ОДН платить или нет?

Законодательные основы

Вопросы, связанные с оказанием услуг общедомового назначения, регулируются специальными нормативными актами.

К таковым относятся:

  1. Жилищный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
  3. Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
  4. Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В содержании указанных нормативных актов дается определение коммунальным услугам общедомового назначения, а также устанавливается, что расходы такого характера включаются в оплату.

Перечень

В перечень общедомовых расходов включены: оплата за содержание строения, услуги по управлению, ремонтные работы, обеспечение газом, теплом, водой, канализация. Примерами таких затрат может быть освещение чердачных, подвальных и технических помещений, лифтов и подъездов, электроснабжение антенн, насосов и другого инженерного оборудования, обслуживание отопительных коммуникаций в местах общего пользования, расходы при сезонных проверках систем обеспечения.

Электроэнергия

Объем общедомовых затрат электроэнергии зависит от ряда факторов.

В качестве таковых выступают – этажность дома, наличие лифтовых устройств, домофона, усилителей связи, технические особенности установленного оборудования. Электроэнергия необходима для нормального функционирования всех устройств. Без неё работа оборудования невозможна.

Водоснабжение

Вода, которая поступает в жилой массив, также может быть использована не только на личные, но и на общие нужды. Примерами этого являются:

  1. Уборка лестничных пролетов, промывка перил и систем коммуникации.
  2. Полив прилегающей территории – садов, палисадников, газонов.
  3. Сброс воды из системы отопления в целом и из отдельных составляющих, при проведении ремонтных работ.
  4. Плановая и внеплановая опрессовка отопления.
  5. Технологические потери воды в связи с особенностями труб, стояков, радиаторов и других элементов системы водопровода.

Указанные расходы связаны с обеспечением общих нужд и поэтому включены в оплату услуг.

Тепловая энергия

Тепловая энергия расходуется не только на отопление жилых помещений. Она используется и для обогрева подъездов и лестничных пролетов. В большинстве случаев там установлены батареи. Обогрев подъезда актуален ещё и в домах, где используются услуги консьержа, чтобы человек работал в комфортных условиях.

Обеспечение надлежащего температурного режима не только в жилом помещении, но и в местах общего пользования благоприятно сказывается на общем качестве жизни. По этой причине расходуемая энергия должна оплачиваться вместе с остальными коммунальными услугами. Так или иначе, затраты на транспортировку тепла в квартиры связаны с некоторыми потерями при передаче. А поскольку коммуникации пролегают, в том числе и внутри здания, часть энергии будет его обогревать, то есть идти на общедомовые нужды.

Порядок установления

Нормы расхода ресурсов на общедомовые нужды могут устанавливать местные власти.

Для этого собираются и анализируются данные о расходах за определенный период. Например, если нормы принимаются на будущий год, в расчет берутся данные за предыдущий. После того как вся необходимая информация проанализирована, производится расчет новых показателей. При этом во внимание должны приниматься цены на ресурсы, плотность проживающих, климатические условия, наличие категорий плательщиков, которые пользуются льготами.

По сути, указанные нормативы устанавливаются для того, чтобы возместить разницу между тем сколько ресурсов было расходовано на индивидуальные нужды и сколько поставлено фактически.

Кем утверждаются

Установленные нормативы должны быть утверждены. Такими полномочиями наделены органы власти на местах. Это отражено в действующих нормативно-правовых актах. Поэтому нормативы в различных регионах не будут идентичными. То есть законодательством не утверждены единые показатели. Решение принимается на заседании органа власти. Оно должно быть оформлено документально.

В тексте указывается следующее:

  1. Дата и место принятия решения.
  2. Его регистрационный номер.
  3. Основание для его принятия. Как правило, это ссылка на нормативный акт.
  4. Предмет обсуждения. В данном случае это будут нормы расхода ресурсов на общие нужды.
  5. Суть принятого решения. Здесь указываются утверждаемые нормы и период их применения.
  6. Сроки реализации постановления, то есть когда оно должно применяться.
  7. Круг лиц, которых оно касается.
  8. Подпись руководителя регионального органа власти.

Решение оформляется на гербовом бланке учреждения. Если используется обычный лист бумаги, то на документе должна стоять печать. Сами нормативы оформляются в виде отдельного приложения. Они должны быть оформлены на сайте управляющей компании, а также размещены в доступном для пользователей месте.

Способы расчета ОДН

Расчет размера расходов на общедомовые нужды производится по формулам, установленным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Все зависит от того, установлены ли счетчики или нет.

Отсутствие прибора учета

Не всегда здание оборудована учетными приборами. Для таких случаев предусмотрен свой вариант расчета.

Для этого потребуются следующие данные:

  1. Норматив, установленный региональными властями, для отдельного вида услуги.
  2. Общая площадь здания.
  3. Размер конкретной квартиры.
  4. Общая площадь жилых и технических помещений в доме.

После этого применяется определенная формула. Берется результат разделения площади квартиры и всех помещений в здании. Он умножается на норматив потребления и общую площадь. Рассчитанный показатель для каждого собственника жилплощади прибавляется к индивидуальному показателю или нормативу и находит отображение в квитанции.

Наличие прибора учета

Такой вариант расчета складывается из следующих этапов:

  1. Снимаются данные с общедомовых приборов учета.
  2. Берутся сведения о расходах по индивидуальному оборудованию.
  3. Рассчитывается разница между двумя указанными показателями.
  4. Полученный результат делится на общую площадь дома.
  5. Рассчитанная сумма умножается на площадь конкретной квартиры.
  6. Полученная цифра умножается на тариф, установленный для каждого вида услуг.
  7. Результат пользователь должен будет оплатить.

Довольно часто на практике возникают ситуации, когда результат расчета может быть нулевым или отрицательным. Такое возможно в случаях, когда дом оборудован учетными приборами частично. То есть в одних квартирах они есть, в других нет. В таком случае поставщик коммунальных услуг должен пересчитать разницу в суммах и разделить её между жильцами дома, пропорционально площади или количеству проживающих.

Возможен ли перерасчет платы

В отношении общедомовых нужд, как и индивидуальных, предусмотрены случаи, когда оплата за коммунальные услуги может быть изменена. По общим правилам перерасчет допускается в случаях, когда предоставленные услуги не соответствуют требованиям технических или санитарных норм, например, вода не очищена, мощность электричества ниже установленного минимума, имеют место перебои с обеспечением ресурсами.

Но не всегда перерасчет будет возможен, даже по причине перебоя с предоставлением услуг. Главным условием для изменения суммы является наличие виновных действий со стороны управляющей компании. Если проблема возникла из-за проживающих или в силу обстоятельств непреодолимой силы, то вопрос о перерасчете может не решиться.

Ненадлежащее качество услуг

Если услуги на общедомовые нужды не соответствуют требованиям качества, имеют место перерывы, которые превышают установленный максимум, а также в период проведения ремонта, который стал причиной приостановки, сумма к оплате подлежит перерасчету, вплоть до её полного аннулирования. Допустимые отступления от нормы указаны в Постановлении Правительства РФ № 354. Такое правило применяется к случаям приостановки услуги, если не установлен общий учетный прибор. Расчет производится исходя из продолжительности перерыва и коммунальных нормативов, установленных для жилых и технических помещений.

Чтобы инициировать процедуру перерасчета коммунальных платежей, человек должен обратиться в управляющую компанию. Основанием в этом случае будет оформленное в письменном виде заявление. Закон не содержит образца, который необходимо использовать в таких случаях в обязательном порядке. Заявление составляется в произвольной форме. Однако текст документа должен содержать в себе весь исчерпывающий перечень информации, которая имеет отношение к сложившейся ситуации.

Сюда относится:

  1. Название и место нахождения поставщика услуг.
  2. Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и контактный телефон потребителя.
  3. Обстоятельства сделки – дата и место заключения договора, его стоимость и предмет, права, обязанности и ответственность сторон.
  4. Обстоятельства, в связи с возникновением которых, необходимо произвести перерасчет, например, необоснованная приостановка услуги.
  5. Причины, послужившие их возникновению. Здесь можно указать проведение работы, в которых не было необходимости.
  6. Период, за который надо произвести перерасчет.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата составления и подпись инициатора.

Оформленное обращение должно быть передано исполнителю. Это можно сделать несколькими способами. Самый распространенный и удобный вариант – личная доставка. В этом случае инициатор будет иметь возможность провести переговоры и урегулировать возникший спор путем переговоров. Если исполнитель отказался идти на компромисс, то правильным будет потребовать от него расписку в получении материала или номер его регистрации. Также обращение можно направить по почте. Лучше всего использовать специальную корреспонденцию. В таком случае инициатор получит на руки уведомление о доставке заявления адресату. Допускается также пересылка по интернету. Такой вариант предусматривает наличие электронной почты у отправителя, а также перевод всех документов в электронный формат.

В обосновании своих требований инициатор должен приложить к обращению некоторые документы. Их вид зависит от причины обращения. В случае с ненадлежащим качеством услуг это может быть заключение эксперта или уведомление о проведении работ. Такой перечень не является исчерпывающим. Человек по своему усмотрению может приложить к заявлению и другие подтверждающие документы.

Если обращение в управляющую компанию не дало ожидаемого результата, то человек имеет полное право решить спор в судебном порядке. Для этого потребуется составить исковое заявление.

Отсутствие в жилом помещении

По общим правилам временное отсутствие проживающих может быть поводом для перерасчета платы за ЖКХ. Однако в случае с ОДН все несколько иначе. При временном отсутствии жильцов перерасчитаны могут быть лишь их индивидуальные расходы. Сумма общедомовых нужд не будет изменена. Такое правило указано в пункте 88 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354.

Источник: https://pravo.estate/kvartira/zhkh/normativ-obsedomovye-nuzdy/

Законодательная база: до и после 2012 года

До 1 сентября 2012 года порядок предоставления коммунальных услуг гражданам регулировался Постановлением Правительства РФ №307, датированный 23 мая 2006 года.

Сумма на оплату коммунальных ресурсов, в том числе, за потребленную электроэнергию, рассчитывалась пропорционально потреблению не только на потребителей – физических лиц с отсутствием индивидуальных приборов учета, а также на нежилые помещения, которые находятся под учетом общедомового прибора учета.

Начиная с 1 сентября 2012 года по Правилам предоставления коммунальных услуг, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от № 354, датированных 6 мая 2011 года, объем коммунальной услуги, которую предоставили за расчетный период на ОДН, рассчитывают и распределяют между жильцами пропорционально размеру всей площади, которая принадлежит каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме.

Постановление Правительства РФ №1498 от 26.12.2006 г. внесло изменения в Правила предоставления коммунальных услуг алгоритма предъявления отрицательных показателей общедомовых нужд.

Согласно изменениям нового закона, плата за определенный вид коммунальной услуги, которая была предоставлена за расчетный период на общедомовые нужды, жильцам не начисляют, если при расчетах коммунальной услуги устанавливается, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний счетчика за данный расчетный период, уменьшилась в сравнении с суммой объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период жильцам во всех жилых и нежилых помещениях в данном многоквартирном доме.

Что такое ОДН

Это расходы на обслуживание общего имущества, которое принадлежит собственникам многоэтажного дома: лифта, придомовой территории, лестничных клеток, чердаков, подвалов и т.д.

К примеру, в графе расхода электроэнергии на ОДН оплачиваются издержки ресурса на лампочки в подъездах, домофоны, антенные усилители и другие показатели.

К общедомовому потреблению относят ресурсы, расходуемые на нужды дома. Составляющие оплаты за общедомовые нужды в многоквартирном доме:

  • оплата за содержание дома;
  • услуги по управлению домом, его имуществом, ремонт, свет, тепло, воду;
  • оплата капитального ремонта;
  • коммунальные платежи по статье 154 ЖК.

Рассмотрим, как начисляется плата:

  1. Если в многоквартирном здании установлен общедомовой счетчик, начисление производится пропорционально площади жилого помещения, исходя из объема потребления, показанного индивидуальным прибором учета.
  2. Если нет общедомового счетчика, объем общедомовых нужд (ОДН) начисляют при использовании специального норматива. Значение норматива определяется администрацией или ресурсоснабжающей организацией в регионе. Т.е. рассчитывается плата, исходя их объема ОДН и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.

С 2018 года общедомовые нужды остались в квитанциях, но называются иначе, так как вступил в силу новый закон, Постановление Правительства №1148.

Начисления за ОДН переместились в “содержание помещения” из графы “коммунальные услуги”.

Какова ситуация в 2019 году: норматив за воду

Расчетные показатели устанавливают каждый месяц. Размеры: 0,029-0,067 кубометра на квадратный метр.

ОДН за воду:

  • чистка лестницы и площадок в подъезде;
  • полив полисадника и газона возле дома;
  • трата воды при ремонте отопительных систем;
  • другие показатели.

Согласно нормам объем воды для влажной чистки подъезда и ухода за системой отопления предусматривается два раза в год.

Норматив на потребление электроэнергии в 2019 году

Применяется количество электроэнергии для освещения подъезда и территории около многоквартирного дома.

На размер суммы для оплаты влияют факторы:

  • количество этажей в доме;
  • наличие лифта;
  • установлен ли домофон;
  • установка усилителей связи;
  • технические особенности оборудования, установленного в доме.

Показатели устанавливаются от 2,84 до 11,17 киловатт-час на квадратный метр за каждый месяц.

Составляющие платы за электроэнергию:

  • обслуживание домофона и лифтов;
  • работа насосов снабжения водой;
  • работа сигнализаций;
  • освещение чердаков и подвалов;
  • расходы электроэнергии при работе оборудования.

Расчет при наличии общедомовых счетчиков

Согласно статье 544 ГК РФ оплату энергии производят за фактически принятое потребителем количество энергии в соответствии с показателями приборов учета.

Для расчета нормативов потребления энергии, которая тратится на общедомовые нужды, специалисты установили в многоквартирных домах общедомовые счетчики.

Приборы учета показываю количество поступающих ресурсов и количество ресурсов, которое тратится жильцами (согласно показаниям индивидуальных приборов учета электроэнергии, воды и так далее).

За основу взяли все общие площади дома, жилые площади и тариф на электроэнергию, который применяется в конкретном регионе.

Итак, ОДН=разность общедомового объема и объема, расходованного в жилых и нежилых помещениях по приборам учета и нормативам (при отсутствии счетчиков). Также необходимо вычесть величину “вычет”.

V Вычет — объем ресурса, который используется за расчетный период исполнителем при производстве другой коммунальной услуги:

  • Vi одн = (V об − Σu Vu неж. − Σv Vv жил.н. − Σu Vw жил.п. − V кр) умноженное на (Si ∕ S об);
  • V об — показания общего счетчика;
  • Vu н — количество растраченной электроэнергии в нежилых квартирах;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, которая не оснащена индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, которая оснащена индивидуальными приборами учета;
  • V кр — количество энергии, которая была использована исполнителем коммунальных услуг, чтобы произвести отопление и горячее водоснабжение (в тех домах, которые не оснащены централизованным предоставлением данных ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — площадь всех жилых помещений дома.

Для того чтобы начислить квартплату по данным формулам управляющие компании и ТСЖ чаще используют специальное программное обеспечение с содержанием в себе набора необходимых формул расчета ОДН, а также учитывают требования местного законодательства.

Расчет ОДН помог оптимально распределить работу по введению новых норм и подтолкнул УК и ТСЖ провести процедуру ресурсосбережения. Вся кампания установки общедомовых приборов учета воды и электричества сказалась на общей экономии коммунального ресурса.

Если значение ОДН отрицательное или нулевое, то потребленный объем по общедомовому счетчику равен или меньше суммированного по значениям индивидуальных приборов учета объема.

Подобное возможно, когда в нескольких квартирах многоэтажного здания приборы не устанавливали, жильцы платят по нормативу. Фактическое потребление их меньше.

Отрицательную разницу ОДН по коммунальной услуге поставщик должен пересчитывать, разделив ее между потребителями и жильцами.

Берут значение, пропорциональное проживающим в определенной квартире лиц или размеру общей площади. Алгоритм оговорен в ст. 354 Постановлении Правительства.

Формула расчета без общедомового счетчика

Vi одн.5 = N одн × S ои × (Si ∕ S об):

  • N одн — норматив потребления электроэнергии, который установили власти субъекта страны;
  • S ои — площадь всего общедомового имущества;
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — суммарная площадь квартир в здании (жилых и нежилых).

Собственники, не установившие прибора учета, оплачивают услуги с повышающим коэффициентом 1,5.

Нужно ли оплачивать ОДН

Указ президента об отмене оплаты за общедомовые нужды установил приоритет оплаты общедомовых коммунальных услуг по счетчикам перед установленными нормативами, а не полностью отменил их.

Многие интересуются, должен ли собственник нежилого помещения платить за общедомовые нужды. Необходимость оплаты определяется следующими нормативами:

  1. Согласно статье 210 ГК владелец обязуется содержать имущество, которым он владеет.
  2. Статья 37 ЖК РФ регламентирует, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном здании собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади данного жилья.
  3. Статья 39 ЖК РФ, ст.249 ГК РФ: каждый участник долевой собственности должен соразмерно со своей долей уплачивать налоги, сборы и другие платежи по общему имуществу, разделить расходы по его содержанию, участвовать в оплате.
  4. В Правилах предоставления коммунальных услуг, которые утверждены Постановлением Правительства №354 от 06.05.2011 г., указано, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме отдельно платит за коммунальные услуги, которые были предоставлены потребителю в жилом или нежилом помещении.

Из этого следует, что оплачивать электроэнергию, израсходованную на ОДН в многоквартирном доме, должны собственники жилых помещений и собственники нежилых помещений.

Установленные тарифы в 2019 году

Тарифы, которые утверждаются регионами, публикуют на сайте управляющих компаний. Также публикуются нормативы потребления общедомовых нужд.

Каждый гражданин имеет право проверить правильность начисления оплаты, что позволяет сделать расчеты платы за коммунальные услуги более прозрачными.

Зная норматив ОДН, можно самостоятельно сравнить заявленную сумму по ОДН и определить, было ли превышение, или все соответствует норме.

Если какой-либо гражданин обнаружит обман со стороны управляющей компании, то права жильцов защищены ФЗ№176. Управляющая компания оплачивает неустойку потребителю и административный штраф.

О новом платежном документе

В июне 2018 года россияне получили новые квитанции за жилищно-коммунальные услуги, в которой содержится больше информации о том, за что платят жильцы многоквартирных домов. Появилась графа, раскрывающая, насколько возросла квартплата.

В квитанцию будут вписывать размеры долга и штрафа, если платеж был несвоевременный. Но не все россияне осведомлены о том, как будет выглядеть новая платежка, и мошенники бросают в почтовые ящики фальшивые документы.

В квитанции должны быть 33 графы, шифр мелкий, чтобы хватило места для всех показателей. Можно увидеть количество потраченного электричества и воды на уборку подъезда, тариф, итоговую сумму.

Платежи станут более прозрачными. Две графы о взносах на капремонт перейдут в графу о плате за содержание жилья.

При наличии необоснованных расчетов, скачущей каждый месяц цифре, можно легко заметить эти изменения, снять контрольные показания общедомовых приборов учета и обратиться с вопросом к управляющей компании.

Стоит заподозрить неладное, если суммы резко возросли, а общедомовое собрание жильцов никто не проводил.

Проверить правильность расчетов пенсионеру или просто обычному жильцу сложно. Недобросовестные компании отправляют фальшивые квитанции с завышенными цифрами, на которых есть герб.

Для защиты жителей Минстрой добавил в платежку дополнительные поля: идентификаторы платежного документа и единого лицевого счета. Данные цифры помогут отличить настоящий платежный документ от фальшивого.

На квитанции есть код, который проверяется на сайте ГИС ЖКХ. Также можно сравнить новую платежку со старой. ИНН организации, выставившей счет, другие реквизиты должны быть идентичны.

Все коммунальные услуги можно оплатить напрямую ресурсоснабжающим организациям, без посреднических услуг управляющей компании.

В новом платежном документе будут два новых поля: получатель денег (за газ, отопление, вывоз мусора), а также его банковские реквизиты.

Нужно помнить

Если показания счетчиков в квартирах поданы для расчета коммунальных трат несвоевременно (после 26 числа текущего месяца), специалисты начнут просчитывать среднегодовое потребление, а затем перейдут на региональный норматив.

Фиксировать показания прибора учета лучше в присутствии ответственного лица, которое было выбрано на собрании дома.

Если есть подозрения, что имеет место несанкционированное подключение со стороны предпринимателей, которые арендуют нижние этажи многоквартирного дома, нужно обратиться в управляющую компанию, чтобы та проконтролировала ситуацию.

Обязательно пишется заявление. Управляющая компания заинтересована в таких сообщениях от жильцов.

Многие стремятся сэкономить на оплате ОДН. Это можно сделать, заменив старую проводку на новую.

Специалисты утверждают, что по постановлению №354, сумма оплаты ОДН в 2019 зависит от того, был ли установлен на доме счетчик, позволяющий существенно сэкономить деньги жильцов.

Если такого нет, энергопотребление многоэтажного дома рассчитывается по нормативу, установленному в 2012 году.

Другой верный вариант сэкономить — установить ОДПУ. Общедомовые счетчики помогают контролировать фактическое потребление ресурсов в доме, а также фиксировать его реальные объемы и потерю ресурсов.

ОДПУ устанавливают, чтобы жильцы не переплачивали за потери на магистральных сетях поставщика. Это самый оптимальный вариант определения реального потребления ресурсов в доме.

Источник: http://zaschita-prav.com/obshhedomovye-nuzhdy/