Лицензия ЦБ

Виды небанковских кредитных организаций

  • Расчётные небанковские кредитные организации (РНКО) — организации, осуществляющие расчётные операции, такие как открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчётов по поручению юридических лиц по их банковским счетам;
  • Организации, осуществляющие депозитные и кредитные операции, предусмотренные ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, на основе лицензии на осуществление банковских операций, выданной Банком России, в соответствии с требованиями, предусмотренными этим Положением.

Расчетная небанковская кредитная организация:

Основные операции:
  • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
  • осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе, электронных денежных средств,(за исключением почтовых переводов);
  • деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии со статьей 6 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
  • сделки, перечисленные в части 3 статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
Расчетная небанковская кредитная организация не имеет права:
  • на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;
  • на открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
  • на осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц по их банковским счетам;
  • на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • на выдачу банковских гарантий

Цель создания Расчетной НКО – обеспечение безрисковой системы расчетов и переводов. Фактически Расчетная небанковская кредитная организация – это тот же банк, но без права привлекать вклады и выдавать кредиты, с ограниченными Центральным банком рисками.

Минимальный уставный капитал для создания Расчетной НКО установлен ст.11 Закона о банках:

90 млн. рублей – в случае получения лицензии предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

18 млн. рублей – в случае если НКО не ходатайствует о получении указанной выше лицензии.

II. Платежная небанковская кредитная организация (небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций)

Основные операции:
  • открытие и ведение банковских счетов юридических лиц (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
  • осуществление переводов денежных средств по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам (только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
  • инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов);
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

Очевидно, что Платежная небанковская кредитная организация по сравнению с Расчетной имеет более узкий круг позволенных ей операций. Основная цель создания Платежной НКО может быть – выполнение функций оператора по переводу денежных средств, а также расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц, являющихся банковскими платежными агентами. Т.е. Платежная небанковская кредитная организация должна обеспечивать безрисковую систему переводов денежных средств без открытия банковских счетов, прежде всего в рамках организации мгновенных, электронных, мобильных и т.п. платежей.

Минимальный размер уставного капитала установлен в сумме 18 млн. рублей.

III. Кредитно-депозитная небанковская кредитная организация

Название данных НКО говорит само за себя: они имеют право на осуществление определенных кредитно-депозитных операций, но не осуществляют расчетные операции.

  • привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);
  • размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;
  • купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме: исключительно от своего имени и за свой счет;
  • выдача банковских гарантий.
Кредитно-депозитная небанковская кредитная организация не вправе осуществлять:
  • привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
  • открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
  • осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
  • инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
  • куплю-продажу иностранной валюты в наличной форме;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
  • осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
  • НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

Минимальный размер уставного капитала установлен в сумме 18 млн. рублей.

Порядок открытия всех небанковских кредитных организаций определен Инструкцией Банка России от 02.04.2010 № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция — № 135-И).

Любая Небанковская кредитная организация для регистрации и получения лицензии представляет в Банк России нижеследующие основные документы:

1. Заявление о государственной регистрации небанковской кредитной организации, составленное по форме, установленной в соответствии с федеральными законами на имя руководителя Банка России.

2. Устав небанковской кредитной организации, утверждённый общим собранием учредителей.

3. Бизнес-план, составленный в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, и утверждённый общим собранием учредителей (при создании Расчетной небанковской кредитной организации, планирующей осуществление расчетов с применением клиринга, приложением к бизнес-плану должно являться положение, регламентирующее порядок проведения расчетов).

4. Протокол общего собрания учредителей.

5. Документы, подтверждающие уплату государственной пошлины за государственную регистрацию и за предоставление лицензии на осуществление банковских операций.

6. Надлежащим образом заверенные копии документов, учредителей небанковской кредитной организации: учредительные документы, документы, подтверждающих их государственную регистрацию, финансовую отчетность и т.д.

7. Анкеты кандидатов (соответствующих установленным квалификационным требованиям) на должности единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера Платежной небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

8. Сообщение в письменной форме, содержащее перечень членов совета директоров (наблюдательного совета) небанковской кредитной организации и информацию об отсутствии оснований, препятствующих избранию данных лиц в состав совета директоров (наблюдательного совета).

9. Надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих право собственности (право аренды, субаренды) учредителя или иного лица на завершенное строительством здание (помещение), в котором будет располагаться небанковская кредитная организация.

10. Документы, необходимые для подготовки заключения о соблюдении требований о технической укрепленности помещений НКО для совершения операций с ценностями.

11. Надлежащим образом заверенная копия документа, выданного федеральным антимонопольным органом и подтверждающего удовлетворение ходатайства о даче согласия на создание небанковской кредитной организации. Документ предоставляется, если в соответствии со ст.29 Закона №135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» такое согласие требуется при создании.

12. Документы, необходимые для регистрации первого выпуска акций (при ходатайстве о государственной регистрации небанковской кредитной организации в форме ОАО или ЗАО).

13. Полный список учредителей на бумажном носителе по установленной форме.

14. Правила осуществления перевода электронных денежных средств (в случае учреждения платежной небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций).

Документы, представляются в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению создаваемой небанковской кредитной организации не позднее чем через месяц после заключения договора об утверждения устава ( для ООО или ОДО), либо не позднее чем через месяц после заключения договора о создании и утверждения устава (для ОАО или ЗАО).

Требования к представляемым документам, их содержанию и форме, установлены главой 3 Инструкции 135-И.

Требования к формированию Уставного капитала небанковской кредитной организации установлены главой 4 Инструкции №135-И.

Вкладом в уставный капитал небанковской кредитной организации могут быть только:

  • денежные средства в валюте Российской Федерации;
  • денежные средства в иностранной валюте;
  • принадлежащее учредителю небанковской кредитной организации на праве собственности здание (помещение), завершенное строительством (в том числе включающее встроенные или пристроенные объекты), в котором может располагаться кредитная организация;
  • принадлежащее учредителю небанковской кредитной организации на праве собственности имущество в виде банкоматов и терминалов, функционирующих в автоматическом режиме и предназначенных для приема денежной наличности от клиентов и её хранения.

Формирование уставного капитала не допускается привлеченными денежными средствами (кредитами).

Вклад в уставный капитал имуществом, право распоряжения по которому ограничено в соответствии с федеральными законами или заключенными ранее договорами, не допускается.

Стоимость вклада в неденежной форме в уставный капитал не может превышать20% цены размещения акций (долей в уставном капитале).

Если вклад в уставный капитал вносится имуществом в неденежной форме, то учредитель должен представить документы, подтверждающие его право на внесение указанного имущества в уставный капитал. Федеральным законом от 01.05.2017 N 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность изменения статуса банка на статус микрофинансовой компании. Указанным федеральным законом также определен порядок получения микрофинансовой компанией статуса банка с базовой лицензией или небанковской кредитной организации.

> См. также

  • Банковская лицензия

Разновидности лицензий на осуществление банковских операций

Согласно Федеральному Закону № 86 от 10.07.2002 г. ЦБ лицензирует:

  • осуществление транзакций в национальных денежных единицах без возможности сотрудничества с физическими лицами;
  • проведение банковых операций в рублях и иностранной валюте, при условии привлечения только юридических лиц;
  • прием вкладов от юридических лиц в виде драгоценных металлов;
  • прием капитальных вложений от физических лиц в рублях;
  • прием денежных средств в виде вклада от физлиц в национальной или другой валюте;
  • организацию и проведение инкассации;
  • осуществление банковских расчетов;
  • генеральная лицензия.

Вновь образованному учреждению выдают первые три вида разрешительных документов, а новообразовавшейся небанковской организации (далее НКО) выдадут разрешение:

  • на проведение транзакций в инвалюте и национальных денежных единицах для расчетных НКО;
  • осуществление инкассации для НКО.

Все выдаваемые разрешения регистрируются в Реестре, информация о них публикуется в Вестнике ЦБ и на сайте. Ведение финансовой деятельности без ведома ЦБ РФ преследуется законом и грозит штрафными санкциями и уголовной ответственностью.

Порядок выдачи лицензии ЦБ РФ и срок ее действия

Для получения разрешения на осуществление банковских операций к КО выдвигают условия:

  • организация должна быть зарегистрирована и данные о ней внесены в соответствующий реестр;
  • уставный капитал должен быть оплачен на 100 %;
  • наличие корреспондентского счета в российском банковском учреждении.

Если все требования соблюдены, претендент может подготавливать к подаче:

  • заявление на получение лицензии, оформленное с соблюдением общих правил;
  • учредительные документы — оригиналы или заверенные нотариально копии;
  • бизнес-план учреждения;
  • протокол собрания учредителей;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • бумаги, подтверждающие госрегистрацию основателей;
  • подтверждение легальности источников средств, вносимых в уставный фонд учредителями-физиками;
  • заключение независимых аудиторов о финансовом состоянии юридических лиц, выступающих в качестве учредителей;
  • анкеты и резюме претендентов на вакансии директора КО, главного бухгалтера и заместителей, с приложением справки об отсутствии судимости;
  • справка из антимонопольного комитета об удовлетворении заявки на открытие КО;
  • список соучредителей;
  • если учреждение образовано как акционерное общество, тогда необходимо приложить документацию на регистрацию первого выпуска акций.

ЦБ России самостоятельно запрашивает в органах регистрации данные об учредителях и в ФНС справку об отсутствии задолженности за последние три года перед местным и федеральным бюджетом.

При соблюдении всех требований и достоверности поданных бумаг, организации по истечению 3-х дней выдают лицензию. Лицензиат имеет законное право осуществлять только те транзакции, которые указанны в разрешении. Документ выдается на неограниченный срок, но Центробанк может изъять его.

Отзыв лицензии на банковскую деятельность и как ее вернуть

Банк России вправе аннулировать лицензию:

  • при ликвидации КО в результате банкротства или по решению учредителей;
  • в случае выявления в ходе финансовой проверки систематических нарушений;
  • несоответствие нормативов достаточности и ликвидности;
  • слияние или поглощение КО другой организацией;
  • обнаружения факта недостоверности в ранее предоставленных отчетах и справках;
  • отказ от предоставления финансовых отчетов в установленные сроки.

После отзыва разрешения вся информация об аннулированном документе публикуется на официальном сайте ЦБ и в печатном издании.

Как получить банковскую лицензию снова и возможно ли это? Если учредители не согласны с причинами, на основании которых изъята лицензия, они могут обратиться в органы судопроизводства и там оспорить действия Центробанка. Если суд примет сторону КО, то лицензия будет восстановлена.

Также существует возможность возврата разрешения по инициативе ЦБ, это происходит в случае мелких, незначительных нарушений финансовой дисциплины. Для этого руководству учреждения необходимо устранить все недочеты и сообщить об этом комиссии.

Процедура лицензирования банковской деятельности — это сложный и достаточно длительный процесс. Сегодня в банковской сфере проще купить кредитную организацию, чем регистрировать новую и заниматься получением лицензии ЦБ РФ.

Следует отметить, что наличие официального разрешения на проведение банковских транзакций свидетельствует о стабильности, надежности и развитости финансового учреждения.

Источник: https://ktovdele.ru/generalnaya-licenziya.html