Отметка врача в путевом листе

Обязательна ли в путевом листе отметка медработника

Путевка — документ, с помощью которого можно подтвердить работу водителя и эксплуатацию транспортного средства. В «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ФЗ от 08.11.2007 № 259-ФЗ) определена обязанность их оформления для:

  • предприятий, занимающихся перевозкой пассажиров на маршрутных такси в черте города и пригородах;
  • транспортных организаций, специализирующихся на междугородных пассажирских перевозках;
  • компаний, которые оказывают услуги по грузоперевозкам;
  • транспортных компаний, деятельность которых связана с иными видами наземного общественного транспорта (трамваи и троллейбусы).

Путевку необходимо оформлять каждый раз, когда работник-водитель осуществляет перевозку людей или товаров. На уровне закона это заявлено в:

  • ст. 24 ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан»: обладатели определенных профессий в целях сохранения их здоровья и трудоспособности обязаны регулярно проходить обязательное медосвидетельствование;
  • ст. 23 ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения»: водители транспортных средств должны обязательно проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры врача. Так, очевидно, что в момент нахождения за рулем сотрудник должен быть здоров. А печать медработника на документе это подтвердит.

Что касается использования легковых или грузовых транспортных средств иным лицом предприятия, например, генеральным директором, то в этом случае необязательно заполнять путевой лист, отметка медработника тоже не понадобится. Судебная практика это подтверждает (см. например, решение АС Сахалинской области от 19.04.2018 по делу № А59-6319/2017).

Но путевые листы используются не только для учета работы водителей, а еще и как первичные документы бухучета, позволяющие списывать расходы на топливо. И чтобы не было проблем с ФНС, надо руководствоваться Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, где перечислены обязательные реквизиты и правила оформления бланков. Из приказа понятно, нужна ли отметка врача в путевом листе легкового автомобиля. В п. 16 заявлено, что такой штамп обязателен. Иначе последствия могут быть следующими:

  • налоговые органы посчитают документы без отметки врача недействительными и не признают расходы, списанные по ним;
  • инспектор ГИБДД оштрафует за отсутствие отметки о медосмотре. Штраф для водителя — 3000 руб., для руководителя, отвечающего за выход на смену водителя, — 5000 руб. Предприятие могут оштрафовать на 30 000 (ст. 12.31.1 КоАП РФ);
  • не проводя медосмотры для сотрудников, работодатель нарушает права трудящихся на охрану здоровья (ст. 24 ТК РФ). А ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск к работе работника, не прошедшего медосмотр, предусматривает штраф для должностных лиц и для ИП от 15 000 до 25 000 руб., для юрлиц — от 110 000 до 130 000 руб.

Кстати, последний штраф могут назначить, если на предприятии не знают, обязателен ли медосмотр в путевом листе для водителей погрузчиков, которые фактически не выезжают за пределы склада. А проводить его надо.

Как выглядит образец штампа медицинского работника на путевом листе

Работники-водители обязаны информировать руководство о своем маршруте и затраченных на поездку ресурсах. Для этого принято использовать унифицированные формы листов для нескольких видов транспорта, утв. Постановлением Госкомстата от 28.11.1997 № 78. Но предприятие может разработать собственный бланк и использовать его в работе. Главное, чтобы в нем содержались реквизиты, указанные в Приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, в том числе поле, куда вписать образец штампа медосмотра на путевом листе (2019 год). Использованные и принятые к учету бумаги регистрируют в специальном журнале, а затем хранят в архиве 5 лет.

С 01.03.2019 в Приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 внесены поправки. Слова «гараж», «стоянка», «парковочное место» меняются на понятие «парковка». С весны технический контроль транспортного средства должен быть предсменным либо предрейсовым. Чиновники также переписали пункт 10 Приказа, отказавшись от предельного срока оформления бумаг — «на срок, не превышающий одного месяца». С 1 марта период можно будет не указывать. Но саму путевку предстоит оформлять до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность рабочей смены водителя, или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель совершает несколько поездок.

Путевки оформляются для сотрудника каждый раз, когда он использует в рабочих целях служебный транспорт. В них содержатся сведения:

  • о номере листа;
  • сроке его действия;
  • собственнике (владельце) транспортного средства;
  • самом транспортном средстве (тип и модель, регистрационный знак);
  • пройденном километраже;
  • маршруте поездки и данные об остановках;
  • потраченных ГСМ;
  • количестве часов, отработанных водителем.

На каждый выписанный бланк отметка медработника ставится в соответствии с п. 16 Порядка проведения медосмотров, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н. Здесь же дается образец печати медика на путевом листе (2019 год). Он выглядит как оттиск со следующим содержанием:

Медработник обязан не только поставить штамп, но и указать Ф.И.О., число и время обследования, расписаться.

Если работник не проходит контроль (по медицинским показаниям), то для такой ситуации образец штампа медика на путевом листе (2019 год) не предусмотрен. Врач просто пишет, что работник не допущен, а затем дублирует эту запись и в журнале предрейсовых осмотров.

ВАЖНО!

С 01.03.2019 штамп медицинского работника в листе ставить не обязательно. Врачу достаточно указать, что работник прошел осмотр, поставить дату и время осмотра, расписаться.

Отметка механика о контроле технического состояния автомобиля

Помимо состояния здоровья водителя, в путевой лист заносится информация о контроле технического состояния автомобиля перед рейсом. Механик, который выпускает транспортное средство с парковки или гаража, должен указать:

  • дату и время проверки автомобиля;
  • подпись, Ф.И.О.

Как и виза врача, отметка механика является обязательным реквизитом. А возможно ли оформление путевого листа в 2019 году, если нет механика и медика в штате?

Такое возможно, например, если оформить нужных специалистов на неполную ставку по совместительству. Второй правильный вариант — использовать аутсорсинг.

После принятия в России закона о телемедицине (Федеральный закон от 29.07.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья») руководители организаций могут решить, что допустимо пользоваться и таким вариантом. Но Минздрав пока против. В Письме от 29.03.2018 № 14-1/3035046-2123 чиновники напоминают, что проведение медицинских осмотров водителей удаленным способом не предусмотрено действующим законодательством.

Источник: https://clubtk.ru/otmetka-o-prokhozhdenii-medosmotra-v-putevom-liste

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергея (г. Кемерово)

ООО заключило со своим сотрудником договор аренды его (работника) личного транспорта (без экипажа) и оформляет ежедневно путевые листы. Услуги по перевозке грузов и пассажиров не оказываются.

Нужна ли в этом случае отметка медработника в путевом листе? Или такая отметка обязательна только для автотранспортных предприятий, оказывающих услуги по перевозке грузов и пассажиров?

Пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица, которые осуществляют на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Мнения судей по вопросу необходимости проведения медицинских осмотров неспециализированными организациями (то есть не осуществляющими деятельность, связанную с перевозкой пассажиров и грузов) разделились.

Так, например, в Постановлениях ФАС Центрального округа от 23.11.2009 г. № А36-706/2009, от 28.07.2009 г. № А36-3582/2008 отмечено, что действие Федерального закона N 196-ФЗ, а также подзаконных актов, возлагающих на организации обязанности проводить медицинские осмотры водителей, распространяются только на компании, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, следовательно, неспециализированные предприятия не подчиняются этим требованиям. Однако ФАС ЗСО отверг доводы предприятия, на балансе которого имелись два легковых автомобиля, а в штате — водитель, о том, что на него не распространяются требования Федерального закона N 196-ФЗ (Постановление от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6).

Мне ближе первая позиция, в первую очередь потому, что ответственность за нарушение приведенной выше нормы Закона для компаний, не осуществляющих перевозочную деятельность, не установлена. Специализированную же организацию в таких случаях привлекают к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией (штраф на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей) (например,

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.01.2003 г. № Ф03-А51/02-2/2949).
Единственное что может грозить Вашей компании, это вынесение Ространснадзором или управлением ГИБДД при проведении ими плановой проверки предписания об организации проведения медосмотров водителей.

За его невыполнение организация может быть привлечена к ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ — невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей). Однако если дело дойдет до суда (в случае подачи иска о признании предписания недействительным), то суд, скорее всего, встанет на строну организации.

Например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.02.2009 N А33-5102/08-Ф02-305/09 по делу N А33-5102/08 отмечено, что суд нижестоящей инстанции правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным предписания административного органа об устранении нарушений действующего законодательства, поскольку заявитель не осуществляет лицензируемый вид деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, незаконно проведение проверки по вопросам соблюдения им лицензионных требований, которые распространяются только на субъектов, осуществляющих данный лицензируемый вид деятельности.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто — нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/188234/