Отметка в путевом листе о прохождении медосмотра

Что за документ

Путевой лист – документ, который оформляет юридическое лицо для своего сотрудника, использующего для выполнения трудовой функции служебный транспорт, ежедневно (или на каждый рейс). Относится в первичной бухгалтерской отчетности. Содержит информацию:

  • Пройденный километраж.
  • Маршрут поездки с пунктами заездов и остановок.
  • Потраченные ГСМ.
  • Отработанные водителем часы.

При запросе должен быть предъявлен сотруднику ДПС. За отсутствие путевого листа инспектор может либо вынести предупреждение, либо выписать штраф в размере 500,00 рублей (ст. 12.3 КоАП РФ).

Существуют унифицированные формы путевых листов для транспорта различного назначения. Они утверждены Постановлением Госкомстата № 78 для строительного, легкового, грузового, специализированного транспорта, такси и автобусов. Однако с 1 января 2013 года они не являются обязательными к применению. Организация имеет право разработать свои бланки или пользоваться готовыми (есть в свободной продаже). Также сегодня есть специализированные компьютерные программы для печати, учета и ведения путевых листов.

При использовании «самодельных» путевых листов крайне важно, чтобы они выписывались на каждый день/смену/рейс и содержали все поля, имеющиеся в унифицированной форме.

Использованные и принятые к учету путевые листы необходимо хранить в архиве 5 лет.

Бланк путевых листов для легкового и грузового автомобилей, а также для спецтехники вы сможете найти в соответствующих статьях на нашем сайте.

Какую именно форму применить, решайте, исходя из вида транспорта, специфики работы и способа оплаты труда водителя (сдельная или повременная).

Когда путевой лист обязателен

Путевой лист необходим всегда, когда стоит задача списать на расходы ГСМ, а также если есть необходимость подтвердить, что водитель за рулем находится при исполнении служебных обязанностей. То есть при перевозке грузов и пассажиров – всегда. Если же вы сами (директор) или кто-то из ваших сотрудников использует служебный транспорт просто для рабочих поездок (например, для встреч с клиентами) или постоянно пользуется служебным автомобилем для рабочих и личных целей – ежедневные путевые листы оформлять необязательно. Но при этом списывать ГСМ в расходы нельзя. Если же пользователь авто заправляет его на свои средства, а компания компенсирует такие затраты путем прибавки к заработной плате – такие перечисления закон расценивает как доход сотрудника. Соответственно, с них нужно отчислить взносы в ПФР и ФСС, а также 13% НДФЛ. Какой способ выбрать – определяет каждая компания для себя в учетной политике.

Если служебный транспорт используется постоянно для рабочих и личных целей, оформление каждый раз путевого листа необязательно.

Как правильно оформить путевой лист с медосмотром

Как правильно заполнить путевой лист, подробно расписано в Приказе Минтранса России № 152.

Предлагаем также для ознакомления образец заполнения путевого листа для легкового автомобиля с печатью медосмотра. А – штамп предрейсового медосмотра, который можно заказать в компании, оказывающей услуги по производству печатей.

У владельцев компаний, занимающихся автоперевозками или же просто имеющих на балансе предприятия автомобиль, зачастую возникает вопрос, обязателен ли медицинский осмотр водителя перед каждым выездом и в какой ситуации его можно избежать.

Обратимся к Федеральному закону № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Ст. 24 данного документа гласит, что для определенных профессий в целях сохранения здоровья и способности выполнять трудовую функцию работники должны проходить обязательное медицинское освидетельствование.

Статья 23 Закона 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» утверждает, что водители транспортных средств относятся к профессиям, для которых обязательны ежегодные, а также предрейсовые и послерейсовые осмотры врача.

Опираясь на данные статьи законов, приходим к выводу, что понятия «водитель», «путевой лист» и «медицинский осмотр» связаны неразрывно. Другими словами, вне зависимости от того, занимает ли сотрудник, использующий в рабочих целях служебный автомобиль, должность водителя на данном предприятии или нет, в момент нахождения за рулем, при наличии путевого листа, он имеет статус водителя. Соответственно, печать медика на путевом листе должна подтверждать, что предрейсовый осмотр пройден.

Если нет штатного медика

На практике далеко не каждая компания (особенно, если транспортные перевозки не являются ее основной деятельностью) имеет в штате медработника. Ведь есть еще одна трудность – если вы принимаете медицинского работника в штат, организация должна получить лицензию на медицинскую деятельность. А это дополнительные временные и денежные затраты. Как же поступить, если списывать ГСМ в расходы хочется, путевые листы оформлять готовы, но нанимать медика и получать лицензию – уже накладно?

Один из вариантов, которые советуют предприниматели, нанять медработника на неполную ставку по совместительству. Если вы заключаете договор на обслуживание с частным лицом, убедитесь, что данный человек имеет лицензию на врачебную деятельность (это не документ об образовании, не путайте). Такой способ подходит, если территориально рядом с вами есть государственные медицинские организации или частные компании со штатным медиком.

Второй правильный вариант – использовать аутсорсинг. Выбирая качественные услуги, вы выигрываете сразу в нескольких пунктах:

  • Нет необходимости содержать штатную единицу (медработника).
  • Не нужно оборудовать кабинет для осмотров.
  • Избегаете сложностей и затрат с получением лицензии на медицинскую деятельность для юридического лица.
  • Цену и качество обслуживания выбираете самостоятельно из многообразия предложенных вариантов, конкуренция работает на вас.
  • Имеете право на лояльное отношение к себе как к клиенту.

Если в путевом листе не проставлен штамп о медосмотре

В случае нарушения порядка заполнения путевого листа в части медицинского осмотра вы можете получить последствия сразу в нескольких инстанциях:

  • Налоговая инспекция при проверке может признать недействительными неверно оформленные путевые листы и не признать расходы, списанные по ним. Соответственно, и доначислить налоги за весь проверяемый период.
  • При проверке документов инспектор ГИБДД может выписать штраф за отсутствие отметки о прохождении предрейсового медосмотра. За такое правонарушение могут оштрафовать и водителя на 3 000,00 руб., и его руководителя, который отвечает за выход на смену водителя (на 5 000,00 руб.), и организацию на 30 000,00 руб. (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
  • Игнорируя медицинские осмотры водителей, вы таким образом нарушаете права работников на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). Это соответствует статье 5.27.1 КоАП, которая за допущение к работе сотрудника без прохождения медосмотра предусматривает штраф для должностных лиц и для частных предпринимателей от 15 000,00 до 25 000,00 руб., для юридических лиц – от 110 000,00 до 130 000,00 руб.
  • В случае ДТП и причинения вреда здоровью сотрудника и окружающим, если доказана связь неудовлетворительного состояния здоровья и произошедшей ситуации – наступает уголовная ответственность по ст. 143 УК РФ. Причинение тяжкого вреда здоровью человека наказывается штрафом до 400 000,00 руб., или совокупным доходом виновного за 18 месяцев, либо обязательными исправительными работами, либо лишением свободы на срок до одного года, лишением права занимать конкретные должности. При летальном исходе наказание – принудительные работы или лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда). При смерти нескольких лиц – принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет с лишением справа работать в определенной сфере и занимать определенные должности в течение трех лет (не обязательно, по решению суда).
  • Если же будет обнаружено нарушение порядка проведения медицинского осмотра, грозит административный штраф по ст. 11.32 КоАП РФ должностным лицам – от 2 000,00 до 3 000,00 руб., частным предпринимателям и юридическим лицам – от 30 000,00 до 50 000,00 руб.

Обобщая вышесказанное, можно с уверенностью заключить, что экономия на медицинском освидетельствовании водителей – не самое лучшее решение. Безопаснее сокращать расходы за счет других статей бюджета.

Источник: https://zhazhda.biz/base/otmetka-o-prohozhdenii-medosmotra-v-putevom-liste

Подробнее о медосмотрах и отражении их результатов в путевом листе

Обязательность ППМ установлена п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, в соответствии с которым медицинское освидетельствование:

  • перед рейсом — обязательно для водителей всех ТС, за исключением водителей, управляющих ТС, которые выезжают по вызову экстренных оперативных служб;
  • после рейса — если работа водителя связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Порядок проведения таких осмотров утвержден Приказом Минздрава № 835н. Согласно Приказу, проводить их должны медработники с высшим или средним профессиональным образованием, медорганизации с лицензией на ведение медицинской деятельности, которой предусмотрено выполнение работ (оказание услуг) по проведению ППМ.

По результатам предрейсового медосмотра при отсутствии признаков воздействия вредных и опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей (п. 16 Порядка), на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен».

По результатам послерейсового медосмотра при отсутствии у водителя признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения на путевых листах ставится штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр».

Отметка обязательно должна содержать:

  • дату (число, месяц, год) проведения ППМ;
  • время (часы, минуты) проведения ППМ;
  • Ф.И.О. и должность медработника, проводившего осмотр;
  • подпись медицинского работника.

ВАЖНО: отсутствие отметки медработника о предрейсовом осмотре не влияет на признание расходов на ГСМ в целях налога на прибыль.

Обязателен ли медосмотр в путевом листе

Медицинский осмотр водителя бывает двух видов: предрейсовый (осуществляется непосредственно перед отправкой в рейс) и послерейсовый (проводится после окончания рейса или выполнения задания).

Предрейсовый медосмотр является обязательным для всех бюджетных учреждений, которые эксплуатируют транспорт, а вот послерейсовый нужен для транспортных компаний и организаций, реализующих автоперевозки пассажиров и опасных грузов. Необходимость медэкспертизы водителя учреждения прописана в п. 1 ст. 20 закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Если посмотреть на путевой лист, отметка медработника проставляется в следующем порядке:

  1. Указывается дата и время проведения медицинской экспертизы водителя.
  2. Заключение врача или фельдшера о состоянии здоровья водителя.
  3. Подпись и расшифровка подписи медработника.
  4. Образец штампа медицинского работника на путевом листе. Если осмотр проводит штатный врач учреждения, то штамп ставить не обязательно.

Некоторые учреждения, у которых нет возможности содержать медика в штате, передают данные полномочия штатному сотруднику, не имеющему профессионального медицинского образования. Например, вменяют в трудовые обязанности начальнику транспортного отдела или кадровику. Такая ситуация — прямое нарушение законодательства. Чтобы не допустить штрафов от контролирующих органов, заключите договор с медицинской организацией или примите медработника по совместительству.

ВАЖНО! Независимо от права собственности на транспортное средство (аренда у транспортной компании, долевая собственность, полная собственность, арендованное авто у сотрудника) отметка о медосмотре обязательна.

Итак, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля, мы определили. Нужна, и никаких исключений быть не может. Образец штампа медосмотра на путевом листе 2019 выглядит так (скачать его на нашем сайте можно бесплатно):

Пример: отметка в путевом листе о прохождении медосмотра, если в учреждении есть штатный медработник:

Путевой лист на неделю, как ставить медосмотр

Организация вправе выписывать путевки не каждый день, а например, на неделю или несколько дней. Но не более одного месяца. Как быть с медицинскими осмотрами в такой ситуации, разберемся на конкретном примере.

Допустим, водителя направляют в длительную командировку на две недели. Перед выездом в рейс он проходит медосмотр в установленном порядке. На выписанной путевке врач делает соответствующую визу, что работник допущен к управлению транспортом. По возвращению водитель проходит послерейсовый осмотр, о чем врач делает соответствующую запись. Такой документ дает полное право совершать водителю длительные командировки (Определение ВАС РФ от 30.06.2009 № ВАС-7619/09, Постановления Верховного суда РФ от 05.10.2012 № 46-АД12-18, Самарского областного суда от 29.04.2013 № 4а-231/2013).

Следовательно, в длительном рейсе, когда путевка выписана на несколько дней, достаточно пройти осмотр перед выездом и по возвращению. В пути никакие дополнительные освидетельствования и осмотры не требуются. Однако руководство организации может предусмотреть прохождение медосмотра по месту прибытия, заключив с принимающей стороной соответствующий договор на оказание медуслуг. Таким образом водитель пройдет четыре осмотра: один — перед отправлением, второй — по прибытию в место назначения, третий — при отправлении в обратный путь и четвертый — по возвращению на основное место работы.

Обратите внимание, что данный алгоритм не обязателен. Вполне достаточно двух осмотров: перед отправлением в командировку и по прибытию.