Обязательный аудит ОАО

Содержание

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. При этом для проведения обязательного аудита в критериях 2018 изменения не произошли. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2017 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2017 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Что нужно знать

ФЗ №307 от 30.12.1998 в ч.2 ст.5 обязует некоторые организации ежегодно проводить аудиторскую проверку бухгалтерской отчетности.

Обязательному аудиту организация подлежит если это:

  • акционерное общество;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • страховая компания;
  • кредитная организация;
  • негосударственный пенсионный фонд либо его управляющая компания.

Прочие организации, кроме государственных и муниципальных учреждений, обязаны пройти аудит если:

Предоставляется консолидированная Бухгалтерская отчетность
Объем выручки за предшествующий год Превзошел четыреста миллионов рублей
Итог активов баланса к концу предшествующего отчетному года Больше шестидесяти миллионов рублей
Обязательный аудит Является обязанностью на основании федеральных законов

Перечень организаций, для которых обязательный аудит является непреложным требованием, приведен в ч.1 ст.5 ФЗ №307.

Если аудит для организации обязателен вследствие организационно-правовой формы, то прочие показатели значения не имеют. Обязательный аудит ООО проводится в случаях, если превышены установленные суммы выручки и активов.

Определение

Понятие «аудита» применимо к разнообразным видам контроля. Но чаще всего данный термин подразумевает проверку бухгалтерской или финансовой отчетности внешними организациями.

Проверке подлежит соответствие документации действующим нормативам и правилам. В процессе проверки можно выявить свершенные ошибки, исправить неточности, привести в порядок бухгалтерию предприятия и наладить его экономику.

Обязательным аудитом именуется процесс подтверждения годовой финансовой отчетности, проводимый в силу закона в обязательном порядке.

Обязательные аудиторские проверки предусмотрены для организаций, годовая выручка которых превышает в пятьсот тысяч раз минимальный размер заработной платы.

Также обязателен аудит для организаций, организационная форма которых попадает под установленный законом перечень.

Обязательным аудитом можно считать и проверки, назначенные по решению суда, прокуратуры или органов дознания, когда аудит проводится в ходе расследования гражданского или уголовного дела.

За уклонение от обязательной аудиторской проверки предусмотрена серьезная ответственность. Штрафные санкции применяются не только к предприятию, но к его руководителю.

Помимо обязательного аудита существуют инициативные аудиторские проверки. Таковые проводятся по желанию руководства. Например, такая проверка полезна для анализа соответствия бухгалтеров занимаемой должности.

Кроме того, таким образом можно убедиться в правильности составления отчетности и предотвратить возникновение неожиданных штрафов и возросших налогов.

Проведением аудита занимаются независимые аудиторские фирмы. Обязательным требованием к ним является наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Услуги аудиторов предоставляются на платной основе. Но данные расходы более чем целесообразны, поскольку некоторые ошибки в отчетности могут привести к весьма серьезным потерям.

Какова его роль?

Проведение аудита предполагает не только проверку бухгалтерской деятельности. По итогам проверки можно провести анализ взаимодействия между различными отделами и службами и бухгалтерией.

Каким может быть экологический аудит (обязательным) смотрите в статье: обязательный аудит.

Что против службы внутреннего аудита, .

На основе аудиторских выводов можно оценить эффективность работы предприятия в целом, определить основные риски и устранить значимые изъяны в производственной деятельности.

Положительное аудиторское заключение становится:

Гарантом надежности организации как коммерческого партнера и соблюдения законодательных норм Для контрагентов
Подтверждением факта достоверности прибыли и формировании ее в соответствии с нормами бухучета Для собственников
Доказательством эффективности деятельности, надежности системы внутреннего контроля, правильном формировании активов и пассивов Для исполнительного органа
Свидетельством соблюдения Трудового Кодекса Для сотрудников
Указанием на высокую степень надежности налогового и бухгалтерского учета, низкую вероятность выявления ошибок и доначислений налогов Для налогового органа

Аудиторское заключение о достоверности отчетности за определенный период выдается по итогам обязательного аудита.

Также руководству представляется отчет о проверке с указанием на обнаруженные нарушения либо искажения учета и рекомендациями по их выправлению.

Организация, подлежащая обязательному аудиту, представляют аудиторское заключение в Росстат вместе с годовой бухгалтерской отчетностью.

Подача заключения осуществляется в десятидневный срок с момента завершения аудиторской проверки, но не позже тридцать первого декабря следующего за отчетным года.

Правовое регулирование

ФЗ №307 от 30.12.2008 «Об аудиторской деятельности» в ч.3 ст.1 определяет аудит как независимую проверку финансовой отчетности аудируемого субъекта с целью подтверждения достоверности отчетной документации.

Под финансовой отчетностью аудируемого лица подразумевается отчетность, определенная действовавшим ранее ФЗ №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете» либо аналогичная отчетная документация, предусмотренная федеральным законодательством.

«Закон об аудите» предусматривает проведение обязательного аудита в случаях, которые перечислены в п.1-5 ч.1 ст.5.

В частности обязательному аудиту подлежит ООО, чьи финансовые показатели превысили установленные нормы. Согласно ч.2 ст.5 «Закона об аудите» обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно.

В ч.2 ст.18 ФЗ №402 говорится о необходимости предоставления аудиторского заключения о годовой отчетности предыдущего года в органы статистики не позже тридцать первого декабря года текущего.

Подавать заключение обязаны все субъекты, подлежащие обязательному аудиту. Сдавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется.

Обязателен ли аудит ООО

В п.4 ч.1 ст.5 ФЗ №307 сказано, что аудит для ООО является обязательным лишь при превышении учрежденных финансовых показателей.

То есть если годовая выручка превзошла четыреста миллионов рублей, а сумма активов баланса на конец года составила более шестидесяти миллионов рублей.

Причем данные показатели должны соответствовать году предшествующему перед отчетным. Если такой факт имеет место, то аудит для ООО обязателен.

А если ООО действует первый год? В этой ситуации финансовые показатели за предыдущий год отсутствуют. Следовательно и отчитываться не о чем. А раз в прошлом году субъекта не существовало, то и аудит проводить не надо.

Если выручка или активы превзойдут лимит к концу года, то провести аудиторскую проверку придется в будущем году непременно. Но при этом имеет значение дата создания организации.

Для вновь создаваемых ООО действуют специальные правила по определению отчетного периода (ч.2, 3 ст.15 ФЗ №402).

Для новой организации первым отчетным годом числится временной интервал:

От даты госрегистрации до тридцать первого декабря того же года При условии создания организации до тридцатого сентября
От даты госрегистрации до тридцать первого декабря следующего года При создании организации после тридцатого сентября

Проверяемые объекты

Аудиторская проверка заключается в сборе аудиторских доказательств, их оценке и анализе. При этом перечень проверяемых объектов зависит от применяемого метода проверки.

Аудиторская проверка может быть:

Сплошная Тщательно изучаются все первичные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бухгалтерская отчетность
Выборочная Бухгалтерские документы проверяются выборочно посредством случайного отбора документов, с выбором документов по нумерации через равные интервалы либо комбинированно
Комбинированная Сочетает методики сплошной и выборочной проверок. Малочисленные операции проверяются сплошным методом, а операции с большим объемом – выборочно
Документальная Ограничена проверкой первичных и сводных бухгалтерских учетных документов и отчетности. Осуществляется без посещения аудируемого объекта и без проведения инвентаризации
Фактическая Происходит с посещением проверяемого объекта

Документальная и фактическая проверки могут проводиться сплошной, выборочной или комбинированной методикой.

Порядок проведения

Аудиторскую проверку можно разделить на три основных этапа:

Планирование и организация На данном этапе проведение аудита обсуждается с клиентом. Происходит знакомство с финансовой и хозяйственной деятельностью организации. Изучаются факторы, оказывающие воздействие на деятельность субъекта. Оценивается система внутреннего контроля. Составляется и согласовывается общий план и программа аудита. Готовится письмо о проведении аудиторской проверки. Заключается договор на проведение проверки
Сбор аудиторских доказательств Тестируются средства контроля. Проводятся проверки по существу
Завершение проверки Аудиторские доказательства обобщаются и анализируются. Результаты аудита сообщаются руководству аудируемого ООО. Составляется аудиторское заключение

Начисление штрафов

Если не проводить обязательный аудит, то ООО грозит штраф. Предусмотрено это п.3 ст.36 ФЗ №14 от 26.12.1995 и п.11 ст.15.23.1 ФЗ №9 от 9.02.2009.

Согласно данным нормативам должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от двадцати до тридцати тысяч рублей либо дисквалифицированы на срок до одного года.

Что касается юридических лиц, то за подобное нарушение им грозит штраф от пятисот до семисот тысяч рублей.

Если аудиторская проверка проведена, но заключение не предоставлено в Росстат или подано с опозданием, предусмотрении административный штраф, определенный ст.13.19 КоАП РФ.

Должностное лицо штрафуется на сумму от десяти до двадцати тысяч рублей, а организация – от двадцати до семидесяти тысяч рублей.

За повторное нарушение штрафы возрастают – тридцать-пятьдесят тысяч рублей и сто-сто пятьдесят тысяч рублей соответственно. Подавать аудиторское заключение в налоговую не нужно, поскольку оно не включено в состав бухгалтерской отчетности.

Но если аудируемая отчетность ООО публикуется, то согласно ч.10 ст.13 ФЗ №402 должно публиковаться и аудиторское заключение.

Делается ли при перерегистрации АО в ООО

Письмо Минфина №03-11-06/2/7608 от 24.02.2014 отмечает, что преобразование юридического лица считается реорганизацией.

В соответствии с законом о госрегистрации юрлиц реорганизация числится завершенной после официальной регистрации нового юрлица, при этом преобразованное юридическое лицо считается завершившим свою деятельность.

Таким образом, при перерегистрации АО в ООО получается, что одна организация прекратила свою деятельность, а другая стала вновь созданным юрлицом.

Порядок проведения внутреннего аудита информационной безопасности узнайте из статьи: организация внутреннего аудита.

Пример чек-листа для внутреннего аудита в формате excel, .

Все про внутренний аудит на предприятии, .

Подлежит ли обязательному аудиту ООО в данном случае? С 1.09.2014 в силу вступили поправки в гражданское законодательство. Большая часть их касается юрлиц.

Одним из наиболее значимых моментов стала ст.67.1 п.5 ГК РФ, здесь сказано, что все АО без исключения подлежат обязательному аудиту финансовой отчетности.

Отсюда следует, что хотя при реорганизации и возникает ООО, которое в первый год своей деятельности не подлежит проверке, аудит необходим для АО.

Помимо того существует такое понятие как аудиторская проверка специального назначения. Таковая проводится при ликвидации или реорганизации организаций.

Ее целью является подтверждение правильности отчетности, стоимости активов и обязательств. В процессе специального аудита ревизуются соответствие законодательным нормам учредительных документов.

Далее проверяется на правильность оформления бухгалтерская отчетность, порядок инвентаризации, суммы выплаченных налогов, оформление прочих документов.

В завершение проверки готовится аудиторское заключение с положительным или отрицательным результатом.

Обязательный аудит позволяет сделать «прозрачной» финансовую документацию. Это в свою очередь говорит о честности и открытости бизнеса.

Объективное мнение аудитора позволяет выявить многие риски и устранить существенные ошибки. Поэтому в последнее время многие организации, не подлежащие обязательной аудиторской проверки, заказывают инициативный аудит.

Предыдущая статья: Служба внутреннего аудита Следующая статья: Как проводится обязательный аудит

Источник: http://buhonline24.ru/audit/objazatelnyj/objazatelnyj-audit-dlja-ooo.html

Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

Таким образом, данная норма носит императивный характер и должна применяться независимо от того, внесено ли аналогичное положение в устав организации.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ

На первый взгляд данная ситуация вопросов не вызывает, однако пункт 9 статьи 3 Закона N 99-ФЗ содержит указание на то, что положения действующего ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон № 208-ФЗ), касающиеся закрытых акционерных обществ, применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов. Поэтому совершенно справедливо возникает вопрос — а нужно ли закрытому акционерному обществу до внесения изменений в устав проводить обязательный аудит? Ответ утвердительный — нужно. Данное положение Закона № 99-ФЗ ни в коей мере не ограничивает действия п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, так как Закон № 208-ФЗ не содержит норм, противоречащих этому пункту. Данный закон на сегодняшний день предусматривает обязательный аудит финансовой отчетности только для открытых акционерных обществ (п. 3 ст. 88, ст. 92 Закона № 208-ФЗ), но это не значит, что иными нормативными актами не могут быть установлены соответствующие требования и для закрытых акционерных обществ. Подобное противоречие могло бы возникнуть, если бы Закон № 208 — ФЗ напрямую запрещал бы проведение обязательного аудита в закрытых акционерных обществах или еще каким-либо способом ограничивал круг лиц, подлежащих обязательной проверке финансовой отчетности.

ИНИЦИАТИВНЫЙ АУДИТ

Справка:

С 1 сентября 2014 года в связи с вступлением в силу Закона № 99-ФЗ были введены понятия публичных и не публичных обществ, а деление акционерных обществ на закрытые и открытые было упразднено. Акционерные общества таких типов с 01 сентября 2014 года созданы быть не могут (п. 5 ст. 3 Закона 99-ФЗ от 05.05.2014 г.).

По смыслу внесенных изменений акционерное общество самостоятельно должно определять свой статус. Если акционерное общество является публичным, принятие общим собранием его участников решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждается лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

Принятие общим собранием участников не публичного акционерного общества решения и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

ЦЕНЫ, АУДИТ

Принимая во внимание вышесказанное, а также то, что проведение аудита требует от организаций дополнительных финансовых расходов, возникает вопрос — как можно избежать соблюдения нормы об обязательном проведении проверки финансовой отчетности? На наш взгляд выйти из сложившейся ситуации можно проведя процедуру реорганизации, преобразовав ЗАО в ООО. В отличие от акционерных обществ, в обществе с ограниченной ответственностью отсутствуют сложные процедуры, связанные с эмиссией акций, необходимостью публиковать отчетность. Перечень вопросов, относящихся к компетенции общего собрания участников ООО, не является закрытым и может быть расширен. Законодательство об обществах с ограниченной ответственностью содержит много диспозитивных норм, предоставляющих участникам большую свободу в установлении правил и порядка некоторых процедур в уставе.

Что касается обязательности проведения аудиторской проверки ООО, то она необходима в следующих случаях:

  • если ценные бумаги ООО допущены к организованным торгам;
  • если объем выручки от продажи продукции ООО за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если ООО является клиринговой организацией;
  • если ООО является кредитной организацией;
  • если ООО представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (ч. 2 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

С 2013 года аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Однако, если отчетность подлежит обязательному аудиту, то представление ее обязательного экземпляра в органы статистики и опубликование (в случаях, установленных федеральными законами) должно осуществляться только вместе с аудиторским заключением (ч. 2 ст. 18 и ч. 10 ст. 13 Закона N 402-ФЗ). Таким образом, провести процедуру преобразования ЗАО в ООО целесообразнее всего до 31 марта 2015 года, то есть до последнего дня, когда должна быть составлена годовая бухгалтерская отчетность.

КРИТЕРИИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА

Штрафные санкции для организации, подлежащей обязательному аудиту, за непроведение обязательного аудита в настоящее время законодательством не предусмотрены, одновременно в КоАП предусмотрена ответственность за нарушение порядка представления статистической информации. Статьей 13.19 КоАП РФ установлено, что нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влекут наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 рублей.


Минфин России разработал проект дополнений в КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за непредставление организацией аудиторского заключения с бухгалтерской отчетностью в установленных законодательством случаях. Так, предполагается, что штраф за непредставление юридическим лицом аудиторского заключения с бухгалтерской (финансовой) отчетностью в установленном порядке в случаях, когда обязанность по представлению такого заключения установлена законодательством РФ, — будет составлять от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Источник: https://rosco.su/press/obyazatelnyy-audit-stal-obyazatelnym-dlya-vsekh-aktsionernykh-obshches/

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2017 году


Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.
Узнать больше…

В рамках обязательного аудита проводятся следующие процедуры:

  • проверка достоверности финансовой отчетности;
  • оценка эффективности хозяйственной деятельности;
  • выявление налоговых угроз и рисков;
  • разработка рекомендаций по устранению недочетов.


Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.
Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.
Где можно заказать обязательный аудит?

В 2017 году в России в процедуре проведения обязательного аудита появились существенные изменения, вызванные введением в действие Международных стандартов аудита (МСА). Что это за изменения, как они отразятся на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов (часть 2 статьи 1, статьи 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ)). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности. С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА).

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку
С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2017 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  1. Акционерные общества.
  2. Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года № 2179-р.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  1. Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  2. Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  3. Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
    • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
    • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  4. Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку
На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По данным Минфина России, в 2015 году среди аудиторских заключений 77,6% содержали положительное мнение, 21,6% мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,5%, а отказ от его выражения — 0,3%.

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Новые правила в проведении обязательного аудита

2017 год ознаменовался введением в РФ Международных стандартов аудита — МСА. Приказом Минфина РФ от 24 октября 2016 года № 192н введено 30 стандартов, Приказом Минфина РФ от 9 ноября 2016 года № 207н — еще 18 стандартов.

Кроме МСА приняты Международные стандарты проверок, заданий и сопутствующих услуг.

Стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применяются с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имеет право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным с 1 января 2017 года на проведение обязательного аудита, в соответствии с МСА составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, важную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Новые требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита. Существует вероятность, что в 2018 году будет отменено требование о сохранении аудиторской тайны. Во всяком случае, на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов для публичного обсуждения сейчас размещен проект Федерального закона о внесении изменении в статьи 82 и 93/1 части первой Налогового кодекса РФ. Нынешняя его редакция не допускает сбор, хранение и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторов и аудиторских организации.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличат трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возрастет количество аудиторских процедур, появится необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Увеличат они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделает аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, даст возможность инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 № 402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года № 13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 до 2 лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до 1 000 000 рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от 5 лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании КСК групп:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Для того чтобы не ошибиться с выбором, я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы она имеет, тем выше уровень квалификации ее специалистов, тем больше проектов ею выполнено.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, поинтересуйтесь опытом работы именно в вашей отрасли или хотя бы смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, сколько и каких специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в интернете, в различных рейтингах. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается КСК групп, то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P.S. КСК групп — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2016 году в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 12-е место.

Источники:

Источник: https://www.kp.ru/guide/objazatel-nyi-audit.html

Обязательный аудит ОАО

В последнее время в деловой среде и интернете широко проходит обсуждение вступивших в силу с сентября 2014 г. поправок в Гражданский кодекс, которыми изменены статус и правовое положение большинства коммерческих и некоммерческих организаций. Указанные поправки в значительной степени коснулись акционерных обществ, которые законодатель разделил на публичные и непубличные вместо прежних ОАО и ЗАО.

Не обошли изменения и права акционерных обществ в части проведения ежегодного аудита. В этой связи недоумение у многих вызвал п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, который прямо указал на необходимость проведения аудита для подтверждения годовой бухгалтерской отчетности всеми без исключения акционерными обществами. В то же время действующее законодательство об аудиторской деятельности прямо предусматривает проведение обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, закрытые же акционерные общества были обязаны проводить аудит при превышении ими финансовых показателей, определенных законодательством.

Не секрет, что на территории РФ зарегистрированы и фактически действуют множество закрытых акционерных обществ, которые осуществляют хозяйственную деятельность в незначительных объемах и новое требование о проведении аудита является для них обременительным. Да и для активных участников рынка — закрытых акционерных обществ, показатели деятельности которых не превышают значение установленных законодательством объемов, новое требование влечет необходимость несения дополнительных расходов, которые, особенно с учетом финансовой ситуации на рынке, явно нежелательны.

Нельзя не отметить и то, что акционерами многих ЗАО являются один или несколько человек, которые отлично понимают финансовое состояние своих организаций и не видят необходимости в подтверждении годовой отчетности внешним аудитором.

В этой связи возникает вопрос: если законодательство об аудиторской деятельности по-прежнему требует проведения обязательного аудита только открытыми акционерными обществами, а согласно поправкам ГК РФ закрытые акционерные общества не перешли в статус публичных, зачем новые поправки требуют проведения аудита в ЗАО, несмотря на то, что в их положении ничего кардинальным образом не изменилось? И действительно ли согласно ГК, с учетом положений других законов, требуется проведение аудита в непубличных акционерных обществах?

Ответ нам видится следующим:

  • Во-первых, совершенно очевидным, в части требования о проведении аудита, является положение п. 5 ст. 67.1 ГК РФ не разграничивающее в этой части обязанности публичных и непубличных акционерных обществ. Причем путем сопоставления с п. 4 этой же статьи, можно установить для каких организационно-правовых форм проведение аудита остается правом, а для каких обязанностью.
  • Во-вторых, нельзя не обратить внимание на ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ (того самого закона, который ввел поправки в ГК РФ), согласно которому законодательные акты, не приведенные в соответствие с ГК в новой редакции, подлежат применению в части, ему не противоречащей. Тут, как раз, на наш взгляд, и возникает противоречие между п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности и п. 5 ст. 67.1 ГК РФ, поскольку Закон об аудиторской деятельности устанавливает обязанность по проведению аудита лишь для части акционерных обществ, в то время как ГК РФ для всех без исключения. Нельзя забывать и об отсылочной норме п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности, предусматривающей проведение обязательного аудита и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
  • В-третьих, ошибочным является мнение многих о том, что публичное акционерное общество — это аналогия ОАО, а непубличное — ЗАО. При детальном прочтении п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, становится очевидным, что публичным является акционерное общество, ценные бумаги которого публично размещаются или публично обращаются в соответствии с законодательством о ценных бумагах.

Рассмотрев же Закон о рынке ценных бумаг, станет ясным, что под понятие публичного акционерного общества не подпадает большинство созданных в России ОАО. Новоиспеченные публичные АО в своем подавляющем большинстве подпадают под проведение обязательного аудита по другому критерию — п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности (как организации, чьи ценные бумаги допущены к публичному обращению на рынке); установление же требования о проведении обязательного аудита, опираясь исключительно на критерий организационно-правовой формы публичного акционерного общества, вывело бы из-под обязательного аудита значительную часть нынешних открытых акционерных обществ, что, по всей видимости, не соответствует интересам политики законодателя.

Ну и, в-четвертых, продолжая вышеизложенную мысль, следует отметить, что общий анализ проводимой реформы говорит о том, что законодатель явно нацелен на повышение социальной и экономической значимости акционерных обществ, будь-то публичных или непубличных, и ведение организацией деятельности в такой организационно-правовой форме накладывает и, по всей видимости, будет еще накладывать дополнительные обязанности. Если же ЗАО такие обязанности нести не желает, у него есть прямая альтернатива — преобразование в общество с ограниченной ответственностью.

После ответа на вопрос о необходимости проведения обязательного аудита всеми акционерными обществами, логично возникает другой — об ответственности за непроведение аудита.

Самой «страшной» нормой КоАП РФ в этой связи является ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ (штраф до 700 т.р.), а именно, непредоставление акционеру информации, подлежащей представлению при проведении годового собрания, ведь в соответствии с ч. 3 ст. 52 Закона об акционерных обществах, аудиторское заключение входит в состав такой информации. В этом случае, может возникнуть ситуация, когда нелояльный акционер получает хороший повод для обращения в ЦБ РФ за наложением на организацию серьезных финансовых санкций.

Другой штрафной нормой, является норма ст. 13.19 КоАП РФ — нарушение порядка представления статистической информации (здесь штрафы куда мягче — до 5 т.р.) Напомним, что в соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете аудиторское заключение, в случае когда проведение аудита обязательно, входит в состав документации, представляемой в органы государственной статистики.

Немаловажными аспектами исполнения требования по проведению обязательного аудита, является более лояльный подход со стороны кредитных организаций, весомых контрагентов и государственных органов.

Поводя итог, в нашей компании прекрасно понимают, что проведение аудита во многих ЗАО с чисто экономической точки зрения не обусловлено ни сложностью учетного процесса, ни высокими налоговыми рисками, ни корпоративной необходимостью. В этой связи мы готовы предложить нашим клиентам гибкий подход к ценообразованию, учитывающий реальную сложность и трудозатраты на проведение аудита.

Также наши клиенты могут обратиться к нам по вопросам преобразования акционерных обществ в общества с ограниченной ответственностью.

Для получения подробной информации Вы можете обратиться по нашим телефонам:

  • (495) 926-06-78 — 80 и (498) 504-68-26;
  • на электронную почту info@formataudit.ru
  • или в наши офисы.

Генеральный директор ООО АФ «ФорматАудит»
Переездчиков К.А.

Видеопрезентация

Источник: http://www.formataudit.ru/obyazatelnyy-audit-oao/