Межевание территории многоквартирного дома

Как определить границы придомовой территории многоквартирного дома

Итак, как определить придомовую территорию многоквартирного дома. Межевание по инициативе самих собственников состоит из следующих этапов.

Собрание собственников. Его цель – определение нужд МКД и назначения земельного участка. Собрание выбирает уполномоченного, представляющего интересы собственников и заключающего договора на выполнение работ. Собрание считается состоявшимся при явке на него не менее двух третей всех собственников помещений дома, при этом за принятие решения должны проголосовать не менее 50 процентов участников. По итогам собрания оформляется протокол.

Обращение в органы местного самоуправления для согласования схемы земельного участка. Границы при межевании земли под многоквартирным домом формируются по следующим правилам:

  1. На формируемой территории располагается одно здание с прилегающими к нему элементами благоустройства.
  2. В границы не могут быть включены проезды, элементы жилых районов, связанные с городской дорожно-уличной сетью.
  3. При формировании границ соблюдается зонирование, учитывающее фактическое землепользование, определённое градостроительным регулированием муниципалитета.
  4. Элементы благоустройства не должны пересекать границы отведённого планом участка.

После обращения в органы следует этапы:

  1. Разработка проекта.
  2. Утверждение проекта собранием.
  3. Оформление землеустроительного дела.
  4. Регистрация межевого плана в Росрестре, постановка участка на кадастровый учёт.
  5. Получение Свидетельства о собственности.

Пример проекта межевания территории многоквартирных домов в городе Калининграде.

Особенности определения и согласования

Границы территории многоквартирного дома отражаются в межевом плане придомовой территории многоквартирного дома на этапе получения разрешения на застройку. Если такого проекта не существует, границы участка определяются по фактическому пользованию. Конфигурация границ участка и его размеры утверждаются местной администрацией.

Для расчётов размера площади придомовой территории существует утверждённая на законодательном уровне формула. Согласно ей в территорию включается земля под самим строением, детские площади, парковочные и игровые зоны, места отдыха.

Точные границы участка определяются по нормам и требованиям градостроительного и земельного кодексов. Статья 36 ЗК определяет правила вычисления территории и конфигурации участка на основе красных линий границ с соседними участками и природными границами (при их наличии). Согласно ФЗ 221 при межевании придомовой территории необходимо согласовывать её границы с владельцами строений на соседних участках, а также арендаторами смежных земель.

Конкретная планировка зон до межевания территории многоквартирного дома находится в ведении отделов архитектуры и градостроительства муниципалитета. После того, как будет проведено межевание, решения по использованию территории могут принимать собственники, путём принятия решения на общем собрании.

Где и как заказать?

Межевание придомовой территории многоквартирного дома – сложная процедура, требующая использования специального оборудования и проводимая в соответствиями с государственными нормативами и инструкциями. Изготавливать проект имеют право специализированные геодезические организации, имеющие разрешения и лицензии. Их список можно уточнить в администрации поселения.

С проектной организацией взаимодействует лицо, уполномоченное общим собранием собственников. Как правило, представителем избирается председатель ТСЖ или член его правления. Где узнать придомовую территорию многоквартирного дома? Для заказа проекта нужно связаться с соответствующей организацией и подать заявление на выполнение работ по определению границ участка. Вместе с заявлением необходимо предоставить:

  1. Паспорт заказчика.
  2. Техпаспорт здания.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Описание границ.

СПРАВКА. Существует возможность заключения договора с проектной организацией, в котором даётся поручение запросить необходимые документы самим межевикам. При таком варианте оформления организации нужно будет выдать доверенность.

На проведение процедуры уполномоченное жильцами лицо подаёт заявление. В документ включаются следующие пункты:

  1. Наименование государственного органа, в который обращается гражданин.
  2. Личные данные заявителя.
  3. Просьба выполнить межевание участка с указанием адреса МКД.
  4. Реквизиты правоустанавляивающих документов.
  5. Кадастровый номер участка.
  6. Согласие на оплату выполнения работ.
  7. Дата документа, подпись заявителя.

Причины земельных споров

Если на придомовой территории до проведения межевания посторонние лица успели расположить какие-либо объекты недвижимости, придётся решать проблемы с их сносом. Как правило, такие постройки возведены без должного оформления, но у их владельцев могут быть заключены договора аренды земельного участка с муниципалитетами.

Тогда жильцам МКД придётся оспаривать право администрации получать арендную плату с участка, принадлежащего им. Требование сноса незаконной постройки выдвигается после межевания. Как вариант, можно аннулировать договор аренды с администрацией и заключить новый договор с владельцем объекта недвижимости. Денежные средства от такого договора пойдут на общедомовые нужды.

Существуют случаи, когда часть земельного участка, по праву принадлежащего МКД, уже оформлена на каких-либо посторонних ли, причём, со всеми разрешительными бумагами. В этих обстоятельствах вопрос придётся решать при помощи строительной экспертизы. По нормативам СНИП территория вокруг дома должна находиться во владении исключительно собственников жилья, поэтому на основании строительной экспертизы подаётся иск в суд.

Если решение принимается не в пользу собственников МКД, можно на данный участок земли установить сервитут, на основании необходимости обслуживания дома или организации движения транспортных средств. Тогда владельцы помещений дома будут вынуждены платить арендную плату.

Межевание участка – необходимая для определения придомовой территории процедура, позволяющая собственникам помещений получить землю в общедолевое владение. В этой статье мы рассмотрели, как определить придомовую территорию многоквартирного жилого дома. Оформив землю должным образом, жильцы МКД смогут использовать её по своему усмотрению и даже получать с неё денежные средства для общедомовых нужд.

Источник: http://svoe.guru/mnogokvartirnye-doma/pridomovaya-territoriya/ispolzovanie/mezhevanie-g.html

Блог

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий.

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

Либо, в свете вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, у собственников есть право на обращение в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с границами земельного участка придомовой территории, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, об обжаловании действий муниципалитета по проведенному ранее межеванию земельных участков и установлению их границ, а именно: оспорить само право третьего лица на смежный участок, если он нарушает права собственников МКД (в плане границ общего имущества) или установить в судебном порядке границы (границы смежного участка), учитывая границы участка под МКД и придомовой территории.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, утвержденному Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 года (далее по тексту – Перечень 290), согласно пунктам 24 и 25, работами по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(…)» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Чем грозит горожанам межевание придомовых территорий

В Москве полным ходом идет межевание придомовых территорий: часть из них переходит в собственность владельцев квартир, а часть — в распоряжение городских властей. Жильцы переделом дворов недовольны: одни тем, что придется платить за палисадник, в котором сосед выгуливает собаку, другие — тем, что этот палисадник у них отняли и могут вместо него что-нибудь построить.

ДЕНИС ВЛАДИСЛАВЛЕВ, МАРИЯ ГЛУШЕНКОВА

Возвращаясь недавно с работы, корреспондент «Денег» неожиданно попал в эпицентр стихийного митинга микрорайонного значения. Несмотря на позднее время, во дворе дома собралось несколько десятков жильцов, которые бурно дискутировали о судьбе их придомовой территории. Обсуждалась вероятность того, что ТСЖ может потерять землю вокруг дома (плотно заставленный машинами двор с детской площадкой в центре). По крайней мере, по утверждению активистов ТСЖ, в соседнем районе, на «Войковской», именно так и произошло.
Из рук в руки жильцы передавали какой-то ксерокопированный документ, оказавшийся проектом межевания квартала. На нем, несмотря на плохое качество картинки, по уверениям активистки, было хорошо видно, сколько отрезали у того дома земли и перевели в так называемую территорию общего пользования. «Пока собственники не чухнулись, мэрия переделывала проекты межевания этих территорий по всей Москве»,— утверждала одна из активисток. По ее словам, процесс передела придомовых территорий носит в столице массовый характер. И если у ТСЖ отберут землю, то власти на месте детской площадки тут же разрешат построить еще один дом. «В лучшем случае сделают для нас в нашем же дворе платную парковку»,— шумела активистка.
Волнение жителей можно понять. В конце февраля стало известно, что лидеры партий «Яблоко» Сергей Митрохин и «Демократический выбор» Владимир Милов предложили руководителю департамента городского имущества (ДГИ) Москвы Владимиру Ефимову обсудить изменение концепции проводимого в настоящее время межевания территории застроенных кварталов города. По мнению депутатов, продвигаемые сегодня московскими властями проекты предполагают отделение значительной части придомовых территорий, на которых впоследствии может быть разрешена уплотнительная застройка.
«Деньгам» удалось выяснить, в какой стадии находится этот процесс. Как рассказали в ДГИ, работы по межеванию проведены уже на 24 тыс. га из 35 тыс. га территорий жилых кварталов. По всем этим проектам проведены публичные слушания, на которых жильцам предлагались два проекта межевания на выбор: с учетом придомовой территории или фактически по периметру дома. А в этом году департамент планирует завершить межевание оставшихся 11 тыс. га земли. Уже заключены государственные контракты на проведение этих работ. Актуализация проектов межевания, по уверениям ДГИ, будет проходить с проведением публичных слушаний.
Похоже, гражданам стоит внимательно следить за этими слушаниями, чтобы не получить на месте детской площадки очередную многоэтажку. Ведь многие до сих пор уверены, что защищены законом, по которому дому полагается определенная территория и отобрать ее никто не вправе.
Не так пометили территорию

Началась атака на придомовые территории с психологической обработки жильцов. Активно продвигалась идея о том, что чердаки и подвалы каждому включат в платежку — и придется дорого платить за то, чем фактически не можешь пользоваться. В ДГИ говорят, что помимо уплаты налогов за владение этими квадратными метрами придется осуществлять «самостоятельное финансирование работ, связанных с содержанием земельного участка, к числу которых относится ремонт асфальтного покрытия, уборка территории от мусора, льда и снега, вывоз мусора, обеспечение безопасности элементов детских и спортивных площадок, а также уход за зелеными насаждениями».
И это действительно так. Но, с другой стороны, получив эти объекты в собственность, жильцы могли бы использовать их с выгодой для себя. «Если градостроительные нормы не нарушаются и площадь позволяет, вы можете построить там все, что угодно, что хочет ТСЖ: хоть футбольное поле, хоть зоопарк, хоть платную парковку для транспорта»,— говорит доцент кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ Дмитрий Хаустов.
Неудивительно, что первыми тревогу забили представители ЖСК и ТСЖ, которые рачительно относятся к своей инфраструктуре. «Людей целенаправленно вводят в заблуждение, чтобы они согласовывали проекты с минимальным участком земли. Простой пример: наш офис находится между «Пушкинской» и «Маяковкой», в Трехпрудном переулке. Здесь как раз не так давно стоял вопрос о межевании земли. И, как потом жители выяснили, во дворе планировалось строительство дома. При этом жильцам навязывалась идея, чтобы отмежеваться по кромке дома»,— говорит москвич Юрий Павлов, активно участвующий в жизни своего ТСЖ. А что касается будущего налога, в ДГИ сообщили «Деньгам»: согласно расчетам для разных серий домов, налог в среднем составит в Москве 1500-2000 руб. в год для квартиры площадью около 70 кв. м, или около 150 руб. в месяц.
Тот факт, что при проведении нового межевания придомовых территорий случаются нарушения, «Деньгам» подтвердил муниципальный депутат Северного Измайлово Дмитрий Барановский. По его словам, специалисты Москомархитектуры так провели межевание в одном из кварталов его района, что у 25 из 30 домов территория теперь не соответствует нормативам. А всего в этом квартале отрезали у домов 9 га. Правда, как рассказал Барановский, в том случае удалось добиться правды. Проводились публичные слушания, по итогам которых было вынесено решение о корректировке проекта в части приведения площади участков вокруг жилых зданий в соответствие с нормативом.
У тех, кто пропустил публичные слушания, остается один выход — суд. Так, например, ЖСК ГААНТ подал в арбитражный суд Москвы заявление о признании недействительным проекта разделенного жилого квартала в районе улицы Академика Королева к ГУП «ГлавАПУ Москомархитектуры», комитету по архитектуре, Москомархитектуре и ДГИ Москвы.
Поле битвы — земля

В общем, бороться за свой двор можно независимо от того, что у вас — ТСЖ, ЖСК или муниципальная хрущевка. Но сначала надо узнать, какая именно общедолевая собственность принадлежит собственнику квартиры. Сделать это довольно легко. «Собственники могут получить в Кадастровой палате кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и кадастровый паспорт помещения, являющегося общим имуществом в многоквартирном доме»,— сообщили «Деньгам» в Росреестре. В кадастровом паспорте указываются все характеристики земельного участка. «В графе «Сведения о правах» кадастрового паспорта земельного участка указываются имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве)»,— говорят в Росреестре. Получить утвержденный властями проект межевания территории квартала можно в Москомархитектуре. В ДГИ утверждают, что проекты нового межевания можно посмотреть и на электронном атласе Москвы. И если в этих документах обнаружатся изменения не в вашу пользу, можно смело подавать иск в суд.
В борьбе за придомовую территорию жильцов может поджидать и еще один сюрприз. Коммуникации, которые, как считается, принадлежат либо собственникам жилья, либо государственным сетевым компаниям, на самом деле могут им не принадлежать. «Есть много проблем с сетями, которые расположены на придомовых участках. Очень часто эти объекты являются, по сути, бесхозными»,— говорит исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин. Более того, они являются рыночным объектом. «Это объект недвижимого имущества, и его можно продать, сохранив при этом его функции»,— рассказывает генеральный директор компании «Проект-2018» Алексей Назаренко. И в процессе межевания эти сети могут обрести хозяина. А кто им станет и какую назначит плату за их использование, можно только предполагать.

Источник: http://sia.ru/?section=484&action=show_news&id=276957

Юридические элементы процесса

В ФЗ No221 говорится, чтобы сформировать участок в границах, нужно провести кадастровую работу. В новостройках кадастровые работы возлагаются на застройщика. А в старых, инициатива возлагается на жильцов, которые должны провести межевание.
Процесс межевания придомовой территории регламентируются в законе «О государственном кадастре недвижимости» и ФЗ РФ No78 «О землеустройстве».

Существует федеральный закон No189, в котором регламентируется порядок отхода земельного участка в общую долевую собственность.

Плюсы и минусы

К минусам можно отнести только то, что за зарегистрированную землю приходиться платить налог, так как земля оформляется в их собственность. Этот факт отталкивает всех желающих проводить разделение земли.

К положительным последствиям можно отнести то, что без вашего ведома, с территорией нельзя будет провести никаких действий.

Можно ли изменять границы

Изменить границу вашей придомовой территории возможно. Изменение границ после межевание земельных участков многоквартирного дома проводится, но в этом случае придется проводить всю процедуру межевания заново.

Причины по которым может это потребоваться:

  • допущение геодезической ошибки;
  • желание заказчика.

Зачем это нужно

Необходимость разграничения возникает, когда жители сталкиваются с непосредственными проблемами. Когда происходит незаконная застройка на придомовой территории или когда люди хотят ограничить территорию рядом с детской площадкой от транспорта. Земля не зарегистрированная влечет за собой отказ дому в капитальном ремонте. Пока земля не пройдет процесс межевания, управляющая компания не будет облагораживать и содержать придомовую территорию. Если вы хотите установить какое-либо сооружение на территории, у вас не получится, пока земля не будет оформлена.

Как оформить землю в обще долевую собственность

Нужно обратиться в землеустроительную компанию. Могут обратиться как собственники МКД, так и отдельный представитель. Будут проведены замеры и создание межевого плана, территорию можно поставить на кадастровый учет (кадастровый учет объектов недвижимости).

С какими проблемами можно столкнуться

Проблема заключается уже в построенных на территории дома всяких постройках. В таких случаях жильцы могут подать в суд (но только в том случае, если у заёмщика земли нет официального права ей пользоваться) или же заключить сделку на аренду придомовой земли. Но если вы не проводили процедуру межевания, это не отбирает у вас право на собственность, но повышает риск споров и вопрос о границе.

Районная администрация тоже может сыграть роль. Так как ваша территория станет неприкасаемой собственностью, то органы местного самоуправления могут «вставлять палки в колеса».

Как долго длится

Сроки проведения межевания определяются заранее. Процесс может длиться 1,5 месяца, а может затянуться и на 4.

Сколько будет стоить процедура

Узнать стоимость межевания можно. Информацией об этом владеют территориальные органы по кадастру объектов недвижимости. По запросу налогоплательщика можно получить номер кадастрового объекта и его стоимость.

Как проводить

Ограничения на количество дворов для оформления в собственность подробно описывается в ЗК РФ, Статья 11.9

Перед межеванием созывается общее собрание жителей дома, с целью определения нужд и как будет разделена площадь.

Собрание можно будет признать при явке в 50 % (как и всегда). По окончанию мероприятия составляется документ и будет выбран представитель от дома. Существуют правила межевание земли под многоквартирным домом:

  • на рассматриваемой территории должно находиться лишь одно здание и относящиеся к нему предметы благоустройства;
  • элементы связанные с дорожно-уличной сетью исключены;
  • учитывается практическое землепользование и зонирование;
  • границы отведенного планом участка не должны нарушаться чем-либо.

Пределы межевания делятся на два вида:

  1. По минимуму: оформляется участок по абрису дома, и может быть задействован маленький участок земли.
  2. По максимуму: задействуют все возможные прилегающей вокруг дома территории, и есть возможность дополнительно оформить участок земли.

Внимание! Чем больше придомовой территории, тем больше будет налог!

Между многоэтажными домами для придомовой территории должна отводиться площадь больше, чем между малоэтажными.

Необходимой часть в составлении документа, являются самостоятельные расчеты земельного участка по специальной формуле:

Sн= Sк * Упзд

  • Sн – нормативная площадь придомовой территории;
  • Sк – величина общей площади всех помещений в МКД;
  • Упзд – удельный показатель земельной доли.
  • Расчеты осуществляются в метрах квадратных.
  • Территория земли напрямую зависит от занимаемой площади в доме.

Кадастровая организация, она помогает в межевании. Обращаться в неё может каждый человек проживающий во многоквартирном доме (или чаще всего представитель). Представитель должен заключить договор на оказание кадастровых работ.

Впоследствии геодезисты проведут замеры. Следующим шагом инженеры готовят межевой регламент. Но при проведении расчетов инженера, на месте должен быть представитель государственной власти. После, план сдается в регистрационную палату, вместе со всеми документами. Если все пройдет хорошо, то Росреестр оформит землю в собственность дома. Вам на руки выдается документ ЕГРН. На этом процедура заканчивается.

Так как услуги стоят дорого, то стоимость делиться на всех жителей жилого дома.

Особенность! Разницы, кто будет вести процесс — нет. Процедуру может проводить, как и сам собственник, так и ТСЖ, так и УК. Различий в процедуре нет!

Вот таким нехитрым способом вы лишите себя дополнительных проблем в своей зоне комфорта.

Источник: https://okommunalke.ru/voprosy/mezhevanie-pridomovoj-territorii-mkd