Оформление транспортных накладных

Содержание

О необходимости составления транспортной накладной по новой форме

05 апреля

Брызгалин Аркадий Викторович, генеральный директор Группы компаний «Налоги и финансовое право», кандидат юридических наук

Со Вятчинова Татьяна Ивановна, ведущий специалист Группы компаний «Налоги и финансовое право»

С 25 июля 2011 года при перевозке грузов должна использоваться новая форма транспортной накладной, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее – Правила).

Отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» (далее – Закон № 259-ФЗ).

Правила были разработаны во исполнение статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно данной статье «Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом».

До введения новых Правил продолжали действовать Правила перевозок грузов, утвержденные еще в 1971 году (Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которые не отменены по сей день. В разделе 6 данных Правил как раз и указывалось, что перевозка грузов товарного характера должна оформляться товарно-транспортными накладными. Типовая форма и правила заполнения товарно-транспортной накладной утверждаются в порядке, установленном Советом Министров СССР. РСФСРовские правила разрабатывались в период действия старой редакции Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12.

При этом в тот период действовали другая форма товарно-транспортной накладной (форма 1-Т) и указания по ее заполнению, утвержденные Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ при СМ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Данная Инструкция и на сегодняшний день является действующей, тогда как накладная была признана утратившей силу согласно п. 3 Приложения к Постановлению Госкомстата России от 29.05.1998 № 57а, Минфина России от 18.06.1998 № 27н.

Вместо нее и появилась привычная всем форма товарно-транспортной накладной по форме 1-Т, так называемая ТТН, утвержденная Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. Следует отметить, что с появлением новой формы транспортной накладной форма 1-Т (ТТН) не была признана утратившей силу и может применяться на сегодняшний день.

Новая транспортная накладная

Согласно п. 1 Правил новая транспортная накладная обязательна к применению при перевозке автомобильным транспортом различных видов грузов.

Для того, чтобы определиться, кто и в каких случаях составляет транспортную накладную, необходимо сначала разобраться в терминах и понятиях, касающихся оказания услуг по перевозке.

В соответствии со ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В начале статьи мы уже упоминали, что оказание услуг автомобильным транспортом регулируется Уставом автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее – Закон № 259-ФЗ).

Согласно п. 6 новых Правил перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза. При этом договор считается заключенным, если перевозчик принял к исполнению заказ на транспортировку груза. Если между сторонами уже заключен договор перевозки, то основанием для оказания транспортных услуг будет заявка грузоотправителя. Не обязательно составлять договор в письменном виде, подписанная транспортная накладная сама подтверждает факт заключения договора перевозки.

Данные нормы п. 6 Правил дублируют положения Закона № 259-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона № 259-ФЗ заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов (п. 2 ст. 8 Закона № 259-ФЗ). Кроме того, если на груз не оформляется транспортная накладная, то перевозчик такой груз к перевозке не принимает (п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).

Как было указано выше, именно во исполнение требований Закона № 259-ФЗ Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 были утверждены Правила, а с ними и новая форма транспортной накладной.

Следовательно, новая транспортная накладная составляется только в случаях, когда доставка груза осуществляется силами перевозчика — транспортной компанией, т.е. в подтверждение транспортных расходов. Иными словами, транспортная накладная составляется, если имеется третье лицо между грузоотправителем и грузополучателем, ответственное за доставку.

В п. 21 Правил определен еще один случай составления транспортной накладной. Новая накладная составляется и при оказании транспортных услуг по перевозке грузов для личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд. В этом случае накладная заполняется самим перевозчиком.

Кто составляет транспортную накладную

В пункте 6 Правил установлено, что транспортная накладная составляется грузоотправителем.

Из раздела III Правил следует, что грузоотправитель осуществляет погрузку груза, а грузополучатель – его выгрузку. Перевозчик лишь принимает груз к перевозке и ответственен за его доставку и сохранность в момент перевозки.

И вновь обратимся к терминам. В ст. 2 Закона № 259-ФЗ в качестве грузоотправителя названы физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной.

Под грузополучателем понимается физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза.

В качестве перевозчика выступают юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Таким образом, грузоотправителем может быть не только поставщик товаров по договору купли-продажи, но и сам покупатель, если он заключил с транспортной компанией договор перевозки грузов.

Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю.

В соответствии со ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях. Договором поставки может быть предусмотрено получение товаров покупателем (получателем) в месте нахождения поставщика (выборка товаров).

Помимо условий поставки, определенных в договоре купли-продажи, важно учитывать и момент перехода права собственности на товар для установления «своих» или «чужих» транспортных расходов. Переход права собственности на товар может быть установлен условиями самого договора купли-продажи или определяться в соответствии с общими правилами. Так, по общему правилу ст. 223 ГК РФ право собственности у покупателя на товар возникает с момента его передачи. Согласно ст. 224 ГК РФ право собственности на товар переходит в момент вручения его покупателю или в момент передачи товара перевозчику.

Из норм ст. 458 ГК РФ также следует, что если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

— вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

— предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара.

В случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.

Следовательно, на практике могут возникнуть следующие ситуации:

1. Товар доставляется силами поставщика, продавца по договору купли-продажи

Если поставщик привлекает транспортную компанию для доставки груза покупателю, то составляется транспортная накладная. В этом случае грузоотправитель и поставщик одно лицо. Следовательно, транспортную накладную должен составить поставщик.

Относительно документального оформления приема и отпуска товара хотелось бы отметить следующее.

Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» утверждена форма товарной накладной ТОРГ-12, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и является основанием для оприходования этих ценностей.

Таким образом, при отпуске товара продавцом в обязательном порядке заполняется товарная накладная формы ТОРГ-12. В этом случае поставщик произведет списание товаров с учета в соответствии с ТОРГ-12, а транспортная накладная будет служить первичным документом, на основании которого поставщик может учесть расходы на перевозку.

Поставщик также может доставить товар покупателю сам на своем транспорте. При этом необходимо отличать ситуации, когда транспортные расходы поставщика уже включены в цену самого товара и когда они компенсируются покупателем.

Так, если право собственности на товар переходит только после его получения покупателем и поставщик производит доставку своими силами и за свой счет (например, условия поставки по договору «франко-склад покупателя»), то транспортная накладная не составляется. В такой ситуации основанием для списания стоимости товаров у поставщика будет выступать накладная ТОРГ-12, а покупатель на основании ТОРГ-12 оприходует товар. Транспортные расходы поставщика будут подтверждаться путевыми листами и документами на приобретение ГСМ.

Если, например, условия поставки определены как «франко-склад поставщика» и поставщик доставляет товар покупателю, а тот ему возмещает стоимость доставки, то в этом случае поставщик фактически выступает в роли перевозчика. Следовательно, заполнять транспортную накладную он должен и как грузоотправитель, и как перевозчик. В этой ситуации ТОРГ-12 будет для продавца основанием для списания стоимости товаров, а транспортная накладная – основанием для отражения выручки от оказания транспортных услуг. Для покупателя ТОРГ-12 будет основанием для оприходования товаров, а транспортная накладная поставщика – подтверждением транспортных расходов.

2. Товар доставляется силами покупателя

Если доставка товара осуществляется силами покупателя на условиях самовывоза, то в момент получения товара со склада от поставщика право собственности уже считается перешедшим на покупателя. Иными словами, покупатель в таком случае является непосредственным владельцем груза.

Следовательно, при привлечении в этом случае стороннего перевозчика для вывоза товара со склада поставщика, транспортную накладную обязан оформить покупатель, являющийся грузоотправителем. При этом грузополучателем также будет являться сам покупатель.

УФНС РФ по г. Москве в Письме от 11.08.2011 № 16-15/079006@ «О вопросах оформления транспортной накладной» разъяснило, что:

«Положения пункта 6 Правил свидетельствуют о том, что транспортная накладная заполняется грузоотправителем или лицом, определенным в договоре перевозки. При самовывозе товаров покупателем посредством привлечения сторонней организации, когда право собственности на товар переходит к покупателю на складе поставщика, грузоотправителем выступает покупатель, который и должен оформлять транспортную накладную».

Следует отметить, что аналогичного мнения придерживался и Минфин РФ в Письме от 26.05.2008 № 03-03-06/1/333 относительно необходимости составления покупателем товарно-транспортной накладной по форме

№ 1-Т при доставке перевозчиком товара, приобретенного у поставщика на условиях самовывоза.

Следовательно, в случае когда покупатель приобретает товар на условиях самовывоза и привлекает стороннего перевозчика для перевозки товаров со склада поставщика, то транспортную накладную обязан оформить покупатель. В этой ситуации товар будет приходоваться на основании ТОРГ-12, а транспортная накладная будет подтверждением оказания транспортных услуг перевозчиком.

Если же покупатель производит доставку на собственном транспорте, то у него не возникает необходимости оформлять транспортную накладную. Постановка товаров на учет будет осуществляться в соответствии с ТОРГ-12, а подтверждением транспортных расходов будут путевые листы и документы на приобретение ГСМ.

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) разъясняет, что заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

Схожая позиция была высказана ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 о составлении товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т. Налоговое ведомство указало, что ТТН обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что под собственным транспортом в данной статье мы понимаем как принадлежащее на праве собственности, так и арендованное транспортное средство. При этом, если товар доставляется собственными силами, но на арендованном автомобиле, нет необходимости составлять транспортную накладную. Дело в том, что из норм ст. 606, 632, 642 ГК РФ следует, что арендодатель предоставляет свое имущество за плату во временное владение и пользование с предоставлением услуг по управлению транспортным средством или без (т.е. предоставляется длящаяся услуга), тогда как по договору перевозки речь идет только о доставке груза грузополучателю (т.е. разовая услуга).

Таким образом, при решении вопроса о том, кто должен составлять транспортную накладную, стороны должны помнить, что транспортная накладная составляется не в любом случае, а только в подтверждение договора перевозки. Следовательно, в ситуации, когда доставка производится автотранспортной компанией (независимо от того, кто выступает заказчиком – покупатель или продавец), транспортная накладная составляется в обязательном порядке.

Если товар доставляется без привлечения транспортной организации (силами поставщика или на условиях самовывоза покупателем) оформление транспортной накладной не обязательно. Исключением может стать доставка товара поставщиком (продавцом) на условиях возмещения покупателем стоимости доставки.

Какую форму накладной применять?

Как мы отмечали выше, после вступления в силу новых Правил перевозок грузов (Постановление № 272) форма товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т не отменена.

Новая транспортная накладная, равно как и товарно-транспортная накладная (по форме № 1-Т) предназначены для учета движения товарно-материальных ценностей, для организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, а также для определения условий перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

В таком случае будет ли достаточным оформление только транспортной накладной или необходимо оформлять одновременно два документа?

Мы полагаем, что поскольку:

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная выполняют одинаковые функции;

— ТТН по форме 1-Т и транспортная накладная содержат идентичные показатели;

— транспортная накладная утверждена во исполнение Федерального закона;

— транспортная накладная утверждена более поздним по отношению к Постановлению Госкомстата России № 78 нормативно-правовым актом, то грузоотправители и перевозчики должны удостоверять заключение договора перевозки груза именно новой формой транспортной накладной, без заполнения унифицированной ТТН по форме № 1-Т.

Вместе с тем, Минтранс в Письме от 20.07.2011 № 03-01/08-1980ис разъяснил, что использование новой транспортной накладной не исключает также применения накладной как по форме № 1-Т, так и по форме № ТОРГ-12 (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132).

Минфин РФ также выпустил ряд Писем, подтверждающих возможность применения формы 1-Т или транспортной накладной (Письма от 17.08.2011 № 03-03-06/1/497, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/492, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/501, от 16.08.2011 № 03-03-06/1/487).

Однако сама формулировка Писем несколько настораживает:

«В случае наличия договора перевозки груза подтверждение затрат организации на перевозку груза автомобильным транспортом и факта его транспортировки осуществляется на основании как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т, используемой в бухгалтерском и налоговом учете».

Формулировка разъяснений Минфина достаточно размыта, поскольку их можно толковать и как применение одной из форм накладной на выбор (ТТН или новой транспортной накладной), и как применение сразу двух форм.

В более поздних разъяснениях Минфин уже четко выразил свою позицию: заполнять необходимо две формы. Так, в Письмах от 25.11.2011 № 03-03-06/1/780, от 11.11.2011 № 03-03-06/1/744, от 08.11.2011 № 03-03-06/1/722 финансовое ведомство поясняет применение обоих документов их различным назначением:

«Так как товарно-транспортная накладная служит для учета транспортной работы и расчетов заказчиков с перевозчиком за оказанные услуги по перевозке грузов, то ее наличие у организации является необходимым условием для принятия в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с перевозкой грузов.

Транспортная накладная обязательна к заполнению, поскольку устанавливает порядок организации перевозки грузов, т.е. ее назначение отличается от назначения формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, данная позиция Минфина не основана на законодательстве. Как указывалось выше, Правила, содержащие форму и порядок заполнения транспортной накладной, были разработаны во исполнение ст. 3 Закона № 259-ФЗ. Транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза. Кроме того, в транспортной накладной отражаются данные о перевозчике и стоимость транспортных услуг. Соответственно, транспортная накладная может подтверждать расходы на перевозку грузов.

УФНС РФ по г. Москве в Письмах от 04.08.2011 № 16-15/076716@ и от 11.08.2011 № 16-15/079006@ также придерживается мнения, что транспортная накладная подтверждает транспортные расходы:

«Договор перевозки грузов и надлежащим образом оформленная транспортная накладная могут являться документами, подтверждающими расходы на перевозку груза, если оформление других документов не предусмотрено договором перевозки грузов».

При самовывозе покупателем товаров Минфин РФ (Письма от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 22.12.2011 № 03-03-10/123) снова повторяет свою точку зрения, что для покупателя в этом случае заполнения транспортной накладной не требуется, достаточно путевого листа:

«В случае если договор перевозки не заключался и покупатель собственным транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя, услуги по перевозке не оказываются и транспортная накладная не составляется, а затраты на перевозку груза и факт его транспортировки подтверждаются путевым листом на транспортное средство».

ФНС РФ в Письме от 18.08.2009 № ШС-20-3/1195 также разъясняет, что форма товарно-транспортной накладной № 1-Т обязательна к применению отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Таким образом, если покупатель заказчиком перевозки не является, то наличие ТТН не обязательно. Принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12.

Между тем, в вышеуказанных Письмах Минфин РФ в отношении доставки силами продавца настаивает на применении транспортной накладной:

«В случае если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя, возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза. В данном случае затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются как транспортной накладной, так и накладной формы № 1-Т».

С нашей точки зрения, с данной позицией Минфина можно согласиться только в том случае, если продавец выставляет покупателю счет за перевозку товара. В ситуации, когда доставка уже включена в стоимость товара, по нашему мнению, необходимость применения транспортной накладной отсутствует.

Стоит отметить, что ранее Минфин РФ в Письме от 15.06.2010 № 03-03-06/1/413 пояснял, что если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то оприходование товаров может производиться на основании накладной по форме № 1-Т либо на основании накладной ТОРГ-12. Схожая позиция содержится и в Письме Минфина РФ от 31.01.2011 № 03-03-06/1/42.

Относительно новых Правил можно сказать, что оприходование в данном случае будет производиться на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12. Транспортная накладная не составляется, а подтверждением транспортных расходов у продавца будут внутренние документы: путевые листы, чеки на приобретение ГСМ.

Таким образом, учитывая равнозначное предназначение транспортной накладной и товарно-транспортной накладной формы № 1-Т, а также введение в действие новых Правил перевозки грузов автомобильным транс-портом, по нашему мнению, целесообразно оформлять только транспортную накладную, форма которой утверждена постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272. При этом оприходование/списание товара следует производить на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12.

Опубликовано по материалам журнала «Налоги и финансовое право», www.cnfp.ru

Источник: http://www.consultant-so.ru/news/show/type/company_news/year/2012/month/04/alias/o_neobhodimosti_sostavleniya_transportnoj_nakladnoj_po_novoj_forme

Экспедиторская расписка: обязательна или нет?

Экспедиторские документы – неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции (п. 7 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554).

Экспедиторские документы составляются в письменном виде. Их формы и порядок заполнения утверждены Приказом Минтранса от 11.02.2008 № 23. А обязательна ли экспедиторская расписка?

Без экспедиторских документов, к числу которых относится и экспедиторская расписка, учесть расходы на транспортную экспедицию в затратах по налогу на прибыль не получится в силу обязательности таких документов (Письма Минфина от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317, от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Однако п. 6 Правил предусмотрено, что по договору транспортно-экспедиционных услуг могут применяться и иные экспедиторские документы в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг (в т.ч. при перевозках груза в международном сообщении). Это значит, что экспедиторским документом, подтверждающим получение экспедитором груза для перевозки, может быть не экспедиторская расписка, а иной документ. Главное, чтобы это было предусмотрено договором между сторонами.

Транспортная накладная для подтверждения расходов у заказчика экспедиторских услуг – лишний документ или необходимость?

Специально для сайта www.audit4dk.ru

31 августа 2015

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Особенности оформления ТТН и экспедиторских документов

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, расходы, учитываемые налогоплательщиком при исчислении налогооблагаемой прибыли, должны быть экономически обоснованными (произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода) и документально подтвержденными.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» утвержденными Правительством РФ правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:

перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);

требования к качеству экспедиционных услуг;

порядок оказания экспедиционных услуг.

Пунктом 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, установлено, что экспедиторскими документами являются:

поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);

экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);

складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Таким образом, необходимость составления при организации доставки товаров экспедитором транспортной накладной нормами гражданского законодательства прямо не установлена.

В то же время согласно пункту 1 статьи 801 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

Следовательно, организуя перевозку грузов, экспедитор заключает договор перевозки с соответствующим перевозчиком.

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – УАТ) заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.

Пунктом 2 данной статьи установлено, что форма и порядок заполнения транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов.

Действующая в настоящее время форма транспортной накладной утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 № 272.

Этим же Постановлением утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (далее – Правила перевозок).

Пунктом 6 Правил перевозок установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению № 4 к данным Правилам.

Таким образом, поскольку при организации доставки товара экспедитор заключает с перевозчиками договоры перевозки, должны составляться транспортные накладные.

Исходя из вышеизложенного, для подтверждения правомерности учета расходов на доставку товаров, организованную экспедитором, при исчислении налогооблагаемой прибыли организации – заказчику экспедиторских услуг необходима транспортная накладная.

Аналогичная позиция содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 17.10.2012 № 16-15/099196@ и Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 № 09АП-47523/2013 по делу № А40-131014/13.

Хотите быть в курсе актуальных изменений — подпишитесь на рассылку

Отличия экспедиторской расписки от ТТН

Услуги по перевозке груза, подписанию договоров, организация отправки и получения товара – это все называется транспортно экспедиционными услугами.

К экспедиторским документам относятся:

  1. Экспедиторская расписка
  2. Складская расписка
  3. Поручение экспедитору

Она подтверждает получение груза экспедитором и факт перевозки этого самого груза от грузополучателя к грузоотправителю. Она является неотъемлемой частью договорных отношений в данном случае и является обязательной к заполнению. Она составляется в письменном виде на специальном для этого бланке. Для чего нужна экспедиторская расписка? Экспедитор — это по сути посредник между грузоотправителем и грузополучателем. Сам экспедиторский контракт может быть разовым, непрерывным, «рамочным». При долгосрочном сотрудничестве очень сложно определить заранее, на этапе подписания договора, тип товара, его стоимость, вес, упаковку, сроки доставки и пр. Поэтому очень важно все подробности указать в приложениях к каждой очередной перевозке. Также необходимо чтобы в договоре было указано, что все отсылки и приложения являются неотъемлемой частью самого договора. Экспедиторская расписка не может заменить транспортную накладную. Основное отличие ТТН (товарно-транспортной накладной) от расписки состоит в том, что в ней не указывается стоимость перевозки. Она содержит только сведенья о грузе, именно по этой причине она не может применяться, для учета транспортных расходов. Также и ТТН не может заменить расписку, ведь она свидетельствует о том, что экспедитор получил груз и несет за него ответственность с момента его получения и до момента его передачи грузополучателю. Без наличия данного документа налоговая служба может отказать налогоплательщику от учета транспортных расходов.

Ведь ее отсутствие является нарушением правил оформления документации.

Составление экспедиторской расписки

Как уже упоминалось ранее, экспедиторская расписка вместо транспортной накладной не составляется. Это два абсолютно разных документа и оба они крайне необходимы для полного документооборота. Есть определенные правила составления расписки. Правила написания к данному бланку подробно описаны в Приказе о порядке №23. Она может быть написана как от руки с учетом определенной информации, либо же по определенному шаблону-образцу, установленному на предприятии. Очень часто используется давно применяемый бланк, ведь он содержит все необходимые сведенья. Она должна содержать в себе:

  1. Информация о грузоотправителе.
  2. Информация о грузополучателе.
  3. ФИО экспедитора
  4. Сведенья о грузе – вес, упаковка, цена, количество, другие параметры.
  5. Номер документа и дата его составления.

В случае если допущена ошибка, при заполнении данного документа ее лучше не исправлять, более правильным решением было бы составление нового. Расписка составляется в двух экземплярах. Один остается у экспедитора, а второй передается на руки клиенту. В редких случаях составляются дополнительные экземпляры, они также должны быть подписаны экспедитором. Такой документ относится к необоротным и не возвращается после доставки груза. Составляется она экспедитором, клиент должен лишь обеспечить экспедитора необходимой информацией о товаре.

Не соблюдение обязательств и их последствия

Прошу обратить внимание, что не соблюдение правил заполнения и указание не правильной информации приводит к тому, что расписка становится недействительной. К примеру, если предприятие-клиент решит предъявить претензии к экспедитору, который не добросовестно выполнял свои обязательства, то наличие полного пакета правильно оформленных документов будет обязательным условием для судебных разбирательств. Расписка не должна быть заменена товарно транспортной накладной либо сдаточным списком. В этой ситуации суд может рассудить, что экспедитор не получал никакой товар и ответственности за его перевозку и хранение не несет. Ведь образец экспедиторской расписки 2018 четко утвержден законом. В грамотно составленном документе нуждается и сам экспедитор. Этот документ, как не раз уже указывалось, подтверждает факт приема груза экспедитором на счет «товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение». Эта информация важна для бухгалтеров для правильного занесения информации на необходимый счет. Также он важен для того чтобы подтвердить право применения нулевой ставки НДС, для стороны экспедитора. Клиентам же необходимо для применения вычетов по НДС по части расходов на экспедирование и перевозку по договору транспортной экспедиции.

Бланк экспедиторской расписки.jpg

Образец заполнения экспедиторской расписки.jpg

Оформление доставки: экспедиционная расписка и транспортная накладная

Договор является основным документом при оказании транспортно-экспедиторских услуг. Другими документами, подтверждающими заключение договора транспортной экспедиции, являются экспедиторская и складская расписки. При этом весь пакет экспедиторских документов — неотъемлемая часть договора транспортной экспедиции. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены Приказом Минтранса России от 11.02.2008 N 23.

Транспортно-экспедиторские документы — документы, которые оформляют выполнение экспедитором операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимых документов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т.д.

Поручение экспедитору. Предусматривает выдачу экспедитору задания на любые экспедиторские услуги в соответствии с типовым руководством ООН по стандартизации и унификации документов международной торговли и международных перевозок. Может служить юридической основой для заключения экспедиторского договора.

Клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору, оформленное согласно Порядку оформления и формы экспедиторских документов, утвержденному Министерством транспорта РФ. Поручение экспедитору представляется клиентом в письменном виде. Подачу клиентом экспедитору поручения можно рассматривать как оферту. Экспедитор рассматривает поручение экспедитору и направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо с отказом в согласовании. Отметка о согласовании в поручении экспедитора является акцептом сделанной клиентом оферты. В случае если в оферте содержатся все существенные условия договора, при получении акцепта клиентом договор будет считаться заключенным.

Кроме подробного описания груза в бланке нужно указать вид транспорта, на котором предполагается перевозка груза, перечислить документы, прилагаемые к поручению экспедитора и необходимые для перевозки груза. Безусловно, в поручении клиент должен указать пункт назначения (доставки) груза, а также в случае необходимости сделать отметку об уведомлении клиента (грузоотправителя или иного лица) о прибытии груза.

До утверждения формы поручения экспедитору стороны договора самостоятельно разрабатывали документ для согласования условий перевозки и экспедиции. Чаще всего он назывался заявкой. Рассмотренная экспедитором заявка направлялась клиенту с вписанными в нее данными о конкретном транспортном средстве и водителе, который должен перевезти груз (марка, государственный регистрационный номер автомобиля, Ф.И.О. и паспортные данные водителя). В настоящее время форма поручения экспедитору не предполагает такого реквизита. Однако очевидно, что указание информации о водителе и транспортном средстве в некоторых случаях необходимо, поэтому стороны вправе договориться о подобном дополнении поручения экспедитору.

Заметим, что и теперь, когда есть утвержденные формы экспедиторских документов (Приказ Минтранса России от 11.02.2008 N 23), клиент и экспедитор все еще продолжают использовать заявки и не заполнять экспедиторские документы. В случае возникновения спора (а спор по инициативе клиента возникает, если у него есть претензии к экспедитору по сохранности груза) придется доказывать факт заключения договора. Если предприятие уверено в том, что имеющиеся у него документы (заявка, ТТН) подтвердят этот факт, можно с легкой совестью не составлять поручение экспедитору и не запрашивать у него экспедиторскую расписку. Однако есть примеры, когда заявок, направленных по факсу и электронной почте, недостаточно и заинтересованной стороне не удается доказать наличие договорных отношений

Экспедиторская расписка. В п. 4 ст. 4 Закона об экспедиции и п. 12 Правил ТЭД говорится, что такой документ выдается клиенту. Экспедиторская расписка подтверждает факт получения груза экспедитором от клиента либо указанного им грузоотправителя (п. 5 Правил ТЭД) и предоставляет экспедитору право владения грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки (п. 12 Правил ТЭД).

Юридический смысл документа заключается в подтверждении экспедитором принятия под свою ответственность груза с безотзывным обязательством отправить груз получателю или хранить груз в распоряжении этого получателя. Является необоротным документом, служит свидетельством выполнения экспортером своих обязательств и является документом для снятия денег с аккредитива.

Выдавая экспедиторскую расписку, экспедитор подтверждает, что:

а) отправка, указанная в документе, принята экспедитором или его агентом (представителем) и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза;

б) тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии;

в) положения документа соответствуют инструкциям, полученным экспедитором;

г) условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с экспедиторской распиской.

Этот документ целиком состоит из полей, предназначенных для описания груза, которые идентичны тем, что содержатся в бланке поручения экспедитору. В экспедиторской расписке есть только одно поле, которое отсутствует в поручении, оно называется «Условия». В нем указываются условия приема груза экспедитором на транспортно-экспедиционное обслуживание и обязательства экспедитора.

Согласно порядку заполнение бланка «Экспедиторская расписка» возлагается на экспедитора. Заполненный экспедитором бланк «Экспедиторская расписка» должен содержать достоверные и полные данные о грузе.

Третий и последний основной экспедиторский документ — складская расписка применяется, только если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение. В соответствии с п. 13 Правил ТЭД в случае, если экспедитор принимает груз клиента на складское хранение, экспедитор выдает клиенту складскую расписку. Складская расписка выдается либо самому владельцу, либо лицу, действующему по надлежаще оформленной доверенности.

Складская расписка выступает в качестве унифицированного складского документа и является доказательством исполнения контракта купли-продажи, может служить залоговым документом на получение банковского кредита.

Бланк «Складская расписка» заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается клиенту).

Кроме вышеперечисленных экспедиторских документов применяются следующие:

Отгрузочное поручение – это документ, который выписывается грузополучателем либо грузоотправителем (зависит от условий транспортного экспедирования грузов), заполненный в обычном порядке на особом бланке транспортно-экспедиторской фирмы, в данном акте содержится список операций поручаемых экспедитору и детальные инструкции по их выполнению. Содержание отгрузочного поручения:

— наименование отправителя и его адрес (также отражается информация, является ли отправитель производителем или нет);

— дата заказа (обязательно указывается, каким образом заказ был оформлен);

— точная дата поставки груза;

— указывается вид упаковки либо указание как упаковать груз;

— порядок оформления актов для отгрузки (железнодорожной накладной, коносамента, авианакладной или автонакладной);

— в случае, когда в пользу грузоотправителя грузополучатель открывает аккредитив, тогда экспедитору к отгрузочному поручению дополнительно прилагается копия аккредитива со всеми необходимыми данными, необходимые для правильной отгрузки;

— указание условий поставки, с уточнением какие расходы несет приобретатель и продавец по доставке груза.

К отгрузочному поручению обычно прилагаются копии валютного разрешения, импортной лицензии или товарных счетов.

Экспедиторская инструкция – этот документ выдается экспедитору, в нем содержатся инструкции относительно мер, которые экспедитор должен выполнить при осуществлении транспортного экспедирования объектов указанных в документе.

Извещение экспедитором агента импортера– это акт, который оформляется экспедитором в стране-экспортере, который информирует экспедитора из страны-импортера об экспедировании грузов указанных в нем.

Извещение экспедитором экспортера – это документ, выдаваемый экспедитором, который извещает экспортера обо всех мерах, которые были приняты для выполнения полученных инструкций.

Счет экспедитора – это счет, выдаваемый экспедитором, в котором есть перечень оказанных услуг, их стоимость и выставляется требование об оплате указанных услуг – «транспортное экспедирование грузов».

Извещение об отправке – это документ выдаваемый грузоотправителем или же его агентом оператору смешанных перевозок, властям терминала, перевозчику или другому получателю. Документ содержит информацию о транспортируемых экспортных грузах, а также содержит все необходимые заявления об ответственности и расписки в соответствии с условиями договора транспортного экспедирования.

Международными транспортно-экспедиционными документами являются документы Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

Документы ФИАТА регулируют деловые отношения между экспедитором и грузовладельцем. Действие этих документов не распространяется на отношения экспедитора с перевозчиками. Отношения экспедитора с перевозчиками регулируются соответствующими транспортными документами, предусмотренными национальными и международными транспортными конвенциями, законами, уставами и правилами.

Первый экспедиторский документ ФИАТА начал применяться в 1955 г. К 2008 г. было разработано и принято восемь таких документов. Это:

— экспедиторская расписка,

— экспедиторский сертификат перевозки,

— оборотный мультимодальный транспортный коносамент,

— складская расписка,

— поручение экспедитору (см. Приложение 1),

— декларация отправителя о перевозке опасных грузов,

— необоротная мультимодальная транспортная накладная,

— интермодальное весовое свидетельство отправителя (см. Приложение 2).

Кроме восьми перечисленных экспедиторских документов, с 1986 г. экспедиторы применяют при оказании своих услуг нейтральную воздушную накладную.

Упомянутые выше девять документов условно можно разделить на три группы.

К первой группе можно отнести поручение экспедитору, интермодальное весовое свидетельство отправителя и декларацию отправителя о перевозке опасных грузов. Эти три документа передаются экспедиторами грузоотправителю, заполняются, подписываются последним и возвращаются экспедитору для исполнения. В этом случае грузоотправитель отвечает за правильность и точность содержания этих документов.

Ко второй группе относятся складская расписка, экспедиторская расписка и экспедиторский сертификат перевозки. Эти документы заполняются экспедитором в соответствии с поручением грузоотправителя. Выдав эти документы, экспедитор выступает в качестве агента грузовладельца и выполняет его поручение без права принятия самостоятельных решений. По перечисленным документам экспедитор не может выступать перевозчиком и не отвечает за перевозку.

И в третью группу входят оборотный мультимодальный транспортный коносамент, необоротная мультимодальная транспортная накладная и нейтральная воздушная накладная.

Новая транспортная накладная: как ее заполнить, если доставка производится покупателем

Выдавая грузоотправителю эти документы, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю в качестве перевозчика и отвечает перед грузоотправителем и за перевозку, и за доставку груза, а также за любую третью сторону, привлеченную им к перевозке товара. Эта ответственность имеет установленные пределы.

Экспедиторский сертификат перевозки груза (Forwarder’s Certificate of Transport — FCT) является товарораспорядительной ценной бумагой. Выдавая данный сертификат, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз получателю привлеченным перевозчиком и на условиях этого перевозчика. На лицевой стороне FCT указано, что груз выдается не иначе как против предъявления FCT, должным образом индоссированного. Служит доказательством исполнения экспортером обязательств по поставке товаров и документом для получения денег за товар по аккредитиву и на инкассо.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент (Negotiable FIATA Multimodal Transport Bill of Lading — FBL) является транспортным документом экспедитора, выступающего в качестве договорного перевозчика или оператора смешанной перевозки. Применяется при прямых и смешанных перевозках. Относится к числу товарораспорядительных (ценных) бумаг аналогично морскому коносаменту.

Выдав этот коносамент, экспедитор берет на себя обязательство доставить груз до получателя. При этом он возлагает на себя ответственность за любую третью сторону, привлеченную им к осуществлению этой перевозки. Эта ответственность имеет ограничения, установленные правилами коносамента.

Оборотный мультимодальный транспортный коносамент получил признание у банковского сообщества. Внешнее подтверждение этого признания выражается в том, что на лицевой стороне коносамента стоит логотип международной торговой палаты. Для доставки груза в место назначения экспедитор использует услуги фактического перевозчика груза. Перед владельцем коносамента экспедитор остается договорным перевозчиком на всем пути движения груза от места его получения до места его выдачи. Если фактический перевозчик повредит или утратит груз, то ответственность перед владельцем коносамента несет экспедитор.

Необоротная мультимодальная транспортная накладная (Non-Negotiable FIATA Multimodal Transport Waybill — FWB) является дополнением к коносаменту ФИАТА. Она обладает всеми свойствами и преимуществами коносамента, но не является товарораспорядительной (ценной) бумагой. На практике при получении товара нет необходимости предъявлять накладную. Применяется при поставках товаров в кредит, с отсрочкой платежей и т.п. Необоротная мультимодальная транспортная накладная служит доказательством заключения договора перевозки груза.

Поручение экспедитору (FIATA Forwarding Instruction — FFI) представляет собой выдачу экспедитору задания на транспортно-экспедиционные услуги. Заполняется клиентом и отправляется экспедитору. На практике используется как оферта, а ее акцепт экспедитором заключает договор транспортной экспедиции. Риск неполного и неправильного его заполнения несет клиент. FFI содержит пункты, содержание которых не может быть обеспечено другими транспортными документами. Например, условия продажи товара, описание условий страхования (в том числе транспортного страхования), условия документарного аккредитива, страна происхождения товара, инструкции по обработке опасных грузов. Каждый элемент лицевой стороны FFI имеет словесное описание и свой номер.

Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов (Shipper’s Declaration for the Transport of Dangerous Goods — FIATA SDT) применяется при организации перевозок опасных грузов автомобильным, морским транспортом и железнодорожным транспортом. Она должна быть заполнена и подписана отправителем с указанием класса опасности, правил обращения с грузом и условий его перевозки и представлена экспедитору.

Интермодальное весовое свидетельство отправителя (Shippers Intermodal Weight Certificate — FIATA SIC) заполняется грузоотправителем и передается экспедитору для указания точного веса груза в транспортных документах. Экспедитор может выдавать перевозчику весовое свидетельство в тех случаях, когда он организует сборные отправки и выступает в качестве грузоотправителя. При этом весовое свидетельство экспедитор заполняет на основе весовых свидетельств, полученных им от отправителей мелких партий грузов.

Дата публикования: 2015-04-09; Прочитано: 2861 | Нарушение авторского права страницы

Источник: https://printscanner.ru/jekspeditorskaja-raspiska-i-transportnaja/

>Порядок оформления ТТН, правила ее подписания и проставления печатей

Порядок составления

Оформление 1-Т представляет собой довольно трудоемкую процедуру. Ее форма утверждена действующим постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года №78.

Когда товарно-транспортная накладная оформляется грузоотправителем? Заполнение бумаги происходит в четырех экземплярах, один для грузоотправителя, другой для получателя, а два последних бланка передаются руководству транспортной компании.

Но, можно оформить больше в том случае, если экспедитор и перевозчик не являются одним лицом. В такой ситуации, экспедитору также необходим бланк для учета. Все экземпляры должны быть заверены подписями в обязательном порядке.

Кто должен оформлять?

В том случае, если в грузоперевозке не участвует транспортная организация, то накладную также должен заполнять грузоотправитель. Оформление 1-Т следует производить в соответствие со всеми требованиями, также нужно соблюдать необходимое количество экземпляров.

Существует один важный аспект, в случае, когда доставка товара осуществляет транспортная компания: если право собственности на груз в момент передачи не переходит транспортной организации, то обязанность составления накладной будет лежать на грузоотправителе.

Составлением бланка 1-Т занимается начальник склада или кладовщик, который имеет доверенность на подпись документов.

Заполнение

Бумага формы 1-Т имеет два раздела. Первая часть характеризуется сведениями о товаре, а вторая часть содержит информацию о погрузке и разгрузке материала. Заполнение первой части осуществляется грузоотправителем, а оформление второй части производится грузоперевозчиком.

Сведения, которые должна содержать ТТН о товаре:

  1. Суммарный вес.
  2. Отметка.
  3. Наименование.
  4. Время приема.
  5. Время отгрузки.

Указанные реквизиты должны быть заполнены в соответствующем порядке. Перед тем, как начинать погрузку, отправитель должен указать номер документа, дату заполнения и серию (о том, что такое номер ТТН и является ли он обязательным реквизитом, вы можете узнать ). Теперь в необходимые графы вносятся нужные сведения. Затем, по мере перемещения груза, ставятся подписи ответственных лиц.

Подробнее о заполнении ТТН мы писали в этой статье, а говорится о том, как заполнить этот документ при самовывозе товара покупателем.

Кто подписывает документ?

Каждый бланк накладной нужно заверять подписью ответственного лица, то есть того, кто оформляет в организации товарно-транспортную накладную. Делает это начальник склада, который имеет от руководителя доверенность на подпись.

Как и где подписывать накладную перевозчику? Во всех экземплярах должна быть также подпись водителя, которая служит доказательством факта передачи товара для его дальнейшей перевозки по указанному в бумаге маршруту. Важно отметить, что необходимо указывать расшифровку подписи.

В том случае, если доставку груза производит грузоотправитель, то внесение подписи в графу «Груз принял» не требуется и покупатель ставит свою подпись в графе «Груз получил грузополучатель».

Если доставка товара покупателю происходит посредством транспортной компании, то в графе «Груз принял» ставится подпись доверенного лица транспортной организации. После доставки товара покупатель ставит подпись в графе «Груз получил грузополучатель».

Важно помнить, что отсутствие подписи в любом из составленных бланков формы 1-Т автоматически делает накладную не действительной. В связи с этим могут возникнуть проблемы в налоговом и юридическом плане.

Где ставить печать?

Проставление печатей в 1-Т не обязательно. Это прописано в Пункте 9 правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272. Грузоотправителю, грузополучателю и перевозчику достаточно поставить свои подписи с расшифровкой в бланке.

Для тех, кто все-таки хочет удостоверять документ штампом, приведем образец товарно-транспортной накладной (ТТН) с печатями:

Скачать образец ТТН, на которой указано, где ставить печать

Какие документы нужно приложить?

В зависимости от особенностей груза существует ряд документов, которые необходимо прилагать к 1-Т.

В случае перевозки древесины нужны следующие бумаги:

  • Товарная накладная. Если в товарном разделе ТТН не указан полный перечень товаров.
  • Сертификат соответствия и качества, паспорта.
  • Счет-фактуры и договор между поставщиком и получателем ценностей. О том, чем ТТН отличается от счета-фактуры и товарной накладной и могут ли они заменить друг друга, говорится .
  • Сопроводительный документ на перевозку древесины, который утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.14 № 571.
  • Свидетельство ДОПОГ на транспортное средство.
  • Путевой лист.

При перевозке нефтепродуктов к товарно-транспортной накладной прилагается:

  • Копия договора с грузоотправителем.
  • Путевой лист.
  • ТТН на перевозку товара.
  • Свидетельство ДОПОГ на транспортное средство.
  • Удостоверение о разрешении к перевозке опасных грузов.
  • Инструкцию по перевозке товара и порядке действий в случае, если возникла нештатная ситуация.
  • Согласованный маршрут.
  • Информационный листок, содержащий перечень телефонов, по которым можно оповестить о возникновении ЧП.

Нужно ли возвращать документ?

Бумага по форме 1-Т необходима для учета товаров и осуществления расчетов за перевозку покупателю груза и перевозчику. Таким образом, перевозчик должен возвращать заверенный экземпляр накладной после осуществления доставки груза.

После отгрузки товара и подписи бланка ТТН, перевозчик берет ответственность за груз на себя до момента разгрузки товара. Подтверждением того, что товар доставлен, служит подписанная накладная грузополучателем.

В том случае, если подобный документ перевозчик не предоставляет, то это значит, что факт сдачи груза не подтвержден. Впоследствии возникают проблемы. В таком случае, можно предъявить перевозчику претензию на всю сумму товара. Если на выгрузке недостает какого-то количества товара, то ответственность за это несет также перевозчик.

Если ТТН заполнена грузоотправителем в соответствие со всеми требованиями, то законодательство РФ поможет разобраться с возникшими проблемами.

Товарно-транспортная накладная представляет собой важный документ. В основном она используется для разрешения различных проблем, возникающих в ходе транспортировки груза или при составлении соответствующих претензий. Всем, кто может столкнуться с составлением ТТН, мы советуем ознакомится с оформлением документа:

  • по форме CMR;
  • в ЕГАИС;
  • на молсырье, на животных и другие;
  • на зерно.

Необходимо подходить к ее оформлению ответственно, быть внимательным, соблюдать четкий порядок действий и грамотность. Если соблюдать вышеуказанные условия, то проблем с использованием документа не возникнет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://pravo.guru/zzp/torgovlya-i-tovary/nakladnaya/vidy-n/tovarno-transportnaya-naklad/nyuansy-oformleniya.html

ГК РФ), предполагающего оказание услуг по:

  • организации перевозки;
  • заключению договора (или договоров) перевозки;
  • обеспечению отправки и получения груза;
  • иным вопросам, относящимся к процессу перевозки.

То есть выполняемые по подобному договору услуги не всегда предполагают передачу груза экспедитору. Но если такая передача происходит, то экспедиторскую расписку оформить нужно непременно. Именно в этом случае экспедиторская расписка становится документом, обязательным для транспортно-экспедиционного договора и для возможности учета расходов по этому договору при расчете базы по прибыли (письма Минфина России от 22.03.2017 № 03-03-06/1/16317 и от 31.03.2017 № 03-03-06/1/18858).

Расходы на экспедицию: без расписки не обойтись

В избранноеОтправить на почту Экспедиторская расписка — один из документов, имеющих значение при заключении договора о транспортно-экспедиционных услугах. Рассмотрим особенности ее применения и правила оформления. Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной? Как выглядит форма экспедиторской расписки 2016-2017 годов, где скачать ее бланк и образец заполнения? Каким может быть номер документа (на примере того, как заполняют экспедиторскую расписку ТК «КИТ» и «Деловые линии»)? Итоги Для чего нужна экспедиторская расписка и можно ли ее использовать вместо транспортной накладной? Обязательна или нет экспедиторская расписка? Ответ на этот вопрос содержится в сути транспортно-экспедиционного договора (п. 1 ст.

Важно знать, что экспедиторская расписка не включает в себя информацию об условиях перевозки. Для этого есть специальный документ, который составляется отправителем, и называется поручение экспедитору. Именно он определяет перечень и условия оказываемых услуг.
Кто оформляет и обязательно или нет? Из названия экспедиторской расписки уже становится понятно, что её оформляет экспедитор. Оформлять он её должен в момент передачи ему груза. Клиент при этом должен оплатить счёт на перевозку. Так как она включает в себя сведения об объекте перевозки, то отправитель предоставляет их ответственному за транспортировку.
Для учёта расходов по налогу на прибыль нужен пакет бумаг по транспортировке, в их числе расписка, то есть, другими словами, документ подтверждающий, что ответственным за транспортировку был принят груз.
Таким образом, экспедиторская расписка является неотъемлемой частью экспедиторских документов договора транспортной экспедиции в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 НК РФ. Одновременно сообщаем, что вопрос заполнения экспедиторских документов к компетенции Минфина не относятся. Заместитель директора Департамента А.А.Смирнов Пароль чужой компьютер Забыли пароль? © 1997 — 2018 PPT.RUПолное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях его функционирования в рамках Политики в отношении обработки персональных данных.
Если вы не согласны, пожалуйста, покиньте сайт. Вопрос юристу Связь с редакцией Поделиться Свернуть Наверх ЗАДАЙТЕ ВОПРОС здесь и сейчас Личный вопрос от частного лица(трудовые споры, соц.

Нужна ли расписка экспедитора по закону транспортной экспедиции

В таком случае прибегают к помощи экспедитора. Экспедиторские компании — это те компании, которые занимаются перевозкой из одного места в другое. При таком виде сотрудничества составляется пакет бумаг, который содержит все условия такой перевозки. Одним из основополагающих документов, оформляемых при перевозке является экспедиторская расписка. К её оформлению и составлению нужно отнестись с особой внимательностью. Содержание

  • 1 Особенности
  • 2 Что это такое?
  • 3 Для чего нужна?
  • 4 Кто оформляет и обязательно или нет?
  • 5 Заменяет ли транспортную накладную?
  • 6 Правила составления
  • 7 Как написать экспедиторскую расписку — подробная инструкция
  • 8 Советы юристов

Особенности Особенностью данной расписки является то, что она свидетельствует о временной передаче прав на объект перевозки экспедиционным компаниям.
Главная → Бухгалтерские консультации → Первичные документы Актуально на: 30 мая 2017 г. Услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой, называются транспортно-экспедиционными услугами (п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554). Для выполнения этих услуг между клиентом (грузоотправителем или грузополучателем) и экспедитором заключается договор транспортной экспедиции (ст. 801

ВниманиеГК РФ). Одним из документов, оформляемых в рамках этого договора, является экспедиторская расписка. О том, что такое экспедиторская расписка и всегда ли она необходима, расскажем в нашей консультации. Экспедиторская расписка: для чего нужна? Экспедиторскими документами являются (п.
5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утв.
Документ должен содержать следующие данные:

  • о клиенте-грузоотправителе;
  • о клиенте-грузополучателе;
  • экспедиторе;
  • дату и порядковый номер экспедиторской расписки;
  • информацию о самом грузе;
  • указывается количество грузовых мест.

Допускать помарок, ошибок нельзя. Тем более категорически запрещено указывать ложную информацию, так как в некоторых ситуациях этот документ может иметь юридическую значимость. Если вдруг где — то допущена ошибка не следует её исправлять, а надо заполнить заново.Расписку можно написать как от руки, так и напечатать. Это можно сделать на бланке организации либо на простом чистом листе бумаги. При этом она обязательно должна содержать подпись экспедитора. Как правило, составляется она в двух экземплярах (один для экспедитора, второй для отправителя).

Она представлена символами, значка и специальными обозначениями.

  • Затем необходимо отметить категорию тары. Это могут быть банки, пакеты, мешки, коробки пластмассовые либо из картона, и количество мест, занимаемых ими. Также обязательно указать вес товара с коробкой и без, размер всех основных параметров и стоимость по чекам.
  • Затем указываются условия приёма и условия услуг между клиентом и экспедитором, а именно обязательства экспедитора по приему — передаче, обеспечивающего сохранность груза в период перевозки.
  • В конце и бумага подписывается экспедитором с расшифровкой подписи. Печать ставится по желанию и возможностям.
  • Образец экспедиторской расписки Советы юристов Как уже был до выше написано, расписка очень важна не только для клиента, но и для самого экспедитора.

Источник: http://02zakon.ru/nuzhna-li-raspiska-ekspeditora-po-zakonu-transportnoj-ekspeditsii/

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  • Гражданский кодекс РФ, часть II.
  • Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Постановление Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности».
  • Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18.
  • Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07.
  • Исходя из информации, предоставленной Вами, считаем необходимым сообщить нижеследующее.

    В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.

    А в соответствии со ст. 801 Гражданского кодекса РФ, договор транспортной экспедиции представляет собой правоотношения, в котором одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Транспортно – экспедиционные услуги обязательно оформляются договором транспортной экспедиции.

    Услуги, оказываемые экспедитором в рамках транспортно-экспедиционного договора, можно разделить на основные и дополнительные.

    К основным услугам экспедитора относятся организация перевозки груза транспортом и по маршруту, которые избраны экспедитором или клиентом, заключение экспедитором от имени клиента или от своего имени договора перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также выполнение других обязанностей, связанных с перевозкой.

    Экспедитор может оказывать клиенту и дополнительные (агентские) услуги в соответствии с условиями договора, например, получать документы, требующиеся для экспорта или импорта товаров, выполнять таможенные процедуры, затаривать, маркировать груз, проверять его количество и состояние, осуществлять погрузо-разгрузочные работы, оплачивать возлагаемые на клиента пошлины, сборы и расходы и т.д.

    Правовая природа транспортно – экспедиционного договора подразумевает, что экспедитор может, как непосредственно оказывать услуги клиенту по перевозки груза, так и осуществлять организацию перевозки, что не является одним и тем же понятием.

    Важным моментом юридического и бухгалтерского оформления договора транспортной экспедиции является вопрос о том, какие документы должны оформляться для данного договора.

    Общий перечень и порядок оформления транспортно – экспедиционных документов изложен в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554. В статье 5 Правил называются три документа, которые должны являться неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и оформляться сторонами: поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции), экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя) и складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение). Таким образом, перечисленные документы должны в обязательном порядке оформляться при реализации договора транспортной экспедиции. В п.6. Правил дополнительно указывается, что в зависимости от характера транспортно-экспедиционных услуг, сторонами могут оформляться и другие документы.

    Что же говорит закон по поводу необходимости оформления транспортной накладной (товарно-транспортной накладной) в случае заключения договора транспортной экспедиции?

    При первоначальном анализе статей, как мы можем видеть, действующие нормативно-правовые акты не обязывают стороны оформлять эти документы.

    Отметим, что транспортная накладная — это первичный учетный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза. Поэтому если нет заключенного договора перевозки груза, то не должно быть и транспортной накладной. И наоборот, наличие договора перевозки изначально предполагает оформление транспортной накладной. Транспортная накладная составляется только в случае, если для перевозки товара привлекается транспортная компания. Транспортная накладная необходима покупателям продукции и товаров (заказчикам перевозки) только для отражения транспортных расходов по отдельному договору перевозки.

    Что касается товарно-транспортной накладной (далее – ТТН), то по общему правилу она предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, то есть является основным перевозочным документом, который оформляется при перевозке груза. ТТН включает в себя два раздела – товарный и транспортный. Товарный определяет взаимоотношения грузоотправителей и грузополучателей, а также служит основанием для списания материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а транспортный раздел определяет взаимоотношения между грузоотправителями-заказчиками и организацией-перевозчиком, служит для учета работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями-перевозчиками за оказанные им услуги по перевозке грузов.

    Налоговые органы, как это принято в их практике, занимают в этом вопросе совершенно четкую позицию – отсутствие ТТН не дает налогоплательщику НДС права на применение налоговых вычетов по приобретенному имуществу, а в целях налогообложения прибыли – учитывать расходы по доставке товара в качестве транспортных расходов. При отсутствии ТТН у участника отношений по перевозке груза налоговые органы в принципе ставят под сомнение сам факт поставки товара.

    Причем налоговикам в этом случае не важно, кто занимается доставкой товаров: грузоотправитель, грузополучатель или специализированная транспортно — экспедиционная организация. Справедливости ради надо отметить, что арбитражные суды не поддерживают такую позицию налоговых органов и выносят в большинстве своем решения в пользу налогоплательщиков, однако надо понимать, что в случае отсутствия ТТН при перевозке груза у покупателя имеется реальный шанс стать участником арбитражного судопроизводства (Постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-309/08-С2 по делу № А76-7974/07, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2008 № А19-9946/07-18-Ф02-391/08 по делу № А19-9946/07-18).

    Вообще, в юридической практике по данному вопросу существует еще одно мнение, заключающееся в том, что документальное оформление договора зависит от того, от того, каким образом урегулирован вопрос оплаты услуг экспедитора. Так, если договором транспортной экспедиции предусмотрена оплата услуг экспедитора четко фиксированной суммой, включающей в себя вознаграждение экспедитора и все его издержки, связанные с исполнением договора, то для подтверждения расходов, понесенных экспедитором и содержащихся в этой фиксированной плате, не нужно представление клиенту железнодорожных и товарно-транспортных накладных. Расходы клиента в этом случае подтверждаются экспедиторской распиской, которая согласно вышеупомянутым Правилам является обязательным экспедиторским документом и акт об оказании экспедиторских услуг.

    В том же случае, когда договором транспортной экспедиции предусмотрена фиксированная плата — вознаграждение экспедитору и отдельно возмещение расходов экспедитора, то клиент должен подтвердить в своем налоговом учете отдельно каждый элемент суммы оплаты экспедитору (вознаграждение и возмещение расходов). В этом случае товарно-транспортная накладная необходима.

    Учитывая изложенное выше, считаем, что экспедитор все же, в целях избежания возможных проблем, в том числе с налоговыми органами, должен оформлять ТТН, особенно, когда оплата услуг по договору транспортной экспедиции предусматривает отдельно оплату услуг экспедитора и возмещение иных расходов. При этом следует обратить внимание, что в случае если в обязанности экспедитора входит выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, то в ТТН указываются его данные; в случае если экспедитор только организует перевозку, то в ТТН указываются данные организации-перевозчика.

    Резюме.

    Договор транспортной экспедиции, в соответствии с нормами гражданского законодательства, представляет собой правоотношения, в котором экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть также предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

    Перечень документов, сопровождающих перевозку груза экспедитором, предусмотрен в законе. К таким документам относятся поручение экспедитору, экспедиторская расписка и складская расписка.

    Однако на практике бухгалтеры организаций-покупателей в качестве документа, подтверждающего доставку товаров автотранспортом, требуют от экспедиторов товарно-транспортную и товарную накладную, т.к. опасаются, что при отсутствии этих документов налоговые органы при проверке исключат из расходов затраты на доставку товаров, а то и вообще поставят под сомнение сам факт поставки товара. И надо заметить, что опасения их вовсе не беспочвенны. А экспедиторы, как правило, отказывают в предоставлении накладных, утверждая, что указывая, что между ними заключен договор транспортной экспедиции, а не договор перевозки.

    И хотя законом прямо предусмотрены документы, которые должны оформляться при заключении договора транспортной перевозки груза, а между сторонами транспортной экспедиции действительно заключается соответствующий договор, а не договор перевозки, следует иметь ввиду позицию налоговых органов, которые считают незаконным отсутствие ТТН у покупателя, в связи с чем правомерность расходов на доставку придется доказывать в суде. Правда, следует отметить, что в большинстве случаев арбитражные суды соглашаются с тем, что расходы на доставку товара при исчислении налога на прибыль можно учесть и без ТТН, только при наличии экспедиторских документов и встают на сторону налогоплательщика.

    В целях избежания возможной судебной процедуры и претензий со стороны налоговых органов, все же рекомендуем сторонам договора транспортной экспедиции оформлять товарно-транспортную накладную, указывая в ТТН данные экспедитора, если он перевозит груз, и данные организации – перевозчика, если экспедитор оказывает услуги по организации перевозки груза.

    Хотите получить юридическую консультацию по Вашему вопросу? Звоните сейчас!

    Источник: https://law4free.ru/consultations/oformlenie-dostavki-jekspedicionnaja-raspiska-i-transportnaja-nakladnaja.htm