Кто устанавливает тарифы

Время чтения: 9 минут

Ценообразование услуг ЖКХ занимает особое место в обеспечении достойных условий жизни населения. Совершенствуя механизмы в данной сфере, правительство ввело тарифное регулирование теплообеспечения, водоснабжения, газораспределения, канализации, транспортировки электроэнергии и утилизации мусора. Большинству плательщиков интересно знать, кто устанавливает тарифы на коммунальные услуги, насколько они обоснованы и можно ли повлиять на их формирование.

Содержание

Составляющие оплаты за коммунальные услуги

В России установлен принцип полного возмещения издержек на содержание жилого фонда собственниками и нанимателями квартир. Структура платежей за услуги ЖКХ определена ст. 154 . В соответствии с данной нормой, оплата начисляется следующим образом:

  • для квартиросъемщиков государственного и муниципального жилья – за пользование жилым помещением, его содержание и коммунальные услуги;
  • для квартиросъемщиков жилья социального использования – за наем и коммуналку;
  • для собственников жилья в многоквартирном доме – за содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт и за коммунальные услуги.

Существуют разные виды тарифов в ЖКХ:

  • рассчитываемый с учетом объема потребленных ресурсов (газ, вода, электричество) по показаниям счетчика;
  • на каждого проживающего в помещении человека;
  • установленный норматив на 1 м2 жилой площади.

В отдельную категорию выделяются тарифы ЖКХ для нежилых помещений в жилом доме.

Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники квартир в многоквартирном доме (МКД) оплачивают несут содержание общего имущества: обеспечение рабочего состояния внутридомовых инженерных систем, приборов учета. В оплату также включаются затраты:

  • на обслуживание технических помещений дома: подвала, чердака, подъездов, крыши;
  • на потребляемую при содержании дома холодную и горячую воду, тепло- и электроэнергию.

Для контроля начислений потребитель должен знать, какие услуги отнесены к коммунальным. Как следует из п. 4 ст. 154 ЖК РФ, в их число входит:

  • поставка электроэнергии, бесперебойный доступ к ней и защита от неисправностей;
  • газоснабжение (централизованное либо в баллонах);
  • твердое топливо (уголь, дрова) при печном отоплении;
  • водоотведение;
  • бесперебойная поставка холодной и горячей воды;
  • вывоз твердых бытовых отходов.

Узнайте более подробно, как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома.

Законы о тарификации услуг ЖКХ

В каждом регионе России свои климатические условия, степень развитости инфраструктуры, численность населения, поэтому тарифы на коммунальные услуги отличаются в зависимости от субъекта. Регулирование цен осуществляется на базе ряда нормативно-правовых актов:

Тарифы на коммунальные услуги и отраслевые законы Постановления Правительства РФ и регулирование тарифов на жилищные услуги НПА, регламентирующие ответственность
Закон РФ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 Закон РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»
Закон РФ от 26.03.2002 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 Закон РФ от 26.06.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
Закон РФ от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 Кодекс об административных правонарушениях РФ (ст.ст. 14.31, 14.32)
Закон РФ от 31.05.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в РФ» Постановление Правительства РФ от 14.11.2014 № 1190
Закон РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 № 731
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» Распоряжение Правительства РФ от 26.10.2017 № 2353-р
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290
Приказ Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр

Потребитель получает услуги ЖКХ на основании возмездного договора, обязательным условием которого является указание размера оплаты в пределах социальной нормы или сверх нее, согласно ФЗ о коэффициентах на тарифы ЖКХ и ст. 156, 157 ЖК РФ.

Квартплата рассчитывается по тарифам, установленным уполномоченными органами власти субъектов РФ, а плата за жилое помещение определяется в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в МКД. Там же указано, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями, в числе которых входит утверждение тарифов.

Общий комплекс мер осуществляет Управление регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы РФ.

Право на предоставление коммунальных услуг

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, право на поставку коммунальных услуг с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания жильцов МКД имеет индивидуальный предприниматель или организация вне зависимости от формы собственности:

  • управляющая компания (УК);
  • ресурсоснабжающая организация (РСО);
  • жилищный кооператив.

Тарифы УК, ТСЖ или РСО регулируют федеральные или региональные власти. Каждая цифра в этом случае экономически обоснована, рассчитана с учетом затрат организации, региональных особенностей, технологического уровня производства и других параметров.

И все же у многих потребителей возникает вопрос, могут ли управляющие компании повышать тарифы. Ответ находим в ст. 156 ЖК РФ, которая гласит, что стоимость содержания жилья в МКД, где не созданы ТСЖ или ЖК, определяется на общем собрании собственников. Изменения в расчетах без предварительного утверждения владельцами квартир являются безосновательными.

Обратиться в управляющую компанию имеет право каждый собственник или наниматель жилья, где узнать составляющие тарифа и суммы затрат на содержание дома можно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731.

Рекомендуем внимательно ознакомиться с договором, заключенным с УК. Возможно, в нем содержится пункт о повышении тарифов в одностороннем порядке в случае увеличения себестоимости услуг по содержанию дома. Хотя данное положение является спорным, многие компании этим пользуются.

Информация о том, куда обратиться, чтобы узнать тарифы на коммунальные услуги, опубликована на Там же находится , с помощью которого легко произвести примерный расчет стоимости услуг на основании своего местоположения.

Форма организации управления домом в виде ТСЖ или ЖК популярна благодаря тому, что жильцы через своих представителей принимают участие в решении вопросов, связанных с содержанием дома и придомовой территории, в том числе в расчете стоимости. Каждый владелец квартиры может контролировать расходование средств и инициировать более экономное использование предоставляемых услуг или применение ТСЖ пониженных тарифов в 2020 году за счет:

  • использования энергосберегающих технологий;
  • установки счетчиков;
  • других законных способов.

В этом случае ресурсы приобретаются по договору между ресурсоснабжающими организациями и ТСЖ. Являясь исполнителем, товарищество обязано помнить, что предоставление коммунальных ресурсов жильцам должно осуществляться по установленным тарифам.

Подробнее о порядке регистрации ТСЖ, заключении договоров с РСО и потребителями, а также расчетах за услуги читайте в статье «Товарищество собственников жилья».

Право на поставку коммунальных услуг имеют управляющие компании, у которых есть лицензия, штат специалистов и специальная техника. На основании ст. 162 Жилищного кодекса РФ, с УК заключается договор об управлении МКД, согласно которому она приобретает у ресурсоснабжающих организаций коммунальные услуги по установленным в регионе тарифам и выполняет эксплуатационно-ремонтные работы по содержанию дома.

Обязательным условием, которое нужно указать в соглашении, является порядок изменения тарифа управляющей компанией, ведь эти полномочия УК получает только с согласия собственников и нанимателей квартир.

После заключения договора жильцы перечисляют деньги за коммуналку на счета УК, которая в свою очередь обязуется своевременно передавать средства РСО.

Применение корректирующего коэффициента

Порядок расчета и платы за содержание дома и придомовой территории определяется на общем собрании собственников. Он должен отвечать требованиям, перечисленным в Приказе Министерства строительства и ЖКХ РФ от 28.11.2017 № 159/пр.

Этот документ указывает, как корректирующие коэффициенты на коммунальные услуги применяются при благоустройстве и содержании домов. В базовый норматив затрат включают расходы на:

  • обслуживание общедовомого имущества;
  • содержание объектов недвижимости;
  • содержание особо ценного движимого имущества и его полное восстановление в случае надобности;
  • общехозяйственные нужды УК;
  • зарплату сотрудников, где применимы тарифные коэффициенты разрядов оплаты труда ЖКХ.

Корректирующие коэффициенты к базовому нормативу затрат состоят из территориального и отраслевого показателя, утверждаемого по каждой услуге отдельно. Учитывая перечисленные статьи расходов, жильцы могут самостоятельно рассчитать стоимость услуг для своего дома.

Подробнее о перечне обязанностей УК читайте в статье «Управляющая компания ЖКХ: права и обязанности».

Договора с РСО

В последние годы жители многоэтажек стремятся заключать договора напрямую с РСО относительно поставок электроэнергии, воды, газо- и теплоснабжения, вывоза мусора. Такие организации могут принимать платежи от жильцов на услуги в случаях, когда в доме не избран способ управления или закончился срок договора с УК или ТСЖ.

Решение об оплате коммунальных услуг в кассу РСО принимается на собрании жильцов, если большинство собственников проголосовало «за». Документы об этом передаются в ресурсоснабжающую организацию.

Стоит отметить, что прямые расчеты с поставщиками ресурсов никак не влияют на тарифы.

Как формируются тарифы на ЖКХ

К составляющим тарифам на услуги ЖКХ можно отнести затраты на амортизацию оборотных средств, трудовые ресурсы, электроэнергию, материалы и специальный инвентарь. Доходная часть любого тарифа не превышает 5 %.

Основанием для установления стоимости коммунальных услуг является экспертиза экономического обоснования тарифа:

  • на производство и передачу тепловой и электрической энергии;
  • для услуг водоснабжения и водоотведения;
  • на вывоз твердых бытовых отходов.

Экспертиза позволяет получить достоверную информацию о затратах, размере прибыли, ее расходовании и включает всесторонний анализ соответствия стоимости ресурсов.

Расчет размера тарифов ЖКХ в 2020 году, основанный на экспертном заключении, гарантирует соблюдение баланса между интересами населения и РСО с учетом отраслевой специфики и климатических условий конкретного региона.

Помимо фиксированных тарифов к стоимости потребленных услуг в некоторых случаях применяется повышенный коэффициент. Это касается водоотведения, теплоснабжения и энергообеспечения. В ст. 157 ЖК РФ указано, что коэффициент повышается, если квартиры должны быть оснащены приборами учета, но жильцы не выполнили этого требования.

Отмена повышающего коэффициента на коммунальные услуги возможна, если условия не пригодны для эксплуатации счетчика: трубы или проводка неисправны, жилье считается аварийным и так далее.

Противоположностью к повышенным коэффициентам является возможность компенсации расходов по коммунальным и жилищным платежам, предусмотренные ст. 160 ЖК РФ для некоторых категорий населения:

  • многодетных семей;
  • матерей-одиночек;
  • инвалидов;
  • ветеранов;
  • граждан, имеющих право на социальную помощь.

Таким образом, формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги базируется на:

  • компенсации экономически обоснованных расходов РСО;
  • доступности услуг для потребителей и защите их прав;
  • соблюдении условия, согласно которому сведения о ценах, тарифах и их утверждении должны быть открытыми.

Иногда на формирование расценок, например, на отопление, влияет фактор сезонности. Могут устанавливаться определенные нормы потребления, при превышении которых применяется более высокая стоимость. Поставщики электроэнергии практикуют дифференцированные тарифы, рассчитываемые в зависимости от времени суток.

ЖК РФ указывает, что вносимая гражданами плата за коммунальные услуги не должна превышать максимальные индексы. Эти показатели устанавливаются на год, зависят от изменения размера затрат в среднем по субъектам РФ, и зафиксированы в Распоряжении Правительства РФ от 29.10.19 № 2556-р .

Стоимость предоставления коммунальных услуг в одном регионе не может отличаться при любом способе управления: ТСЖ, УК или прямых договорах с ресурсоснабжающими организациями.

Это не касается услуг по содержанию и обслуживанию дома. То, насколько тарифы ТСЖ больше обычных, может зависеть от благоустройства здания: наличия лифта, мусоропровода, домофона и кодовых замков.

Кто устанавливает тарифы ЖКХ

Ст. 156 ЖК РФ предусматривает наложение на управляющие компании или ТСЖ штрафов за нарушение порядка расчета платы за содержание жилого помещения. Из-за необоснованного увеличения размера счетов они обязаны выплатить штраф жильцам в размере 50% от суммы превышения.

Поскольку за тарификацией коммунальных услуг следит антимонопольное законодательство, ответственность за нарушения предусматривает ст. 37 Закона РФ «О защите конкуренции» и раздел 4 Закона РФ «О естественных монополиях». Эти же законы устанавливают, кто контролирует их соблюдение в части тарифного регулирования – Федеральная антимонопольная служба РФ или ее территориальные органы.

К ответственности привлекают должностные лица, назначенные в соответствии с . Этот документ возлагает все полномочия по ценообразованию и создание экспертных/рабочих групп на региональную энергетическую комиссию.

К санкциям за нарушение антимонопольного законодательства против тех, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги и содержание домов, относится:

  • предупреждение;
  • предостережение;
  • предписание на устранение выявленных нарушений;
  • признание сделок недействительными;
  • административная ответственность (ст. ст.14.31, 14.32 КоАП РФ).

Привлечение к ответственности не освобождает от обязанности исполнять предписания и решения антимонопольных органов.

Коммунальные и жилищные тарифы на 2020 год

Согласно законодательству, ст.157-1 ЖК РФ не допускает превышение предельных индексов. Ежегодная индексация тарифов, как правило, выполняется с 1 июля и определяется на основании изменения размера вносимой гражданами платы в среднем по субъектам РФ. В текущем году они будут увеличены в среднем на 3 %.

Нормы тарифов ЖКХ на 2020 год регламентирует Распоряжение Правительства РФ № 2556-р от 29.10.19. Оно устанавливает средний индекс по каждому субъекту России на первое и второе полугодие.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения», к обязательным работам относится лишь проверка состояния дома и исправление недостатков, без указания периодичности.

Невнимательность собственников, уникальность каждого дома и недостатки договоров управления позволяют недобросовестным компаниям завышать стоимость работ и услуг. Поэтому вопрос, как рассчитать тарифы управляющих компаний в 2020 году, очень интересует жильцов.

Чтобы исключить вероятность завышения платежей за услуги, основное внимание нужно уделить договору с УК, указав все согласованные тарифы и невозможность их изменения без согласия собственников на протяжении срока действия договора. Особое значение имеет отчетность компании перед жильцами и совместное утверждение дополнительных работ.

Рост цен на услуги ЖКХ в 2020 году

Повышение оплаты за коммунальные услуги в летние месяцы обусловлено снижением инфляции за счет недорогих овощей, фруктов и сельхозпродукции и более плавным ростом цен. Это удобно и для поставщиков ресурсов, и для потребителей.

В каждом регионе расчет суммы отличается, а ответ на вопрос, на сколько могут поднимать тарифы ЖКХ, зависит от инфляции и учета границ, установленных на федеральном уровне.

Размер оплаты за содержание дома и придомовой территории, в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, устанавливается решением, принятым на общем собрании жильцов. В этом случае уровень повышения тарифа зависит от роста цен на:

  • ремонт общего имущества многоквартирного дома;
  • уборку и санитарно-гигиеническую очистку прилегающей территории;
  • содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей;
  • очистку мусоропровода и содержание домофонов;
  • эксплуатацию общедомовых приборов учета.

Эти и другие работы указываются в договорах, которые регламентируют, имеет ли право управляющая компания повышать тарифы на перечисленные услуги в одностороннем порядке. Если жильцы дома внимательно изучили договор и не нашли соответствующий пункт, нужно провести общее собрание собственников (ст. 44-48 ЖК РФ). На этом собрании в присутствии представителей УК следует поставить вопрос об обоснованности предложенного тарифа на содержание дома.

В случаях, когда тариф явно завышен, большинством голосов принимается решение об установлении новой стоимости.

Подробности содержатся в статье «Повышение тарифов ЖКХ в 2020 году».

Обжалование установленных тарифов на коммунальные услуги

Все споры и разногласия по вопросам регулирования тарифов рассматриваются в соответствии с и . Основанием для рассмотрения является заявление, поданное в 3-месячный срок с момента нарушения.

Предпосылкой для подачи заявления может быть экспертиза тарифов, которая подтвердит несоответствие нормам законов и необоснованность цены, а также выявит причины, повлиявшие на это. Заключение экспертов будет рассматриваться антимонопольной службой как доказательство нарушения законодательства, поэтому все сведения, приложенные к заявлению, должны быть достоверными.

Поскольку на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы указан полный , гражданам несложно узнать, куда жаловаться на тарифы на ЖКХ в конкретном регионе РФ.

При расчете затрат на услуги, предоставляемые ТСЖ и УК в качестве поставщика с последующей оплатой РСО, неправомерным превышением тарифов можно считать сумму, которая выше установленных на региональном и федеральном уровне цен на коммунальные услуги.

Согласно ч. 11 ст. 156 ЖК РФ, за данное нарушение взыскивается штраф в пользу каждого жильца в размере 50% от суммы превышения.

Узнайте больше о том, куда жаловаться на управляющую компанию.

Услуги ЖКХ можно разделить на 2 категории: жилищные и коммунальные. В зависимости от этого формируется стоимость. Качество и доступность услуг во многом влияет на условия проживания гражданин, поэтому обоснованные и доступные тарифы необходимы обществу и должны соответствовать запросам жильцов. Уголовная ответственность за завышение тарифов ЖКХ не предусмотрена, но государство устраняет нарушения в этой сфере другими способами по заявлению собственников или нанимателей жилья.

Ежегодные повышения цен вызывают у граждан РФ вопрос о том, кто утверждает тарифы на коммунальные услуги, как узнать цену на газ, свет, электричество, отопление?

Тарифы ЖКХ

Плата за коммуналку представляет собой объем услуги умноженный на тариф.Тариф — цена 1 единицы услуги в натуральном значении (киловатт, кубометр и так далее). Для оплаты ЖКХ жилищно-коммунальных услуг приходит не один платежный документ, что несколько путает граждан. В ЖКХ, исходя из названия, входит два вида услуг:

  1. Жилищные — это услуги за содержание здания и его территории.
  2. Коммунальные — за использование природных ресурсов (за тепло и электроэнергию, газоснабжение, горячее и холодное водоснабжения, канализацию).

Стоимость коммунальных услуг определяется на основании тарифов и количества потребленных жильцами ресурсов в течение месяца. Объем потребления ресурсов берется из показаний индивидуального или общедомового счетчика.

При отсутствии общедомового и индивидуального счетчиков оплата рассчитывается на основании Постановления Правительства РФ #307 (Приложение #2) по формуле:

Общая площадь м2 (дом или квартира) * норматив потребления* тариф (рубли).Утвержденная норма потребления, в зависимости от вида услуги привязывается к кв. метру (отопление) и количеству зарегистрированных жильцов (водопотребление).

При наличии общего счетчика, даже при наличии в квартире индивидуального счетчика происходит перераспределение общедомового использования воды на всех жильцов дома, в том числе и с установленными счетчиками.

ВНИМАНИЕ! Тарифы одинаковые при использовании счетчиков и при оплате по номинальному значению. Отличие состоит в количестве используемых ресурсов.

Когда установлен счетчик при расчете оплаты за коммунальные услуги учитывается количество использованных ресурсов (воды, газа, света, электроэнергии). При использовании номинального значения, берется установленный обобщенный показатель потребления ресурсов на 1 человека.

Где узнать цены

Тарифы на ЖКХ указываются в платежных документах. Чтобы не искать тарифы по многочисленным сайтам ресурсно-поставляющих компаний (Горгаз, Водоканал, Облэнерго), Государственной Антимонопольной Службой создана единая система проверки тарифов — калькулятор ЖКХ.
На сайте Федеральной Службы Тарифов рассчитывается стоимость коммунальных услуг:

  1. горячей и холодной воды;
  2. отопления;
  3. тепла;
  4. канализации;
  5. газоснабжения.

Стоимость ремонта здания и капитального ремонта по калькулятору не просчитывается. Чтобы принять участие в программе капитального ремонта, Управляющая организация многоквартирного дома должна отправить в управу решение зарегистрированных жильцов:

  • о выборе управляющей организации;
  • о принятии участия в проекте;
  • о долевом участии в капитальном ремонте.

Капитальные ремонтные работы проводится при изнашивании здания более 60%.

Кто устанавливает

Тарифы на коммунальные услуги принимают государственные региональные органы.Правительство РФ разрабатывает и утверждает для каждого региона систему индексации тарифов. Она представляет собой максимальное и минимальное значение повышения тарифов для каждого региона.

При локальном расчете, тариф ЖКХ в регионе должен быть в пределах индексации, что установлена на текущий год. Основой для определения жилищных платежей для населения являются расходы организации, которая поставляет расходы. Вторая часть тарифа — это надбавки, которые установлены государственными органами.

Таким образом, ресурсно поставляющая организация должна рассчитать расходы, связанные с подачей ресурсов населению, которые будут заложены в основу цены на квартплату для граждан.

ВАЖНО! Согласно этому показателю и утвержденному тарифу государственными органами определяется конечная стоимость для потребителя. При этом не имеет значения право собственности организации на скважину, организация-поставщик не имеет право установить цену выше предельно допустимого значения.

Расценки

Утверждение новых жилищных тарифов для населения происходит минимум 1 раз в год. В 2019 году озвучено двухэтапное поднятие цен ЖКХ на 4,1%. Первое повышение осуществится 1 января 2019 года, второе — с июля 2019 г. Повышение будет происходить практически в равных частях — 1,7% и 2,4%.

Чтобы узнать сколько стоят свет, газ, вода, необходимо зайти на региональный сайт ресурсно-поставляющей организации, которая выбрана жильцом или Управляющей компанией. Тариф по каждой услуге должен быть указан в платежной квитанции.

Причины повышения

Тарифы на жилищно-коммунальные условия зависят от ряда факторов:

  1. территориального нахождения региона;
  2. количества использованных природных ресурсов: газа, электричества, воды;
  3. времени года;
  4. количества зарегистрированных проживающих и наличия льгот.

Размер повышения тарифов на ЖКХ не должен превышать или быть ниже установленных индексов. Тарифы для каждого региона РФ устанавливаются отдельно и могут разительно отличаться. Основными документами, которые регулируют жилищно-коммунальные услуги являются:

  • ЖК РФ 7 Раздел;
  • ФЗ №210 от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
  • Постановлением Правительства РФ №307 с правилами предоставления гражданам коммунальных услуг.

Для юридических лиц

Тарифы для юридических лиц, утверждаются отдельно и отличаются от цен для населения.Расчет стоимости ЖКХ для юридических лиц происходит на основании показаний счетчика и нормативов. Нормы потребления для юридических лиц зависят от расположения организации — в многоквартирном доме или отдельный комплекс, а также от вида деятельности и количества потребления.

Как проверить квартплату

В связи с отсутствием доверия граждан к суммам и тарифам, указанным в платежных документах на ХЖК, создана Федеральная служба по тарифам. ФС предоставляет информацию по конкретному адресу. Введя в поисковую строку калькулятора тарифа улицу и номер дома, получаете данные индивидуальной тарификации и порядок расчета.

Права ТСН и УК

ТСН — Товарищество собственников недвижимости создаются на основании голосов свыше 50% жильцов с целью организации обустройства многоквартирного дома и его территории. ТСН изначально создавался для юридических лиц, сейчас эта подобная организация может включать как физических, так и юридических лиц.

ТСН занимается благоустройство общего имущества многоквартирного дома, которое не относится к индивидуальной собственности жильцов и территории, которая относится к этому дому.

Управляющей функцией ТСН не наделено. Действия ТСН регулируются на основании Жилищного Кодекса. Для создания ТСН необходимо не менее 51% голосов всех проживающих в доме жильцов.

ТСН может также создаваться для объединения собственников гаражей, садоводческих и других земельных наделов, складских помещений, с целью совместной организации территории.

Положительным моментом при решении организовать ТСН является возможность жильцам реализовать свое законное право на основании ЖК РФ на благоустройство дома. К недостаткам относится длительность принимаемых решений, сбора денег на их реализацию.

Отличия организаций

Товарищество собственников недвижимости — организация без полномочий управления. Все управленческие решения принимаются на общем собрании участников голосованием.

Управляющую организацию жильцы многоквартирного дома выбирают на собрании (большинством голосов) или УО определяется государственной местной власти. УО имеет коммерческую основу, выполняет полномочия прописанные в Договоре после его заключения. Должна иметь лицензию на осуществление деятельности.

После заключения Договора жильцы не принимают участия в управлении дома, но являются лицами, которые покупают и принимают услуги от УО. Это означает, что интересы жильцов защищает закон о защите прав потребителей, а также ЖК, который регулирует деятельность Управляющей компании.

При выборе ТСН или Управляющей компании, необходимо понимать, как устанавливаются жилищные тарифы в каждом случае.

ВНИМАНИЕ! Управляющая компания выставляет жильцам квитанции на оплату ЖКХ. Бюджет ТСН формируется из взносов жильцов.

Жильцы многоквартирного дома при ТСН получают квитанции от ресурсно-поставляющей компании.Управляющая организация может устанавливать плату за жилищные услуги только на основании решения собрания всех собственников помещений многоквартирного дома (ЖК РФ статья 156).

Из вышеизложенного, утверждение тарифов для населения должно быть экономически обоснованным и законным. При недопонимании цен в платежных документах, следует обращаться за объяснениями в организацию, которая выставила квитанцию и защиту прав потребителей.

Как формируются тарифы ЖКХ

Какие услуги причисляются к жилищным, а какие – к коммунальным
Жилищные услуги – это работы, производимые по содержанию и ремонту жилищного фонда: управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и т.д.
К коммунальным услугам следует причислять водоснабжение, канализацию, отопление, газо- и электроснабжение.
Составляющие тарифа на коммунальные услуги
Наибольший удельный вес в себестоимости коммунальных услуг занимают покупные топливно-энергетические ресурсы. Структура затрат различна. Так, в услуге теплоснабжения расходы на топливо составляют 36%, электроэнергию – 9%, заработную плату с отчислениями – 14%. В услугах по водоснабжению расходы на электроэнергию достигают 20%, почти столько же необходимо для покупки воды, заработная плата с отчислениями равна 15%.
Составляющие тарифа на жилищные услуги
Составляющими тарифов на жилищные услуги являются затраты на материалы, электрическую энергию, амортизация основных средств, трудовые ресурсы, спец. инвентарь и одежду. Наибольший удельный вес в себестоимости занимают затраты на трудовые ресурсы. Приведем пример: в услуге обслуживания лифта расходы на заработную плату с отчислениями достигают 50%, на материалы — составляют 12 %, электроэнергию – 10%. В структуре затрат на текущий ремонт жилого фонда доля расходов на заработную плату с отчислениями также равна половине, расходы на материалы достигают 24%.
На какие цели расходуется заложенная в тарифе доходная составляющая
Доходная составляющая тарифа не превышает 5 процентов. Она расходуется на модернизацию основных фондов, потому как одним из главных факторов снижения себестоимости услуг является использование новых технологий и оборудования.
Из-за чего происходит повышение жилищно-коммунальных тарифов
Основным фактором, влияющим на повышение стоимости жилищно-коммунальных услуг, является рост цен на топливно-энергетические ресурсы (газ, электроэнергию, тепловую энергию). Это в свою очередь в немалой степени зависит от уровня инфляции в стране.
Кто и на основании чего формирует тариф. Причины различий в стоимости жилищно-коммунальных услуг в городах и районах Татарстана
Федеральным законодательством закреплено, что установление тарифов на жилищно-коммунальные услуги производится органами местного самоуправления на основании независимой экспертизы обоснованности затрат. Тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение утверждаются республиканской энергетической комиссией.
Установление тарифов на водоснабжение, водоотведение и утилизацию твердых бытовых отходов находятся в компетенции органов местного самоуправления
Тарифы на жилищные услуги (уборка внутридомовой территории, двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий и капитальный ремонты, управление жилищным фондом, лифт, дератизация) собственники жилых помещений, выбравших форму управления своим домом, устанавливают самостоятельно. Наниматели жилья и те собственники, которые не позаботились о выборе формы управления, тарифы на эти услуги получают уже сформированными от уполномоченных органов власти.Что касается экспертиз тарифов, они проводятся специальными организациями, имеющими аккредитацию Госстроя России и не являющимися учредителями (участниками) организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Результаты экспертиз рассматриваются на экспертном совете с участием представителей Министерства финансов Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, Центра экономических и социальных исследований при Кабинете Министров Республики Татарстан, республиканской энергетической комиссии, Федерации профсоюзов Республики Татарстан.
Теперь о том, почему в каждом городе и районе республики стоимость тех или иных жилищно-коммунальных услуг различна. Это немало зависит от уровня благоустройства жилищного фонда, т.е. наличия услуг центрального горячего водоснабжения, лифта и т.д. Существенную роль играют средне сложившиеся нормы потребления услуг в расчете на 1 человека в месяц. И еще более важное значение имеют различия в технологических процессах предоставления коммунальных услуг: по теплоснабжению — это характеристика котлов, степень загрузки, протяженность тепловых сетей; по водоснабжению — подземный или поверхностный водозабор, необходимость очистки, объем покупки воды; по водоотведению — загрузка очистных сооружений, вид очистки и т.д.
Функции государства в вопросе формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги
Ежегодно правительством Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты оплаты жилья и коммунальных услуг. Кроме того, государство оставляет за собой право регулировать цены на топливно-энергетические ресурсы, поэтому республиканской энергетической комиссией утверждаются тарифы на электрическую, тепловую энергию и газоснабжение.
Как часто могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные услуги
Федеральным законодательством установлено, что пересмотр или изменение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги может осуществляться не чаще одного раза в год.
Как можно снизить тарифы на ЖКУ
Цены на жилищно-коммунальные услуги, как и на все остальное, связаны с общими экономическими процессами в стране. Не секрет, что проблема роста цен на топливно-энергетические ресурсы является самой сложной для всех отраслей экономики. И все же снизить тарифы на коммунальные услуги возможно. Для этого необходимо снизить уровень износа основных фондов до 30-35% (сегодня этот показатель превышает 50 процентов). Для того, чтобы уменьшить износ необходимо увеличивать объемы вложений средств в модернизацию, что и является одним из приоритетов программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства, реализуемой в республике.
Снижения тарифов на жилищные услуги легче достигнуть при переходе предприятий на режим упрощенной системы налогообложения. В настоящее время во многих городах и районах республики в сфере обслуживания жилья и даже коммунальных услуг работают предприятия, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость. Это дает возможность снизить установленные тарифы на 10-15%. Если будет принято решение о создании товарищества собственников жилья, оно самостоятельно сможет установить размер тарифов на жилищные услуги.

В коммунальные услуги входит передача коммунальных ресурсов потребителям в жилых и нежилых помещениях, в том числе на земельных участках.

Коммунальные ресурсы — это холодная и горячая вода, электричество и отопление, тепловая энергия, газ, твердое топливо для печного отопления, если оно есть. Еще в перечень коммунальных услуг входит отведение сточных вод и вывоз мусора.

Рассказываем подробно про коммунальные услуги.

Есть два документа, которые регулируют правила предоставления и оплаты КУ:

  1. Постановление Правительства РФ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
  2. Жилищный кодекс РФ.

Коммунальные и жилищные услуги — не одно и то же. Важно помнить, что в коммунальные услуги входит передача ресурсов. В жилищные услуги входит управление многоквартирным домом, а также содержание и ремонт общего имущества жильцов.

Платежи за коммунальные услуги можно вносить управляющей компании или ТСЖ, а можно напрямую поставщику.

Нормативы

Норматив — это количество ресурса на потребителя. Нормативы помогают рассчитать плату за ЖКУ, если в помещении нет специального прибора учета или потребитель забыл передать показания прибора.

Установка нормативов на коммунальные услуги входит в обязанности местных властей — по каждому виду услуг свой норматив. Ищите нормативы в местных законодательных актах или на сайтах поставщиков, региональных порталах вроде mos.ru или gov.spb.ru.

Исполнители коммунальных услуг

Исполнитель КУ — это организация, которая предоставляет их потребителям.

В многоквартирном доме исполнителем может быть управляющая организация, товарищество, кооператив или ресурсоснабжающая организация — поставщик определенного ресурса.

В жилом доме исполнителем еще может быть садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество.

Исполнитель обязан:

  1. Предоставлять потребителям коммунальные услуги, которые входят в договор, круглосуточно и в полном объеме.
  2. Заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку ресурсов.
  3. Обслуживать инженерные системы.
  4. Ежемесячно снимать показания общедомовых счетчиков и принимать показания индивидуальных приборов учета — воды, газа, электричества — потребителей. Учитывать показания для расчета размера платы пользователей.
  5. Рассчитывать размер платы и производить перерасчет, если нужно.
  6. Принимать жалобы от жильцов и сообщать им об авариях и работах, которые могут помешать подаче КУ.

Исполнителями в одном доме могут быть сразу несколько организаций: управляющая компания и поставщики ресурсов.

Кто является обязательным плательщиком

Граждане и организации обязаны оплачивать КУ за помещение, которое они занимают.

Обязанность оплачивать КУ у собственника, нанимателя или арендатора появляется с момента возникновения права собственности или заключения соответствующего договора. Тот, кто принял квартиру от застройщика по передаточному акту, но право собственности еще не установил, обязан оплачивать КУ с момента подписания акта.

Что входит в перечень коммунальных услуг для физических лиц

Вот что входит в список коммунальных услуг, которые предоставляют жильцам:

  1. Холодная вода.
  2. Горячая вода.
  3. Тепловая энергия.
  4. Водоотведение.
  5. Электроснабжение.
  6. Газоснабжение, в том числе бытовой газ в баллонах.
  7. Отопление.
  8. Твердое топливо при наличии печного отопления.
  9. Содержание и ремонт общего имущества.
  10. Вывоз мусора.

У потребителя может быть одна коммунальная услуга или несколько, но не обязательно все, которые входят в перечень.

Если в многоквартирном доме нет общего прибора учета (ОДПУ), плата за его установку ложится на плечи собственников помещений. Оплатить ОДПУ собственник квартиры может единовременно или в рассрочку до пяти лет, нежилого помещения — только единовременно.

КУ должны предоставлять круглосуточно. Если произошла авария или проводятся профилактические работы, исполнитель может приостановить подачу определенного ресурса, например горячей или холодной воды, на несколько часов до устранения причины аварии или окончания работ.

Что входит в перечень коммунальных услуг для юридических лиц

В коммунальные услуги для юрлиц входит тот же набор, что и для физических. Но юридические лица должны заключить договор на поставку КУ непосредственно с поставщиком.

Собственники жилых помещений напрямую договор не заключают — этот вопрос входит в полномочия управляющей организации.

Квитанция на оплату коммунальных услуг

Квитанция на оплату — платежный документ, на основании которого потребитель оплачивает предоставленные КУ.

Структура квитанции

Утвержденной формы квитанции нет, но есть примерная форма платежного документа. Квитанцию формирует управляющая организация. В ней есть список коммунальных и жилищных услуг, указано, что входит в прочие услуги, если они есть.

Квитанция на оплату коммунальных услуг состоит из нескольких разделов:

  1. Данные о плательщике и исполнителе.
  2. Расчет размера платы за жилищные, коммунальные и прочие услуги.
  3. Справочные данные — сюда входят показания общих приборов учета и общий объем потребления КУ многоквартирным домом.

Еще в квитанции пишут тарифы, объем потребления и цены за каждый вид ресурса. Если есть данные о задолженности, переплате и перерасчете, их тоже указывают.

Потребитель обязан оплатить КУ до десятого числа месяца, следующего за расчетным периодом. А исполнитель должен прислать квитанцию до первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом.

Квитанция на оплату жилищных, коммунальных и прочих услуг в многоквартирном доме от УК

Как формируется счет

Счет формируется на основании нормативов или объема потребления коммунальных ресурсов.

Если в помещении установлены приборы учета, размер платы за коммунальный ресурс рассчитывается по формуле: объем потребленного ресурса умножают на тариф.

Если прибора учета нет, размер платы определяется по нормативам и рассчитывается по другой формуле: количество проживающих в квартире или доме умножается на норматив потребления и цену КУ.

Если техническая возможность установить прибор существует, а прибора учета нет, у формулы расчета появляется повышающий коэффициент — 1,5.

Частые вопросы

Разберемся, входит ли капитальный ремонт в коммунальные платежи, а коммунальные услуги — в арендную плату и можно ли от них отказаться.

Входит ли капитальный ремонт в коммунальные услуги

Капитальный ремонт входит в плату за жилое помещение и коммунальные услуги только для собственника помещения в многоквартирном доме. Наниматель помещения не оплачивает капитальный ремонт.

Входят ли коммунальные услуги в арендную плату

Нет, не входят: арендная плата не связана с коммунальными услугами — это отдельный платеж за пользование помещением.

Можно ли отказаться от отдельных видов услуг

Отказаться от ЖКУ нельзя, но можно отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: от радио или телевидения, диспетчера, охраны и прочих навязанных управляющей компанией услуг. Для решения этого вопроса нужно обратиться к поставщику и написать заявление об отказе.

Обратитесь в управляющую организацию и уточните, как отказаться от дополнительных услуг, которые входят в квитанцию: через нее или через поставщика. Вам может понадобиться справка от поставщика об отсутствии задолженности.

Мифы ЖКХ: кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления., пишет acato.ru.

Суть лжетеории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов. Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:

2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):

— Холодное водоснабжение;

— Горячее водоснабжение;

— Водоотведение;

— Электроснабжение;

— Газоснабжение;

— Отопление.

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 9 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса. Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:

1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;

2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;

3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);

4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;

5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;

6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Выводы

Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.

На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.