Лицензии на вывоз ТБО

Содержание

Вывоз строительного мусора: нужна лицензия или нет?

Пратура О.С., контрактный управляющий, специалист-эксперт ООО «Тендер-Дон», редактор-эксперт журнала «Прогосзаказ.рф».

Битый кирпич, пыль, куски бетона и гипсокартона, обломки древесины и металлоконструкций, остатки строительных и отделочных материалов — весь этот строительный мусор в избытке образуется при выполнении практически любых строительных работ. Как правило, заказчики закрепляют в контракте обязанность подрядчика по завершении строительства привести строительную площадку в состояние, пригодное для дальнейшего использования, очистив объект от строительного мусора.

Однако утилизация строительных отходов — не такое простое дело, как может показаться на первый взгляд. Порядок удаления строительного мусора должен быть согласован со всеми технологическими операциями проведения строительных работ. В соответствии с санитарными нормами строительные отходы утилизируются отдельно от бытовых и вывозятся только специально оборудованным транспортом, не допускающим потери при перевозке и попадания в воздух, сточные воды и грунт.

Возникает резонный вопрос: правомерным ли будет требовать от подрядчика наличия лицензии на сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов, образующихся при строительстве и ремонте?

Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов отнесена к понятию «обращение с отходами».

Как следует из п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 99-ФЗ), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности относится к числу лицензируемых видов деятельности. Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, раскрывается в Положении о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»). В частности, данным нормативным актом определены порядок получения лицензии, перечень видов работ, на которые требуется лицензия, и требования к соискателям лицензии.

Организации, желающие получить лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также осуществляющие деятельность в этой сфере, должны соответствовать следующим требованиям:

а) для работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV классов опасности) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям;

б) для работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I — IV классов опасности — наличие у соискателя лицензии (лицензиата) оборудования (в том числе специального) и специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

в) для работ по транспортированию отходов I — IV классов опасности — наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям;

г) для работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности — наличие у индивидуального предпринимателя и (или) у работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Как видим, лицензия на вывоз строительного мусора требует выполнения значительного количества требований. Вышерассмотренные — только результаты, которых организациям и индивидуальным предпринимателям еще нужно достичь. При этом необходимо также сказать, что лицензия на осуществление деятельности в сфере обращения отходов (вывоз строительного мусора) имеет приложение, в котором указываются виды отходов I — IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов (ч. 1.1 ст. 15 Закона N 99-ФЗ).

То есть наличия самой лицензии недостаточно: чтобы вывезти мусор, необходимо знать класс вывозимых отходов. Таким образом, лицензия на вывоз строительного мусора в обязательном порядке должна включать в себя информацию о том, с отходами каких классов опасности подрядчик имеет право работать.

Классификация строительного мусора по классу опасности

I класс. Чрезвычайно опасные. Этот вид мусора оказывает большое негативное влияние на окружающую среду. Экологическая система не может быть восстановлена. Отнесенные к этой категории вещества не разлагаются в течение многих столетий. Сюда относятся пропитки для дерева, отработанный мазут, различные полимеры и другие подобные им химические соединения.

II класс. Высокоопасные. Из-за такого вида строительного мусора экосистема сильно нарушается. По опасности воздействия на окружающую среду аналогичен первому. Последующий период восстановления длится не менее 30 лет.

III класс. Умеренно опасные. Данный вид мусора оказывает среднее воздействие на среду. Период восстановления экологической системы составляет не меньше 10 лет. К нему относят моторные, дизельные и автомобильные масла, а также нитраты.

IV класс. Малоопасные. Такой тип мусора имеет низкую степень влияния на окружающую среду. Восстановление экосистемы достигается через 3 года. К этому классу относится подавляющая часть строительных отходов, отработанные покрышки.

V класс. Практически неопасные. Степень действия на окружающую среду низкая. Экология нарушается незначительно. Это в основном мусор натурального происхождения, к примеру, незагрязненные гравий и песок, необработанная древесина, макулатура.

Если нет достоверных глубоких исследований, что тот или иной тип отходов можно отнести к наименьшему классу, его относят к четвертому.

Как видим, пять классов отходов условно делятся на два вида — опасные и менее опасные. Лицензия на вывоз строительного мусора I и II классов, как правило, выдается предприятиям, специализирующимся именно на утилизации подобных видов отходов. Нередко предприятиям, имеющим разрешение на вывоз отходов III — V классов, не разрешено вывозить и утилизировать отходы I и II класса. При этом следует отметить, что на деятельность в сфере обращения отходов V класса опасности лицензия не требуется.

В этой связи у заказчиков возникает новая сложность в формировании требований к участникам закупки. Как правильно установить требование к участнику закупки по вывозу строительного мусора, если заказчик не знает точно, к какому классу будет относиться такой мусор? Данный вопрос остается открытым, так как пока еще нет правоприменительной практики.

Лицензирование является обязательным для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, связанную с переработкой или вывозом мусора. В соответствии с российским законодательством, лицензия на вывоз строительного мусора должна быть у каждого юридического лица, которое занимается сбором, вывозом или хранением мусора, поскольку по умолчанию все отходы, в том числе бытовой мусор, являются опасными. Лицензия на вывоз строительного мусора также является официальным разрешающим документом, подтверждающим наличие у компании необходимого оборудования, средств и квалифицированных специалистов для проведения качественных работ по вывозу мусора. Такая лицензия является гарантией того, что отходы будут вывезены выбранной фирмой своевременно, в полном объеме и безопасно для окружающей среды, и будут утилизированы надлежащим образом. Как известно, ответственность за нарушение экологического законодательства в случае обнаружения незаконных действий понесут как заказчик, так и подрядчик, поэтому лицензия на вывоз строительного мусора — залог спокойствия, чистоты и комфорта.

Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 89-ФЗ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности на конкретном объекте по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I — IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Осуществление деятельности по вывозу мусора без лицензии может повлечь неблагоприятные последствия в виде привлечения к административной ответственности (ч. 2 ст. 14.1 КоАП), уголовной ответственности (ч. 1 ст. 171 УК РФ), вплоть до ликвидации юридического лица в соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ.

В силу того что Постановление N 1062 о лицензировании деятельности в сфере обращения отходов было утверждено совсем недавно, практика его применения в настоящее время еще не успела сформироваться. В период действия Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон N 128-ФЗ) Минэкономразвития России в письме от 14.05.2007 N Д05-1605 прокомментировало, что лицензированию подлежит деятельность только специализированных организаций, которые осуществляют сбор, использование, обезвреживание, транспортировку, размещение опасных отходов. Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, получать такую лицензию не обязаны. Этой же позиции придерживалась и судебная практика: см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 октября 2008 г. N А82-354/2008-99, Постановление ФАС Уральского округа от 10 декабря 2007 г. N Ф09-10106/07-С1, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 марта 2009 г. N 09АП-2599/2009.

Во всех названных решениях суды пришли к выводу, что деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов не является деятельностью, от которой подрядная организация получает прибыль, то есть не является предпринимательской. Соответственно, подрядчик не может быть привлечен к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения. Суды посчитали, что подрядчик не осуществляет деятельность в области обращения с опасными отходами, так как эти отходы образуются в результате его основной (производственной) деятельности, в связи с чем у него отсутствует обязанность по получению лицензии. Возложение на подрядчика обязанности получить лицензию на деятельность, которую он не осуществляет, является неправомерным.

Из вышеуказанного можно сделать вывод, что при транспортировании строительного мусора участник закупки не обязан получать лицензию. Данную позицию также подтверждает и нижеописанное решение:

Решение УФАС России по Мурманской области от 28 июня 2011 г. N 06-14/11-206.

Предмет закупки: право заключения контракта на остаточные объемы работ по реконструкции мостов на автомобильной дороге.

Предмет жалобы: государственным контрактом предусмотрено, что подрядчик обязуется в 30-дневный срок со дня утверждения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию вывезти за пределы строительной площадки принадлежащие ему строительные машины, оборудование, инвентарь, инструменты, строительные материалы, временные сооружения и другое имущество, а также очистить объект и строительную площадку от строительного мусора и привести в пригодное состояние для дальнейшего землепользования участки земли, занятые ранее под складирование строительных материалов.

Однако требования о наличии в составе заявки на участие в аукционе лицензии на вывоз строительного мусора к участникам не предъявлено. Заявитель просит обязать муниципального заказчика внести соответствующие изменения в документацию об аукционе.

Вывод Комиссии Мурманского УФАС России: документацией о закупке установлены требования к работам, являющимся предметом аукциона. Виды работ, указанные в данном перечне, не предусматривают сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов (строительного мусора).

Следовательно, вывоз строительного мусора не является одной из составляющих предмета контракта, так как заказчик не брал на себя обязательств по оплате данного вида работ. Соответственно, заказ на вывоз строительного мусора со стороны заказчика не размещался.

Таким образом, условие, указанное в пункте государственного контракта в части обязательств по очищению объекта и строительной площадки от строительного мусора, не имеет самостоятельного характера и неразрывной связи с предметом аукциона, а направлено только на обеспечение надлежащего состояния самого объекта и прилегающей к нему территории.

Следовательно, в данном случае отсутствие в документации об открытом аукционе в электронной форме требования о наличии лицензии у участников размещения заказа лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов не является нарушением Закона N 94-ФЗ.

По нашему мнению, требование наличия лицензии на обращение с отходами I — IV класса опасности в качестве условия допуска к участию в аукционе на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) неправомерно. Проводить отдельный аукцион на вывоз строительного мусора у заказчика нет необходимости.

Одним из условий допуска участников размещения заказа к торгам согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ является соответствие их требованиям, устанавливаемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. В связи с этим заявки на участие в торгах должны содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа таким требованиям, если они предусмотрены документацией о торгах. В данном случае по итогам аукциона заключается контракт на выполнение строительных работ. При их выполнении неизбежно образуются строительные отходы, которые, естественно, должны быть вывезены. Однако это не означает, что вывоз отходов входит в предмет контракта. Исходя из указаний норм Закона N 44-ФЗ, предметом контракта являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, в которых у заказчика имеется потребность. Строительные отходы образуются в ходе их выполнения подрядчиком, которому, согласно ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», будет принадлежать право собственности на них, и именно у него возникает потребность в их удалении со строительной площадки.

Существует позиция контролирующих органов, которая говорит о необходимости наличия лицензии в сфере деятельности обращения отходов, но только непосредственно у тех организаций, которые осуществляют данную деятельность (это могут быть субподрядные организации).

Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 19 августа 2015 г. N 06-145/15.

Предмет закупки: выполнение работ по ремонту крыльца и устройству пандуса для маломобильных групп населения для здания школы N 559 Выборгского района Санкт-Петербурга в 2015 году.

Предмет жалобы: заявитель указывает на то, что заказчик неправомерно установил требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии лицензии на осуществление обезвреживания и размещения строительных отходов.

Выводы комиссии Санкт-Петербургского УФАС России: в проекте контракта установлено следующее: «До начала выполнения работ предоставить заказчику копии договоров с перевозчиками строительных отходов на вывоз строительных отходов, копию лицензии лица, осуществляющего обезвреживание и размещение отходов по договору с перевозчиками строительных отходов, а также копию договора между перевозчиком строительных отходов и лицом, осуществляющим обезвреживание и размещение строительных отходов (распоряжение администрации Санкт-Петербурга от 15.05.2003 N 1112-ра «Об утверждении Правил обращения со строительными отходами в Санкт-Петербурге»). Своевременно вывозить с объекта строительный мусор».

В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что заказчик требует указанные документы после заключения контракта от исполнителя по контракту, а не от участников закупки.

Таким образом, в данном случае в действиях заказчика отсутствуют нарушения законодательства о контрактной системе.

Краеугольным камнем также является тот момент, что при транспортировании отходов I — IV класса опасности необходимо соблюдать условия ч. 1 ст. 16 Закона N 89-ФЗ:

  • наличие паспорта отходов I — IV класса опасности;
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I — IV класса опасности на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов I — IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I — IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.

Письмом от 17.11.2015 N АС-03-03-36/20364 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования указала, что Федеральный закон от 29.12.2014 N 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» определил, что порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривающий дифференцированные требования в зависимости от вида отходов и класса опасности отходов, требования к погрузочно-разгрузочным работам, маркировке отходов, требования к обеспечению экологической безопасности и пожарной безопасности, будет устанавливаться Минтрансом России по согласованию с Минприроды России. Данная норма вступает в силу с 01.01.2016. Будем ждать разъясняющих писем данных органов исполнительной власти.

В силу ст. 9 Закона N 89-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV класса опасности подлежит лицензированию. Не подлежит лицензированию деятельность по накоплению отходов I — V класса опасности, а также деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов V класса опасности.

Под накоплением отходов согласно ст. 1 Закона N 89-ФЗ понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения и транспортирования.

Следовательно, организациям, в ходе деятельности которых образуются отходы, в том числе I — IV классов опасности, достаточно накапливать их и заключать договоры с организациями, обладающими соответствующими лицензиями, непосредственно занимающимися деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению опасных отходов. В таком случае самим строительным организациям, образующим отходы в ходе осуществления строительных работ, лицензия не нужна.

Требование предоставления вместе с заявкой на участие в аукционе на строительство (реконструкцию, капитальный ремонт) лицензии на деятельность в сфере обращения отходов I — IV классов опасности в качестве условия допуска к участию в таком аукционе не соответствует закону. Оно может быть квалифицировано как не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах согласно ч. 2 ст. 17 Закона N 135-ФЗ.

Отдельные рекомендации заказчикам при формировании документации на закупку строительных работ

В закупочной документации необходимо указывать требование о наличии у участника закупки лицензии, если строительная компания в рамках выполнения строительно-монтажных работ осуществляет вывоз мусора со строительной площадки самостоятельно, и в проекте контракта не предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций, обладающих данной лицензией.

Строительная компания вправе привлекать специализированную организацию для вывоза мусора, данное условие должно быть предусмотрено проектом контракта. При этом в контракте рекомендуется указать, что заниматься сбором отходов непосредственно с мест их образования будет данная специализированная организация.

Контракт может содержать обязанность подрядчика организовать вывоз строительных отходов, а цена контракта может включать компенсацию затрат, которые понесет подрядчик в связи с необходимостью организации сбора и вывоза этого мусора. При этом подрядчик вправе самостоятельно определить, каким образом ему необходимо исполнить соответствующую обязанность. Он вправе вывезти строительный мусор самостоятельно при наличии соответствующей лицензии или заключить договор на оказание таких услуг со специализированной организацией, имеющей такую лицензию.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/79273-vyvoz-stroitelnogo-musora-nuzhna-licenziya

В 2016 году был принят закон, который обязывает получать лицензию всем организациям, занимающимся вывозом твердых бытовых отходов. И теперь лицензия на вывоз ТБО к месту переработки или утилизации стала необходимостью.

Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте: https://strazhchistoty.ru/wp-content/uploads/2018/09/TBO-2018.mp3

Лицензия на вывоз ТБО отменена?

До 1 июля 2016 года лицензия на право вывоза ТБО была отменена.

Но с этого дня, после внесения изменений в ФЗ 89 «Об отходах производства и потребления», лицензию должны приобрести все компании, планирующие заниматься вывозом твердых бытовых отходов.

Теперь нарушителям этого закона грозит штраф и другие наказания.

Получить лицензию имеет право организация или ИП, заключившая договор на вывоз ТБО. Учитывается класс опасности отходов. Роспотребнадзор выдает разрешительные документы на пять лет.

Прежде чем выдать лицензию, предприятие проверяют на:

  • наличие оборудования и возможностей для выполнения работ по вывозу мусора;
  • возможность обеспечения безопасности и экологичности всех этапов работы.

Среднестатистический горожанин в нашей стране производит за год примерно 350 кг бытовых отходов.

Такой утиль делят на следующие группы:

  1. Наносящие вред природе в силу длительного срока разложения. Это небиологические виды мусора — пластик, стекло, текстиль, резина, упаковочные и строительные материалы.
  2. Не наносящие вред природе и человеку. Это биологические отходы — растительные и пищевые.

Внимание! Лицензия необходима вне зависимости от вида перевозимого мусора. Это нужно знать каждому, кто собирается производить вывоз ТБО.

В зависимости от опасности отходы делятся на 5 типов. Особо опасные — это представители 1 и 2 классов. К ним относятся нефтепродукты, отходы химической промышленности и машиностроения.

К 3 и 4 классу относят твердые бытовые отходы, разлагающиеся за срок от 3 до 30 лет и не несущие никакого особого вреда окружающей среде.

5 класс — это бытовые отходы, совершенно безвредные для человека и природы.

Принятый в 1998 году ФЗ 89, до сих пор регулирует правила обращения с отходами. Этот документ постоянно дополняется и претерпевает изменения вместе с меняющимися условиями.

Существенные изменения были внесены в 2014 году и в апреле 2018 года. Эти изменения, в основном, затрагивают вопросы вывоза и утилизации ТБО.

Смотрите видео: «Удобный город»: полигоны ТБО

Вывоз ТБО — лицензируемый вид деятельности

Федеральный закон №458-ФЗ регулирует все отношения связанные с мусором.

В соответствии с этим нормативным документом, лицензию необходимо получать для выполнения следующих видов работ:

  1. Сбор твердых коммунальных отходов.
  2. Сбор ТБО (твердых бытовых отходов).
  3. Утилизация мусора.
  4. Сортировка, очистка и подготовка к переработке.
  5. Вторичная переработка – полная или частичная.
  6. Обезвреживание ТКО и ТБО.
  7. Размещение и хранение в специально отведенных местах.

Для работы с отходами 1-4 класса опасности все компании обязаны получить лицензию.

Для каждого из перечисленных видов работ необходимо иметь отдельное разрешение. Например, если получена лишь лицензия на вывоз ТБО, то осуществлять вторичную переработку организация не имеет права.

Если компания собирается перевозить отходы 5 и 4 класса, то надо получить лицензию. При наличии у предпринимателя мусоровозов, он обычно вывозит и более серьезные виды мусора.

Важно! Вывезти утиль можно на обычную свалку, а вот опасные виды отходов следует отвозить на специальные полигоны, где их сортируют, обезвреживают, утилизируют или перерабатывают. Значит, необходимы дополнительные договоры с соответствующими компаниями.

Большие строительные фирмы часто сами организовывают вывоз мусора со стройплощадок. При наличии соответствующего автотранспорта и после обучения персонала правилам работы с опасными отходами, организация может получить лицензию.

Если же такая деятельность является для компании невыгодной, то имеются ИП и другие организации, которые вывезут весь мусор со стройплощадки.

Лицензия на вывоз ТБО

Документ, разрешающий деятельность по вывозу твердых бытовых отходов, содержит следующую информацию:

  1. Название органа, выдавшего лицензию.
  2. Дата и номер.
  3. Виды работ и классы отходов.
  4. Данные лицензиата, как юридического или физического лица.
  5. Срок действия документа.
  6. Печать и подпись.

Разрешение сопровождает список отходов с разделением по классам и снабженный кодами. Все отходы указаны в особой таблице, вид работ по каждому классу и название региона, где будет проходить деятельность.

Все листы заверены подписью и печатью. Так как лицензия — это бланк строгой отчетности, то она имеет серию и номер.

Лицензия выдается не только на вывоз мусора, но и на другие виды работ, предусмотренные законом:

  • сбор отходов;
  • перевозка;
  • утилизация;
  • обезвреживание;
  • переработка;
  • размещение;
  • использование.

Один бланк лицензии используется для выдачи разрешений на все виды работы, но в документе конкретизируются лишь те виды, которыми намерен заниматься заявитель.

Предприниматели, выполняющие работы с отходами без лицензий, наказываются штрафами от 50 000 рублей и конфискацией сырья.

За злостные правонарушения в этой области и создание постоянной опасности для людей, предусмотрено уголовное наказание — арест и лишение свободы от 6 месяцев до 5 лет. Обычно лицензию отзывают и назначают штраф.

Смотрите видео: Свалка в Финляндии. Полигон ТБО

Как получить лицензию

Если предприниматель намерен работать на территории одного Федерального округа, то он должен подать заявление на получение лицензии в Росприроднадзор по месту жительства.

Если же фронт работ расширен до нескольких регионов, то обращаются в центральный орган Росприроднадзора.

Потребуются следующие документы:

  1. Учредительные: устав, юридические и фактические наименования и адреса, для ИП нужно предоставить паспорт и СНИЛС.
  2. Регистрационные: ИНН, подтверждение в ФНС, право на собственность или договор аренды, выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРПО.
  3. Производственные: коммунальные договоры и документы о платежах, договоры по отходам, договоры на обеззараживание автотранспорта и помещений.
  4. Транспортные: водительские удостоверения водителей, ПТС специальных автомобилей.
  5. Внутренние распорядительно-нормативные документы.
  6. Критериальные (по отходам и мусору).

Сейчас выдают бессрочные лицензии. Но они могут быть отозваны при грубых нарушениях правил.

Договор на вывоз ТБО: Образец (Скачать бесплатно)

Внимательно ознакомьтесь со всеми деталями заключения договора. Знание нюансов документа облегчит вашу работу.

Нажмите на картинки, чтобы их увеличить. По прочтении типового договора сохраните его на компьютер или телефон.

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Для увеличения картинки нажмите на нее

Если вам понравилась наша статья, прогуляйтесь по сайту. У нас много материалов, посвященных экологии, отходам, ФККО, ТБО, ТКО и др.

Оставайтесь с нами, порталом «Страж Чистоты»!

Количество просмотров 336

Источник: https://strazhchistoty.ru/ecology/tko/tbo-v-2018-godu.html

Что подразумевает собой документ

Любой организации, которая планирует заниматься вывозом твердых бытовых отходов на договорной основе, необходима лицензия на вывоз мусора в 2017 году.

Это требование стало обязательным, начиная с 1 июля 2016 года.

До этого лицензия нужна была только для полигонов и свалок, куда мусор перевозился и перерабатывался.

Но сейчас даже транспортные услуги по вывозу ТБО и ТКО необходимо лицензировать.

Государство хочет быть уверенным, что компании, которые предлагают подобные услуги, оснащены всеми необходимыми ресурсами, транспортными средствами, а сама транспортировка мусора будет безвредным и экологичным действом.

Под понятием ТБО и ТКО понимается мусор, который появляется в результате жизнедеятельности человека.

Твердые бытовые и коммунальные отходы бывают органическими и неорганическими.

  • Органические отходы — быстро разлагаются, не несут окружающей среде вреда (пищевые отходы, бумага, древесина);
  • Неорганические отходы – разлагаются долго, в течение нескольких лет, а иногда и в десятилетий или даже столетий срок, нанеся при этом вред окружающей среде (строительный мусор, пластмассы, целлюлоза и т.д.).

Важно: все бытовые и промышленные отходы подразделяются на классы по опасности для экологии и здоровья человека. Всего существует 5 классов, и самыми опасными считаются отходы 1-2 класса, которые оказывают необратимое негативное воздействие на экологию. К ним относят мусор, полученный в результате работы промышленных предприятий: кислоты, щелочи, покрышки, аккумуляторы, технические масла. 3-4 класс опасности – мусор, который разлагается в течение 3-30 лет (в основном, строительный мусор). 5 класс – не опасные отходы с минимальным воздействием на экологию.

back to menu

Что необходимо сделать, чтобы получить разрешение

Чтобы получить лицензию на вывоз твердых бытовых отходов в 2017 году, следует соблюсти ряд условий:

  • Прежде всего, необходимо иметь статус частного предпринимателя, а также, выбрать форму налогообложения;
  • Завести счет в банке, на который будут поступать средства за оплату услуг населению, и откуда будет осуществляться выплата налогов;
  • Получить в Роспотребнадзоре разрешительные документы на вывоз строительного мусора, промышленных или бытовых отходов.

Что необходимо еще учесть, какие документы предоставить и как получить лицензию на вывоз мусора?

  • Необходимо предоставить подтверждающие документы, что организация обладает соответствующей материальной базой в виде зданий, сооружений или помещений, которые необходимы для работ по сбору, утилизации и обезвреживания отходов. К таким документам относятся договоры аренды, купли-продажи.
  • Также, следует предоставить документы, что организация обладает инвентарем, оборудованием, техникой для сбора и вывоза мусора. Это могут быть договора купли-продажи, аренды, транспортные накладные.
  • Еще одно важное условие для получения лицензии на вывоз мусора в 2017 году – наличие профессиональной команды работников, которые имеют право на работу с отходами, подтвержденное сертификатами. Конкретно, необходимо предоставить подтверждения, что работники имеют сертификат на право работы с отходами I-IV классов опасности и трудовые договоры с ними.
  • Одно из самых важнейших условий для получения лицензии является санитарно-эпидемиологическое заключение. Оно является свидетельством того, что здания и помещения, задействованные в процессе деятельности компании, отвечают санитарным нормам, что транспорт и оборудование проходят регулярную санитарную обработку, транспортные средств имеют постоянное место стоянки, а все работы по сбору, вывозу и утилизации мусора соответствуют действующим санитарным нормам.
  • К документам обязательного характера относят сведения о видах и составе отходов с указанием класса опасности. Дело в том, что вывоз бытовых отходов и вывоз строительного мусора, к примеру, требуют различных мер по сбору, транспортировке и утилизации.
  • Одним из важнейших документов являются копии договоров, которые заключаются с полигонами и мусорными свалками, куда планируется транспортировать отходы.

back to menu

Перечень документов, которые необходимы для получения лицензии

Прежде всего, необходимо составить заявление, в котором указывается имя физического или наименование юридического лица с адресом местонахождения, месторасположение территории, где будут предоставляться услуги по вывозу мусора, ИИН и свидетельства о регистрации предприятия.

Кроме того, требуется указать конкретный вид деятельности с перечнем отходов согласно их классу опасности, контактные данные, и справки об уплате госпошлины.

К заявлению необходимо подать еще такие документы:

  • Санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • Свидетельство о государственной регистрации в качестве ИП;
  • Дубликаты документов об учреждении организации;
  • Документы, которые подтверждают наличие соответствующего оборудования, инвентаря, техники, которые будут задействованы в процессе работы;
  • Сертификаты, подтверждающие квалификацию сотрудников на право работы с отходами I-IV класса опасности, трудовые договоры, заключенные с ними;
  • Дубликат документов, подтверждающих постановку организации на учет в налоговой службе.

Подать документы можно двумя способами: лично прийти в Росприроднадзор и подать документы или отправить по почте.

Время рассмотрения заявления может занять от 60 до 90 дней.

Важно: если изменилось месторасположение объектов или поменялся класс опасности отходов, необходимо письменно уведомить об этом Росприроднадзор в двухнедельный срок.

back to menu

Как проверяется организация на соответствие лицензии

Государство, выдавая лицензии на вывоз мусора в 2017 году, оставляет за собой право проверять соответствие услуг выданным разрешительным документам.

Как правило, проводится плановая проверка 1 раз в год. За 10 дней до проверки в организацию присылается информация об этом.

Результаты проверки фиксируются в специальном акте, который подписывается всеми участниками проверки.

Все указанные в акте недочеты должны быть исправлены в определенный срок, в противном случае проверяющий орган может приостановить действие лицензии или даже направить дело в суд с просьбой об аннулировании лицензии.

Если санитарные нормы по сбору и вывозу мусора нарушены, то на организацию налагается штраф.

Штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей составляют сумму от 50 000 рублей, а для юридических организаций – до 200 000 рублей с приостановкой деятельности на срок до 3 месяцев.

В случае ликвидации предприятия по вывозу мусора, лицензия теряет свою силу.

Источник: https://yurface.ru/dokumenty/licenziya-na-vyvoz-musora/

Какие виды деятельности подлежат лицензированию?

Законодательно утвержденное постановление о государственном регулировании процесса по обращению с отходами (пункты 2-3 Федерального закона №458-Ф 3) подразумевает лицензирование следующих видов деятельности:

  • Сбор твердых коммунальных и бытовых отходов.
  • Перевозка ТБО и ТКО.
  • Их сортировка, подготовка и очистка.
  • Утилизация мусора или деятельность, направленная на его переработку, повторное, полное либо частичное использование.
  • Обезвреживание ТБО и ТКО.
  • Размещение и складирование мусора.

Существуют законодательные нормы для организаций, занимающихся сбором и вывозом ТБО, согласно которым, лицензирование компании возможно только в случае их полного соблюдения. Для начала, на рабочем месте требуется проведение ежедневного развернутого инструктажа с работниками. Кроме того, понадобится наличие инвентаря: мешков, контейнеров, лопат и прочее. Наконец, потребуется специализированный транспорт для погрузки и вывоза мусора.

Следует отметить, что значительную роль в обеспечении надлежащей работы компании играют классы отходов, которых существует 5 видов. Первые 4 группы считаются опасными для экологии и здоровья, поэтому требуют обезвреживания до утилизации способами, которые прописаны в соответствующих нормативных документах. К вредным отходам может относиться как промышленный, так и бытовой мусор.

Некоторые нюансы данного вида деятельности вы можете узнать из следующего видео:

Какие потребуются документы?

Санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии нормам и правилам сооружений, зданий, механизмов, приспособлений, предполагаемых для использования в обращении с ТБО и ТКО – обязательное условие для соискателя разрешения на вывоз мусора.

Кроме того, потребуется предоставить следующее:

  • Заявление, оформленное надлежащим образом.
  • Свидетельство о госрегистрации в качестве ИП (копия).
  • Дубликаты всех учредительных документов.
  • Акты, подтверждающие уплату лицензионного сбора, наличие всех зданий, техники и механизмов, необходимых для осуществления заявленной деятельности.
  • Трудовые договоры, заключенные с сотрудниками, допущенными к работе на соответствующем предприятии с подтверждением их права на обслуживание отходов 1-4 класса опасности (копии).
  • Дубликат свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции.

В заявлении должна указываться следующая информация:

  • Имя претендента на лицензирование и адрес его местонахождения.
  • Координаты территории, на которой предполагается предоставление заявленных услуг.
  • Идентификационные коды и данные свидетельств о регистрации.
  • Конкретный вид деятельности.
  • Перечень отходов по классам вместе с их наименованием и кодами ФККО.
  • Подтверждение положительного решения санитарной службы, датированное не ранее 1.07.2015.
  • Доказательства уплаты госпошлины.
  • Контакты (номера телефонов, электронная почта).

Что собой представляет и как получить лицензию на реставрацию — читайте в этой статье.

Все нюансы получения лицензии на медицинскую деятельность рассмотрены .

Куда их подавать?

Документы на получение следует направлять в лицензирующий орган по месту регистрации ИП или юридического адреса фирмы через 5 дней после подачи запроса. Время рассмотрения документации и принятия положительного либо отрицательного решения в среднем составляет от 60 до 90 дней.

При правильном оформлении муниципальные и государственные органы идут навстречу желающим заняться сбором и транспортировкой мусора, соответственно, процесс отказов довольно невысокий.

После получения лицензии, в случае изменения классности отходов либо размещения объектов, предприниматель обязан в двухнедельный срок уведомить об этом лицензирующий орган в письменном виде.

Плановые проверки лицензиата проходят 1 раз в год. Информация об этом отсылается проверяемому предпринимателю за 10 дней до ее начала. Срок проведения контрольно-проверочных операций не может превышать 1 месяц. Результаты оформляются в специальном акте с подписями всех участников комиссии. Если лицензиат не согласен с выводами проверяющих особ, он имеет право отразить этот момент в акте.

В случае, если предприниматель не устранил выявленные нарушения в указанные сроки, лицензирующий орган способен приостановить действие разрешения или подать иск в суд об его аннулировании. Лицензия теряет силу в случае ликвидации предприятия. Кроме того, она может быть аннулирована без судового рассмотрения, если в течение трех месяцев не производилась уплата лицензионного сбора.

Срок действия и стоимость

Документ выдается сроком на 5 лет. По окончании указанного периода после соблюдения всех правил и повторной подачи документации его действие может быть продлено бессрочно при условии, что соискатель будет выполнять исключительно подтвержденную разрешением деятельность. Цена его составит порядка 300 тысяч рублей.

Несоблюдение санитарных норм и правил по сбору, транспортировке и хранению мусора может привести к штрафным и административным взысканиям. Должностным лицам это может обойтись в 10-30 тысяч рублей, индивидуальным предпринимателям – 50 000 с приостановлением деятельности на срок до 90 дней. Юридические организации могут быть оштрафованы на сумму до 200 тыс. руб. с блокированием деятельности на 3 месяца.

Источник: http://ZnayDelo.ru/document/licenziya/na-vyvoz-musora.html

Для вывоза бытовых отходов необходим разрешающий сертификат, подтверждающий этот вид производственной деятельности. Лицензия на перевозку ТБО 1-4 класса – это разрешающий документ, выданный государственными органами и удостоверяющий правовую легитимность предприятия (индивидуального предпринимателя). Отсутствие лицензии у юридического лица и частного предпринимателя, ведет к наказаниям: штрафам и другим санкциям.

Как получить лицензию на вывоз ТБО?

Согласно федеральному классификационному каталогу отходы разделяют на пять классов опасности.

Класс опасности Отходы
1 Максимальная опасность для людей и природы.
2 Высокая угроза
3 Умеренная опасность
4 Малоопасные
5 Безопасные

К 1-му классу ТБО относят мусор, в составе которого присутствует ртуть. Она содержится в медицинских градусниках, в люминесцентных лампах, барометрах, приборах. Такие отходы собирают в специально оборудованных и снабженных особыми знаками контейнерах, которые маркируются и тщательно хранятся в отведенных для опасных отходов местах. Попадая в природу, такие отходы приносят ей невосполнимый вред. Неопасный вид – это пятый. Он не несет угрозы людям и экологии. Получение лицензии на вывоз ТБО предполагает:

  • необходимые транспортные средства;
  • специальное оборудование.

Вывоз мусора по лицензии

Юридическое лицо определяется, с какими видами мусора оно работает, и какую деятельность осуществляет:

  • сбор, перевозку;
  • сортировку, переработку;
  • утилизацию, размещение.

Организация или ИП для получения лицензии на выбранный вид трудовой деятельности предоставляют пакет документов, оговоренный законодательным актом. Им необходимо подтвердить соответствие требованиям закона своей планируемой деятельности.

Кто может получить лицензию?

Сертификат ИСО 9001 может получить юридическое и частное лицо. Оно должно иметь разрешающий документ на работу по месту своей регистрации.

Кто выдает лицензию на вывоз ТБО?

Подтверждающий документ на перевозку мусорных отходов выдает лицензионный орган – Федеральная служба по надзору использования природных ресурсов.

Для этого заинтересованное лицо подает туда запрос с необходимыми документами. Их рассматривают до трех месяцев. Ответ может быть как положительный, так и отрицательный.

Аннулирование

Полученная лицензия на вывоз ТБО аннулируется. Это бывает:

  • при прекращении деятельности по причине ликвидации организации и закрытия ИП;
  • по постановлению судебных органов;
  • при неуплате лицензионного сбора более трех месяцев.

Заинтересованное лицо устраняет выявленные замечания в установленные законодательством сроки.

Требования и условия получения документа

Документ выдается и подтверждает, что организация имеет все необходимые материальные и трудовые ресурсы для осуществления этого рода деятельности. Чтобы ее получить необходимо:

  • подтвердить юридический статус предприятия;
  • открыть расчетный банковский счет;
  • установить форму налогообложения;
  • иметь разрешающие документы на вывоз ТБО и ТКО.

Лицензия на вывоз мусора

Необходимые документы

Пишется заявление, в котором указывают:

  • имя ИП или название предприятия;
  • юридический адрес;
  • адрес места, где будет осуществляться работа;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию ИП или организации;
  • ИНН юрлица или ИП;
  • квитанция по оплате государственной пошлины;
  • контактные телефоны.