Одноименные товары

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором —Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.

Появится в 2018-2019 годах

  • Единая регистрация и реестр участников закупок,
  • Контроль за соответствием информации действительности,
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт),
  • Полный единый каталог товаров, работ и услуг,
  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете. Формируются на финансовый год.
Планы можно менять.
Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.
Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

Можно менять не позднее 10 дней до публикации закупки в ЕИС или до отправления приглашений для участников закрытой закупки. С 1 июля 2018 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика, кроме этих случаев:

  • если изменения вносят после того, как закупка не состоялась,
  • закупку планируют провести у единственного поставщика,
  • планируют запрос котировок для устранения ЧС.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать:

  • НМЦ,
  • способ определения поставщика.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и необходимость проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.
Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали .

Статья обновлена 01.08.2018

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 8.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11.

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://zakupki.kontur.ru/site/articles/1142-44-fz-1

Приказом Минэкономразвития России от 1 декабря 2010 г. № 601 (зарегистрирован в Минюсте России 29 декабря 2010 года) была утверждена номенклатура товаров, работ, услуг для нужд государственных и муниципальных заказчиков.
Прежде всего отметим, что нормы документа применяются всеми заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг начиная с 1 февраля 2011 года.
Статьей 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ определено, что одноименными считаются товары (работы, услуги), которые относятся к одной группе в соответствии с вновь принятой номенклатурой.
Одноименность товаров (работ, услуг) имеет большое значение при размещении заказов в связи со следующими моментами:
– запрещено размещение заказов на одноименные товары (работы, услуги) в течение одного квартала на сумму более чем 500 тыс. руб. при проведении запроса котировок и более чем 100 тыс. руб. при размещении заказов по пункту 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ (так называемые «малые закупки»);
– совместные торги могут проводиться заказчиками, уполномоченными органами только в случае размещения заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг (ч. 6 ст. 10 Закона № 94-ФЗ);
– при размещении заказа путем проведения аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчики вправе установить требование к участникам о наличии опыта выполнения ими строительных работ, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ, то есть одноименных работ (ч. 2.1 ст. 11 Закона № 94-ФЗ).
Ранее действующие нормы не позволяли однозначно трактовать одноименные товары (работы, услуги), с одной стороны, заказчиками, а с другой – органами власти, уполномоченными на осуществление контроля в сфере размещения заказов. Первые, пытаясь уйти от проведения торгов, запроса котировок, дробили продукцию на более мелкие заказы, а контролирующие органы, наоборот, «укрупняли» продукцию.
Теперь одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой, которая, надеемся, поможет заказчикам в правильном и грамотном размещении заказов.
Отдельно следует отметить, что номенклатура не связана с формированием размещаемого заказа (лотов). Зачастую заказчики считают, что включить в один заказ (лот) могут только те товары (работы, услуги), которые содержатся в одной группе согласно номенклатуре. То есть в каждом заказе (лоте) могут быть только одноименные товары (работы, услуги). Здесь необходимо различать одноименность для целей ограничения количества размещенных заказов в квартал (заключенных контрактов (договоров) по «малым закупкам» и по результатам запросов котировок соответственно) и «технологическую и функциональную» взаимосвязь продукции, которая необходима для ее включения в один заказ (лот) (ст. 17 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»). То, что продукция включена в одну группу по одноименности, вовсе не означает, что ее можно объединять только в один лот.
При формировании лотов надо обращать внимание на другой фактор: ограничивает ли это конкуренцию между участниками размещения заказа или нет. А понятие одноименности товаров, работ, услуг призвано ограничить процедуры размещения заказов заказчиками без проведения торгов.
Также является заблуждением мнение о том, что если в одну группу, согласно номенклатуре, включено несколько подгрупп (например, в группу 89 «Бытовая техника, офисная техника и электроника» включены как электрические бытовые приборы, так и часы), то их следует закупать только вместе и разместить заказ на них по отдельности нельзя.

Как пользоваться номенклатурой Номенклатура товаров, работ, услуг составлена на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93. Всего в номенклатуре предусмотрено 158 позиций.
Одноименными являются те товары, работы, услуги, коды по ОКДП ОК 004-93 которых содержатся в одной группе (см. табл. 1).
Пример одноименных товаров (работ, услуг) в соответствии с утвержденным перечнем

№ п/п Наименование группы
номенклатуры
Код ОКДП
25 Текстильные изделия 1710000 «Пряжа и нить; тканые материалы и ворсовые ткани»; 1720000 «Швейные текстильные изделия прочие, не включенные в другие группировки; ковры и ковровые изделия; канаты и подобные им крученые изделия»; 1730000 «Трикотажные и вязаные ткани»; 9412010 «Услуги в производстве текстильных изделий и одежды, предоставляемые за вознаграждение или на договорной основе»

При этом, например, в код 1710000 «Пряжа и нить; тканые материалы и ворсовые ткани» включаются все позиции в соответствии с ОКДП, содержащиеся в данной группе (с позиции 1711000 по позицию 1717680). Проще говоря, все товары с кодами, в которых меняются последние цифры вместо нулей, и есть группа. В примере это четыре последние цифры.
Но данное правило действует не вовсех кодах ОКДП, а только в кодах, соответствующих виду продукции и услуг, то есть в ситуации, когда все семь знаков кода несут информацию, которая может отличаться от нуля. Информация о классах и подклассах видов продукции с представлением их в виде семиразрядного кода приведена в части II ОКДП. А виды продукции во взаимоувязке с классами и подклассами части II ОКДП содержатся в части III ОКДП. Так, например, код 3010020 «Счетные машины, кассовые аппараты, билетные автоматы и аналогичное оборудование, включающее счетное устройство, приборы и инструменты математические» включает в себя следующие виды продукции:
– 3010150 «Комплексы и машины бухгалтерские и фактурные»;
– 3010160 «Машины билетно-кассовые и контрольно-кассовые»;
– 3010170 «Машины контрольно-регистрирующие»;
– 3010180 «Оборудование прочее, включающее счетные устройства»;
– 3010190 «Приборы и инструменты математические. Таблицы справочные механические (приборы, инструменты и приспособления математические)»;
– 3010191 «Приборы математические для вычисления площадей и моментов плоских фигур»;
– 3010192 «Приборы математические для дифференцирования и интегрирования функций»;
– 3010193 «Приборы для измерения линий»;
– 3010194 «Линейки счетные логарифмические общего назначения»;
– 3010195 «Линейки счетные и справочные специализированные»;
– 3010196 «Приспособления математические»;
– 3010197 «Приборы для определения координат».
Таким образом, в данной ситуации меняется не последняя цифра в коде 3010020, а все три последние цифры.
Следует отметить, что группы, согласно номенклатуре, достаточно укрупненные.
Так, группа 106 «Мебель» включает в себя и бытовую мебель (столы, шкафы, стулья и пр.), и специальную мебель (для детских и школьных учреждений, для административных помещений и пр.), и составные части мебели.

Отдельно предусмотрены крупные группы по лекарственным средствам и препаратам: сердечно-сосудистые, гормональные, для лечения злокачественных образований и др.
По другим позициям, наоборот, идет более детальная разбивка на группы. Это, например, касается продуктов питания (см. табл. 2).
Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков

№ п/п Наименование группы номенклатуры
13 Мясо (включая птицу)
14 Продукция мясоперерабатывающей отрасли
15 Масла и жиры
16 Молоко и молочные продукты
17 Хлеб и хлебобулочные изделия
18 Овощи
19 Фрукты, орехи, культуры для производства напитков и пряностей
20 Продукция мукомольно-крупяного производства

Применительно к данному примеру в одном квартале заказчик имеет право заключить по пункту 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ контракты на поставку мяса, масла, молока и т. д., цена каждого из которых будет составлять 100 тыс. руб.
Обратите внимание и на следующий момент.
В целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капстроительства в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ работы, включенные в группу 158, рекомендуется классифицировать в следующие подгруппы:
– работы по строительству, реконструкции и капремонту объектов, отнесенных в соответствии с Градостроительным кодексом РФ к особо опасным и технически сложным объектам;
– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту иных объектов капитального строительства (включая отнесенные к уникальным объектам), не относящиеся к особо опасным и технически сложным;
– работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Не все названия групп верно отражают их содержание В номенклатуре есть группы, название которых не совсем верно отражает их содержание. Получается, что, к примеру, проконсультировать заказчика по использованию компьютера, отремонтировать принтер и провести телеконференцию – это одноименные работы, услуги, они включены в одну группу, а название этой группы относится немного к другой сфере деятельности – «Программные продукты» (п. 137 номенклатуры).
Услуги по техническому обслуживанию машин и оборудования (код 9460000) содержатся в группе «Услуги по ремонту транспортных средств», хотя оборудование включает в себя не только транспортное и связанное с ним, а, например, еще и медицинское.
При применении номенклатуры могут возникнуть сложности Действительно, не исключены и проблемы…
Во-первых, по некоторым товарам есть неопределенность с отнесением их к кодам по ОКДП. Например, картриджи для принтеров, с одной стороны, можно отнести к коду 3010500 «Узлы и детали средств копирования и оперативного размножения документов» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника» (п. 89 номенклатуры)), а другой стороны – к коду 3020365 «Комплектующие и запасные части устройств ввода и вывода информации», однако это уже другая группа – «Вычислительная техника» (п. 90 номенклатуры).

Такая же проблема возникает при определении группы для канцелярской продукции, например ручек. Они есть и в коде 3699110 «Ручки (кроме автоматических) и карандаши (кроме механических)», включенном в группу «Хозяйственно-бытовые товары», и в коде 3010130 «Наборы ручек автоматических и карандашей механических, приборы письменные настольные» (группа «Бытовая техника, офисная техника и электроника»).
Во-вторых, не все товары, работы, услуги, как кажется на первый взгляд, вошли в номенклатуру. Отсутствуют, например, достаточно часто закупаемые заказчиками некоторые консервированные продукты питания. При этом консервы рыбные, мясные, молочные предусмотрены в номенклатуре, а вот консервы овощные и фруктово-ягодные отсутствуют (коды 1513050 «Консервы плодоовощные», 1513060 «Консервы плодовые, ягодные и фруктовые»).
В-третьих, в номенклатуре содержатся коды согласно ОКДП, которые в самом ОКДП отсутствуют, например 1511024 (группа «Продукция мясоперерабатывающей отрасли»); группа «Услуги по ремонту транспортных средств» содержит код 3400200, которого в ОКДП просто нет.
Еще один вопрос – это дублирование одних и тех же кодов по ОКДП в разных группах.
Например, группа «Полиграфические услуги» (п. 35 номенклатуры) включает в себя код 2220000, который, в свою очередь, содержит код 2221030 «Канцелярские принадлежности из бумаги и картона, не вошедшие в другие группировки – «. При этом и код 2221030, и код 2221690 предусмотрены отдельно в группе «Канцелярские товары, канцелярские принадлежности бумажные» (п. 33 номенклатуры).
В этой ситуации представляется логичным, что при определении заказчиками одноименности «частные» коды 2221030 и 2221690 должны быть исключены из «общего» кода 2220000 и отнесены к группе «Канцелярские товары, канцелярские принадлежности бумажные».
Ответственность за несоблюдение установленных норм Практически за любое нарушение законодательства о размещении заказов предусмотрена административная ответственность.
Не является исключением и неправильное применение номенклатуры товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков. Прямой состав такого нарушения Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрен, однако возможно наложение административного штрафа за несоблюдение требований законодательства о размещении заказов при принятии решения о способе размещения заказа (ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Ответственность по вышеуказанной статье наступает в следующих случаях.
1. В квартал по неправильно заключенным договорам (контрактам) на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 100 тыс. руб. (по «малым закупкам») и 500 тыс. руб. (по контрактам, заключенным по результатам запросов котировок).
2. В квартал по неправильно заключенным контрактам по результатам запросов котировок на одноименные товары, работы, услуги сумма превысила 500 тыс. руб., и при этом заказ необходимо было размещать путем проведения открытого аукциона в электронной форме. За данное правонарушение должностное лицо заказчика (то есть руководителя либо, как правило, лицо, принявшее решение разместить «лишний» запрос котировок или заключившее (подписавшее) «лишний» договор) могут оштрафовать. Размер штрафа составляет 30 тыс. руб., а если размещение заказа нужно было осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме, то 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Обратите внимание: исходя из анализа сложившейся арбитражной практики, освобождение бюджетных учреждений от административной ответственности в силу крайней необходимости, малозначительности, которое допускается Кодексом РФ об административных правонарушениях, органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях, практически не применяется.
Важно запомнить
С 1 февраля 2011 года одноименные товары, работы, услуги определяются в соответствии с утвержденной номенклатурой. Она составлена на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности и содержит 158 позиций. Нарушение норм, установленных в номенклатуре, может привести к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/211911/