Минздрав РФ гипертония профессиональная болезнь пилотов га

Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов Перечень заболеваний, которые в Российской Федерации могут быть профессиональными, утвержден Приказом МЗ и СР РФ № 417н от 27 апреля .. Важное значение для развития гипертонической болезни имеют эмоции, .. 7 04 — Профессиональные болезни лётчиков.. «артериальная гипертензия «, » органические заболевания сердечной мышцы и …. М..: Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ , 2004.. 7 08 — Министерство здравоохранения Российской Федерации .. трудоспособности и профилактика профессиональной .. В том числе у командиров воздушных судов — 28,5%, электрогазосварщиков — 26,5%, пилотов — 24%, …… у больных гипертонической болезнью , атеросклерозом сосудов .. 1 07.. — У вод людей симптоматическая артериальная минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га всегда часто связана с .. Уровню риска 4 при гипертонической болезни 3 –й степени подвержены курящие …. минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. Начиная исследование проблемы гипертонической болезни, автор …. можно пить кофе минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. 8 03 2016 — Есть имения, что отвыкание будет оформлено на него, но по минздрав рф гипертонии профессиональная болезнь пилотов , а льготами .. 18 05 — директором Правового департамента Минздравсоцразвития .. 60..2 ТК РФ и игнорируя текст допсоглашения, в котором такая .. Мама (72 года) имеет 3-ю группу по общему заболеванию (сердце, гипертония ), …. И, получив 60 — 40% утраты профессиональной трудоспособности, пилоты .. 1 08 2016 — Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября Оценка профессиональной пригодности пилотов …. ишемической болезни сердца ( ИБС), артериальной гипертонии (АГ), цереброваскуляр-.. Стрессогенными факторами для пилотов являются выполнения .. труда лиц летного состава — наличие необычных профессиональных условий.. с гипертонической болезнью — на 25 лет, с хроническим бронхитом — на 13 лет.. Министерства здравоохранения Российской федерации и Российской .. Пульс при гипертонии гипертензия желчного пузыря симптомы гипертония …. як лікувати минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. профпатолог Минздрава России, директор.. Л..В.. Прокопенко .. Госдоклад «О состоянии сан-эпид благополучия населения в РФ » .. пилотов ( возраст 30-56 лет).. Артериальная Гипертензия занимает 2 место .. профессионального происхождения болезней , не включенных в перечень, или болезней ,.. 19 06 2016 — Новейшие препараты для лечения гипертонии и атеросклероза .. минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. 19 06 2016 — Гипертония передается по наследству Гипертония передается по .. Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. .. медицинской академии последипломного образования МЗ РФ доцентом ка федры Т..А…. При вынесении психологического заключения у пилотов ГА показатели .. профессионального отбора летчиков во время Второй мировой войны…… У пилотов с гипертонической болезнью наблюдалось достоверное .. .. чувствительности при оценке профессионального риска гипертензии в условиях .. ранней диагностики производственно обусловленной гипертонической болезни у .. Н..Ю.. Гипертоническая болезнь и психоневрологический статус пилотов .. комплекса Арктической зоны Российской Федерации (стр.. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР ВЦСПС .. Список профессиональных заболеваний применяется при установлении .. хотя в данной профессии понижение слуха часто является профессиональной болезнью .. 7.. слуха препятствует работе (испытатели моторов, пилоты , бортмеханики и др..) .. Для линейных пилотов и пилотов коммерческой авиации старше 40 лет, .. в системе сертификации гражданской авиации Российской Федерации и имеющая .. ВЛЭК ГА на основании нормативных документов Минздрава России и Минтранса России.. Наименование болезней и физических недостатков.. 19 06 2016 — Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов — гипертония 1 ст артериальная гипертония 3 риск 4 , Лечение .. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГНЦ РФ – Института .. Артериальная гипертония занимает второе место среди болезней …… экспертного заключения о профессиональной пригодности пилотов …. медицины Российской медицинской академии последипломного образования МЗ и СР, .. ВАК РФ: 14..00..32 .. Психологический портрет пилота гражданской авиации.. 3..2..2.. и психического состояния пилотов с гипертонической болезнью .. До настоящего времени в основе психологического профессионального отбора лежит …. медицинской академии последипломного образования МЗ РФ .. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ .. заболеваний ( гипертонической болезни , нейроциркуляторной дистонии, язвенной .. Деятельность пилотов , спасателей, пожарных, сотрудников .. прогноза его профессионального здоровья требуются иные подходы.. .. НИО ишемической болезни сердца · НИО артериальной гипертензии · НИЛ эпидемиологии неинфекционных заболеваний · НИО .. Минздрава России.. И..М.. Сеченова» МЗ РФ , Институт профессионального образования, Высшая .. Резистентная артериальная гипертензия (РАГ) широко распространена .. В статье описана РАГ при хронической болезни почек, обсуждается …. A pilot study involving switching from L-type calcium channel blockers to benidipine.. профессиональных факторов физического, химического и функционального перенапряжения, фи- .. развития гипертонической болезни имеют эмоции, свя- занные .. •водители автотранспортных средств, машинисты локомотивов, пилоты государственной и …… Приказ № 417н МЗ и СР РФ от 27..04.. 21 08 — М..: ГНЦ РФ – Институт медико-биологических проблем, 1998.. сердечного ритма у пилотов с гипертонической болезнью // Мат.. XII .. Болезни уха, горла, носа, полости рта и челюстей Статья 55.. по подготовке пилотов , штурманов, бортинженеров, бортпроводников, признаются негодными.. шумовой, на фоне общего атеросклероза, гипертонической болезни и т..п…… приказами и нормативными документами Минздрава России, ФАС .. ГБОУ ДПО РМАПО МИНЗДРАВА .. РОССИИ, Г..МОСКВА .. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ.. НЕЗАВИСИМО ОТ .. НА ПРОФИЛАКТИКУ БОЛЕЗНЕЙ И .. ОЦЕНИТЬ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ ПИЛОТОВ …. ГИПЕРТЕНЗИЯ .. (САД 195 .. 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации » (Собрание .. 3) члены летного экипажа: пилоты коммерческой авиации (самолет и вертолет), .. действия медицинского заключения к выполнению профессиональных …… ГА на основании нормативных документов Минздрава России и Минтранса России.. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации .. .. реферат на тему собака друг человека — прописка граждан украины в рф! .. movies минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. This review summarizes the results of the pilot project «Prophylactic mass screening .. МЗ РФ в был разработан проект нового порядка проведения .. опроса и анамнеза); • повышенное внутриглазное давление ( по данным .. Дана экспертная оценка профессионального прогноза у лиц летного состава с проявлениями.. К состоянию здоровья пилотов предъявляются особые требования в .. авиационной и космической медицины РМАПО МЗ РФ , базе отделения …. Сочетание гипоплазии ПА с цереброваскулярной болезнью и ее .. 12 08 2007 — Читал, что это + лейкемия — как будто профессиональная болезнь .. не очень поверил, говорилось, будто это встречалось у пилотов ГА и стюардесс…. Военные медики измеряли вес каждого летчика, давление , .. Дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность .. 6 Профессиональные ограничения при ослаблении цветовосприятия; 7 Особенности …. Постановлением правительства РФ от 29 декабря требования к .. Глазные болезни – патология глаз (H00– H59, 360–379) .. непрерывного профессионального образования.. министерства здравоохранения российской федерации .. Главная; Об академии; Образование; Наука .. Проблема хронической профессиональной сенсоневральной тугоухости .. к остроте слуха (рабочей функции у пилотов ) гражданской авиации (ФАП МО …… у больных гипертонической болезнью , атеросклерозом сосудов головного …… Приказ МЗ МП РФ N 90 «О порядке проведения предварительных и .. В настоящее время в профессиональной патологии, изучающей .. могут быть профессиональными, утвержден Приказом МЗ и СР РФ № 417н от 27 апреля .. Важное значение для развития гипертонической болезни имеют эмоции, .. •водители автотранспортных средств, машинисты локомотивов, пилоты .. Результаты обследования пилотов с гипертонической болезнью .. При оценке профессионального здоровья летчиков государственной авиации …. и космической медицины РМЛЛО МЗ РФ и могут быть также использованы а .. Сравнительная характеристика больных с гипертонической болезнью середины 80-х …… Доля ХОБЛ, обусловленной профессиональной деятель- …. А..Л..Мясникова ФГУ РКНПК Минздрава РФ , зав.. каф.. скорой мед.. помощи ГБОУ ВПО МГМСУ им…. double-blind, placebo-controlled pilot study of Iercanidipine.. 11 04 2008 — .. развития социальной защиты Минздравсоцразвития Ольга Самарина, .. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III-IV .. защите инвалидов в Российской Федерации » и статьями 14 — 19 .. случаев на производстве и профессиональных заболеваний), и лиц в .. 22 08 — .. пишет официальный портал Минздравсоцразвития РФ takzdorovo.. Поэтому главные задачи при гипертонии – это не просто .. 8 02 — .. ПАТОЛОГИИ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ОБСТРУКТИВНОЙ БОЛЕЗНИ ЛЕГКИХ.. 1 .. Евдокимова» Министерства здравоохранения Российской Федерации …. образ жизни, обструктивное апноэ во сне, легочная гипертензия , …. факультетской терапии и профессиональных болезней , ГБОУ ВПО .. 30 03 2016 — лечение гипертонии фитотерапией .. Презентация на тему инфаркт · Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов га .. Первые места заняли: болезни системы кровообращения – в 26,9 .. grimzza: Интересно, проводились ли подобные исследования в других профессиональных .. grimzza: pilot есть,только пользоваться не заставишь Дед Щукарь Да я …… гипертонической болезни , невротических состояний, атеросклероза и .. О заявлении СФ ФС РФ о необходимости прекращения экономической, .. В наше время многие миллионы людей ежегодно умирают от болезней сердца .. гипертензии у детей, чьи родители страдают гипертонической болезнью .. 23 08 — Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 07я высшего профессионального образования МВД России 14 и .. в расписании болезней и таблице дополнительных требований к .. Российской Федерации .. по профилактической медицине Минздравсоцразвития России …. Для разработки и реализации эффективной профилактики болезней , …. получения профессиональной медицинской помощи в отказе от курения в учреждении…… неконтролируе05 артериальная гипертония ,.. А.. И.. Евдокимова, главный внештатный специалист-уролог МЗ РФ , учёный секретарь .. президент Профессиональной ассоциации андрологов России, главный редактор .. АГ — артериальная гипертензия …. Общие сведения о болезни Пейрони (Guidelines on Penile Curvature…. A pilot study // Urology.. Возрастная динамика уровня ПВК у пилотов также недостаточно разработана.. гипертонической болезнью , заболеваниями желудочно- кишечного тракта, .. уровня ПВК и профессиональной адаптации пилотов гражданской авиации.. Приказ МЗ РФ о психотерапевтической помощи · Психический статус .. 15 07.. 2016 — опухло в районе щиколотки гипертония чистка сосудов , плетение .. минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. 21 08 — гастроэнтеролог Минздравсоцразвития РФ , директор клиники .. Неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) включает в себя стеатоз, .. типа по Фридриксену)— 75,9% пациентов, артериальная гипертензия — 69,9% и .. CAGE, AUDIT, выяснение профессиональной занятости, .. 14 06 2016 — Министерство здравоохранения Российской Федерации …. гипертонической болезнью , ИБС, цереброваскулярными болезнями, .. профессиональных заболевания в ходе периодических медицинских осмотров, …. механизатор, пилот , авиатехник, электросварщик, паяльщик по свинцу,.. 31 03 — Профессиональные поражения сердечно-сосудистой системы .. Министерством печати и информации РФ .. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ .. разному относиться к самому определению АГ: болезнь это …. Ключевые слова: артериальная гипертензия , клинические рекомендации.. 20 06 2016 — Первые симптомы гипертонии — стадии артериальной гипертонии вес .. Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов .. Пилотов , 2, тел.. Отчёт о профессиональной деятельности, лично подписанный .. комиссии в соответствии с законодательством Российской Федерации .. в школе «Артериальная гипертония и цереброваскулярная патология».. д..м..н.., профессору кафедры нервных болезней и нейрохирургии ГБОУ .. 16 02 — Профессиональных болезней лет за пять не приобретете.. 2.. от 09..12.. 1991 , НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН РФ .. судов гражданской авиации России.. ФАС России, Минздрав России, 13..10..1997 мелатонина пациентами с гипертонической болезнью I стадии: дисс.. .. и гипертония минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов лечение .. гипертония у молодых Гипотиреоз и гипертония Минздрав рф .. 2 02 — Министерство здравоохранения Российской Федерации .. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СЕНСОНЕВРАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТИ .. судов — 28,5 %, электрогазосварщиков — 26,5%, пилотов — 24%, слесарей-ремонтников — 25,1%…… у больных гипертонической болезнью , атеросклерозом сосудов .. гипертония возьмут ли в армию 2016 гипертензия болезнь сердца что такое гипертония правого предсердия. лекарства от гипертонии для пожилых массаж при гипертонии и гипотонии, гипертонус матки во время беременности фото, артериальная гипертензия рекомендации пациентам, вторичная гипертензия мкб 10, алан л. рубин гипертония для чайников, внутричерепная гипертензия симптомы лечение. гипертония и кофе гипертония питание и лечение гипертония 3 степени это гипотония желчного пузыря у ребенка отзывы недостаток кислорода отдышка при артериальной гипертонии индийский метод лечения гипертонии йодом схема реферат по теме внутрибрюшная гипертензия. гипертоническая болезнь 1 стадии 1 степени риск 2, артериальная гипертензия риски, что такое гипертония симптомы, гипертонус матки по задней стенке причины, гипертония третьей степени 45 лет, гипертония у беременных лечение, гипертонус матки симптомы, история болезни артериальная гипертония 3 степени риск 4. Минздрав рф гипертония профессиональная болезнь пилотов излечить гипертонию гипертензия желчного пузыря у ребенка гипертензия 3 ст риск 4 гипертензия физические нагрузки, пять настоек народное средство от гипертонии, гипертония классификация воз риск, обливание холодной водой при гипертонии! пилотный проект гипертония 2013 отзывы, гипертония и беременность курсовая, гипертоническая болезнь 1 стадии 3 степени риск 4, артериальная гипертензия у молодых людей, гипертензия причины и лечение калий при гипертонии гипертензия цена сабельник при гипертонии гипертония симптомы и лечение народными средствами. пульс при гипертонии артериальная гипертензия это гипертоническая болезнь шифр мкб 10 гипертония средства борьбы военный билет по гипертонии препараты для лечения гипертонии у пожилых людей лечебная физкультура при гипертонии тонус задней стенки матки при беременности лечение.

Источник: https://ok.ru/group/55286400417812/topic/66233277551892

Условия труда и профессиональная заболеваемость лётного состава гражданской авиации Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

март №3 (264)

Кожевников А.А. Медико-социальное состояние населения Кузбасса в современных условиях //Сборник научных работ — материалов межрегиональной научно-практической конференции «Новые достижения медицинской науки и практики здравоохранения в плане реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»». Новокузнецк, 2010. С. 41—45.

Национальный состав и владение языками, гражданство. Приложение таблицы 24 //Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Росстат. 2010. С. 2200. Новик А.А. и др. Исследование качества жизни в медицине: Учебное пособие / А.А. Новик, Т.И. Ионова. М., 2004. 304 с.

Применение аппарата для мезодиэнцефальной модуляции ЭсГМТ «Медаптон» МДМК-4 в клинической практике:

Методические рекомендации. Утв. Департаментом здравоохранения Правительства Москвы. М., 2010. 16 с. Ware J.E. at al. SF-36® Health Survey Manual and Interpretation Guide. Boston, MA: New England Medical Center, The Health Institute, 1993.

Контактная информация:

Карева Оксана Владимировна, тел.: 8 (926) 172-19-51, e-mail: Oksanaovs@yandex.ru

Contact information: Karyeva Oksana, phone: 8 (926) 172-19-51, e-mail: Oksanaovs@yandex.ru

УДК 616.6; 613.62 T

УСЛОВИЯ ТРУДА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

А.И. Верещагин, В.А. Пилишенко, Д.П. Куркин, С.А. Виноградов ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва, Россия

Представлен краткий обзор литературных источников, посвященных изучению условий труда летчиков гражданской авиации, выделены основные факторы, определяющие неблагоприятные условия труда летного состава, приведены статистические данные о профессиональной заболеваемости авиационных работников за последние три года. Сформулированы основные задачи, стоящие перед специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, осуществляющими надзор за условиями труда летного состава гражданской авиации.

Ключевые слова: условия труда летного состава, факторы трудового процесса, профессиональная заболеваемость, программа развития транспортной системы.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Государственная политика страны в экономической сфере, согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, направлена на создание условий для решения задач модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан. С этой целью Правительством Российской Федерации была утверждена государственная программа «Развитие транспортной системы», в которой подчеркивается, что задачи Российского авиастроения в области создания современных воздушных судов должны быть направлены на обеспечение высокого уровня безопасности и комфорта для экипажа и пассажиров.

Известно, что труд летчика, особенно при современном динамичном развитии авиационной техники, становится все более напряженным, сложным и ответственным. Условия труда летного состава гражданской авиации характеризуются высокой психо-эмоциональной нагрузкой вкупе с воздействием достаточно интенсивных факторов трудового процесса: физических (виброакустические, микроклиматические, фактор световой среды и другие), фактора напряженности (интеллектуаль-

ные, сенсорные, эмоциональные нагрузки и т. д.). Вышеуказанные обстоятельства определяют необходимость повышения эффективности надзора за условиями труда летного состава на основе знания особенностей профессиональной деятельности летчиков .

В связи с этим алгоритм изучения условий труда и влияния их на здоровье летного состава может включать следующие пункты:

1) анализ профессиональной деятельности авиационных специалистов и условий их труда;

2) исследование влияния неблагоприятных факторов полета и рабочей среды на летный состав: оценка воздействия изменяющихся во время полета факторов, таких как барометрическое давление, газовый состав и токсические примеси в воздухе кабин самолета, колебание температуры, освещенность, электромагнитные и ионизирующие излучения, физические перегрузки, вибрация, шум и другие факторы.

3) ретроспективный анализ профессиональной заболеваемости среди летного состава с учетом стажа работы, возраста, гендерных особенностей и расчет рисков вреда здоровью;

ЗНиСО

МАРТ №3 (264)

4) предоставление авиационным специалистам необходимых рекомендаций.

Анализ структуры профессиональных заболеваний летного состава позволяет сделать вывод, что ведущим неблагоприятным фактором, способствующим развитию профессиональных заболеваний у летчиков является шум, а основной нозологической формой — нейросенсорная тугоухость. Современные летательные аппараты являются источником высокоинтенсивных шумов, достигающих в кабинах пилотов транспортных самолетов 95—104 дБ, в кабинах вертолетов — 112—118 дБ.

Для разработки наиболее адекватных методов профилактики шумовой патологии необходимо иметь представление об основных механизмах развития профессиональной тугоухости в зависимости от характеристик шумового воздействия, таких как интенсивность, частотный состав, наличие импульсных составляющих, экспозиция, длительность перерывов между очередными воздействиями и т. д.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Работу летного и инженерно-технического состава следует отнести к числу профессий с повышенной шумовой нагрузкой вследствие воздействия на орган слуха интенсивных и продолжительных шумов. Имеются данные о степени нарушении слуха у летчиков в зависимости от количества летных часов. Ряд исследователей отмечают влияние шума на функционирование различных системы организма и, прежде всего, на анализаторные системы. Так, например, под влиянием шума сужается поле зрения, изменяются пороги чувствительности к красному, желтому и зеленым цветам .

Наряду с шумом, вибрация является одним из значимых неблагоприятных факторов полета современных летательных аппаратов. Проявление ее воздействия очень разнообразны: вибрация может приводить к ухудшению функционального состояния человека, обусловливать напряжение и утомление, изменять функцию ряда анализаторов, влиять на качество управления летательным аппаратом, способствовать возникновению иллюзий .

Современная авиационная техника не может обходиться без источников неонизируюших электромагнитных излучений (ЭМИ), радиочастот (РЧ) и микроволн (МВ), работающих в широких диапазонах. Известно, что постоянное воздействие СВЧ-поля может вызвать различные изменения в системе крови: чаще — лейкопению, реже — лейкоцитоз, а также увеличение числа лимфоцитов. Иногда выявляют и моноцитоз, ретикулоцитоз, тромбо-цитопению. Большинство исследователей отмечают непостоянный характер таких изменений даже при кратковременном воздействии и неспецифичности проявлений, характерных для многих неблагоприятных факторов условий труда .

Приведенная выше краткая характеристика неблагоприятных факторов производственной среды, влияющих на функциональное состояние основных систем организма летного состава гражданской авиации, позволяет прогнозировать возможные последствия их воздействия при превышении гигиенических нормативов, вплоть до развития профессиональных заболеваний.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют рекомендации, касающиеся таких специфических факторов условий труда летчиков, как психофи-

зиологическое напряжение, которое изменяется Я| под влиянием конкретных условий деятельности, отражает степень профессиональной адаптации к летной работе и экстремальным факторам. Факторов, ^ влияющих на психоэмоциональную сферу летного состава достаточно много (смена часовых поясов, ночные полеты, постоянный стресс и др.), а чтобы ^ оценить влияние этих вредных факторов требуется «— значительное время.

В наши дни Министерство транспорта Российской Федерации готовит нововведения в законодательство, призванные оптимизировать режимы труда и отдыха членов экипажа воздушных судов. Планируется реализовать 33-ю поправку к Конвенции о международной гражданской авиации «Эксплуатация воздушных судов. Часть 1. Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты» в части контроля утомляемости членов экипажа воздушных судов и оптимизации их режима труда и отдыха.

На протяжении последних трех лет, согласно статистическим данным, показатели профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации оставались стабильно высокими, превышая средние показатели по России. К примеру, показатель профессиональной заболеваемости на воздушном транспорте в 2013 г. составил 2,76 на 10 тыс. работников, значительно превысив показатель по России — 1,79 на 10 тыс. работников.

Удельный вес профессиональных заболеваний на воздушном транспорте составил 65,02% от всех впервые зарегистрированных в 2013 г. профзаболеваний на всех видах транспорта. Число впервые выявленных случаев профессиональных заболеваний за последние 3 года оставалось стабильно высоким и составило в 2011 г. — 712, в 2012 г. — 743, в 2013 г. — 674 случая .

Среди летного состава по числу зарегистрированных случаев заболеваний преобладала нейросенсорная тугоухость — 99,2 % от общего числа профессиональных заболеваний. Кроме того, регистрировались единичные случаи вибрационной болезни, моно-и полинейропатии, пояснично-крестцовой радикулопатии. В последние годы значительное число случаев заболеваний органов слуха регистрировалось вследствие обращений специалистов летного состава, работающих длительное время на самолетах с повышенной шумовой нагрузкой.

Среди авиационных специалистов профессиональные заболевания выявлялись в основном у работников в возрасте от 40 до 60 лет и старше, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами 15—35 и более лет. У лиц, имеющих стаж работы в контакте с вредными производственными факторами от 5 до 14 лет, выявлялось по 1—2 случая профессиональных заболеваний .

Отметим основные причины профессиональной патологии:

— длительные сроки эксплуатации устаревших воздушных судов (27,6 % воздушных судов имеют срок службы более 30 лет, современные летательные аппараты являются источниками высокоинтенсивных шумов, достигающих в кабинах транспортных самолетов 95—100 ДБ, вертолетов — 112—118 ДБ, что не соответствует международным стандартам уровней шума двигателей);

март №3 (264)

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— превышение месячных норм полетных часов;

— отсутствие ограничений к полетному времени у лиц с начальными нарушениями слуховой функции;

— отсутствие жалоб летного персонала при медицинских освидетельствованиях в связи с желанием летчиков продолжить работу;

— прием на работу лиц с начальными проявлениями нарушения слуховой функции, в связи с недостаточным количеством летного персонала, способного обеспечить бесперебойную работу авиакомпаний.

Выводы. Анализ изучения условий труда и профессиональной заболеваемости летного состава гражданской авиации позволяет сформулировать выводы о необходимости следующих мер:

— обновления парка воздушных судов, создания современных воздушных судов с высоким уровнем безопасности и комфортности для экипажа и пассажиров;

— разработки механизма проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил, в том числе с лабораторно-инструментальными исследованиями на борту воздушного судна;

— контроля за соблюдением работниками авиакомпаний режимов труда и отдыха;

— обеспечения 100% охвата летного состава гражданской авиации периодическими медицинскими осмотрами и оптимизации практики проведения медицинских осмотров;

— недопустимости приема на работу лиц с начальными нарушениями слуховой функции;

— внедрения эффективных средств индивидуальной защиты в гражданской авиации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авиационная медицина: Руководство / Под ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Гозулова. М.: «Медицина», 1986. 534 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

2. Теория и практика авиационной медицины. 2 изд. М.: «Медицина», 1975. 359 с.

3. Авиационная медицина: Учебник / Под ред. Н.М. Рудного, В.И. Копанева. Л.: 1984. 383 с.

4. Ефименко В.В. и др. Гигиеническая оценка условий труда и прогнозирование оценки здоровья инженерно-технического состава ВВС, подвергающегося воздействию высокоинтенсивного шума при обслуживании авиационной техники. /

B.В. Ефименко, П.М. Шешенов //Вестник Российской военно-медицинской академии. СПб., 2006. № 1 (15). С. 365.

5. Гигиенические требования к условиям труда и отдыха для летного состава гражданской авиации: СанПиН 2.5.1.2423—08.

6. Горский Ä.A. и др. О состоянии условий труда и профессиональной заболеваемости работников в Российской Федерации / A.A. Горский, Е.С. Почтарева, В.А. Пилишенко //Здоровье населения и среда обитания. 2014. № 2 (251).

C. 8—10.

7. «О состоянии профессиональной заболеваемости в Российской Федерации в 2013 году: Информационный сборник статистических и аналитических материалов» / Под ред. А.И. Верещагина. М., 2014. С. 26—27.

Контактная информация: Contact information:

Пилишенко Владимир Анатольевич, Pilishenko Vladimir, тел.: 8 (495) 633-13-62, phone: 8 (495) 633-13-62,

e-mail: trudgig@fcgie.ru e-mail: trudgig@fcgie.ru

УДК 613.955:304.3:373.546

ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ УЧАЩИХСЯ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ

КЛАССОВ ГОРОДА МОСКВЫ

Ю.П. Пивоваров, З.А. Дагаева, Н.И. Шеина ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, г. Москва, Россия

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Установлено, что интенсификация учебного процесса в школе, занятия с репетиторами для поступления в ВУЗ существенно изменяют образ жизни старшеклассников медико-биологических классов в сторону уменьшения ночного сна, увеличения времени подготовки домашних заданий, гиподинамии и нерационального питания. Полученные данные необходимо учитывать при оптимизации учебного процесса в профильных классах, а также при разработке для старшеклассников рекомендаций по здоровому образу жизни, направленному на здоровьесберегающий эффект.

Ключевые слова: школьники, медико-биологические классы, образ жизни.

Yu.P. Pivovarov, Z.A. Dagaeva, N.I. Sheina □ STUDY OF SCHOOLCHILDREN LIFESTYLE OF MOSCOW

Современное образование, направленное на личностно-ориентированное обучение, обеспечивает учащимся полное среднее образование повышенной сложности, для которого характерны интенсивность обучения и увеличение объема учебного материала, что неблагоприятно отражается на режиме дня старшеклассников, приводит к росту заболеваемости и отставанию в физическом развитии .

За период школьного обучения число детей, имеющих хронические заболевания, возрастает в 1,6 раза, а в образовательных учреждениях с повышенным уровнем образования — в 2 раза. В структуре детской заболеваемости выделяют ряд тесно связанных с факторами образовательной среды патологий, таких как нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения различной степени выраженности, заболевания желудочно-кишечного

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-truda-i-professionalnaya-zabolevaemost-lyotnogo-sostava-grazhdanskoy-aviatsii

Профессиональные риски авиапилотов или Стоит ли хлопать при посадке?

Вряд ли кто-то усомнится, что профессия авиапилота — одна из самых стрессовых. Всего пилотов гражданской авиации мира насчитывается около 15 тысяч пилотов. И этого количества не хватает на запросы рынка — полетов и направлений становится все больше.
В России, по словам Виталия Савельева, генерального директора ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии», необходимо «получать 900-1000 пилотов в год. Это для всей отрасли в целом. На сегодняшний день мы получаем 300-400 пилотов». Средний возраст летчика гражданской авиации в мире – 50-65 лет, в России — 38-39. Изменившиеся в течение 20 лет условия полетов, также негативно действуют и на здоровье начинающего пилота.
В ситуации, когда количество полетов с годами все больше, а летный состав не увеличивается, им приходится летать чаще, график полетов все более насыщенный, полеты длятся много часов. Результатом становится аномальное напряжение: и физическое и психологическое.

Высота, скорость, время
Как следствие, стремительно меняется жизненный ритм, особенно, продолжительность и интервалы сна пилотов. Серьезную нагрузку на организм летчик получает, когда часто приходится летать ночью или пересекать большое количество временных зон. Особенно это ощущается при совершении маршрутов восток/запад или запад/восток. Специалисты говорят, что самолеты, прежде всего, более новых поколений, которые имеют способность находиться в воздухе до 15-16 часов без посадок, обострили конфликт между расписанием полетов авиакомпании и человеческими возможностями.
Солнце, воздух и… шумы
Члены экипажа, как правило – это командир корабля, второй пилот и бортинженер (действия которого могут выполнять автоматы), подвержены ряду стрессов.
Шум самолета, актуальная проблема для экипажей самолетов с турбореактивными двигателями. Медики отмечают, что им приходится постоянно сталкиваться с нейросенсорной тугоухостью — наиболее серьезной и широко-распространенной профпатологией у пилотов.
Однако в последние годы в авиационной отрасли заметно повысилась эффективность мер контроля уровня шума, совершенствование оборудования, а также система изоляции на современных самолетах.

У летчиков в этих условиях обостряются симптомы озоновой опасности, которые включают кашель, раздражение верхних дыхательных путей, жжение в горле, беспокоящие ощущения в груди, продолжительные болевые ощущения, болезненность при глубоком вздохе, одышка, чих, головная боль, слабость, закладывание носа и раздражение глаз.
Космические риски
Пилоты подвергаются также космическому излучению, включая те формы радиации, которые поступают сквозь космическое пространство от солнца или других источников излучения. Наибольшую степень облучения получают авиаторы, которые провели большое количество часов в кабинах на высотных маршрутах и высоких широтах (например, при полетах через Северный полюс).
Поэтому, чтобы снизить опасность облучения, специалисты авиакомпаний и сами летчики стараются, по возможности, сократить месячный и годовой налет и/или выбирают трассы, которые пролегают на более низкой высоте и низких широтах.
Идеальной ситуацией может считаться для пилота возможность контролировать свои назначения на полеты, предпочтительно снижение среднемесячного количества часов. В международной и российской практике существуют примеры, когда члены экипажей обращаются к руководству для организации графика, совмещающего внутренние и международные маршруты, просят предоставить отпуск.
Стеклянная рубка
На работу пилота также оказывает сильное действие эргономика его места и кабины в целом. Когда летный состав экипажа находится много часов в сидячей, но не спокойной позиции и в очень ограниченном пространстве, это влияет на здоровье летчиков.
Постоянное присутствие, по правилам, коленных и плечевых ремней, тем не менее, не исключает необходимости выполнять ряд разнообразных операций, требующих движения рук, ног и головы в разных направлениях. Пилоты умудряются сверять данные с приборов, находящихся на высоте 1 м, а также на 1 м ниже, впереди и с боков. Им приходится всматриваться далеко вперед, читать карту или инструкции на близком расстоянии (30 см), принимать информацию через наушники и говорить в микрофон.
Приборы, освещение, микроклимат рубки и радиокоммуникационное оборудование постоянно совершенствуются. Однако современные кабины, часто называемые «стеклянная рубка», создают новые проблемы. Они вызваны использованием передовых технологий и средств автоматики, которые требуют от пилотов постоянного бодрствования и отслеживания ситуации. В таких условиях это вызывает дополнительную психологическую нагрузку летного состава.
Долой аплодисменты
В недавние годы, экипажи воздушных судов столкнулись с серьезным психологическим фактором стресса: возможностью захвата воздушного судна, заложенной бомбой и вооруженным нападением на самолет. Члены экипажей постоянно проходят обучение, связанное с мерами безопасности.
Существуют и факторы, которые мешают работе пилотов, связанные с действиями пассажиров. Например, многие летчики говорят, что аплодисменты в момент посадки, если они их слышат, усложняют им ведение судна на стоянку, что так же немаловажно и требует определенной сосредоточенности и внимания. Более того, в этот момент, как и при подъеме корабля, от нервного напряжения у них повышается артериальное давление.

Профстандарты пилотов
Чтобы избежать летных происшествий, которые могут произойти из-за состояния здоровья экипажа, устанавливаются профстандарты пилотов. Задача авиационной медицины отбор персонала, регулярные медицинские обследования, анализ случаев невыхода по болезни или из-за несчастных случаев.
Обычная простуда, особенно осложненная заболеваниями верхних дыхательных путей, едва ли представляет серьезную опасность для офисного работника.
Доверять, но проверять
Одним из условий получения и сохранения лицензии является медицинское обследование каждые 6 месяцев для пилотов транспортной и гражданской авиации старше 40, для пилотов и бортинженеров гражданской авиации моложе 40 лет это происходит реже — каждые 12 месяцев. Минимальные требования для допуска к полетам определяются Международной организацией гражданской авиации и национальным законодательством.
Понятно, что летчики в состоянии вести судно, когда находятся в нормальном физическом и психологическом состоянии, зависит это, в частности, от: выдерживания графика полета, метеорологических условий в точке вылета, на маршруте и в месте назначения.
Многое зависит и от типа используемого оборудования, качества и объема радиосвязи; уменьшения или увеличения видимости при снижении самолета, степени защиты глаз от солнечных лучей, количества попаданий в зоны турбулентных потоков воздуха. Помогает авиаторам и назначение на каждый рейс достаточного числа персонала.
Чтобы уменьшить профессиональные риски летчиков, многие компании стараются улучшить контроль за расписанием движения авиаперевозчиков. Специалистами компаний разрабатываются графики, которые дают достаточные временные рамки для отдыха пилотов — они учитывают дневную, месячную и годичную нагрузку по налету часов, соотношение допустимых периодов их нахождения в воздухе и дома.

О фальшивой тугоухости и пенсии «по ушам»

«Федерал Пресс»: Почему летчики иногда «внезапно смертны»

Лети, летчик, лети…

Источник: http://protrud.info/articles/profstandarty/profriski-aviapilotov.php

See, that’s what the app is perfect for.

Н.Н. Протько, В.В.Лапоревич

Государственное учреждение «223 центр авиационной медицины Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооружённых Сил Республики Беларусь»

Ключевые слова: психосоматические заболевания, лётный состав.
В статье представлена информация по психосоматическим заболеваниям у лётного состава. Материал структурирован по следующим разделам: понятие о психосоматических расстройствах; актуальность проблемы психосоматики для лётного состава; общие признаки психосоматических расстройств; основные концепции возникновения психосоматических заболеваний; основные направления профилактики и лечения психосоматических заболеваний.

Психосоматические заболевания в настоящее время являются серьёзной проблемой как для населения в целом, так и для представителей определённых профессий, особенно тех, в которых велика роль человеческого фактора. К данной категории относится профессия лётчика.
Понятие о психосоматических заболеваниях
Психосоматические заболевания относятся к классу психосоматических нарушений, который объединяет следующие группы расстройств:
• Психосоматические реакции – это преходящие реакции на стресс (сухость во рту, головокружение, потеря аппетита, сердцебиение, др). Такая реакция исчезает, если ситуация, которая её вызвала, меняется.
• Конверсионные расстройства – это трансформированные в симптомы эмоциональные нарушения, которые человек не в состоянии разрешить. К данным расстройствам относятся конверсионная амнезия, ступор, расстройства движений, моторики, судороги др. .
• Функциональные психосоматозы – это расстройства, характеризующиеся повторяющимся возникновением у больного физических симптомов, несмотря на наличие объективных доказательств отсутствия физической болезни как основы данных расстройств и сопровождающиеся наличием вегетативных и/или психоэмоциональных нарушений. К данной группе психосоматических нарушений относятся соматизированное расстройство (синдром множественных жалоб); ипохондрическое расстройство; соматоформная вегетативная дисфункция сердца, отделов желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, мочеполовой системы, др.; устойчивое соматоформное болевое расстройство, др. .
• Органические психосоматозы (психосоматические заболевания) — это соматические заболевания, имеющие в основе органические нарушения, на возникновение и течение которых оказывают существенное влияние значимые психологические факторы. К психосоматическим относятся болезни сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, некоторые формы аритмии, др.), желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь желудка, др.), органов дыхания (вазомоторный ринит, бронхит с бронхоспазмом, др.), эндокринной системы (гипертиреоз, сахарный диабет, др.), моче-половой системы (аднексит, импотенция, др.), кожи (псориаз, экзема, др.) и др.
Среди психосоматических заболеваний выделяют 7 классических или облигатных психосоматозов, к которым относятся ИБС, эссенциальная гипертензия, ревматоидный артрит, язвенная болезнь 12-перстной кишки, неспецифический язвенный колит, бронхиальная астма, нейродермит.
Актуальность проблемы
Актуальность проблемы псхосоматических заболеваний для лётного состава определяется следующим причинами:
• Психосоматические заболевания широко распространены среди лётного состава и являются основными причинами дисквалификации. По данным Центральной врачебно-летной комиссии МО РФ, в 2005 г. «артериальная гипертензия», «органические заболевания сердечной мышцы и сосудов сердца» явились причиной дисквалификации 20,4% освидетельствованных лиц. Результаты исследования Бодрова В.А. с соавторами свидетельствуют, что у 20% обследованных летчиков отмечены психосоматические расстройства, а в структуре медицинской дисквалификации психосоматическая патология составляет 34,1%.
• Психосоматические заболевания являются фактором, снижающим профессиональную эффективность и приводящим к снижению безопасности полётов. Более 80% лётчиков, имеющих психосоматическую патологию, продолжают свою профессиональную деятельность в течение нескольких лет. А.Г.Федоруком и С.А. Косолаповым установлено, что в опасных ситуациях лётчики, имеющие диагнозы, в 1,8 раз чаще здоровых допускают ошибки.
• Психосоматические заболевания являются следствием стрессов (острых или хронических), которые постоянно присутствуют как в лётной работе, так и в деятельности наземных служб.
• Психосоматические заболевания являются следствием проблем, лежащих в психо-эмоциональной сфере, т.е. они высвечивают наличие глубинных проблем личности, которые могут являться тем человеческим фактором, о котором говорят в контексте безопасности полётов.
Общие признаки психосоматических заболеваний:
• Хроническое и рецидивирующее течение.
• Несоответствие клинических проявлений с данными объективного обследования.
• Недостаточная эффективность соматотропного лечения.
• Значительная роль психического стресса в проявлении, развитии и динамике заболевания.
• Наличие подавленных эмоциональных переживаний (в 40%-тревога, в 60%-депрессия).
• Особенности личности больного, определяющие эмоциональную лабильность, недостаточность навыков преодоления стресса, др.
• Положительный эффект при применении психофармакотерапии и психотерапии.
Концепции возникновения психосоматических заболеваний
В настоящее время существует целый ряд теорий, описывающих развитие психосоматических заболеваний. Основными из них являются следующие:
1. Концепция алекситимии. Данная концепция формировании психосоматических заболеваний на сегодняшний день является наиболее популярной. Алекситимия – это неспособность описать своё эмоциональное состояние, труд¬ность в ¬ха¬рак¬те¬ри¬стике сво¬их пе¬режи¬ва¬ний. Это «душевная слепота». Не¬спо¬соб¬ность че¬ло¬ве¬ка, стра¬дающего алек¬си¬ти¬ми¬ей, осо¬з¬на¬вать свои эмоции при¬во¬дит к тому, что они вы¬тес¬няют¬ся. На¬коп¬ле¬ние те¬лес¬ных про¬яв¬ле¬ний не¬о¬т¬ре¬аги¬ро¬ван¬ных, не по¬лу¬чивших раз¬ряд¬ки эмоций и при¬во-дит, в ко¬неч¬ном сче¬те, к раз¬ви¬тию пси¬хо¬со¬ма¬ти¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний.
Алекситимия может возникать в результате психотравм в детском возрасте, катастрофических травм взрослого человека. Развитию алкеситимии также способствуют особенности воспитания мальчиков и отношения к мужчинам («мальчики не плачут», «мужчина – это дело, а не слово»).
2. Концепция острого или хронического стресса.
К острому стрессу, который носит катастрофический характер, относят развод, смерть члена семьи, кризисные ситуации (военные конфликты, стихийные бедствия, для лётчика – авиационное событие или инцидент), нарушающие способность личности к адаптации. В лётной деятельности острый стресс, как правило, связан со снижением безопасности полётов и сопровождается страхом смерти. Пережитое человеком стрессовое состояние закрепляется в долговременной памяти. Чем ярче эмоции, тем больше вероятность активизации следа памяти в дальнейшем, что имеет особое значение для развития психосоматических заболеваний.
Хронический профессиональный стресс является причиной развития синдрома эмоционального выгорания. На третьей стадии данного синдрома (стадия «истощение») развиваются психосоматические заболевания. О распространённости хронического стресса у лётного состава можно судить по результатам исследования, согласно которым основные симптомы эмоционального выгорания выявлены почти у 60% лётного состава .
3. Концепция внутриличностного конфликта. Внутриличностным считается конфликт между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида. Некоторые виды конфликтов специфичны для отдельных форм психосоматических заболеваний.
Для артериальной гипертензии характерен конфликт между стремлением к власти и необходимостью подчиняться. Ситуация, когда начальник регулярно кричит на подчиненного, который сопротивляется управленческому воздействию, которому постоянно приходится сдерживать возникающие негативные эмоции, потому что он не может адекватно их отреагировать, является ситуацией, способствующей развитию артериальной гипертензии.
Язвенную болезнь 12-перстной кишки связывают с конфликтом между такими тенденциями, как воспитанные у военнослужащих уважение к силе, самостоятельности и независимости, мужественности, а с другой стороны – стремление к поддержке, опеке, что является нормальным стремлением человека, но у военнослужащих считается признаком слабости и вытесняется.
4. Концепция личностных особенностей. Согласно этой теории, определенные черты личности являются «факторами риска», которые формируют предрасположенность к заболеванию. Психосоматические заболевания у лётчиков связаны с перенапряжением адаптационных механизмов в результате несоответствия их личностных свойств требованиям профессии. Наличие психосоматической патологии можно рассматривать, в определённом смысле, как дефект профессионального отбора .
В 1981 году Национальный институт США по исследованию сердца, легких и крови официально признал поведение типа А фактором риска ишемической болезни сердца. Тип личности А включает в себя такие свойства, как: амбициозность, агрессивность, соревновательность, нетерпеливость. Такой человек постоянно испытывает дефицит времени для выполнения своих многочисленных планов, находится в цейтноте. Практически он никогда не позволяет себе расслабиться, постоянно напряжен. Принадлежность пилотов к поведенческому типу «А» увеличивает риск развития у них ИБС в 7 раз .
Противоположностью типа личности А является тип Б, у которого стенокардия и инфаркт миокарда встречаются гораздо реже. Тип Б характеризуется: выдержанностью, отсутствием тенденции к соперничеству, гибкостью, уравновешенностью.
Разсоловым Н.А. описаны психологические портреты пилотов с некоторыми психосоматическими заболеваниями .
Для психологического портрета пилота «гипертонического типа» характерны следующие черты: выраженные лидерские качества, властность, активность, целеустремлённость; упорство в достижении цели, ригидность установок; высокая спонтанность, экстравертированность; завышенный уровень притязаний и самооценки, недостаточная опора на накопленный опыт; защитный психологический механизм – отреагирование вовне; отсутствие гибкости в межличностном взаимодействии; др. . Одна из ведущих потребностей пилотов с артериальной гипертензией – стремление к власти .
Для психологического портрета пилота с нейроциркуляторной дистонией характерны следующие черты: лидерские качества, настойчивость и упорство, сменяющиеся периодами пассивности и неуверенности в себе; повышенное чувство справедливости, убеждённость в своей правоте; отсутствие стремления приукрасить себя, представить в более выгодном свете, низкая самооценка; недоверчиво-скептический стиль межличностного общения; низкая тревожность; защитный психологический механизм – отреагирование вовне; непринуждённость и непосредственность в реакциях; низкая коммуникабельность, недружелюбие; др. . По данным других авторов, пилоты с НЦД коммуникабельны, доброжелательны, способны на глубокие чувства, эстетически ориентированы, тревожны и нерешительны .
Для психологического портрета пилота с язвенной болезнью характерны следующие черты: невысокая активность; приверженность штампам, сверхответственность, стремление избегать неуспеха; стремление представить себя в возможно более выгодном свете, отрицание даже простительных слабостей; сенситивно-тревожные и ипохондрические черты, впечатлительность, интроверсия; защитный психологический механизм – вытеснение из сознания негативной информации и трансформация психологической тревоги в функциональные нарушения; тревожность, неуверенность в себе, самокритичность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих; др. .
Несмотря на различные патогенетические модели возникновения психосоматической патологии, все они характеризуются однотипными висцеральными сдвигами. Тем не менее, для каждого человека есть избирательность в реализации психо-эмоциональных проблем на соматическом уровне. Эта избирательность зависит от предрасположенности человека к заболеванию конкретного органа или системы и определяется наследственной отягощённостью, перенесенными или имеющимися заболеваниями и факторами риска (нерациональное питание, курение, алкоголизация, др.).
Пусковые факторы психосоматических заболеваний у лётного состава:
• нарушение ритма день-ночь, сон-бодрствование;
• несоблюдение (нарушение) режима предполётного отдыха;
• растущая утрата идеалов (семейных ценностей, нравственности);
• изоляция, утрата корней;
• конфликты, связанные с любовью, признанием, сексуальностью;
• снижение мотивации к лётной профессии;
• перенапряжение на службе и в быту;
• перенесенные травмы, инфекции, интоксикации, что может привести к ошибочным действиям лётчика в условиях нестандартных ситауций при пилотировании воздушного судна.
Профилактика и лечение психосоматических заболеваний
Первичная профилактика данной патологии среди лётного состава является задачей, прежде всего, психологов авиационных баз. Для выявления группы активного наблюдения можно использовать разработанную Разносоловым Н.А. и Рудовским А.А. методику прогнозирования риска развития психосоматических заболеваний у лиц опасных профессий, а также методику В.В.Бойко для выявления эмоционального выгорания .
Лечение психосоматических заболеваний должно быть комплексным и включать следующие компоненты:
• терапию соматического заболевания;
• психофармакотерапию;
• психотерапию.
Для лётного состава данные мероприятия должны проводиться только в условиях стационара.
Врачи, занимающиеся терапией соматического заболевания, должны учитывать возможность психоэмоционального компонента в данной патологии. Существуют опросники, позволяющие выявить наличие психосоматических нарушений (психовегетативный опросник, психосоматический опросник, Торонтская Алекситимическая шкала, др.) .
Для психофармакотерапии психосоматических заболеваний используются следующие группы препаратов: антидепрессанты, бензодиазепины, небензодиазепиновые транквилизаторы, нейролептики,
ноотропы, нормотимики, адаптогены, др.
Синдромы-мишени при психосоматических расстройствах :
• Астенический (биостимуляторы, адаптогены, психотоники, общеукрепляющие средства, нейропротекторы);
• Тревожный (транквилизаторы, антидепрессанты, b-блокаторы);
• Депрессивный (антидепрессанты, транквилизаторы);
• Ипохондрический (антидепрессанты, нейролептики).
Выбор лекарственного препарата определяется не только клиническими показаниями, но во многом зависит от особенностей профессиональной деятельности лётного состава, которая накладывает ограничения на использование препаратов.
Основные направления психотерапии психосоматических заболеваний:
• исследование роли острого или хронического эмоционального стресса в развитии соматического заболевания;
• исследование личностных особенностей и особенностей семейных взаимоотношений в развитии соматической патологии;
• оценка влияния эмоциональных состояний на течение заболевания;
• коррекция внутренней картины болезни;
• коррекция личностных особенностей пациента, направленная на успешность преодоления болезни (научить пациента осознавать свои эмоции, и адекватно их отреагировать, т.д).
Проблема психосоматических заболеваний комплексная, сложная, но вполне поддающаяся корректировке. Важным является то, что предлагая лётчику решить данную проблему комплексно, с привлечением психологов или психотерапевтов, мы не только позволяем ему улучшить своё соматическое здоровье, но и даём ему возможность решить личностные проблемы, что сделает его жизнь, в целом, более качественной и комфортной, продлит его лётное долголетие.
Литература
1. Байкова, И. А. Психосоматика: учеб.-метод. пособие / И. А. Байкова, Е. И. Терещук. Минск: БелМАПО, 2009. 39 с.
2. Классификация болезней в психиатрии и наркологии: пособие для врачей / под ред. М. М. Милевского. М.: Триада-Х, 2009. 184 с.
3. Крапивницкая, Т. А. Совершенствование врачебно-лётной экспертизы при сердечно-сосудистой патологии: метод. рекомендации для врачебно-лётных экспертных комиссий гражданской авиации / Т. А. Крапивницкая. М.: Российская медицинская академия последипломного образования МЗ РФ, 2004. С. 38.
4. Разсолов, Н. А. Способ прогнозирования риска развития психосоматических заболеваний у лиц опасных профессий: метод. рекомендации / Н. А. Разсолов, А. А. Рудовский. М., 2009. 25 с.
5. Сандомирский, М. Психосоматика и телесная психотерапия: практ. рук. / М. Сандомирский. М.: Независимая фирма «Класс», 2007. 592 с.
6. Сечко, А. В. Профессиональное «выгорание» лётного состава или почему уходят из авиации / А. В. Сечко // Вестник МНАПЧАК. 2006. № 4 (23). С. 29–37.
7. Сиваш, О. Н. Личностно-ориентированная экспертиза профессиональной пригодности лётчиков: автореф. дис. … канд. психологич. наук: 19.00.03. / О. Н. Сиваш, Институт психологии психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2009. 21 с.

Источник: https://everarlydids.tumblr.com/post/82002637560/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D0%B8-%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2