Осмотр жилища может быть произведен

Тактические особенности осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц

В данной статье рассматриваются процессуальные и тактические особенности осмотра жилища. Делаются выводы о необходимости соблюдения требований, обеспечивающих законность осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Ключевые слова: осмотр жилища, тактические особенности, процессуальные особенности, конституционный принцип.

Следственный осмотр является одним из наиболее эффективных действий, с помощью которого обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистически значимой информации.

Одно из главных требований, предъявляемых к следственному осмотру — это своевременное его проведение, без промедления после получения соответствующей информации о деянии .

Часть 5 ст. 177 УПК РФ устанавливает порядок производства осмотра жилища. При производстве осмотра жилища одним из принципов его эффективности является незамедлительность проведения. Однако, принимая решение о проведении этого следственного действия, у следователя в повседневной практике могут возникать трудности. Это отчасти объясняется «…вольным толкованием закона, что приводит к риску признания полученных доказательств недопустимыми, нарушению конституционных прав и свобод граждан» .

Конституционный принцип неприкосновенности жилища нашел своё закрепление в п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ, согласно которому только суд, в том числе в ходе досудебного производства, правомочен принимать решения о производстве осмотра жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц.

Право на неприкосновенность жилища является одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, «…никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища». Так же право на неприкосновенность жилища закреплено в таких правовых актах как Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года, в ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, в ст. 25 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Такой запрет не может быть абсолютным. Необходимость обеспечения государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц требует в некоторых случаях ограничения права на неприкосновенность жилища. Понятие «проживающие в жилище на законных основаниях граждане», на наш взгляд, включает в себя лиц, имеющих право собственности или право пользования на законном основании, т. е. при наличии документов, подтверждающих аренду, наем, поднаем жилого помещения и др. Лица, занимающие жилое помещение противоправно (например, самовольное заселение построенного жилого дома, заселение без соответствующего разрешения освободившейся комнаты в коммунальной квартире, и т. д.), не имеют право на реализацию предусмотренных комментируемой статьей прав.

В тех ситуациях, когда жилище сдано в аренду, очевидным является то, что нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, а нужно истребовать согласие арендатора, поскольку именно он на этот момент непосредственно владеет и пользуется этим помещением.

Необходимо отметить, что согласие нужно спрашивать только у надлежащего лица. Согласие иного лица (ребенка, няни, домработницы и т. д.) в расчет не принимается. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, то согласие нужно спрашивать у их законных представителей. В тех случаях, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра, должен действовать судебный порядок. Аналогичным образом следует поступить и тогда, когда лица, проживающие в жилище, сначала согласились на его осмотр, а потом поменяли свое решение.

Таким образом, постановление о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносится в тех случаях, когда проживающие в жилище лица не выразили согласие на производство осмотра. Только после этого следователь вправе обратиться с ходатайством в суд за получением разрешения на производство осмотра жилища.

Порядок производства осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц, практически не урегулирован законодателем. При наличии оснований для осмотра жилища, но при отсутствии согласия проживающих в нём лиц следователь обращается за соответствующим разрешением в суд. Когда уголовное дело возбужденно, следователь перед началом осмотра предъявляет соответствующее постановление суда. При вхождении в жилище следователь объявляет присутствующим, какое следственное действие будет производиться и в чем состоит его цель. Если осмотр производится по постановлению следователя, то оно также предъявляется следователем владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище под роспись. Вместе с тем закон не устанавливает порядок действия следователя, если проживающие в жилище лица на момент проведения осмотра отсутствуют. Сравнительный анализ ст. ст. 177, 180 и 182 УПК РФ позволяет сделать вывод, что осмотр жилища в отличие от обыска может быть произведен и при отсутствии проживающих в нем лиц. Полагаем, что в таком случае для участия в осмотре должны быть приглашены представители местной администрации или той организации, в ведении которой находится жилое помещение (ЖЭУ, ТСЖ и т. д.).

Так, О. Я. Баев указывает, что при осмотре жилища одна из первых тактических задач следователя — это убедить проживающих в нем лиц дать согласие на проведение осмотра, путем разъяснения целей данного следственного действия, не противоречащих их интересам, а также негативных последствий отказа .

Закон не указывает, что делать, если проживающие в жилище лица, несмотря на уговоры и наличие постановления об осмотре жилища или судебного решения, отказываются впустить участников осмотра. Возможно, что в случае добровольного отказа жильцов предоставить следователю возможность осмотра их жилища к ним должны быть применены меры принуждения, аналогичные тем, которые применяются при обыске . Учитывая, что действия правоохранительных органов будут носить законный характер, нарушения конституционных прав проживающих в жилище граждан не произойдет. Впоследствии лица, отказывающиеся выполнять законное требование следователя, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности .

Как и в обычных ситуациях, когда проведение осмотра жилища требует предварительного получения судебного решения, в исключительных случаях также необходимы соответствующие основания и соблюдение процессуальной процедуры их проведения. Поэтому результаты этого следственного действия могут быть признаны недопустимыми не только в связи с отсутствием ситуации, не терпящих отлагательств, но и из-за нарушения процессуальной процедуры при их производстве. К сожалению, отсроченный контроль со стороны прокурора и судьи может лишь выявить и устранить допущенные нарушения, но не предупредить их. Этим и определяются повышенные требования к следователю по обеспечению законности и обоснованности производства осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ.

Вся сложность решаемой следователями задачи заключается в том, что возрастает опасность нарушения закона, вызванная неопределенностью понятия «исключительность случаев, не терпящих отлагательства». При этих обстоятельствах необходимо правильно понимать использовать указанный термин. В комментарии к УПК РФ, изданном Институтом государства и права РАН, утверждается, что основания для таких исключений очевидны, они продиктованы самим характером этих следственных действий, когда любое промедление с их производством может лишить их смысла вообще .

При производстве осмотра жилища, в соответствии с ч.5 ст.165 УПК РФ предусмотрена возможность в исключительных случаях производить осмотр жилища на основании постановления следователя до получения судебного решения с последующим уведомлением об этом в течение 24 часов судьи и прокурора. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности принятого следователем решения и в связи с этим оценки допустимости полученных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательств, производство осмотра жилища, может производиться до возбуждения уголовного дела. Вместе с тем, если осмотр места происшествия производится до возбуждения уголовного дела, когда факт совершения преступления достоверно не установлен и не имеется достаточных оснований для возбуждения уголовного дела, соответственно отсутствуют и аргументы, которыми можно было бы обосновать перед судом ходатайство о даче разрешения на осмотр жилища против воли проживающих в нем лиц. Следовательно, такой осмотр возможен лишь после возбуждения уголовного дела и получения разрешения суда. Но здесь необходима оперативность действий по выявлению признаков преступления, в то время как обращение в суд за разрешением на производство осмотра в вечернее и ночное время, в нерабочий день, при значительной удаленности места происшествия от места нахождения суда повлечет задержку во времени.

В ходе осмотра жилища участвуют понятые, которые удостоверяют факт производство следственного действия, его ход и результаты. В тех случаях, когда возникает опасность для жизни и здоровья, или жилище расположено в труднодоступной местности, следователь производит осмотр без участия понятых. Если невозможно обеспечить участие понятых, то в протоколе должны быть указаны причины их отсутствия. К таким причинам можно отнести следующие обстоятельства: а) необходимость немедленного проведения следственного действия в труднодоступной местности, куда доставка понятых неосуществима или осложнена; б) необходимость производства в неблагоприятных условиях. Вместе с тем проведение следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод человека и гражданина, без участия понятых — исключительное обстоятельство и подобная практика не должна принимать системный характер.

В ч.3 ст. 170 УПК РФ закреплено требование, в соответствии с которым при производстве следственных действий в отсутствии понятых обязательно применение технических средств фиксации результатов таких действий. Применение технических средств фиксации хода и результатов следственных действий возможно во всех случаях, в том числе и в отсутствии понятых. При невозможности использования технических средств, следователь вносит в протокол соответствующую запись.

Если понятые участвуют в следственном действии, то следователь должен организовать осмотр жилища таким образом, чтобы они непосредственно наблюдали обследуемую обстановку и присутствовали при обнаружении следов преступления и иных значимых для уголовного дела обстоятельств. Все обнаруженное и изъятое при осмотре жилища следователь в обязательном порядке предъявляет понятым и другим участникам следственного действия. По сложившейся практике понятые не редко допрашиваются в качестве свидетелей в целях проверки достоверности и допустимости результатов осмотра. Следователи допрашивают их в качестве свидетелей, как правило, в тех случаях, когда лично не производили это следственное действие.

В ходе осмотра жилища следователь составляет протокол, в котором описывает все действия, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в какой производился осмотр, и в том виде в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра. Если осмотр некоторых предметов невозможно произвести в самом жилище, то следователь изымает их, упаковывает, опечатывает и заверяет подписями понятых и своей подписью и впоследствии осматривает их в ходе самостоятельного следственного действия. Изъятые предметы прилагаются к протоколу, в котором указывается перечень изъятых предметов с описанием их индивидуальных признаков и особенностей. Внесенные в протокол изъятые предметы могут быть признаны постановлением следователя вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 74 и 180 УПК РФ доказательством по уголовному делу являются не сами результаты осмотра, а протокол этого следственного действия, в котором описываются все действия следователя при производстве осмотра, а также все обнаруженное при осмотре в той последовательности, в которой производился осмотр, и в том виде, в котором оно наблюдалось в момент обнаружения.

По окончанию производства следственного действия протокол следственного действия подписывается всеми участниками следственного действия. В соответствии с действующим законодательством в случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в следственном действии, подписать протокол следственного действия, следователь вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется подписью следователя, а также подписями защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в данном следственном действии (ст. 167 УПК РФ).

Таким образом, осмотр жилища является одним из наиболее эффективных следственных действий, при котором обнаруживается и включается в сферу процессуального доказывания значительная часть материальных носителей криминалистической информации. Доказательства будут признаны недопустимыми, если при проведении осмотра жилища суд выявит нарушения требований законодательства.

Литература:

1. Уварова И. А. Правовые и криминалистические основы предварительного расследования: учебное пособие / И. А. Уварова, Н. М. Перетятько; под общ. ред. П. П. Сергуна; М-во юстиции Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российская правовая акад. М-ва юстиции Российской Федерации», Поволжский (г. Саратов) юрид. ин-т (фил.). М., 2011.

2. Феоктистов А. Осмотр места происшествия: уголовно-процессуальные проблемы // Законность. 2006. № 2.

3. Баев О. Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него. Следственная тактика. М., 2003.

4. Долгинов С. Д. Осмотр жилища: уголовно-процессуальные аспекты // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2009. № 3. С. 58–62.

5. Власенко Н., Иванов А. Осмотр жилища // Законность, 2004. № 11.

Источник: https://moluch.ru/archive/99/22130/

Осмотр жилища

Осмотр жилища — следственное действие, направленное на собирание (формирование) уголовно-процессуальных доказательств, в основном, путем непосредственного наблюдения и отражения его результатов в соответствующем протоколе.

Сущность такого осмотра заключается не в поиске и изъятии, а в обозрении и изучении обстановки (предметов, документов и т.п.).

В ч. 1 ст. 12 УПК закреплена правовая основа, посвященная осмотру жилища. В ней установлено, что «осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК».

Из смысла данной нормы можно заключить, что процессуальная деятельность, именуемая осмотром жилища, будет законна всего-навсего в трех случаях:

— первый случай — когда осмотр жилища осуществлен «с согласия» проживающих в осматриваемом жилище лиц;

— второй — рассматриваемое следственное действие произведено на основании судебного решения;

— третий (его законодатель считает исключением из правила) — в ситуации, предусмотренной ч. 5 ст. 165 УПК.

По первому случаю, согласие на производство осмотра жилища проживающими в нем лицами должно быть дано добровольно. При его получении недопустимы обман, угрозы, психическое давление, шантаж, совершение действий, посягающих на неприкосновенность личности, унижающих честь и достоинство личности, нарушающих иные конституционные права (свободы) человека и гражданина. Факт добровольного согласия всех проживающих в жилище лиц на производство в нем осмотра учеными рекомендуется фиксировать в протоколе осмотра, заверять подписями лиц, проживающих в жилище, и удостоверять подписью должностного лица, производящего осмотр, а также подписями понятых.

Второй случай, когда осмотр жилища может быть произведен законно, — это ситуация проведения его «на основании судебного решения». Под основанием в ч. 1 ст. 12 УПК понимается юридическое основание — постановление суда о разрешении производства осмотра жилища. Это постановление выносит судья единолично в порядке, урегулированном ч. ч. 1 — 4 ст. 165 УПК РФ.

Третий случай, когда можно произвести осмотр жилища, закреплен в ч. 5 ст. 165 УПК РФ. Из ее содержания следует, что в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, он может быть произведен на основании постановления следователя (дознавателя и др.) Без получения судебного решения и без согласия на то лиц, проживающих в осматриваемом жилище.

Анализ норм уголовно-процессуального законодательства позволяет сделать вывод, что осмотр жилища до возбуждения уголовного деда недопустим. Связано это положение с тем, что закон, выделяя осмотр жилища в самостоятельный вид следственного действия, не дает прямого указания на его производство в случаях, не терпящих отлагательства, до возбуждения уголовного дела, как это сделано для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК). Кроме того, объясняется это и спецификой следственного действия осмотр жилища направлен исключительно на фиксацию сведений, имеющих отношение к расследуемому преступлению.

При производстве данного следственного действия надо иметь в виду, что вскрытие хранилищ в осматриваемом жилище в рамках процедуры осмотра не допускается, т.к. это прерогатива другого следственного действия.

Осмотр трупа (Эксгумация)

Осмотру трупа и эксгумации, посвящена специальная статья — ст. 178 УПК.

Осмотр трупа – это неотложное самостоятельное следственное действие, заключающееся в осмотре внутренних и наружных частей одежды, обуви и других предметов, найденных при покойном и основанное на исследовании всех естественных и неестественных отверстий в теле трупа.

Суть данного следственного действия сводиться к установлению признаков и свойств, указывающих на связь осматриваемого с обстоятельствами, подлежащими доказыванию по расследуемому уголовному делу.

Осмотр трупа может быть частью осмотра места происшествия (и быть проведен до возбуждения дела), местности, жилища или иного помещения. При этом его особенности, установленные статьей 178 УПК, все равно должны быть соблюдены. Не является нарушением закона оформление осмотра трупа отдельным протоколом.

Осмотр трупа как самостоятельное следственное действие производится, когда на месте обнаружения его осмотреть не удалось (например, труп уже увезли в морг), или когда труп обнаружен в результате производства других следственных действий (например, обыска или извлечен из места захоронения).

Закон предусматривает, что осмотр трупа производится именно следователем с участием понятых и судебно-медицинского эксперта (ч. 1 ст. 178 УПК). При невозможности участия судебно-медицинского эксперта, приглашается врач.

В силу того, что осмотр трупа является сложным следственным действиям, поскольку специфичны как минимум направления поиска сведений и объектов, имеющих отношение к уголовному делу, законодатель предусмотрел возможность участия в осмотре и иных специалистов (ч. 1 ст. 178 УПК). К ним могут быть отнесены криминалисты, химики, биологи и т.д..

Должность врача — судебно-медицинского эксперта предусмотрена штатным расписанием в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, в центральной судебно-медицинской лаборатории, в центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, в судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

В качестве судебно-медицинского эксперта, в том значении этого словосочетания, которое использовано законодателем в ч. 1 ст. 178 УПК РФ, в осмотре трупа (эксгумации) могут принимать участие врачи — судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи — заведующие, бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации или судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

Обстоятельства, которые послужат причиной невозможности участия в следственном действии судебно-медицинского эксперта, должны быть объективного, а не субъективного характера.

Правила проведения осмотра трупа в основном аналогичны общим требованиям к порядку осмотра как следственного действия.

Осмотр неопознанных трупов во всех случаях должен сопровождаться фотографированием и дактилоскопированием (ч. 2 ст. 178 УПК). При производстве данного следственного действия запрещено кремировать неопознанные трупы.

Законодатель, для данного следственного действия предусмотрел возможность его производства до возбуждения уголовного дела (ч. 4 ст. 178 УПК), что позволяет сделать вывод о том, что осмотр трупа это неотложное следственное действие.

Эксгумация — самостоятельное следственное действие, состоящее в извлечении трупа из места официального захоронения.

Эксгумация осуществляется на основании постановления следователя при обязательном уведомлении об этом близких родственников и родственников покойного. При отсутствии близких родственников покойного предпочтение отдается лицам более близким по степени родства.

В целях соблюдения прав и законных интересов родственников покойного, их целесообразно заблаговременно уведомлять копией мотивированного постановления об эксгумации. Учитывая, что УПК не относит эксгумацию к числу неотложных процессуальных действий ее производство возможно без получения судебного разрешения, но только лишь 3 случаях:

— во-первых, при отсутствии у покойного родственников;

— во-вторых, при получении согласия родственников (например, в виде отметки на постановлении об эксгумации);

— в-третьих, при наличии данных о том, что родственники извещены об эксгумации и не выразили возражений в течение достаточного времени (расписка в получении ими заказного письма с копией постановления об эксгумации).

При возражении родственников эксгумация трупа производится по решению суда. Для этого должна применяться процедура, предусмотренная ст. 165 УПК.

Основанием для производства эксгумации являются, сведения (фактические данные) о том, что на трупе имеются следы преступления, ранее не исследованные и не зафиксированные или данные о том, что условия захоронения могут содержать сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела.

Закон не требует составления самостоятельного протокола, предназначенного для фиксирования самого факта извлечения трупа из могилы. Эти сведения входят составной частью в единый протокол эксгумации и осмотра трупа. Однако если осмотр будет производиться в ином месте, то ход эксгумации и краткое описание останков и могилы в присутствии понятых заносятся в отдельный протокол. Если эксгумация производится без детального осмотра, то отсутствие судебно-медицинского эксперта или специалиста не может расцениваться как нарушение закона.

Повторное захоронение эксгумированного трупа является обязанностью органов расследования. Если ее добровольно взяли на себя родственники, то понесенные ими в связи с этим расходы (или расходы по необходимому облагораживанию могилы) возмещаются по правилам возмещения процессуальных издержек.

Источник: https://studopedia.su/4_19903_osmotr-zhilishcha.html

Основные руководящие документы ОБ

Основные руководящие документы ОБ

Закон РФ №5473-1 от 21.07.1993 г.

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Приказ МВД № 433 от 24.09.1993 г.

«О серьёзных недостатках в выполнении требований режима на производстве предприятий ИТУ»

Приказ МВД № 518 от 3.12.1993 г.

«О мерах по недопущению употребления спиртных напитков лицами, содержащимися в ИТУ и СИЗО»

Приказ МВД № 502 от 9.09.1996 г.

«О серьёзных недостатках в обеспечении требований режима на производственных объектах учреждений, исполняющих наказания»

Приказ МЮ№ 12 от 19.01.1999 г.

«О недостатках в организации работы по предупреждению ЧП на производственных объектах учреждений, исполняющих уголовные наказания»

Приказ МЮ № 252 от 13.07.2006 г.

«О введении в действие Инструкции о надзоре за осуждёнными, содержащимися в ИК»

Приказ МЮ № 78 от 2.03.2001 г.

«О мерах по усилению борьбы с побегами осуждённых»

Приказ МЮ № 295 от 16.12.2016 г.

«Об утверждении правил внутреннего распорядка ИУ»

Приказ МЮ № 72 от 20.05.2013 г.

«Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС»

Приказ МЮ № 64 от 20.03.2015г.

«Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях УИС и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования»

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ ФКУ

ИК – 18

ВЫПИСКИ ИЗ НОРМАТИВНЫХ

ДОКУМЕНТОВ И ОБЯЗАННОСТИ

МЛАДШИХ ИНСПЕКТОРОВ

ОТДЕЛА БЕЗОПАСНОСТИ


2017 г.

исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями первой и второй настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 31.2 настоящего Закона.

ПЕРЕЧЕНЬ ВЕЩЕЙ И ПРЕДМЕТОВ, ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, КОТОРЫЕ

ДЕЙСТВИЯ ПРИ ПОЖАРЕ

— немедленно сообщить о месте его возникновения в подразделение пожарной охраны ИК, дежурному помощнику начальника колонии и принять необходимые меры к его тушению;

— одновременно вести наблюдение за осужденными с тем, чтобы исключить возможность совершения ими побегов или других преступлений, а также принять меры к обеспечению их безопасности;

— уточнить: место и размеры пожара, что горит, пути распространения огня; местонахождение людей в районе пожара и пути их спасения; вероятность взрыва, отравления, обрушения строительных конструкций, наличие в очаге пожара легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, отравляющих и взрывчатых веществ, а также электрических сетей и установок, работающих под напряжением; необходимость эвакуации имущества и материалов, защиты их от огня, дыма, огнетушащих веществ;

— принять меры к эвакуации людей с места пожара с использованием всех имеющихся сил и средств;

— обеспечить беспрепятственный проезд пожарной автотехники на объекты ИК;

— обеспечить отключение электрической энергии (за исключением освещения периметра охраняемого объекта), остановку транспортных устройств, промышленного оборудования, перекрытие сырьевых, газовых и других пожароопасных коммуникаций, осуществить другие мероприятия, направленные на предотвращение распространения пожара;

— обеспечить охрану пожарной техники и пожарно-технического оборудования ИК пожарной охраны, задействованных при тушении пожара, а также безопасные условия работы личному составу пожарной охраны;

— после ликвидации пожара принять меры к устранению его последствий и проведению мероприятий согласно распорядку дня.

ДЕЙСТВИЯ ПРИ СТИХИЙНОМ БЕДСТВИИ

— усилить наблюдение за поведением осужденных, особенно за лицами, склонными к побегу;

— к содействию администрации ИК в поддержании дисциплины и порядка, а также спасению имущества привлекаются члены самодеятельных организаций осужденных;

— представители администрации и дежурной смены закрепляются за каждым жилым помещением, осуществляют наблюдение за поведением находящихся там осужденных в соответствии с указаниями дежурного помощника начальника колонии, начальника колонии и его заместителей.

ОБЫСК И ЕГО ВИДЫ

При обыске проводится обследование осужденных, вещей (трактуется, как досмотр), хранящихся при осужденном, а также объектов их проживания, размещения и трудоиспользования с привлечением специальных сил и средств сотрудниками УИС. Обыски могут проводиться с применением технических средств.

наблюдать за осужденными, предупреждать и пресекать с их стороны преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания;

наблюдать за осужденными, предупреждать и пресекать с их стороны преступления и нарушения установленного порядка отбывания наказания;

обеспечивать изоляцию, не допускать общения лиц, содержащихся в карантинном отделении, с другими осужденными;

требовать от осужденных четкого выполнения распорядка дня, установленных для них правил поведения;

знать в лицо и пофамильно осужденных, привлеченных на хозяйственные работы по обслуживанию карантинного отделения, проводить их обыск, давать указания о наведении надлежащего порядка и чистоты в помещениях;

во время вывода на прогулку, помывку проводить обыски осужденных, помещений, в которых они проживают, изымать запрещенные вещи и передавать их дежурному помощнику начальника колонии с составлением соответствующих документов;

знать места, уязвимые в побеговом отношении, и контролировать их путем тщательного осмотра;

каждые 30 минут осуществлять обходы помещений карантина, о выявленных нарушениях немедленно докладывать дежурному помощнику начальника колонии.

Младшему инспектору по карантинному отделению запрещается впускать на территорию карантина посторонних лиц

Сотрудник колонии по сопровождению транспортных средств на территории охраняемых объектов, обеспечению погрузочно-разгрузочных работ обязан принимать меры по пресечению возможных попыток оборудования тайников и укрытий на местах (участках) работы, где производятся упаковка и погрузка продукции на транспортные средства, особенно изделий крупных габаритов.

Транспортные средства перед пропуском на охраняемый объект тщательно им осматриваются. Сотрудник сопровождает транспортное средство до места погрузки, следуя за его задним бортом.

В необходимых случаях упаковка грузов, разгрузка автомашин производится под наблюдением специально назначенных младших инспекторов.

Категорически запрещается отлучаться от транспортного средства во время проведения погрузочно-разгрузочных работ и сопровождения транспортного средства по территории учреждения.

По окончании погрузки проверяет наличие осужденных, после чего транспортные средства с грузом сопровождает до КПП, где они проверяются часовым КПП с применением специальных приспособлений и технических средств, служебных собак. Работник колонии следит за тем, чтобы в ночное время не оставались на объекте автомашины, тракторы, за исключением технологического транспорта.

Обеспечить блокирование транспортных средств при их длительной стоянке на территории жилой и производственной зон.

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Усиление несения службы по надзору производится при осложнении обстановки в колонии в результате массовых беспорядков, групповых неповиновений, хулиганских действий с участием больших групп осужденных, побегов осужденных, отказов от работы и приема пищи, нападений на представителей администрации и других лиц, захватов заложников, стихийных бедствий, пожаров и катастроф с тяжкими последствиями.

НАРКОТИКОВ

— совместно с ДПНК доставить осужденного и лиц, находящихся с ним, в комнату дежурного помощника начальника колонии

— вещество изымается только в присутствии других лиц (понятых) и по факту изъятия составляется акт, который подписывается дежурным помощником начальника колонии, младшим инспектором, а также другим представителем администрации.

Основные руководящие документы ОБ

Закон РФ №5473-1 от 21.07.1993 г.

«Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Приказ МВД № 433 от 24.09.1993 г.

«О серьёзных недостатках в выполнении требований режима на производстве предприятий ИТУ»

Приказ МВД № 518 от 3.12.1993 г.

«О мерах по недопущению употребления спиртных напитков лицами, содержащимися в ИТУ и СИЗО»

Приказ МВД № 502 от 9.09.1996 г.

«О серьёзных недостатках в обеспечении требований режима на производственных объектах учреждений, исполняющих наказания»

Приказ МЮ№ 12 от 19.01.1999 г.

«О недостатках в организации работы по предупреждению ЧП на производственных объектах учреждений, исполняющих уголовные наказания»

Приказ МЮ № 252 от 13.07.2006 г.

«О введении в действие Инструкции о надзоре за осуждёнными, содержащимися в ИК»

Приказ МЮ № 78 от 2.03.2001 г.

«О мерах по усилению борьбы с побегами осуждённых»

Приказ МЮ № 295 от 16.12.2016 г.

«Об утверждении правил внутреннего распорядка ИУ»

Приказ МЮ № 72 от 20.05.2013 г.

«Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях УИС»

Источник: https://zdamsam.ru/b56940.html