Кто осуществляет контроль в сфере закупок?

Контроль и ответственность

Разделы:

  • Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
  • Основные изменения: акценты расставлены
  • Контроль и ответственность
  • Информационное обеспечение контрактной системы
  • Обоснование закупки и методы расчета цены контракта
  • Требования к участникам процедур закупок и критерии оценки заявок
  • Антидемпинговые меры
  • Бланки для участия в контрактной системе
  • Ответы на вопросы пользователей по госзакупкам

Виды контроля

Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) предусмотрены различные виды контроля за проведением закупок. Контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок (п. 10, 14, 15 ст. 99 закона о контрактной системе). Кто контролирует госзакупки и какие виды контроля существуют – рассматривается в таблице 3.

Таблица 3. Контроль за госзакупками

Вид контроля Кто контролирует, особенности исполнения Основание
Контроль в сфере закупок

Субъекты контроля:

  • заказчики,
  • контрактные службы,
  • контрактные управляющие,
  • комиссии по осуществлению закупок и их члены, – уполномоченные органы,
  • уполномоченные учреждения,
  • специализированные организации,
  • операторы электронных площадок
  • Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа,
  • Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок,
  • Органы исполнительной власти субъекта РФ,
  • Органы местного самоуправления муниципального района,
  • Органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок

П. 1 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе

  • Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований,
  • Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ,
  • Органы управления государственными внебюджетными фондами
П. 2 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
  • Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом РФ
П. 3 ч. 1 ст. 99 закона о контрактной системе
Ведомственный контроль в сфере закупок

Субъекты контроля:

  • подведомственные заказчики в порядке, установленном соответственно правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами,
  • Государственные органы,
  • муниципальные органы
Ст. 100 закона о контрактной системе
Контроль в сфере закупок, осуществляемый заказчиком

Субъекты контроля:

  • поставщик (подрядчик, исполнитель),
  • субподрядчик,
  • соисполнители
  • Заказчик контролирует исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Заказчик контролирует привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций

Ст. 101 закона о контрактной системе

Общественный контроль

Предмет контроля:

  • требования законодательства
  • общественные объединения,
  • Граждане,
  • объединения юридических лиц
Ст. 102 закона о контрактной системе

Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и ходе исполнения контрактов, иные обращения, а также предложения по совершенствованию российского законодательства о контрактной системе, представленные общественными объединениями по контролю, иными общественными объединениями и объединениями юридических лиц подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.
Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля (ч. 5, ст. 102 закона о контрактной системе).

Решения уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, которые приняты по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не могут противоречить решениям уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, которые приняты по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки (п. 17 ст. 99 закона о контрактной системе).

Решение уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок органа исполнительной власти субъекта РФ, которое принято по результатам проведения плановой и (или) внеплановой проверки, не может противоречить решению уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок федерального органа исполнительной власти, которое принято по результатам проведения внеплановых проверок одной и той же закупки (п. 18 ст. 99 закона о контрактной системе).

При принятии решения по результатам проведения внеплановой проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, подлежат рассмотрению и оценке доводы, содержащиеся в решениях, ранее принятых органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, по результатам плановых и (или) внеплановых проверок, предметом которых является одна и та же планируемая или осуществляемая закупка (п. 19 ст. 99 закона о контрактной системе).

Информация о проведении контрольными органами в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний.

При выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе (п. 22 ст. 99 закона о контрактной системе): составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений; обращаться в суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными в соответствии с ГК РФ.

Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания (п. 23 ст. 99 закона о контрактной системе).

Виды ответственности
Законом предусмотрены различные виды ответственности за нарушение законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную (ст. 192 ТК РФ), гражданско-правовую (ГК РФ, статья не уточняется), административную (КоАП РФ, статья не уточняется), уголовную ответственность (УК РФ, статья не уточняется) в соответствии с российским законодательством (ч. 1 ст. 107 закона о контрактной системе). При этом за какие именно нарушения, какая ответственность предусмотрена – в законе не уточняется.

Если закон о контрактной системе нарушили операторы электронных площадок и их должностные лица, то они обязаны возместить убытки, причиненные их неправомерными действиями по разглашению информации, полученной в ходе проведения электронных аукционов (ч. 2 ст. 107 закона о контрактной системе).

Заказчики, их должностные лица обязаны обеспечивать достижение ожидаемого результата осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с запланированным объемом подлежащих удовлетворению государственных и муниципальных нужд, а также эффективность расходования бюджетных средств на указанные цели.

Должностные лица заказчиков несут за свои действия (бездействие), в том числе за достижение запланированных результатов процедур закупок для государственных и муниципальных нужд, персональную ответственность (какую именно ответственность – в законе не уточняется) (ст. 12 закона о контрактной системе).

В случае признания планируемой закупки необоснованной органы контроля выдают предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и привлекают к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях требований закона, в порядке, установленном КоАП РФ (п. 6 ст. 12).

Согласно закону о контрактной системе обязательным условием является включение в контракт пункта об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п. 4 ст. 34).

Ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и законом о контрактной системе (п. 1 ст. 25).

Поставщики согласно заключаемым договорам должны нести гражданско-правовую ответственность, если они не выполнили условия привлечения субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (п. 6 ст. 30).

Если начальная цена контракта превышает размер, установленный правительством РФ, то согласно контракту участник должен предоставить заказчику наиболее полную информацию о своих выгодоприобретателях (директоре, генеральном директоре, управляющем, президенте и других) не позднее чем за семь дней до даты заключения контракта. В контракте должна предусматриваться ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за непредоставление такой информации в форме взыскания пени в размере 1 / 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на дату уплаты пени, от цены контракта. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанной информации заказчику (п. 19, 20 ст. 34).

В свою очередь заказчик обязан обеспечить конфиденциальность указанной информации и ее предоставление по запросам органов контроля и правоохранительных органов (п. 20 ст. 34).

Аудит и мониторинг в сфере закупок

Аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований (ч. 1 ст. 98 закона о контрактной системе).

Органы аудита в сфере закупок осуществляют экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность посредством проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам. Далее они обобщают результаты осуществления деятельности, устанавливают причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливают предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизируют информацию о реализации указанных предложений и размещают в единой информационной системе обобщенную информацию о таких результатах (ч. 3, 4 ст. 98 закона о контрактной системе).

Для оценки степени достижения целей осуществления закупок, определенных в соответствии со ст. 13 закона о контрактной системе, оценки обоснованности закупок в соответствии со ст. 18 закона о контрактной системе, совершенствования законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок проводится мониторинг закупок (ст. 97 закона о контрактной системе).

Он представляет собой систему наблюдений в сфере закупок, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении закупок, в том числе реализации планов закупок и планов-графиков.

Мониторинг закупок осуществляется с использованием единой информационной системы и на основе содержащейся в ней информации.

Результаты мониторинга закупок по итогам каждого года будут оформляться в виде сводного аналитического отчета, который будет представляться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в правительство РФ. В сводном аналитическом отчете дается оценка эффективности обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также определяются меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. Сводный аналитический отчет будет размещен в единой информационной системе.

О том, что такое единая информационная система, какие основные принципы регулируют контрактную систему, как ведется планирование в контрактной системе, читайте .

Источник: https://www.garant.ru/actual/contracts/472247/

Контроль в сфере закупок (Шадрина Т.)

Осуществление закупок для обеспечения нужд государственных и муниципальных учреждений проводится по правилам, установленным Законами N N 44-ФЗ <1> и 223-ФЗ <2>. И если в Законе N 223-ФЗ о контроле в данной сфере написано очень кратко (ст. 6 состоит из одного предложения), то Закон N 44-ФЗ не только устанавливает области, подлежащие контролю, но и определяет порядок контрольных мероприятий, органы, уполномоченные на проведение данного контроля, а также их права и обязанности. В статье расскажем о порядке осуществления контроля за проведением закупок в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
———————————
<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
<2> Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Кто контролирует?
Согласно ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок производят следующие органы контроля в пределах их полномочий:
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок;
— федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
— органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с БК РФ.
Конечно, пока еще мало нормативных актов, определяющих контролеров на уровне субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов, но все-таки они есть. Например, Распоряжением комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 04.03.2014 N 19-р в качестве исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченного на осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определена Контрольная комиссия Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга.
Итак, основными контролирующими органами являются:
— Федеральная антимонопольная служба (Постановление Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»);
— Росфиннадзор (Приказ Минфина России от 20.03.2014 N 18н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»);
— Федеральное казначейство (Приказ Федерального казначейства от 29.05.2014 N 106 «Об утверждении Регламента проведения Федеральным казначейством ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд»).
Кого проверят и чем будут интересоваться?
Кого будут контролировать названные выше органы, конкретизируется в ч. 2 ст. 99 Закона N 44-ФЗ. Так, органы, уполномоченные на проведение контроля в сфере закупок, при помощи плановых и внеплановых проверок будут контролировать заказчиков, контрактные службы, контрактных управляющих, комиссии по осуществлению закупок и их членов, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд, специализированные организации, выполняющие отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, операторов электронных площадок.
Федеральное казначейство проводит контроль:
1) за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
2) за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
а) в планах-графиках, — информации, содержащейся в планах закупок;
б) в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, — информации, содержащейся в планах-графиках;
в) в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), — информации, содержащейся в документации о закупках;
г) в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, — информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
д) в реестре контрактов, заключенных заказчиками, — условиям контрактов.
Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении (ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных ст. 18 Закона N 44-ФЗ, и обоснованности закупок (с 01.01.2016);
— соблюдения правил нормирования в сфере закупок (ст. 19 Закона N 44-ФЗ);
— обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
— применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
— соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
— своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
— соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Такой контроль ориентирован в первую очередь на существенное снижение рисков незаконного и нецелевого использования бюджетных средств, в том числе в части полномочий по контролю в сфере закупок для государственных нужд (Письмо Минфина России от 28.01.2014 N 02-11-09/3021).
Виды контрольных мероприятий
Как и любой контроль и надзор, проверочные мероприятия бывают плановыми и внеплановыми.
Плановые проверки в силу ч. 13 ст. 99 Закона N 44-ФЗ в отношении каждого заказчика, контрактной службы или контрактного управляющего, постоянно действующей комиссии по осуществлению закупок и ее членов, уполномоченного органа или учреждения, операторов электронной площадки проводятся не чаще чем один раз в шесть месяцев.
А вот в отношении специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок (котировочной, конкурсной, аукционной и пр., но не постоянно действующей) плановые проверки могут проводиться не чаще чем один раз за период проведения каждого определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Для проведения внеплановой проверки нужны основания. Они установлены ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ:
— получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего;
К сведению. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном ст. ст. 105 — 107 Закона N 44-ФЗ. В случае если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
— поступление информации о нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
— истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с п. 2 ч. 22, п. 3 ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ предписания. В данном случае проверка может проводиться лишь органом, выдавшим предписание, исполнение которого контролируется.
Права проверяющих и результаты мероприятий по контролю
При проведении плановых и внеплановых проверок должностные лица контрольного органа в сфере закупок вправе (ч. 26 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— беспрепятственно находиться в помещениях и на территории, которые занимают заказчики, специализированные организации, операторы электронных площадок, для получения документов и информации о закупках, необходимых контрольному органу. Такой доступ возможен только при предъявлении служебных удостоверений и приказа (распоряжения) руководителя (заместителей руководителя) указанного органа о проведении данных проверок;
— запрашивать и получать на основании мотивированного запроса в письменной форме документы и информацию, необходимые для проведения проверки.
Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля помимо перечисленных выше полномочий имеют право (ч. 27 ст. 99 Закона N 44-ФЗ):
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. При этом в рамках осуществления контроля за соблюдением требований к обоснованию закупок и НМЦК, включенной в план-график, указанные предписания выдаются до начала закупки;
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
— рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере госзаказа и принимать меры по их предотвращению;
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
К сведению. В силу ч. 23 ст. 99 Закона N 44-ФЗ предписание об устранении нарушения законодательства в сфере закупок должно содержать указание на конкретные действия, которые необходимо совершить лицу, получившему такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения данного предписания. В течение трех рабочих дней с даты выдачи предписания контрольный орган в сфере закупок обязан разместить это предписание в единой информационной системе (ч. 24 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Если в контрольный орган поступит информация о неисполнении предписания, он вправе применить к неисполнившему лицу меры административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ: наложить на должностных лиц штраф в размере 50 000 руб., на юридических — 500 000 руб.
Согласно ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, при проведении проверок осуществления органами финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), контроля за соблюдением названного Закона имеют право на проведение проверок субъектов контроля в части закупок, в отношении которых органами государственного (муниципального) финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ (местных администраций), осуществлены мероприятия по контролю в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
При выявлении нарушений в результате проведения проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок контрольный орган может:
— составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
— выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении данных нарушений, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
— обращаться в суд, арбитражный суд с исками о признании осуществленных закупок недействительными.
К сведению. При выявлении в результате проведения проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления, органы контроля обязаны передать в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие этот факт, в течение трех рабочих дней с даты его выявления.
В соответствии с ч. 21 ст. 99 Закона N 44-ФЗ информация о проведении плановых и внеплановых проверок, об их результатах и выданных предписаниях размещается в единой информационной системе и (или) реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. Порядок ведения данного реестра, включающий в себя, в частности, перечень размещаемых документов и информации, сроки размещения названных документов и информации в обозначенном реестре, утверждается Правительством РФ.
Ведомственный контроль в сфере закупок
Согласно ст. 100 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном Правилами осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 N 89 (далее — Правила), а также высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Ведомственный контроль производится в соответствии с регламентом, утвержденным органом ведомственного контроля. В настоящее время разработано и принято 11 таких регламентов для Федерального казначейства (Приказ от 29.05.2014 N 106), Минобрнауки (Приказ от 23.04.2014 N 398), Роспотребнадзора (Приказ от 05.05.2014 N 376), Минздрава (Приказ от 19.06.2014 N 293н) и т.д. А вот Минспорт пока еще не утвердил такого регламента.
При осуществлении ведомственного контроля проверяются:
— соблюдение ограничений и запретов, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок;
— соблюдение требований о нормировании в сфере закупок;
— правильность определения и обоснования НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
— соответствие информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок;
— предоставление учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;
— соблюдение требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
— соблюдение требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);
— обоснованность в документально оформленном отчете невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;
— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги и т.д.
Согласно п. 6 Правил ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных мероприятий, которые проводятся по поручению, приказу (распоряжению) руководителя органа ведомственного контроля.
О предстоящей ведомственной проверке орган контроля уведомляет заказчика путем направления уведомления, которое должно содержать не только предмет проверочного мероприятия (в том числе период времени, за который проверяется заказчик), но и перечень должностных лиц, уполномоченных на осуществление мероприятия ведомственного контроля, а также запрос о представлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля.
Примечание. На ведомственный контроль п. 11 Правил отведено 15 календарных дней. При этом данный срок может быть продлен, но только однократно и не более чем на 15 дней.
Права должностных лиц при осуществлении ведомственного контроля определены п. 12 Правил, но более подробно они устанавливаются в соответствующих регламентах. Так, контролеры имеют право на:
— беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях — на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении ими служебных удостоверений и уведомления;
— истребование необходимых документов;
— получение объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам контроля.
По результатам ведомственного контроля составляется акт проверки, который подписывается проверяющим и представляется руководителю органа ведомственного контроля.
Если выявлены нарушения, должностные лица органа ведомственного контроля разрабатывают и утверждают план их устранения. Если выявлены действия (бездействие) с признаками административного правонарушения, материалы проверки направляются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, а если с признаками состава уголовного преступления — в правоохранительные органы.
Иные виды контроля в сфере закупок
Сами заказчики тоже должны исполнять функции по контролю. Так, в силу ст. 101 Закона N 44-ФЗ они обязаны контролировать:
— исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством РФ;
— привлечение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Кроме того, ст. 102 Закона N 44-ФЗ предусмотрен общественный контроль, который могут осуществлять граждане, общественные объединения и объединения юридических лиц. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.
К сведению. Запросы и иные обращения от общественных объединений или объединений юридических лиц рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней.
Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:
— подготавливать предложения по совершенствованию законодательства о контрактной системе в сфере закупок;
— направлять заказчикам запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;
— производить независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов;
— обращаться в государственные и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю;
— обращаться в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика признаков состава преступления;
— обращаться в суд в защиту прав и законных интересов группы лиц.
В заключение
Итак, основными органами, осуществляющими контроль за государственными и муниципальными заказчиками в сфере госзаказа, являются ФАС, Федеральное казначейство и Росфиннадзор. Процедура данного контроля достаточно хорошо регламентирована и Законом N 44-ФЗ, и иными нормативными актами, в том числе ведомственными. А поскольку административные штрафы в сфере закупок немалые (могут достигать для должностных лиц 50 000 руб., а для учреждения — 500 000 руб.), рекомендуем спортивным организациям как можно тщательнее подходить к вопросу организации и проведения процедур закупок, а также исполнения контрактов.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9769

Ведомственный контроль в сфере закупок по 44-ФЗ

В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ, за происходящим в сфере закупок предусмотрена необходимость контроль со стороны целого ряда государственных ведомств. Так, официальный надзор в данной сфере осуществляют, согласно закону, госорганы, госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос», а также управляющие органы государственных внебюджетных фондов.

На муниципальные органы возложена обязанность осуществлять за тем, чтобы участниками и заказчиками соблюдалось законодательство РФ в целом, законы о закупочной деятельности, а также все соответствующие НПА.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

ФАС и его региональные отделения осуществляют непосредственный контроль и проверки над закупочными процедурами и принимают жалобы от обеих сторон (заказчика и исполнителя). Антимонопольный орган имеет право при выявлении каких-либо нарушений выдать предписания об их устранении и приостановить процедуру исполнения контракта. Помимо этого, ФАС обладает полномочиями и вовсе отменить процедуру и внести поставщика в реестр недобросовестных исполнителей в случае уклонения от исполнения контракта.

Общественный контроль госзакупок

Функция контроля закупочной сферы со стороны общественности является инновацией, впервые появившейся в 44-ФЗ. Однако вопрос общественного контроля закупок на практике неоднозначен, так как полномочиями контроля, как госорганы, общественность этот закон не наделяет. Как же общественный контроль по 44-ФЗ осуществляется на практике?

Закон № 212-ФЗ, целиком посвященный вопросу общественного контроля, формулирует следующие возможные его типы: мониторинг, проверка, экспертиза, обсуждение, слушания, а также «другие формы взаимодействия».

Общественный мониторинг госзакупок, как сказано в тексте закона, должен проводиться публично и открыто, с применением сети интернет. По результатам такого мониторинга формируется документ, который публикуется в сети и направляется самому объекту контроля. Полномочия организатора такого общественного мониторинга, однако, ограничиваются тем, что он, по результатам процедуры, может провести дальнейшее общественное обсуждение, экспертизу и.т.д.

Общественный контроль в сфере закупок, таким образом, ограничен действующим законодательством. Непосредственно объекту контроля (заказчику) никаких запросов общественный контролер направлять не может и должен основывать результаты своих наблюдений исключительно на информации в открытом доступе.

В случае проведения общественной проверки запрос документации заказчику направить можно, однако здесь возникает другой юридический нюанс: инициатором проверки, согласно 212-ФЗ может быть только ограниченный круг лиц, таких, как Общественная палата РФ, и только в случаях, предусмотренных законодательством. Сама общественная организация таким инициатором проверки быть не может.

Внутренний контроль в контрактной системе

Согласно Закону № 44-ФЗ (ст. 101), заказчику вменяется обязанность осуществлять контроль над исполнением условий контракта поставщиком. Наряду с этим закон предписывает заказчику в тех ситуациях, когда поставщик фактически не выполняет работы самостоятельно, а привлекает исполнителей субподряда, также осуществлять контроль над таковым привлечением.

Итак, заказчик обязан осуществлять контроль над привлечением субподряда поставщиком. Как ему это делать? В самом 44-ФЗ не прописано, каким образом заказчик должен контролировать привлечение субподрядчиков.

Однако, заказчик может в вопросе контроля над субподрядом ориентироваться на разъяснения Минэкономразвития РФ, которое утверждает, что достаточным подтверждением факта привлечения субподряда для заказчика будут любые документы, относящиеся к конкретному выполнению работ, то есть, договора, акты и платежные поручения.

Также, согласно ч. 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ заказчику вменяется в обязанность в одностороннем порядке разорвать контракт, если поставщик нарушил обязательное условие о привлечении в качестве субподрядчиков субъектов СМП и СОНО. Такое нарушение фактически приравнивается к несоответствию требованиям документации или предоставлению ложных сведений.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/102201-qqq-16-m11-01-11-2016-vidy-kontrolya-v-sfere-zakupok

>Контрольный орган в сфере закупок

Словарь контрактной системы госзакупок (по 44-ФЗ)

Контрольный орган в сфере закупок — федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну (далее — контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа). (П. 13 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»:

Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта). (П. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Федеральная служба по оборонному заказу определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта. (П. 3 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728).

Источник: https://www.xn—44-ydd8d.xn--p1ai/dictionary/dictionary_k/dictionary_k12.html

Контроль в сфере государственных закупок по 44-ФЗ

Система государственных закупок, регламентируемая 44-ФЗ сложная и многоуровневая, на каждом её этапе осуществляется строгий контроль. Таким образом законодатель стремится добиться максимальной прозрачности и легитимности проводимых процедур. Надзора осуществляется различными ведомствами. Они следят за целевым расходом бюджетных средств, поведением заказчиков, комиссий, контрактных управляющих, торговых площадок и так далее.

Разновидности контроля

Одной из самых серьезных проблем в осуществлении госзакупок является коррупция. Число недобросовестных заказчиков и поставщиков, которые входят в преступный сговор, постоянно увеличивается. Основную задачу контролирующих органов составляет выявление подобных фактов, а также принятие соответствующих мер по их предупреждению.

Правила осуществления контроля в области государственных закупок регламентируется главой 5 44-ФЗ. При этом выделяют три его основных разновидности:

  1. Внутренний;
  2. Общественный;
  3. Ведомственный.

Каждый из них имеет свои подконтрольные субъекты, цели и задачи. В качестве контролирующих органов выступают различные уполномоченные организации. Наиболее значимой для участвующих в госзакупках несомненно остаётся Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Контролирующие органы

В статье 99 44-ФЗ прописан перечень органов, которые наделены полномочиями осуществлять контроль в сфере государственных закупок:

  1. Федеральный орган исполнительной власти, надзорный орган в области гособоронзаказа, территориальные органы исполнительной власти, организации, относящиеся к местному самоуправлению.
  2. Орган исполнительной власти федерального значения, осуществляющий функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетной политики, Органы управления государственными фондами, выходящими за рамки бюджета.
  3. Органы, осуществляющие внутренний государственный контроль за финансами в соответствии с Бюджетным Кодексом России.

Основными контролирующими органами нашей страны являются: ФАС, Росфиннадзор, Федеральное казначейство. В полномочия этих организаций помимо прочего входит надзор за правильностью определения идентификационных кодов закупок, составления план-графиков и планов, корректность оформления извещений и так далее.

Внутренний контроль

Согласно нормам статьи 101 44-ФЗ на каждого заказчика возлагаются обязанности по контролю за деятельностью поставщиков во время исполнения контракта. Надзор должен осуществляться также над работой соисполнителей и субподрядчиков. Это и называется внутренним контролем.

Целью таких мероприятий становится предотвращение фактов нарушения законодательства. Форма надзора законодательно не закреплена, поэтому каждый заказчик вправе определять ее самостоятельно. Согласно части 15 статьи 95 44-ФЗ при обнаружении нарушения поставщиком законодательства, заказчик обязан расторгнуть с ним контракт.

Как именно заказчик должен контролировать факт привлечения к исполнению договора субподрядчиков, в законе не прописано. Поэтому рекомендуется опираться на разъяснения Министерства экономики и развития России. Они гласят, что подтвердить работу субподрядчика могут любые документы, относящиеся к работам, оговоренным в контракте. Это могут быть платежные поручения, акты и так далее.

Заказчик должен проводить контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается типовая документация: контракты, шаблоны технических заданий и так далее. Необходимо стремиться к тому, чтобы большинство процессов стало автоматизированным. Современное программное обеспечение позволяет отслеживать практически все этапы закупки.

Общественный контроль

Ключевой целью общественного контроля становится соблюдение принципов открытости и прозрачности государственных закупок. Такой надзор осуществляют общественные объединения, юридические лица и простые граждане. Они следят за соблюдением требований законодательства и правильностью расходования бюджетных средств. Эта деятельность регламентирована статьей 102 44-ФЗ.

В рамках осуществления надзора организуются общественные обсуждения государственных закупок. Порядок их проведения регламентируется 212-ФЗ. Общественный контроль проводится отрыто, для чего используются ресурсы специализированных интернет-сайтов. Разрешено при этом запрашивать у заказчика все интересующие документы. Может также проводиться мониторинг и оценка эффективности процедур.

При выявлении нарушения законодательства составляется жалоба в контролирующие органы. При необходимости составляется обращение в судебные инстанции.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля регламентирована статьей 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько организаций: Росатом, Роскосмос, Федеральные казначейства, различные государственные и муниципальные органы. Постановлением Правительства №315 от 20.03.2017 контроль со стороны казначейства за деятельностью муниципальных заказчиков приостановлен до начала 2019 года. Основным контролирующим органом становится ФАС.

Органы ведомственного контроля следят за соблюдением законодательства в следующих сферах:

  1. Ограничения и запреты, установленные законодательством.
  2. Требования о нормировании закупок.
  3. Требования к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Определение и обоснование начальной максимальной цены контракта.
  5. Сведения о размерах финансового обеспечения, доведенного до заказчика.
  6. Информация об идентификационных кодах закупок.
  7. Участие субъектов малого предпринимательства.
  8. Процедуры по определению поставщиков.
  9. Отчетность по результатам проведения процедур.

При выявлении нарушений контролирующие органы выдают предписание к их устранению. В отдельных случаях они могут приостановить проведение закупки или вовсе отменить её. В компетенцию органов входит также применение штрафных санкций к организациям и должностным лицам, допустившим ошибки. Проводятся как плановые, так и внеплановые проверки. Информация о них публикуется в открытом доступе.

Контроль – важная часть государственных закупок. Только при соблюдении всех правил надзора удастся добиться грамотной траты бюджетных средств и честности при определении поставщиков.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/228-kontrol

Контрольные органы в сфере закупок.

Министерство экономического развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральная антимонопольная служба РФ (территориальные органы ФАС РФ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).

Федеральная служба по оборонному заказу является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.

В отношении закупок для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории субъекта РФ, — орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок;

В отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд — орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок.

См. также:

Споры по 44 ФЗ

Общие требования к участникам закупок

Обжалование в контрольный орган в сфере закупок

Контракт

Ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по контракту

Обеспечение заявок и исполнение контракта

Изменение расторжение контракта

Проведение открытого конкурса

Аукцион в электронной форме

Проведение запроса котировок

Проведение запроса предложений

Источник: http://sklyarenko.org/arbitrag/spory-v-arbitrazhnom-sude/spory-po-fz-44/kontrolnye-organy-v-sfere-zakupok.html

Структура системы контроля (контроль финансовым органом, ФАС и т. д.)

Система контроля является трехуровневой и предусматривает его осуществление на федеральном, региональном (на уровне субъектов РФ) и муниципальном уровнях.

  1. На федеральном уровне контроль осуществляют:
    • Федеральная антимонопольная служба (п. 1 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ). При этом в ее компетенцию также входит контроль в области оборонного заказа (п. 2 постановления Правительства РФ «Об определении полномочий…» от 26.08.2013 № 728);
    • Федеральное казначейство (пп. 2, 3 ч. 1 ст. 99 закона № 44-ФЗ) как орган бюджетной системы РФ и орган внутреннего государственного финансового контроля (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса РФ);
    • органы управления государственными внебюджетными фондами: ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС РФ (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).
  2. На уровне субъектов Российской Федерации контроль за тендерами для региональных нужд каждого осуществляют органы, которые определяет законодательство конкретного региона.
  3. Кто является контрольным органом в сфере закупокдля муниципальных потребностей, определяется на муниципальном уровне местными правовыми актами.

Виды контроля по субъектам: ведомственный, контроль заказчиком, общественный

Классифицируя по контролирующим субъектам, закон № 44-ФЗ разделяет все виды контроля на 3 группы:

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

  1. Ведомственный (ст. 100 закона № 44-ФЗ).
  2. Осуществляемый заказчиком (ст. 101 закона № 44-ФЗ).
  3. Общественный (ст. 102 закона № 44-ФЗ).

Первый вид мы подробно разобрали выше. Однако к перечисленным органам можно добавить еще такие государственные корпорации, как «Росатом» и «Роскосмос». Ведомственный контроль заключается в наблюдении государственными органами и корпорациями за деятельностью подведомственных им заказчиков.

Второй тип контроля осуществляется заказчиком (организатором) тендера. Эта функция заключается в курировании поставщика при выполнении им контракта. Также заказчик следит за субподрядчиками и соисполнителями по договору. При этом уровни такого контроля законодателем не ограничены, поэтому заказчик может отслеживать соблюдение норм о торгах на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном).

Последний способ контроля проводится:

  • общественными объединениями;
  • гражданами без какого-либо статуса;
  • объединениями юридических лиц.

Все эти звенья обладают достаточно большими полномочиями, которые осуществляют от своего имени. Например, они могут:

  • делать запросы у организаторов торгов о проведении тендера;
  • подавать жалобы в контролирующие и правоохранительные органы с целью применения соответствующих мер воздействия к нарушителям;
  • подавать заявления в суд.

***

Таким образом, органов, контролирующих проведение тендеров, достаточно много. Самым главным, постоянным и универсальным ведомством в этой системе можно назвать Федеральную антимонопольную службу РФ. Кроме того, участники торгов могут обращаться и к общественному контролю. Общественные объединения и граждане обладают широким спектром прав — вплоть до обращения в судебные органы за защитой интересов другого лица или нескольких заявителей. Такие возможности даны общественности в том числе с целью недопущения коррупции при проведении торгов.

Источник: https://nsovetnik.ru/goszakupki/kto_yavlyaetsya_kontrolnym_organom_v_sfere_zakupok/