прямо не указывает на то, что уведомление должно быть до начала свидания. «Предварительным» уведомление может быть и тогда, когда оно имело место после начала свидания. Между тем свидание не может быть завершено одновременно с уведомлением.

30. Согласно ч. 4 коммент. ст. продолжительность свидания подозреваемого с его защитником «не может быть менее 2 часов». Данное положение не должно толковаться буквально. Оно означает, что следователь (дознаватель и др.) не вправе по собственной инициативе ограничивать продолжительность такого свидания временем, меньшим, чем 2 часа. Если же свидание закончилось ранее истечения 2 часов по воле подозреваемого, порядок его проведения не может быть признан незаконным.

31. См. комментарий к ст. ст. 46, 91, 172 — 174, 188 — 190, 279, 449, а также ко всем иным упомянутым здесь статьям УПК .

Источник: https://rulaws.ru/upk-rf/CHAST-PERVAYA/Razdel-IV/Glava-12/Statya-92/

Задержание транспортного средства является одной из мер административного принуждения, цель которой – исполнение решения по административному делу и устранение препятствий для других участников дорожного движения. Эта обеспечительная мера, применяемая только при наличии определенных условий, без которых действия представителей ГИБДД могут быть признаны незаконными. Какие именно нормы административного закона регламентируют ограничение пользования собственным авто и как возвратить машину с штрафстоянки – ответы на эти и другие актуальные вопросы вы найдете в нашей статье.

Основания

Инспектор ГИБДД вправе установить ограничение в пользовании ТС, если совершены следующие административные правонарушения:

  • ч. 1 ст. 12.3 КОАП РФ – управление автомобилем без документов на право управления. Если у водителя имеются права, но с собой их нет, то его автомобиль может быть задержан до выяснения обстоятельств, связанных с владением и правом на управление;
  • ч. 2 ст. 12.15 КОАП РФ – управление неисправным автомобилем, когда возможность дальнейшей эксплуатации исключена. Предполагается, что доказательством неисправностей может быть «свежий» техосмотр, где указано на недопустимость эксплуатации до ремонта, либо другие документы (например, экспертиза после аварии), фиксирующие невозможность использовать машину по причине серьезных неисправностей. Вывод о серьезных поломках может быть сделан и в случае аварии;
  • ч.1, ч. 2 ст. 12.7 КОАП РФ – управление ТС лицом, не имеющим водительского удостоверения, или лишенным права управления решением суда;
  • ч. 2-4, 6 ст. 12.19 КОАП РФ – остановка или стоянка на местах, предназначенных для инвалидов, а также ближе 5 метров к пешеходному переходу или на переходе, или на остановке общественного транспорта;
  • ст. 12.26 КОАП РФ – невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования;
  • ч. 3 ст. 12.27 КОАП РФ – употребление лицом, причастным к ДТП, алкогольных напитков или наркотических, психотропных веществ после происшествия;
  • ч. 2 ст. 14.38 КОАП РФ – нарушение эксплуатации транспортного средства, связанное с использованием его передвижной рекламы;
  • ст.11.26 КОАП РФ – незаконное использование транспорта, принадлежащего международным перевозчикам. Речь идет о неправильном оформлении необходимой документации (разрешения) на деятельность, связанную с такими перевозками, или отсутствие таких документов вообще;
  • ст.11.29 КОАП РФ – нарушение правил международных автомобильных перевозок. Также, как и в ст. 11.26 КОАП РФ, предметом проверки является документация, отсутствие которой влечет применение обеспечительной меры.

Кроме этих перечисленных оснований, указанных непосредственно в статье 27.3 КОАП РФ, согласно Административному регламенту № 664, утвержденному Приказом МВД РФ, веской причиной задержания машины сотрудником ГИБДД является информация о ее розыске. Так, если инспектор сверит служебные списки о розыскных машинах с номером остановленного транспорта и выявит совпадение, он вправе отправить машину на штрафстоянку.

Даже при наличии законных оснований автомобиль может быть задержан только до устранения причины задержания, в том числе и в случае правонарушения, связанного с нахождением водителя в состоянии опьянения.

Пример. За рулем автомобиля находился Жданов К.А., который выпил перед поездкой две бутылки пива. Инспектор ГИБДД, остановивший автомобиль, составил протокол об отказе пройти освидетельствование. Кроме того, было принято решение задержать транспорт. В то же время, находящаяся на пассажирском сидении супруга Жданова К.А. предъявила свое водительское удостоверение и страховку ОСАГО без ограничения, тем самым подтвердив, что автомобилем может управлять она. Поскольку причина задержания машины была устранена (и перемещение еще не началось), необходимость в применении обеспечительной меры отпала. Конечно, Жданов понес ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.26 КОАП РФ, но супруги избежали помещения машины на штрафстоянку.

Итак, устранением причины задержания может являться:

  • представление необходимых документов, позволяющих управлять транспортным средством в соответствии с ПДД;
  • устранение технических неисправностей;
  • устранение нарушений запрета остановки, стоянки в неположенных местах;
  • устранение нарушений правил перевозки опасных или крупногабаритных грузов и т.д.

Если объективно причина задержания устранена до начала перемещения, процедура задержания прекращается.

Процедура

Порядок применения обеспечительной меры регламентируется административным законодательством, законами субъектов РФ о правилах перемещения, хранения и возврата машин со специализированных стоянок, а также Административным регламентом МВД, в соответствии с которыми инспектор ГИБДД:

  1. составляет протокол об административном правонарушении;
  2. при выявлении оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 27.13 КОАП РФ, принимает решение о задержании ТС;
  3. если технически невозможно переместить транспорт, то применяются специальные блокирующие устройства;
  4. если автомобиль находится в розыске и задержан по этой причине, то сотрудник ГИБДД обязан доложить об этом дежурному подразделения ДПС или в отдел полиции для организации выезда на место оперативно-следственной группы полиции. При необходимости (например, для признания вещественным доказательством) разыскиваемая машины может быть передана следственным органам по рапорту сотрудника ДПС;
  5. автомобиль перемещается на стоянку эвакуатором или под управления сотрудника ГИБДД (при наличии у последнего водительского удостоверения).

Если совершены правонарушения, связанные с международными перевозками, с превышением скорости (ст. 12.9 КОАП РФ), неисполнением запрета движения грузовых транспортных средств, перемещение на специализированную стоянку может быть осуществлено не только сотрудником ГИБДД, но и водителем при наличии у него документов на право управления.

В ряде случаев автомобиль перемещается исключительно с помощью эвакуатора. Например, когда эксплуатация транспорта категорически запрещена:

  • если установлено наличие технической неисправности, которая создает прямую угрозу жизни и здоровью другим участникам дорожного движения. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, негорящие фары в темное время суток, неработающие стеклоочистители во время дождя и т.д.
  • если установлен факт управления автомобилем лицом, которое не застраховало свою гражданскую ответственность (то есть, не оформило полис ОСАГО).

До фактического перемещения ТС составляется протокол о задержании.

Протокол

В Административном регламенте МВД № 664 указано на обязанность сотрудника ГИБДД составлять протокол об административном задержании транспорта. Отсутствие правильно оформленного документа влечет незаконность действий представителя правоохранительных органов, связанных с перемещением ТС.

Какие сведения должны быть в протоколе? В настоящее время в действующем регламенте МВД нет требований составления, но эти требования следуют из общих правил формирования должностных документов, а также из содержания ч. 4 ст. 27.13 КОАП РФ. В протоколе должно быть указано:

  • дата, время, место составления;
  • основания задержания;
  • должность и специальное звание, ФИО сотрудника полиции;
  • сведения о ТС;
  • сведения о водителе-правонарушителе и норма КОАП РФ, в соответствии с которой квалифицировано его действие;
  • наименование организации, где располагается специализированная стоянка, адрес, телефон;
  • ФИО и данные должностного лица, которому поручено исполнить перемещение ТС.

Обратите внимание на образец протокола, который предусмотрен действующим регламентом МВД (приложение № 15):

ПРОТОКОЛ 00AA22222
О задержании транспортного средства

(дата и время составления) (место составления)

Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Саратова лейтенант полиции Перепелов М.Л.

(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)

составил настоящий протокол о том, что на основании ст. 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задержал транспортное средство (марка, модель) Опель, МОККА, государственный регистрационный знак А 434 КА 64 RUS, VIN YHYH223232332332, N двигателя YHYH223232332332, за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7КОАП РФ, допущенного гражданином

Курмаевым Анатолием Владимировичем 03.10.1988 г.р., г. Саратов,______

(фамилия) (имя) (отчество при наличии) (дата и место рождения)

проживающего по адресу: г. Саратов, ул. Литейная, д. 23, кв. 40, телефон: 8921111111111,

(адрес проживания, телефон при наличии)

работающего менеджером в ОАО «Перекресток», г. Саратов, ул.Ленина, ,д. 30, литер Б,

(наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность)

На момент задержания транспортное средство: имело механические повреждения в виде вмятины передней пассажирской двери размером 5см на 28 см; дополнительного оборудование отсутствует, в салоне предметов не имеется.

Транспортное средство передано Иванову В.С.,водителю эвакуатора А134АВА 64 RUS, для

(фамилия, инициалы представителя организации, осуществляющей транспортировку, государственный знак специализированного транспортного средства),

для транспортировки и помещения на специализированную стоянку ООО «Штраф», г. Саратов, ул. Котовского, строение 7, помещение № 1, тел. (8452)66-78-78, (8452)66-68-68,(наименование организации, осуществляющей хранение транспортного средства, фактический адрес специализированной стоянки, номер телефона).

Задержание транспортного средства осуществлено: в присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи:

Понятые: 1. Фамилия Нилова имя Нина отчество Владимировна (при наличии), адрес места жительства г. Саратов, ул. Вольская, д. 10 кв. 10,, телефон 89111223232, подпись

  1. Фамилия Теплов имя Николай отчество Георгиевич (при наличии), адрес места жительства г. Саратов, ул. Садовая, д.19, кв.9, телефон 890333333333, подпись

Подпись должностного лица, составившего протокол: Перепелов М.Л.__________

Копию протокола получил: Курмаев А.В., от подписи отказался(подпись лица, в отношении которого применена соответствующая мера обеспечения, то есть задержание транспортного средства)

Копию протокола получил: Иванов В.С. (подпись лица, исполняющего решение о задержании транспортного средства).

Выдача транспортного средства разрешена ­­­­­________ (должность, фамилия, инициалы).

Транспортное средство возвращено «__» _____________2019 года в «___»час. «___» мин.­­­­________ (должность, фамилия, инициалы, подпись выдавшего транспортное средство).

Фамилия, инициалы, подпись лица, получившего транспортное средство: _____________(данная графа заполняется только на копии протокола).

Из представленного образца мы видим, что подробности самого правонарушения в нем не отражаются – это логично, поскольку обстоятельства содеянного подробно изложены в протоколе об административном правонарушении.

Одновременно с протоколом о задержании транспорта может быть составлен и протокол об административном задержании, если правонарушителю грозит арест. Эти две жесткие меры не носят взаимоисключающий характер и могут быть применены инспектором одновременно. Практически всегда так и бывает, если за рулем находился пьяный водитель.

В законодательстве предусмотрены случаи, когда можно обойтись без понятых – если действия по задержанию ТС фиксируются на камеру. Тогда в протоколе должна быть отметка об этом, с указанием марки технического средства, которое используется для фиксации.

Обращаем внимание, что должна быть осуществлена именно видеосъемка, а не фотографирование, как иногда бывает на практике. Если в отсутствие водителя/владельца задержание ТС фиксировалось фотопаппаратом, это является грубым нарушением норм КОАП РФ.

Если протокол составлен при водителе, то требование о присутствии понятых и фиксакции на видео не являются обязательными. Вместе с тем, при отказе водителя подписать протокол обычно понятые все же приглашаются, чтобы такой отказ зафиксировать и впоследствии, при необходимости, подтвердить (в нашем примере протокола понятые указаны, так как Курмаев отказался подписать протокол).

В протоколе могут быть зафиксированы и данные, которые не предусмотрены типовой формой приложения к регламенту. Например, законодательством предусмотрена обязанность правоохранительных органов содействовать в проезде владельцу, чья автомашина была изъята за пределами населенного пункта. Каким образом это содействие должно быть оказано, в законе не уточняется. На практике полиция предлагает подвезти правонарушителя до ближайшей остановки общественного транспорта, о чем может быть сделана отметка в составленном протоколе.

Кроме того, водитель может, при желании, зафиксировать замечания или дополнения к протоколу – например, если, по его мнению, сотрудниками полиции допущены какие-либо нарушения.

В протоколе должно быть отражено то имущество, которое осталось в салоне автомобиля. Предметы перечисляются в виде описи. Подписывая протокол, водитель соглашается с перечнем предметов, которые были перечислены сотрудником ГИБДД, тем самым исключая возможные имущественные споры впоследствии. Аналогичное правило касается и перечисления повреждений, имеющихся на автомобиле – все они должны быть отражены в тексте протокола.

Наличие подписей водителя (за исключением подтвержденного понятыми отказа), должностного лица, которое составило документ, а также лица, которому поручено осуществить перемещение транспорта, обязательно. Отсутствие хотя бы одной из этих подписей может поставить под сомнение законность составленного протокола.

В протоколе должны быть указаны причины применения столь серьезной обеспечительной меры, как задержание ТС. Если основания не отражены, это может повлечь признание документа незаконным, по таким фактам имеется судебная практика решений в пользу водителей.

Копии протокола вручаются правонарушителю, а также сотруднику уполномоченной организации, который привлечен для перемещения ТС на стоянку. Если протокол составлялся в отсутствие правонарушителя, то копия вручается при обращении за выдачей разрешения на возвращение автомобиля владельцу, представителю владельца или лицу, которые имеет подтвержденное право на управление.

Правила хранения, оплаты хранения автомобиля на специальной стоянке

Ранее (до 2016 года) действовали Правила задержания транспортного средства, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 года, которые подробно регламентировали процедуру помещения ТС на стоянку, дальнейшее хранение и запрещение эксплуатации. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012г. утвержден порядок содержания на стоянках автомобилей вооруженных сил, войск национальной гвардии и т.д. В отношении автомобилей граждан порядок хранения на специализированных стоянках предусмотрен законодательными актами отдельных субъектов РФ.

Так, обычно региональные законы содержат идентичные требования, предъявляемые к сотрудникам специализированных стоянок:

  • необходимо обеспечить оперативную погрузку и выгрузку транспортных средств, которые были задержаны, с помощью эвакуаторов;
  • обеспечивать бережную погрузо-разгрузочную работу, в целях сохранения целостности автомобилей и предотвращения повреждений;
  • принимать меры к сохранности в надлежащем виде всех автомобилей, перемещенных на стоянку.

Во всех региональных законах отражена обязанность возмещения ущерба организацией, если вред имуществу (то есть машине) причинен по вине ее сотрудников. Решение о возмещении убытков принимается судом в порядке гражданского судопроизводства, при рассмотрении заявленного пострадавшей стороной иска. Не исключается и выплата стоимости ущерба по претензии, во внесудебном порядке.

На практике довольно часто при погрузке машин образуются повреждения, при этом страховая компания практически всегда отказывает в возмещении ущерба по таким обстоятельствам. Обычно в договоре об обязательном страховании есть пункт о том, что подобные случаи не являются страховыми. Поэтому необходимо запастись доказательствами (фотографиями, квитанциями и т.д.) и составить иск в суд, если автомобиль был возвращен в поврежденном виде. Кстати, отсутствие каких-либо повреждений в протоколе о задержании ТС – это тоже своего рода доказательство, подтверждающее факт причинения ущерба именно на стоянке или при перемещении.

Как узнать о местонахождении своего автомобиля

Предположим, что вы зашли в торговый центр, а когда вернулись на стоянку, заметили отсутствие автомобиля на прежнем месте. Что делать в такой ситуации?

Для начала следует знать, что о задержании автотранспорта в отсутствие владельца или водителя должностное лицо, принявшее такое решение, обязано незамедлительно поставить в известность дежурное отделение ДПС для передачи информации владельцу, на которого оформлена машина. Из регламента следует, что представители ГИБДД обязаны принять меры к установлению хозяина авто (проще говоря, осуществить мониторинг электронной базы), а потом сообщить ему о месте нахождения машины.

Вместе с тем, на практике довольно часто сотрудники полиции не спешат уведомить владельца о том, что его машина эвакуирована. Иногда бывает, что человек довольно длительное время считает (до нескольких дней), что его машину угнали, даже успевает подать заявление в полицию, где в конечном итоге разбираются, что машину никто не угонял и она хранится на штрафстоянке.

Кроме того, в подавляющем большинстве случаев владельцы авто, в отсутствие которых был составлен протокол, так и не получают его копию, что, безусловно, необходимо расценивать как существенное нарушение прав гражданина быть осведомленным о движении административного дела. Мы рекомендуем при отсутствии оставленного автомобиля позвонить на специализированную стоянку вашего города (номер телефона можно узнать в интернете) или в соответствующее подразделение ГИБДД (можно по горячей линии или обратиться на ближайший пост).

Если задержание транспортного средства происходило в присутствии гражданина, то по общему правилу ему должно быть сообщено о месте, где будет храниться машина. Кроме того, инспектор ГИБДД обязан проинформировать о порядке получения своего транспорта со стоянки.

Если известно, на какую штрафстоянку поместили машину, получить ее обратно может владелец или любое другое лицо по доверенности.

Чтобы выдали разрешение забрать автомобиль, нужно обратиться в подразделение ГИБДД, представитель которого оформлял протокол. При себе необходимо иметь документы, свидетельствующие о праве собственности или управлении конкретным ТС. Нередко бывает, что машина эвакуирована вместе с документами, которые, как водится, часто хранятся в бардачке. В такой ситуации нужно обратиться на штрафстоянку, где в присутствии водителя автомобиль вскроют и вернут их владельцу.

Автомобиль может быть возвращен после устранения причин задержания в любое время дня, обычно специализированные стоянки работают круглосуточно. Необходимо:

  • написать заявление о выдаче;
  • предъявить правоустанавливающие документы и разрешение на возврат;
  • получить свою машину и подписать акт приема-передачи.

До проставления своей подписи в акте нужно внимательно осмотреть автомобиль на предмет повреждений, сохранности дополнительного оборудования и т.д. Лучше всего машину сфотографировать с разных ракурсов, особенно если повреждения имеются. Фотографии, а также запись в акте о несоответствии внешнего вида машины прежнему станут доказательством в случае предъявления требований о возмещении ущерба.

Как и сколько оплачивать за стоянку

До составления акта приема-передачи необходимо оплатить стоимость хранения и перемещения, предъявить соответствующие квитанции сотруднику стоянки. В большинстве случаев оплата производится в том же месте, где и располагается стоянка.

Тарифы, по которым взимается плата за время нахождения машины на стоянке, определяются субъектами РФ на основании методических рекомендаций Правительства РФ, более точно можно узнать непосредственно в организации, которая указана в протоколе.

Так, обычно в регионах тариф за перемещение автомобиля составляет от 1200 до 5000 рублей, за хранение – от 40 до 120 рублей в час. Плата рассчитывается за каждый полный час, при этом количество часов высчитывается по журналу учета ТС, который в обязательном порядке ведется на каждой стоянке. Конечно, самые высокие тарифы в городах федерального значения. Так, к Москве стоимость перемещения может достигать 30000 рублей (за грузовой автотранспорт), а стоимость хранения рассчитывается за полные сутки (не часы) и составляет примерно 500-3000 рублей в день.

Если владелец не явился за автомобилем, организация предъявляет к нему иск о взыскании суммы, рассчитанной за все время нахождения машины на ее территории. Должностное лицо ГИБДД, составившее протокол, привлекается для участия в судебном разбирательстве как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований.

Расходы не взыскиваются с водителя, а автомобиль незамедлительно ему возвращается, если производство по административному делу было прекращено по таким основаниям, как:

  • отсутствие события (сам факт совершения правонарушения не подтвердился);
  • отсутствие состава правонарушения (факт определенных действий подтвердился, но эти действия не подпадают под какую-либо статью административного законодательства РФ);
  • невменяемость правонарушителя (когда установлено, что человек не мог осознавать характер и последствия своих действий);
  • крайняя необходимость (когда объективно подтверждена невозможность иным способом предотвратить опасность, кроме как совершить правонарушение);
  • если установлено, что по этому же факту (при совпадении даты, времени, характера правонарушения) уже вынесено постановление, которым лицо либо признано виновным и ему назначено наказание, либо производство было прекращено.

Во всех других случаях платит за стоянку гражданин, признанный виновным в совершении правонарушения, ставшего основанием для применения обеспечительной меры в виде задержания ТС. Обязанность оплаты должна быть отражена в постановлении, которым назначается административное наказание.

Протокол задержания составляется на месте или в отделении?

  1. ч.1 ст. 92 УПК РФ гласит «1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса».
  2. ч. 1 ст. 101 УПК РФ о избрании меры пресечения гласит «Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь или судья выносит постановление, а суд — определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой меры пресечения».

ч. 2 ст. 101 УПК РФ далее поясняет следующее «Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законному представителю по их просьбе».

  1. Помещается гражданин после составления протокола задержания в ИВС. Это, что касается с ситуацией при которой действуют нормы УПК РФ.
  2. Если же задержание произведено в рамках действия КоАП РФ, тогда алгоритм следующий:
  3. Из смысла ст. 27.2 КоАП РФ следует, что целью доставления (задержанного по делам об административных правонарушениях) является составление протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте. Т.о. протокол составляют на месте. Если такое составление невозможно, тогда лицо доставляют в отделение и составляют протокол. Например, если гражданин совершил административное правонарушение и у него отсутствуют документы, удостоверяющие его личность, сотрудники полиции вправе доставить его в отделение, чтобы, установив личность, стало возможно составить протокол.
  4. Задержанное лицо помещается в ИВС.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1849105-protokol-zaderzhanija-sostavljaetsja-na-meste-ili-v-otdelenii.html