Оценка условий труда СОУТ

Содержание

Периодичность проведения СОУТ

Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч. 4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения. Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  • надомники;
  • дистанционные работники;
  • сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года.

Периодичность СОУТ

Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.

Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.

Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена в течении 6 месяцев, если:

  • получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  • в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  • вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  • произошел несчастный случай на производстве;
  • врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  • профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.

СОУТ должна быть проведена в течении 12 месяцев, если:

  • вводятся новые рабочие места;
  • меняется производственное оборудование или технологические процессы.

Своевременность проведения СОУТ

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  • Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  • Скидки к страховым тарифам.
  • Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  • Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас +7(495)125-14-12 и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

№ п/п

Наименование мероприятий

Срок проведения

месяц, год

Ответственный

1 2 3 4

Начальный этап проведения специальной оценки условий труда

1 Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________
2 Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии)

3 Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов
4 Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе
5 Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (при наличии)

6 Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов
7 Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников
8 Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса
9 Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда

Оценка эффективности средств индивидуальной защиты (СИЗ) (при наличии)

10 Оценка обеспеченности работников СИЗ
11 Оценка защищенности работников СИЗ
12 Оценка эффективности выданных работнику СИЗ
13 Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочих местах (при наличии)

14 Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты.
15 Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО Роспотребнадзора
16 Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда

Оформление отчета о проведении специальной оценки условий труда (при наличии)

17 Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда
18 Оформление сводных (ой) ведомостей и результатов специальной оценки условий труда
19 Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников
20 Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Заключительный этап проведении специальной оценки условий труда

21 Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда
22 Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах
23 Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда
24 Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии)

График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. Получить помощь

Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2020 года

Доброго времени суток!

Сейчас вас ждет все о проведении СОУТ в современных реалиях с учетом вступивших в силу изменений с 1 января 2020 года. А также поделюсь своим удобным алгоритмом, состоящим из 12 шагов, потому что ГИТ не дремлет и с начала 2019 года инспекция выявляет нарушителей закона и назначает им внеплановые проверки. Так как в ч.6 ст. 27 ФЗ № 426 говорится о том, что ранее действующая аттестация рабочих мест утрачивает силу к концу 2018 года, а также если компания только образовалась, то провести специальную оценку условий труда необходимо в срок до 31 декабря 2018 года.

Проведение специальной оценки условий труда

Вы даже можете и не узнать, что вас уже проверяют и готовят Распоряжение о грядущей проверке. Инспектор легко может проверить наличие действующей СОУТ у любой компании, достаточно знать ИНН и ОГРН, а это общедоступная информация.

База данных находится на портале Федеральной государственной системы (ФГИС).

«У вас еще нет спецоценки? Тогда мы идем к вам!» – скажет инспектор и направит Распоряжение.

Для того чтобы понять, что нужно сделать и как, необходимо выяснить для чего проводится СОУТ?

Специальная оценка условий труда (сокращенно СОУТ) – это обязательная процедура, при проведении которой проводится анализ состояния условий труда на рабочих местах, выявляются потенциальные опасные факторы, готовятся мероприятия для снижения вредного воздействия, и перечень полагающихся компенсация работникам за работу в неблагоприятных условиях.

Государство борется за своевременное проведение специальной оценки условий труда, преследуя множество целей:

  1. Заблаговременно побеспокоиться о защите здоровья людей, направляя работодателя на создание более благоприятных условий для работы.
  2. Внедрить и проконтролировать внедрение комплекса мероприятий по снижению воздействия опасностей на организм человека работодателями.
  3. Стимулирует работодателей проводить СОУТ, компенсируя затраты через ФСС.
  4. Применяя дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный Фонд, обязывая работодателя выплачивать на льготную пенсию работникам. Даже если на данных рабочих местах нет по результатам спецоценки эта компенсация не определена, а его должность числится в Списках № 1и № 2, ранний выход на пенсию по закону ему положен.
  5. Назначение прочих гарантий и компенсаций для работников, например, льготное питание, дополнительные дни к отпуску, сокращение рабочей недели и просто надбавка к заработной плате.
  6. Обеспечение работников вредных производств более эффективными СИЗ. Выдал работодатель то, что нужно, можешь снижать травматизм и профзаболевания.
  7. Ну и просто оценить реальное понимание того, в каких условиях трудятся работники, что из себя представляет само предприятие.

Ответственность за непроведение СОУТ

Сразу хочу акцентировать ваше внимание, что штраф с появлением Федерального закона № 451-ФЗ от 27.12.2019 размер административного наказания не изменился, а ответственность за непроведение СОУТ немаленькая.

Рано или поздно вас выявят, выпишут штраф и проводить спецоценку в любом случае обяжут и отговорки, типа, да мы ж бюджетники нас не финансируют, особо не спасут.

  • должностное лицо и ИП – от 5000 рублей до 10000 рублей;
  • ЮЛ – от 60000 рублей до 80000 рублей.

Живой пример.

В Управлении городского хозяйства небольшого городка произошел несчастный случай, соответственно, расследование, сбор документов, а спецоценки нет!

Руководитель пытался писать и объяснять, что он не виноват просто не были выделены средства, но инспектор непреклонен и выписал штраф за данное нарушение 60 тысяч рублей и на должностное 5 тыс.руб.

Руководителя это зацепило, он считал себя невиновным и обратился в суд. Но и суд был непреклонен, потому что на проведение спецоценки на вновь введенных местах дается 12 месяцев и можно было заложить в бюджет сумму, тем более проведение 1 рабочего места стоит от 1000 до 2000 рублей.

И как итог – требования статьи 212 ТК РФ и ФЗ № 426 были нарушены, поэтому штраф пришлось оплатить.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Чтобы понятно было, как грамотно провести СОУТ, нужно понимать порядок проведения специальной оценки условий труда и знать “основу основ” при проведении спецоценки на предприятии – это федеральный закон № 426 от 28.12.2013г. А теперь еще и с учетом нововведений, вступивших в силу в 2020 году.

Если вам некогда вникать во все тонкости, читая и изучая нормативку, следуйте пошаговой инструкции и организуете спецоценку «без сучка, без задоринки».

Шаг 1. Приказ о создании комиссии по проведению СОУТ

Рассказывая про алгоритм проведения СОУТ, первое на что нужно обратить внимание – это понимание того, что выполнить требование законодательства нужно и назад пути нет.

Если с этим проблем нет, то далее необходимо подготовить приказ о создании комиссии по проведению СОУТ.

Кого включить в состав комиссии?

Председателем всегда выступает работодатель или его представитель, к примеру, если это филиал или обособленное подразделение, то председателем комиссии назначается руководитель данного подразделения.

Специалист по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) или сотрудник, который выполняет данную функцию также должен быть включен в состав комиссии, а также представитель профсоюза. Количество членов комиссии должно быть нечетным.

Тут же приложением к приказу готовим график проведения СОУТ

График проведения специальной оценки условий труда должен быть обязательно (ч.1 ст.9 ФЗ № 426). Вроде бы, мелочь, а такая важная, а может очень неплохо прилететь за его отсутствие.

О том, как не допустить ошибок при составлении графика, почитайте в другой моей заметке. Следуем дальше.

Шаг 2. Перечень рабочих мест для СОУТ

Все на руках есть комиссия и график, которого в своей работе она должна придерживаться, теперь нужно определить, какие же рабочие места у вас есть на предприятии и какое их количество.

Для этого потребуется штатное расписание и понимание того, что такое аналогичные рабочие места, всем поголовно проводить не стоит, можно, так сказать, сэкономить и законом это предусмотрено (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).

Вот в этом месте, часто бывает недопонимание того, что и как нужно делать или вообще ступор, потому как по статистике 90% предприятий составляют его не корректно и переплачивают.

Либо их все же поправит специализированная организация, с которой заключен договор, но об этом чуть позже, многие могут этого и не делать, чтобы больше заработать за каждое рабочее место. Так “гонорар” считается по рабочим местам.

Здесь есть еще такой момент, как определить аналогичные рабочие места. Что это вообще такое?

Аналогичные рабочие места – это рабочие места, на которых работающие сотрудники имеют одно и то же:

  • название должности;
  • наименование оборудования;
  • одинаковые должностные и функциональные обязанности;
  • помещение;
  • оснащение и прочее.

Например, специалист по охране труда и главный специалист по охране труда работают в одном кабинете, используя одинаковые компьютеры (одной и той же модели, и года выпуска), но так как наименование должностей разное, то и места аналогичными уже не считаются.

Или другой пример, не так давно оказывала консультативную помощь при оформлении документов в проведении СОУТ для небольшой компании, где в штате, помимо всего остального персонала, есть два водителя, работающие на разных авто.

Один работает на Мерседесе и возит директора, а второй на Газеле и занимается развозкой товаров по городу. Так вот, почитав статьи в интернете и не вникнув в суть, бухгалтер пыталась меня убедить, что можно сэкономить, посчитав данные рабочие места водителей, как аналогичные.

Пришлось убеждать ее в обратном, для каждой должности в данном случае будет своя карта СОУТ, потому как разные автомобили и должностные обязанности, несмотря на то, что называются одинаково.

А теперь как правильно рассчитать аналогичные рабочие места.

Определив все аналогичные места, нужно запомнить формулу. Необходимо общее количество умножить на 20%, но по требованию закона, должно быть не менее двух. Предположим, есть пять конструкторов, было определено, что места аналогичные. Количество мест = 5 * 20% = 1, не смотря на результат в перечне рабочих мест, указываем 2.

Еще один пример, охранники КПП в смену работает 3 человека, сутки через трое, функционал совершенно одинаковый, значит, три рабочих места. Но производя расчет по форме, имеем два аналогичных.

С расчетом покончено, читаем алгоритм проведения СОУТ и переходим к перечню рабочих мест.

Определенной законом формы нет, поэтому вы вправе составить его на свое усмотрение, но обязательно, утвердив работодателем. Для понимания того, как примерно таблица должна выглядеть, приведу свой образец.

А как быть с проведением СОУТ на вакантных местах?

Уместно будет и об этом сказать, чтобы не было допущено ошибки, ведь для свободных рабочих мест специальная оценка условий труда не проводится, потому что, выполняя лабораторные замеры, не будет возможности определить воздействие вредных факторов, и означает, что производственные процессы в данный момент не проводят.

Это, конечно, очень неудобно, потому что если через какое-то время будет принят работник на данную должность, то придется снова организовывать проведение СОУТ.

Шаг 3. Заключение договора на проведение СОУТ

Вроде бы все просто открыл интернет, «загуглил», выбрал, что подешевле и пусть работают. Ан, нет! Мошенников везде хватает и в этом деле, к сожалению тоже.

Если хотите выбрать организацию, которая соответствует требования закона, то определите ее по реестру аккредитованных организаций по проведению специальной оценки условий труда. Минтруд дал разрешение, значит с ними можно работать.

Если вдруг вам интересно, какие требования предъявляет Минтруд, к организациям, проводящим СОУТ, можете почитать .

Шаг 4. Регистрация работодателя в ФГИС

Регистрация специализированной организацией по проведению спецоценки в реестре ФГИС – это нововведение и было включено в алгоритм проведения СОУТ с 2020 года Федеральным законом N 451-ФЗ от 27.12.2019 г.

До начала работ по проведению СОУТ должен быть получен специальный идентификационный номер. Этот номер получает организация, проводящая специальную оценку условий труда в течение 5 рабочих дней с даты заключения договора, который будет фигурировать в итоговом отчете.

В базу Минтруда заносится следующая информация:

  1. Полное наименование компании.
  2. Основной регистрационный номер.
  3. ИНН.
  4. Номер рабочего места, численность работников и их СНИЛСы.

Посмотреть этот номер можно в реестре Минтруда и организация-подрядчик, должна отправить вам его в течение 3-х рабочих дней до начала работ заказным письмом или на электронном носителе, подписанным ЭЦП.

Проверьте наличие номера в базе Минтруд, если вы его там не обнаружите, специальная оценка условий труда будет недействительна. Такие проблемы никому не нужны, поэтому перестраховывайтесь и всегда проверяйте.

Шаг 5. Проведение процедуры СОУТ

Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:

  • штатное расписание;
  • СНИЛСы работников;
  • используемое оборудование на каждом рабочем месте;
  • продолжительность рабочего дня;
  • график работы
  • должностные инструкции на каждого работника;
  • результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
  • марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
  • карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).

Шаг 6. Идентификация потенциально опасных и вредных факторов

Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.

После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.

Что означает конкретно для работодателя каждый из классов вы можете .

По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.

Примерно так…

Кроме того, если должность фигурирует в Списках № 1 и № 2, то должно быть льготное пенсионное обеспечение.

К примеру, сварщики, о том, как «не пролететь» с применением компенсаций можете прочесть в моей заметке.

Мда, работодателю, как правило, невыгодно наличие классов условий труда выше 2, это ж сколько дополнительной головной боли появляется, но в любом случае, организовывая проведение специальной оценки условий труда, вы имеете право снизить установленный класс, улучшив условия труда работника, например, купить и выдать в использование более эффективные СИЗ.

Шаг 7. Утверждение отчета по результатам СОУТ

Когда все мероприятия будут закончены, специализированная организация предоставляет вам на рассмотрение и согласование полный пакет документов.

По внесенным ФЗ № 451 изменениям, должны вы это сделать в течение 30 календарных дней со дня направления его вам компанией-оценщиком.

В случае если вас все полностью устраивает и не обнаружено никаких замечаний и вопросов, то отчет о проведении специальной оценки условий труда следует подписать всеми членами комиссии и утвердить председателем.

Уже большая часть дел сделана, но пошаговая инструкция проведения СОУТ вовсе на этот не заканчивается, остается еще много важных моментов, которые нельзя упустить впереди.

Если в установленный срок ваша компания не уложилась и нет уважительной причины (отпуск или больничный одного из членов комиссии), то получите штраф, потому как, нарушив порядок проведения специальной оценки условий труда, вас могут оштрафовать, точно также, как если вы вообще спецоценку не проводили. А оно вам надо? Штрафы выше приводила.

Думаю, нет! Сроки по окончании СОУТ нужно соблюдать строго, а не просто подписать отчет, думая, что ваша работа на этом завершена.

Такие четкие и жесткие рамки нужны для того, чтобы проведение СОУТ не затягивалась на несколько месяцев, чтобы все было четко и прозрачно и в любой момент можно было определить, кто затягивает выполнение этих работ.

После утверждения в течение 3-х рабочих дней нужно любым способом уведомить специализированную организацию, отправив утвержденный отчет. Это порядок обязательный и нарушать его нельзя.

Например, если вы отправили отчет почтой России, то обязательно заказным письмом, но суть не в этом, продублируйте отчет по электронной почте, потому как сроки уже будут нарушены, и вы подведете специализированную организацию и себя в том числе.

Получив ваш утвержденный отчет, компания-оценщик должна разместить его в реестре на сайте Минтруда и в течение 3 рабочих дней направить уведомление вам о регистрации отчета в Минтруде. С этого момента он считается утвержденным.

Обратите внимание, что если отчет не зарегистрирован, то он недействителен. Порядок проведения СОУТ очень усложнился, нужно быть постоянно начеку, помнить о сроках и о возможных штрафах.

Шаг 8. Декларирование

Что такое декларация, как ее правильно оформить, не допустив роковых ошибок, очень подробно расписала в этой заметке.

Кроме того, здесь вы можете узнать, как сэкономить и не проводить СОУТ через пять лет.

Если после прочтения у вас все еще останутся вопросы, пишите их в комментариях, будем разбираться.

Имейте в виду! Срок подачи декларации в инспекцию по труду – 30 рабочих дней с момента утверждения СОУТ, а с 2020 года – это регистрации отчета в реестре Минтруда.

Шаг 9. Ознакомление работников с результатами СОУТ

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно.

Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее.

А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается. Только имейте в виду, что во время проведения проверки, инспектор может потребовать документ, подтверждающий причину отсутствия.

Более того, с каждым годом работники становятся все более просвещенными в области трудового законодательства, что не может не радовать, поэтому если, изучая результаты проведения СОУТ, у них возникли возражения и замечания, то они (или один сотрудник) может составить их в письменном виде.

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд.

Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Шаг 10. Публикация результатов на официальном сайте

Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ.

Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо.

Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

Шаг 11. Информирование ФСС

Форму 4-ФСС должны сдавать все организации и ФЛ, которые выплачивают доход физическим лицам.

Информацию о проведенной работе отразите в таблице 5.

Шаг 12. Заключительный этап

По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере.

Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».

Стоит отметить еще и тот факт, что начисление компенсаций и льгот должно начинаться сразу после утверждения отчета.

Компания-сосед столкнулась с такой ситуацией – СОУТ у них утвержден был 20 июля, а начислять они решили с 01 августа.

За это можно и «влететь», потому как 10 дней уже действовала спецоценка, а работа еще не велась. Вот так вот. И об этом тоже стоит упомянуть в приказе.

Кроме того, следует сделать акцент о необходимости внесения в трудовые договора информации о том, какие работникам полагаются льготы.

Срок действия результатов специальной оценки условий труда – 5 лет, а декларацию по истечении срока можно продлить. И даже если срок действия предыдущей СОУТ закончился, хранить вы ее должны 45 лет, а документы по вредникам 75!

Основные выводы

Согласна, что проведение СОУТ– это немалая головная боль и для работодателя и сотрудников, организующих этот процесс, потому что столько документов нужно подготовить, все учесть и не допустить промах.

Но это на самом деле очень нужная задача, потому что не только защищает здоровье и жизни сотрудников, но и может снизить воздействие “вредностей”, которые их окружают в трудовых буднях.

В пошаговой инструкции проведения СОУТ, естественно, я не могла полностью охватить все тонкости и нюансы этой процедуры, даже просто по человеческому фактору, поэтому могут возникнуть дополнительные вопросы:

  • когда проводится внеплановая спецоценка;
  • когда ее можно избежать, какие есть основные ошибки при проведении СОУТ;
  • кому не требуется проведение вообще и другие, поэтому обо всем этом решила выделить отдельный блок, что сразу вспомнила изложила в нем, а какие неразобранные вопросы будут поступать от вас, буду постоянно там их обновлять.

________________________________________________________________________________________

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Что такое специальная оценка условий труда

Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).

Существует четыре класса риска:

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Результаты СОУТ используются, в числе прочего, при назначении скидок и надбавок к тарифу взносов «на травматизм» и доптарифов по пенсионным взносам. Сотрудникам, которые трудятся на рабочих местах, отнесенных к вредному классу (подклассы 3.2, 3.3 и 3.4) или опасному классу, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 117 ТК РФ). Для классов 3.0 и 4.0 предусмотрено повышение к зарплате в размере не менее 4% оклада или ставки (ст. 147 ТК РФ). Есть и другие льготы.

Рассчитать «сложную» зарплату с коэффициентами и надбавками по большому количеству работников

Кто обязан пройти спецоценку рабочих мест

Спецоценку в общем случае обязаны проходить все организации и индивидуальные предприниматели, нанявшие хотя бы одного сотрудника. Это следует из статьи 4 Закона о СОУТ.

Кто может не проводить оценку условий труда

СОУТ не является обязательной для следующих категорий:

  • организаций и ИП, не заключивших ни одного трудового договора;
  • работодателей — физических лиц без статуса ИП;
  • работодателей — религиозных организаций.

Все без исключения работодатели вправе отказаться от СОУТ в отношении рабочих мест надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3 Закона о СОУТ).

ВНИМАНИЕ. Вакантные места не подпадают под спецоценку. Дело в том, что при отсутствии сотрудников проанализировать условия их труда невозможно.

Кто проводит специальную оценку условий труда

СОУТ проводится силами специализированной сторонней компании при участии комиссии, созданной работодателем.

В комиссию входят: представители работодателя и профсоюзной организации (если она создана на предприятии), специалист по охране труда. Также в нее нужно включить руководителя малого предприятия либо ИП. Главой комиссии назначается сам работодатель или его представитель.

Бесплатно составить кадровые документы по готовым шаблонам

Специализированная сторонняя компания должны соответствовать следующим критериям:

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок проведения СОУТ

Перед началом процедуры необходимо составить график работ и перечень рабочих мест, подпадающих под специальную оценку. Форма этих документов свободная.

СПРАВКА. СОУТ проводится в отношении рабочего места, а не должности. Поэтому если один человек совмещает сразу несколько должностей, то нужно проверить, сколько рабочих мест он фактически занимает. И каждое включить в перечень.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

Плюс к этому оформляется декларация соответствия условий труда (форма и порядок подачи утв. приказом Минтруда от 07.02.14 № 80н). В нее входят сведения о рабочих местах, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а условия труда признаны оптимальными и допустимыми. Декларацию нужно представить в территориальную инспекцию по труду не позднее 30 рабочих дней после утверждения отчета по итогам СОУТ. Декларацию можно подать через интернет на сайте Роструда. Для этого ее необходимо подписать квалифицированной электронной подписью.

Получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи через час

Сроки и периодичность проведения СОУТ

Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.

Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).

ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году

Начиная с 2019 года, применяется наказание за отсутствие СОУТ. Ответственность предусмотрена частью 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ. Это предупреждение или штрафные санкции в следующих размерах:

  • на руководителя организации — от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на организацию — от 60 000 до 80 000 руб.;
  • на ИП — от 5 000 до 10 000 руб.

Бесплатно найти организацию или ИП в списке плановых неналоговых проверок

Cтоимость спецоценки и кто ее оплачивает

Закон не регламентирует стоимость процедуры. Цена зависит от ряда факторов: условий рынка, размера организации, численности персонала и проч. В среднем СОУТ одного места обходится в сумму от 600 руб. В большинстве аккредитованных компаний установлен нижний порог цены: даже если спецоценку нужно провести в отношении незначительного числа рабочих мест, например, одного или двух, за процедуру придется заплатить минимум 10 000 рублей.

По общему правилу, финансировать весь комплекс мероприятий по специальной оценке условий труда должен работодатель. Но он может возместить определенную сумму за счет взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Часть таких взносов допустимо направить на предупреждение травматизма и профзаболеваний, в том числе на СОУТ (см. «Изменен порядок возмещения расходов на снижение травматизма и профзаболеваний»).

Сроки проведения спецоценки условий труда: отвечаем на вопросы читателей

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»1 (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – закон о внесении изменений)2.

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков.

Согласно ч. 6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. При этом в ч. 4 ст. 27 вышеназванного закона указано, что в случае, если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Таким образом, срок проведения спецоценки исчисляется со дня проведения аттестации. Если аттестация рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить спецоценку до 2018 года?

В рамках закона о спецоценке чисто теоретически – да. Однако никто не освобождает работодателя от соблюдения положений, предусмотренных ТК РФ, в частности, от обязанности исполнять законодательство о специальной оценке условий труда (ст. 22 ТК РФ). Соответственно, если вы обращаете внимание пришедшего на проверку инспектора труда на положения ст. 27 закона о спецоценке и отстаиваете свою позицию, то боюсь, что окажетесь «в минусе». Вероятнее всего, позиция государственной инспекции труда и Роструда в целом будет направлена на то, чтобы проверять фактическое исполнение положений закона о спецоценке. А в данной ситуации, если мы посмотрим положения этого закона и сопутствующего ему закона о внесении изменений, то одной из основных обязанностей работодателя является ознакомление работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. В результате у государственного инспектора труда появится объективное законное право привлечь вас к ответственности в виде административного штрафа. Поэтому этот вариант ухода от проведения специальной оценки условий труда крайне сомнителен.

Ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ (см. табл. 1).

Таблица 1

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. Дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 1000 руб. до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

С 1 января 2015 года вступит в силу ст. 5.27.1 КоАП РФ: «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации», предусмотренная законом о внесении изменений.

Частями 1 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (см. табл. 2).

Таблица 2

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 50 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение вводится ч. 2, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 3).

Таблица 3

Субъект правонарушения Ответственность за совершение правонарушения впервые Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Предупреждение или административный штраф в размере от 5000 руб. до 10 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Предупреждение или административный штраф в размере от 60 000 руб. до 80 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний установлена ч. 3, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (см. табл. 4).

Таблица 4

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 15 000 руб. до 25 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 110 000 руб. до 130 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

В ч. 4, ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ указана ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – средствами, отнесенными техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (см. табл. 5).

Таблица 5

Субъект правонарушения Ответственность Ответственность за повторное совершение аналогичного правонарушения
Должностное лицо Административный штраф в размере от 20 000 руб. до 30 000 руб. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица Административный штраф в размере от 20 000 тыс. до 30 000 тыс. Административный штраф в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридическое лицо Административный штраф в размере от 130 000 руб. до 150 000 руб. Административный штраф в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Наша организация не успела в прошлом году завершить процедуру аттестации рабочих мест. Как нам теперь быть?

Минтруд России в п. 2 письма от 13 марта 2014 г. N 17-3/В-113 разъяснил, что результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 года, использоваться не могут. В Вашем случае необходимо подготовить соответствующие дополнительные соглашения и перевести результаты аттестации рабочих мест в материалы спецоценки.

Как быть со специальной оценкой условий труда, если есть предписание из государственной инспекции труда на проведение аттестации рабочих мест, датированное 2013-ым годом (конкретная дата не указана)?

Предписание – это зафиксированный факт нарушения законодательства в части отсутствия аттестации рабочих мест. Более того, если документ в установленные сроки не обжалован3, значит, работодатель тем самым подтвердил, что его обязанности в этой части ТК РФ не исполнены.

Теперь вам необходимо проводить специальную оценку условий труда, даже несмотря на то, что в самом предписании может стоять формулировка «внеплановая аттестация рабочих мест» или «проведение аттестации рабочих мест». В любом случае фактическое назначение этих процедур призвано к оценке условий труда на рабочих местах.

С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. При этом Приказ Минздрава России от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» не отменен, но с учетом вступления в силу закона о спецоценке применяться не может. Как нам быть, если срочно требуется провести повторную аттестацию рабочих мест из-за того, что работники не согласны с результатами первоначальной аттестации?

В данной ситуации я бы крайне не советовал проводить повторную аттестацию «задним числом». Если работники не согласны с результатами первоначальной аттестации, соответственно, ни о какой фальсификации дальнейшего процесса речи быть не может. Тут однозначно нужно проводить специальную оценку условий труда, причем она пойдет как внеплановая.

Если проведение специальной оценки условий труда растягивается по времени на несколько лет, то как будет определяться срок следующей спецоценки?

Работодатель может растягивать проведение специальной оценки условий труда вплоть до 2018 года. В таком случае срок проведения следующей спецоценки отсчитывается со дня утверждения соответствующего отчета.

Подробнее о новом Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» читайте в нашем материале «Закон о специальной оценке условий труда, или Что стало с аттестацией рабочих мест»

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли «разбить» проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ст. 8 закона о спецоценке), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, «разбить» проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы «под ключ» (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (ст. 9 закона о спецоценке). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки «вразбивку» удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (ч. 7 ст. 11 закона о спецоценке). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые «офисные рабочие места»), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Новости по теме:

  • Унифицирована процедура оценки условий труда – ИА «ГАРАНТ» 23 декабря 2013 г.
  • С 2014 года в России может заработать специальная оценка условий труда – ИА «ГАРАНТ» 5 декабря 2013 г.
  • В Совете Федерации предлагают повысить зарплату занятых на вредном производстве работников – ИА «ГАРАНТ» 14 ноября 2013 г.
  • Дифференциация дополнительных взносов за вредное производство позволит работодателям сэкономить до 30 млрд руб. в 2015 году – ИА «ГАРАНТ» 24 октября 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда прошел первое чтение – ИА «ГАРАНТ» 16 октября 2013 г.
  • Правительство РФ одобрило законопроекты о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 августа 2013 г.
  • Законопроект о специальной оценке условий труда планируется внести в правительство до 1 августа – ИА «ГАРАНТ» 6 июня 2013 г.
  • Минтруд России разработал законопроект о специальной оценке условий труда – ИА «ГАРАНТ» 27 мая 2013 г.

Нужна ли аттестация рабочих мест офисных и других работников в 2019 году?

Многие уже знают, что аттестация рабочих мест кардинально изменилась. Причиной этого стало принятие нового федерального закона и поправки к Трудовому кодексу РФ. Стоит обратить внимание и на то, что изменилось и само название процедуры. Теперь вместо аттестации проводится специальная оценка условий труда. Новые правила вступили в законную юридическую силу с января 2014 года.

Давайте детально рассмотрим специальную оценку условий труда и основные моменты, которых коснулись изменения. В нашей статье вы узнаете, как проходит эта оценка, обязательна ли она, кто ее проводит и санкции, применяемые к нарушителям. Итак, начнем.

Последние изменения в законе

Главным изменением стала не только смена названия процесса, в корне изменилась и сама процедура. Важным моментом стало и существенное ужесточение наказания за нарушение требований, установленных законодательством.

Как отмечают специалисты, введение полностью нового механизма связано с тем, что аттестация рабочих мест, проводимая ранее, не давала нужного эффекта и не могла обезопасить рабочих. Нововведение должно дать стимул предпринимателям относиться с должным вниманием к спецоценке, а санкции призваны обеспечить принудительное выполнение установленных правил.

По статистике, 35% всех нарушений – это допуск тех сотрудников к рабочим местам, которые не прошли инструктаж по охране труда.

Некоторые просто расписались, не уделив внимания изучению правил техники безопасности. Чуть меньше процентов набрало отсутствие у работников средств индивидуальной либо коллективной защиты. Тройку «лидеров» замыкает непроведение аттестации.

Не лишним будет напомнить руководителям и сотрудникам бухгалтерии о том, что во время сдачи отчетности в Фонд соцстраха нужно будет указать на наличие проведенной спецоценки. Данное требование предъявлено с 1 января 2015 года. По результатам оценки осуществляется присвоение каждому рабочему месту класса вредности. Это и определит размер страховых взносов, вносимых в Пенсионный Фонд. Действует прямопропорциональная зависимость – чем больше вредность (класс), тем большим будет пенсионный взнос.

Если вам кажется, что это пустяки, то обратите внимание на то, что отсутствие спецоценки условий труда автоматически препятствует сдаче отчета за квартал в Фонд Соцстраха, а также расчету пенсионных взносов. Таким образом, начинает расти «снежный ком» нарушений действующего законодательства, следовательно, и санкций за их несоблюдение.

Что нужно делать теперь?

Специальная оценка представляет собой целостный комплекс мероприятий, которые направлены на идентификацию опасных, вредных производственных факторов, а также на оценку уровня их влияния на сотрудников с учетом колебаний фактического значения и установленного норматива. Основная задача спецоценки – определить, соответствуют ли условия рабочего места установленным законом требованиям, и обнаружить рабочие места, условия работы на которых вредны либо опасны. Работники, работающие в таких условиях, обязательно должны получать соответствующие компенсации и дополнительные гарантии.

Специальная оценка проводится всеми работодателями без исключения: и на различных видах предприятий, и индивидуальными предпринимателями. Проверке не подлежат рабочие места таких категорий:

  • принадлежащие работникам, которые заняты надомным трудом;
  • сотрудников, работающих на дистанционной основе;
  • сотрудников работодателей – физлиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Раньше аттестация требовалась только на тех рабочих местах, на которых используется оборудование, ручные инструменты, машины, механизмы, установки, устройства, транспортные средства, аппараты или где располагались источники опасности. Сейчас проверка касается любого рабочего места, невзирая на применяемые в прошлом факторы и критерии. Это значит, что спецоценка рабочих мест офисного персонала также необходима. До принятия закона вопрос об офисных рабочих местах был дискуссионным.

Для проведения данной спецоценки привлекается специальная организация, эксперты которой профессионально проводят оценку условий труда.

Законодатель побеспокоился и о переходном периоде. Работодатель, который провел аттестацию рабочего места по старому законодательству (до 1 января 2014 года) освобожден от обязанности проводить спецоценку до момента истечения срока действия результатов данной аттестации. Но не более чем до 31 декабря 2018 года. Результаты аттестации используются и для задач специальной оценки – для организации медицинских осмотров, для информирования сотрудников об условиях труда, для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, начисления компенсаций и др.

Что касается компаний, в которых имеются рабочие места с опасными или вредными условиями труда, они должны провести оценку незамедлительно. Так же, как и с рабочими местами, позволяющими уйти работнику на досрочную трудовую пенсию по старости. Другие организации проводят спецоценку до 31 декабря 2018 года. Аттестация рабочих мест, которая была проведена в 2014 году, считается незаконной, и ее результаты не могут быть использованы. Об этом идет речь в специально изданном Письме Минтруда РФ.

Подробная информация о проведении спецоценки — на следующем видео:

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом .

Возможные штрафы и другие санкции

Как и за любое другое правонарушение, за невыполнение работодателем своей обязанности по проведению спецоценки условий труда грозит административная ответственность в виде штрафа либо приостановления деятельности:

  • Размер административного штрафа для индивидуального предпринимателя составит от пяти до десяти тысяч рублей или приостановление его деятельности длительностью до 90 суток.
  • Юридические лица, которые допустили нарушения, заплатят намного больше – от шестидесяти до восьмидесяти тысяч рублей. Приостановление деятельности также актуально и для них, длительность аналогична.

Для сравнения приведем прежние суммы санкций:

  • индивидуальные предприниматели платили от одной до пяти тысяч рублей;
  • юрлицам нарушение выливалось в копеечку – от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.

Орган, привлекающий к ответственности работодателей за данную категорию правонарушений – Роструд.

Повторное нарушение грозит ИП штрафом в тридцать-сорок тысяч рублей, юрлицам – от ста до двухсот тысяч рублей.

Так что стоит задуматься, что лучше — позаботиться о правильности оценки рабочего места или заплатить штраф, а то и потерять прибыль, которая не будет получена из-за приостановления деятельности фирмы либо индивидуального предпринимателя.

Несчастный случай на предприятии при отсутствии спецоценки – это прямое доказательство виновности работодателя для суда. В таком случае данное деяние подпадает уже не под административные санкции, а под уголовные. Наказанием служит: штраф – до 400 000 рублей, исправительные работы на 2 года, принудительные работы до года либо лишение свободы сроком до года.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Обязанностью каждой организации является создание безопасных условий ведения трудовой деятельности для сотрудников. Определение степени безопасности рабочих мест осуществляется с помощью специальной оценки условий труда, или сокращенно СОУТ, — процедуры, регламентированной на законодательном уровне.

Основными документами, регламентирующими проведение СОУТ, являются:

  • Трудовой кодекс РФ (статья 212);
  • Закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013;
  • Приказ Минтруда РФ №33н от 24.01.2014;
  • постановления Правительства РФ и другие документы профильных структур.

Условия труда в результате СОУТ могут признаваться:

  • оптимальными;
  • допустимыми;
  • вредными;
  • опасными.

Исходя из этого, рабочим местам присваивается соответствующий класс (категория) опасности.

Что такое СОУТ и зачем она нужна

Специальная оценка условий труда — это система мероприятий, которые нацелены на выявление и оценку наличия или отсутствия вредных факторов производства, оказывающих негативное воздействие на сотрудников.

В ходе СОУТ выявляется:

  • соответствие рабочей среды (уровня запыленности, отравляющих паров и т.д.) и условий труда действующим стандартам;
  • уровень травмоопасности рабочих мест;
  • уровень вибрации и шума;
  • наличие индивидуальных и коллективных защитных средств;
  • наличие или отсутствие других факторов, оказывающих негативное влияние на работников и состояние их здоровья.

Особенно актуален вопрос проведения СОУТ для потенциально опасных предприятий (для компаний, работающих со сложными механизмами, химическими веществами, транспортными средствами и т.д.).

Сотрудники, работающие в опасных условиях, имеют право на ряд льгот и материальных компенсаций.

Организации и рабочие места, подлежащие аттестации

Ответ на вопрос – кто должен проходить СОУТ – содержится в законодательных и нормативных документах, регламентирующих проведение оценки. Согласно этим документам, проведение оценки – это обязанность всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые пользуются услугами наемных сотрудников. Исключение составляют:

  • рабочие места, по которым не закрыты вакансии;
  • сотрудники, работающие в домашнем или удаленном режиме;
  • работники, нанятые физическими лицами, которые не оформлены в качестве индивидуальных предпринимателей (репетиторы, няни, горничные и т.д.).

Во всех остальных случаях оценивать следует все постоянные и временные рабочие места. В числе тех, кто проходит оценку условий труда – сотрудники, имеющие разъездной характер работы. Оценке подлежат все рабочие места, независимо от того, имеют ли они фактор вредности (в том числе, рабочие места менеджеров, бухгалтеров и других офисных работников).

Особые условия оценки разработаны для шахтеров, спасателей, пожарных, экипажей воздушных и морских судов, работников ядерных производств, работников, трудящихся под землей или на высоте.

Периодичность проверок

Законодательство обязывает проводить спецоценку минимум один раз в пять лет (статья 8 Закона №426-ФЗ). Срок отсчитывается с даты проведения предыдущей проверки.

Рабочие места, по которым не было обнаружено наличия вредных и опасных факторов, можно не оценивать в ходе последующих проверок – информацию о них достаточно включать в декларацию соответствия.

Точные сроки проведения оценки для той или иной компании или организации рассчитываются исходя из положений закона. Учитывая, что до принятия закона до 2014 года вместо спецоценки проводилась аттестация рабочих мест, те предприятия, которые прошли аттестацию до конца 2013 года, могут не проводить спецоценку в течение пяти лет после нее.

Кроме того, в ряде случаев СОУТ необходимо проводить внепланово:

  • при создании новых рабочих мест;
  • при значительных изменениях условий работы существующих сотрудников (при изменении оборудования, технологий или используемых материалов);
  • после несчастных случаев, выявления профзаболеваний (по предписаниям правоохранительных органов или по заявкам профсоюзных организаций).

Сроки проведения таких внеплановых аттестаций могут составлять от полугода до 12 месяцев.

Кто проводит оценку условий труда, требования к составу комиссии

Очень часто можно встретить вопрос – кто проводит СОУТ? Специальная оценка условий труда организовывается за собственные средства работодателем, который создает для этого специальную комиссию.

В состав комиссии, как правило, входит руководитель предприятия или его представитель, специалист, отвечающий за охрану труда и представитель профсоюза. Кроме того, в крупных организациях в комиссию могут входить юристы, работники кадровых служб, медработники и т.д. При этом количество членов комиссии должно составлять нечетное число.

Непосредственная оценка условий труда проводится независимыми специализированными организациями.

Если работодатель не способен организовать спецоценку на всем производстве за один раз (большое количество рабочих мест, требующее больших финансовых затрат на организацию и проведение оценки), он может составить график СОУТ и разбить аттестацию на кварталы или годы.

Для более оперативной и эффективной организации СОУТ на предприятии работодатель может приглашать несколько компаний, разделяя между ними объекты для проверки или виды работ.

Требования к организациям, проводящим СОУТ

Организации, которые могут осуществлять оценку, должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь разрешение на проведение соответствующего вида деятельности;
  • иметь аккредитованную лабораторию;
  • иметь минимум пять постоянно действующих аттестованных штатных экспертов;
  • быть занесенными в реестр Минтруда РФ.

Крупным компаниям необходимы организации, имеющие большой штат сотрудников, которые могут обеспечить проведение СОУТ в необходимом объеме.

Обратите внимание, кто проходит СОУТ, что оценка не проводится удаленно, без посещения объекта. Обращения в организации, предлагающие соответствующие услуги, желательно избегать.

Порядок проведения

На сегодняшний день порядок проведения СОУТ включает в себя несколько основных этапов:

  • издание приказа о создании комиссии;
  • составление списка рабочих мест, которые подлежат проверке;
  • выбор организации для проведения СОУТ, заключение договора;
  • составление графика проведения проверки;
  • выявление факторов, негативно влияющих на здоровье сотрудников;
  • выполнение всех необходимых замеров (замеры уровней шума, вибраций, загазованности, выбросов и т.д.);
  • составление отчета;
  • ознакомление сотрудников с полученными результатами.

Если определенные рабочие места признаются аналогичными (имеют одинаковые условия, освещенность, температуру, оборудование), проверяется только 20% таких рабочих мест (но не меньше двух). Результаты СОУТ на аналогичные рабочие места распространяются автоматически.

Правовые последствия

Результаты спецоценки оказывают непосредственное влияние на трудовые взаимоотношения работодателей и сотрудников, а также на размеры взносов во внебюджетные фонды. Так, работники, трудящиеся на рабочих местах 3-4 классов опасностей, имеют такие права:

  • сокращенная продолжительность рабочего дня;
  • увеличенные тарифные ставки;
  • дополнительные отпуска;
  • прохождение регулярных медицинских осмотров;
  • досрочный выход на пенсию;
  • получение средств индивидуальной защиты;
  • получение других льгот.

Помимо этого, по итогам СОУТ разрабатываются мероприятия, нацеленные на улучшение условий трудовой деятельности для работников.

Санкции за нарушение порядка проведения СОУТ

Компаниям или ИП, которые не провели СОУТ или провели ее с нарушением сроков или процедур, может грозить административная или даже уголовная ответственность.

Так, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, предусматривается:

  • вынесение предупреждения или наложение штрафа (5-10 тысяч рублей для предпринимателей и должностных лиц, 60-80 тысяч рублей для компаний и организаций).

Если же на рабочем месте был нанесен вред здоровью сотрудника, ответственность может быть намного строже: штрафы до 400 тысяч рублей, обязательные или исполнительные работы, лишение свободы сроком до одного года (или более, если человек умер).

Кроме того, законодательством предусмотрено автоматическое наложение штрафных санкций уже с 2020 года за отсутствие проведения СОУТ предприятиями, созданными более одного года назад.

До 2020 года оштрафованы могут быть только те предприятия и организации, по которым были осуществлены плановые и внеплановые проверки и выявлены нарушения.

Как заказать проведение СОУТ

Для проведения специальной оценки условий труда необходимо обращаться в надежные организации, соответствующие установленным законодательным требованиям. Такой организацией является компания «СпецСтройДопуск».

Мы имеем экспертов высокого уровня, которые выполняют работы качественно и в оговоренные сроки.

Для того чтобы связаться с нами, вы можете позвонить по телефонам: 8 (495) 664-64-14,8 (800) 100-32-73 или оставить сообщение на сайте в форме обратной связи.

Мы проконсультируем вас по интересующим вопросам, подскажем, кто должен пройти СОУТ и как лучше организовать оценку, поможем оформить заказ.

Сроки проведения специальной оценки условий труда СОУТ

В статье описаны аспекты вопроса, в том числе сроки проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), которые регламентируются Трудовым Кодексом РФ (статья 212) и Федеральным законом №426, принятым в 2013 году.

Процедура СОУТ заменила аккредитацию, все сроки проведения СОУТ изложены в федеральном законе. На основании сведений заполняется декларация для государственной трудовой инспекции.

Зачем нужна специальная оценка?

Кроме формального повода, есть и моральный: комиссия определяет класс вредности, в котором приходится работать конкретному человеку. Выводы комиссии помогают создать конкретные рекомендации по охране труда. Если выполняются требования законодателя, то уменьшается вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний. После выяснения класса вредности оптимизируется оплата труда и пенсионные отчисления, материальные компенсации.

Своевременная процедура специальной оценки защищает работодателя от штрафов и гражданской ответственности, а сотруднику позволяет сохранить здоровье или получить адекватную материальную компенсацию, создать должные условия труда.

В какие сроки проводится процедура

Законодательство предусматривает такую периодичность проведения СОУТ:

  • для рабочего места, созданного впервые, — до 12 месяцев;
  • если рабочее место было модернизировано (применено другое оборудование, изменена технология) — в течение года;
  • после того, как срок действия предыдущей специальной оценки закончился, в среднем это 5 лет.

Особенности проведения СОУТ в новых организациях

СОУТ, сроки проведения по закону которой определены в 1 год, обязательны для всех предприятий. В одинаковых условиях находятся юридические лица и индивидуальные предприниматели. Процедуру не требуется проводить в таких случаях:

  • сотрудник работает дома или удаленно;
  • есть офис или цех, но в нем нет людей.

Если помещение сдается в аренду, то специальную оценку проводит тот, кто в этом помещении работает.

К новым относятся рабочие места, существовавшие ранее, но на которых изменились условия труда — появилась другая технология или новое оборудование. Такая оценка проводится вне плана, и она обязательна до истечения первого года. Не нужна процедура в тех случаях, когда изменения не коснулись технологического процесса, а поменялись формальные признаки: ФИО, должность или название предприятия после реорганизации. Если работодатель решил, что новое место не требует специальной оценки, то об этом составляется локальный протокол, который письменно согласовывается с профсоюзом.

Как проводится СОУТ при наличии и отсутствии вредности

Периодичность проведения специальной оценки условий труда зависит от того, какие есть вредные факторы и к какому классу они отнесены.

Производство без вредных условий

Это 1 (оптимальный) или 2 (допустимый) класс вредности, когда здоровью работника ничего не угрожает. Декларация действительна 5 лет.

Если в течение этого времени никаких несчастных случаев или профзаболеваний не случилось, декларация продлевается автоматически на последующие 5 лет. В случае профессиональной болезни или несчастного случая проводится расследование. Если нет вины третьего лица, декларация прекращает действие, назначается внеочередная специальная оценка.

Производство с наличием вредных факторов

Таковыми признаются условия, когда превышены гигиенические нормы: 3 класс включает 4 подкласса (увеличение вредности от 1-го к 4-му), 4 — труд в конкретных условиях создает угрозу жизни или приводит к формированию профессиональных болезней.

Какова периодичность проведения специальной оценки условий труда в этих случаях? Закон предусматривает порядок проведения 1 раз в 5 лет, если не было изменений в характере труда. Однако новая декларация готовится и сдается к истечению 5-летнего срока, перерывы недопустимы.

Взаимосвязь аттестации рабочего места и СОУТ

То, что до 1 января 2014 года называлось аттестацией, сейчас именуется специальной оценкой. Если предприятие располагает документами о том, что АРМ проведена до указанного срока, то СОУТ проводить не нужно до тех пор, пока аттестация действительна. Это не касается ситуаций, когда были несчастные случаи или профзаболевания по вине работодателя.

Сроки, предусмотренные для внеплановых СОУТ

Какие установлены сроки проведения специальной оценки условий труда вне плана? Законодательством предусмотрено всего два срока: 6 и 12 месяцев.

Ситуации, при которых на проведение СОУТ есть 6 месяцев

Уложиться в 6 месяцев необходимо, если:

  • есть предписание о СОУТ;
  • началось использование новых компонентов производства, потенциально угрожающих здоровью людей;
  • использованы новые защитные средства, личные или коллективные — реконструкция, фильтры, безопасные станки, спецодежда;
  • зафиксирован несчастный случай, причиной которого стали условия труда;
  • сотрудник получил профзаболевание, что документально подтверждено медиками;
  • есть просьба или требование профсоюза.

Процедура оценки условий труда проводится для достижения результата, исключения вредностей, ухудшающих здоровье людей.

Ситуации, при которых на спецоценку отводится 1 год

В течение года нужно провести процедуру в таких случаях:

  • на действующем предприятии увеличилось количество рабочих мест;
  • изменилась технологическая цепочка, добавилось оборудование.

Условия проведения те же, что и при СОУТ для вновь созданных организаций.

Мероприятия и сроки после завершения оценки

После утверждения отчета о специальной оценке у работодателя возникают обязательства по отношению к собственным сотрудникам и сторонним организациям. Организация, проводившая СОУТ, извещается об утверждении отчета в течение 3 дней.

Сотрудники должны быть ознакомлены с итогами спецоценки в течение 30 календарных дней, обязательна подпись каждого. В этот же срок — 30 календарных дней — итог СОУТ должен появиться на сайте в открытом доступе. Здесь указываются мероприятия, снижающие или устраняющие производственные вредности.

Как долго нужно хранить материалы по спецоценке

Для составления отчета, хранения и действия установлены разные сроки.

Срок составления отчета

Одновременно с формированием комиссии издается приказ работодателя, в котором оговариваются сроки составления отчета.

Срок хранения отчета

Для производств, на которых не были выявлены вредности (классы 1 и 2) срок хранения составляет 45 лет. Для предприятий с классом вредности 3 и 4 срок увеличивается до 75 лет. Если предприятие изменило вредность производства с оптимального и допустимого (1 и 2 классы) на вредное и опасное (3 и 4 классы), то срок хранения отсчитывается с момента последней СОУТ.

Срок действия материалов СОУТ

Срок действия СОУТ в организации такой же, как и срок действия декларации, поданной в трудовую инспекцию. Оба этих срока соответствуют времени действия класса опасности, который был установлен при последней специальной проверке.

Пример отчета по специальной оценке

Отчет состоит из экспертной оценки и табличных данных. Обязательные пункты:

  • исчерпывающие сведения о предприятии, в том числе копия аккредитации;
  • описание и перечень рабочих мест с указанием вредности для каждого;
  • протоколы выполненных измерений с указанием измерительного оборудования;
  • оценочные карты;
  • ведомость, в которой сведены все данные с указанием классов вредности;
  • при необходимости — описание мероприятий по снижению вредности;
  • экспертное заключение.

Под отчетом каждый член комиссии ставит личную подпись. Последовательность проведения и ответственность в видео:

Начиная свою деятельность, новая организация порой даже не подозревает, какие мероприятия ей необходимо будет провести – даже если они носят сугубо формальный характер. Любое предприятие в России по закону обязано пройти процедуру СОУТ. Сроки проведения впервые (для новых организаций) составляют не более полугода. То есть, после регистрации компании работодатель должен провести проверку условий труда в первые 6 месяцев своей работы.
Если предприятие существует свыше полугода, а проверка с момента его образования ни разу не проводилась, то сделать это необходимо как можно быстрее, а лучше, как говорится, еще вчера. Результаты спецоценки действуют 5 лет, с момента выдачи отчета по итогам проверки. Проведение СОУТ на рабочем месте, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, объясняется тем, что работодатель обязуется обеспечить: безопасность и охрану труда работников; информирование сотрудников о том, в каких условиях они работают и так далее.
Также из ст. 219 Трудового кодекса следует, что сотрудники могут рассчитывать на: безопасность и охрану условий, в которых они трудятся; информирование об опасности/вредности этих условий. Нанимаясь на работу, человек имеет полное право потребовать у своего работодателя информацию об уровне риска и потенциальных (или реальных) вредных факторах в процессе работы. Даже если это касается банального нахождения у экрана компьютера. Если работодатель игнорирует это право и не озвучивают информацию наемному сотруднику, тот может обратиться в орган госнадзора. Сам факт такого обращения уже означает для работодателя штраф в размере 80 тысяч рублей и требование срочной спецоценки условий труда. Если предписание госнадзора остается без внимания, организации грозит приостановка деятельности до 90 календарных дней.