Персонифицированный учет 2018

Содержание

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 N 27-ФЗ (последняя редакция)

1 апреля 1996 года N 27-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 25.10.2001 N 138-ФЗ, от 31.12.2002 N 198-ФЗ, от 09.05.2005 N 48-ФЗ, от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 30.04.2008 N 55-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009), от 27.12.2009 N 378-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 08.12.2010 N 339-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 07.11.2011 N 305-ФЗ, от 30.11.2011 N 359-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 03.12.2012 N 242-ФЗ, от 03.12.2012 N 243-ФЗ, от 05.04.2013 N 60-ФЗ, от 04.12.2013 N 351-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ, от 12.03.2014 N 33-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 04.11.2014 N 345-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 29.12.2015 N 385-ФЗ, от 01.05.2016 N 136-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 28.12.2016 N 471-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 29.07.2018 N 268-ФЗ, от 29.07.2018 N 269-ФЗ, от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций. (в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 16.12.2019 N 436-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия, употребляемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 2. Правовая основа индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 3. Цели индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 4. Принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета
  • Глава II. Организация индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 5. Орган, осуществляющий индивидуальный (персонифицированный) учет в Российской Федерации
    • Статья 6. Индивидуальный лицевой счет
    • Статья 7. Утратила силу
    • Статья 8. Общие правила представления сведений о застрахованных лицах и порядок хранения этих сведений
    • Статья 8.1. Общие правила учета сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 9. Сведения о застрахованных лицах, представляемые страхователем
    • Статья 10. Сведения, представляемые физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы
    • Статья 11. Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже
    • Статья 11.1. Представление сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, налоговыми органами
    • Статья 12. Представление сведений об иных периодах, засчитываемых в страховой стаж для назначения пенсии
    • Статья 12.1. Представление сведений органами, оказывающими государственные и муниципальные услуги
    • Статья 13. Исключена
  • Глава III. Права, обязанности и ответственность зарегистрированного (застрахованного) лица, страхователя и органов Пенсионного Фонда Российской Федерации
    • Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица
    • Статья 15. Права и обязанности страхователя
    • Статья 16. Права и обязанности органов Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 17. Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 18. Порядок разрешения споров по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 18.1. Утратила силу
    • Статья 19. Утверждение инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета
    • Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Как осуществляется персонифицированный учет в системе пенсионного страхования?

Даже сегодня большая часть будущих пенсионеров убеждена в том, что на сумму ежемесячного содержания по возрасту значимое влияние имеет только количество лет стажа: чем длительнее трудовая жизнь, тем привлекательнее размер пенсии. Несмотря на довольно широкую информационную кампанию для населения, заблуждение прочно сидит в сознании людей, которые не знакомы с тем, как работает индивидуальный персонифицированный учет в системе пенсионного страхования.

Законодательство о системе ОПС

Пенсионное законодательство по сложности сравнимо разве что с налоговым. Для тех, кто все-таки намерен разобраться хотя бы с основными его постулатами, нужно начинать с законов № 165-ФЗ от 16.07.1999

об общих принципах соцстрахования в России и № 167-ФЗ от 15.12.2001 об обязательном пенсионном страховании (ОПС): в нем рассказано о том, кто, как и сколько должен платить в Пенсионный фонд, и как этот момент контролируется государством.

Еще один закон — № 27-ФЗ от от 01.04.1996, который безусловно будет интересен для работодателей и наемных лиц, разъясняет как раз особенности персонифицированного учета.

Вторая важная часть законодательной базы, касающаяся непосредственно пенсионного обеспечения и его индивидуальной реализации в отношении всех категорий застрахованных лиц, тоже состоит из нескольких законодательных документов:

  • 166-ФЗ от 15.12.2001 разъясняет вопрос о том, кто может претендовать на получение пенсии по возрасту или досрочно в силу своей профессии;
  • 400-ФЗ от 28.12.2013 – о назначении страховой пенсии, рассчитываемой на основании ОПС;
  • 424-ФЗ от 28.12.2013 – о праве на накопительную часть.

В части накопительного пенсионного обеспечения действует еще ряд законов, которые призваны защитить доверенные негосударственным пенсионным фондам средства граждан.

Объекты и цели индивидуального персонифицированного учета

Стремление уйти от несправедливости советского солидарного принципа уплаты соцвзносов реализовалось в том, что сегодня приоритетом для государства стал индивидуальный персонифицированный учет в системе обязательного государственного пенсионного страхования. Эта задача настолько важна, что, сняв с 2017 года с органов ПФР обязанность контролировать уплату и начисление пенсионных страховых взносов, в их ведении оставили аналитическую работу, касающуюся учета индивидуальных платежей.

Это вовсе не означает, что все оплаченные самим сотрудником средства и часть начислений, которые вносятся за него работодателем, сохраняются в неприкосновенности до его выхода на пенсию.

Персонифицированный учет представляет собой базу данных, цель которой — сохранение на отдельных счетах информации о застрахованном лице, которая понадобится для реализации его пенсионного права в дальнейшем.

Исходя из этого, индивидуальный лицевой счет застрахованного лица — это своеобразное хранилище данных об общем страховом стаже, размере доходов на протяжении трудовой жизни работника, оплаченных взносов и продолжительности работы по специальностям, дающим право на досрочный выход на отдых. Ежемесячно в течение всей жизни человека эта информация обновляется на основании показателей, предоставляемых страхователями в их отчетности, и используется для назначения или пересчета размеров пенсионного обеспечения.

Чтобы до конца разобраться в вопросе, нужно представить, что такое индивидуальный лицевой счет в Пенсионном фонде России. Состоит счет из нескольких разделов:

  • основной части, учитывающей взносы по стандартной ставке ОПС;
  • специальной части, посвященной накопительной части пенсии и платежей в негосударственные структуры;
  • профессиональной части, фиксирующей взносы на досрочное негосударственное пенсионное обеспечение в период его работы на вредных или опасных производствах.

Такая многоступенчатость учета позволяет вести объективный и полный учет всей необходимой информации о трудоспособном лице, накапливаемой в течение длительного периода.

Права и обязанности участников системы ОПС

Отношения в сфере пенсионного обеспечения являются трехсторонними:

  • застрахованное лицо;
  • страхователь;
  • органы ПФР.

Основным принципом их успешного взаимодействия является своевременный, достоверный и корректный обмен сведениями об уплате страховых сумм, а также проведение регистрационных мероприятий в установленные законами сроки.

Так, основная обязанность работодателя (страхователя) – выплата обязательных взносов и предоставление отчетности в ПФР. Также он должен беспокоиться о получении работниками страховых свидетельств, если они не были оформлены ранее.

Подразделения ПФР, в свою очередь, имеют право требовать от нанимателей полной информации о застрахованных лицах и контролировать ее достоверность. В обязанности органов пенсионного обеспечения входит также сохранение персональных данных работников, их обработка и выдача справок будущим или настоящим пенсионерам.

Самим же трудящимся предоставлено право требовать необходимую информацию как от работодателя, так и от ПФР, вносить в нее документально подтвержденные исправления и оспаривать действия остальных сторон в судебном порядке.

Значение и цели ПФ России

Поскольку Пенсионный фонд России является единственным органом, синтезирующим и обрабатывающим всю персональную информацию в этой сфере, он же и воплощает в жизнь основные цели персонифицированного учета:

  • хранение, обработка с целью назначения пенсий с учетом индивидуальных результатов труда;
  • контроль за страхователями и создание базы данных для выполнения требований пенсионного законодательства;
  • повышение заинтересованности в участии в системе ОПС и упрощении процедур с одновременным сохранением эффективности администрирования.

Роль негосударственных ПФ

Тем, кто родился в 1967 году и позже, кроме страховой пенсии можно рассчитывать еще и на накопительную. Поскольку эта часть ежемесячных выплат зависит от того, сколько денег будет на спецчасти индивидуального счета на момент выхода на пенсию, то вопрос управления средствами приобретает особую актуальность.

Роль инструмента в приумножении сумм накопленных взносов отведена негосударственным ПФ и регулируется законом 75-ФЗ от 07.05.1998 об этих учреждениях. Их основные обязанности состоят в том, чтобы проводить максимально рациональную и в то же время эффективную инвестиционную деятельность в интересах будущих пенсионеров.

Чтобы повысить доверие к НПФ, государство гарантирует, что даже в случае финансовых убытков выбранного фонда человек не потеряет ни копейки из уплаченных взносов.

СНИЛС: что это и зачем его получать

Основой персонифицированного учета является то, что каждый индивидуальный пенсионный счет имеет свое уникальный страховой номер. Это позволяет однозначно идентифицировать плательщика пенсионных взносов вне зависимости от того, изменялись ли его фамилия, имя, отчество или адрес на протяжении жизни.

Понадобится получение свидетельства о присвоении СНИЛС и при трудоустройстве, поскольку работодатель просто не сможет правильно отчитаться об уплаченных средствах на ОПС.

Читайте больше информации о том, чем еще может быть полезен и для чего нужен СНИЛС.

Персонифицированная отчетность в ПФ с 2017 года

С 1 января 2017 года все наниматели в РФ уплачивают взносы по ОПС и отчитывают о них в ФНС. Изменились не только счета для зачисления средств, но и сроки подачи отчетности. За всеми этими глобальными изменениями бухгалтерам главное не забыть, что часть отчетов нужно, как и прежде, предоставлять в ПФР, хоть и в обновленные даты.

Новые и старые формы отчетности

В начале 2017 года работодатели последний раз отчитались по «старым» формам в ПФР. До середины февраля были поданы два вида отчета по персонифицированному учету: РСВ-1 о выплатах в пользу физлиц и РВ-3 о взносах на дополнительное соцобеспечение.

Одновременно с этим уже до 15 февраля каждому нанимателю нужно было не пропустить срок предоставления нового ежемесячного отчета СЗВ-М за январь. В нем содержатся данные о застрахованных лицах, обновлять которые нужно не позднее 15 дней после окончания очередного месяца. Кроме того, раз в год работодатель должен сообщать в ПФР сведения о стаже каждого сотрудника.

Все эти отчеты подаются наряду с новой формой расчета по страховым взносам, утвержденной уже ФНС.

Ответственность за ошибки в отчетности в системе ОПС

С учетом новой системы администрирования, страхователю стоит понимать, что за ошибки, допущенные в отчетности по страховым взносам за периоды до 31.12.2016 года, они будут штрафоваться органами ПФР. С 2017 года эта функция передана фискальным службам.

Однако, несмотря на фундаментальные изменения в сотрудничестве в ПФР, за фондом оставили право привлекать к ответственности тех работодателей, которые допустили нарушения в отношении предоставления сведений, формирующих персонифицированный учет страховых взносов (ст. 17 закона 27-ФЗ).

К тому же не стоит забывать, что должностные лица предприятия могут быть привлечены еще и к личной административной ответственности за каждый факт нарушения.

Обратная связь плательщиков с ПФР

Любое застрахованное лицо имеет право и возможность активно интересоваться реализацией своих пенсионных прав, а также получать разъяснения относительно величины накопленных сумм и засчитанного страхового стажа.

Контролировать ситуацию можно как при личном посещении отделений фонда, так и посредством телекоммуникационных сетей.

Тем, кто не может или не хочет ходить по инстанциям, поможет один из онлайн-сервисов: Госуслуги или сайт ПФР. Данный вид услуг поможет и тем, кто желает знать, как обстоят дела с накопительной частью их будущей пенсии.

Если же работник заметил расхождения или этот факт выяснился только при назначении пенсии, то решить проблему может запрос о дополнении или уточнении индивидуального лицевого счета, посылаемый страхователю от имени ПФР. Такая форма коммуникации призвана откорректировать неточности в порядке досудебного урегулирования.

Выписка о взносах и стаже из Пенсионного фонда

Если простого ознакомления с информацией о накопленных пенсионных баллах и перечисленных за работника средствах недостаточно, россиянин может получить официальную выписку от ПФР. Кроме визита в одно из подразделений фонда или регистрации на сайте Госуслуги, можно воспользоваться услугами одного из банков-партнеров, например Сбербанка. Для этого нужны паспорт и страховое свидетельство.

Рекомендуем прочитать детальнее о том, как и в какой форме можно получить выписку о пенсионных накоплениях по СНИЛС.

Кроме сумм взносов, гражданина может также интересовать количество отраженных в профессиональной части персонального счета лет работы. Это может быть небезынтересно и тем, кто провел значимую часть жизни на Крайнем Севере или в районах, к нему приравненных.

Для того чтобы не восстанавливать утерянные в результате чужих ошибок годы труда в тяжелых условиях, нужно заранее ознакомиться с возможностью проверить трудовой стаж по СНИЛС.

Проблемы солидарной и накопительной системы ОПС

Источником многолетних проблем в пенсионном обеспечении является дефицит средств в Пенсионном фонде. Чтобы хоть частично решить эту проблему, государство наложило мораторий на использование накопительной части пенсионных взносов, а также приостановило индексацию пенсий для работающего населения. Кроме того, отрицательное влияние имеет также высокая ставка обложения доходов граждан и их низкая степень доверия к проводимым реформам.

Что такое персонифицированный учет

Краткая информация о персонифицированном учете представлена на картинке:

Помощь государства, выраженная в социальных пособиях, актуальна для всех возрастных категорий. Независимо от положения в социуме и материального обеспечения в периоды трудовой деятельности, для каждого человека важно осознавать, что, будучи в преклонном возрасте, он не останется в бедственном положении. Не только по причине старости, но и при любых других обстоятельствах, требующих оказания материальной поддержки, существенную помощь могут оказать социальные выплаты.

Сведения, отраженные в системе персонифицированного учета, служат фундаментом для определения и расчета всех видов социальных выплат, а наличие пластиковой карточки СНИЛС – гарантией получения помощи государства.

Карточка СНИЛС предъявляется не только при трудоустройстве, но и при поступлении детей в дошкольные и учебные заведения.

Система призвана отслеживать и регулировать соотношение установленных выплат к фактически уплаченным. Осуществление систематических платежей в фонды – является обязанностью каждого застрахованного гражданина.

Граждан, желающих быть осведомленными в нюансах социального обеспечения, интересует вопрос – с какого года начался процесс систематизации данных, и в пределах каких субъектов он актуален на сегодняшний день? С 1997 года персонифицированный учет затрагивает всю территорию России, что существенно облегчает взаимодействие плательщиков с сотрудниками ПФР.

Наиболее информативное взаимодействие граждан с сотрудниками ПФР возможно при соблюдении определенных условий со стороны органов исполнительной власти. Во избежание неточностей в системе функционирования персонального учета ПФР ставит перед собой следующие задачи:

  1. Контролировать соответствие результатов труда граждан размеру начисленной пенсии;
  2. Обеспечивать своевременность доведения информации, согласно форм персонального учета системы ПФР;
  3. Контролировать перечисление единовременных и экстренных выплат;
  4. Создавать прогнозы;
  5. Упрощать процедуру начислений;
  6. Вызывать интерес.

Как ведется персонифицированный учет на предприятиях, смотрите в видео:

Лицевой счет

Индивидуальный счет отражает историю всех этапов жизни человека и является основой для решения вопросов оказания поддержки со стороны государства.

Структура индивидуального счета способствует выявлению ошибок и отслеживанию изменений, влияющих на последующий расчет выплат.

Данный документ отражает следующие сведения:

  • паспортные данные (с учетом фамилии при рождении);
  • пол;
  • адрес;
  • гражданство;
  • страховой номер;
  • ИНН;
  • стаж (с какого года начался по настоящее время);
  • доход сотрудника;
  • страховые взносы;
  • соответствующий коэффициент;

Внимание! Указанная информация подлежит систематической проверке на протяжении всего периода жизни граждан и является конфиденциальной.

Страховое свидетельство

На картинке – страховое свидетельство:

Регистрация в системе ПФР – это единственная возможность начисления положенных выплат на основании достоверных данных зарегистрированного лица. Оформить свидетельство возможно при первичном официальном трудоустройстве. При обстоятельствах, которые подразумевают самостоятельное регулирование уплаты страховых отчислений, гражданам предоставляется право получить свидетельство в подразделениях ПФР.

При каких-либо изменениях лицо получает новое свидетельство, а измененная информация подлежит занесению в систему персонифицированного учета.

При утере карточки СНИЛС необходимо в течение последующего месяца поставить в известность работодателя, который обязан обратиться в ПФР, подтвердить индивидуальный номер полиса и принять меры по выдаче нового свидетельства.

Если лицо планирует обособлено регулировать денежные отчисления, ему следует нанести визит в отделение Управления ПФР (по месту регистрации) и подать личные сведения для рассмотрения вопроса о выдаче карточки СНИЛС. Период подачи заявления ограничивается 1 месяцем. По прошествии указанного периода предлагается получить полис (с учетом подтверждения данных).

Справка! Данные о работниках предоставляется сотрудниками бухгалтерии организации. При желании – можно воспользоваться услугами государственного портала (https://www.gosuslugi.ru). Информация, переданная посредством удаленного доступа должна быть завизирована электронной подписью.

После отправления индивидуальных сведений в ПФР придет подтверждение.

Если человек не трудоустроен, то его данные предоставляет служба занятости.

Сведения, занесенные в базу персонифицированного учета ПФР, подлежат уничтожению после уведомления застрахованного лица, не ранее, чем через 3 года.

Работодатель уведомляет отдел персонифицированного учета ПФР:

  • при вновь оформленных работниках;
  • при ликвидации учреждения;
  • при утере СНИЛС;
  • при недостоверности ранее поданной информации о сотрудниках.

Как выглядит справка с предприятия для ПФР о застрахованных лицах, смотрите на картинке:

Формы и сроки предоставления сведений

С 2006 года, согласно Постановлению, на территории РФ действует единая форма отчетности. В связи с передачей контроля за осуществлением платежей в компетенцию налоговых органов вид отчетности был скорректирован.

С 2017 года, кроме подачи ежеквартальных отчетов в ИФНС, работодатели подают в ПФР:

  1. Сведения о вновь регистрируемом работнике – в сроки, определяемые подразделениямиуправления ПФР.
  2. Сведения о численности сотрудников – не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (то есть, если работник трудоустроился 25 февраля 2019 года, то сведения о нем следует подать не позднее 1 марта 2020 года).
  3. При упразднении учреждения – не позднее 1 месяца со дня прекращения деятельности (либо реорганизации) юридического лица.
  4. При утере работником полиса – работодатель извещает о данных фактах сотрудников ПФР (с предоставлением заявления от работника, утратившего полис).

Не позднее 1 марта каждого года, за предыдущий отчетный период, необходимо подать следующие индивидуальные сведения:

  • паспортные данные каждого сотрудника;
  • реквизиты лицевых счетов;
  • даты трудоустройства вновь оформившихся работников (при условии, если они трудоустроились в отчетный период);
  • аннулированные трудовые отношения;
  • стаж;
  • отчисления в фонды.

Для граждан РФ предоставляется возможность самостоятельно регулировать процесс взаимодействия с системой ПФР. Особое внимание в данном случае следует уделить достоверности передаваемой информации во избежание неточностей при занесении в систему персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае отсутствия возможности личного посещения удобным вариантом является портал государственных услуг.

Права и обязанности

При желании работника получить консультацию, связанную с персональными данными, ему предоставляется право бесплатно ознакомиться со всеми интересующими его сведениями. Получить данную информацию также возможно, воспользовавшись услугами почты.

Обязанность граждан заключается в обеспечении сохранности карточки СНИЛС и своевременном уведомлении сотрудников ПФР о произошедших изменениях.

Обязанность работодателя заключается в своевременном и грамотном ведении документации в сфере социального обеспечения. На работодателя так же возлагается обязанность по уточнению сведений о работниках и отслеживанию наличия у них страховых полисов.

Органы ПФР имеют право:

  • запрашивать информацию у работодателей и физических лиц;
  • взаимодействовать с негосударственными фондами;
  • вносить уточнения в лицевые счета.

Органы ПФР обязаны:

  • нести ответственность за достоверность вводимых в систему данных;
  • предоставлять персонифицированный отчет владельцам полисов и информировать их об изменениях.

Споры и разногласия на предмет функционирования персонифицированного учета могут быть обжалованы в суде. Принцип функционирования персонифицированного учета утверждается Правительством РФ.

Что такое индивидуальный персонифицированный учет?

Индивидуальный персонифицированный учет действует на территории нашего государства второе десятилетие. Он призван аккумулировать сведения и данные по каждому застрахованному лицу в части начисленных взносов на обязательное пенсионное страхование для дальнейшего расчета будущих пенсий.

Задачи индивидуального персонифицированного учета

Классификатор параметров индивидуального персонифицированного учета

Индивидуальные сведения персонифицированного учета

Задачи индивидуального персонифицированного учета

При внедрении системы индивидуального персонифицированного учета Пенсионный фонд ставил перед собой цели по созданию метода учета реализации пенсионных прав каждого гражданина. Правовые основы действующего порядка отражены в законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ).

К прочим задачам можно отнести возможность получения и использования достоверных данных, наличие информационной базы по сбору сведений, эффективный контроль за поступлением страховых взносов, прозрачность сведений по начислению страхового и накопительного обеспечения для каждой категории работников, возможность информирования застрахованных лиц о текущем состоянии своих лицевых счетов.

Подробнее об обязанности уплаты страховых взносов см. материал «Кто является плательщиками страховых взносов?».

Индивидуальный персонифицированный учет для эффективного исполнения поставленных задач проводит регистрацию физических лиц в системе пенсионного страхования. Каждый гражданин обеспечивается собственным лицевым счетом с присвоенным индивидуальным номером (СНИЛС), на котором и производятся расчеты по начисленным взносам.

Классификатор параметров индивидуального персонифицированного учета

С начала 2014 года произошли изменения в порядке заполнения отчетности для сдачи в ПФ. Страхователям при реализации сведений индивидуального персонифицированного учета больше не нужно самостоятельно перераспределять уплаченные суммы взносов между работниками.

Подробнее о действующей системе заполнения отчетности см. материал «Порядок расчета страховых взносов в 2014–2015 годах».

Сведения по индивидуальному персонифицированному учету обновлены добавлением классификаторов параметров — новых кодов по категориям лиц, подлежащих страхованию. Новые данные позволяют определить причастность застрахованного лица к определенным категориям, связанным с исполнением трудовых обязанностей. Это могут быть обычные наемные работники или физлица — индивидуальные предприниматели, работники в сфере сельхозпроизводства, сотрудники организаций в сфере информационных технологий, аптечные служащие, члены судовых экипажей.

Индивидуальные сведения персонифицированного учета

Индивидуальные пенсионные сведения содержат необходимые данные сотрудников по начисленным взносам за определенный период и полученным доходам. Также они показывают, к какой категории относятся застрахованные лица, их рабочий стаж.

В настоящее время сведения подаются ежеквартально. Начиная с 2016 года по инициативе Минтруда планируется перейти к ежемесячной сдаче отчетности.

За работодателями закреплена обязанность по своевременной и верной подаче данных по индивидуальному персонифицированному учету в отделения ПФ. При обнаружении ошибок необходимо представить корректирующие сведения, предварительно уплатив возникшую недоимку по взносам и пени. Штрафных санкций в таком случае не последует. Ответственность страхователей за неверное и несвоевременное представление сведений по индивидуальному персонифицированному учету прописана в ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Подробнее о последствиях неполной уплаты взносов см. материал «Какая ответственность за неуплату страховых взносов?».

Современный индивидуальный персонифицированный учет является залогом будущего пенсионного обеспечения каждого застрахованного лица. Своевременное и правильное представление сведений, начисление страховых взносов на всю заработанную сумму позволят избежать в дальнейшем вопросов и недоразумений, связанных с получением социального обеспечения в связи с выходом на пенсию.