Наезд на велосипедиста ответственность

Содержание

Наехал на велосипедиста: чья вина?

Виновник ДТП определяется в зависимости от двух факторов:

  • места, где случилась авария (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар);
  • соблюдения сторонами ПДД.

За сбитого велосипедиста на проезжей части

В момент, когда велосипедист выезжает на дорогу, он становится полноценным участником движения, а значит обязан соблюдать ПДД. Если он проигнорировал установленные законом правила и допустил столкновение с автомобилем, вина ложится на велосипедиста.

Обратите внимание!

Если виновность велосипедиста доказана, он обязан возместить пострадавшему водителю расходы на ремонт авто и заплатить штраф.

Отметим, что выезжать на проезжую часть можно не каждому велосипедисту. В зависимости от возраста, они имеют право передвигаться:

  • по специальным дорожкам, правой стороне дороги, обочине, тротуару – если достигли 14 лет;
  • по тротуару, пешеходным дорожкам – для лиц младше 14 лет.

Часто велосипедисты не соблюдают правила движения по пешеходным переходам. Согласно ПДД, при пересечении «зебры» нужно слезать с «железного коня» и вести его рядом. Если вы не сделали этого и попали под колеса автомобиля, водитель не будет признан виновным, так как обязан пропускать только пешеходов. В данной ситуации расходы по ремонту пострадавшего автомобиля ложатся на плечи велосипедиста.

За наезд на велосипедиста на тротуаре

ПДД не приветствуют велосипедную езду по тротуарам, но и не запрещают ее. Однако движение по оживленной пешеходной дорожке таит опасность для окружающих людей и самих велосипедистов. В условиях ограниченной видимости выезжающие из дворов водители могут не увидеть велосипедиста и не успеть затормозить.

В случае ДТП между велосипедистом и машиной на тротуаре (если проезд по тротуару на авто разрешен), виновными признают обоих водителей. Но если велосипедист шел пешком, а транспорт вел рядом, нарушителем признают водителя машины.

Если велосипедист докажет, что не создавал помех другим людям и не имел возможности выбрать иной маршрут движения, виновником ДТП признают водителя автомобиля.

Особенность наказания

Если исходить из условий ПДД, столкновение с велосипедистом часто приводит к тяжелым последствиям для водителя авто. Одна из причина в том, что двухколесное безмоторное средство передвижения не относится к транспорту повышенной опасности. Это значит, что в случае столкновения наибольшее внимание будет уделено действиям человека за рулем машины. Учитываются меры, принятые для того, чтобы избежать столкновения.

К особенностям автомобиля (если сравнивать с велосипедом) можно отнести:

  1. Возможность развивать высокую скорость, которая несет опасность для других участников движения.
  2. Габариты ТС достаточно велики, чтобы его можно было с легкостью заметить на дороге.
  3. Водитель перед получением прав изучает ПДД и сдает экзамен по правилам дорожного движения.

В случае с велосипедом ситуация обратная:

  • Двухколесное транспортное средство не способно развивать высокую скорость.
  • Велосипед и водитель имеют ограниченные габариты, что усложняет видимость такого ТС на дороге.
  • В законе не прописан возраст, с которого человек вправе сесть за руль. В большинстве случаев (когда речь идет о ДТП с участием велосипеда) за рулем находится несовершеннолетний.

Первые действия при аварии

В случае столкновения машины с велосипедом почти вся ответственность накладывается на автовладельца. Во избежание наказания или для снижения уровня ответственности человеку за рулем машины требуется сделать такие шаги:

  1. Определяем состояние велосипедиста. При наличии травм человека необходимо доставить в ближайшую больницу. Перед отправлением важно ограничить место ДТП и установить аварийный знак. После доставки человека в больницу необходимо вернуться на место и вызвать работников автоинспекции.
  2. Если в результате столкновения нет пострадавших или травмы не требуют госпитализации, вызываем на место ДТП скорую и работников ГИБДД. Уезжать с места событий или даже перемещать ТС запрещено.
  3. Включаем аварийную сигнализацию и ставим знак аварийной остановки (если это не было сделано ранее).
  4. Фиксируем место происшествия и берем данные у свидетелей происшествия (при их наличии).
  5. Ожидаем работников автоинспекции и оформления протокола. Здесь же выполняется работа по обсуждению обстоятельств ДТП и последствий столкновения.

Если наезд на велосипедиста произошел по вине последнего, ущерб компенсируется только через судебный орган. Из-за того, что у водителя двухколесного ТС нет ОСАГО, на получение выплат иным способом рассчитывать не приходится.

Ответственность при ДТП с велосипедистом

В 9 из 10 случаев автовладелец, которые совершил наезд на велосипедиста, пытается скрыться с места аварии. Водителю двухколесного средства в этом случае необходимо уйти с дорожного полотна, оставив транспортное средство на прежнем месте. Лучший вариант, если сразу после ДТП удастся зафиксировать данные второго участника. Для этих целей можно использовать фото- или видеокамеру. Далее собранная информация передается инспектору, который впоследствии со своими коллегами будет заниматься поисками нарушителя.

В случае столкновения с велосипедистом водителя ожидает ответственность, которая зависит от уровня нанесенного вреда. С учетом КоАП автовладелец привлекается к административной ответственности (штрафу) в следующих случаях:

  1. Результатом столкновения стал незначительный испуг велосипедиста.
  2. Человек за рулем двухколесного средства получил незначительные повреждения.
  3. По причине аварии велосипедист получил серьезные травмы (к примеру, переломы), которые не несут опасности для жизни.

Наибольшее административное наказание, предусмотренное законодательством, подразумевает лишение прав на период до 2-х лет и штраф до 25 000 рублей. Если велосипедист получил более серьезные травмы, водителя ожидает уголовная ответственность — тюрьма на период до 2-х лет и лишение прав на срок до 3-х лет.

Как правило, уголовное дело возбуждается в случае гибели велосипедиста, получения им опасных для жизни травм. Также вероятность тюремного заключения высока в случае гибели плода (если пострадавшая была беременной), а также в случае ампутации любой из конечностей велосипедиста по причине ДТП. При этом определение уровня вреда осуществляет только доктор медицинского учреждения.

Источник: https://mirmotor.ru/article/read/naezd-na-velosipedista-otvetstvennost

Действия

При возникновении ДТП с велосипедистом стоит сначала разобраться, нет ли пострадавших. Если есть травмированные люди, либо ДТП со смертельным исходом, то следует незамедлительно вызвать скорую помощь и ГИБДД, а до их приезда следует оказать первую медицинскую помощь, если есть такая необходимость. В случае, когда вред причинен только имуществу, участники дорожно-транспортного происшествия с участия волосипедиста должны руководствоваться следующими действиями:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • выставить знаки аварийной остановки и включить аварийные огни;
  • не убирать ТС с места аварии;
  • сделать подробные фото(расположения ТС, тормозной путь, наличие повреждений);
  • взять контакты очевидцев.

Далее участники дожидаются приезда сотрудников ДПС, составляют протокол и приступают к обсуждению урегулирования убытков. Хоть и водитель велосипеда является полноправным участником дорожного движения, у него отсутствует полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), поэтому возмещение ущерба возможно только через суд или добровольно. В случае, если расположение транспорта мешает другим транспортным средствам проехать, то проезжую часть следует освободить, сохранив при этом осколки и зафиксировав тормозной путь, если таковой был.

Кто виноват в ДТП с велосипедистом?

Почему-то в широких массах, в случае ДТП с велосипедистом, принято считать виноватым водителя автомобиля, однако это не так и чтобы в такой ситуации защитить себя, нельзя покидать места происшествия. Меры наказания для водителя указаны в КоАП ст. 12.27 или УКРФ. Взыскания могут быть следующие:

  • административный арест на 15 суток;
  • лишение водительского удостоверения на срок от 1 до 1,5 лет.

Если в ДТП были пострадавшие, а водитель скрылся, то наказания могут быть следующие:

  • штраф или обязательные работы;
  • исправительные или принудительные работы до 1г.;
  • арест до 3-х месяцев;
  • лишение свободы.

В случае, если велосипедист скрылся с места аварии, то к нему применяются следующие меры:


  • лишение свободы;
  • штрафы;
  • расходы на ремонт и моральный ущерб.

Если видно, что водитель автотранспорта пытается скрыться, в этом случае нужно максимально собраться и запомнить госзнак, а так же опросить очевидцев и взять их контактные данные.

Сегодня большая часть ДТП оформляется по европротоколу, но с водителями велосипедов так делать нельзя из-за отсутствия у них страхового полиса. Обязательным условием при оформлении европротокола является наличие действующего полиса осаго у обеих сторон. Так что найти виновного могут только сотрудники ГИБДД или автотехническая экспертиза.

Выплаты по страховке при ДТП с велосипедистом

Разберем ситуацию, в которой виновник ДТП с велосипедистом – водитель автомобиля. При условии, что машина застрахована по ОСАГО, потерпевший вправе обратиться в страховую компанию виновника для получения выплат, предоставив при этом все необходимые документы. В случае, когда страховка не покрывает полученный вред, либо предъявлен иск компенсации морального ущерба, владелец транспортного средства возмещает все из собственных средств добровольно или в порядке судебного урегулирования.

Если страховщик отказывает в выплате, либо удовлетворяет ее частично, гражданин имеет право потребовать страховое возмещение через суд. Иногда водитель может быть освобожден от ответственности полностью или частично, если доказано, что авария произошла по умыслу самого потерпевшего, либо вследствие непреодолимой силы. Когда вина в ДТП возлагается на водителя велосипеда, возмещение ущерба происходит по нормам гражданского законодательства, так как наличие страхового полиса у них не предусмотрено.

Компенсация ущерба осуществляется добровольно либо в судебном порядке. Если установлена вина обоих сторон, то судом определяется размер ответственности на основе степени вины каждого участника. Еще один случай, когда автомобиль застрахован по полису КАСКО, то потерпевший имеет право получить выплату со страховщика, который в порядке суброгации может взыскать уплаченные средства с велосипедиста.

Авария при движении по тротуару

Вообще езда по тротуару велосипедисту разрешается, но не приветствуется, веллеры должны передвигаться по отведенным дорожкам, либо по крайней правой полосе, так же допускается езда по обочине, если не создается помех пешеходам. Связаны такие правила с высоким травматизмом при наезде велосипедов на пешеходов. Но как быть в случае с автомобилем? Допустим, автовладелец выезжает с прилегающей территории, в то время как двухколесный транспорт едет по тротуару и чаще всего видимость затруднена из-за зеленых насаждений, технических установок и т.д. На первый взгляд уступить дорогу обязан автомобилист, так как он пересекает движение велосипеда, но с другой стороны, руководствуясь правилами, велосипедист обязан спешиться и действовать по правилам ПДД. При совершении такого вида ДТП, где велосипед протаранил автомобиль сбоку при движении по тротуару, сотрудники ГИБДД могут принять любую сторону. Вина с владельца автомобиля будет снята, если он докажет что заранее не мог предугадать появление помехи.

Судебная практика ДТП с велосипедистами

Автомобиль двигался по проезжей части по правой полосе между населенными пунктами со скоростью 50 км/ч, такая манера езды обуславливалась плохим дорожным полотном. Впереди на расстоянии 100 м двигался велосипедист в том же направлении, но по левой полосе. Когда автомобиль почти поравнялся с велосипедом водитель двухколесного транспорта резко повернул направо, прямо под машину. Автовладелец резко затормозил, но это не спасло от наезда на второго участника движения. В результате ДТП велосипедист упал, разбив при этом колено и его транспорт получил значительные повреждения в виде погнутой рамы и колеса. Автомобиль так же получил ущерб в виде разбитой решетки радиатора и сколов на бампере. Прибывший отряд ДПС ознакомился с данными регистратора и показаниями обеих сторон, выяснилось, что невнимательность велосипедиста обусловлена алкогольным опьянением и прослушиванием музыки в наушниках. Водителю двухколесного транспорта выписали штраф в размере 1500 тысячи рублей, так как авария произошла по его вине. Позже автомобилист взыскал с него денежные средства на замену решетки и покраску бампера. К сожалению, это лишь одна из тысячи ситуаций, когда все закончилось без значительного ущерба.

Зачастую зоной повышенной опасности выступает обычная парковка и вот пример. Водитель выезжал с автостоянки, которая расположена рядом с домами, на проезжую часть, пешеходная зона находилась в другой стороне. В момент движения произошло столкновение с велосипедом. В результате ДТП велосипедист получил серьезные травмы, которые позднее были квалифицированы как вред средней тяжести, а транспортные средства получили повреждения. Владелец автомобиля потребовал возместить материальный ущерб в размере стоимости ремонта, а так же моральный вред. Истец разъяснял свои требования несколькими фактами:

  1. Полноценный обзор был затруднен наличием ограждения парковки;
  2. Велосипедист находился в состоянии опьянения;
  3. Водитель велосипеда ехал с большой скоростью по тротуару.

По результатам автотехнической экспертизы выяснилось, что заграждение автостоянки в виде решетчатого забора дает полноценный обзор окружающей территории, поэтому не создает препятствий для авто. Действия велосипедиста квалифицировались как законные по причине отсутствия запретов на езду по тротуару, а алкогольное опьянение не имеет причинно-следственной связи с ДТП, так как он не создавал помех движению автотранспорта. А вот водитель машины, выезжая со двора на проезжую часть нарушил правила дорожного движения, так как должен был уступить дорогу участнику движения, передвигающегося по тротуару. После рассмотрения материалов дела суд постановил отказать истцу в возмещении материального и морального вреда.

Меры снижения ДТП с участием велосипедистов

Сегодня все чаще обсуждаются вопросы снижения аварийности на дорогах, в том числе и методы воздействия на водителей велосипедов. Чтобы появилась возможность уменьшить уровень ДТП с велосипедистами, предлагается несколько приемов:

  • оборудовать специальные велодорожки не только в парковых зонах;
  • внести к обязательному использованию светоотражающих элементов, а так же зеркал и устройств освещения;
  • присваивать государственные номерные знаки;
  • обязать оформлять договоры страхования на велосипеды.

Естественно, все меры необходимо подробно продумать и разработать. Если подобные действия будет делать каждый водитель велосипеда, то и ответственность за манеру управления возрастет, а вместе с ним и снизится уровень аварийности.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.

  • About
  • Latest Posts

Автор статьи: Рокотов Леонид

Автоюрист. Стаж работы 11 лет в судах общей юрисдикции по вопросам, связанным с возмещением ущерба от ДТП, с возмещением ущерба в порядке регресса. В настоящее время является старшим преподавателем на кафедре Гражданского процесса. Его колоссальный опыт и знания в этой области помогают читателям портала избежать необоснованных трат и рисков.

Источник: https://prav-voditel.ru/oformlenie-dtp/s-velosipedistom

Особенности движения велосипедов на дороге

В соответствии с требованиями правил дорожного движения, наезд на велосипедиста может обернуться для водителя достаточно высокой мерой ответственности. Именно по этой причине каждый автомобилист должен знать, какие отличия существуют между автомобилями и велосипедами.

Прежде всего все участники движения должны помнить о том, что велосипед не относится к средствам повышенной опасности. То есть, в ситуации с наездом на такого участника движения, виновность и ответственность за такое правонарушения будет устанавливаться, исходя не из того, кто именно нарушил правила дорожного движения, а исходя из действий, предпринятых автомобилистом для предотвращения столкновения.

Данный вопрос можно наглядно рассмотреть, путем сравнения автотранспортного средства с велосипедом. В частности, автомобиль имеет сразу несколько особенностей, среди которых:

  1. Данный вид транспортного средства может развивать скорость, которая имеет повышенную опасность для всех окружающих лиц.
  2. Водитель, перед тем, как получить водительское удостоверение, досконально знает правила дорожного движения.
  3. Транспорт обладает габаритами, которые позволяют заметить данный автомобиль издалека.

А вот у велосипеда, также выступающего отдельным видом транспортного средства, есть свои, противоположные особенности. В частности, данный вид транспорта обладает следующими характеристиками:

  1. Велосипед не может развить скорость, которой обладает среднестатистическое транспортное средство.
  2. Законом не установлен минимальный возраст, с которого человек может сесть за руль велосипеда. В большинстве случаев в качестве такого велосипедиста выступает несовершеннолетний, который не знает даже основных положений правил дорожного движения.
  3. Так как велосипед и управляющий им водитель имеют маленькие габариты, заметить их издалека очень сложно.

Что делать после наезда на велосипедиста

Автомобилистам стоит осторожнее относиться к ситуации на дороге в период с мая по сентябрь. Именно в этот период времени у велосипедистов проходит сезон наибольшей активности. Конечно, встретить на дороге велосипед можно в любое время года, некоторые водители даже предпочитают не расставаться с ними и в зимние холодные месяцы, однако именно в теплое время года активность любителей такого вида транспорта возрастает в разы.

Велосипед с каждым годом набирает все большую популярностью, благодаря своей мобильности. Многие жители городов отказывают от автомобилей в пользу такого транспорта, даже чтобы добраться до места своего работы. И, конечно же, велосипедисты предпочитают такое транспортное средство в качестве спортивного оборудования.

Так как велосипед не относится к источнику повышенной опасности, в случае дорожно-транспортного происшествия, вся ответственность возлагается на водителя автомобиля. Чтобы избежать наказания или существенно снизить его, автомобилист должен предпринять ряд действий:

  1. Прежде всего автолюбитель должен определить, в каком состоянии находится велосипедист, при необходимости доставить его в ближайший травмпункт. Но перед тем как покинуть место аварии, водитель должен оговорить место дорожно-транспортного происшествия при помощи аварийного знака. Сразу же после того, как пострадавший будет доставлен в медицинское учреждение, автомобилист должен вернуться на место аварии, дождаться приезда сотрудников ГИБДД.
  2. Если в результате столкновения никто не пострадал, или если полученные повреждения не требуют срочной помощи специалистов, водитель должен вызвать на место аварии скорую медицинскую помощь, сотрудников дорожной инспекции. Покидать место ДТП нельзя, равно как и двигать автомобиль.
  3. Затем автомобилист должен включить аварийные огни, выставить знак об аварийно остановке транспортного средства.
  4. До приезда на место аварии сотрудников ГИБДД, автолюбитель должен зафиксировать место происшествия, положение пострадавшего и автомобиля относительно стационарных больших объектов.
  5. До приезда на место дорожно-транспортного происшествия сотрудников дорожной инспекции, водитель должен получить показания свидетелей, которые видели момент столкновения.
  6. После приезда на место аварии сотрудников ГИБДД, ими будет составлен протокол. На этом этапе можно приступить к обсуждению обстоятельств происшествия, полученных в результате столкновения повреждений.

В ситуации, если в аварии был виноват водитель велосипеда, возмещение причиненного ущерба возможно только чрез суд. Так как у велосипедиста нет полиса обязательного страхования ОСАГО (по закону, данный полис этому виду транспортных средств не требуется), получить денежные средства другим способом не получится.

Как происходит ДТП с участием велосипедиста на пешеходном переходе

В ситуации, если наезд на водителя велосипеда был совершен на пешеходном переходе, данная ситуация всегда трактуется однозначно.

В соответствии с нормами российского законодательства, в частности, по правилам дорожного движения, велосипедист, для пересечения дороги по пешеходному переходу, должен спешиться и выступать во время такого движения в качестве пешехода.

В случае если во время такого перехода, автомобилист совершил наезд на этого участника движения, данное деяние квалифицируется в качестве наезда на пешехода. Такие правонарушения всегда трактуются не в пользу водителя автотранспорта, поэтому именно он привлекается к ответственности.

В случае же, когда велосипедист пересекает дорогу по пешеходному переходу, но при этом находится в седле транспорта, он нарушает правила дорожного движения. В такой ситуации виновником дорожно-транспортного происшествия становится именно водитель велосипеда. Однако даже в этом случае с автолюбителя полностью не снимается ответственность за наезд.

Действия велосипедиста после ДТП

В большинстве случаев автомобилист, который совершил наезд на водителя двухколесного транспортного средства, пытается скрыться с места дорожно-транспортного происшествия. Что же в этом случае делать велосипедисту? Есть ли законные способы привлечь водителя автотранспорта к ответственности?

Прежде всего лицо, управляющее велосипедом, должно уйти с опасного участка дороги. При этом транспорт обязательно должен оставаться на том месте, в котором произошло столкновение с автомобилем.

Желательно успеть сразу же после аварии зафиксировать данные второго участника аварии. Даже если человеку не удается их сфотографировать или записать на камеру, можно просто запомнить номер, переписать его на бумагу, потом продиктовать эти сведения приехавшему на место аварии инспектору.

После того, как водитель убедится в том, что его жизнь в безопасности, на место ДТП необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. Желательно во время ожидания инспекторов на место происшествия зафиксировать участок дороги, где произошло столкновение, на камеру, опросить свидетелей случившегося, записать их показания. Письменные показания можно будет приложить к материалам дела.

Какая ответственность за наезд на велосипедиста

Водителю стоит помнить о том, что велосипедист – такой же участник дорожного движения, поэтому за наезд на него автомобилисту грозят серьезные неприятности. На данный момент ответственность за такое дорожно-транспортное происшествие предусматривается Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации и Уголовным кодексом Российской Федерации.

После столкновения с водителем велосипеда, размер ответственности для автолюбителя рассматривается с учетом степени тяжести причиненного пострадавшему вреда.

В соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях, водитель может быть привлечен к административной ответственности в следующих случаях:

  1. В результате столкновения водитель велосипеда получил только легкий испуг.
  2. В результате дорожно-транспортного происшествия велосипедист получил только небольшие ушибы и ссадины.
  3. Велосипедист отделался травмами, в которые входят и переломы, влекущие за собой длительное расстройство его здоровья. Но данное расстройство не может представлять опасность для его жизни.

Максимальный размер административного наказания составляет лишение водительского удостоверения на срок до 2 лет, а также штраф на сумму в 25 тысяч рублей.

Водитель может быть привлечен к уголовной ответственности в ситуации, если в результате дорожно-транспортного происшествия велосипедист получил тяжкие телесные повреждения, получил инвалидность или умер.

В соответствии с нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации, максимальный размер наказания в этом случае составляет ограничение свободы на срок до 2 лет и лишение права на управление транспортными средствами сроком в 3 года.

Степень наказания

Вид ответственности и размер наказания напрямую зависит от степени тяжести увечий, которые были причинены велосипедисту в результате дорожно-транспортного происшествия.

Автомобилист должен осознавать тот факт, что уголовное дело в его отношении может быть возбуждено сразу в нескольких случаях:

  1. В ситуации, если в результате столкновения велосипедист не выжил, автолюбитель привлекается к максимальному размеру ответственности.
  2. Если велосипедист женского пола, в момент аварии была беременная, но после столкновения потеряла ребенка, наказание за такое нарушение правил дорожного движения будет аналогично тому, что и при аварии с погибшими.
  3. Степень наказания также зависит от вида тяжести здоровью. К примеру, часть происшествий заканчивается ампутацией конечности пострадавшего.

Определить степень причиненного вреда может только врач. Как показывает практика, сотрудникам скорой медицинской помощи не удается сделать это правильно, так как у них отсутствует все необходимое оборудование.

Источник: http://AutoLegal.ru/pomoshh-pri-dtp/otvetstvennost-za-naezd-na-velosipedista/

Время чтения: 5 минут

Правила поведения на дороге одни для всех участников дорожного движения. Но существует разные виды транспорта, и опасность от них тоже исходит разная. Так как велосипед является самым безопасным видом транспорта на дороге, всегда ли при столкновении он окажется невиновным, а главное – какая грозит ответственность за наезд на велосипедиста? В этой статье мы разберем наиболее часто встречающиеся ДТП с участием велосипеда.

ПДД для велосипедиста

Перед тем как начать разбираться с нарушениями, давайте вспомним, что же является велосипедом по Правилам дорожного движения. Велосипедом принято считать колесное средство с приводом, которое приводится в движение силой того, кто им управляет. Именно с приводом, а не путем отталкивания. По этому определению велосипедом можно назвать даже автомобиль с педалями, но никак не самокат, скейт, инвалидную коляску и пр.

Если говорить о правилах для велосипеда, они зависят от того, как и где им управляют. Разберем каждый из случаев:

  • На дороге общего пользования. Действуют все правила из учебника по ПДД, в которых упоминается «транспортное средство», но не «механическое транспортное средство». Если человек ведет велосипед в руках, он может двигаться по проезжей части с правой стороны и приравнивается к пешеходу с громоздким грузом.
  • На обочине. Никаких правил нет, так как это непроезжая часть. Ехать можно с любой стороны и в любом направлении.
  • На тротуаре. Движение ТС по тротуарам запрещено.
  • На автомагистрали. Движение запрещено.
  • На велодорожке. Движение по специальным дорогам в приоритете. Если такая рядом, а вы передвигаетесь по дороге общего пользования – нужно съехать на велосипедную.
  • На пешеходном переходе. Если человек ведет ТС в руках – можно смело переходить дорогу на зеленый свет вместе с остальными пешеходами. Однако запрещается пересекать переход, не слезая с велосипеда.

Кроме правил поведения на дороге, есть еще требования к возрасту. Так, чтобы передвигаться по дорогам, велосипедисту должно исполниться 14 лет. Если речь идет о ТС с электрическим приводом мощностью более 0,25 кВт, к управлению таким допускаются лица от 16 лет с категорией прав А1. Для управления электровелосипедом с меньшей мощностью двигателя права не нужны.

Самые частые случаи наезда

Как мы уже знаем, велосипедисты являются полноправными участниками дорожного движения, но в то же время самыми незащищенными. По официальной статистике, более 90% ДТП с участием велосипедистов заканчиваются травмами для последних. При этом большая часть случаев происходят не по их вине. Среднестатистическая смертность таких инцидентов составляет примерно 5%.

Если посмотреть на ситуацию в целом, можно отметить следующие случаи, в которых совершается наезд автомобиля на велосипедиста:

  • Наезд сзади.
  • Велосипед выезжает навстречу авто.
  • Наезд на остановке или светофоре.
  • На пешеходном переходе.
  • Во дворе.

Разберем каждую ситуацию более подробно.

Наезд при попутном или встречном движении

Конечно, совершая движение по встречной полосе, велосипедист совершает грубое нарушение правил, за которое грозит не только административное наказание. Автомобилист может попросту не успеть среагировать и наехать на беспечного нарушителя. Учитывая скорость и массу автомобиля, несложно предугадать возможный исход ситуации. Поэтому не стоит ехать даже возле самого бордюра по встречке. Лучше уж остановиться и везти велосипед по тротуару.

Но такие необдуманные поступки, к счастью, случаются не так часто. Куда чаще может возникнуть ситуация, в которой по невнимательности водителя страдает велосипедист. Предположим, что последний движется по своей полосе, сзади едет автомобиль, водитель которого жмет на газ, желая быстрее проскочить светофор на желтый. В таком случае вина за происходящие ложиться только на автовладельца.

При выезде со двора

Нередко случается наезд на велосипедиста во дворе. Развитие событий может происходить по двум сценариям. Первый, когда автомобиль выезжает со двора, а велосипедист едет по основной дороге. Из-за препятствий водитель машины может не заметить быстро движущийся велосипед и совершить наезд на него. В этой ситуации виновен водитель авто, так как перед выездом на дорогу из переулка нужно притормозить и хорошо осмотреться. «Зеркальный» случай, когда велосипедист, выезжая со двора на дорогу, не притормаживает. Хотя вина велосипедиста очевидна, но и в этом случае полностью оправдаться водителю авто будет непросто.

Наезд на остановке

Проблема данной ситуации в том, что есть три участника движения, каждый из которых не нарушает правила:

  • габаритный троллейбус, который подъехал к остановке и совершает высадку/посадку пассажиров;
  • велосипедист, который по всем правилам совершает объезд препятствия, немного выезжая на встречную полосу;
  • автомобиль, движущийся по встречке, который не ожидает, что внезапно из-за троллейбуса покажется малозаметное транспортное средство.

В такой ситуации велосипедист оказывается между двумя автомобилями. Виновником в в данном случае станет тот, кто первым нарушит ПДД.

На пешеходном переходе

Ситуация, при которой совершается наезд на велосипедиста на пешеходном переходе, тоже возникает в двух случаях.

Велосипедист попытался быстро проехать по переходу, а автомобиль не успел затормозить. Это один из немногих случаев, когда закон на стороне автовладельца. Ведь велосипедист нарушал ПДД изначально, совершая движение по тротуару.

Человек ведет велосипед в руках. Тогда полностью виноват водитель автомобиля, ведь велосипедист в данном случае приравнивается к обычному пешеходу. А наказания за наезд на человека на пешеходном переходе уже более жесткие.

Что в итоге

Обобщив все вышесказанное, можно сделать только один вывод: нужно быть внимательными как автомобилисту, так и велосипедисту, ведь первый рискует лишиться денег, водительских прав или свободы, а второй – здоровья или жизни. Вспоминайте это и не нарушайте ПДД.

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/otvetstvennost-za-naezd-na-velosipedista.html

Несмотря на стремительный рост автомобилестроения, для многих лучшим средством передвижения остается велосипед. Это удобный вид транспорта, позволяющий быстро добраться в пункт назначения, но в то же время не требующий прохождения специального обучения и сдачи на права. Именно этим фактом водители объясняют участившиеся в последнее время дорожно-транспортные происшествия по вине велосипедистов, которые хоть и являются полноценными участниками дорожного движения, и обязаны соблюдать определенные правила, с точки зрения закона приравниваются к пешеходам. Поэтому за наезд на велосипедиста ответственность несет водитель, и она может быть довольно суровой.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с наездом на велосипедиста, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с наездом на велосипедиста, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844