Лицензия на преподавательскую деятельность

Способы трудоустройства иностранных преподавателей. Возможности привлекать преподавателей-иностранцев образовательными организациями.

Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, деятельности регулируются Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ)

Под трудовой деятельностью в соответствии с положениями статьи 2 Закона № 115-ФЗ понимается работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами в Российской Федерации установлен статьей 13 Закона № 115-ФЗ.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 13 Закона № 115-ФЗ не распространяется на иностранных граждан:

приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях.

К числу организаций, осуществляющих образовательную деятельность согласно пункту 20 статьи 2 Закона об образовании относятся, в том числе образовательные организации.

Согласно пункту 18 статьи 2 Закона об образовании образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

В соответствии с пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Согласно пункту 9 статьи 2 Закона об образовании образовательная программа- комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 12 Закона об образовании в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются, в том числе, основные образовательные программы.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся, в том числе, образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

Следовательно, при наличии лицензии на осуществление деятельности по реализации образовательных программ (в том числе основного общего и среднего полного (общего) образования учебное заведение вправе приглашать в качестве педагогических работников для проведения занятий в рамках реализации образовательных программ основного общего и среднего полного (общего) образования иностранных граждан без получения:

  • разрешения на привлечение и использование иностранных работников (минуя процедуру квотирования), если речь идет об иностранцах из стран с визовым режимом въезда;
  • разрешения на работу преподавателям, если речь идет об иностранцах из стран с визовым режимом въезда;
  • патента, если речь идет об иностранцах из стран с безвизовым режимом въезда в Россию.

Однако, следует помнить, что для въезда в Российскую Федерацию и осуществления трудовой деятельности «визовым иностранцам» необходимо получить соответствующую визу на въезд в РФ.

При оформлении приглашений и виз иностранным гражданам уполномоченными государственными органами Российской Федерации используется Перечень «Цели поездок», утвержденный Приказом МИД РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 27 декабря 2003 г. № 19723A/1048/922.

В соответствии с пунктом 69 Перечня деятельности, планируемой к осуществлению на территории РФ указанными иностранными гражданами, соответствует цель визита «Преподаватель», указываемая в обыкновенной рабочей визе. Въездная рабочая виза с целью визита «Преподаватель» выдается на срок 3 месяца на основании соответствующего оформленного приглашения на въезд и подлежит продлению на срок до 1 года после въезда иностранного гражданина в РФ. Продление визы происходит не позже чем за 20 рабочих дней до истечения срока ее действия (90 дней).

Что касается иностранцев из Ближнего зарубежья, как говорилось выше, получать патент им не требуется, однако, до настоящего времени не урегулирован вопрос срока их пребывания в России. Сейчас на них в полной мере распространяется принцип 90 из 180, поскольку Федеральный закон о правовом положении иностранных граждан не содержит оснований для продления им срока пребывания в случае работы педагогическим работником.

Кроме того, при принятии решения о привлечении указанной категории иностранных граждан следует учитывать следующее:

Педагогический работник – это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 Закона об образовании).

В соответствии с пунктом 2 статьи 46 Закона об образовании номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Соответствующая Номенклатура утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций».

Следовательно, с иностранцами, приглашенными в учебные учреждения в качестве преподавателей, договоры должны заключаться согласно указанной выше номенклатуре должностей.

Далее, Постановлением Правительства от 4 декабря 2017 г.№ 1467 допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации вид деятельности, предусмотренный Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2): деятельность в области спорта прочая (код 93.19) установлена в размере в размере 25 процентов общей численности работников, используемых указанными хозяйствующими субъектами.

Данный код соответствует присваиваемому ранее коду 92.62.

Образовательные организации, заявившие при государственной регистрации указанные коды ОКВЭД, не вправе привлекать иностранных граждан в каком-либо качестве в количестве большем чем 25 % от общего числа работников (любых, не обязательно педагогов).

Источник: https://sdo-regional.ru/prof-post/sposoby-trudoustrojstva-inostrannykh-prepodavatelej-vozmozhnosti-privlekat-prepodavatelej-inostrantsev-obrazovatelnymi-organizatsiyami

Как самостоятельно получить лицензию на образование

В последнее время большой популярностью пользуются образовательные услуги, оказываемые коммерческими организациями за определенную плату. Если раньше право обучать имели только государственные учреждения, то теперь таким видом деятельности вполне может заняться компания или индивидуальный предприниматель. С 2013 года на законодательном уровне было принято решение обязать все ИП и юр. лица, работающие в образовательной отрасли проходить процедуру лицензирования. Прежде чем рассмотреть особенности получения лицензии компаниями и ИП, стоит уточнить, кому нужна лицензия на образовательную деятельность. Получение лицензии осталось необязательным только для тех индивидуальных предпринимателей, которые обучают клиентов лично, не нанимая при этом других педагогов. Это могут быть репетиторы, частные учителя, преподаватели студий, кружков или курсов. Однако отсутствие лицензии не отменяет остальных требований: предприниматель-педагог должен иметь соответствующее образование и стаж работы в выбранной области.

Сам процесс получения лицензии довольно сложен и затратен по времени и средствам. Чтобы сэкономить, многие решаются пройти все этапы получения разрешительных документов самостоятельно. Насколько оправдано такое решение и сложно ли получить лицензию на образование без помощи посредника? Рассмотрим процесс поэтапно…

Шаг 1: изучаем нормативно-правовую базу

Незнание закона не освобождает от ответственности, даже когда речь идет о получении лицензии на образование. Поэтому первым делом следует тщательно изучить все законы, подзаконные акты и постановления, которые регламентируют педагогическую деятельность, осуществляемую с целью получения материальной выгоды.

Сразу оговоримся, даже опытному юристу на понимание всех механизмов работы нормативно-правовой системы в этой области потребуется довольно много времени. Вам придется «с нуля» проштудировать не только Федеральный закон «Об образовании» N 273-ФЗ и Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, но и Административный кодекс, Уголовный кодекс и множество подзаконных актов федерального и регионального значения.

Просто ознакомиться со всеми этими документами, естественно, будет недостаточно. Нужно четко знать, какие именно документы, в какие сроки, кому и как подать, как подготовиться к выездным проверкам контролирующих организаций и что будет, если не соблюсти указанные правила. Без грамотного специалиста осилить такой объем информации, сориентироваться в терминологии практически невозможно.

Шаг 5: получаем заключение Роспотребнадзора

Заключение Роспотребнадзора — один из центральных документов, определяющих решение по заявлению на получение лицензии образования. Для этого вам потребуется предоставить:

  • заявление;
  • копии уставных документов;
  • арендный договор или свидетельство собственности на помещение;
  • точный план помещения;
  • хозяйственный договор, где прописаны условия вывоза ТБО, дезинсекции и дератизации, утилизации люминесцентных ламп, дезинфекции кондиционеров и систем вентиляции и так далее.

Хорошо, если все это есть у арендодателя, а если нет — придется потратить немало времени, чтобы найти соответствующие организации и подписать с ними договоры.

Примерно через 14-21 календарный день на объект с проверкой выезжает специалист Роспотребнадзора для того, чтобы убедиться, что указанные в документах данные соответствуют реальности. Если хоть один пункт окажется несоответствующим требованиям — отказ неминуем. Итогом проверки становится акт о соответствии или несоответствии. Спустя неделю на бланке вы получите заключение. Всего на процедуру уйдет от одного до двух месяцев.

Кому необходима образовательная лицензия?

Порядок лицензирования образовательной деятельности регулируется рядом законодательных актов:

  • законом об образовании (№273-ФЗ от 21.12.2012 г.);
  • законом о лицензировании (№99-ФЗ от 04.05.2011 г.);
  • положением о лицензировании образовательной деятельности (Постановление кабмина №966 от 28.10.2013 г.).

Государственные и негосударственные организации, оказывающие услуги по обучению и воспитанию через реализацию образовательных программ, обязаны получить разрешение Министерства образования. Это касается:

  • дошкольных учреждений (детские сады, малышкины школы);
  • общеобразовательных школ (начальная, основная, полная средняя);
  • профессионального образования (училища, колледжи, ВУЗЫ, послевузовское обучение);
  • дополнительного образования для детей и взрослых (курсы, лингвистические центры и пр.);
  • других форм обучения и воспитания.

Таким образом, практически все организации, связанные с образованием, попадают под действие нормативной базы о лицензировании. Но есть и исключения:

  • разовые лекции, семинары, тренинги, после которых не проводится аттестация и не выдаются «корочки» об образовании на официальных бланках;
  • ИП, самолично дающие частные уроки без привлечения других сотрудников (репетиторы, логопеды и т.д.)

Требования для получения образовательной лицензии

Положение о лицензировании образовательной деятельности устанавливает для соискателей массу условий, что делает этот процесс весьма трудоемким и длительным. С момента регистрации юрлица /ИП до получения разрешения может пройти не один месяц, и сбор необходимых документов здесь — не самое сложное.

Решение проблемы, как получить лицензию на образовательную деятельность, стоит начать с изучения требований к помещению, оборудованию, педсоставу, программам обучения и прочих нюансов. Зависеть они будут и от типа учреждения, и от возраста учащихся, и времени, которое слушатели будут проводить на занятиях. Вам понадобятся санитарные и пожарные нормативы, методические рекомендации для разработки образовательных программ, предварительное расписание, укомплектованный штат специалистов. Но обо сем по порядку.

  1. Для образовательного заведения недостаточно иметь просто юридический адрес. У него должно быть помещение, подходящее для целей обучения с точки зрения всех установленных законом нормативов. В зависимости от типа учреждения, особые требования могут предъявляться к минимальному размеру, количеству комнат, наличию отдельного входа, территории под площадку и т.д. Вооружайтесь СНиПом и СанПиНом, ищите нормы для вашего вида деятельности и подбирайте соответствующее помещение.
  2. Для получения лицензии вам понадобятся все правоустанавливающие документы на объект недвижимости. Еще до заключения договора аренды, купли-продажи проверьте, все ли там «чисто» с бумагами.
  3. Приведите помещение в надлежащий вид и в соответствие с нормами противопожарной и санбезопасности. Сделайте ремонт с помощью рекомендованных материалов, установите сигнализацию, обеспечьте средства пожаротушения, позаботьтесь о правильном освещении, комфортном температурном режиме и т.д. Когда все будет готово, пригласите сотрудников СЭС и Госпожнадзора для оформления заключения о безопасности. Особое внимание: если учащиеся будут получать питание, придется оборудовать кухню и место для приема пищи, получать на это разрешение Роспотребнадзора.
  4. Мебель, оборудование, инвентарь также должны отвечать критериям безопасности и санитарных норм. На товары, приобретаемые для детских учреждений, запросите сертификаты.
  5. Без наличия образовательных программ лицензию не получить. Если вы не «варитесь» в этой сфере, вам будет сложно самостоятельно разработать документы, соответствующие государственным стандартам. Поручите это своим педагогам. В крайнем случае возьмите за образец программы других учреждений или оплатите работу опытному методисту. Каждую программу утвердите подписью руководителя.
  6. Преподавательский состав учебного заведения должен быть сформирован до подачи заявки на лицензию. Образование по профилю, квалификация, стаж сотрудников необходимо подтвердить соответствующими документами.
  7. Не забудьте приобрести учебную литературу, методические пособия, оборудование и технику для проведения занятий.

Теперь вы готовы к лицензированию. Осталось собрать пакет документов, написать заявление и оплатить пошлину – 6000 рублей.

Список документов на лицензию

Чтобы получить лицензию на образовательную деятельность ООО, в Минобразования необходимо предъявить следующий комплект документации:

  1. Устав юрлица (нотариальная копия).
  2. Свидетельство о госрегистрации (ОГРН). Свидетельства о внесении изменений в ЕГРЮЛ, если они были. Все копии — нотариально заверенные.
  3. Решения о создании ООО, о внесении изменений (копии за подписью директора).
  4. Свидетельство о постановке на налоговый учет (ИНН).
  5. Правоустанавливающие документы на учебные помещения и территории (зарегистрированный договор аренды, свидетельство на собственность).
  6. Учебные программы, утвержденные руководителем. При необходимости – согласованные и заверенные по профилю.
  7. Учебные планы: вид образования, уровень, наименование программы и сроки ее освоения, преподаватели.
  8. Сведения о сотрудниках: копии дипломов и трудовых книжек педсостава.
  9. Справка, подтверждающая материально-техническую оснащенность образовательной деятельности. Документ составляется по форме, утвержденной Минобрнауки (Приказ №1032 от 11.12.2012 г.), подписывается директором.
  10. Санитарное заключение Роспотребнадзора о пригодности помещения для проведения образовательных мероприятий.
  11. Справка о наличии условий для питания, охраны здоровья учащихся (при необходимости).
  12. Заключение Госпожнадзора.
  13. Если лицензия получатся для филиала, структурного подразделения – решение о создании, свидетельство о регистрации, Положение о филиале в копиях.
  14. Платежное поручение на оплату госпошлины.
  15. Опись.

Заявление с приложенными документами и паспортом руководитель организации должен отнести в лицензирующий орган. В субъектах федерации это органы управления образованием – краевые, республиканские, областные министерства, департаменты и комитеты. Допускается отправить заявку почтой.

Аналогичным образом действуют и индивидуальные предприниматели, работающие с привлечением сторонних педагогов, за исключением небольших отличий в списке бумаг: у них нет учредительных документов. В остальном – все то же самое, однако профессиональные регистраторы утверждают, что ИП получить лицензию на образовательную деятельность сложнее, чем юридическому лицу.

Процедура лицензирования

Лицензирующий орган принимает заявление по описи, проставляя отметку о получении. Дата, указанная на описи, — момент, с которого официально начинается процедура:

  1. Не более трех дней специалисты министерства образования оценивают документы заявителя на комплектность и правильность заполнения. При обнаружении недостатков бумаги возвращаются соискателю на доработку – срок исправления равен 30 дням.
  2. Если претензий к документации нет, начинается этап проверок. Изучается достоверность информации и соответствие условий у соискателя лицензионным требованиям — как на бумаге, так и с выездом на место. Выездной контроль осуществляется по согласованию с заявителем и с соблюдением его законных прав.
  3. Одобрение либо отказ в лицензии управление по надзору в образовательной сфере принимает в течении 60 дней с момента регистрации заявления. Если специалисты по результатам проверки посчитали выдачу разрешения нецелесообразной, такое решение должно быть обосновано. Отказ правомерен только по двум причинам: предоставление недостоверных сведений и условия, не подходящие для ведения лицензируемой деятельности.
  4. Выданная образовательная лицензия действует бессрочно, но органы Минобрнауки вправе ее приостановить, отозвать при нарушении лицензиатом установленных требований.

Несогласие с отрицательным вердиктом, а также действия проверяющих, выходящие за рамки полномочий, могут быть обжалованы заявителем в суде.

Получать ли лицензию?

Сложности с получением образовательной лицензии вызывают у обучающих организаций вполне понятное желание: избежать этой процедуры. Коммерческие фирмы, занимаясь подлицензионной деятельностью без соответствующих документов, попадают под статью о незаконном предпринимательстве. За это правонарушение предусмотрена ответственность:

  • административные санкции в виде штрафа от 2000 руб. для физических лиц до 50000 руб. – для юридических (ст.14.1 КоАП);
  • уголовное наказание – штраф до 300000 руб., арест до 6 месяцев, принудительные работы до 480 часов (ст. 171 УК);
  • уголовное преследование для группы лиц – лишение свободы до 5 лет, штраф – до 500000 руб.

Когда речь идет о некоммерческих образовательных учреждениях, иного выхода, как работать с разрешения Минобрнауки, у них нет. Но и тут не обходится без нарушений. Для них за деятельность без лицензии предусмотрена административная ответственность: штраф до 250000 руб. по статье КоАП 19.20 ч.1.

В любом случае наказание за отсутствие лицензии достаточно серьезное. Потери, которые наступают в результате административного, и тем более, уголовного преследования, несоизмеримы с теми усилиями, которые приходится предпринимать для получения разрешительных документов.

Источник: https://dezhur.com/db/start-business/register/uchim-vospityvaem-razvivaem-kak-poluchit-licenziyu-na-obrazovatel-nuyu-deyatel-nost.html