Неявка присяжного заседателя в суд

Суд присяжных: право, долг, обязанность и гарантии Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

УДК 343.1 Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

ББК 67.411

СУД ПРИСЯЖНЫХ: ПРАВО, ДОЛГ, ОБЯЗАННОСТЬ И ГАРАНТИИ

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПУШКИН,

председатель Центрального районного суда г. Тулы, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Тульского института (филиала) ВГУЮ (РПА) Минюста России, кандидат юридических наук, доцент

Научная специальность 12.00.09 — уголовный процесс E-m ail: referen t@cen ter. cdtula.ru

Аннотация. Рассматриваются правовые проблемы, связанные с функционированием в России суда присяжных. Делается вывод о том, что действующие правовые нормы неидеально регулирует порядок формирования коллегии присяжных заседателей. Предлагаются направления реформирования законодательства по пути укрепления позиций института суда присяжных в уголовном судопроизводстве.

Ключевые слова: суд присяжных, правосудие, присяжный заседатель, гражданский долг, список кандидатов.

Keywords: jury, justice, juror, civic duty, the list of candidates.

Задача расширения компетенции суда присяжных заседателей разрешилась 23 июня 2016 г. с принятием Федерального закона № 190-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей». Согласно данному закону, с 1 июня 2018 г. компетенция присяжных заседателей распространяется до уровня районных (городских) и военных гарнизонных судов. В связи с этим обостряется необходимость в доктри-нальном толковании многих положений института присяжных заседателей, являющегося, как известно, ориентиром для практики.

% i

Одно из таких положений связано с вопросом об обязанности гражданина Российской Федерации осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя. Дело в том, что Конституция РФ провозгласила право граждан принимать участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). А если учесть, что Конституция допускает возможность осуществления правосудия с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123), то становится очевидным: быть присяжным, или нет — это личный выбор гражданина.

Указанное конституционное предписание нашло свое непосредственное отражение в ч. 1 ст. 2 ФЗ от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»: граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей.

Вместе с тем, как гласит ч. 2 этой же статьи, участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

Что же следует понимать под гражданским долгом? Гражданский долг — это личное представление человека о своих моральных обязанностях перед обществом и государством, гражданином которого он является. Стало быть, в отличие от обязанности, требующей соответствующего поведения под угрозой ответственности и наказания, гражданский долг

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

исполняется добровольно, так сказать, по зову души и сердца гражданина.

Сказанное позволяет признать, что любой гражданин Российской Федерации при определенных условиях, предусмотренных законом, наделяется правом осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя. Но если гражданин включен в списки кандидатов в присяжные заседатели, то его участие в осуществлении правосудия является не только правом, но и гражданским долгом.

Говоря о гражданском долге гражданина участвовать в осуществлении правосудия, законодатель, по всей видимости, делает попытку повысить правосознание граждан, ориентировать их на активность в этом вопросе. Ведь честно и добросовестно исполнить свой гражданский долг способен только человек с активной гражданской позицией, обладающий высоким уровнем правосознания, ответственности и культуры.

Сегодня практика как никогда нуждается именно в таких кандидатах в присяжные заседатели. На поверку же, многие граждане, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, просто отказываются исполнять свой гражданский долг.

А как на это реагирует законодатель? В частности, согласно ч. 11 ст. 5 названного выше закона, граждане имеют право обращаться в исполнительно-распорядительный орган соответствующего муниципального образования с письменными заявлениями об исключении их из списков кандидатов в присяжные заседатели. В свою очередь, как это гласит ч. 12 данной статьи закона, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования в пятидневный срок рассматривает поступившее заявление и принимает по нему решение. Это решение может быть обжаловано в суд, в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, закон не исключает вероятность обязать гражданина остаться в списках кандидатов в присяжные заседатели, даже если это противоречит его воле. Более того, такой гражданин вполне может быть отобран кандидатом в присяжные заседатели при составлении предварительного списка. Согласно же ч. 7 ст. 326 УПК РФ, от исполнения обязанностей присяжных заседателей по их устному или письменному заявлению председательствующим судьей могут быть освобождены отдельные лица, указанные в за-

коне. Словосочетание «могут быть освобождены» свидетельствует об отсутствии императивности в решении вопроса освобождения лица от исполнения обязанностей присяжного заседателя, если, допустим, председательствующий судья признал причину, указанную кандидатом в обоснование своих требований, неуважительной.

Из этого вытекает, что конституционное право гражданина осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя постепенно трансформируется в его обязанность. Действительно, самостоятельно принять решение против участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя гражданин уже не в праве. Такое право — прерогатива председательствующего судьи.

Наконец, при формировании коллегии присяжных заседателей, каждый из кандидатов в присяжные заседатели вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод (ч. 4 ст. 328 УПК РФ). По ходатайствам кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве заслушивается мнение сторон, после чего судья принимает решение (ч. 5 ст. 328 УПК РФ). Кандидаты в присяжные заседатели, ходатайства которых об освобождении от участия в рассмотрении уголовного дела удовлетворены, исключаются из предварительного списка и удаляются из зала судебного заседания (ч. 6 ст. 328 УПК РФ).

Следовательно, и здесь закон допускает возможность оставить ходатайство кандидата в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном разбирательстве без удовлетворения. Причем, на практике такие случаи далеко не единичны. Вместе с тем, нельзя не признать, что лицо, осуществляющее полномочия присяжного заседателя не по доброй воле, а по принуждению, скорее всего не сможет быть объективным, справедливым и беспристрастным, как этого требует закон. Но в таком случае, можем ли мы вообще говорить о законном составе суда?

Есть и еще один важный момент. Как известно, неисполнение какой-либо обязанности, предусмотренной законом, предполагает юридическую ответственность. Эта формула не срабатывает при уклонении лица от участия в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя, ибо правовая обязанность не подкреплена ответственностью. Закон предусматривает лишь ответственность лица, вошедшего в

состав коллегии присяжных и принявшего присягу, т.е. собственно самого присяжного заседателя, не явившегося в суд без уважительных причин (ч. 3 ст. 333 УПК РФ), но не кандидата в присяжные.

Все это еще раз свидетельствует о том, что гражданский долг участвовать в осуществлении правосудия, закрепленный в вышеназванном законе, нельзя отождествлять с правовой обязанностью, на что в свое время обращали внимания и другие криминалисты1. На наш взгляд, необходимо четко руководствоваться Конституцией РФ, декларирующей право гражданина осуществлять правосудие в качестве присяжного заседателя. Поэтому, на всех этапах формирования коллегии присяжных заседателей, начиная с включения граждан в списки кандидатов, предварительные списки кандидатов, и заканчивая непосредственным формированием коллегии в судебном заседании, это право должно жестко обеспечиваться законом. В связи с этим целесообразно обсудить необходимость внесения соответствующих изменений как в ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», так и в УПК РФ. Например, в законе о присяжных заседателях предусмотреть в тексте ч. 12 ст. 5 обязанность исполнительно-распорядительного органа муниципального образования удовлетворять заявления граждан об исключении их из списков кандидатов, и на этом основании вносить в списки надлежащие изменения. В ч. 7 ст. 326 УПК РФ предусмотреть не право, а императивную обязанность председательствующего судьи освобождать гражданина, отобранного в предварительный список, от исполнения обязанностей присяжного заседателя по его заявлению. А при непосредственном формировании коллегии, удовлетворять ходатайства кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участия в судебном заседании, что прямо закрепить в тексте ч. 5 ст. 328 УПК РФ.

Основной задачей при формировании коллегии присяжных заседателей сегодня следует признать не то, как обязать гражданина участвовать в осуществлении правосудия, а то, как добровольно привлечь его в этот процесс. Задача эта крайне сложная и связана с ответом на непростой вопрос, почему многие граждане отказываются реализовать свое право быть присяжным заседателем? Как повысить уровень их правосознания, склонить к исполнению гражданского долга?

Сегодня представители судейского корпуса обоснованно бьют тревогу. Так, по нашим данным, из

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

трехсот включенных в предварительный список кандидатов в присяжные заседатели по извещениям в Тульский областной суд прибывает не больше 30 человек. По данным заместителя председателя Московского городского суда, из 1500—2000 вызванных кандидатов в суд приходит 50—60 человек2. А по данным Т.И. Делигиоз в 2013 г. из 500 вызванных кандидатов в Приморский краевой суд фактически явились шесть человек3. Если учесть, что многие из явившихся в суд кандидатов (зачастую больше половины) либо отказываются быть присяжными, либо не отвечают законным требованиям, предъявляемым к присяжным заседателям, то сформировать коллегию присяжных заседателей уже является огромным успехом. В связи с этим нельзя забывать, что сегодня коллегия формируется из граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ. А с июня 2018 г. для районных судов будет формироваться из граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования или специально образованного округа. Нет сомнений, что решение этой задачи существенно усложнится, особенно в сельских районах с малочисленным населением, где жители в основном знают друг друга, породнились или общаются между собой.

В решении вопроса формирования коллегии присяжных особая роль отводится взаимодействию органов исполнительной и судебной власти. Объясняется это тем, что составление основного и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели возлагается на органы исполнительной власти, а непосредственную работу с кандидатами в присяжные, включенными в эти списки, при формировании коллегии проводят суды. Поэтому даже безобидная, на первый взгляд, опечатка, скажем, в фамилии или имени кандидата, в адресе проживания, нивелирует его конституционное право принимать участие в осуществлении правосудия. Мы уже не говорим о существенных ошибках, допускаемых при составлении таких списков. Например, включение в них граждан, признан-

1 Залызина В.А. Современные проблемы формирования коллегии присяжных заседателей в Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: Мат. VI Меж-дунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 74, 75; Владыкина Т.А. Проблемы формирования коллегии присяжных заседателей // Журнал российского права. 2014. № 5. С. 85.

2 Колоколов Н.А. Будущее суда присяжных в России: Президенту РФ — спросил, общество ответило // Уголовное судопроизводство. 2015. № 2. С. 6—8.

3 Делигиоз Т.И. Формирование коллегии присяжных заседателей // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 488, 489.

ных судом недееспособными, состоящих на учете в психиатрических или наркологических клиниках, имеющих судимость. По мнению Г.С. Арутюнян, фактически любое лицо, достигшее 25 лет, может попасть в список кандидатов в присяжные заседатели4.

Все это приводит к усложнению процедуры формирования коллегии присяжных, необоснованному увеличению сроков рассмотрения дела, повышению государственных затрат на осуществление правосудия.

Фактически же, ответственность за эти ошибки возлагается на председательствующего по делу судью, который через секретаря судебного заседания или помощника судьи перепроверяет кандидатов на предмет наличия требований, предъявляемых законом к присяжным заседателям, и, в конечном итоге, формирует коллегию присяжных заседателей.

В этой связи особую значимость приобретает вопрос о гарантиях независимости и неприкосновенности присяжных заседателей. Эти гарантии регламентируются ст.ст. 11 и 12 вышеназванного закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и существенно отличаются (не в пользу присяжных заседателей) от гарантий независимости и неприкосновенности федеральных, мировых и арбитражных судей. На наш взгляд, необходимо самым тщательным образом изучить вопрос о расширении таких гарантий присяжным заседателям, что, несомненно, повысит их уверенность в государственной поддержке при исполнении гражданского долга, связанного с осуществлением правосудия, претворения в жизнь идеи верховенства закона.

Нельзя обойти стороной и еще один важный вопрос. Конституция Российской Федерации гарантирует обвиняемому право на рассмотрение его дела с участием присяжных. Ограничить обвиняемого в этом праве может только федеральный закон. Ч. 2 ст. 325 УПК РФ предусматривает возможность рассмотрения дела, в котором участвуют несколько подсудимых, с участием присяжных заседателей, если хотя бы один из них заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела судом в данном составе при отсутствии возражений со стороны других подсудимых. Но если хотя бы один подсудимый отказывается от суда с участием присяжных заседателей, суд решает вопрос о выделении уголовного дела в отношении этих подсудимых в отдельное производство. При невозможности выделения дела в отдель-

ное производство, уголовное дело в целом рассматривается судом с участием присяжных заседателей.

Стало быть, невзирая на конституционное право обвиняемого, уголовно-процессуальное законодательство безапелляционно навязывает подсудимому рассмотрение дела о преступлении, в совершении которого он обвиняется, судом присяжных заседателей. Учитывая, что последствия такой формы судопроизводства, могут быть не в пользу подсудимого, его права, в таком случае, явно нарушаются.

Конституция Российской Федерации (ч. 2 ст. 47) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (п. 2 ч. 2 ст. 30) закрепляют право обвиняемого на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей. Вместе с тем, при разрешении данного ходатайства совершенно не учитывается позиция потерпевшего, как, например, этого требует ст. 314 УПК РФ при разрешении вопроса о рассмотрении дела в особом порядке принятия судебного решения. Нарушаются ли этим права потерпевшего? Думается, что данный вопрос нуждается в дополнительном обсуждении. Ведь баланс интересов при выборе конкретной формы судопроизводства не должен иметь явный крен ни в сторону обвиняемого, ни в сторону потерпевшего — лица, которому преступлением был причинен реальный, а порою и необратимый вред. Да и кто как не потерпевший в первую очередь заинтересован в справедливом, объективном и беспристрастном рассмотрении дела в разумные сроки.

Мы остановились лишь на некоторых вопросах института присяжных заседателей. Их гораздо больше, и все они требуют самого тщательного изучения. Ясно одно, институт присяжных заседателей занял прочное место в системе судопроизводства России. Его необходимость в современном обществе очевидна, ибо, как отмечает Председатель Верховного Суда Российской Федерации В.М. Лебедев, основное направление дальнейшего развития российской судебной системы как раз и состоит в увеличении ее открытости и доступности для населения, и не последнюю роль в этом развитии играет суд присяжных. Отступление от этого принципа является шагом назад и ведет к кардинальной смене курса государственной политики в области отправления правосудия.

4 Арутюнян Г.С. Проблемы и перспективы развития института присяжных заседателей в России // Молодой ученый. 2015. № 22. С. 547.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/sud-prisyazhnyh-pravo-dolg-obyazannost-i-garantii

Права и обязанности присяжных заседателей

В отличие от ранее действовавшего законодательства, ч.1 ст.333 УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 2001 № 174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001. — № 249. предоставила запасным присяжным заседателям такие же права, как и комплектным заседателям. Это обеспечивает возможность полноценного исполнения присяжным своих обязанностей в случае, если он будет включён в основной состав.

Поскольку только присяжные вправе признавать доказанными или недоказанными фактические обстоятельства, имеющие значение для признания подсудимого виновным, председательствующий должен обеспечивать им возможность участия в исследовании доказательств. Присяжные вправе задавать вопросы допрашиваемым лицам после того, как они будут допрошены сторонами. Свои вопросы они задают через председательствующего, поэтому должны сформулировать их в письменном виде. Председательствующий вправе не задать вопрос присяжного, если он не имеет отношение к делу. Если вопрос присяжного имеет отношение к делу, однако является наводящим либо оскорбительным, то председательствующий должен задать его в форме, которая соответствует судебной процедуре. При этом он может сообщить присяжным, что вынужден задать вопрос в иной форме.

Председательствующий должен передать присяжным через старшину все исследуемые в суде документы и вещественные доказательства. Документы и вещественные доказательства должны осматриваться и изучаться присяжными только в ходе судебного следствия. В совещательную комнату они передаваться не могут.

Если председательствующий примет решение о проведении того или иного действия, то оно должно проводиться с участием присяжных, которые вправе обращать внимание председательствующего на любые обстоятельства, связанные с проводимым действием, и задавать ему вопросы.

Присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.

Присяжные через старшину вправе обращаться к председательствующему за любыми разъяснениями. Если председательствующий сочтет, что такое разъяснение несвоевременно, он должен сказать присяжным, что даст необходимые разъяснения позже.

Присяжные вправе вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед ними вопросы. Но эти записи не должны стать достоянием кого-либо, так как это может привести к раскрытию тайны совещания и голосования присяжных. Поэтому председательствующий должен разъяснить присяжным, что они не должны никому показывать свои записи, а по окончании совещания присяжных должны быть уничтожены.

Присяжные заседатели не вправе ч. 2 ст. 333 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации от 8 декабря 2001 № 174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001. — № 249.:

1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела;

2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта;

3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела;

4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания;

5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросами.

Кроме обязанностей, связанных с необходимостью соблюдать процедуру и установленные в суде порядки, к специфическим обязанностям присяжных относятся такие, как:

— запрет общаться по вопросам, связанным с рассматриваемым делом, с лицами, не входящими в состав суда

— запрещается самостоятельно собирать какие-либо сведения, имеющие отношение к делу, вне судебного заседания.

Оба указанных запрета направлены на то, чтобы присяжные основывали свой вердикт только на той информации, которую они получили в результате судебного разбирательства, и чтобы на них не было оказано какое-либо давление. Присяжным заседателям запрещается отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела и высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта. Присяжные заседатели обязаны сохранять тайну совещания и голосования по поставленным перед ними вопросам. Невыполнение этих правил ведет к отмене приговора.

Возможность реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей гарантируется следующими правовыми положениями.

1. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 апреля 1995г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» Федеральный закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание Законодательства РФ. — 24 апреля 1995. — № 17. Ст. 1455. присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры по обеспечению безопасности присяжного заседателя, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от присяжного заседателя, исполняющего обязанности в суде, поступит соответствующее заявление, а также в случаях, когда органы внутренних дел обнаружат другие свидетельства угрозы безопасности указанных лиц или сохранности их имущества.

Защищаемым лицам обеспечивается:

1) применение уполномоченными на то государственными органами (далее — органы, обеспечивающие безопасность) мер безопасности в целях жизни и здоровья указанных лиц, а также обеспечение сохранности их имущества;

2) применение мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество;

3) осуществление мер социальной защиты, предусматривающих реализацию установленного Федеральным законом права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти), причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи с их служебной деятельностью ст. 3 Федерального закона от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание Законодательства РФ. — 24 апреля 1995. — № 17. Ст. 1455..

2. На присяжного заседателя, в период осуществления им правосудия, в установленном ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» Федеральный закон от 20 августа 2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 25 августа 2004. — № 182. объеме распространяются гарантии неприкосновенности судьи, установленные ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» Закон РФ от 26 июня 1992 № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета. — 29 июля 1992. — № 170..

3. Работодатель или лицо, его представляющее, под каким бы то ни было предлогом препятствующее явке в суд присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве подвергается административному штрафу в размере от пятисот до одной тысячи рублей (ст. 17.5 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Российская газета. — 31 декабря 2001. — № 256.).

4. В то же время неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя может быть квалифицирована как неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила. В этом случае нарушитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административному аресту на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Российская газета. — 31 декабря 2001. — № 256.).

5. Посягательство на жизнь присяжного заседателя, а равно его близких в связи с рассмотрением дел в суде, либо исполнением приговора или иного судебного акта, совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц либо из мести за такую деятельность наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 295 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 17 июня 1996. — № 25. Ст. 2954.).

6. Неуважение к суду, выразившееся в оскорблении присяжного заседателя наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (ч. 2 ст. 297 УК РФ Там же.).

7. Клевета в отношении присяжного заседателя, в связи с рассмотрением дел или материалов в суде наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 298 УК РФ Там же.).

8. Разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении присяжного, а равно в отношении его близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия наказывается лишением свободы на срок до пяти (ст. 311 УК РФ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 17 июня 1996. — № 25. Ст. 2954.).

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период ч. 4 ст. 8 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Российская газета. — 6 января 1997. — № 3..

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 8 декабря 2001 № 174-ФЗ // Российская газета. — 22 декабря 2001. — № 249., один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, — на все время рассмотрения этого дела ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 25 августа 2004. — № 182..

Кандидаты в присяжные заседатели, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным ст. 3 и 7 Федерального закона от 20 августа 2004г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» Федеральный закон от 20 августа 2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 25 августа 2004. — № 182., могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. — 25 августа 2004. — № 182..

Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Таким образом, выполнение обязанностей присяжными очень важно, так как их вердикт не может быть обжалован в вышестоящем суде и пересмотрен, за исключением случаев, когда при разбирательстве дела судом или при совещании присяжных заседателей были нарушены процессуальные правила.

Источник: https://studbooks.net/1059400/pravo/prava_obyazannosti_prisyazhnyh_zasedateley

Кто такие присяжные заседатели

Суд присяжных – это институт судебной системы, который позволяет участвовать в рассмотрении дела не только судье, но и непрофессиональным гражданам.

Под присяжными заседателями подразумеваются жители, которые являются непрофессиональными судьями, выносящими свое решение, основываясь на букве закона и гражданском долге.

В некоторых делах вынесение вердикта именно группой является лучшим решением. Согласно проводимым опросам, граждане больше доверяют группе, чем судье, так как он может иметь личные интересы при вынесении вердикта.

Попасть в состав заседателей может любой гражданин. Для этого достаточно показывать себя с лучшей стороны, а также продемонстрировать компетентность в вынесении решения вне зависимости от формы злодеяния.

Участниками суда являются:

  • судья, который может дать профессиональную оценку действиям обвиняемого;
  • защитник;
  • обвинитель, выдвигаемый со стороны государства;
  • заседатели в количестве 12 персон.

Внимание! Из 12 участвующих один является старшим. Именно он передает информацию и решениях остальных приглашенных непрофессиональных граждан судье. Кроме этого, он должен будет озвучить вердикт со стороны заседателей.

Критерии отбора

Все заседатели разделены на два списка: запасной и общий. Обновление этих списков происходит ежегодно. Обязательства по ведению документации ложатся на местную администрацию.

Общий список включает в себя тех, кто постоянно проживает на территории субъекта страны. Администрация должна поместить в эту группу такое количество людей, которые бы смогли позволить функционировать суду в обычном режиме, вне зависимости от количества дел, где участвуют заседатели.

Количество лиц, которое должно входить в общий список, определяется председателем за три месяца до окончания действия предыдущего перечня. Отлаженная схема позволяет наладить порядок и сроки создания списков.

Исполнительный орган несет ответственность и за определение количества граждан, которые должны фигурировать в перечнях. Каждый из представителей определяется в зависимости от персональных сведений, предоставленных для получения верной оценки гражданина. Данные вносятся в базу Единой автоматизированной системы. Именно она определяет, кто именно станет подходящим на эту роль. Выбранный человек может даже не знать, что такое суд присяжных. Если человек по каким-то причинам не может стать председателем, то он вычеркивается из списков.

Важно! Запасной список представляет собой тех граждан, которые проживают на постоянной основе в пределах территории, где расположился суд. Оба перечня публикуются в средствах массовой информации. Списки содержат в себе только ФИО человека. Каждый участник получит оплату в размере, определенном правительственными постановлениями, которые передаются из федерального бюджета.

Если же судебный заседатель, включенный в список, не согласен с выдвинутым решением, то он вправе написать заявление для его исключения по причине необоснованности включения в заседатели. Такое обращение рассматривается в течение пяти дней. При наличии иных несогласий с решениями граждане могут отправляться на судебные разбирательства. При внесении изменений в списки информация должна публиковаться в средствах массовой информации.

Гражданин может быть исключен из списка в следующих случаях:

  • Существуют обстоятельства, которые не позволяют гражданину участвовать в судебных процессах.
  • Гражданин более не имеет возможности соответствовать требованиям на следующих основаниях:
    • военнослужащий;
    • достижение возраста 65 лет;
    • замещение должности в органах муниципалитета;
    • имеются проблемы со здоровьем, которые подтверждаются документально;
    • отсутствие знания русского языка, если слушания ведутся на нем;
    • священнослужитель;
    • сотрудники исполнительных структур ведут частную практику детектива, которая подтверждена соответствующей лицензией.

Далее присяжные привлекаются к определенным слушаниям. За отбор граждан ответственность несут аппаратный орган и стороны судебного процесса. У председателя есть возможность отстранить гражданина от выполнения обязанностей. Если же заседатель подозревается в необъективности, то он должен быть исключен из списка. Причина возникновения предвзятого мнения не важна.

Законодательство определяет, что лица должны рассматривать дело в течение 10 дней. Если же процесс затянулся на более долгий срок, то они обязаны заниматься делом до окончания процесса. Если гражданин был вызван, но не отобран для слушания, то он необходим для участия в другом производстве.

Права и обязанности присяжных заседателей

Права:

  1. Разъяснение интересующих вопросов со стороны судьи, так как вне зависимости от того, кто участвует в деле, такие присяжные заседатели не обязаны иметь юридического образования, что определяет возможность наличия пробелов в знании законодательства страны.
  2. Принимать полноценное участие в выяснении обстоятельств, в том числе и опрашивать любого человека, являющего участником судебного процесса.
  3. Ознакомление с материалами дела и вещественными доказательствами.
  4. Делать записи.

Что не имеют права делать:

  • Нарушать тайну голосования.
  • Самостоятельно собирать данные.
  • Высказывать личное мнение до определенного момента, так как это может повлиять на мнение других участников заседания.
  • Беседовать на тему слушания с теми, кто не является участником дела.
  • Удаляться во время слушания, кроме некоторых исключений, при получении разрешения со стороны судьи.

Если же присяжный вышел за рамки прав или нарушил возложенные обязанности, то он может быть наказан в виде денежного взыскания. Выдвинутое решение настолько сильно, что такие присяжные заседатели не смогут обжаловать наложенную санкцию. Кроме этого, присутствует риск потерять место среди заседателей.

Какую зарплату получают присяжные заседатели в 2018 году

Присяжные заседатели обязаны сохранять тайну совещания и голосования по поставленным перед ними вопросам. Невыполнение этих правил ведет к отмене приговора. Возможность реализации предоставленных присяжному заседателю прав и исполнения обязанностей гарантируется следующими правовыми положениями.

1. ВажноВ соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 20 апреля 1995г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» Федеральный закон от 20 апреля 1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание Законодательства РФ. — 24 апреля 1995. — № 17. Ст. 1455. присяжный заседатель, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям 1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.
2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств. 3.

ИнфоЧисло граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации. 3. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.
4.

Если председательствующий примет решение о проведении того или иного действия, то оно должно проводиться с участием присяжных, которые вправе обращать внимание председательствующего на любые обстоятельства, связанные с проводимым действием, и задавать ему вопросы. Присяжные вправе обратиться к председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, если во время постановления вердикта у них возникнут сомнения по поводу доказанности тех или иных имеющих значение для дела обстоятельств.
Присяжные через старшину вправе обращаться к председательствующему за любыми разъяснениями. Если председательствующий сочтет, что такое разъяснение несвоевременно, он должен сказать присяжным, что даст необходимые разъяснения позже.
Присяжные вправе вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед ними вопросы.
При отборе присяжных для рассмотрения конкретного дела от исполнения обязанностей присяжного заседания суд может освободить гражданина, чья непредвзятость вызывает обоснованные сомнения из-за наличия родственных или дружеских связей с участниками процесса либо по иным объективным причинам. Как оформить и как долго это продлится Граждане призываются к исполнению обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока — на все время рассмотрения этого дела.
Поэтому в повестке работника, скорее всего, будет стоять срок освобождения от работы – 10 дней. Но это вовсе не означает, что через 10 дней сотрудник приступит к исполнению трудовых обязанностей.

Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. 3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством.

Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. 4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа. Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя 1.

ВниманиеАрбитражным судам разрешили отказывать в принятии исков Важная новость для юристов. Президент России подписал закон, который позволит арбитражным судам прекращать производство по искам, поданным на основании недействительных или подложных электронных документов.
Судей обязали проверять все подлинники поданных документов, включая оплату государственной пошлины, и при выявлении несоответствий, закрывать производство по делу. Минфин обобщил административную судебную практику со своим участием Минфин выпустил обзор судебной практики за 1 квартал 2016 года по оспариванию изданных им нормативных правовых актов в рамках Кодекса административного судопроизводства. Все решения вынесены Верховным судом РФ в качестве первой инстанции. Суд отказал гражданину-банкроту в погашении обязательств.

При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона. 4.О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели. 5.

Институт суда присяжных в нашей стране не очень развит, поэтому к исполнению такой обязанности граждане привлекаются не слишком часто. Зато когда работник приносит повестку о вызове его в суд в качестве присяжного заседателя, у кадровиков, как правило, возникает масса вопросов, на которые мы и постараемся ответить в этой статье.

Что это такое и почему именно ваш работник Суд присяжных создается в целях противостояния возможной коррупции судебной системы. Присяжные заседатели участвуют в уголовных процессах по тяжким и особо опасным преступлениям.

Именно присяжные выносят вердикт о виновности или невиновности подсудимого, на основании которого судья выносит приговор по делу. Если присяжные признали подсудимого невиновным – судья обязан вынести оправдательный приговор, даже если он, как профессионал, с этим не согласен.

Источник: http://sv-groups.ru/oobyazannost-grazhdanina-po-ispolneniyu-obyazannosti-prisyazhnogo-zasedatelya/