На территории российской федерации

Содержание

История

Основная статья: История России

Установление республики в России

Основные статьи: Февральская революция, Российская республика

В результате Февральской революции в России к власти одновременно пришли Временное правительство и Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Были созданы Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и Советы на местах (Советы рабочих и солдатских депутатов, Советы крестьянских депутатов), а 27 февраля (12 марта) 1917 был образован Временный исполнительный комитет Государственной думы. 1 (14) марта 1917 исполком Петроградского совета заключил с Временным комитетом Государственной думы соглашение об образовании Временного правительства.

2 (15) марта Николай II отрёкся от престола за себя и своего сына в пользу Михаила Александровича, но Михаил на следующий день передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления. Формально при откладывании вопроса о форме правления до Учредительного собрания возвращение монархии не исключалось.

В стране установилось двоевластие. Однако, 8 (21) июля А. Ф. Керенский (товарищ (заместитель) председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, а также министр юстиции, военный и морской министр) сменил Георгия Львова на посту министра-председателя, а 9 (22) июля ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и Исполком Всероссийского Совета крестьянских депутатов объявили о признании неограниченных полномочий Временного правительства. Власть в стране полностью перешла к Временному правительству.

По решению правительства 1 (14) сентября 1917 Россия официально объявлялась республикой. 24 октября (6 ноября) того же года Предпарламент (Временный совет Российской республики, до 2 (15) октября 1917 Всероссийский демократический совет) отказал в доверии Председателю Временного правительства Александру Керенскому, когда тот потребовал полной поддержки действий правительства, оценивая положение в Петрограде 24 октября как «состояние восстания».

Возникновение РСФСР

Основные статьи: Октябрьская революция, Советская Россия (государство)

В ходе Октябрьской революции 25 октября (7 ноября) 1917 года на территории Российской республики Постановлением II-го Всероссийского Съезда Советов была провозглашена Российская Советская Республика.

В январе 1918 года прошёл III съезд Советов, на котором была одобрена, а 18 (31) января 1918 перед роспуском Учредительного собрания окончательно утверждена, написанная В.И. Лениным и принятая ВЦИК «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая:

1. Россия объявляется Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах принадлежит этим Советам.
2. Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Таким образом унитарное государство было преобразовано в федерацию. Государство — Советская Россия, называемая ранее на разный манер: Россия, Российская республика, Российская Федеративная республика, Советская Республика России, Советская Рабоче-Крестьянская Республика, Рабоче-Крестьянская Республика Советов — всё чаще стала именоваться Российской Федеративной Советской Республикой и Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой.

В целом, в период до февраля—марта 1918 года советская власть была установлена на большей части территории страны — т. н. «Триумфальное шествие Советской власти». Столицей страны с 12 марта 1918 года стала Москва (прежде — Петроград), она же являлась в последующем и столицей Советского Союза.

В ночь с 16 по 17 июля под Екатеринбургом, были расстреляны бывший российский император Николай II и его семья.

19 июля 1918 года вступила в силу Конституция РСФСР, которая закрепила официальное название нового социалистического государства — Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика.

Гражданская война в РСФСР

Основные статьи: Гражданская война в России, Интервенция союзников в Россию

Несмотря на успехи советской власти в установлении нового государства, в то же время по всей стране зарождались центры объединения антисоветских сил.

РСФСР в Союзе ССР

Основная статья: История СССР

30 декабря 1922 I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в единое государство — СССР. Позднее договор был включён в Конституцию СССР 1924 года, принятую 31 января 1924 года II-ым съездом Советов СССР.

В статье третьей Конституции РСФСР 1925 года указывалось:

Согласно воле народов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принявших решение на Х Всероссийском Съезде Советов об образовании Союза Советских Социалистических Республик, Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика, входя в состав Союза Советских Социалистических Республик, передаёт Союзу полномочия, отнесённые, в соответствии со ст.1 Конституции Союза Советских Социалистических Республик, к ведению органов Союза Советских Социалистических Республик.

РСФСР в 1930-е

В результате голода в СССР начала 1930-х годов пострадали многие регионы РСФСР (Поволжье, Центрально-Черноземная область, Северный Кавказ, Урал, Крым, часть Западной Сибири, Казакская АССР (см. Голод в Казахстане в 1932—1933 гг.).

5 декабря 1936 года значительно уменьшилась территория РСФСР, так как с принятием новой конституции СССР Казакская АССР и Киргизская АССР были преобразованы в Казахскую и Киргизскую союзные Советские Социалистические Республики, а Каракалпакская АССР была передана в Узбекскую ССР.

Конституция РСФСР 1937 года изменила порядок слов в названии государства на «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика».

РСФСР в 1940-е

В 1940 году после советско-финской войны, завершившейся подписанием 12 марта 1940 года Московского мирного договора, была изменена советско-финская граница, установленная Тартуским мирным договором между РСФСР и Финляндией 1920 года.

31 марта 1940 года на VI сессии Верховного Совета СССР был принят закон о передаче Карельской Автономной Советской Социалистической Республике перешедших от Финляндии территорий (Карельского перешейка и Северного Приладожья), а также о выводе КАССР из состава РСФСР и преобразовании её в Карело-Финскую ССР.

Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов западные республики Союза ССР и больша́я часть западной территории РСФСР были оккупированы войсками Германии и её союзников (при этом, в оккупированных областях развернулось массовое партизанское движение). На территории страны произошли крупнейшие сражения войны (Московская, Сталинградская, Курская и другие битвы). Российская Федерация стала основной базой военного производства (Урал, Западная Сибирь, Поволжье).

В 1944 году в состав РСФСР вошла Тувинская АО (до этого — независимая Тувинская Народная Республика). В том же году к ней были присоединены также приозёрский район (Карельский перешеек с Выборгом) и район Пыталово, а в январе 1945 года — Печорский район.

После окончания Великой Отечественной войны отошли к Советскому Союзу и были включены в состав РСФСР:

  • На основании перемирия в войне с Финляндией 1944 года и мирному договору 1947 года — Печенгская область (Петсамо),
  • По решениям Крымской конференции 1945 года — Южный Сахалин и Курильские острова,
  • По решениям Потсдамской конференции 1945 года — Северная часть Восточной Пруссии с Кёнигсбергом (с 1946 года Калининградская область).

Во второй половине 1940-х годов РСФСР пришлось восстанавливать разрушенные войной города и поселения, инфраструктуру, промышленность и сельское хозяйство (она также оказала большую помощь в возрождении и развитии экономики Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик). Общая сумма прямого ущерба, нанесённого народному хозяйству и гражданам РСФСР, составила (в ценах тех лет) 249 млрд. руб. (по всему СССР — 679 млрд. руб.).

РСФСР в 1950-е

В 1950-е границы РСФСР претерпевают последние значительные измененения:

  • В 1954 году «в честь 300-летия воссоединения Украины и России» Украинской ССР из состава РСФСР передана Крымская область.
  • В 1956 году Карело-Финская ССР преобразована обратно в АССР в составе РСФСР.
  • Часть граничащих территорий РСФСР передана Казахстану.

РСФСР в 1990-е

Подробнее см. также: Распад СССР

29 мая 1990 года с третьей попытки и с перевесом в три голоса Б. Н. Ельцин избран председателем верховного совета РСФСР.

12 июня 1990 Съезд народных депутатов республики принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что положило начало «войне суверенитетов» (конфликту российского и союзного законодательства).

17 марта 1991 был проведен всероссийский референдум, по итогам которого был введен пост президента РСФСР.

12 июня 1991 Б. Н. Ельцин был избран президентом РСФСР на всенародном голосовании.

19-21 августа 1991 года в Москве, столице СССР и РСФСР, происходит так называемый августовский путч. Президент РСФСР Ельцин выступает в защиту президента СССР Горбачёва, которого пытаются отстранить от власти.

23 августа, после провала ГКЧП, Ельцин в присутствии Горбачёва подписывает указ о приостановлении действия КПРСФСР на территории России.

28 октября 1991 года на пост Председателя Верховного Совета РСФСР избран Р. И. Хасбулатов.

6 ноября 1991 года указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина КПСС и КПРСФСР были запрещены на территории РСФСР.

8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) президентом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, а также главами БССР и УССР было подписано «Соглашение о создании Содружества Независимых Государств» (известное в СМИ как Беловежское соглашение). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

12 декабря соглашение было ратифицировано Верховным Советом РСФСР (Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» — 188 голосов, «против» — 6 голосов, «воздержались» — 7).

В тот же день Верховный Совет РСФСР денонсировал Договор об образовании СССР 1922 года и отозвал российских депутатов из Верховного Совета СССР. Законность этого акта является предметом формальных дискуссий, так как по Конституции (Основному Закону) РСФСР 1978 года он не имел право это делать.

24 декабря Президент РСФСР проинформировал Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о том, что РСФСР продолжает членство СССР во всех органах ООН (в том числе членство в Совете Безопасности ООН). Таким образом, Россия считается первоначальным членом ООН (с 24 октября 1945 года) наряду с Украиной (УССР) и Белоруссией (БССР).

25 декабря 1991 специальным законом РСФСР была переименована в Российскую Федерацию. По нему в течение 1992 года было разрешено использовать название РСФСР в официальном делопроизводстве (бланки, печати и штампы). Последующие законы стали именоваться законами Российской Федерации (порядок нумерации сохранялся). 21 апреля 1992 года были внесены соответствующие поправки в конституцию.

Название «Российская Федерация» как сокращение от РСФСР употреблялось и в советское время (как, например, Закавказская Федерация для ЗСФСР).

26 декабря 1991 года СССР официально прекратил своё существование, Российская Федерация стала государством-продолжателем Советского Союза.

Российская Федерация (РСФСР) после распада СССР

Основная статья: История Российской Федерации

31 марта 1992 года республики Российской Федерации, за исключением Татарстана и Чечни («Ичкерия»), а также Ингушетии, подписали «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации». Это было необходимо для урегулирования конфликта между общероссийским законодательством и декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации. Специальным протоколом к договору оговаривалось, что республики должны были быть представлены в одной из палат высшего законодательного органа России не менее чем 50 процентами мест.

В тот же день были подписаны «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» и «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации».

Все три договора вместе именовались как Федеративный договор. Он бы утверждён Постановлением Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 года «О Федеративном договоре». Законом РФ от 21 апреля 1992 года № 2708-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» положения Федеративного договора был включены в конституцию. Данные положения ввели основные принципы федерализма в России.

В 1993 году из-за конституционного кризиса, произошёл разгон Верховного Совета РФ. После чего по инициативе президента Б.Н. Ельцина была принята новая конституция.

C 26 июля по 7 августа 1993 года была проведена конфискационная денежная реформа в ходе которой из денежного обращения России были изъяты казначейские билеты Госбанка СССР. Реформа также решала задачу по разделению денежных систем России и других стран СНГ, использовавших рубль в качестве платежного средства во внутреннем денежном обороте.

12 декабря 1993 года принята ныне действующая Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности: вводился принцип разделения властей, все российские регионы получали статус субъектов федерации.

2 апреля 1997 Россия и Белоруссия вступили в Союз (c 8 декабря 1999 — Союзное Государство России и Белоруссии), поэтапно преобразующийся из конфедеративного союза в мягкую федерацию. Однако некоторые пункты соглашений, например, переход на единую валюту, так и остались только на бумаге.

Высшие должности РСФСР

До 1990 года де-юре высшим должностным лицом в РСФСР являлся Председатель Президиума Верховного Совета (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета) РСФСР, осуществлявший только номинальные функции. При этом в отличие от других союзных республик в РСФСР до 1990 года отсутствовала собственная коммунистическая партия и не было собственных первых секретарей (которые в других республиках обладали относительно самостоятельной властью).

Верховный Совет (Всероссийский центральный исполнительный комитет) РСФСР

Основные статьи: Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, Верховный Совет РСФСР

Высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти РСФСР. Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами.

Председатели ВЦИК РСФСР

  • Каменев, Лев Борисович (27 октября (9 ноября) 1917 — 8 (21) ноября 1917)
  • Свердлов, Яков Михайлович (8 (21) ноября 1917 — 16 марта 1919)
  • Владимирский, Михаил Фёдорович (16 марта 1919 — 30 марта 1919) (Исполняющий обязанности Председателя ВЦИК)
  • Калинин, Михаил Иванович (30 марта 1919 — 15 июля 1938)

Председатель Верховного Совета РСФСР

  • Жданов, Андрей Александрович (15 июля 1938 — 19 июля 1938)

Председатели Президиума Верховного Совета РСФСР

  • Бадаев, Алексей Егорович (19 июля 1938 — 4 марта 1944)
  • Власов, Иван Алексеевич (9 апреля 1943 — 4 марта 1944) (Исполняющий обязанности Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР)
  • Шверник, Николай Михайлович (4 марта 1944 — 25 июня 1946)
  • Власов, Иван Алексеевич (25 июня 1946 — 7 июля 1950)
  • Тарасов, Михаил Петрович (7 июля 1950 — 16 апреля 1959)
  • Игнатов, Николай Григорьевич (16 апреля 1959 — 26 ноября 1959)
  • Органов, Николай Николаевич (26 ноября 1959 — 20 декабря 1962)
  • Игнатов, Николай Григорьевич (20 декабря 1962 — 14 ноября 1966)
  • 14 ноября 1966 — 23 декабря 1966 должность вакантна (Обязанности исполняют заместители председателя: Ахазов, Тимофей Аркадьевич и Сысоев, Пётр Петрович)
  • Яснов, Михаил Алексеевич (23 декабря 1966 — 26 марта 1985)
  • Орлов, Владимир Павлович (26 марта 1985 — 3 октября 1988)
  • Воротников, Виталий Иванович (3 октября 1988 — 29 мая 1990)

Председатели Верховного Совета РСФСР — Российской Федерации

  • Ельцин, Борис Николаевич (29 мая 1990 — 10 июля 1991),
  • Хасбулатов, Руслан Имранович (29 октября 1991 — 4 октября 1993)

Президент РСФСР

Основная статья: Президент Российской Федерации

  • Борис Ельцин (10 июля 1991 — 31 декабря 1999), с 25 декабря 1991 года пост именуется «Президент Российской Федерации».

Вице-президент РСФСР

  • Александр Руцкой (10 июля 1991 — 4 октября 1993), с 25 декабря 1991 года и до его упразднения в 1993 году пост именовался «Вице-президент Российской Федерации»

Правительство РСФСР

Основные статьи: История правительства России, Премьер-министры России

Возникло как Совет Народных Комиссаров Российской Советской Республики

  • В 1918 году стало называться Советом Народных Комиссаров РСФСР
  • В 1946 году преобразован в Совет Министров РСФСР
  • В 1991 году для для осуществления радикальной экономической реформы Совет Министров был реорганизован в Правительство РСФСР, которое возглавил президент Б. Н. Ельцин.
  • В 1992 году Правительство РСФСР в соответствии с новым законом стало называться Совет Министров — Правительство Российской Федерации.
  • В декабре 1993 года в связи с принятием новой конституции преобразовано в Правительство Российской Федерации.

Председатели Совета Народных Комиссаров РСФСР

  • Ленин, Владимир Ильич (27 октября (9 ноября) 1917 — 21 января 1924)
  • Рыков, Алексей Иванович (2 февраля 1924 — 18 мая 1929)
  • Сырцов, Сергей Иванович (18 мая 1929 — 3 ноября 1930)
  • Сулимов, Даниил Егорович (3 ноября 1930 — 22 июля 1937)
  • Булганин, Николай Александрович (22 июля 1937 — 17 сентября 1938)
  • Вахрушев, Василий Васильевич (29 июля 1939 — 2 июня 1940)
  • Хохлов, Иван Сергеевич (2 июня 1940 — 23 июня 1943)
  • Косыгин, Алексей Николаевич (23 июня 1943 — 23 марта 1946)

Председатели Совета Министров (Правительства) РСФСР — РФ

  • Косыгин, Алексей Николаевич (23 марта 1946 — 23 марта 1946)
  • Родионов, Михаил Иванович (23 марта 1946 — 9 марта 1949)
  • Черноусов, Борис Николаевич (9 марта 1949 — 20 октября 1952)
  • Пузанов, Александр Михайлович (20 октября 1952 — 24 января 1956)
  • Яснов, Михаил Алексеевич (24 января 1956 — 19 декабря 1957)
  • Козлов, Фрол Романович (19 декабря 1957 — 31 марта 1958)
  • Полянский, Дмитрий Степанович (31 марта 1958 — 23 ноября 1962)
  • Воронов, Геннадий Иванович (23 ноября 1962 — 23 июля 1971)
  • Соломенцев, Михаил Сергеевич (28 июля 1971 — 24 июня 1983)
  • Воротников, Виталий Иванович (24 июня 1983 — 3 октября 1988)
  • Власов, Александр Владимирович (3 октября 1988 — 15 июня 1990)
  • Силаев, Иван Степанович (15 июня 1990 — 26 сентября 1991)
  • Лобов, Олег Иванович (26 сентября 1991 — 6 ноября 1991) (Исполняющий обязанности Председателя Совета Министров Российской Федерации)
  • Ельцин, Борис Николаевич (6 ноября 1991 — 15 июня 1992)
  • Гайдар, Егор Тимурович (15 июня 1992 — 14 декабря 1992) (Исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации)
  • Черномырдин, Виктор Степанович (14 декабря 1992 — 25 декабря 1993) (продолжил также полномочия после конституционной реформы 1993 года)

О правительстве Российской Федерации с 25 декабря 1993 года смотри Правительство России

Становление нового государства

Чтобы понять, в чем отличия между двумя типами республик, нужно вспомнить важные исторические моменты и события, произошедшие в хронологической последовательности.

Переворот, случившийся зимой-весной 1917 года, вынудил Николая Второго отречься от престола, что стало причиной формирования Временного правительства.

Монархия рухнула, и Российская Империя перестала существовать как государство.

Тогдашнюю Россию провозгласили республикой, но в этом статусе она просуществовала недолго.

Период становления советской власти на территории бывшей Российской Империи как только не называли: и красным террором, и противостоянием между «красными» и «белыми», и установлением диктатуры пролетариата.

После Октябрьской революции началась Гражданская война, и по сути это стало началом советизации территории. 19 июня 1918 года – дата введения Конституции РСФСР. И в каком году образовалось новое государство, понятно и без лишних объяснений.

Обратите внимание! Свод законов закрепил официальный статус страны, что очень озадачило Запад, который до последнего надеялся на полное истребление большевиков.

Внутренние границы

Гражданская война продолжалась до 1921 года, потому что не все субъекты и отдельные территории РСФСР готовы были мириться с властью Советов.

Даже после 1921 года в отдельных районах периодически вспыхивали восстания и велись ожесточенные бои между «советчиками» и гражданами, недовольными новой властью.

Молодому государству удалось сохранить территориальную целостность (если не считать последствия позорного Брестского мира), но вопрос об изменении внутренних границ поднимался еще в период правления династии Романовых.

Образование РСФСР стало причиной серьезного перераспределения внутренних границ: появились новые автономии (несоветские) и республики, а отдельные субъекты пожелали отделиться с целью обретения полной независимости.

Новое правительство решило создать автономии со своими органами власти и конституцией. И преимущественно это были регионы, где проживало мусульманское население. Укрепление и упорядочивание власти большевиков проходило одновременно с формированием автономных республик.

Этот процесс начался в 1918 году, но не прошло и четырёх лет, как он был завершен по объективным причинам.

Это интересно! Когда была Крымская война 1853-1856 гг: кратко о причинах и итогах

Какие появились автономии

В состав РСФСР были включены:

  1. Башкирская АССР. Образовалась в 1919 году.
  2. Горская АССР. Была создана в 1921 году, но спустя 3 года данный субъект прекратил своё существование по причине упразднения.
  3. Дагестанская АССР (1921 год).
  4. Киргизская АССР (1920 год). Изначально, ее столицей был Оренбург.
  5. Крымская АССР. Появилась на карте в 1921 году, но в 1945 данный регион стал областью, а через 9 лет и вовсе был передан УССР.
  6. Татарская АССР. Год образования – 1920, регион – вся Казанская губерния.
  7. Туркестанская АССР. Среднеазиатская автономия, появившаяся в 1918 году и просуществовавшая 6 лет.
  8. Якутская АССР (1922 г.).

На карте РСФСР к тому моменту было представлено и 12 автономных областей, не являвшихся суверенными. Хотя некоторые из них постепенно приобрели статус полноценной автономии или их объединение привело к образованию союзной республики.

Примечательно, что в то время существовали и так называемые национальные трудовые коммуны, которые позже были преобразованы в области или автономные республики. А территориально-административными единицами в период ранней РСФСР были губернии.

Это интересно! Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении

Образование СССР

Официальной датой образования Советского Союза принято считать 22 декабря 1922 года, хотя процесс формирования данного государства начался задолго до этого. Инициатором объединения некоторых славянских и мусульманских стран стала РСФСР, карта которой, в понимании капиталистического Запада, приросла новыми территориями.

Но на самом деле было образовано новое государство, и первыми в его состав вошли, помимо Российской Советской Республики: Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация.

Постепенно к ним присоединились и такие государства, как Туркестан, Узбекская и Таджикская республики.

В 30-х годах прошлого столетия Страна Советов расширила свои границы за счет присоединения Армении, Грузии, Киргизии, Казахстана, Азербайджана, Молдавии, Литвы, Латвии и Эстонии, которые вошли в состав СССР на стыке 30-х и 40-х годов.

И мало кто знает, что была еще одна республика – Карело-Финская, которая позже была преобразована в автономию. Из этого видно, в чем разница между двумя типами республик.

Важно! Советский Союз состоял из 15 республик, а РСФСР была лишь одной из них, но имеющей особый статус. Потому что данный субъект имел солидную территорию и по сути являлся тем самым локомотивом, который тянул за собой все вагоны.

Реформы

Административно-территориальное деление – это процесс, который проходил непрерывно, и так было до конца 40-х годов, пока состав федеративной республики окончательно не сформировался и не просуществовал в подобном виде вплоть до развала Советского Союза.

В 1929 году были упразднены губернии, и вместо них в обиход были введены новые термины «области» и «края». Волости и уезды стали районами.

В начале 30-х годов, когда в состав РСФСР входило семь краев и шесть областей, автономии и национальные округа явно не способствовали удобству территориального деления.

Управлять укрупненными субъектами было неудобно, поэтому Правительство разработало реформы, преследующие единственную цель: сделать территории менее обширными по площади путем разукрупнения.

Это интересно! Династия Рюриковичей: генеалогическое древо рода с годами правления

Внутренние границы на карте РСФСР менялись на протяжении 24 лет, причем «колесо реформ» проехалось и по всем прочим союзным республикам. Посмотрев на карту конца 50-х, можно обнаружить, что территория Российской Советской Федеративной Социалистической Республики практически идентична границам РФ – внешним и внутренним, и по субъектному составу.

Лишь в перестроечный период изменился статус автономий и названия отдельных населенных пунктов, а территориальный состав РСФСР последний раз был изменен в июле 1991 года. Потому что в скором времени РСФСР и СССР перестали существовать.

Распад Советского Союза

Что такое РСФСР и какую функцию она выполняла, будучи составным элементом СССР?

Она была основой Советского Союза, но после его развала перешла в разряд независимых государств, сумев сохранить свою территориальную целостность.

1991 год стал переломным, поскольку в большой многонациональной стране произошли кардинальные изменения.

Например, появились посты президентов этих республик, и разница между ними была существенная.

Несмотря на все усилия, Советский Союз так и не стал президентской республикой, и в конце неприятного для населения и трагического для страны 1991 года прекратил свое существование, как самостоятельный хозяйствующий субъект.

Территориальное образование – РСФСР перестало существовать, потому что оно было переименовано в Российскую Федерацию. Все советские республики-сестры получили независимость и стали суверенными.

8 декабря в Беловежской Пуще президенты России, Украины и Белоруссии подписали особый документ – Беловежское соглашение.

В данном документе официально был засвидетельствован тот факт, что страна Советов прекратила существование, и ее преемницей в вопросах геополитики и международного права стала РФ. Эту дату также принято считать началом зарождения Содружества независимых государств.

Это интересно! Основные реформы Петра 1 с датами: кратко

На что были направлены усилия Правительства РФ сразу после распада СССР:

  1. На принятие Конституции – свода правил, на которых и должна быть построена государственность.
  2. На сохранение территориальной целостности. Состав РСФСР и РФ — идентичны, за исключением того, что у некоторых субъектов изменилось название.
  3. На отделение денежной системы РФ от денежных систем других стран Содружества (была проведена реформа, очень болезненно воспринятая населением и приведшая к обесцениванию рубля).
  4. На урегулирование законодательного конфликта между РФ и ее субъектами.

Комментарий к Статье 67 Конституции РФ

1. В комментируемой статье содержится определение территории РФ, говорится о суверенных правах в отношении некоторых других территориальных объектов и о границах между субъектами РФ.

Государственная территория РФ — это пространственный предел, на который распространяется суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4 устанавливает, что он распространяется на всю территорию РФ). Территория РФ включает неподвижную и подвижную территорию. С позиций государственно-территориального устройства первая — это совокупность территорий ее субъектов (несубъектов Федерации, которыми являются в зарубежных федерациях федеральные округа, территории и др., в России нет). С точки зрения географического подхода неподвижная территория РФ в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину.

Подвижная государственная территория РФ — это корабли, самолеты, космические станции под Государственным флагом РФ, на которых действуют законы РФ. Морские кабели РФ в открытом море и трубопроводы РФ также могут быть государственной территорией. Режим государственной территории РФ регулируется только федеральными законами и иными федеральными правовыми актами, но не правовыми актами субъектов РФ. В отношении некоторых частей государственной территории РФ (территориального моря, морских портов, открытых для захода иностранных кораблей, определенных частей аэропортов) действуют международные конвенции (соглашения), но только те, участницей которых является Российская Федерация.

Пространственный предел государственной территории и государственного суверенитета в России (суверенитет проявляется также в международных отношениях) определен Государственной границей РФ. Согласно Закону о Государственной границе Государственная граница РФ — это линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории РФ. Государственная граница РФ охраняется пограничными войсками, существует особый порядок пропуска через Государственную границу. Пересечение Государственной границы РФ без разрешения является правонарушением, которое может повлечь применение к нарушителю (человеку, кораблю, самолету) вооруженной силы. Однако самовольное пересечение границы не рассматривается как нарушение в случаях аварии, штормов, доставки людей для их спасения и т.д.

Границы между субъектами РФ не являются государственными границами. Это административно-территориальные границы (об этом см. ниже).

Рассматривая вопросы, связанные с границами, Конституционный Суд пришел к выводу, что: 1) федеральное законодательство о восстановлении прав репрессированных народов не означает автоматического восстановления прежних границ, ибо существует указанный в Конституции порядок изменения границ по соглашениям между граничащими субъектами РФ (решение от 16.09.1993 N 73-Р); 2) возможно введение оплаты за пограничное оформление на государственной границе, но такая оплата представляет собой разновидность налогов и потому должна регулироваться не постановлением Правительства РФ, а федеральным законом (Постановление от 11.11.1997 N 16-П*(748)).

Режим внутренних вод (рек, озер и др.) регулируется законодательством РФ. В отношении внутренних морских вод действует Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007). Согласно ему к внутренним морским водам относятся воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (о нем речь пойдет далее). Внутренние морские воды — это воды портов России (они включают пространство до линии, проходящей от наиболее удаленных от берега портовых сооружений), морских заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, и некоторые другие воды этого рода, исторически принадлежащие России. Их перечень устанавливается Правительством РФ и публикуется в «Известиях мореплавателям». Перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов, публикуется в этом же издании.

В ч. 1 ст. 67 говорится также о территориальном море и воздушном пространстве. Режим территориального моря РФ регулируется упомянутым выше Законом, а также международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация (Конвенцией ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г.). Территориальное море РФ — это примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам морской пояс, шириной 12 морских миль (приблизительно 25 км), отмеряемых от линии наибольшего отлива от берега*(749). При условии соблюдения Конвенции по морскому праву и законов РФ гражданские и военные суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода в море, пользуются правом мирного прохода через территориальное море с целью пересечь территориальное море, не заходя во внутренние воды или порты, или с целью зайти во внутренние морские воды. Проходя через территориальное море, заходя в порты, иностранные суда, военные корабли должны соблюдать законодательство РФ. Морские коридоры и схемы движения в территориальном море утверждаются Правительством РФ и публикуются в «Известиях мореплавателям». В целях обеспечения безопасности Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган государственной безопасности РФ могут временно приостановить право мирного прохода в определенных районах территориального моря с предварительным объявлением об этом в «Известиях мореплавателям». Возможен вынужденный заход иностранного судна (в том числе военного) в территориальное море, внутренние воды и порты при чрезвычайных обстоятельствах, что не считается правонарушением. За проход по территориальным водам РФ или вынужденный заход иностранные корабли не облагаются никакими сборами, плата взимается только за оказанные услуги. Иностранные физические и юридические лица, международные организации могут проводить исследования, разведку и разработку (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод и территориального моря, но в соответствии с законодательством РФ.

Воздушным столбом РФ считается воздушное пространство в пределах Государственной границы РФ до высоты геостационарной орбиты спутников Земли (приблизительно 100-120 км). Воздушный кодекс устанавливает, что под воздушным столбом РФ понимается воздушное пространство над территорией РФ, в том числе над внутренними водами и территориальным морем (ч. 2 ст. 1). Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства РФ. Однако если международные договоры РФ устанавливают иные правила, чем Воздушный кодекс, действуют правила международных договоров. Полеты иностранных гражданских самолетов в связи с международными рейсами осуществляются по маршрутам воздушных коридоров, установленных для этого Правительством РФ.

2. В отличие от государственного суверенитета РФ, который распространяется на государственную территорию РФ, в отношении континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на этих территориях. Их режим определяется федеральными правовыми актами — Федеральными законами от 30.11.1995 N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (в ред. от 18.07.2008) и от 17.12.1998 N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2008), а также международными конвенциями, участницей которых является Российская Федерация (Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.). Субъекты РФ не вправе своими законами регулировать вопросы, относящиеся к морскому шельфу и исключительной экономической зоне, даже если эти территории являются прилежащими к субъекту РФ.

Континентальный шельф РФ — это общее понятие для всех морских территорий за Государственной границей. Шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Это 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Континентальный шельф заканчивается обычно крутым спуском в подводные глубины.

Российская Федерация на континентальном шельфе осуществляет суверенные права по разведке и разработке минеральных ресурсов (недр) и водных биоресурсов. Эти права являются исключительными: если Российская Федерация не разведывает и не разрабатывает ресурсы, никто не может делать это без ее согласия. Суверенные права означают также исключительное право сооружать и регулировать использование искусственных островов, установок, сооружений, юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных, иммиграционных правил и безопасности. Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в отношении исследований на континентальном шельфе, защиты морской среды, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и т.д. Осуществляя юрисдикцию, Российское государство не препятствует судоходству, реализации иных прав и свобод других государств, являющихся общепризнанными принципами и нормами международного права.

Исключительная экономическая зона РФ — морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, имеющий особый правовой режим, установленный законами РФ, международными договорами РФ и нормами международного права. Понятие исключительной экономической зоны применяется также ко всем островам РФ, за исключением скал, не пригодных для жизни или хозяйственной деятельности. Беспредельно расширять границы исключительной экономической морской зоны нельзя. Ее внутренней границей является внешняя граница территориального моря, внешняя граница зоны находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Но международными договорами РФ можно установить и иную ширину исключительной экономической зоны.

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна, осуществляет исключительное право разрешать буровые работы, сооружать и разрешать сооружения искусственных островов или каких-либо установок, осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил, морских научных исследований, защиты морской среды от загрязнений, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

3. «Территориальные границы республик, как и всех других субъектов РФ, являются не государственными, а административными» (Определение КС РФ от 06.12.2001 N 250-О). Однако если субъект РФ граничит с иностранным государством (государствами), эта часть его административно-территориальной границы становится частью Государственной границы РФ и подчинена правилам государственного пограничного режима. Конституция (ч. 1 ст. 8) гарантирует единство экономического пространства РФ, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Это означает, что запрещается устанавливать какие-либо таможенные или иные барьеры между субъектами РФ, препятствовать свободному обмену товарами, финансами, рабочей силой. Какие-либо ограничения такой свободы могут быть установлены лишь федеральными органами в соответствии с федеральными законами в случае чрезвычайных событий, например эпизоотий, массовых заболеваний скота, птиц и др.

Административно-территориальные границы между субъектами РФ не могут быть произвольно изменены Федерацией, такие изменения требуют согласия субъектов РФ. Но и субъекты РФ не вправе единолично изменять границы между ними. Такие изменения, как предусматривает п. «а» ч. 1 ст. 102, требуют утверждения со стороны Совета Федерации. Таким образом, любые изменения территории субъектов РФ возможны лишь с общего согласия Федерации и данного субъекта РФ. В этом находит свое выражение принцип территориальной целостности субъектов РФ.

Необходимость изменения границ между субъектами РФ обычно возникает при передаче населенного пункта из одного соседнего субъекта РФ в другой для удобства населения (близость к административным центрам, учреждениям социального обслуживания, школам, больницам, удобство путей сообщения и др.). В случае такой необходимости заинтересованные субъекты РФ приходят к согласию между собой. Дальнейшая процедура урегулирована ст. 147 Регламента Совета Федерации. Поступившие от субъектов РФ документы о согласии изменить административные границы сначала рассматриваются Комитетом Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, который принимает заключение и представляет его на заседание Совета Федерации. На это заседание приглашаются полномочные представители законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти тех субъектов РФ, границы между которыми предполагается изменить, представители Правительства РФ, других органов государственной власти. Сначала рассматриваются доклады представителей субъектов РФ, подготовленные ими географические карты с обозначением предлагаемых изменений, затем оглашается заключение Комитета Совета Федерации. Решение об утверждении изменения границ принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Если такого большинства не получено, соглашение субъектов РФ об изменении границ отклоняется.

Совет Федерации неоднократно утверждал соглашения субъектов РФ об изменении границ, связанные с передачей населенных пунктов (между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской и др.), а иногда и целых районов (например, Сокольнического района из состава Ивановской в Нижегородскую область). Отрицательных решений не было. Соглашение об изменении границ утверждается также законодательными органами соответствующих субъектов РФ.

Крупные изменения административно-территориальных границ в России связаны с процессом объединения автономных округов с краями и областями, в состав которых они входили. Оно происходит в соответствии с Законом о порядке принятия в РФ.

В результате создается новый субъект РФ (край, область, иногда сохраняющие прежнее название, например Красноярский край, а иногда получающий новое, например Забайкальский край). Для каждого случая объединения и образования нового субъекта РФ принимается специальный («именной») федеральный конституционный закон. Границы нового субъекта РФ вовне остаются прежними (это границы прежнего края области), но границы прежнего автономного округа упраздняются, поскольку он сам перестает существовать.

Процесс объединения субъектов РФ осуществляется на основе добровольности. Процедура «укрупнения» субъектов РФ объективно занимает достаточно длительный промежуток времени, поэтому в каждом соответствующем конституционном законе предусматривается переходный период продолжительностью два-четыре года, предназначенный для формирования новых органов публичной власти, урегулирования вопросов правопреемства и т.д. Процесс объединения включает: инициирование образования нового субъекта РФ органами власти заинтересованных субъектов РФ, выражение согласия (поддержки) со стороны Президента РФ, проведение референдумов в каждом из объединяющихся субъектов РФ, принятие по инициативе Президента «именного» федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ, издание указа Президента, утверждающего положение о выборах законодательного органа нового субъекта РФ и проведение таких выборов, включение нового названия субъекта РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции с одновременным исключением названий тех субъектов РФ (автономных округов), которые перестали существовать. На 1 марта 2008 г. процесс объединения прошли шесть автономных округов, в результате чего их границы ликвидированы, а в Российской Федерации осталось 83 субъекта (см. комментарий к ст. 65).

Конституционный Суд, рассматривая вопросы об изменении границ между субъектами РФ, указал, что такие изменения должны проводиться с учетом п. «б» ст. 71, устанавливающего, что федеративное устройство и территория РФ находятся в ведении Российской Федерации, административно-территориальные границы между субъектами РФ изменяются с их взаимного согласия. Поэтому Закон РСФСР от 26.04.1991 «О реабилитации репрессированных народов» не должен толковаться как допускающий изменение границ между субъектами РФ в одностороннем порядке (Определение КС РФ от 01.12.2005 N 365-О*(750)).

Источник: http://ConstRF.ru/razdel-1/glava-3/st-67-krf

Что является территорией Российской Федерации

Если мы заглянем в Конституцию России, то увидим там несколько нехитрых предложений:

«Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.»

«Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.»

«Каждый субъект федерации имеет свою строго определенную территорию. Изменять границы субъектов федерации можно только в особом порядке и при согласии населения обоих субъектов федерации.»

Если вы взгляните на политическую карту мира, то обнаружите в северном полушарии огромную территорию, закрашенную теплым цветом – Россию. Вся территория, которую заполняет этот цвет, в реальности на суше обозначенная пограничными столбами, воздушное пространство над ней (оно называется национальным воздушным пространством) до нижней границы космоса, недра под ней – все это территория России, перемещения по которой иностранных граждан, механизмов и летательных аппаратов регламентируются соответствующими правилами. Россия граничит по суше с 14-ю государствами мира, а по морю – с 12-ю, а периметр её границы в полтора раза длиннее экватора.

Но к территории Российской Федерации относятся и не отмеченные карте области:

1. территориальные воды – 12 морских миль (22, 2 км) от берега, линия берега определяется по линии максимального отлива, либо, если берег изрезан, рядом с ним расположено много островов – от условной прямой линии, соединяющей максимально выступающие в море точки. В случае, если ширина водного зеркала между двумя государствами меньше 12 миль граница проходит по середине водного пространства, либо определяется договором между странами.

2. Территория российских посольств, консульств, военных баз за пределами страны,

3. Российской территорией также считаются воздушные и морские суда, ходящие и летающие под российским флагом.

Экономически территория страны ещё шире – в неё включается континентальный шельф, на котором Россия имеет исключительные права на разведку и добычу подземных ископаемых и исключительная экономическая зона шириной в 200 морских миль (370,4 км) в которой Россия имеет исключительные права на рыболовство, добычу любых биоресурсов, разведку, разработку и добычу полезных ископаемых, создание искусственных островов, осуществление научных исследований.

Россия имеет морские границы исключительных экономических зон в Баренцевом море, Чукотском, Беринговом, Охотском, Японском, Азовском, Черном и Балтийском морях.

Следует отметить, что современные границы России, несмотря на то, что они гораздо уже максимальных исторических, все равно сохраняют множество противоречий: Курильские острова, континентальный шельф в Северном Ледовитом океане, Крым. Кроме того, Россия сохраняет тенденцию к расширению свой территории. Следует отметить, что исконно русскими территориями следует считать лишь земли в пределах десятиугольника Переяславль-Хмельницкий – Курск – Рязань – Муром – Ростов Великий – Вологда – Великий Новгород – Псков – Минск –Владимир-Волынский, а землями, с которых началась история России – современные Центральный и Северо-Западный федеральный округа. Остальные территории России являются фактически внутренними колониями и периодически стремятся покинуть её состав. Современная Конституция страны защищает территориальную целостность и суверенитет России – то есть запрещает субъектам федерации выходить из её состава.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/6

ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Смотреть что такое «ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» в других словарях:

  • Территория Российской Федерации — территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. См. также: Территория Российской Федерации Государственная территория Российская Федерация Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

  • Территория Российской Федерации — включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции) … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

  • ТЕРРИТОРИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — в соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ включает в себя территории субъектов Федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Закон РФ О Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г.… … Словарь-справочник уголовного права

  • Таможенная территория Российской Федерации — таможенную территорию Российской Федерации составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Таможенная территория Российской Федерации — территория, над которой Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Закон Российской Федерации от 21.05.93 N 5003 I, ст.5 … Словарь юридических понятий

  • Граница Российской Федерации — Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный предел… … Википедия

  • ВЕДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — (authority/jurisdiction of the Russian Federation) предмет, круг особых забот, вменяемых Конституцией в адрес самой Российской Федерации. В соответствии со статьей 71 Конституции в В.Р.Ф. находится: а) принятие и изменение Конституции Российской… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

  • СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — входящие в состав РФ республики (государства), национально территориальные (автономные) государственные образования автономная область, автономные округа, а также территориальные (по мнению некоторых ученых и практиков, территориально… … Энциклопедический словарь конституционного права

  • Государственная граница Российской Федерации — Государственная граница Российской Федерации линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, пространственный… … Википедия

  • Избирательный округ — территория, которая образована в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты),… … Словарь юридических понятий

Источник: https://taxation.academic.ru/1000/%D0%A2%D0%95%D0%A0%D0%A0%D0%98%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%98%D0%AF_%D0%A0%D0%9E%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%99%D0%A1%D0%9A%D0%9E%D0%99_%D0%A4%D0%95%D0%94%D0%95%D0%A0%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%98