Неисполнение предписания КоАП

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя, в том числе выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, а также привлечение к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения.

С целью устранения выявленного при проведении проверки соблюдения законодательства в области защиты прав потребителей нарушения гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим и должностным лицам выдаются предписания об устранении нарушений с указанием срока его исполнения. В соответствии с ч.4 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, закреплена положениями части 1 ст.19.5 КоАП РФ, а также ч.15 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч.1 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

В соответствии с ч.15 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов к продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

За 2013 г. должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ было составлено 175 протоколов об административном правонарушении, которые направлены для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в мировой суд в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ. Все они рассмотрены, вынесены административные наказания в виде штрафов.

При этом назначение штрафа за неисполнение предписания не освобождает юридическое лицо/индивидуального предпринимателя от его исполнения. Наряду с протоколом по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ составляется протокол и по статье Кодекса, предусматривающий наказание за длящиеся правонарушение и с каждым разом при проверке предписания сумма штрафа увеличивается вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток, и оформляются документы на дисквалификацию руководителя.

Поэтому исполнение в срок предписания представляется наиболее целесообразным и эффективным, чем наличие на объекте контролирующего органа почти через каждые три месяца и постоянное увеличение штрафных санкций.

Кроме этого, следует помнить, что непредставление информации о выполнении предписания также может иметь негативные последствия для проверенных субъектов (ст. 19.7 КоАП РФ), поэтому если предписание выполнено, об этом необходимо сообщить в Роспотребнадзор по Республике Алтай в установленный в предписании срок. Именно непредставление в срок информации о выполнении предписаний Роспотребнадзора стало причиной административных штрафов в отношении 24 предпринимателей и юридических лиц в 2013 году.

С учетом изложенного, призываем всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц принять указанную информацию к сведению и руководствоваться ею в дальнейшем.

Содержание

Невыполнение предписания в срок

Невыполнение предписания в срок — это состав административного правонарушения, а именно части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. По части 1 статьи 19.5 КоАП РФ могут привлекать не только по экологии… За невыполнение любого предписания…

Людмила Лисичникова

Кстати по этой статье привлекается юридическое лицо как за невыполнение предписания, так и за несвоевременное выполнение предписания.

В ходе проведенной внеплановой или плановой проверки в случае обнаружения нарушений (нарушения) — вам в обязательном порядке должны быть выданы предписания (предписание) об устранении выявленных нарушений….

Кстати, в ходе проведения административного расследования — предписания не выдаются ( кодексом не предусмотрено).

В предписании должны быть указаны сроки его исполнения. В течении 10 дней после истечения срока исполнения предписания ( а лучше все таки раньше) вы в обязательном порядке должны отчитаться о выполнении предписания лицу, его выдавшему.

Ну, а само предписание должно быть выполнено в срок, установленный в тексте вашего предписания.

В случае, если в установленный срок предписание не выполнено, то в отношении вашего юридического лица (предписания выдаются только на юридические лица) будет проведена внеплановая документарная проверка.

Данная проверка будет касаться только того нарушения, за которое вы получили предписание. В ходе внеплановой проверки у вас могут затребовать какие-либо документы, касающиеся того нарушения, за которые вами было получено предписание. Но не более…. Например, если предписание было: «заключить договор с региональным оператором», то запросить могут информацию по ТКО и соответственно договору.

Результатом внеплановой проверки будут:

  • акт о проведении проверки;
  • протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
  • новое предписание с новыми сроками исполнения.

Протокол для вынесения решения будет отправлен лицом, которое составило протокол, мировому судье для рассмотрения.

В суде вы можете предоставить документы, оправдывающие невыполнение предписания или подтверждающее тяжелое финансовое положение, заявить ходатайство о применении малозначительности или вынесении предупреждения…

Ну и сумма штрафа по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ — наказание за невыполнение предписания:

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Чем грозит невыполнение в установленный срок законного предписания государственной спектра труда

Опубликовано 26.08.2019 · Комментарии: 0 · На чтение: 16 мин

Трудинспекция разъяснила, чем грозит неисполнение предписаний инспекторов

КоАП РФ Ненадлежащие оформление трудового договора Заключение вместо трудового гражданско-правового договора Фактическое допущение к работе неуполномоченным лицом, если не будет заключен трудовой договор с лицом, фактически допущенным к работе Неуполномоченное лицо, допустившее к работе, может быть оштрафовано на сумму от 3000 до 5000 руб.

, а за повторное нарушением — на сумму 5000 руб. ч.2, 5 ст.5.27 КоАП РФ Кстати, с неуполномоченного лица работодатель могут взыскать сумму, выплаченную за выполненную работу человека, допущенного к работе, в пределах его среднего месячного заработка. статьи 67.1, 241 ТК РФ Остальные нарушения трудового законодательства <или предупреждение;<или штраф от 1000 до 5000 руб. Штраф от 10000 до 20000 руб.

Материальный вред

Трудовые взаимоотношения между подчиненным и работодателем регламентируются ТК РФ и письменным договором, который подписывается сторонами при найме сотрудника. Работодатель или его подчиненные могут нанести вред работнику и ущемить его в правах при увольнении или расчете за определенный отработанный период. Согласно ст.

  • Увольнение сотрудника без веских на то причин или перевод на другую должность.
  • Невосстановление сотрудника на должность после решения инспекции труда.
  • Внесение в трудовую книжку служащего при увольнении записи, не соответствующей реальным обстоятельствам.
  • Выдача документов сотруднику после увольнения не в течение положенного законодательством срока.

По ст. 235 ТК РФ работодатель, причинивший материальный ущерб своему подчиненному, должен возместить потери в полном объеме. Если работодатель нарушил сроки по выплатам зарплаты и отпускных сотруднику, то на долг, согласно ст. 236 ТК РФ, налагается пеня, которая рассчитывается за каждый просроченный день по фактическую дату получения денег сотрудником. Денежная компенсация сотруднику может повышаться, если это оговорено в трудовом договоре или по решению суда.

Денежная компенсация сотруднику может повышаться, если это оговорено в трудовом договоре или по решению суда.

По решению суда или согласно трудовому договору, работник вправе потребовать возмещение морального вреда, если работодатель не предпринял вовремя каких-либо действий или, напротив, стал причиной, по которой сотрудник получил моральный вред.

Кодекс об административных правонарушениях

Невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок влечет для работодателя ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ). Так, согласно ч. 23 ст. 19.5 КоАП РФ работодателю грозит штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в следующем размере:

  • 30 000–50 000 руб. в отношении ИП;
  • 100 000–200 000 руб. в отношении организаций.

Руководитель и иные должностные лица (далее — ДЛ) организации также могут быть привлечены к ответственности в виде штрафа за невыполнение предписания государственного инспектора труда в пределах 30 000–50 000 руб. или дисквалифицированы на 1–3 года.

Кроме того, если обнаруженные нарушения обладали признаками административного правонарушения и был составлен соответствующий протокол, неосуществление процедур по ликвидации причин, вызвавших нарушения, влечет ответственность ДЛ по ст. 19.6 КоАП РФ, а именно — штраф от 4 000 до 5 000 руб.

Вместе с тем неисполнение предписания не всегда может зависеть от работодателя. Так, работодателю не грозят санкции, если:

  • в предписании не содержатся конкретные действия, которые надлежит выполнить работодателю;
  • или они могут быть по-разному истолкованы.

В вышеуказанных случаях при обжаловании работодателем предписания инспектора труда оно может быть признано неправомерным (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.03.2016 № Ф05-2080/2016 по делу № А41-36515/2015).

В некоторых случаях при наличии уважительных обстоятельств работодатель может просить об отсрочке исполнения предписания. Для этого ему необходимо направить соответствующее ходатайство.

Дополнительно об ответственности организаций по КоАП рассказывается в статье Административная ответственность юридических лиц – понятие.

Таким образом, ответ на предписание трудового инспектора составляется работодателем в свободной форме и включает в себя сведения о проведении мероприятий по исполнению требований инспектора. К ответу должны быть приложены копии документов, подтверждающих реализацию данных мероприятий. Направление ответа помогает избежать дополнительной внеплановой проверки Роструда по истечении срока, отведенного на исполнение предписания.

штраф от 30000 до 50000 руб. Штраф от 50000 до 70000 руб. ч.1, 4 ст.5.27 КоАП РФ Нарушение законодательства об охране труда Нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах <или предупреждение;<или штраф от 60000 до 80000 руб. <или штраф от 100000 до 200000 руб.;<

или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч.2, 5 ст.5.27.1 КоАП РФ Непроведение оценки условий труда на рабочих местах Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке:- обучения и проверки знаний требований охраны труда;- обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических ( в течение работы) медицинских осмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний Штраф от 110 000 до 130000 руб. ч.3, 5 ст.

Внимание Целевые проверки связаны с расследованием несчастных случаев на производстве, рассмотрением жалоб и других обращений граждан о нарушении их прав в сфере труда либо поступлением иной информации о таких нарушениях (при наличии доказательств), например, от правоохранительных органов. Когда ожидать выездной проверки. По способу проведения проверки ГИТ бывают документарными и выездными. Инфо Причем документарная проверка всегда является первым этапом выездной. То есть сначала трудинспекция направляет компании мотивированный запрос о представлении документов, касающихся предмета проверки, и если при их рассмотрении будет выявлен факт нарушения трудового законодательства либо выяснится, что по этим документам невозможно удостовериться в полноте и достоверности представленных сведений или дать оценку законности действий либо бездействия компании, то возможна выездная проверка (п.

Санкции со стороны инспектора

Трудовая комиссия может проверить деятельность компании по заявлению от незаконно уволенного или обиженного сотрудника. Причем проверка Государственной инспекции труда может быть плановой (раз в три года) и внеплановой. После выявления нарушения при проверке предпринимателя ждет повторная инспекция в течение одного месяца.

Согласно УК РФ, инспектор вправе выписать штраф работодателю, если нарушение будет подтверждено. Но чаще всего инспекция по труду ограничивается административным штрафом и предписанием для компании. Причем для устранения незначительных нарушений инспектор сначала предложит выполнить предписание, и, только когда рекомендации будут не исполнены, налагается штраф. Размер штрафа зависит от типа нарушения и от того, является ли оно злостным.

Согласно КоАП ст. 19.5, на само невыполнение предписания от трудовой инспекции тоже налагается отдельный штраф: на физическое лицо – 1-2 тыс. руб. или отстранение от должности на 1-3 года; на юридическое лицо – 10-20 тыс. руб.

Ниже представлены самые распространенные штрафы, которые может выписать Государственная инспекция труда предпринимателю:

  1. По ст. 143 УК РФ, за нарушение безопасности труда, которое привело к тяжкому вреду здоровья работника, – 200 тыс. руб. или размер заработной платы за полтора года. Как альтернатива предлагаются исправительные работы на 2 года либо заключение под стражу на 1 год. За нарушение техники безопасности, которая привела к смерти сотрудника, – тюремное заключение на 3 года, отстранение от должностных обязанностей на 3 года.
  2. По ст. 145 УК РФ, отказ принять на работу беременную женщину или ее увольнение, а также увольнение женщины с детьми до 3-летнего возраста – штрафные санкции в размере 200 тыс. руб. либо в размере заработной платы за полтора года и принудительная отработка на 120-180 часов.
  3. По ст. 145.1 УК РФ, за удержание заработной платы либо пенсии, а также стипендии сроком более двух месяцев с преследованием личных интересов работодателя – штрафные санкции 120 тыс. руб. или заработная плата за 1 год. В качестве альтернативы запрет на определенный вид деятельности на 5 лет, заключение под стражу на 2 года. Если задержки по выплатам имели тяжкие последствия, то налагается штраф в размере 500 тыс. руб. В качестве альтернативы лишение свободы на 5 лет.

Штрафные санкции ГИТ в крупных размерах стали возможны после вступления в силу ФЗ № 203-ФЗ. До вступления документа в силу максимальный штраф взимался в размере до 100 тыс. руб. Предпринимателям в некоторых случаях было проще заплатить штраф, чем исправлять нарушения.

Некоторые нарушения статей КоАП РФ тоже облагаются штрафными санкциями после проверок трудовой инспекции:

  1. Ст. 5.27: при нарушении закона об охране трудовой деятельности с должностных лиц взимается штраф 5 тыс. руб., с юридических лиц – 10-30 тыс. руб. и отстранение от деятельности сроком до 3 месяцев.
  2. За повторное административное наказание по той же причине, что и в первый раз по ст. 5.27, предприниматель отстраняется от деятельности на 1-5 лет.

Штраф ГИТ выписывает сразу после проверки. Оплатить можно через банки или на сайте налоговых органов. Отчет об оплате представляется в комиссию ГИТ по месту регистрации предпринимателя.

Оплатить штраф можно через банки или на сайте налоговых органов.

Выявив следующие нарушения в сфере охраны труда на производстве, государственная инспекция выписывает штраф в размере: с сотрудника – 3 тыс. руб., с юридического лица – 10-30 тыс. руб.:

  • Невыполнение на производстве нормативов по охране труда, например необеспечение работникам профилактического питания.
  • Несоблюдение вашими работниками мероприятий по безопасности при осуществлении процессов и манипуляций с оборудованием или инструментами.
  • Неиспользование во время производственного процесса защитных средств: одежды, перчаток, обуви, масок. Защитные средства должны стираться и дезинфицировать работодателем.
  • Несоблюдение работодателем нормативов по продолжительности рабочего дня и выходных (рабочая смена не более 12 часов, более продолжительное рабочее время должно оговариваться в трудовом договоре и оплачиваться как сверхурочное).
  • Разрешение и допуск сотрудника к рабочему месту до прохождения инструктажа по технике безопасности.
  • Нарушение трудового законодательства РФ ст. 213 и непредоставление сотрудникам ежегодных диспансеризаций. Обязательные медицинские осмотры были введены в 2004 году.
  • Отсутствие на производстве должностного лица, ответственного за охрану труда.

Что изменилось в прошлом году?

Каждый год законодательство РФ пересматривается, и в силу вступают новые правила. Новый трудовой закон был принят в 2016 году и вступил в силу 1 января прошлом году.

В первую очередь в трудовое законодательство были внесены изменения о минимальном размере заработной платы. Размер средней зарплаты был привязан к среднему прожиточному минимуму в каждом отдельном регионе.

Второе важное изменение в ТК РФ ждало любителей поболеть. По временной нетрудоспособности порядок исчисления денежного пособия начал выплачиваться с учетом следующих изменений:

  1. Выплата в размере средней заработной платы начисляется сотрудникам со стажем от 15 лет.
  2. Для сотрудников, которые отработали более 8 лет на производстве, размер пособия рассчитывается в размере 80% от средней заработной платы.
  3. Остальные работники получают пособие в размере 60% от среднего месячного заработка.

С 2017 года штрафы ГИТ выписывают только самым нерадивым работодателям. Система санкций была пересмотрена и смягчена. Работодатель после первого нарушения получает предупредительное предписание, и только при его невыполнении инспекторы смогут выписать штраф.

Штрафные санкции налагаются только на работодателей, которые повторно нарушили трудовое законодательство. Закон выявил множество недовольных отзывов от работников, так как выполнение и соблюдение правил до повторного нарушения будет полностью на совести владельца компании.

Штраф за невыполнение предписания государственного инспектора труда в срок

По итогам плановой или внеплановой проверки, если обнаружены какие-либо несоответствия в соблюдении работодателем норм трудового права или органами власти норм о социальной поддержке безработных и занятости, инспектор Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд), наряду с актом проверки, составляет такой документ, как предписание.

Содержанием предписания инспектора труда могут быть следующие требования (ст. 357 Трудового кодекса РФ, далее — ТК):

  • об устранении обнаруженных нарушений;
  • восстановлении прав сотрудника;
  • необходимости наложения санкций или снятия с должности лиц, совершивших противозаконные действия.

ВАЖНО! С 2018 года периодичность плановых проверок Роструда обуславливается присвоенным организации уровнем риска нарушения законодательства (постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).

К примеру, работодатель с высоким уровнем риска будет проверяться 1 раз в 2 года, со значительным — 1 раз в 3 года и т. д. Кроме того, все плановые проверки будут проводиться с использованием проверочных листов, оформленных в виде таблицы и содержащих контрольные вопросы об исполнении норм права. Перечень проверочных листов утвержден приказом Роструда от 10.11.2017 № 655.

Работодатель, получивший предписание, должен исполнить предусмотренные в нем требования в определенный промежуток времени (ст. 22 ТК). Вместе с тем он вправе не согласиться с действиями инспектора, его мнением о наличии нарушений или мерах по прекращению таковых и подать соответствующую жалобу вышестоящему должностному лицу Роструда (либо непосредственно руководителю Роструда — главному государственному инспектору труда Российской Федерации) или в суд в пределах 10 дней после получения предписания (ст. 361 ТК).

Работодатель, в отношении которого было выписано предписание, обязан отчитаться о его выполнении перед трудовой инспекцией. Обычно это оформляется в виде ответа или отчета об исполнении предписания.

ВАЖНО! Непредставление работодателем ответа на предписание при условии надлежащего исполнения предусмотренных в нем требований не влечет наложение на него каких-либо санкций.

Однако данный документ направлен на обеспечение эффективного взаимодействия между трудовой инспекцией и работодателем и может позволить последнему избежать внеплановой проверки Роструда для контроля за устранением обнаруженных нарушений (назначается согласно п. 89 административного регламента, принятого приказом Минтруда России от 30.10.2012 № 354н).

Ответ на предписание инспектора труда составляется на официальном бланке организации, подписывается руководителем и заверяется печатью (при ее наличии). В ответе, как правило, указывается следующая информация:

  • название трудовой инспекции, Ф. И. О. ее руководителя;
  • сведения об организации (наименование, место нахождения, контактные данные и т. д.);
  • дата и номер ответа;
  • название документа: «Ответ на предписание…» или «Отчет об исполнении…»;
  • реквизиты предписания (дата и номер);
  • требования, которые содержались в предписании, и срок их исполнения;
  • проведенные мероприятия по исполнению предписания или законное обоснование невозможности их реализации;
  • Ф. И. О. и подпись руководителя организации.

К ответу должны быть приложены документы, свидетельствующие о выполнении требований предписания. Например, копии платежного поручения о выплате зарплаты сотрудникам на банковские карточки, копии приказов об увольнении и др.

Важно Внеплановая проверка также ждет компанию, если по итогам предыдущей проверки она получила предписание об устранении нарушений трудового законодательства. По окончании установленного в предписании срока ГИТ проверит исполнение данного предписания.

Полномочия инспекторов ГИТ При проведении проверки государственные инспекторы труда вправе запрашивать у работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ). При выявлении нарушений трудового законодательства инспектор может предъявить компании или ее должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении этих нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (ст.

357 ТК РФ).Невыполнение предписаний инспектора по труду грозит административной ответственностью. Госинспекция труда по Псковской области напомнила работодателям, что невыполнение или ненадлежащее выполнение требований трудового инспектора подпадает под статью п. 23 ст. 19.5

КоАП и является административным правонарушением. В частности, должностному лицу грозит дисквалификация на 1 – 3 года или штраф в 30 – 50 тысяч рублей, для ИП он составит 30 – 50 тысяч рублей, а для юрлиц – в 100 – 200 тысяч рублей. Если компания в установленные инспектором сроки полностью выполнило его предписания, то в инспекцию нужно представить отчёт и документы, подтверждающие проделанную работу.

Также инспекция напомнила, что истёкший срок устранения выявленных нарушений может послужить основанием для проведения внеплановой проверки.Они же выносят предупреждения и налагают штрафы на эти нарушения. В случае совершения повторного аналогичного нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда, приостановления деятельности, дисквалификация руководителя, а так же в случае, если по делу проводилось административное расследование, решение о привлечении к ответственности принимается судьей.

**Аналогичное правонарушение — совершенное такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и об охране труда. С 2015 года срок давности привлечения к административной ответственности за любые нарушения трудового законодательства составит 1 год, а не 2 месяца, как было прежде. Чтобы избежать штрафов обратитесь к специалистам компании «МашАудит», которые осуществляют свои аудиторские, бухгалтерские и юридические услуги уже более 22 лет, обладают специальными знаниями и многолетним стажем.

КоАП РФ Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты Штраф от 130 000 до 150 000 руб. <или штраф от 100000 до 200000 руб.;<или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах <

или предложение;<или штраф от 50000 до 80000 руб. ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Невыполнение предписания трудинспектора Невыполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда Штраф от 100000 до 200000 руб. — ч.23, ст. 19.5 КоАП РФ Ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда Правонарушение* Санкции для предпринимателя Обоснование Первичноенарушение Повторноеаналогичноенарушение** Уклонение от оформления трудового договора Штраф от 5000 до 10000 руб.

Штраф от 30000 до 40000 руб.КоАП РФ Не обеспечение работников средствами индивидуальной защиты Штраф от 20000 до 30000 руб. <или штраф от 30000 до 40000 руб.;<или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 4, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение иных государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах <

или предложение;<или штраф от 2000 до 5000 руб. ч. 1, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ Невыполнение предписания трудинспектора Невыполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда Штраф от 30000 до 50000 руб. — ч.23, ст. 19.5 КоАП РФ Ненадлежащее выполнение законного предписания государственного инспектора труда Правонарушение* Санкции для руководителя организации Обоснование Первичноенарушение Повторноеаналогичноенарушение** Уклонение от оформления трудового договора Штраф от 10000 до 20000 руб.

КоАП РФ Нарушение законодательства об охране труда Нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах <или предупреждение;<или штраф от 5000 до 10000 руб. <или штраф от 100000 до 200000 руб.;<или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч.2, 5 ст.5.27.

1 КоАП РФ Непроведение оценки условий труда на рабочих местах Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке:- обучения и проверки знаний требований охраны труда;- обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических ( в течение работы) медицинских осмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний Штраф от 15000 до 25000 руб. ч.3, 5 ст.

Изменения 2018 года

В 2018 году самыми важными изменениями в трудовом законодательстве стали повышение размера МРОТ и новый порядок проведения плановых проверок ГИТ.

С 1 января 2018 года МРОТ равняется 9489 рублей. Планируется, что с 2019 года эта сумма будет устанавливаться каждый год и равняться прожиточному минимуму для взрослого гражданина России за второй квартал предшествующего года.

Напомним, что в регионах можно устанавливать свой размер МРОТ, но он не должен быть ниже федеральной «минималки».

С этого года плановые трудовые проверки будут проводиться по проверочным листам – это регламентирует Постановление Правительства РФ от 08.09 2017 г. № 1080. Эти правила будут действовать в отношении работодателей, относящихся к категории умеренного риска, уже с 1 января 2018 года. А с 1 июля нынешнего года – и для остальных категорий. Узнать свою категорию риска предприниматель может из Постановления Правительства РФ от 16.02.2017 N 197.

Кто имеет право присвоить категорию риска? При определении к категории высокого риска – главный госинспектор труда РФ или его заместитель; если присваивается значительная, средняя или умеренная «рискованная» категория – главный госинспектор труда в субъекте РФ или его заместитель.

Если работодатель оставлен без внимания и особая категория не присвоена, значит, ваша компания имеет низкую категорию риска. Но чтобы не попасть врасплох, рекомендуем на всякий случай познакомиться с графиком проверок, который утвердила на 2018 год трудовая инспекция.

Сведения о работодателях с риском выше среднего опубликованы на официальном сайте Роструда.

Соответствующий запрос поможет вам узнать свою категорию риска – для этого нужно направить запрос в Госинспекцию труда. В течении 15 дней должны ответить.

Каков же порядок проведения проверки по чек-листам? Проверочные листы будут использовать для проведения плановой проверки – их будет 154 штуки. На сайте Роструда уже сейчас можно найти большинство из них.

Проверочные листы – по сути просто список вопросов. Эти специальные контрольные вопросы охватывают самые значимые требования ТК РФ 2018 года, которые касаются работодателя. Чек-листы не будут применяться во время внеплановых проверок.

Чек-листы не будут применяться во время внеплановых проверок.

Вопросы проверочных листов коснуться тех аспектов, которые связаны с правами работников: оплатой труда, режимом работы, договорами, больничными и т.д. Пристальное внимание разработчики вопросников уделили охране труда, нарушение требований которой может привести к тяжелым последствиям –травмам или смерти работника. Трудовой инспектор обязан ограничиться вопросами, которые есть в чек-листе.

Бояться штрафов от Государственной инспекции труда не придется, если соблюдать ТК РФ и не нарушать законы. Помните, обиженные сотрудники смогут не только потребовать с вас материальные выплаты через суд, но и предъявить претензию по моральному ущербу. Компании, которые часто попадают на «карандаш» инспекторов в Государственной инспекции труда, редко имеют высокую репутацию.

Метки: государственный, инспектор, невыполнение, предписание, труд, штраф

Статья 19.5 КоАП

1 июля 2020 г. в настоящей статье произойдут изменения

1. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, уполномоченного в области экспортного контроля, его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-1. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, или выданного при осуществлении контроля за использованием государственной или муниципальной преференции законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восемнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-2. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шестнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-3. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или выданного при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-4. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству Российской Федерации о рекламе акта федерального органа исполнительной власти, акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или акта органа местного самоуправления —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-5. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении недобросовестной конкуренции —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

2-6. Невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-1 — 2-5 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2-7. Невыполнение в установленный срок предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа об отмене либо изменении противоречащего законодательству об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации акта и (или) о прекращении действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего функции указанных органов органа или организации, которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, нарушающих требования, установленные законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

3. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа регулирования естественных монополий, его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

4. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

5. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов), —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

6. Невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, организации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

7. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органов, указанных в частях 7-1 и 7-2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.

7-1. Невыполнение в установленный срок законного предписания или требования федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, либо его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

7-2. Невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

7-3. Повторное совершение должностным лицом административных правонарушений, предусмотренных частями 7 и 7-1 настоящей статьи, —

влечет дисквалификацию сроком на один год.

8. Невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

8-1. Действия (бездействие), предусмотренные частью 8 настоящей статьи, совершенные в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

9. Невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

10. Невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области обеспечения транспортной безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

11. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

12. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

13. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до шести тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

14. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

15. Невыполнение изготовителем (исполнителем, продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), органом по сертификации или испытательной лабораторией (центром) в установленный срок законного решения, предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов к продукции, в том числе к зданиям и сооружениям, либо к продукции (впервые выпускаемой в обращение продукции) и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации или утилизации, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

16. Невыполнение в установленный срок предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей и (или) административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

17. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

18. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

19. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

20. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

20-1. Повторное совершение должностным лицом административного правонарушения, предусмотренного частью 20 настоящей статьи, —

влечет дисквалификацию сроком на два года.

21. Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

22. Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от шести тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

23. Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

24. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24-1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

24-1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

25. Невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

26. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 25 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

27. Невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

28. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 27 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

29. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

30. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» об устранении выявленных нарушений лицензионных требований —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

31. Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа, осуществляющего муниципальный контроль за выполнением единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения мероприятий по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения и определенных для нее в схеме теплоснабжения, в случаях, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

32. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 31 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

33. Часть 33 вступает в силу 1 июля 2020 г. Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности, об устранении нарушений лицензионных требований —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

34. Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере десяти тысяч рублей.

35. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 34 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные частями 11, 31 и 32 настоящей статьи, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Предстоящие изменения ст. 19.5

Последние изменения ст. 19.5

1 января 2020 г., в соответствии с законом № 448-ФЗ от 27.12.2019 г., в абзаце первом части 8 статьи 19.5 слова «федерального государственного надзора, регионального государственного ветеринарного надзора» заменены словами «федерального государственного ветеринарного надзора».

26 апреля 2019 г., в соответствии с законом № 56-ФЗ от 15.04.2019 г., часть 30 статьи 19.5 вступила в силу.

30 июля 2018 г. в соответствии с Федеральным Законом № 220-ФЗ от 19.07.2018 г., вступили в силу части 34 и 35 настоящей статьи.

1 января 2018 г., в соответствии с законом № 437-ФЗ от 28.12.2017 г., в абзаце первом части 24 слова «лицензионных требований» заменены словами «лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных частью 24-1 настоящей статьи,», а новая часть 24-1 вступила в силу.

29 октября 2017 г., в соответствии с законом № 266-ФЗ от 29.07.2017 г., часть 29 настоящей статьи вступила в силу.

Неисполнение предписания: особенности административной ответственности

Очень часто по результатам мероприятий государственного и муниципального контроля индивидуальным предпринимателям вручаются обязательные для исполнения предписания, представления, постановления или решения, невыполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ. Рассмотрим, на что бизнесменам следует ­обратить внимание, если их будут привлекать к ­административной ­ответственности.

Как известно, с 1 января 2016 г. большинство коммерсантов могут не бояться некоторых видов проверок целых три года – до 31 декабря 2018 г. Соответствующие изменения приняты Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”». Однако окончательно расслабиться предпринимателям вряд ли удастся. Связано это со следующими обстоятельствами. Во-первых, указанный запрет не касается внеплановых проверок, во-вторых, он не распространяется на предпринимателей, которые в течение трех предыдущих лет допустили грубые нарушения законодательства в конкретной сфере деятельности, и, в-третьих, избежать проверок не удастся, если деятельность ИП связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, окружающей среды и иных ценностей. Во всех этих случаях сохранена возможность проведения проверок с вынесением по их результатам обязательных для исполнения предписаний, постановлений, представлений или решений. Их невыполнение может дорого обойтись для бюджета коммерсанта. Так, согласно ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.

Рассмотрим, на что следует обратить внимание в предписании, если оно будет вынесено в адрес бизнесмена для привлечения к административной ответственности.

Начнем с того, что предписания контролирующих органов должны иметь три главных признака.

Обязывающий характер

Все административные правонарушения, предусмотренные ст. 19.5 КоАП РФ, выражаются в форме бездействия по неисполнению в установленный срок предписаний1 органов, осуществляющих ­различные виды государственного и (или) муниципального контроля.

При этом неисполнению должны подлежать именно предписания, являющиеся ненормативными правовыми актами. Объединяет эти акты то, что они:

  • принимаются уполномоченными лицами в случаях обнаружения нарушений законодательства подконтрольными (поднадзорными) субъектами;
  • устанавливают для подконтрольных (поднадзорных) субъектов обязательные для исполнения требования по устранению выявленных нарушений;
  • носят административно-властный характер.

В связи с этим неисполнение индивидуальным предпринимателем актов, не отвечающих таким требованиям, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ.

Показательным в связи с этим является судебное решение, о котором пойдет речь ниже.

Судебная практика СвернутьПоказать

Судьи рассмотрели спор между надзорным органом и проверяемым налогоплательщиком. В результате арбитрами было установлено, что по результатам проведенной проверки уполномоченным органом была сделана отметка о выявленных фактах нарушения законодательства, из нее была сделана выписка и направлена проверяемому субъекту с указанием срока устранения нарушений. В связи с невыполнением в установленный срок требования подконтрольный субъект был привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ. Привлекая к ответственности, надзорный орган полагал, что согласно ст. 19.5 КоАП РФ штраф возможен не только за неисполнение предписания, оформленного отдельным документом с соответствующим наименованием, но и за неисполнение иных документов, содержащих письменные распоряжения контрольного органа, обязывающих в установленный срок устранить выявленные нарушения. Не согласившись с правомерностью такого толкования закона, проверяемое лицо обжаловало постановление о привлечении к административной ответственности в суде. Рассматривавшие это заявление судьи согласились с его позицией, и отметили, что выписка из надзорного дела носит чисто информационный характер и поэтому несоблюдение содержащихся в ней требований не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (постановление Пятого арбитражного ­апелляционного суда от 18.07.2014 № 05АП-7794/2014 по делу № А59-1129/2014).

Законность

Следует также учитывать, что состав правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, будет иметь место лишь в случае, когда невыполненное предписание отвечает определенным требованиям. Основным из них является то, что такой ненормативный акт должен быть ­законным. На это прямо указывается в ст. 19.15 КоАП РФ.

Судебная практика СвернутьПоказать

Суд Еврейской автономной области в постановлении от 29.05.2014 по делу № 4-А-27/2014 отметил, что «обязательным признаком объективной стороны состава названного правонарушения является законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), что обязательно подлежит проверке и оценке в каждом случае привлечения лица к административной ответственности за данное правонарушение». В противном случае, как подчеркнул Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 26.12.2012 по делу № А46-23747/2012, возложение административной ответственности будет возможно за неисполнение предписания, которое было вынесено без установленных законом оснований (например, ненадлежащему субъекту, либо неуполномоченным органом и т.п.), что не отвечает задачам административного (властного) ­регулирования общественных отношений.

Из рассмотренных постановлений можно сделать вывод, что существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности, является установление законности невыполненного предписания ­уполномоченного органа.

Суд для этого должен выяснить:

  • наличие материальных оснований для вынесения предписания, т.е. наличие доказательств несоблюдения индивидуальным ­предпринимателем норм действующего законодательства;
  • наличие полномочий органа или должностного лица на вынесение предписания;
  • соблюдение процедуры вынесения предписания.

При этом законность предписания доказывается надзорным органом, его вынесшим. Отсутствие таких доказательств влечет прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с ­отсутствием состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).

Исполнимость

Не менее важным требованием, предъявляемым к предписаниям, является то, чтобы они были исполнимыми. Иными словами, надзорный орган, принуждая предпринимателя к определенному поведению, должен ясно и недвусмысленно изложить свое требование, сформировать у коммерсанта четкое представление относительно того, что необходимо сделать или от каких действий нужно воздержаться. Прежде всего в соблюдении такого требования заинтересованы сами проверяющие. Ведь очевидно, что предписание будет исполнено лишь тогда, когда бизнесмен будет обладать реальной возможностью его исполнить.

Судебная практика СвернутьПоказать

Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 09.07.2013 № 2423/13 по делу № А53-19629/2012 отметил, что исполнимость предписания наряду с его законностью является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость предписания, по мнению арбитражного суда надзорной инстанции, следует понимать как «наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ­ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение».

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 03.12.2013 по делу № А43-27119/2012 в дополнение к этому указал, что «предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, ­четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами».

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу о том, что требование исполнимости предписания проявляется в следующем:

  • индивидуальный предприниматель должен быть своевременно извещен о содержании вынесенного предписания;
  • предписание должно содержать ясные и недвусмысленные формулировки;
  • у бизнесмена должна иметься реальная возможность устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Если эти требования не соблюдены, то привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, невозможно. Основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае выступает отсутствие состава административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ), выражающееся в отсутствии вины нарушителя в неисполнении предписания.

Иные требования

Помимо необходимости соблюдения выше рассмотренных требований к предписаниям суды для квалификации административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, учитывают и некоторые дополнительные обстоятельства.

Достаточно серьезное внимание уделяется судами возможности привлечения индивидуальных предпринимателей к административной ­ответственности за неисполнение нескольких выданных предписаний.

Судебная практика СвернутьПоказать

В постановлении ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу № А14-1537/2010/50/5 разъяснено, что административное законодательство не содержит норм, позволяющих привлечь к ответственности за неисполнение нового ­предписания о необходимости выполнения ранее неисполненного предписания.

В то же время Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 13.03.2013 по делу № А75-1424/2012 особо подчеркнул, что назначение наказания по факту неисполнения ранее выданного предписания не означает отсутствия у контролирующего органа возможности и полномочия по выдаче повторного ­предписания об устранении нарушений законодательства.

В этом отношении интересным представляется также постановление Оренбургского областного суда от 03.09.2013 № 4а-579/2013. В деле, рассмотренном судами, было установлено, что государственной жилищной инспекцией по результатам плановой проверки управляющей компании было выдано 104 предписания об устранении нарушений правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда. При этом предписания были выданы по каждому проверенному жилому дому с указанием одного срока исполнения. Через некоторое время, проведя внеплановую проверку, государственная жилищная инспекция установила неисполнение указанных предписаний и составила акты проверки по каждому проверенному дому отдельно, что послужило в последующем основанием для составления в отношении управляющей компании протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ по каждому объекту отдельно. Оренбургский областной суд пришел к выводу, что выдача государственной жилищной инспекцией по результатам одной проверки в отношении одного лица нескольких предписаний по каждому проверенному объекту является неправомерной, поскольку фактически по результату проверки было выявлено одно нарушение, состоящее из нескольких эпизодов нарушения правил содержания и ремонта жилых домов.

Отдельно следует отметить, что, по мнению судов, состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 19.5 КоАП РФ, образуется также в случае, когда предписание контрольно-надзорного органа исполнено частично (не в полном объеме). Иными словами, частичное исполнение предпринимателем вынесенного ему предписания не освобождает его от административной ответственности. Такой вывод содержит постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.10.2012 по делу № А75-3275/2012.

Процессуальные особенности

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ, возбуждается на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами государственных и муниципальных органов, уполномоченных на выдачу индивидуальным предпринимателям обязательных для исполнения предписаний. Перечень таких органов предусмотрен ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме этого следует учитывать, что во всех случаях правом на возбуждение производства по делу об административном ­правонарушении наделен прокурор (ч. 1 ст. 25.11, ст. 28.4 КоАП РФ).

Дела об административных правонарушениях в отношении индивидуальных предпринимателей, предусмотренных:

  • частями 1, 12–15 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают мировые судьи;
  • частями 16, 18 и 19 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи районных судов;
  • частями 6 и 15 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов;
  • частями 2–2.3, 2.6, 2.7, 3, 5, 6, 8.1, 11, 17 и 20 ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов в случаях, если органы или должностные лица, к которым поступают дела о таких административных правонарушениях, передают их на ­рассмотрение судьям.

В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.5 КоАП РФ, рассматривают возбудившие их ­органы в соответствии с гл. 23 КоАП РФ.

Если орган, должностные лица которого возбудили производство по делу об административном правонарушении, не уполномочен рассматривать это дело, он направляет протокол (а прокурор — постановление) об административном правонарушении судье в течение трех суток с момента его составления. На основании этих и других документов судья рассматривает дело об административном правонарушении в двухмесячный срок с возможностью его продления, но не более чем на один месяц. Если дело об административном правонарушении рассматривается иным субъектом (не судьей), то такой срок составляет пятнадцать дней также с возможностью его продления, но не более чем на один месяц.

Индивидуальным предпринимателям следует учитывать, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ, составляет три месяца с момента истечения срока исполнения предписания.

Сноски

СвернутьПоказать

  1. В дальнейшем под предписаниями будут пониматься любые предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Вернуться назад

Полистать демо-версию печатного журнала

Образец предписания об устранении нарушений

Предписание об устранении нарушений – это документ, составляющийся уполномоченным органом или лицом, которое по результатам проверки выявило нарушения в деятельности организации.

Такого рода документ не может быть основанием для наложения на организацию или лицо ответственности, однако является обязательным к исполнению. Нарушения, которые зафиксированы контролирующим органом, подлежат устранению в определенный срок, указанный в документе.

Форма законом не определена, из чего следует, что органы, ответственные за контроль в разных сферах, составляют документ, руководствуясь собственными стандартами.

В целом, оно содержит одинаковый набор данных: сведения о проверяющем и проверяемом, суть, срок исполнения требований.

Что это такое

Законодательство устанавливает, что уполномоченный орган, ответственный за проверку деятельности хозяйствующего субъекта, при обнаружении неисправностей выдает последнему предписание об устранении нарушений.

Оно выражает требование проверяющего и его исполнение носит обязательный характер. Но сам по себе не может повлечь за собой наложение каких-либо санкций.

В то же время, неисполнение в установленный срок влечет за собой наказание, предусмотренное ст. 19.5 КоАП РФ.

Выдача предписания, а также отдельные требования к сведениям, которые должны в нем содержаться, регулируются Федеральным законом от 26.12.2009 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Закон).

За что может быть выдано

Проверяющий выносит решение о существовании в деятельности субъекта нарушений, несоответствующих нормам, на основании нормативно закрепленных стандартов или иных правил. Так, обязательно должна быть указана норма, которая, по мнению инспектора, была нарушена.

Если зафиксирован случай какого-либо нарушения, которое может быть незамедлительно исправлено, проверяющий выражает требование о его устранении устно, в форме предупреждения. Помните, что цель инспектора – исключение возможности повтора.

Предписание выдается при проведении плановой или внеочередной проверки. Плановые проводятся в соответствии с Федеральным законом №294. Согласно этому акту, контроль производится не чаще раза в три года.

Исключением являются организации, предоставляющие образовательные услуги, — надзор за их деятельностью осуществляется в особом порядке.

Перечень возможных нарушений широк, но в качестве примера можно привести самовольное изменение квартирных перегородок. В этом случае, проверяющий может потребовать устранить нарушение, т.е. обратиться в уполномоченный орган для оформления необходимых документов.

Интересно заметить, что владельцы жилых помещений зачастую уверены в том, что такое предписание не может быть оформлено на них. Однако, если нарушение будет зафиксировано во время проверки, нарушитель будет обязан его устранить во избежание наступления предусмотренной законом ответственности.

Предписание выдается органом или должностным лицом, уполномоченным проводить проверку. При составлении проверяющий представляет информацию о своих полномочиях.

Ответственному за контроль инспектору дается не более трех рабочих дней с момента завершения проверки для составления документа.

Он составляется в двух экземплярах и скрепляется подписями сторон. Один экземпляр составленного проверяющим акта направляется нарушителю. Он подтверждает своей подписью – это строгое правило, которое должно быть соблюдено как в случае личной выдачи, так и при передаче посреднику. Второй экземпляр проверяющий оставляет у себя.

Как составить

Предписание не имеет единого образца, но в нем должны содержаться следующие сведения:

  1. Данные о контролирующем органе или лице, проводившем проверку.
  2. Дата проведения.
  3. Информация о проверяемом, включая место проведения контроля и наименование субъекта.
  4. Информация о форме.
  5. Зафиксированные нарушения или неполадки, которые не соответствуют законным требованиям или стандартам.
  6. Нормативные акты, которые подтверждают законность вынесенных претензий.
  7. Предельный срок устранения неисправностей.
  8. Информация о способах устранения.
  9. Срок предоставления отчета о проведении мероприятий по устранению.

Отраслевые ведомства самостоятельно составляют форму предписания. Законом предусмотрено лишь одно требование – указание срока устранения неисправностей.

Более того, если нарушителю потребуется составить возражение на предоставленное ему предписание, рекомендуется обратиться в контрольный орган, который вынес данное решение, для получения установленного им образца возражения.

Срок устранения неисправностей представляется компромиссным решением нарушителя и инспектора. Однако, предполагается, что этот период не будет превышать 6 месяцев. Также, нарушитель может продлевать срок исполнения, если предоставит доказательства невозможности устранения нарушения в указанный период.

Документы для скачивания (бесплатно)

Предписание сопровождается другими документами:

  1. Нормативными правовыми актами, несоответствие требованиям которых было установлено в ходе проверки.
  2. Результатами экспертиз, исследований, опросов и другими данными, которые являются доказательной базой для вынесения решения.
  3. Объяснительными записками, которые предоставляются ответственными лицами.

Формирование ответа

Если нарушитель не согласен с предъявленными требованиями, он может выразить свое возражение в форме претензии, которую фиксирует проверяющий. Такое возражение должно быть обосновано с привлечением документации, независимых экспертиз и иных достоверных доказательств.

Хотя законодательством не установлена необходимость отправлять отчет о результатах проведенных мер по устранению выявленных проверкой нарушений, рекомендуется предоставить этот документ в контролирующий орган.

В нем нарушитель подробно указывает, как именно производилось исполнение предписания (следует уделить внимание каждому этапу), а также подкрепляет, например, справками или данными экспертизы. Как правило, чем больше доказательств предоставит нарушитель, тем меньше вероятность передачи дела в судебные инстанции.

Истечение установленного срока влечет за собой внеочередную проверку. Документально закрепляются данные об отсутствии нарушений.

Документ составляется в двух экземплярах, подписывается нарушителем, исполнившим предписание, и контролирующим органом или лицом. Экземпляр акта о проведении проверки предоставляется обеим сторонам.

Однако, отмечается, что на практике проверяющие проводят проверку только на основании предоставленного нарушителем отчета об устранении нарушений. Если такой акт отсутствует, контролирующий орган передает дело в суд. Этим и объясняется значимость направления отчета об исполнении предписания в контролирующий орган.

Чем грозит вынесение

Предписание об устранении нарушений лишь прилагается к документам, подтверждающим факт проверки деятельности субъекта, и выражает требования закона в лице проверяющего, и оно не может налагать никаких наказаний на нарушителя. Однако, следует принимать во внимание, что неисполнение этих требований влечет за собой юридическую ответственность.

В числе мер ответственности – административные санкции и даже приостановление деятельности субъекта экономической деятельности. Подробную информацию об административной ответственности за неисполнение требований, изложенных в предписании, можно найти в статье 19.5 КоАП РФ.

Как оспорить

Если проверяемый не согласен с результатами и желает оспорить вынесенное предписание, ему предоставляется право составить возражение на решение проверяющего. Возражение должно содержать информацию о:

  • заявителе;
  • деталях об устранении;
  • проверяющем лице или органе;
  • причинах несогласия с вынесенным решениям, доказательства, опровергающие аргументы проверяющего;
  • ходатайстве об аннулировании, сопровождаемое ссылкой на нормативные правовые акты, содержащие в себе основания для подачи такого ходатайства.

Предоставленные документы, приложенные к возражению, должны быть помечены печатью юридического лица, а также подписаны лицом, уполномоченным принимать решение о направлении возражения к контролирующему органу.

Подробнее об устранении выявленных нарушений — на видео.