Открытый лист на раскопки

В соответствии с пунктом 3 статьи 45.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Правила
выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия
(утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2014 г. № 127)

1. Настоящие Правила определяют порядок выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия (далее — открытый лист, археологические полевые работы).

2. Открытые листы выдаются Министерством культуры Российской Федерации с учетом заключения федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук» (далее — Академия) о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования и подтверждают право на проведение одного из следующих видов археологических полевых работ:

а) археологические разведки;

б) археологические раскопки;

в) археологические наблюдения.

3. Для получения открытого листа физические лица (далее — заявители) представляют в Министерство культуры Российской Федерации заявление о выдаче открытого листа (далее — заявление) по форме согласно приложению.

4. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) научное обоснование археологических полевых работ, определяющее цели, задачи, объем их проведения и методы исследования;

б) ходатайство юридического лица, уставными целями деятельности которого являются проведение археологических полевых работ, и (или) осуществление связанных с ними научных исследований, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности (далее — работодатель), с которым заявитель состоит в трудовых отношениях, о выдаче заявителю открытого листа;

в) копии учредительных документов работодателя, заверенные его руководителем;

г) копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации;

д) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) по специальностям «история», «музейное дело и охрана памятников» или послевузовского профессионального образования в аспирантуре (подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре) по указанным специальностям, а также по специальности «археология»;

е) сведения о ранее выданных заявителю открытых листах;

ж) справка, подтверждающая принятие Академией научных отчетов о проведении заявителем археологических полевых работ на основании ранее выданных открытых листов, а в случае получения открытого листа впервые — справка Академии, подтверждающая непосредственное участие заявителя в проведении археологических полевых работ в составе археологической экспедиции, а также в подготовке научного отчета;

з) сведения о заказчике археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа (полное и краткое наименование организации, место нахождения и фактический адрес организации, телефон или в случае, если заказчик является физическим лицом, его фамилия, имя и (при наличии) отчество, данные документа, удостоверяющего личность, телефон);

и) копии документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, — плана работ работодателя, проводящего плановые научно-исследовательские работы, договора (оферты) о проведении спасательных археологических полевых работ, которые намерен проводить заявитель на основании открытого листа.

5. Заявитель помимо документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, вправе по собственной инициативе представить копию документа, подтверждающего факт внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о работодателе, заверенную его руководителем, а также сведения об основном государственном регистрационном номере заказчика археологических полевых работ.

В случае отсутствия копии такого документа и указанных сведений Министерство культуры Российской Федерации запрашивает их самостоятельно в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

6. Министерство культуры Российской Федерации не вправе требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами.

7. В случае если в Министерство культуры Российской Федерации одновременно обращаются 2 и более заявителя, которые являются работниками одного работодателя, они могут направить или представить документы, указанные в подпункте «в» пункта 4 и пункте 5 настоящих Правил, в одном экземпляре.

В случае если археологические полевые работы намерены совместно проводить 2 и более заявителя, но на основании одного договора (оферты), указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил, то при одновременном направлении или представлении ими заявлений они могут направить или представить в Министерство культуры Российской Федерации документы и сведения, указанные в подпунктах «з» и «и» пункта 4 и пункте 5 настоящих Правил, в одном экземпляре.

8. Министерство культуры Российской Федерации при поступлении заявления и прилагаемых к нему в соответствии с настоящими Правилами документов (далее — документы) проводит проверку их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

В случае выявления несоответствия заявления или документов требованиям, установленным пунктами 3 — 5 настоящих Правил, заявление и документы в течение 7 рабочих дней со дня их регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации возвращаются почтовым отправлением или вручаются заявителю с уведомлением (в письменной форме) о причине возврата.

В случае устранения причин несоответствия заявления или документов указанным требованиям заявитель имеет право повторно представить в Министерство культуры Российской Федерации заявление и документы в соответствии с пунктами 3 — 5 настоящих Правил.

9. После принятия заявления и документов Министерство культуры Российской Федерации проводит проверку:

а) полноты и достоверности сведений о заявителе, содержащихся в заявлении и документах;

б) соответствия документов, обосновывающих проведение археологических полевых работ, законодательству Российской Федерации.

10. В целях проведения проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил:

а) Министерство культуры Российской Федерации вправе запрашивать у Академии копии ранее составленных заявителем отчетов о проведении археологических полевых работ либо заключения о полноте и объеме проведения археологических полевых работ, подготовленные на основе изучения отчетов о проведении археологических полевых работ и полевой документации.

б) Министерство культуры Российской Федерации в течение 7 рабочих дней со дня регистрации в Министерстве заявления и документов направляет в Академию копии заявления и документов для подготовки заключения о целесообразности проведения археологических полевых работ определенного вида в соответствии с заявленными целями, задачами, объемом их проведения и методами исследования (далее — заключение Академии).

11. Академия в рамках своей компетенции проводит проверку соответствия документов порядку проведения археологических полевых работ, методам исследований, требованиям к профессиональным знаниям и навыкам исследователя и в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации в Академии направляет заключение Академии в Министерство культуры Российской Федерации.

Министерство культуры Российской Федерации приобщает заключение Академии к комплекту документов, представленных заявителем в Министерство культуры Российской Федерации, для принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче заявителю открытого листа.

12. Министерство культуры Российской Федерации на основании результатов проверок, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, и с учетом заключения Академии в течение 30 дней со дня регистрации в Министерстве культуры Российской Федерации заявления и документов принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заявителю открытого листа.

Решение о выдаче открытого листа оформляется приказом Министерства культуры Российской Федерации.

13. Основанием для отказа заявителю в выдаче открытого листа является:

а) выявление в заявлении или документах неполных или недостоверных сведений;

б) несоответствие документов требованиям настоящих Правил;

в) наличие отрицательного заключения Академии;

г) письменное обращение федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и судебной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации о невыполнении заявителем либо работодателем законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны и сохранения объектов археологического наследия (с приложением копии предписания).

14. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об отказе в выдаче открытого листа направляет или вручает заявителю уведомление с указанием причины отказа. При этом заявление и документы заявителю не возвращаются и остаются на хранении в Министерстве культуры Российской Федерации.

15. В случае устранения причин, повлекших за собой отказ в выдаче открытого листа, заявитель имеет право повторно представить в соответствии с настоящими Правилами заявление и уточненные документы, послужившие основанием для отказа в выдаче открытого листа.

16. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня издания приказа о выдаче открытого листа направляет или вручает заявителю открытый лист и направляет его копию в Академию.

Открытый лист оформляется на бланке, изготовленном по единому образцу, подписывается Министром культуры Российской Федерации (его заместителем) и заверяется печатью Министерства культуры Российской Федерации.

Форма бланка открытого листа утверждается Министерством культуры Российской Федерации.

17. Открытый лист действителен в течение указанного в нем срока, который не может превышать один год со дня издания приказа Министерства культуры Российской Федерации.

В случае необходимости завершения археологических полевых работ, остановка которых ведет к разрушению памятника археологии, Министерство культуры Российской Федерации по ходатайству работодателя держателя открытого листа и при условии продления договора, указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил, в течение 30 дней со дня регистрации ходатайства принимает решение о продлении действия открытого листа в пределах установленного законом срока.

Держатель открытого листа не позднее чем за 7 рабочих дней до окончания срока действия открытого листа направляет в Министерство культуры Российской Федерации ходатайство о продлении действия открытого листа и копию документа о продлении договора, указанного в подпункте «и» пункта 4 настоящих Правил.

Срок продления действия открытого листа устанавливается приказом Министерства культуры Российской Федерации, заверенная копия которого в течение 5 рабочих дней направляется или вручается держателю открытого листа, а также направляется в Академию.

Срок продления действия открытого листа (общий срок действия открытого листа с учетом продления) по совокупности не может превышать один год со дня издания первого приказа Министерства культуры Российской Федерации.

18. В случае утраты открытого листа Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня регистрации письменного обращения держателя открытого листа направляет или выдает ему заверенную Министерством культуры Российской Федерации копию утраченного открытого листа с указанием всех его прежних реквизитов и пометкой «дубликат».

19. Основанием для приостановления действия открытого листа является:

а) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации держателя открытого листа о приостановлении его действия;

б) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации работодателя, по ходатайству которого выдан открытый лист, о приостановлении действия открытого листа;

в) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в области охраны объектов культурного наследия, или Академии о нарушении порядка проведения археологических полевых работ, осуществляемых на основании открытого листа.

20. В обращении о приостановлении действия открытого листа, предусмотренном подпунктами «а» и «б» пункта 19 настоящих Правил, указывается срок, на который Министерству культуры Российской Федерации предлагается приостановить действие открытого листа.

21. При принятии решения о приостановлении действия открытого листа в случае, предусмотренном подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, Министерство культуры Российской Федерации устанавливает срок устранения допущенного нарушения, который не может превышать 3 месяца.

22. В случае устранения в установленный срок нарушения, повлекшего за собой приостановление действия открытого листа, Министерство культуры Российской Федерации в течение 10 рабочих дней принимает решение о возобновлении действия открытого листа.

До принятия решения о возобновлении действия открытого листа Министерство культуры Российской Федерации вправе организовать на месте проведения археологических полевых работ проверку устранения допущенного нарушения.

23. Срок действия открытого листа, приостановленного в соответствии с подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, не продлевается.

24. В случае необходимости завершения приостановленных в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 19 настоящих Правил археологических полевых работ Министерство культуры Российской Федерации по ходатайству держателя открытого листа принимает решение о продлении действия открытого листа на срок, не превышающий время приостановления его действия. Срок продления действия открытого листа устанавливается приказом Министерства культуры Российской Федерации, копия которого, заверенная Министерством культуры Российской Федерации, в течение 5 рабочих дней направляется или вручается держателю открытого листа, а также направляется в Академию.

25. Основанием для прекращения действия открытого листа является:

а) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации держателя открытого листа о досрочном прекращении его действия;

б) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации работодателя держателя открытого листа о досрочном прекращении его действия;

в) письменное обращение в Министерство культуры Российской Федерации работодателя, по ходатайству которого выдан открытый лист, о факте прекращения трудовых отношений держателя открытого листа с работодателем;

г) неисполнение требований к устранению нарушения, предусмотренного подпунктом «в» пункта 19 настоящих Правил, в срок, установленный пунктом 21 настоящих Правил;

д) поступление в период проведения археологических полевых работ письменных обращений федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и судебной власти Российской Федерации или субъектов Российской Федерации в Министерство культуры Российской Федерации о невыполнении заявителем либо работодателем законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны и сохранения объектов археологического наследия (с приложением копии предписания);

е) истечение срока, на который выдан открытый лист.

26. Министерство культуры Российской Федерации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении или досрочном прекращении действия открытого листа либо о возобновлении действия приостановленного открытого листа направляет или вручает соответствующее уведомление:

а) держателю открытого листа;

б) работодателю, по ходатайству которого был выдан открытый лист;

в) заказчику археологических полевых работ;

г) Академии.

27. Открытые листы, на основании которых их держателем не проводились археологические полевые работы, подлежат обязательному возвращению в Министерство культуры Российской Федерации.

Приложение
к Правилам выдачи, приостановления
и прекращения действия разрешений
(открытых листов) на проведение работ
по выявлению и изучению объектов
археологического наследия

(форма)

Заявление
о выдаче разрешения (открытого листа) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия

1. Фамилия, имя, отчество __________________________________________

2. Место жительства (регистрации), почтовый адрес, контактный

телефон _________________________________________________________________

3. Должность, место работы, в том числе полное наименование

работодателя, место нахождения и фактический адрес работодателя,

контактный телефон ______________________________________________________

4. Вид работ по выявлению и изучению объектов археологического

наследия, на право проведения которых испрашивается разрешение (открытый

лист) на проведение указанных работ _____________________________________

5. Территория (маршрут) проведения работ по выявлению и изучению

объектов археологического наследия ______________________________________

6. Наименование объекта археологического наследия (в соответствии с

учетной документацией), на котором заявитель намерен проводить работы ___

7. Сроки проведения работ по выявлению и изучению объектов

археологического наследия _______________________________________________

8. Перечень прилагаемых документов _________________________________

_________________________________________ (ф.и.о. заявителя) ______________________ (подпись)

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70496998/

Вопросы которые были поставлены министерству культуры по поводу копа:

Вопрос по поводу использования металлоискателя

Если человек ходит в лесу с металлоискателем (это законом не запрещено ?) и нашел монеты старше 100 лет что ему необходимо делать, чтобы не попасть под уголовные или административные статьи ?

Какой порядок действия? Можно ли не являясь историком получить открытый лист ? или открытый лист надо только для земель которые отнесены к памятникам истории, земель признанных объектами культурного наследия?

Если монетам меньше 100 лет что необходимо делать? можно ли их оставить себе?

Если человек нашел любые непонятные ему предметы ножики, кресты, плуги, тяпки итп? что с ними надо делать? сообщать ли куда-то чтобы помочь государству ? или оставить их там же?

Можно ли забирать себе любые вещи (даже старше 100 лет) найденные на землях сельхоз назначения(земли которые постоянно возделываются, и на них что-либо выращивают? если владелец данной земли не против?
Согласно Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ Под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

То есть согласно данной норме заниматься метало поискам можно в любых местах которые не отнесены к объектам археологического наследия ? И соответственно можно свободно ходить с металлоискателем вне данных земель?

5)Из закона:
Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет, включающий археологические предметы.

Закон распространяется только на земли которые установлены законом как объекты культурного наследия? или на все земли ?

Прошу разъяснить как определить что предмет который я нашел в поле имеет возраст более 100 лет? Можно ли его куда либо отнести? или необходимо оставить его лежать в земле?

Прошу дать максимально расширенные ответы на мои вопросы, в целях соблюдения мной действующего законодательства.

Ваши обращения от 23.04.2017 и 04.05.2017 по вопросу изъятия археологических предметов из мест залегания с помощью металлоискателя в Департаменте культурного наследия рассмотрены.

Информируем, что в соответствии с п.1 ст.45.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее _ Федеральный закон) под археологическими предметами понимаются движимые вещи, основным или одним из основных источников информации о которых независимо от обстоятельств их обнаружения являются археологические раскопки или находки, в том числе предметы, обнаруженные в результате таких раскопок или находок.

Под культурным слоем понимается слой в земле или под водой, содержащий следы существования человека, время возникновения которых превышает сто лет‚ включающий археологические предметы.

Пунктом 3 ст. 49 Федерального закона установлено, что объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

Согласно ст.45.2 Федерального закона использование специальных технических средств поиска (в том числе металлоискателей, радаров, магнитов) и (или) землеройных машин в целях обнаружения объектов археологического наследия и (или) археологических предметов возможно

исключительно при осуществлении археологических полевых работ, проводимых на основании разрешения (открытого листа). Разрешение (открытый лист) — документ, выдаваемый федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения

Российской академии наук и подтверждающий право на проведение одного из видов археологических полевых работ (п.2 ст.45.1 Федерального закона).

В соответствии с п.4 ст. 45.1 Федерального закона разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам — гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, И (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок выдачи разрешений (открытых листов) установлен Правилами выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2014 № 127.

Любые раскопки и разведки с последующим изъятием археологических предметов без выданного в установленном порядке разрешения (открытого листа) считаются в соответствии с действующим законодательством НЕЗАНКОННЫМИ.

Поиск археологических предметов непрофессионалами влечет уничтожение объектов археологического наследия и препятствует выявлению новых объектов археологического наследия, так как утрачивается научная ценность обнаруженных археологических предметов без их взаимосвязи с местом обнаружения, а сами напластования, представляющие историко культурную ценность, уничтожаются в виду того, что непрофессионалы не обладают сведениями о методике изъятия археологических предметов при

проведении археологических полевых работ. Порядок передачи археологических предметов определен приказом Минкультуры России от 27.11.2015 № 2877 «О порядке передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 № 73—ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ», зарегистрирован вМинюсте России 31.12.2015 № 40437.

Порядок
передачи государству археологических предметов, обнаруженных физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работ по использованию лесов и иных работ

1. Археологические предметы, обнаруженные физическими и (или) юридическими лицами в результате проведения изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст. 2519; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 27, ст. 3213; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5554; 2008, N 20, ст. 2251; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 51, ст. 6150; 2010, N 43, ст. 5450, N 49, ст. 6424, N 51 (ч. III), ст. 6810; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4563, N 45, ст. 6331, N 47, ст. 6606, N 49 (ч. I), ст. 7015, ст. 7026; 2012, N 31, ст. 4322, N 47, ст. 6390, N 50 (ч. V), ст. 6960; 2013, N 17, ст. 2030, N 19, ст. 2331, N 30 (ч. I), ст. 4078; 2014, N 43, ст. 5799, N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1420; N 29 (ч. I), ст. 4359) (далее — Закон N 73-ФЗ) работ по использованию лесов и иных работ, подлежат передаче государству для последующего включения в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

2. В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.

3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения.

4. Региональный орган охраны на основании заявления организует работу по изъятию предметов из места залегания в соответствии с нормами статей 36 и 45.1 Закона N 73-ФЗ:

4.1. Изъятие предметов из мест залегания может производиться исключительно в составе археологических полевых работ на основании разрешения (открытого листа), выдаваемого Минкультуры России.

4.2. Исполнитель археологических полевых работ — физическое лицо, проводившее археологические полевые работы, и юридическое лицо, в трудовых отношениях с которым состоит такое физическое лицо, в течение трех лет со дня окончания срока действия разрешения (открытого листа) обязаны передать все изъятые предметы, обладающие историко-культурной ценностью, в государственный музей для последующего включения в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2591; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 27, ст. 3213; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 9, ст. 1206).

5. В случае, если исполнителем археологических полевых работ, указанным в подпункте 4.2 Порядка, обнаруженные предметы признаны предметами, не имеющими историко-культурной ценности, он обязан в течение 10 рабочих дней со дня изъятия предметов из мест залегания письменно проинформировать региональный орган охраны об отсутствии у данных предметов историко-культурной ценности.

6. Региональный орган охраны в течение трех рабочих дней со дня поступления от исполнителя археологических полевых работ письменной информации об отсутствии историко-культурной ценности у изъятых из мест залегания предметов, направляет разрешение на возобновление работ лицам, указанным в пункте 1 Порядка.

7. Изъятые из мест залегания предметы, не имеющие историко-культурной ценности, подлежат возврату лицам, указанным в пункте 1 Порядка, в течение 30 рабочих дней с момента поступления письменной информации от исполнителя археологических полевых работ об отсутствии историко-культурной ценности, если такие лица выразили соответствующее желание.

В целях противодействия лицам, проводящим несанкционированные археологические раскопки и усиления ответственности за повреждение и уничтожение объектов археологического наследия и незаконный оборот археологических предметов, был принят Федеральный закон от 23.07.2013

№ 245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», внесший изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс (дополнен некоторыми статьями, в том числе ст. 243.2. Незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из

мест залегания), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон № 73-ФЗ, а также Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (от. 7.151. Незаконный оборот археологических предметов).

Статьей 7.15.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за незаконный оборот археологических предметов.

Совершение сделок с археологическими предметами в нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией археологических предметов; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей с конфискацией археологических предметов. Необходимо отметить, что в соответствии с распределением полномочий в области сохранения, использования, популяризации и

государственной охраны объектов культурного наследия, установленного статьями 9.1, 9.2 Федерального закона, государственная охрана объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе государственный учет объектов, обладающих

признаками объекта культурного наследия, установление ответственности за повреждение, разрушение или уничтожение объекта культурного наследия, отнесены к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для сведения сообщаем, что Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с производством сельхоз работ на личных приусадебных участках, за исключением случаев, когда такие работы сопряжены с обнаружением археологических предметов.

Обращаем внимание, что несанкционированный поиск археологических предметов вне зависимости от места его осуществления запрещен в Российской Федерации под угрозой привлечения к административной ответственности согласно ст. 7.15 Кодекса Российской

Федерации об административных правонарушениях или уголовной ответственности в соответствии со ст. 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от характера противоправных деяний. В соответствии с Положением о Министерстве культуры Российской

Федерации, утвержценным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590, Минкультуры России не наделено полномочиями по официальному толкованию норм законодательства Российской Федерации, в связи с чем, разъяснения Минкультуры России по

вопросу реализации норм закона не влекут последствий для правоприменительной практики И не носят характер общеобязательных.

25.05.2017 направил следующее письмо:

Получил ответ на свое предыдущее обращение. Но по сути оно было в форме отписки. И не каких конкретных ответов на свои вопросы я не получил.

1) Везде говорится про «археологические предметы» но определения данного понятия нет. И нет понимания как на месте человек должен определить является ли предмет археологическим. Поэтому прошу дать разъяснение.
2)Порядок передачи как я понял допускает 3 дня на информировании органов гос власти? то есть если я найду любой предмет то должен сообщить в ближайшие 3 дня? нет обязанности вызывать органы гос власти на место нахождения предмета?
Выдержка из закона
«В случае обнаружения в ходе проведения работ, указанных в пункте 1 Порядка, предметов, обладающих признаками археологических предметов (далее — предметы) в соответствии со статьей 3 Закона N 73-ФЗ, физические и (или) юридические лица, проводившие работы, обязаны в целях сохранения предметов незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения предметов проинформировать орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в соответствии со статьями 9 и 9.1 Закона N 73-ФЗ в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — региональный орган охраны) об обнаружении таких предметов.
3. Физические и (или) юридические лица в срок, указанный в пункте 2 Порядка, направляют в региональный орган охраны письменное заявление об обнаруженных предметах с указанием обстоятельств и места их обнаружения. «

3)Есть сайт :
http://wolmar.ru/
http://ucoins.ru/
Они продают монеты подпадают ли 7.15.1 коап рф ? многим монетам которые там продают больше 100 лет, и явно имеют историческую ценность. Можно ли мне там покупать монеты, книги, ложки ?

4)Относятся ли монеты к предметам археологической ценности ведь по определению 233 ГК РФ это деньги ? по сути они утеряны или зарыты прежним владельцем.
Объясните грань между поиском денег и археологических предметов ?

1. Клад, то есть зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право, поступает в собственность лица, которому принадлежит имущество (земельный участок, строение и т.п.), где клад был сокрыт, и лица, обнаружившего клад, в равных долях, если соглашением между ними не установлено иное.

При обнаружении клада лицом, производившим раскопки или поиск ценностей без согласия на это собственника земельного участка или иного имущества, где клад был сокрыт, клад подлежит передаче собственнику земельного участка или иного имущества, где был обнаружен клад.

Если вы не можете ответить на данные вопросы сообщите кто может на них ответить, и разъяснить по пунктам, для всего огромного сообщества владельцев металлоискателей которые занимаются поиском монет, и хотят это делать по закону.

Источник: https://aae.su/zakonnost-kopa.html

Археологические раскопки на земельном участке для ИЖС

C 2018 года в дополнение к десяткам различных ограничений (запретов) в строительстве индивидуального жилья на земельных участках, находящихся в частной собственности, появились новые требования, причудливым образом реализующие законы, принятые полтора и более десятилетия назад (см. также два моих предыдущих поста на этом портале).Так, в Московской области памятка №34 к градостроительному плану земельного участка (к слову сказать, больше похожая на рекламный проспект соответстующих коммерческих организаций) называется «Проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка».

В «Памятке 34» говорится, что в соответствии со статьями 28, 30, 31, 32 ,36, 45.1 федерального закона №73 от 25.06.2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» индивидуальный застройщик («заказчик») обязан обеспечить проведение и финансирование историко-культурной экспертизы земельного участка, подлежащего воздействию земляных, строительных, хозяйственных и иных работ, путем археологической разведки.

Археологической разведкой называют проведение на поверхности земли научных исследований по выявлению объектов археологического наследия как визуальным способом, так и при помощи закладки шурфов «с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов». Изучение ряда отчетов по археологическим разведкам показывает, что много не копают. На 2-3 гектара застраиваемой земли обычно делают 5-7 шурфов размером 1х1 м и глубиной 20-40 см или еще меньше. Для индивидуального земельного участка встречался рекомендованный размер шурфа 60 на 40 см глубиной 40 см. Однако такая, простите, ямка (могилка) для кошки по расценкам фирм, указанных в «Памятке 34» для Московской области, обойдется вместе с отчетом о «научных исследованиях» для вашего дачного или аналогичного участка в сумму от 70 тысяч рублей. Неподъемная величина.

Представляется, что для земельных участков предстоящей индивидуальной застройки в черте населенных пунктов, а также в садоводческих, дачных и иных товариществах, то есть находящихся в местах, утвержденных генеральными планами, следует вернуться к прежней практике. А именно: отменить проведение дорогостоящей историко-культурной экспертизы индивидуальными застройщиками. Целесообразно такого рода экспертизы проводить только в отношении новых территорий освоения.

Сегодняшние собственники индивидуальных земельных участков не могут быть ответственными (крайними) за, если так уместно выразиться, ошибки культурной политики прошлых лет. Если право частной собственности на земельный участок оценивается ниже, чем горсть ржавых гвоздей на возможном месте древней кузницы с бараками для рабочих (пример из отчета об археологической разведке), то такой участок должен изыматься для государственных или муниципальных нужд с упреждающей выплатой компенсации. Без всякого лукавства.

Количество и качество выявленых объектов культурного наследия должно сопоставляться с затратами на достижение результата.Карманы индивидуальных застройщиков отнюдь не переполнены деньгами. Это как раз тот случай, когда чужие деньги надо считать.

Настоящее и будущее важнее, чем прошлое. На охрану и поддержание уже выявленных объектов культурного наследия не достаточно средств.

На наш взгляд, приоритет надо отдавать тому, что стоит на земле, а не покоится более 100 лет под землей.

Экономический рост в стране не возможен без резкого возрастания темпов индивидуального жилищного строительства. Издержки застройщиков на проектирование, согласования, разрешения, межевание участков, «поиск полезных ископаемых», регистрацию прав и другие бумажные мероприятия — и без новаций весьма существенны. Достаточно вспомнить, что межевание, стоящее в среднем по стране 5-8 тыс. рублей, кратно влияло на объем регистрируемых прав при его введении и отмене.

Органы местного самоуправления, выдающие разрешения на строительство, должны обладать всей полнотой в принятии решения. Возвращение к обязательным дополнительным согласованиям, в частности, к историко-культурным экспертизам, заключениям о полезных ископаемых, о влиянии на рыбопромысловые объекты и пр. — на более высокий управленческий уровнь (субъекта РФ) — противоречит обоснованным практикам.

В целом, неуважение к частной собственности, в чем бы оно не заключалось и какими бы благовидными предлогами не обосновывалось, имеет пагубный характер. Как-то тщательнее, глубже, тоньше надо делать.

Дополнение от 09.06.2018. Кажется, все еще хуже, чем ожидалось. Вот что пишет несостоявшийся застройщик из Московской области (источник: http://guns.allzip.org/topic/68/2209775.html) Jinn07 12-12-2017 22:52: «С сентября месяца, всю Московскую область приравняли к историческим кластерам типа Афин/Иерусалима, допустив, что на наших болотах возможны залегания очагов древних цивилизаций и залежи костей динозавров.

И теперь каждый, кто захочет построить домик в Подмосковье, обязан вызвать археологов и профинансировать их изыскания на вашем участке объектов культурно-исторического наследия.

За изыскания просят недорого — 80-100 тысяч рубликов.

Без бумажки от археологов разрешения на строительство не получить.

Раньше такой порядок распространялся только на зарегистрированные объекты культурно-исторического наследия.

А теперь на всю Московскую область.

Вот, сижу, думаю — це таки зрада, чи перемога?

С археологами все понятно — у них всего «десять старушек» и уже миллион.

А вот о геологах не подумали — ведь под каждым дачным участком может вдруг обнаружиться и месторождения нефти, и уголек, и даже газ, прости Господи…

Археологи-то всего на метр-два копают, а геологи могут и на километры забуриться…

П.с. И такой еще прикол — даже если клиент решит расстаться с сотней тысяч рублей в пользу археологических изысканий, до мая месяца археологов ему все равно не увидеть — зимой и ранней весной они не копают… Вот так просто и незатейливо, одним письмом, министерство культуры отменило мою запланированную на середину декабря стройку в деревне».

Источник: https://www.cian.ru/blogs-arheologicheskie-raskopki-na-zemelnom-uchastke-dlja-izhs-281729/

Порядок проведения археологических раскопок

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 7

4.1.Археологические раскопки – археологические полевые работы (научные исследования памятников археологии), проводимые с целью всестороннего исследования, точной фиксации и научной оценки памятника археологии с полным описанием его топографии, стратиграфии, культурного слоя, сооружений, археологического материала, датировки и иных характеристик.

4.2.Проведение археологических раскопок на памятниках археологии, которым не грозит разрушение, возможно при наличии в заявке на получение разрешения (открытого листа) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии аргументированного научного обоснования необходимости проведения исследований для решения фундаментальных научных проблем.

4.3.Спасательные археологические полевые работы проводятся в соответствии с разрешением (открытым листам) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии, разрушаемых в ходе земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, либо памятников археологии, находящихся в аварийном состоянии (спасательные археологические полевые работы). Исходя из общепринятых принципов предпочтительности физического сохранения памятников археологии как свидетельств исторических эпох и цивилизаций, закрепленных в федеральном законодательстве и содержащихся в международных договорах, участником которых является Российская Федерация, раскопкам прежде всего подлежат памятники археологии, которые находятся под угрозой разрушения при производстве строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ или воздействии прочих антропогенных и природных факторов.

4.4.Археологические раскопки следует проводить в благоприятное для полевых работ время года. Проведение работ на открытом грунте в условиях, когда температура грунта в зоне работ опускается ниже 0 градусов по Цельсию недопустимо.

Спасательные археологические полевые работы в зависимости от обстоятельств могут вынужденно проводиться в неблагоприятное время года и в ограниченные сроки, что диктует повышенные требования к профессионализму и квалификации исследователя.

В случае неизбежности проведения археологических работ в холодное время года для их организации необходимо предусмотреть строительство закрытого павильона с искусственным обогревом (электрооборудование; тепловые пушки или иные средства) и искусственным освещением, обеспеченные всем необходимым для отогрева грунта, раскопок и фиксации, а также для первичной полевой обработки собранных материалов. При планировке археологических работ в холодное время года необходимо включать в сметы работ расходы, необходимые для устройства всего вышеизложенного.

4.5.Проведению стационарных раскопок памятника археологии должен предшествовать этап детального обследования как самого памятника археологии, так и окружающей местности, ознакомления с историческими, архивными и музейными материалами, касающимися этих объектов, а также обязательное составление инструментального топографического плана в масштабе не менее 1:1000 и всесторонняя фотофиксация памятника археологии.

4.6.Выбор места для закладки раскопов на памятнике археологии при проведении археологических полевых работ в соответствии с разрешением (открытым листом) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии определяется научными задачами исследований.

4.7.При проведении спасательных археологических полевых работ в соответствии с разрешением (открытым листом) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии, разрушаемых в ходе земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, либо памятников археологии, находящихся в аварийном состоянии (спасательные археологические полевые работы), исследователь обязан предусмотреть изучение в полном объёме всего участка памятника археологии в границах постоянного или временного землеотвода там, где земляные работы или движение техники способны повредить или уничтожить памятник археологии.

Выбор места для закладки раскопов при проведении спасательных археологических полевых работ определяется необходимостью обеспечения сохранности памятника археологии, при этом полностью исследуются участки, которым угрожает повреждение или уничтожение.

В случае необходимости для полного изучения памятника археологии исследователь может сделать прирезку к раскопу, выходящую за границы участка производства строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

4.8.Раскопки поселений (в том числе затопленных) и грунтовых могильников проводятся площадями, которые обеспечивают возможность максимально полной характеристики стратиграфии, сооружений и иных археологических объектов.

Раскопки памятников археологии в соответствии с разрешением (открытым листом) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии при помощи шурфов или траншей воспрещаются.

Запрещается закладка небольших раскопов над отдельными объектами – жилищными впадинами, жилыми площадками, могилами и иными подобным объектами. Все указанные объекты следует исследовать в границах общего раскопа, захватывающего и пространство между объектами. Не разрушаемые памятники археологии не должны раскапываться полностью. При раскопках указанных памятников археологии необходимо резервировать часть их площади для будущих исследований, исходя из того, что совершенствование методов археологических полевых исследований в будущем даст возможность для более полного и всестороннего их изучения.

4.9.При археологических раскопках в соответствии с разрешением (открытым листом) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии следует:

стремиться к заложению на одном памятнике археологии минимального числа раскопов;

расширение раскапываемой площади рекомендуется вести путем прирезок к уже существующим раскопам; запрещается оставлять между раскопами незначительные участки или полосы невскрытого культурного слоя.

При спасательных археологических полевых работах (разрешение (открытый лист) на археологические раскопки в целях изучения и сохранения памятников археологии, разрушаемых в ходе земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, либо памятников археологии, находящихся в аварийном состоянии) объемы исследований и конфигурация раскопов определяются проектом инженерно-строительных работ.

4.10.При необходимости закладки нескольких раскопов в разных частях памятника археологии следует разбивать их по единой закрепленной на местности координатной сетке для обеспечения стыковки раскопов и данных геофизических и иных исследований.

Указанную сетку рекомендуется накладывать на весь памятник в начале работ. Необходима увязка высотных отметок на всех раскопах, для чего на памятнике археологии должен быть установлен единый постоянный репер. Место расположения репера обязательно фиксируется на плане памятника археологии. Желательна привязка репера к балтийской системе высотных отметок.

4.11.Одним из приоритетов археологических исследований является комплексный подход к изучению памятников археологии и привлечение специалистов естественнонаучного профиля (антропологов, геофизиков, почвоведов, геологов, геоморфологов, палеоботаников, палеозоологов и иных специалистов) для фиксации природных условий, в которых находятся археологические объекты, изучения палеосреды и анализа палеоэкологических материалов. В процессе работ целесообразно производить максимально полный отбор палеоэкологических материалов и иных образцов для их изучения в лабораторных условиях.

4.12.Исследование культурного слоя поселений, грунтовых могильников и погребений ведётся только ручным инструментом.

Использование в этих целях землеройных машин и механизмов категорически воспрещается. Подобные машины и механизмы могут применяться исключительно для вспомогательных работ (транспортировка отработанного грунта, удаление перекрывающего памятник стерильного или техногенного слоя и иных подобных видов работ).

При подводных раскопках допускается использование ручной техники при условии послойной разборки донных напластований и обязательном контроле удаленного из раскопа грунта визуально и с помощью металлодетектора.

4.13.Раскопки курганов производятся только со снятием всей насыпи и исследованием всего находящегося под ней пространства, а также прилегающей территории, на которой могут быть обнаружены ровики, присыпки, тризны, остатки древних пашен и тому подобное.

Исследование курганных могильников с плохо выраженными, сильно расплывшимися или перекрывающими друг друга насыпями целесообразно вести сплошной площадью с разбивкой сетки квадратов и одной или нескольких бровок (в зависимости от площади раскопа) на наиболее выраженных в рельефе участках.

4.14.При исследовании курганов рекомендуется производить разборку насыпи ручным инструментом.

Использование землеройных машин допускается только при раскопках курганов больших размеров определенного типа (эпохи палеометалла — средневековья степной и лесостепной зоны). Снятие грунта механизмами должно производиться тонкими (не более 10 см) пластами с организацией непрерывного тщательного наблюдения за вскрываемой площадью до появления первых признаков погребений, погребальных сооружений, ям, тризн и иных подобных признаков, после чего разборку следует производить вручную.

4.15.Применение металлодетектора допускается на площадях, непосредственно исследуемых раскопками, а также для дополнительной регулярной проверки отвалов. Все обнаруженные находки (в том числе находки из отвалов) должны быть включены в полевую опись и снабжены соответствующими пояснениями о происхождении.

4.16.Раскоп на древних поселениях всех видов (стоянках, селищах, городищах), включая ныне затопленные поселения, а также затопленные суда, должен быть разделен на квадраты, размеры которых в зависимости от типа памятника археологии составляют: 1х1 м, 2х2 м и 5х5 м. Сетка квадратов на раскопе должна быть вписана в общую координатную сетку памятника археологии.

В случае необходимости допустимо применение опалубки, удерживающей стенки раскопа от оползания.

Раскопки древних поселений всех видов (стоянок, селищ, городищ), а также стратифицированных затопленных поселений, ведутся по литологическим слоям или пластам, толщина которых зависит от типа памятника археологии, но не должна превышать 20 см.

Стратифицированные памятники археологии предпочтительнее исследовать по слоям. Необходимо тщательное выявление всех особенностей, присущих культурному слою и данному поселению в целом.

Остатки всех построек, кострищ, очагов, ям, грунтовых пятен, и других объектов, а также расположение находок в координации со вскрытыми сооружениями необходимо наносить на послойные или пластовые планы. На планах раскопов памятников каменного века фиксируются все артефакты.

Глубины залегания выявляемых объектов и находок обязательно фиксируются с помощью нивелира или теодолита. На затопленных памятниках археологии возможно применение иных методов подводных измерений, адаптированных к условиям акватории.

При разборке культурного слоя с высокой концентрацией мелких артефактов целесообразно производить промывку или просеивание культурного слоя через мелкоячеистые металлические сетки.

4.17.При раскопках многослойных памятников археологии последовательное углубление в нижележащие слои допустимо только после детального изучения верхних слоев и исчерпывающей их фиксации на всей площади раскопа.

4.18.Культурные отложения должны быть исследованы полностью, если этому не препятствуют обнаруженные в раскопках строительные и архитектурные остатки первостепенного значения, сохранение которых представляется необходимым.

4.19.При раскопках памятников археологии со строительными и архитектурными остатками необходимо принять меры к обеспечению их сохранности до полного их выявления и всесторонней фиксации. В случае ведения постоянных раскопок на одном памятнике археологии с оставлением обнаруженных архитектурных остатков в открытом виде должны быть приняты меры к их охране и консервации.

4.20.При исследовании насыпей курганов должны быть обеспечены: выявление и фиксация всех находящихся в насыпи объектов (впускных погребений, тризн, отдельных находок и прочее), особенностей конструкции и состава самой насыпи, уровня погребенной почвы, наличия подсыпки, крепид или иных сооружений внутри насыпи, под ней или вокруг нее. Все замеры глубин необходимо вести от нулевой отметки (репера), расположенной на самой высокой точке насыпи. Перед сносом бровки, на которой расположен репер, за пределами раскопа устанавливаются выносные реперы, имеющие точные привязки к основному реперу. В дальнейшем все замеры глубин производятся от выносных реперов.

На планах раскопанных курганов помимо погребений документируются все прослойки и объекты.

При раскопках полностью или частично ограбленных погребений в графической документации должны фиксироваться местонахождения и глубины всех находок, в том числе и перемещенных, поскольку эти данные важны для воссоздания первоначального погребального комплекса.

4.21.Для ведения и фиксации стратиграфических наблюдений внутри больших раскопов должны оставляться бровки.

При раскопках курганов при помощи техники оставляются одна или несколько параллельных (по направлению хода механизмов) бровок, в зависимости от величины и строения курганной насыпи.

При раскопках курганов вручную оставляются две перпендикулярные бровки.

При раскопках крупных курганов (свыше 20 м в диаметре) необходимо оставлять не менее двух-трех бровок с обязательной фиксацией всех их профилей.

Бровки обязательно разбираются после их чертежной и фотографической фиксации, а полученные в процессе их разбора материалы фиксируются на соответствующих планах.

При проведении подводных исследований, если характер грунта позволяет оставить бровку или микропрофили, они могут быть оставлены и зафиксированы, при невозможности устройства разрезов в натуре следует произвести трехмерную фиксацию объектов и слоев. Стратиграфические наблюдения могут быть дополнены результатами бурения донных отложений.

4.22.При раскопках затонувших судов, признанных памятниками археологии, необходимо разбить единую координатную сетку, охватывающую весь объект и прилегающий участок дна, связанный с конструктивными элементами судна. Рекомендуется полная расчистка доступной для исследования части корпуса для уточнения особенностей конструкции и датировки, а также прилегающего участка дна. Производятся подробная фото- и видеофиксация объекта, точные измерения размеров характерных деталей корпуса.

Для расчистки возможно использование грунтоуборочной техники, при условии послойной разборки грунта.

Запрещается разбор судов с полностью или частично сохранившимся корпусом. Элементы судов и иные разрушенные конструкции исследуются послойно с фиксацией всех объектов. При невозможности обеспечить их сохранность на поверхности объекты не извлекаются из стабильной среды, а захораниваются на дне в точках с зафиксированными географическими координатами.

4.23.В процессе раскопок памятников археологии всех типов обязательно производится нивелировка современной поверхности (раскопа, кургана), профилей, материковой поверхности и всех объектов (сооружений, уровней полов, прослоек, очагов и прочее, погребений, остатков тризн и иных подобных объектов), а также находок от единого нулевого репера каждого памятника.

4.24.В ходе работ следует вести полевой дневник, куда заносятся подробные текстовые описания вскрываемых культурных напластований, древних сооружений и погребальных комплексов. Дневниковые данные служат основой для составления научного отчета.

4.25.Все полученные при раскопках находки, строительные материалы, остеологические, палеоботанические и другие остатки фиксируются в полевом дневнике, обозначаются на чертежах, а наиболее показательные фотографируются.

4.26.Результаты раскопочных работ фиксируются чертежной и фотографической документацией.

Чертежи (планы и разрезы раскопов, стратиграфические профили, планы и профили курганов, планы и разрезы погребений и иные подобные чертежи) должны выполняться непосредственно на месте проведения работ и максимально точно воспроизводить все детали, в том числе такие как: взаимное расположение слоев и сооружений и их отношение к высотным отметкам, состав, структуру и окраску слоев, наличие грунтовых, золистых, угольных и иных пятен, распределение находок, условия и глубину их залегания, положение костяка и вещей в могиле и иные подобные характеристики.

Планы, разрезы и профили раскопов выполняются в едином масштабе не менее 1:20, а для памятников каменного века не менее 1:10, при необходимости 1:5, 1:1. Планы курганов – не менее 1:50. Планы и разрезы каменных конструкций должны быть выполнены в масштабе не менее 1:20. Планы и разрезы погребений составляют в масштабе не менее 1:10. При выявлении скоплений вещей небольшого размера, участков с плотным размещением погребального инвентаря и кладов целесообразна зарисовка их в масштабе 1:1. На планах должны быть отражены все детали, зафиксированные в профиле. На разрезе (в профиле) должна быть зафиксирована реальная глубина раскопа.

4.27.Фотофиксация всего процесса раскопок является обязательной, начиная с общего вида памятника археологии и его участка, избранного для изучения, раскопа на разных уровнях снятия слоя, а также всех вскрываемых объектов: погребений, сооруженийи их деталей, стратиграфических профилей и прочее.

Обязательна не только общая, но и детализированная фотофиксация протяженных профилей (бортов раскопа, стратиграфических бровок и т.д.).

Фотофиксацию необходимо производить с использованием масштабной рейки и с указанием направления съемки.

Фотофиксация в подводных исследованиях производится при наличии условий для съемки, в ином случае применяются другие методы фиксации.

4.28.Находки, собранные при раскопках, должны быть взяты для музейного хранения и дальнейшей научной обработки.

При этом целесообразно включение в коллекцию максимально широкого набора вещей, включая фрагментированные предметы и предметы неясного назначения.

4.29.Поступающие в коллекцию материалы должны быть внесены в полевую опись и снабжены этикетками с указанием года исследования и точного места происхождения каждого предмета или фрагмента (памятник, раскоп, участок, пласт или слой, квадрат, яма (№), погребение (№), землянка (№); номер находки, ее нивелировочная отметка или иные условия обнаружения.

Держатель разрешения (открытого листа) должен обеспечить правильную упаковку, транспортировку и хранение коллекций до их передачи в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

Весь массовый материал (керамика, кости животных и рыб, шлаки и прочее), характеризующий содержание и состояние культурного слоя, описывается и фиксируется по квадратам раскопа в статистических таблицах, составленных в соответствии с примененной методикой раскопок памятника археологии (по слоям или пластам).

4.30.В зависимости от степени изученности и сохранности памятника археологии и характера материала исследователь вправе отобрать часть массового археологического материала, которая может быть оставлена на месте полевых работ. Указанный материал должен быть сфотографирован, зафиксирован в дневнике, представлен в научном отчёте и закопан на исследованной территории памятника археологии с точным указанием этого места на плане.

Человеческие останки должны быть определены антропологами, после чего они могут быть включены в состав коллекции или перезахоронены.

Рекомендуется полное определение всего остеологического материала, собранного в процессе раскопок. В противном случае для определения следует отбирать остеологический материал из непотревоженных стратифицированных культурных напластований и закрытых комплексов. Отбор остеологических материалов для постоянного музейного хранения должен производиться по рекомендации специалиста-палеозоолога.

4.31.По окончании работ, в случае если площадь раскопа не подлежит хозяйственному использованию, исследователь обязан засыпать все сделанные на памятнике археологии котлованы, удалить отвалы грунта, по возможности восстановить дерновый покров.

После раскопок курганных насыпей, каменных могильников, жальников, могильных каменных оградок, дольменов, менгиров, культовых камней и тому подобных объектов следует по возможности восстановить эти сооружения или первоначальный ландшафт.

По завершении исследования архитектурных остатков, в том числе каменных кладок, исследователь обязан принять меры к их консервации.

4.32.Если работы полностью не завершены, необходимо выполнить консервацию раскопа и отдельных выявленных объектов.

4.33.Работы по рекультивации и консервации раскопов и объектов на памятниках археологии необходимо фиксировать фотографически. Данная фотодокументация должна обязательно присутствовать в научном отчете. Изменения рельефа дна, произошедшие в результате подводных раскопок на затопленных поселениях, должны быть зафиксированы на плане памятника и отражены в научном отчете.

Date: 2015-06-05; view: 999; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Источник: https://mydocx.ru/1-96008.html

Приказы

Министерство Министерство

  • Полномочия
  • Руководство
  • Структура
  • Департаменты Департаменты
    • Департамент музеев Департамент музеев
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества Департамент государственной поддержки искусства и народного творчества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент кинематографии Департамент кинематографии
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Департамент государственной охраны культурного наследия Департамент государственной охраны культурного наследия
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент науки и образования Департамент науки и образования
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
      • Конкурсы
    • Департамент экономики и финансов Департамент экономики и финансов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент инвестиций и имущества Департамент инвестиций и имущества
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Нормативно-правовой департамент Нормативно-правовой департамент
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Планы
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент управления делами Департамент управления делами
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
    • Департамент регионального развития и приоритетных проектов Департамент регионального развития и приоритетных проектов
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Конкурсы
    • Департамент информационного и цифрового развития Департамент информационного и цифрового развития
      • Полномочия
      • Новости департамента
      • Деятельность
      • Документы
      • Курируемые подведомственные учреждения
    • Отдел государственной службы, кадров и наград Отдел государственной службы, кадров и наград
      • Новости самостоятельного отдела
  • Подведомственные организации Подведомственные организации
    • Государственные академии наук
    • Театрально-зрелищные учреждения
    • Музеи
    • Библиотеки
    • Концертные учреждения
    • Киностудии
    • Цирковые учреждения
    • Продюсерские учреждения
    • Самостоятельные музыкальные коллективы
    • Научные организации
    • Образовательные организации высшего образования
    • Профессиональные образовательные организации
    • Общеобразовательные организации
    • Реставрационные учреждения
    • Прочее
  • Территориальные органы Территориальные органы
    • Положение о территориальных органах
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Уральскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Управление Министерства культуры Российской Федерации по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
    • Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу Управление Министерства культуры Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу
      • Структура территориального органа
      • Новости территориального органа
      • Деятельность
      • Госслужба
      • Контакты
      • Противодействие коррупции
  • Координационные и совещательные органы Координационные и совещательные органы
    • Коллегия Министерства культуры Российской Федерации Коллегия Министерства культуры Российской Федерации
      • Состав коллегии
      • Повестки
      • Доклады
      • Решения
    • Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Новости
      • Официальные документы
      • Рабочие группы Рабочие группы
        • Компетенции Рабочих групп Общественного совета
        • Документы рабочих групп Общественного совета
        • Состав Президиума Общественного совета
        • Рабочая группа №1 по вопросам государственной охраны культурного наследия и музейного дела
        • Рабочая группа №2 по вопросам кинематографии
        • Рабочая группа №3 по вопросам литературы, искусства и народного творчества
        • Рабочая группа №4 по вопросам управления имущественным комплексом, эффективного использования бюджетных средств, профилактики коррупционных правонарушений и кадровой политики
        • Рабочая группа №5 по вопросам отраслевого образования, науки, библиотечного дела
        • Рабочая группа №6 по вопросам туризма, региональной политики и патриотического воспитания
      • Задачи и функции
      • Порядок ротации
      • Требования к кандидатам
      • Общественный совет в комиссиях Минкультуры России
      • Комиссии Общественного совета
      • Результаты общественных обсуждений законопроектов и отчетов Минкультуры России
      • Запросы членов Общественного совета
      • Комментарии, мнения, предложения
      • Публикации СМИ
      • Трансляция заседаний ОС
      • Обращение в Общественный совет
      • Общественный совет 2013-2015 гг. Общественный совет 2013-2015 гг.
        • Задачи и функции Общественного совета
        • Методика оценки и критерии эффективности деятельности Общественного совета
        • Порядок ротации членов ОС
        • Требования к кандидатам в члены ОС
        • Документы
      • Контакты общественного совета
    • Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Положение
      • ХХIV заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХIII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХII заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХI заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
      • ХХ заседание Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации
    • Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации Координационный совет по реализации государственной национальной политики при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации Общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры при Министерстве культуры Российской Федерации
      • Документы
    • Экспертный совет при Министерстве культуры Российской Федерации
  • Открытое министерство
  • Государственная служба Государственная служба
    • Конкурсы на замещение вакантных должностей и в резерв
    • Условия прохождения гражданской службы
    • Квалификационные требования
    • Порядок обжалования
    • Регулирующие документы
    • Кадровый резерв
    • Порядок поступления на гражданскую службу
    • Документы, необходимые для поступления на государственную гражданскую службу
    • Конкурсная комиссия
    • Архив вакансий и конкурсов
    • Молодежная политика
  • Совет ветеранов

Источник: https://www.mkrf.ru/documents/article/prikazy/