Консультационные услуги облагаются НДС

Содержание

Российская компания оказывает услуги иностранной компании — облагаются ли такие услуги НДС?

Roman 20.10.2017 10:46

Держите, читайте.
Если иностранная организация не имеет представительства на территории РФ, то, как правило, трудностей с определением места реализации не возникает. Поскольку иностранная организация не зарегистрирована на территории РФ, а ее официальный адрес и место нахождения управляющих органов расположены за пределами России, при выполнении работ (оказании услуг) объекта налогообложения по НДС на территории РФ не возникает.
Об этом неоднократно заявляли контролирующие органы письма Минфина России от 07.12.2010 № 03-07-08/358, от 08.10.2008 № 03-07-08/227, от 08.10.2008 № 03-07-08/228). Такого же мнения придерживаются и суды (постановление ФАС Московского округа от 25.10.2007 № КА-А41/11210-07).
Сложности могут появиться в ситуациях, когда заказчиком работ (услуг) выступает иностранная организация, у которой есть постоянное представительство в России.
Поэтому если оказанные услуги (выполненные работы) не касаются российского представительства и осуществлены непосредственно для головной иностранной организации, то местом реализации услуг (работ) территория РФ не признается. Следовательно, обязанности уплатить НДС не возникает. Это подтверждается и разъяснениями Минфина России (письма от 29.01.2010 № 03-07-08/21, от 28.11.2008 № 03-07-08/261), и судебной практикой (постановление ФАС Московского округа от 10.07.2012 № А40-82827/11-129-357).

Ответить

Источник: https://forum.nalog-nalog.ru/nds/rossijskaya-kompaniya-okazyvaet-uslugi-inostrannoj-kompanii-oblagayutsya-li-takie-uslugi-nds/

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Материал подготовил юрист ЮФ»Логос»
Золотухина Ольга

1. Организация оказывает услуги иностранным организациям. Допускается ли при заполнении счета-фактуры указание наименования иностранного партнера на иностранном языке?
Организация — исполнитель услуг, оказываемых иностранным организациям, вправе при заполнении счета-фактуры приводить указание наименования иностранного партнера на иностранном языке — то есть так, как это приведено в его учредительных документах. В соответствии с п. 1 ст. 169 Налогового кодекса РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее — Постановление N 1137) утверждены формы и Правила заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Ни гл. 21 НК РФ, ни Правила не содержат указаний на то, чтобы все показатели в счете-фактуре обязательно приводились только на русском языке. При этом из буквального прочтения пп. «и» п. 1 Правил следует, что наименование покупателя в счете-фактуре указывается именно так, как в его учредительных документах. Это означает, что если учредительными документами покупателя установлено только наименование на иностранном языке, оно и должно быть указано в счете-фактуре именно таким образом.

2. Российская организация (зарегистрирована в РФ) оказала услуги иностранной организации по устному переводу на территории иностранной организации (представительства на территории иностранного государства у российской организации нет, у иностранной организации нет представительства на территории РФ). Будет ли данная услуга облагаться НДС?
Услуги по устному переводу, оказанные российской организацией иностранной организации на территории этого иностранного государства, подлежат обложению НДС. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Место реализации работ (услуг) определяется по правилам, предусмотренным в ст. 148 НК РФ. Согласно пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, если иное не предусмотрено п. 2.1 данной статьи, в целях гл. 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение данного подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 1 данной статьи (то есть передача, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ). На основании п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, выполняющих виды работ (оказывающих виды услуг), не предусмотренные пп. 1 — 4.1 п. 1 данной статьи, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены (услуги оказаны) через это постоянное представительство) либо места жительства индивидуального предпринимателя. Следует отметить, что услуги по устному переводу прямо не предусмотрены пп. 1 — 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ. В частности, данные услуги не относятся к перечисленным в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.
3. Российская организация заключила договор оказания рекламных услуг иностранной компании, имеющей представительство на территории РФ. Договор заключен непосредственно с головным офисом компании. Какой порядок налогообложения НДС установлен законодательством РФ в данной ситуации?
Операция по реализации российской организацией рекламных услуг непосредственно иностранной компании, местонахождением которой является территория иностранного государства, не подлежит налогообложению НДС, поскольку местом реализации данных услуг не признается территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ). При этом особое внимание следует обратить на оформление документов, подтверждающих место оказания услуг.
4. Организация оказывает маркетинговые услуги иностранной компании, не зарегистрированной на территории Российской Федерации. Каков порядок выставления счета-фактуры?
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации маркетинговых услуг признается место нахождения покупателя. Так, если покупатель находится на территории иностранного государства и не зарегистрирован в налоговых органах Российской Федерации, операция по оказанию маркетинговых услуг не является объектом налогообложения по НДС. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Источник: http://www.logosinfo.ru/zashita-v-sude/arbitradj/nalogovye-spory/okazanie-uslug-inostrannomu-partn-ru/voprosy-i-otvety.html

Налоговые поступления составляют немалую часть доходов бюджета. Это неудивительно, учитывая, что наша необъятная страна состоит из 85 субъектов, а налоги уплачиваются как физическими лицами, так и организациями. Что касается последних, то многие иностранные компании находят российский рынок привлекательным (по крайней мере, на первых порах) и открывают здесь свои филиалы и представительства. И не последний вопрос, который должен волновать зарубежных предпринимателей: как по законам РФ осуществляется налогообложение при оказании услуг иностранной компанией в 2019 году.

Реализация работ и услуг иностранными компаниями

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).

В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.

Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.

Рекомендуем ознакомиться с более подробной информацией о том, как определить, является ли юридическое лицо резидентом или нерезидент.

Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.

Если услуги оказываются нерезиденту

Основная цель этой статьи – осветить, как уплачиваются налоги иностранной организацией, которая оказывает услуги на территории нашей страны. Тем не менее уделим немного внимания обратной ситуации, когда услугу оказывает российское юрлицо иностранному, и выясним, как будет уплачиваться НДС российской компанией в данном случае.

Все довольно просто: если услуга была реализована на территории РФ, то и НДС подлежит уплате в установленном порядке. Если же это произошло за пределами российских границ, налогообложение не производится. Теперь перейдем к логичному вопросу: что такое место реализации услуг и каким образом оно определяется.

В России довольно распространена такая форма организации бизнеса, как индивидуальное предпринимательство (далее – ИП), которое принято относить к так называемому малому бизнесу. Деятельность ИП может быть связана как с реализацией товаров, так и с оказанием услуг.

Амбициозные владельцы ИП, как правило, стремятся к постоянному развитию не только внутри российских границ, но и за их пределами. Это и объясняет их заинтересованность в том, может ли ИП оказывать услуги иностранным фирмам. И надо сказать, что в данном случае нет никаких запретов и законодательных препон: ИП так же, как и юридические лица, могут заключать контракты, оказывать услуги, вести расчеты с иностранными компаниями. Порядок налогообложения также не изменится. Единственный момент, который нужно учесть, касается валютного контроля: в случае с ИП он более тщателен.

Место оказания услуг

Для корректного исчисления налогов большое значение имеет место оказания услуг. Общее правило можно сформулировать примерно так: налоги должны быть перечислены в бюджет той страны, на территории которой оказывались услуги. Для целей налогообложения принято выделять несколько признаков, определяющих место реализации услуг.

Местонахождение имущества

Этот признак предполагает, что услуги были связаны с любым имуществом. Территория страны, где находилось это имущество на момент реализации услуг, будет считаться местом их оказания. Соответственно, и налоги будут исчисляться согласно законодательству указанного государства.

Место фактического оказания услуг

Этот критерий характерен для услуг, связанных с определенными сферами и объектами повседневной жизни. Как правило, к ним относятся те услуги, которые оказываются в стационарных общественных учреждениях и организациях.

Место деятельности покупателя

Местом реализации услуг может быть признана территория той страны, где покупатель осуществляет свою деятельность. Важно, что эта деятельность должна быть зарегистрирована в соответствии с законами государства.

Подтверждающие документы

Место оказания услуг подтверждают следующие документы:

  • контракт;
  • документы, подтверждающие оказание услуг (например, акты приемки-передачи, квитанции и т. п.).
  • при оказании услуг в электронной форме физическим лицам (не ИП) – реестры операций с указанием стоимости услуг.

Российская Федерация: особенности признания места оказания услуг

Данная статья посвящена требованиям российского налогового законодательства, соответственно, мы рассматриваем, какому налогообложению подлежат услуги, которые оказывались на территории РФ. Как же определить, что работы или услуги были реализованы именно в границах нашего государства? Этот вопрос регулируется ст. 148 Налогового кодекса РФ.

Признак Когда РФ будет считаться местом оказания услуг
По месту нахождения имущества 1. Недвижимое имущество (как несложно догадаться, к нему относится все то, что невозможно переместить: строения, здания, сооружения, земельные участки и т. д.) – строительство, монтаж, реставрация, озеленение, аренда, ремонт, строительно-монтажные работы.
2. Движимое имущество, суда (морские, воздушные, внутреннего плавания) – техническое обслуживание, переработка, сборка, монтаж, ремонт, обработка
По месту фактической реализации Если организация или место, где оказывается услуга, находится на территории РФ. Этот критерий применяется для деятельности в сферах искусства, культуры, образования, физической культуры, спорта, туризма и отдыха. В качестве примеров может выступать проведение различных выставок, семинаров, курсов, покупка услуг по дизайну, реализация услуг по организации спортивных мероприятий, баз отдыха, детских и оздоровительных лагерей и т. д.
По месту деятельности покупателя услуг Местом деятельности покупателя признается РФ, если:
1) есть государственная регистрация;
2) нет государственной регистрации, но территория РФ является местом:
● указанным в учредительных документах;
● нахождения постоянно действующего исполнительного органа компании;
● нахождения постоянного представительства организации;
● управления организации;
● жительства физического лица.
Данный критерий применим для следующих услуг:
● разработка компьютерных программ и баз данных;
● предоставление и передача лицензий, патентов, торговых марок, авторских и аналогичных прав;
● предоставление персонала;
● бухгалтерские, консультационные, аудиторские, юридические, маркетинговые, рекламные, инжиниринговые, обработка информации;
● сдача в аренду движимого имущества (кроме наземного автотранспорта);
● агентские услуги;
● услуги в электронной форме посредством телекоммуникационных сетей;
● передача единиц сокращения выбросов.

Исключения

Особые условия действуют для услуг, связанных с перевозкой и транспортировкой. Их могут оказывать как российские компании и ИП, так и иностранные организации, не имеющие регистрации в ФНС.

РФ будет признана местом реализации подобных услуг в следующих случаях:

  • если транспортные средства для перевозки (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания) предоставляются российскими компаниями или ИП, при этом пункт отправления и/или назначения расположены на территории России;
  • транспортировка товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита, производится организациями или ИП, местом осуществления деятельности которых выступает Россия;
  • транспортировку трубопроводным транспортом обеспечивают российские организации;
  • транспортировка воздушным транспортом осуществляется российскими авиакомпаниями.

Налоговые агенты по уплате НДС

Налоговый агент – это посредник, который рассчитывает, удерживает у налогоплательщика и перечисляет в бюджет сумму НДС. Налогоплательщиком называется организация, деятельность которой облагается налогами по законодательству РФ.

В нашем случае налогоплательщик – это иностранная компания, оказывающая платные услуги, но не зарегистрированная в налоговых органах РФ.

Именно по причине отсутствия регистрации в ФНС уплата НДС за иностранное юридическое лицо осуществляется налоговым агентом.

В обязанности налогового агента входит:

  • своевременный и ;
  • ;
  • контроль налогов (исчисление, удержание, перечисление в бюджет);
  • письменное информирование налоговой инспекции о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Уведомление направляется в инспекцию по месту учета налогового агента, срок информирования – 1 месяц с момента, когда агент узнал об образовании задолженности;
  • предоставление подтверждающей документации;
  • хранение документов, на основании которых осуществлялись расчеты налогов, в течение 4 лет;

За неисполнение своих функций налоговый агент может быть привлечен к ответственности:

  1. В соответствии со ст. 123 НК РФ.Наступает в случае, если агент не удержал / не перечислил или удержал/перечислил налог не в полной сумме. Мера пресечения – штраф в размере 20 % от суммы, которая должна быть удержана/перечислена.
  2. В соответствии со ст. 199.1 Уголовного кодекса РФ.

Наступает в случае, если неисполнение обязанностей налогового агента было допущено в личных интересах. Информация о том, как классифицируются сумма неисполненных обязательств по расчету, удержанию и перечислению налогов, и о мерах воздействия за неисполнение обязательств представлена ниже в таблицах.

В крупном размере Сумма налогов:
● за три финансовых года подряд составляет более 5 млн рублей (при этом 25% подлежащих уплате налогов не исчислены, не удержаны и не перечислены в бюджет);
● или превышает 15 млн рублей.
В особо крупном размере Сумма налогов:
● за три финансовых года подряд составляет более 15 млн рублей (при этом 50% подлежащих уплате налогов не исчислены, не удержаны и не перечислены в бюджет);
● или превышает 45 млн рублей.

Меры пресечения зависят суммы неисполненных обязательств.

Неисполненные обязательства по уплате налогов Возможные меры воздействия
В крупном размере ● штраф от 100 до 300 тыс. рублей или в сумме дохода осужденного за период от 1 до 2 лет;
● или принудительные работы или лишение свободы на срок до 2 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет);
● или арест на срок до 6 месяцев.
В особо крупном размере ● штраф от 200 до 500 тыс. рублей или в сумме дохода осужденного за период от 2 до 5 лет;
● или принудительные работы на срок до 5 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет);
● или лишение свободы на срок до 6 лет (возможно также лишение права занимать определенные должности или осуществлять некоторые виды деятельности на срок до 3 лет).

Теперь давайте рассмотрим, кто может вести расчеты по НДС как налоговый агент при оплате услуг иностранной фирме. Под расчетами понимается весь комплекс мероприятий: .

Условия признания налоговым агентом

Основные требования описаны в ст. 161 ч. 2 НК РФ. Сосредоточимся на тех, которые предъявляются к налоговым агентам иностранных компаний, реализующим услуги на территории РФ.

Итак, для признания налоговым агентом необходимо одновременное выполнение следующих условий:

  • организация или (далее – ИП);
  • наличие регистрации в ФНС;
  • покупка у указанных иностранных компаний услуг на территории РФ.

Немного другие нормы действуют в случае, если иностранная компания оказывает услуги в электронной форме, т. е. посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе через интернет), полный перечень которых приведен в ст. 174.2 ч. 1 НК РФ.

Условия признания налоговым агентом зависят от того, кто выступает в роли покупателя подобных услуг, и участвуют ли в сделке посредники.

Кому оказываются услуги Кто выступает в роли налогового агента
Физическим лицам Иностранные организации-посредники, участвующие в расчетах с физлицами и действующие на основании договоров комиссии, поручения, агентских или других договоров с организацией-поставщиком услуг
Организациям и ИП, состоящим на учете в ФНС Покупатели услуг (указанные организации и ИП)
Физическим лицам, организациям и ИП (расчеты с покупателями при этом ведутся через посредников) Посредники, состоящие на учете в ФНС и участвующие в расчетах с покупателями в качестве посредников на основании договоров комиссии поручения и т. п.:
● российские организации и ИП;
● обособленные подразделения иностранных компаний, находящиеся на территории РФ

Определение налоговой базы по НДС

В общем смысле под налоговой базой понимается доход, который подлежит налогообложению. А вот порядок определения налоговой базы зависит от того, кто ее вычисляет: непосредственно налогоплательщик или налоговый агент.

Налогоплательщик

Налоговая база – это общая стоимость оказанных услуг без учета налога. Иными словами, это сумма денежных средств, полученных поставщиком услуг, с которой в дальнейшем будет рассчитываться и уплачиваться налог.

Если иностранная компания-поставщик услуг получала авансовые платежи (полная или частичная оплата), налоговая база будет определяться их суммой с учетом налога. Тем не менее предоплата не увеличивает налоговую базу в следующих случаях:

  • длительность производственного цикла составляет более 6 месяцев (только тогда, когда налоговая база определяется по мере оказания таких услуг);
  • налогообложение производится по нулевой ставке;
  • данный вид услуг не облагается налогом.

Налоговый агент

Если иностранная организация-поставщик услуг не состоит на учете в ФНС, налоговая база по НДС рассчитывается налоговым агентом. В данном случае она будет определяться суммой доходов от реализованных услуг с учетом налога, при этом формирование налоговой базы осуществляется отдельно по каждой операции.

Момент определения налоговой базы

Нельзя не упомянуть о таком понятии, как момент определения налоговой базы. В общем случае им является более ранняя из двух дат:

  • день оказания услуг;
  • день авансовой оплаты (полной или частичной) в счет последующего оказания услуг.

Однако в некоторых случаях применяются иные нормы:

Вид услуг Момент определения налоговой базы
Услуги, которые подлежат налогообложению по ставке 0% Последнее число квартала, в котором был собран полный пакет документов, подтверждающих право на нулевую ставку
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления Последнее число отчетного квартала

Расчет и уплата НДС

, как и бухгалтерская, должна формироваться за определенный период (его принято называть отчетным, а когда речь идет о налогах – налоговым) и предоставляться в установленные сроки. Для НДС предусмотрен налоговый период в квартал. Это значит, что каждые три месяца налогоплательщики должны осуществить все расчеты с бюджетом по НДС.

Исчисление осуществляется в конце каждого налогового периода, причем при расчете учитываются те операции, момент определения налоговой базы по которым наступил в отчетном квартале.

Сумма, которую нужно перечислить в бюджет, рассчитывается путем умножения налоговой базы на процентную ставку налога; базовая ставка составляет 18%.

Но если иностранная компания занимается реализацией услуг в электронной форме, ее деятельность будет облагаться НДС по ставке 15,25%.

Если в организации ведется раздельный учет, то общий налог будет равен сумме налогов, рассчитанных для каждого объекта или операции. Такой порядок расчета применяется:

  • налоговыми агентами иностранных организаций, не состоящих на учете в ФНС РФ;
  • в случае реализации услуг, облагаемых налогом по нулевой ставке.

Налог уплачивается равными долями ежемесячно (в течение 3 месяцев, следующих за отчетным периодом) не позднее 25 числа:

  • иностранными организациями, зарегистрированными в ФНС, – по месту регистрации.
  • если расчеты с бюджетом ведутся через налогового агента – по месту нахождения агента.

Вопрос: Облагаются ли НДС консультационные услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации иностранному юридическому лицу, не имеющему представительства в России? Что в данном случае считать местом реализации услуг? (Консультация эксперта, МНС РФ, 2001)

Вопрос: Облагаются ли НДС консультационные услуги, оказываемые индивидуальным предпринимателем на территории Российской Федерации иностранному юридическому лицу, не имеющему представительства в России? Что в данном случае считать местом реализации услуг?
Ответ: Подпунктом 4 п.1 ст.148 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом реализации консультационных услуг признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.
В случае если приобретатель услуг не подпадает под вышеуказанный критерий, то местом реализации услуг не будет признаваться территория Российской Федерации.
В этом случае налог на добавленную стоимость не взимается. Согласно пп.3 п.2 ст.170 Кодекса суммы налога, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при выполнении работ (услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организации (налога на доходы физических лиц).
Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг) за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с п.4 ст.148 Кодекса, являются:
1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;
2) документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).
А.В.Балесная
Советник налоговой службы
II ранга
26.10.2001

Источник: https://www.lawmix.ru/finansu/68912

Сегодня компании Казахстана активно выходят на иностранные рынки и предлагают свои товары, работы и услуги иностранным компаниям.

Большое количество компаний Казахстана тесно сотрудничает и компаниями Российской Федерации.

В законодательстве России внесено много изменений, которые вступили в действие с 1 января 2019 года.

В статье рассматриваются ситуации, связанные с изменениями в части обложения электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями (в частности резидентами РК), резидентам Российской Федерации.

1 января 2019 года ставка НДС в Российской Федерации повышается с 18% до 20%.

Данное изменение коснулось и порядка обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных поставщиков (в том числе исполнителей услуг из РК).

Особенности его исчисления ФНС России разъяснило в письме от 23 октября 2018 года № СД-4-3/20667@.

Электронные услуги

Электронные услуги — представление прав на использование программ, рекламные услуги и площадки, технические, организационные, информационные, торговые площадки, хранение и обработка информации , хостинг, поддержка сайтов, доступ к поисковым системам, электронные книги, ведение статистики, доменные имена (перечень услуг определен в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса)

Особый порядок обложения НДС оборота по реализации электронных услуг иностранных компаний в РФ форме определен в статье 174.2 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с положениями приложения № 18 к Договору о ЕАЭС местом реализации электронных услуг признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг.

Аналогично звучит и подпункт 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК, согласно которому местом реализации электронных услуг (услуги по предоставлению права доступа, услуги по обработке информационных баз данных и т.п.) признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Согласно статье 174.2 Налогового кодекса РФ местом реализации электронных услуг признается территория РФ, если покупателем услуг выступает резидент РФ.

Ситуация

Казахстанская компания ТОО «А», плательщик НДС, предоставляет компании РФ ООО «В» право доступа к информационной базе. Стоимость услуги составляет 20000 рублей ежемесячно.

Будет ли данная сумма облагаться НДС в Республике Казахстан, или в РФ?

Разъяснение

В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса РК местом реализации данных услуг признается место осуществления деятельности покупателя услуг.

Покупателем услуг является резидент РФ, следовательно, место реализации услуг признается территория РФ.

При реализации электронных услуг резидент РК будет выписывать счет-фактуру с отметкой «без НДС», так как в соответствии со статьей 370 Налогового кодекса РК оборот по реализации для ТОО «А» признается необлагаемым на территории РК.

Но, в соответствии со ст. 174.2 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг резиденту РФ будет облагаться НДС на территории РФ по ставке 18%, а с 2019 года по ставке 20%.

Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (в новой редакции Закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ), иностранные компании, оказывающие услуги в электронной форме, исчисляют и уплачивают НДС.

Иностранная компания-посредник, ведущая предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с покупателями услуг на основании договоров поручения/комиссии/агентских/, если обязанность по его уплате не возложена на налогового агента, является самостоятельным плательщиком НДС в Российской Федерации.

Пункт 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ утрачивает силу.

До 15 февраля 2019 года все иностранные компании, представляющие электронные услуги физическим и юридическим лицам РФ, состоящим на учете в ФНС России (включая филиалы иностранных компаний), должны были подать заявление о постановке на учет для целей уплаты НДС.

Регистрация обязательна, даже если оказываемые услуги освобождены от НДС в России.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 26 статьи 149 Налогового кодекса РФ оборот по реализации услуг, местом реализации которого признается территория РФ, в виде представление прав на использования компьютерных программ в рамках лицензионного договора ,изобретения, полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, ноу-хау признается освобождённым от НДС на территории РФ.

Иностранные организации в обязательном порядке подлежат постановке на учет в ФНС в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ.

Таким образом у иностранных организаций, реализующих электронные услуги резидентам РФ, есть возможность подготовится к планируемым изменениям заранее.

Если иностранная организация оказывает электронные услуги на территории РФ через агента или агентов, участвующих в расчетах, обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет лежит на посредниках и согласно налогового законодательства являются налоговым агентом.

Если в расчетах участвуют несколько организаций-посредников, то налоговым агентом признается тот, через кого идут расчеты с покупателем. Организация-посредник иностранная компания, она обязана зарегистрироваться в налоговых органах России.

Иностранная компания оказывает часть электронных услуг через посредников-агентов, исчислять, уплачивать и отчитываться по НДС за эту часть будут агенты.

Порядок регистрации

Процедура регистрации иностранных исполнителей «электронных» услуг, оказывающих эти услуги юридическим и физическим лицам (равно как и иностранных посредников, признаваемых налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ) в соответствии с п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса РФ будет осуществляться до 15 февраля 2019 года налоговыми органами на основании заявления о постановке на учет.

Причем, в соответствии с пунктом 5.1 статьи 84 Налогового кодекса РФ подать заявление (форма КНД 1113414, Приложение N 1к приказу ФНС России от 12.12.2016 № ММВ-7-14/677) необходимо в течение месяца (не позднее 30 календарных дней) со дня начала предоставления услуг, определенных статьей 148 Налогового кодекса РФ.

Заявление в налоговый орган иностранный исполнитель услуг (налоговый агент) может представить через представителя, по почте заказным письмом или по Интернету через официальный сайт ФНС России без применения усиленной квалифицированной электронной подписи.

Через онлайн официальный сайт ФНС, сервис доступен и на английском языке.

В течение 30 дней со дня получения заявления и необходимых документов налоговый орган поставит иностранного поставщика услуг (налогового агента) на учет и в этот же срок направит ему уведомление о данном факте.

Расчеты с бюджетом

Налоговая база определяется как стоимость электронных услуг с учетом НДС, исчисленная из фактической цены их реализации.

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/20667@ «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период»:

В соответствии с пунктом 2 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 настоящей статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением оказания таких услуг через обособленное подразделение иностранной организации, расположенное на территории Российской Федерации), налоговая база определяется как стоимость услуг с учетом суммы налога, исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Дата определения налоговой базы — последний день налогового периода, когда поступила оплата/аванс за электронную услугу.

Датой определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат:

день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг

либо

последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления оплаты по периодам, установленным договором. (статья 163 и пункт 4 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание на различие между определением даты совершения оборота по реализации по статье 382 Налогового кодекса РК и датой определения налоговой базы по положениям Налогового кодекса РФ.

Разница: если вы получили аванс от вашего покупателя из РФ, то для исчисления НДС в России Вы будете применять в качестве даты совершения оборота по реализации дату аванса.

При этом счет-фактуру вашему покупателю-нерезиденту вы выписываете в соответствии с положениями Налогового кодекса РК. Тут дата совершения оборота по реализации определяется в соответствии со статьей 442, 379 Налогового кодекса, как дата подписания акта выполненных работ или иного документа, подтверждающего факт выполнения услуги.

Оплата в бюджет — не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Для уплаты налога по НДС необязательно открывать расчетный счет в банке РФ, можно оплатить со счета расположенного за пределами России.

Уплата налога лицами, указанными в пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, производится по итогам каждого налогового периода исходя из соответствующей реализации товаров (работ, услуг) за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата налога по НДС производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной компании оказывающей электронные услуги на территории РФ.

Возврат (зачет) излишне уплаченного НДС иностранной компанией, осуществляется в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса РФ, с оговоркой возврат возможен на расчетный счет иностранной компании, открытый в российском банке.

Т.е. уплатить НДС в РФ резидент РК может как со своего расчетного счета, так и со счета, открытого в российском банке, но возврат излишне уплаченного НДС возможен только на расчетный счет, открытый в российском банке.

Поэтому, если ваша компания оказывает электронные услуги резиденту РФ, то вам уже сейчас нужно задуматься о регистрации в качестве плательщика НДС в ФНС России, а так же принять решение: отрывать или нет расчетный счет в Российской Федерации.

Налоговый период по НДС — квартал.

Пример расчета НДС

Налог определяют, как соответствующую расчетной ставке в размере 16,67% процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ в новой редакции Закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ).

Обратимся к конкретному примеру расчета налога по НДС.

Налог можно рассчитать применяя общую для налога ставку 20% (20/120).

Цена продажи 100 рублей /120*20=16,67 руб . НДС к уплате 16,67 руб.

Ситуация

Резидент РК реализует в е 2019 году резиденту РФ электронные услуги, оборот по реализации которых облагается НДС на территории РФ.

Стоимость услуг 20 000 рублей. Оплата произведена авансом в размере 100%.

Как рассчитать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет?

Разъяснение

В 2019 году резидент РК должен будет уплатить в ФНС РФ НДС с суммы оказанных резиденту РФ услуг.

Исчисление НДС будет произведено:

(20 000/120)*20 = 3333,33 рубля

Или

20000*16,67%= 3334,00 рубля (сумма выше за счет округления процентной ставки).

Таким образом, сумма НДС к уплате составляет 3333,33 рубля.

Если при оказании резидентом РК услуг в электронной форме оплата (частичная оплата) за услуги поступила, начиная с 01.01.2019, то имеют место следующие особенности:

Ситуация

Ставка НДС

Как исчислять

Услуги в электронной форме оказаны до 01.01.2019

18%

НДС в том числе= 18/118= 15,25%

Оборот* 15,25% = НДС к уплате

Электронные услуги оказаны начиная с 01.01.2019

20%

НДС в том числе= 20/120= 16,67%

Оборот * 16,67% = НДС к уплате

В этом случае в соответствии с пунктом 9 статьи 174.2 Налогового кодекса РФ (данный пункт утрачивает силу с 01.01.2019 года) обязанности по исчислению и уплате в бюджет НДС пока исполняет покупатель — резидент РФ, признаваемый налоговым агентом.

Если оплата (частичная оплата) получена резидентом РК до 01.01.2019 в счет оказания услуг в электронной форме — начиная с указанной даты, исчислять НДС резиденту РК не нужно из-за не вступивших в силу налоговых изменений.

Счета-фактуры, книги покупок и продаж, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур при оказании электронных услуг иностранными компаниями не составляются в соответствии с пунктами 2, 3.2 статьи 169 Налогового кодекса РФ. Согласно Федеральному закону от 27.11.2017 года № 335-ФЗ, статья 171 НК РФ дополнена пунктом 2.1, на основании которого после 01.01. 2019 г, вычетам подлежат суммы НДС предъявленные налогоплательщику при приобретении электронных услуг у иностранной компании, состоящих на учете в налоговых органах, должны соблюдаться необходимые для вычета требования:

  • Договора и (или) расчетный документ с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной компании.
  • Документы на перечисление оплаты, включая сумму НДС иностранной компании.

Налоговая отчетность

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой отчетности утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2017 г. N СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».

При оказании электронных услуг резидентом РК или любой другой иностранной компанией резиденту РФ, местом реализации которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, приложения № 18 к Договору о ЕАЭС признается территория РФ, иностранная компания ( в том числе и резидент РК) представляет за квартал форму КНД 1151088 (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 27.09.2017 г. N СА-7-3/765@.

Таким образом, казахстанским компаниям, которые оказывают резидентам РФ электронные услуги, следует пройти регистрацию в ФНС РФ для исчисления и уплаты НДС с суммы оказанных электронных услуг и при оказании услуг следует учитывать тот факт, что сумма НДС, уплаченного в бюджет РФ, не будет относиться в зачет на территории РК, так как не соответствует условиям отнесения НДС в зачет, установленным статьей 400 Налогового кодекса РК.

Так же, к сожалению, данная сумма не будет относиться на вычеты при исчислении налогооблагаемого дохода казахстанской компании в РК.

Данная сумма будет списываться за счет чистого дохода компании-резидента РК.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/482615/

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Главная — Статьи

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.
В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом. Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо — налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.
Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст. 24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.
Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны. В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС).
Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее — российские организации).
Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации. Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций. Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.
В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.
Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:
1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;
2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.
Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст. 147 НК РФ):
— товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
— товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.
Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ). Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Таблица 1

N п/п

Виды работ

1

Местом реализации признается территория РФ, если деятельность
организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют
работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ,
за исключением случаев, указанных ниже (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ)

2

По месту осуществления деятельности покупателя работ (услуг)
(пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Россия признается местом реализации,
если покупатель осуществляет свою деятельность на территории РФ:

2.1

Передача, предоставление
патентов, лицензий, торговых
марок, авторских прав или иных
аналогичных прав

Официальная позиция заключается
в том, что при передаче
исключительных прав на основании
сублицензионного договора
действуют те же правила, что и
при первичной передаче прав, т.е.
Россия будет местом реализации
таких услуг, только если
приобретатель данных прав
находится в России (см. Письма
Минфина России от 05.03.2008
N 03-07-08/55, от 01.04.2008
N 03-07-15/44)

2.2

Оказание услуг (выполнение
работ) по разработке программ
для ЭВМ и баз данных
(программных средств и продуктов
вычислительной техники),
их адаптации и модификации

С 01.01.2008 реализация
исключительных прав
на изобретения, полезные модели,
промышленные образцы, программы
для ЭВМ, базы данных, топологии
интегральных микросхем, секреты
производства (ноу-хау), а также
прав на использование указанных
результатов интеллектуальной
деятельности на основании
лицензионного договора
не подлежит налогообложению
(освобождается
от налогообложения) НДС
(пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ)

2.3

Оказание консультационных,
юридических, бухгалтерских,
инжиниринговых, рекламных,
маркетинговых услуг, услуг
по обработке информации, а также
при проведении
научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ

Что касается аудиторских услуг,
то согласно официальной позиции
Минфина России аудиторские услуги
представляют собой сочетание
консультационных и бухгалтерских
услуг, поэтому Россия будет
местом реализации аудиторских
услуг, только если покупатель
услуг находится на территории РФ
(см. Письмо Минфина России
от 24.08.2005 N 03-04-08/224)

2.4

Предоставление персонала
в случае, если персонал работает
в месте деятельности покупателя

2.5

Сдача в аренду движимого
имущества, за исключением
наземных автотранспортных
средств

2.6

Оказание услуг агента,
привлекающего от имени основного
участника контракта лицо
(организацию или физическое
лицо) для оказания услуг,
перечисленных выше

3

По месту нахождения имущества. Россия признается местом
реализации, если имущество находится на территории РФ
(пп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ):

3.1

Работы (услуги), связанные
с недвижимым имуществом (кроме
воздушных, морских судов и судов
внутреннего плавания, а также
космических объектов), а именно:
строительные, монтажные,
строительно-монтажные, ремонтные
и реставрационные работы,
а также работы по озеленению,
услуги по аренде

Согласно официальным разъяснениям
перечень работ (услуг),
непосредственно связанных
с имуществом, не является
исчерпывающим (см., например,
Письмо Минфина России
от 12.07.2005 N 03-04-08/185).
Арбитражные суды придерживаются
того же мнения (см., например,
Постановление ФАС Северо-
Западного округа от 01.12.2005
N А56-52630/04). Также есть
примеры судебных решений,
указывающих на то, что услуги по
субаренде недвижимого имущества
относятся к приведенному перечню
услуг, непосредственно связанных
с недвижимостью (Постановление
ФАС Северо-Западного округа
от 01.12.2005 N А56-52630/04)

3.2

Работы (услуги), непосредственно
связанные с движимым имуществом
и указанными выше судами,
а именно: монтаж, сборка,
переработка, обработка, ремонт
и техническое обслуживание

4

По фактическому месту оказания услуг. Россия признается местом
реализации, если услуги оказываются на территории РФ
(пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ):

4.1

Услуги в сфере культуры,
искусства, образования
(обучения), физической культуры,
туризма, отдыха и спорта

5

Местом реализации признается территория РФ при условии,
что пункт отправления и (или) пункт назначения находятся
на территории РФ (пп. 4.1, 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ):

5.1

Услуги по перевозке и (или)
транспортировке, а также услуги
(работы), непосредственно
связанные с перевозкой и (или)
транспортировкой (за исключением
услуг (работ), непосредственно
связанных с перевозкой и (или)
транспортировкой товаров,
помещенных под таможенный режим
международного таможенного
транзита)

Услуги оказываются российскими
организациями и индивидуальными
предпринимателями

5.2

Услуги (работы), непосредственно
связанные с перевозкой
и транспортировкой товаров,
помещенных под таможенный режим
международного таможенного
транзита

Услуги оказываются организациями
(в том числе иностранными)
и индивидуальными
предпринимателями

Исчисление и уплата налога

Исчисление и уплата суммы налога с доходов иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах, возложены на налогового агента.
Согласно ст. 161 НК РФ налоговыми агентами иностранной организации могут являться российские организации и индивидуальные предприниматели, а также иностранные организации, состоящие на налоговом учете, которые:
1) приобрели товары, работы, услуги или имущественные права у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика (п. п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ);
2) реализуют товары по договорам комиссии, поручения или по агентским договорам с иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщиков, и при этом принимают участие в расчетах, т.е. получают с покупателей выручку от реализации этих товаров (п. 5 ст. 161 НК РФ).
Лица, освобожденные от НДС и (или) применяющие специальные режимы налогообложения (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог), ошибочно считают, что они освобождены от обязанностей налогового агента. Такие лица выступают налоговыми агентами иностранных организаций наравне с плательщиками НДС и обязаны правильно исчислить и уплатить налог, а также сдать налоговую декларацию в предусмотренные НК РФ сроки.
Зачастую бухгалтеры затрудняются исполнять обязанности налогового агента при заключении посреднических договоров с иностранными организациями, так как порядок исчисления налога и применения налоговых вычетов налоговым агентом — покупателем товара (работ, услуг) и налоговым агентом — посредником различается. Рассмотрим более подробно оба эти случая:
1. Налоговый агент — покупатель товаров (работ, услуг) исчисляет налоговую базу отдельно по каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) как сумму дохода, полученного иностранным лицом, с учетом НДС. Другими словами, под налоговой базой подразумевается цена товаров (работ, услуг), указанная в договоре (п. 1 ст. 161 НК РФ). Сумма НДС определяется расчетным методом, т.е. ставка налога составляет 10/110 либо 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Если в контракте с иностранной организацией НДС не предусмотрен или оплата товара производится неденежными средствами, по мнению финансистов, налоговый агент применяет не расчетную ставку, а увеличивает стоимость товара на сумму налога по ставке 18 или 10% (Письма Минфина России от 13.11.2008 N 03-07-08/254, от 15.08.2008 N 03-07-07/78, от 12.04.2007 N 19-11/033709, от 24.10.2006 N 03-04-15/190). По нашему мнению, такой подход противоречит замыслу законодателя, заложенному в п. 1 ст. 161 НК РФ. Поэтому компаниям самостоятельно придется решать, готовы ли они в суде отстаивать свою позицию.
При исчислении суммы налога составляются счета-фактуры в порядке, установленном п. п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ. Первый экземпляр счета-фактуры следует хранить в журнале учета выставленных счетов-фактур и регистрировать в книге продаж. Регистрация счета-фактуры в книге продаж производится в момент перечисления дохода иностранному контрагенту. Второй экземпляр счета-фактуры следует хранить в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрировать в книге покупок по мере возникновения права на налоговый вычет.
Согласно п. п. 3 и 4 ст. 174 НК РФ налоговые агенты производят уплату суммы налога по месту своего нахождения одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств иностранной организации. При этом банк, в котором обслуживается налоговый агент, не вправе принимать от него поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного лица, если налоговый агент не представит «платежку» на уплату налога.
Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ налоговый агент вправе принять уплаченную сумму НДС к вычету, если выполнены следующие условия:
— товары (работы, услуги) приобретены для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ;
— сумма НДС перечислена в бюджет.
В Письме Минфина России от 07.04.2008 N 03-07-08/84 разъяснено, что налоговый агент имеет право на вычет НДС в том налоговом периоде, в котором произведено фактическое перечисление этой суммы в бюджет.
Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ налоговый агент может принять к вычету суммы налога также в случае возврата товаров продавцу, отказа от этих товаров (работ, услуг) либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей. Если же налоговый агент освобожден от исполнения обязанностей налогоплательщика либо не является плательщиком НДС, то согласно п. 7 ст. 170 НК РФ данные суммы НДС, исчисленные и уплаченные в бюджет при исполнении обязанностей в соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ, включаются в расходы.
2. Налоговым агентом — посредником налоговая база определяется как стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ). К налоговой базе применяется ставка НДС 10 или 18%.
В ситуации, когда налоговый агент является посредником, а в контракте с иностранной организацией прописано, что в стоимость товара НДС не включается, налоговый агент увеличивает стоимость товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплачивает налог в бюджет за счет средств принципала (Письмо Минфина России от 26.03.2008 N 03-07-08/69).
Счета-фактуры налоговому агенту необходимо выписывать с пометкой «за иностранное лицо», указывая в строке 6 «Покупатель» наименование своей организации, и регистрировать их в книге продаж без соответствующего отражения в книге покупок. Российская же организация, являющаяся контрагентом налогового агента, регистрирует в книге покупок счета-фактуры, выданные ей комиссионером, с отражением в них показателей счетов-фактур, выписанных комиссионером при приобретении услуг у иностранного лица (Письмо Минфина России от 18.01.2008 N 03-07-08/13).
Налоговый агент, осуществляющий операции на основании договоров комиссии, поручения, агентского договора (п. 5 ст. 161 НК РФ), не имеет права на вычет НДС, уплаченного иностранному лицу, так как налог уплачивается за счет третьих лиц.
В отношении уплаты «агентского» НДС есть следующая отличительная особенность: суммы НДС, удержанные у иностранного продавца товаров за истекший налоговый период, подлежат уплате в бюджет в общем порядке — равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.
Все налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), если иное не предусмотрено гл. 21 НК РФ (п. 5 ст. 174 НК РФ). Следует особо отметить, что разд. 2 декларации по НДС заполняется налоговым агентом отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика.

Вместо заключения…

Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети прошлого столетия стало широкое распространение НДС (Value-Added Tax (VAT) (англ.)), который был изобретен французским финансистом М. Лоре. НДС — это косвенный многоступенчатый налог, взимаемый на всех стадиях производства и реализации товаров (работ, услуг).
Одним из основных принципов НДС, реализованным в большинстве стран, является нейтральность этого налога, т.е. то, что он не вносит искажений в структуру экономических мотиваций хозяйствующих субъектов. Данный принцип означает, что налог должен взиматься с создаваемой добавленной стоимости и не должно быть временных разрывов в начислении и возмещении этого налога. Это явилось важнейшей причиной внедрения НДС в налоговую практику многих стран мира взамен не обладающих таким свойством оборотных налогов.

Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на возмездной и безвозмездной основе — это и есть те обстоятельства, которые рассматриваются как объект налогообложения. Факт постановки организации на учет не влияет на объект налогообложения, следовательно, не может изменить налогового обязательства.
Однако в соответствии с гл. 21 НК РФ вопрос постановки на учет является серьезным фактором, влияющим на определение налогооблагаемой базы при наличии одинакового объекта обложения (ст. 161 НК РФ). Этот вопрос имеет большое значение для получения права на налоговые вычеты, предусмотренные гл. 21 НК РФ, по налогу, уплаченному за приобретенные товары, работы, услуги или уплаченные при ввозе товара на таможенную территорию (п. 4 ст. 171 НК РФ).
Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику — иностранному лицу при выполнении следующих условий:
1) налог должен быть фактически уплачен налогоплательщиком при ввозе товаров или удержан и уплачен налоговым агентом;
2) вычету или возврату подлежат суммы налога только в той части, в которой ввезенные товары или приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту;
3) налогоплательщик — иностранное лицо состоит на учете в налоговых органах РФ.
По нашему мнению, положения гл. 21 НК РФ и отраженная в ней концепция законодателя противоречат принципам, установленным п. п. 1 — 3 ст. 3 НК РФ, и требуют корректировки.
В частности, необходимо предусмотреть заявительный порядок возврата уплаченного НДС иностранным организациям, не состоящим на налоговом учете в РФ и являющимся плательщиками НДС в своей стране. При этом необходимо установить требования к пакету документов и порядку их представления; минимальную сумму налога к возмещению; период времени, на который может распространиться заявление, и др. Введение таких мер будут способствовать защите конкуренции и созданию равных условий для местных и иностранных организаций.
В международной практике некоторые страны предоставляют возможность возврата уплаченных сумм НДС иностранным лицам, которые не имеют представительства и не ведут экономической деятельности на их территории. В европейских странах правовой основой возврата НДС является 13-я Директива Совета Европейских Сообществ от 17.11.1986 N 86/560/EEC.

Желание российского законодателя расширить долю косвенных налогов в бюджете РФ в виде НДС вполне понятно. Но при этом немаловажное значение для пополнения доходных статей бюджета имеет привлечение иностранного капитала в экономику РФ. Поэтому необходимо учесть как интересы бюджета, так и интересы иностранных инвесторов. В данной статье затронуты лишь отдельные аспекты налоговых обязательств по НДС при заключении сделок с иностранными организациями. Вместе с тем государственный интерес в пополнении бюджета может быть обеспечен совершенствованием законодательства в части налогообложения доходов иностранных организаций от источников в Российской Федерации путем пересмотра перечня доходов иностранных организаций, облагаемых в Российской Федерации.

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-cdelki-inostrannye-organizacii-nalogovyy-agent