Ограничения использования земельного участка

16. Ограничение прав на землю

Конституция РФ (ст. 9, 36) установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Объект права собственности на землю – земельный участок (часть поверхности земли, в том числе почвенный слой, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке).

Содержание права собственности на землю. Собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Владение земельным участком означает обладание им как своим.

Пользование земельным участком представляет собой возможность извлекать ее полезные свойства: размещать на ней постройки и сооружения, выращивать сельскохозяйственную продукцию и т. п. Собственники земельных участков имеют право использовать для собственных нужд как поверхность земельного участка, ее почвенный покров, так и имеющиеся на участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, закрытые водоемы. При этом участок должен использоваться в соответствии с целевым назначением, в зависимости от категории земель и разрешенного использования. Собственник участка обязан осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и других правил, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почв.

Распоряжение участком представляет собой возможность для собственника определять его юридическую судьбу. Собственник вправе отчуждать земельный участок в собственность иным лицам (дарить, продавать, обменивать, завещать, передавать в качестве взноса в уставный капитал коммерческих организаций и т. д.), а также передавать права владения, пользования и распоряжения участком, отдавать его в залог и т. д.

Основания возникновения и прекращения права собственности на земельные участки. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены физическим и юридическим лицам, за исключением земельных участков, которые в соответствии с федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Право собственности на земельные участки возникает с момента государственной регистрации.

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего участка другим лицам, отказе собственника от права собственности, в силу принудительного изъятия.

Частной собственностью являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ.

Государственная собственность на землю.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Государственной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

Муниципальная собственность на землю.

Муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным образованиям.

Права собственника от имени РФ, субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют уполномоченные органы в пределах их компетенции.

Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным федеральными законами. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.

Предусмотрены, в частности, следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок. Указанные ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Ограничением является установление особых условий использования участков в зонах, где запрещаются определенные виды деятельности.

Права на земельный участок иногда могут предоставляться с определенными условиями. Земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может быть выделен на определенном праве (собственность, аренда и др.) с условием совершения определенных действий. Например, освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1840267/

Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Виды ограничений прав на участки земли

На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

  • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
  • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
  • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
  • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
  • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
  • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
  • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

  • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
  • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/ogranichenie-prav-na-zemlyu.html

Статья 56 ЗК РФ. Ограничение прав на землю

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) утратил силу. — Федеральный закон от 03.08.2018 N 342-ФЗ;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда, а ограничения, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в результате установления зон с особыми условиями использования территорий в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

См. все связанные документы >>>

1. Земельным законодательством предусмотрено, что граждане и юридические лица могут обладать такими правами на землю, как право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, право безвозмездного срочного пользования, и правом аренды. Содержание каждого из этих прав раскрывается в соответствующих статьях гл. III и IV ЗК РФ. В соответствии со ст. 43 ЗК РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом, федеральными законами. То есть в отдельных случаях данные права законом могут быть ограничены. К ограничениям прав на землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком, в том числе, например, ограничение оборотоспособности земельных участков, которое регулируется ст. 27 ЗК РФ.

2. В комментируемой статье под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков. Перечень их, приведенный в п. 2 комментируемой статьи, не является исчерпывающим. Некоторые из таких ограничений предусмотрены другими статьями ЗК РФ, а также законами об охране и использовании отдельных природных ресурсов и иными федеральными законами. Следует подчеркнуть, что все, что касается ограничения прав и свобод граждан, составляет в соответствии с Конституцией РФ прерогативу федерального законодательства.

Так, ЗК РФ предусмотрено установление нескольких видов зон с особыми условиями использования земель. Например, в составе земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, энергетических, особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут устанавливаться охранные, защитные, санитарные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Земельные участки, которые включены в такие зоны, у собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования земель, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон (п. 3 ст. 87 ЗК РФ). В частности, в соответствии со ст. 90 ЗК РФ на земельных участках в границах охранных зон объектов системы газоснабжения не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения; не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях установил (ст. 27), что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая нарушение сохранности памятников природы. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам земельный участок может быть выделен в собственность, владение, пользование или аренду с условием совершения определенных действий, например освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги в определенные установленные сроки. В ЗК РФ норм, регулирующих такие отношения, нет, но они вполне могут содержаться в иных нормативно-правовых актах. Установление упомянутых условий трудно назвать ограничениями в использовании земельных участков в собственном смысле слова, они представляют собой скорее дополнительные обязательства землевладельца, землепользователя, арендатора.

3. Исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления устанавливаются ограничения прав на землю (из числа предусмотренных федеральными законами) применительно к конкретным земельным участкам.

Собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в связи с ограничением их прав несут определенные убытки, связанные, в частности, с невозможностью осуществления в полном объеме хозяйственной деятельности. Эти убытки в соответствии со ст. 57 ЗК РФ подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, соответствующими бюджетами или лицами, в пользу которых ограничиваются права на земельные участки, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления защитных, охранных, санитарных зон и влечет ограничение прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов.

4. Примерами ограничений прав на землю, устанавливаемых на определенный срок, являются устанавливаемые в соответствии с подп. 3 п. 2 настоящей статьи условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение определенного срока по согласованному проекту, а также регулируемое следующей статьей ЗК РФ ограничение прав на земельные участки при резервировании земель.

5. Поскольку ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, то ст. 37 ЗК РФ установлено, что покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Данное требование применяется также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

6. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничения (обременения) права на объект недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Такое уведомление производят органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.

7. Поскольку ограничения прав на землю устанавливаются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, то лицо, чьи права ограничены, в судебном порядке может обжаловать именно решение этих органов. В соответствии со ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным; убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону и нарушающего права на землю и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Источник: https://rulaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-VII/Statya-56/

Ограничения в использовании земельного участка

Законодательством РФ устанавливаются основания, по которым земельные участки, находящиеся в собственности частной или юридических лиц, могут использоваться с некоторыми ограничениями. Ограничение прав на землю могут касаться как непосредственных владельцев территорий, так и лиц, которые осуществляют пользование наделом.

Виды ограничений прав на земельные участки:

  • На территории, которые попадают под особый режим использования или находятся в границах санитарно-защитных зон.
  • Земельные участки, попадающие под действие закона о охране окружающей среды, культурных объектов.
  • Одним из видов ограничений является обязательность согласования с государственными и муниципальными органами начала и завершения строительства на участке, который находится в пользовании.

В числе оснований на ограничение прав на использование территорий могут быть другие оснований, установленные действующим законодательством.

Ограничение прав на землю не является безусловным. Как юридическое действие, запрет должен быть оформлен соответствующими актами органов государственной власти, самоуправления местных администраций или решением судебной инстанций, вынесенных по инициативе таких органов. Основной целью ограничения является сохранение качества земель, достижение рационального и эффективного их использования. Ущемление прав собственников должно быть таким, чтобы в конечном счете не был нанесен значительный ущерб рассматриваемым территориям. Вместе с тем, ограничение прав на землю должно оставлять возможность на продолжение эксплуатации земельных участков в соответствии с их прямым предназначением.

Государственное резервирование земельных участков как основание для уменьшения полномочий собственника

Права собственников территорий, их пользователей или арендаторов на строительство объектов, выращивание сельскохозяйственных культур и другие действия могут ущемляться регламентами и нормативами организаций градостроительного комплекса. Иными словами, понятие государственное резервирование расценивается как возможность государственных и муниципальных органов на законных основаниях предложить владельцам освободить занимаемые площади земельных наделов и не препятствовать государству исполнять свои непосредственные обязанности по расширению границ поселений или занятию таких участков важными стратегическими объектами.

В базе нормативных документов, описывающих правила пользования и осуществления хозяйственного оборота земельного фонда, указываются допустимые запреты на использование участков. Вместе с тем, для соблюдения публичных интересов государственные и муниципальные органы праве ввести своими постановлениями конкретные ограничения, касающиеся деятельности землепользователей. Стоит учитывать, что за владельцами территорий всегда остается право в установленные законом сроки оспорить такие постановления. На практике бывает так, что регистрация земельных участков (обременение или ограничение прав) устанавливается если не по постановлению, то по решению суда.

Постоянное пользование территориями без срока

Большая часть земельных участков, принадлежащих гражданам, эксплуатируется именно на этой форме вещного права. Опять же, Земельный кодекс, заранее ограничивает права владения землей всеми, кроме государства, поэтому в настоящее время оформление собственности в таком виде не допускается. Разрешается приобретение в собственность не бесплатной основе в случае, если они фактически осуществляется землепользование на основании постоянного бессрочного владения или наследуемого владения.

Сервитуты в настоящее время используются как дополнения к действующей законодательству. Они вводятся в действие с целью обеспечить сохранение интересов общественности и государства.

Земля, несомненно, является природным ресурсом. С каждым днем количество построек увеличивается, уменьшая фонд земель до минимума. Вмешательство государства в порядок присвоения и владения земельных участков физическими и юридическими лицами является вполне обоснованным хотя бы по причине того, что ресурс является не восполняемым. Второй, не менее важной причиной является вовлечение площадей в правовое облако, где они будут находиться под неуемным надзором властей, использоваться строго по целевому назначению.

В настоящее время вопрос с переделом территорий внутри государства остается острым, несмотря на то, что обращение к нормам целевого права имело место еще в советское время, когда право собственности на земельный участок ограничивалось по общим и специальным основаниям.

В основе законодательных норм современных актов лежит четкое определение пределов запрета использования от ограниченного владения земельными участками. Использование такого понятия как предел лишь ограничивает права доступа к своей собственности, но не лишает ее полностью. Ввод в действие целевого назначения для определенного участка, находящегося в постоянном пользовании, никоим образом не уменьшает размера площади или объем полномочий владельца. Ограничение прав на землю, введенное в установленном порядке, указывает на пределы возможностей использования территории.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком остается за теми, кто успел оформить такую форму собственности. В настоящее время такие сделки не регистрируются.

Виды земельного пользования по категориям запретов

В законе о регистрации прав объектов недвижимого имущества доступ к владению земельными участками даже с минимальными ограничениями причисляется к обременению. Правовая категория вступает в действие по причине того, что границы правомочий собственника отражаются в едином государственном реестре и становятся доступной информацией при совершении любых сделок с такой недвижимостью. Ограниченное, пусть и постоянное использование площадей в данном случае подразумевает установленные законодательными актами или постановлениями иных государственных или муниципальных органов, стесняющие владельца в своих действиях по отношению к земле.

Определение ограниченного вид доступа с обременением подходит для таких сделок с недвижимостью как аренда, ипотека или сохранение сервитута при переходе прав.

  • По содержанию ограниченного права. Классификация возможности постоянного пользования земельными площадями подразумевает создание минимальных условий юридического распоряжения (совершение сделок) и порядок ограниченной эксплуатации территорий. В настоящее время законодательно упразднено право бессрочного пользования земельными площадями. При этом ограничение правомочий владельца значительно снижает интерес к оформлению права собственности. При наложении запретов на пользование земельными участками государственные органы обязаны следовать установленному порядку, в частности накладывать ограничения только на определенный срок.
  • Запрет на отчуждение третьим лицам. Ограничение прав на землю в этом случае подразумевает обременение в связи с расположением территории, находящейся в собственности на праве безвозмездного пользования, вблизи объектов специального назначения или природоохранных зон. Границы таких площадей определяются основным объектом и зависят от вида ограниченного доступа к использованию земельного участка.

Вновь создаваемые специализированные зон часто вызваны необходимостью создания эпидемиологической защиты. Например, объектом может быть вредное химическое производство, вокруг которого должна быть специальная территория, в отношении которой приняты особые меры защиты от негативного воздействия на природу и людей.

Какие существуют особенности по ограничениям эксплуатации земельного фонда

ЗК РФ устанавливает обременения, вернее, их классификацию по видам ограничений. В зависимости от конкретной ситуации, к каждому вновь приобретаемому земельному участку или уже имеющемуся во владении на праве постоянного бессрочного пользования, могут применяться те или иные ограничения:

  • Наложить обременения или ограничения (в законе делается уточнение именно по ним, как двум различным видам юридических запретов) на земельный участок могут не только сами владельцы (собственники), но и те, кто пользуются площадями, например, по договору аренды или на праве безвозмездного срочного пользования;
  • Параллельно с проведением государственной регистрацией права собственности на вновь образуемый надел, государственный реестр пополняется сведениями о том, что такая площадь является ограниченно оборотоспособной;
  • Обременение, как и ограничение действуют в отношении территорий только в рамках действующего законодательства. В связи с этим не могут устанавливаться максимальные или минимальные запреты;
  • Если участок земли меняется свой юридический титул, это, в свою очередь, не означает, что площадь земли попадает под измененный регламент ограничений;
  • Информация о любых запретах в отношении земельных участков должна находиться в свободном доступе для участников сделок с недвижимым имуществом (продажа, аренда), то есть все ограничения должны быть зарегистрированы в государственных органах, ответственных за ведение кадастрового учета.

Ограничение прав на землю – сервитут

Одним из видов ограничения доступа к чужим территориям для посторонних лиц является сервитут. Пользование по такому виду ограничения может быть организовано в следующем порядке:

  • Оформляется запрет на проезд или перемещение через земельный участок;
  • На вновь образуемом участке запрещается прокладка инженерных сетей;
  • На всей площади чужих участков запрещается использовать средства мелиорации.

Частный сервитут подразумевает введение запрета на доступ по договору или по решению суда. Ограничение (вырубка леса, ловля рыбы) будет носить публичный характер в том случае, если оно установлено соответствующим постановлением государственных и муниципальных органов.

Один из видов обременения, касающийся права собственности или долгосрочной аренды. Не допускается приобретение в аренду земельных участков, которые находятся во владении государственных органов. Исключением в данном случае будут являться площади, специально выделенные для целей строительства. При приобретении в ипотеку участка должен соблюдаться минимальный размер нормативной площади территории.

Арест земель, находящихся в безвозмездном бессрочном пользовании

Процедура, которую инициируют представители власти. На практике используется довольно часто. Причины для таких действий со стороны властей, могут быть разные. Это может быть наличие непогашенной задолженности или нарушение правового режима земель. В этом случае оформляется запрет на доступ и совершение сделок с земельным участком. Арест как форма ограничения является абсолютной. Приобрести в собственность такие земли и зарегистрировать свое право владения никто не даст.

Информация о наличии обременений (ограничений)
Перед тем, как совершить сделку с землей, необходимо убедиться в отсутствии ограничений в отношении порядка ее использования. Получить такую информацию несложно – достаточно оформить и отправить соответствующий запрос в органы, ответственные за ведение кадастрового учета. Как показывает практика, такая выписка может пригодиться не один раз.

Источник: https://zemadvo-femida.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemelnogo-uchastka.html