Порядок возмещения налога

Содержание

Статья 176. Порядок возмещения налога

1. В случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 — 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьёй 88 настоящего Кодекса.

2. По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.

3. В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьёй 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьёй 101 настоящего Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

  • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

4. При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счёт погашения указанных недоимки и задолженности по пеням и (или) штрафам.

5. В случае, если налоговый орган принял решение о возмещении суммы налога (полностью или частично) при наличии недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения соответствующих сумм и не превышающей сумму, подлежащую возмещению по решению налогового органа, пени на сумму недоимки не начисляются.

6. При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счёт. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счёт уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам.

7. Решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).

8. Поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.

Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

9. Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о возмещении (полностью или частично), о принятом решении о зачете (возврате) суммы налога, подлежащей возмещению, или об отказе в возмещении в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

10. При нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.

11. В случае, если предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы налога, подлежащей возмещению, в течение трёх дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.

Поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в срок, установленный пунктом 8 настоящей статьи, в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11.1. В случае, если заявление о зачете суммы налога в счёт уплаты предстоящих платежей по налогу или иным федеральным налогам (о возврате суммы налога на указанный банковский счет), подлежащей возмещению по решению налогового органа, не представлено налогоплательщиком до дня вынесения решения о возмещении суммы налога (полностью или частично), зачет (возврат) суммы налога осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены статьёй 78 настоящего Кодекса. При этом положения пунктов 7 — 11 настоящей статьи не применяются.

12. В случаях и порядке, которые предусмотрены статьёй 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Кто имеет право на возмещение НДС

Право на возврат налога на добавленную стоимость имеют только плательщики этого налога, то есть ИП и организации, применяющие общую систему налогообложения. Предприниматели и компании на спецрежимах (ЕНВД, ПСНО, УСНО или ЕСХН) не имеют права на возврат налога.

Примечание: если ИП или организация выставила контрагенту счет-фактуру с выделенной суммой НДС, она обязана будет уплатить полученную от покупателя сумму налога в бюджет, но возместить ее из бюджета она не сможет.

Условия возмещения НДС из бюджета

Право на возмещение НДС у плательщиков данного налога возникает при соблюдении следующих обязательных условий:

  • Документальное подтверждение (наличие первичных документов в том числе счетов-фактур, подтверждающих произведенные операции);
  • Реальность сделки и ее направленность получение прибыли в рамках предпринимательской деятельности;
  • Оприходование товаров, работ или услуг;
  • Добросовестность всех участников сделки, включая контрагентов второго и третьего звена.

Примечание: несоблюдение хотя бы одного из указанных выше условий повлечет отказ в возврате налога из бюджета.

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

Порядок и особенности возврата из бюджета налога на добавленную стоимость регламентируются ст. 176 НК РФ.

Примечание: обратите внимание, что возмещение НДС — это право налогоплательщика, которое он должен подтвердить. По этой причине налоговый орган не может самостоятельно произвести возврат НДС из бюджета.

Всего существует два способа возврата НДС из бюджета:

  • Обычный

Данный порядок применяется теми налогоплательщиками, которые не имеют права на заявительный (ускоренный) порядок возмещения налога.

  • Заявительный

Применяется отдельными категориями налогоплательщиков, при соблюдении ряда обязательных условий.

Основным отличием заявительного порядка от общего является возврат налога до окончания камеральной проверки.

Рассмотрим вкратце каждый из способов.

Обычный (общий) порядок возмещения НДС из бюджета

Используется основным большинством плательщиков НДС. Возврат налога производится по окончании камеральной налоговой проверки.

Возмещение НДС в общем порядке состоит из следующих шагов:

  • Сбор документов, подтверждающих обоснованность возмещения налога из бюджета

Данный этап включает в себя подготовку первичных документов, подтверждающих правомерность заявления НДС к вычету и, как следствие, возмещение его из бюджета.

  • Заполнение налоговой декларации по НДС

Декларация по налогу на добавленную стоимость, независимо от того заявлен в ней налог на возмещение или на уплату, должна быть сдана в налоговый орган только в электронной форме. Данное правило действует для всех налогоплательщиков с 2015 года. Отчетность представляется в формате электронного документа через операторов телекоммуникационной связи. Сдача декларации на бумаге при обязанности ее представления в электронной форме будет приравнено налоговым органом к непредставлению отчетности вовсе.


Скачать бланк формы по КНД 1151001
налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС).

  • Сдача документов в налоговый орган

После того как документы будут собраны и заполнена декларация их необходимо направить в налоговый орган по месту учета.

  • Камеральная налоговая проверка

После получения от налогоплательщика налоговой декларации и приложенных к ней документов налоговый орган начинает камеральную проверку (далее КНП), в ходе которой проверяется обоснованность заявленных в декларации налоговых вычетов и сумм налога к возмещению из бюджета. Данная проверка проводится в налоговом органе, без выезда к налогоплательщику (в отличие от выездной, которая проводится на территории проверяемого ИП или организации). Срок КНП – 3 месяца с даты сдачи декларации в налоговый орган.

Обратите внимание, что с 2015 года налоговый орган имеет право на осмотр территории налогоплательщика, а также предметов и документов, если в декларации по НДС налог заявлен к возмещению.

  • Вынесение решения о возмещении налога

По окончании КНП налоговым органом в течение 7 дней выносится решение о возмещении налога (полностью или частично) если налоговым органом не выявлено никаких нарушений.

В случае выявления нарушений ИФНС составляется акт камеральной налоговой проверки, в котором излагаются основания отказа в возмещении НДС. На акт налогоплательщик вправе представить свои возражения, которые в последствии рассматриваются налоговым органом и по результатам проверки выносится решение о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении, которое также в дальнейшем может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

  • Уведомление налогоплательщика о принятом решении

В случае принятия положительного решения о возмещении НДС из бюджета налоговый орган в течении 5 дней сообщает об этом налогоплательщику, направив соответствующее решение.

  • Перечисление средств

Возврат средств ИП или организации производится в течение 5 дней с даты вынесения решения о возмещении, из которых 1 день отводится на направление поручения налоговой в Федеральное казначейство и 5 дней на перечисление средств самим казначейством (с даты получения поручения).

Примечание: перечисление средств в течение 12 дней (7 дней с окончания проверки на вынесения решения о возмещении и 5 дней на перечисление средств казначейством) возможно только, если вместе с декларацией было представлено заявление на возврат или зачет НДС. Если оно представлено не было, то срок перечисления средств налогоплательщику составляет месяц с даты получения налоговым органом такого заявления.

Обратите внимание, что в случае задержки перечисления средств налоговой на сумму налога, подлежащую возврату, начисляются проценты, равные ставке рефинансирования, действовавшей в период задержки. Проценты начисляются на каждый день просрочки.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Заявительный порядок возврата НДС могут использовать только некоторые категории налогоплательщиков, отвечающие определенным условиям. В рамках заявительного порядка возврат налога производится до окончания камеральной налоговой проверки.

Возместить НДС в ускоренном порядке могут:

  • Организации, уплатившие за 3 последних года налогов на сумму более 7 млрд. руб.;
  • Учитывается только НДС, акцизы, налог на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Иные платежи в расчет не берутся. Данное условие применяется только, если с момента регистрации организации прошло не менее 3-х лет.

  • Организации и ИП, представившие вместе с декларацией банковскую гарантию;
  • Что из себя представляет банковская гарантия, кем она выдается и каким требованиями должна отвечать мы рассмотрим далее в статье.

  • Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами территорий опережающего социально-экономического развития;
  • При условии предоставления вместе с декларацией копии договора поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ в соответствии с законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”.

  • Организации и ИП, являющиеся резидентами свободного порта Владивосток;
  • При условии предоставления вместе с налоговой декларацией договора поручительства управляющей компании, определенной законом “О свободном порте Владивосток”.

  • Организации и ИП, чья обязанность по уплате НДС обеспечена договором поручительства.
  • Право налогоплательщиков на ускоренный порядок возврата НДС при наличии поручительства появилось у ИП и организаций сравнительно недавно – с января 2017 года.

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия – это документ, в котором банк поручается за налогоплательщика перед налоговыми органами и обещает вернуть в бюджет сумму НДС, если по итогам проверки налог, заявленный к возмещению, не был подтвержден.

Обратите внимание, что не каждый банк имеет право выдавать гарантию. Для этого он должен отвечать условиям, установленным п.3 ст. 74.1 НК РФ и быть включенным в список, утверждаемый Минфином РФ.

На настоящий момент в данном списке числится 262 кредитные организации, имеющие право выдавать банковскую гарантию.

Сама банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  • Быть безотзывной и непередаваемой;
  • Иметь срок действия – не менее 8 месяцев с даты представления декларации в ИФНС;
  • Размер средств, на которые выдана гарантия, должен полностью покрывать сумму НДС, заявленную к возмещению.

Особенности возмещения НДС в заявительном порядке

Возврат налога на добавленную стоимость в ускоренном порядке состоит из следующих шагов:

  • Заполнение налоговой декларации по НДС;
  • Получение банковской гарантии на сумму, указанную в декларации;
  • Сдача декларации и банковской гарантии в налоговый орган;
  • Подготовка и направление в ИФНС заявления на применение заявительного порядка (если оно не было приложено к декларации и банковской гарантии);
  • Вынесение решения о возмещении НДС в течение 5 дней с даты получения налоговым органом заявления;
  • Направление решения в адрес налогоплательщика – не позднее 5 дней с даты его вынесения;
  • Перечисление средств на расчетный счет в течение 6 дней с даты вынесения решения.

Способы возмещения НДС

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возврату по решению налогового органа, может быть возвращена налогоплательщику на расчетный счет или зачтена в счет будущих платежей.

Обратите внимание, что при наличии задолженности по федеральным налогам налоговый орган сначала покроет эту задолженность и только потом вернет оставшуюся часть налога.

Причины, по которым налоговый орган может отказать в возврате НДС

Причин, по которым ИФНС отказывает в возмещении налога на добавленную стоимость достаточно много. Среди основных можно выделить следующие:

  • Отсутствие первичных документов, подтверждающих правомерность и обоснованной заявленной к возмещению суммы НДС;
  • Ошибки и противоречивые сведения, содержащиеся в представленных документах;
  • Недобросовестные контрагенты и нереальность осуществленной сделки.

Заявительный порядок возмещения НДС

Рассмотрим, что такое заявительный порядок возмещения НДС и какие организации вправе им воспользоваться, а также что представляет собой банковская гарантия и договор поручительства, необходимые для возмещения налога.

Возмещение НДС из бюджета

Организация может возместить НДС, когда применяет налоговые вычеты. Они позволяют уменьшить величину налога, исчисленного в пользу бюджета. Как правило, к вычету принимается предъявленный поставщиками «входной» НДС. Вычет могут использовать организации и ИП, если они являются плательщиками НДС.

Также возместить НДС могут лица, которые перевозят товарно-материальные ценности через таможенную границу.

Право на возмещение НДС возникает, когда величина исчисленного налога меньше суммы налоговых вычетов по итогу квартала. Сумму, которую вы заявили к возмещению, можно:

— перечислить на расчетный счет;

— зачесть в счет будущих платежей или в счет погашения недоимки.

Какие компании могут воспользоваться заявительным порядком

Возместить НДС можно в общем либо в заявительном порядке, то есть ускоренно — до окончания проверки.

Заявительным порядком возмещения НДС в 2020 году могут воспользоваться (п. 2 ст. 176.1 НК РФ):

  • все налогоплательщики, если они предоставили банковскую гарантию или поручительство российской организации;
  • организации, которые за три предыдущих года уплатили налоги на сумму не менее 2 млрд руб.;
  • резиденты территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, которые предоставили поручительство управляющей компании.

Как правило, возмещают налог:

— фирмы, экспортирующие товар по нулевой ставке НДС. При этом товарно-материальные ценности (ТМЦ) они покупают с полной ставкой;

— компании, которые покупают ТМЦ по ставке 20 % и продают произведенные товары по ставке 10 %, например, производители сельскохозяйственной продукции;

— фирмы, которые приобрели больше товаров, чем смогли продать по завершению отчетного периода.

Банковская гарантия

Гарантию, которая необходима для возмещения налога, можно получить в государственной корпорации развития «Вэб.рф» или в банке, который входит в перечень Минфина.

Сумма гарантии должна полностью покрывать сумму возмещаемого НДС.

Банковская гарантия при заявительном порядке возмещения НДС должна действовать с момента представления декларации как минимум 10 месяцев.

В гарантии должно быть прописано, что инспекция взыщет (ст. 46 и 47 НК РФ) с банка суммы, обеспеченные данной гарантией, если он не уплатит их по требованию инспекции.

Гарантия должна быть безотзывной и непередаваемой, а также не должна содержать указаний для инспекции о представлении банку документов, которые не предусмотрены НК РФ.

После получения банковской гарантии компания может претендовать на возмещение налога в ускоренном порядке.

Алгоритм ускоренного возмещения налога по банковской гарантии:

  1. Подготовьте документы и представьте декларацию.
  2. В течение пяти дней оформите гарантию и напишите заявление.
  3. Налоговики должны за пять дней рассмотреть ваше заявление и принять решение о возмещении НДС.
  4. После того как ФНС примет положительное решение, на ваш счет перечисляются денежные средства.

Возмещение НДС в заявительном порядке по поручительству

Чтобы возместить НДС в заявительном порядке по поручительству, необходимо подать в инспекцию:

  • договор поручительства (форма договора поручительства утв. Приказом ФНС России от 06.03.2019 № ММВ-7-3/120@);
  • заявление о применении заявительного порядка.

Сделать это нужно не позднее пяти рабочих дней со дня подачи декларации с НДС к возмещению. Поручителем по договору может выступать организация РФ, которая соответствует требованиям, перечисленным в п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ.

Срок действия договора поручительства должен быть не менее 10 месяцев со дня подачи декларации с НДС к возмещению и не более года со дня его заключения. А сумма, указанная в договоре, должна полностью покрывать возмещаемую сумму НДС (п. 4.1 ст. 176.1 НК РФ).

Как подготовиться к проверке

Заявительный порядок возмещения НДС не оказывает влияния на порядок проведения камеральной проверки. Проверка вашей декларации пройдет в штатном режиме, поэтому к ней нужно тщательно подготовиться.

В процессе проверки инспектор может:

— потребовать документы, которые связаны с исчислением НДС, а также подтверждающие налоговые вычеты;

— проводить допросы свидетелей, включая высшие должностные лица (руководитель, главный бухгалтер);

— проводить осмотр местонахождения объекта, по которому будет возмещаться НДС;

— истребовать документы у ваших контрагентов

Таким образом, перед проверкой вам необходимо собрать все необходимые документы, удостовериться, что они корректно оформлены, а также убедиться в правильности применения вычетов. Если найдутся нарушения применения хотя бы части вычетов, то нужно будет вернуть сумму возмещенного налога с двойными процентами, исходя из ставки рефинансирования. Перечислить деньги обратно в бюджет обязательно в течение пяти дней. После этого налоговики отправят уведомления в банк о прекращении действия предоставленной гарантии. Если же компания не вернет сумму возмещенного ей налога в срок, тогда ФНС будет требовать выплаты от банка, которым была выдана гарантия.

Проверка декларации перед отправкой

Чтобы получить возмещение из бюджета, нужно сначала подготовить налоговую декларацию. А также собрать пакет документов:

— счета-фактуры,

— первичные документы,

— кассовые и товарные чеки,

— книги покупок и продаж.

Они могут быть запрошены в формате требований от ФНС.

Инспекция при проверке возмещения может запросить любые документы, имеющие отношение к деятельности компании.

ФНС тщательно проверяет декларации, даже мельчайшие недочеты могут послужить основанием в отказе возврата НДС. Поэтому перед отправкой надо убедиться в достоверности предоставляемой информации. Документы можно подготовить как на бумаге, так и в электронном виде, отсканировав их и отправив через оператора электронного документооборота.

Камеральная проверка длится два месяца, но при наличии признаков нарушения законодательства может быть продлена до трех месяцев. Таким нарушением являются расхождения с контрагентами по книгам покупок и продаж. Поэтому важно сверять данные счетов-фактур с контрагентами до отправки декларации в налоговую.

Если по результатам проверки ошибок выявлено не будет, инспекция сообщит о завершении в течение 7 рабочих дней после окончания проверки.

При введении любой новой нормы налогового законодательства у организаций возникает множество вопросов. Ведь практика ее применения только начинает складываться. Поэтому разъяснения финансового ведомства в этот период весьма интересны, так как демонстрируют наиболее вероятные тенденции взаимоотношений контролирующих органов и налогоплательщиков на ближайшую перспективу. Одним из нововведений стал заявительный порядок возмещения НДС. Правда, применять его позволено не всем налогоплательщикам, а только тем, которые соответствуют установленным критериям. ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.04.10 № 03-07-08/84
СУТЬ НОВОГО ПОРЯДКА ВОЗМЕЩЕНИЯ
Смысл заявительного порядка, установленного статьей 176.1 НК РФ, состоит в том, что отдельным организациям разрешено получить из бюджета заявленный к возмещению НДС до окончания проверки декларации. То есть не дожидаясь, пока налоговый орган закончит камеральную проверку и примет по ее результатам решение о полном (либо частичном) возмещении налога или откажет в этом.
Категории налогоплательщиков, имеющие право воспользоваться новым порядком, перечислены в пункте 2 статьи 176.1 НК РФ.
Получив заявление организации о возмещении НДС в заявительном порядке, налоговики должны оценить, относится ли она к одной из указанных категорий, и в пятидневный срок принять решение о возврате налога. При этом за счет возмещаемой суммы они могут самостоятельно произвести зачет имеющихся у налогоплательщика недоимок по налогам. Такой зачет также осуществляется на основании решения инспекции.
Если камеральная проверка завершится для налогоплательщика неблагополучно, суммы излишне возмещенного НДС подлежат возвращению в бюджет, а за все время неправомерного пользования ими должны быть уплачены проценты. Они равны двукратной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующий период.
Казалось бы, все описано ясно и недвусмысленно. Однако, как показывает опыт, в ходе практической реализации нововведений организации и эксперты почти всегда выявляют особенности, которые способны привести к возникновению спорных ситуаций.
На какие же тонкости обратили внимание налогоплательщики в комментируемых письмах?
СЧИТАЕМ СУММУ УПЛАЧЕННЫХ НАЛОГОВ
Итак, заявительный порядок возмещения НДС разрешен тем налогоплательщикам, у которых совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих календарных года, составляет не менее 10 млрд руб.
Вот организация и поинтересовалась, что следует понимать под уплаченными налогами. Действительно, три года — срок немалый, и в его рамках могли быть случаи не только уплаты налогов, но и их возврата, а также возмещения того же НДС. Нельзя исключать и того, что за это время налоговики проводили зачеты переплат одних налогов в счет недоимок по другим.
Как посчитать, соблюден ли критерий, позволяющий обойтись без обращения в банк за гарантией? Надо ли брать «валовой» показатель или только разницу между платежами и возмещением налога из бюджета?
Ответы на эти вопросы Минфин России дал в комментируемом письме от 01.04.10 № 03-07-08/84. Он напомнил, что фактически уплаченными считаются не только налоги, перечисленные со счета налогоплательщика на счет соответствующего бюджета, но также суммы налогов, штрафов и пеней, которые ранее были излишне уплачены или взысканы и по решению налогового органа зачтены в счет погашения обязательства по уплате налогов.
Из определенной таким образом суммы уплаченных за три года налогов нужно вычесть те, которые признаны излишне уплаченными (взысканными) и были фактически возвращены компании.
По нашему мнению, остались неясными некоторые стороны проблемы. Например, не вполне очевидно, сочтут ли налоговики возвращенными те суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, по которым подано заявление о зачете в счет будущих платежей без указания на конкретный период такого зачета. Аналогичный вопрос остался и в отношении платежей, которые были совершены в большей сумме, чем величина налоговых обязательств, заявленных в соответствующих декларациях.
ПРИМЕР 1
Организация отразила в декларации за I полугодие 2010 года сумму прибыли 500 млн руб. С нее начислен налог 100 млн руб., который уплачен в бюджет.
Однако III квартал оказался неудачным, и налогооблагаемая прибыль за 9 месяцев 2010 года составила всего лишь 450 млн руб. Соответственно налог на прибыль с этой суммы — 90 млн руб.
Организация подала в ИФНС заявление с просьбой направить возникшую переплату в счет будущих платежей, не конкретизируя ни период, ни налог.
Возможно и такое. Предположим, что в I квартале 2010 года в декларации по НДС была указана сумма налога к уплате 446 400 руб. Вычетов налогоплательщик заявил на 88 000 руб.
В итоге к перечислению в бюджет по этой декларации причиталось 358 400 руб., но перечислено было 400 000 руб. В результате образовалась излишне уплаченная сумма, которая составила 41 600 руб.
Предприятие решило не направлять в налоговую инспекцию письмо о зачете или возврате.
По нашему мнению, есть вероятность, что в первом случае налоговики примут сумму налога на прибыль как уплаченную и согласятся включить ее в расчет лимита не по мере списания в счет будущих налоговых платежей, а в периоде фактической уплаты.
Во втором случае скорее всего сумма, превышающая заявленное в декларации налоговое обязательство по НДС, не будет расцениваться как уплаченный налог. Она может быть признана авансовым платежом, который в расчете лимита не участвует. Однако утверждать, что налоговики станут рассуждать именно так, невозможно.
ЧТО СЧИТАТЬ НЕДОИМКОЙ
Налогоплательщик поинтересовался также порядком возмещения НДС в ситуации, когда в лицевом счете отражена недоимка, возникшая, например, в связи с принятием решения по результатам выездной проверки, по которой есть решение (определение) суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих налоговикам взыскивать ее до завершения судебного разбирательства.
С одной стороны, недоимка имеется. Но с другой стороны, до окончания спора взыскать ее нельзя. Поэтому организация справедливо предположила, что в данном случае налоговые органы могут формально руководствоваться упоминанием о недоимке в статье 176.1 НК РФ и, например, вернут НДС в заявительном порядке за вычетом этой недоимки в расчете на завершение судебного процесса в свою пользу.
В комментируемом письме от 05.04.10 № 03-07-08/95 специалисты министерства сослались на пункт 4 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.04 № 83*.
* «О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Они напомнили, что принятие судом обеспечительных мер хотя и не означает, что решение налоговых органов признано недействительным, но вместе с тем приостанавливает его. То есть налоговики не вправе ни препятствовать расходованию организацией своих средств, ни предпринимать действия для получения этих сумм бюджетом, в том числе в виде удержаний или зачетов.
Поэтому налогоплательщик, добившийся принятия судом обеспечительных мер в отношении решения налоговиков, может быть спокоен: налоговые органы при возмещении НДС в заявительном порядке не имеют права уменьшить возвращаемые из бюджета средства на суммы таких недоимок.
УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИ ЗАЯВИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ
Был затронут еще один технический, но весьма важный вопрос. Он касается ситуации, когда камеральная проверка поданной декларации еще не закончена, а налогоплательщик представляет «уточненку».
Пункт 9.1 статьи 88 НК РФ предусматривает прекращение проверки ранее поданной декларации и всех действий налогового органа, а в отношении «уточненки» начинается новая камеральная проверка.
Если по первичной декларации, согласно заявлению организации, применялся заявительный порядок возмещения налога, то при подаче уточненной может возникнуть ситуация, когда налоговики все еще проводят проверку, но сумма НДС уже возвращена, то есть поступила на его счет. То, что в этом случае первая камеральная проверка прекращается, очевидно. Но что будет с полученной из бюджета суммой?
К тому же уточненная декларация может содержать как большую, так и меньшую сумму налоговых обязательств компании по сравнению с первоначальным вариантом. Как поступить: вернуть часть суммы в бюджет или получить из бюджета дополнительные средства?
По мнению Минфина России, указанные положения статьи 88 НК РФ дают однозначный ответ. Необходимо все вернуть к исходной ситуации: решение о возмещении НДС отменяется, выставляется требование о возврате налога, и организация (или ее банк-гарант) перечисляет полученный из бюджета НДС обратно. У налогоплательщика есть на это пять дней. Причем неважно, содержит ли уточненная декларация большую или меньшую сумму НДС к возмещению по сравнению с первоначальной.
Зато предприятие может подать заявление о возмещении НДС в заявительном порядке уже в отношении уточненной декларации, и налоговый орган в таком случае действует по обычному алгоритму.
По нашему мнению, такая логика имеет право на существование. Прекращение камеральной проверки первичной декларации означает, что стороны возвращаются в исходное положение и начинают все заново.
Иначе налогоплательщики могли бы получить инструмент, позволяющий длительное время на абсолютно законных основаниях пользоваться бюджетными средствами почти бесплатно, однократно подав декларацию к возмещению и в дальнейшем с определенной периодичностью (например, каждые один-два месяца) представляя уточненные декларации.
КАК ПРИМЕНЯТЬ СТАВКУ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ
Организация уточнила и порядок начисления процентов за пользование бюджетными средствами, когда возмещенная сумма НДС подлежит возврату.
Дело в том, что статья 176.1 НК РФ говорит о необходимости применения именно удвоенной ставки рефинансирования.
Можно предположить, что компания опасалась, что проценты будут рассчитываться так же, как начисляют пени на недоимки, то есть по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день. Ведь пени, исходя из норм статьи 75 НК РФ, тоже фактически являются платой за пользование бюджетными средствами, поскольку призваны компенсировать потери бюджета от несвоевременного поступления налогов.
К тому же из статьи 176.1 НК РФ нельзя понять, являются ли указанные проценты единственным дополнительным платежом налогоплательщика в бюджет или ему могут начислить и пени. Ведь бюджет недополучил платежи на сумму неправомерно возмещенных в заявительном порядке сумм НДС.
Разъяснения по этому аспекту проблемы благоприятны для налогоплательщиков. Статья 176.1 НК РФ в отличие от статьи 75 НК РФ никакого специального порядка использования ставки рефинансирования не содержит. Поэтому при расчете нужно исходить из фактической, а не условной продолжительности календарного года, то есть определять процентную ставку за день как 1/365 (1/366) учетной ставки ЦБ РФ. Эти проценты являются единственной формой платы за пользование бюджетными средствами. Никакие пени дополнительно не начисляются.
Специалисты ведомства сообщили и дополнительную информацию по этому вопросу. Они указали, что, поскольку ставка рефинансирования в последнее время меняется довольно часто, налоговики будут определять суммы процентов исходя из всех ставок, которые действовали с момента получения налогоплательщиком средств из бюджета до возврата излишнего возмещения.
ПРИМЕР 2
Предположим, налогоплательщик 27 января 2010 года получил сумму возмещения НДС. Возврат излишнего возмещения он произвел на основании решения налогового органа по результатам камеральной проверки декларации 4 мая 2010 года.
Расчет ставки процентов за день будет осуществлен следующим образом:
— с 28 января по 23 февраля — по 0,048% (учетная ставка 8,75% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 24 февраля по 28 марта — по 0,047% (учетная ставка 8,5% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 29 марта по 29 апреля — по 0,045% (учетная ставка 8,25% х 2 раза/ 365 дн.);
— с 30 апреля по 4 мая — по 0,044% (учетная ставка 8% х 2 раза/365 дн.).
После того как суммы процентов будут определены по каждой ставке, все результаты складываются и общая сумма включается в требование, выставляемое налогоплательщику.
Статья напечатана в журнале «Документы и комментарии» №13, июль 2010 г.

Особенности и сроки при общем и заявительном порядке возмещения НДС

Основные моменты при возмещении

Способы получения возмещения

Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке

Проценты за несвоевременное возмещение НДС

Порядок обжалования

Отражение в бухучете

Нюансы заявительного порядка возмещения НДС

Итоги

Основные моменты при возмещении

Ситуации, позволяющие получить возмещение НДС, могут возникать не только у экспортеров, но и у тех налогоплательщиков, которые не занимаются внешнеэкономической деятельностью. Для экспортеров процедура существенно сложнее, так как им еще придется доказывать наличие оснований на применение нулевой ставки налога.

Об этом подробнее сказано в материале «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?».

Различают общий и заявительный порядок возмещения НДС. Последний позволяет получить возмещение в ускоренном варианте (до завершения налоговой проверки), условия применения которого прописаны в ст. 176.1 НК РФ. Процедуры проведения самой проверки при обоих порядках идентичны.

Право на возмещение возникает, если сумма налога, начисляемого к уплате, оказывается меньше, чем объем вычетов по НДС. При возмещении компания получает назад сумму налога, которую ранее уплатила поставщику в виде добавления его к цене товара (услуг, работ).

Ситуации, когда возникает право на возмещение налога из бюджета, как правило, возникают:

  • у экспортеров (ведь они продают товар на экспорт по нулевой ставке НДС, а сырье, материалы или готовую продукцию от производителей закупают с применением полной ставки налога);
  • компаний, продающих продукцию с применением ставки 10% и закупающих товары (услуги или работы) с учетом ставки налога, равной 20%;
  • предприятий, которые продали в отчетном периоде меньше товаров, чем приобрели, или у производителей, которые получили доход от реализации своей продукции, меньший, чем понесенные затраты (такая ситуация может возникнуть не только в результате убыточной деятельности предприятия или утери/порче продукции, но и по причине низкого спроса на нее);
  • торговых компаний в случае окончания срока годности продукции и снятия ее с продажи и т. д.

Способы получения возмещения

1. Автоматический зачет имеющейся задолженности предприятия перед бюджетом по налогам. Такое погашение долгов по налогам, пеням и штрафам за счет возмещения НДС производится в соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ.

Исключение составляют случаи погашения недоимки и штрафов, которые, в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, могут быть взысканы лишь по решению суда. Подробное разъяснение по этому случаю предоставил Президиум ВАС в своем постановлении от 16.04.2013 № 15856/12.

Кроме того, налоговая инспекция не сможет автоматически погасить задолженность по пеням и штрафам за счет возмещения по НДС, если суд своим решением приостановил это взыскание. Это разъяснено в постановлении ФАС Центрального округа от 18.01.2010 № А35-1181/09-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 24.05.2010 № ВАС-5885/10).

2. По заявлению налогоплательщика, переданному на бумажном носителе или в электронной форме, зачет может быть проведен в счет будущих налоговых платежей в бюджет (п. 6 ст. 176 НК РФ).

3. По заявлению плательщика производится возврат денежных средств на его банковский счет в порядке, указанном в п. 8 ст. 176 НК.

Сроки возмещения НДС при общем и заявительном порядке

В НК РФ установлены ограниченные сроки по всем этапам, предшествующим получению возмещения по налогу на добавленную стоимость налогоплательщиком. Стоит обратить внимание, что пропуск сроков со стороны налоговой грозит ей последствиями в виде уплаты процентов налогоплательщику.

Сроки при общем порядке

1. После подачи налоговой декларации за отчетный период и заявления на возмещение ИФНС проводит камеральную проверку. Сейчас срок проведения проверки составляет 2 месяца, но если у налоговой возникнут подозрения в совершении нарушений ее могут продлить до 3-х (п. 1 ст. 176, ст. 88 НК РФ).

2. Если в ходе проведения камеральной проверки не были выявлены нарушения, то ИФНС, в соответствии с пп. 2, 6 и 7 ст. 176 НК РФ, в 7-дневный срок (в рабочих днях) принимает решение о возмещении НДС целиком либо частично (а также решение о зачете в счет будущих платежей или возврате, если об этом просил налогоплательщик). При этом:

  • на следующий день после принятия положительного решения в казначейство направляется поручение о проведении платежа (абз. 1 п. 8 ст. 176 НК РФ);
  • в течение 5 дней казначейство проводит платеж на счет налогоплательщика, который был указан им в заявлении (абз. 2 п. 8 ст. 176 НК РФ).

Всего на возврат не вызывающей возражений у налогового органа суммы возмещения по НДС отводится 2 месяца и 12 (7+5) дней после подачи декларации и заявления о возмещении. Если заявление не подавалось до вынесения решения о возмещении, то срок перевода денежных средств казначейством будет увеличен до 1 месяца с момента получения ИФНС этого заявления (п. 11.1 ст. 176 НК РФ).

3. Если в ходе проведения проверки были выявлены нарушения налогового законодательства и предприятию было отказано в возмещении, то в течение 10 дней после завершения проверки составляется соответствующий акт и передается налогоплательщику.

См. также материал «Как возвращается НДС: схема возврата (возмещения)?».

Сроки при заявительном порядке

Право на возмещение НДС в ускоренном порядке налогоплательщики имеют при соблюдении определенных условий, установленных ст. 176.1 НК РФ (в частности, это определенный объем уплаченных налогов за 3 предыдущих года, наличие банковской гарантии или поручительства).

Если все условия выполняются, то после подачи декларации налогоплательщик должен в 5-дневный срок подать заявление о возмещении НДС в соответствии с п. 7 ст. 176.1 НК РФ. Налоговый орган также в 5-дневный срок с момента получения заявления налогоплательщика (при условии соблюдения последним требований, установленных пп. 2, 4 и 7 ст. 176.1 НК РФ) принимает решение о предоставлении возмещения или отказе в этом (п. 8 ст. 176.1 НК РФ).

Если у налогоплательщика имеется недоимка по налогам и пеням, то проводится ее автоматический зачет в счет суммы возмещения (п. 9 ст. 176.1 НК РФ). Не позже дня, наступающего за принятием решения о возмещении, ИФНС передает казначейству поручение о перечислении возмещаемой суммы на банковский счет налогоплательщика (п. 10 ст. 176.1 НК). В 5-дневный срок территориальный орган Федерального казначейства производит перевод средств налогоплательщику.

Если на 12 день после подачи заявления налогоплательщика по ускоренной процедуре не было произведено возмещение НДС, то происходит начисление процентов. После получения уведомления от казначейства о возврате суммы возмещения налоговая инспекция в 3-дневный срок принимает решение о возврате насчитанных процентов и на следующий день направляет соответствующее поручение в казначейство (абз. 4 п. 10 ст. 176.1 НК РФ).

Срок проведения камеральной проверки по заявленным суммам НДС к возмещению также составляет 2 месяца, как и при общем порядке возмещения. Если по итогам проверки будет определено, что налогоплательщик не имел права на возмещение, то у него возникнет недоимка на сумму выплаченного ему возмещения. Ее придется погасить либо самому налогоплательщику, либо его гаранту (поручителю) в течение 5 дней с даты получения требования о возврате. При отсутствии добровольной уплаты взыскание произведут в принудительном порядке.

Проценты за несвоевременное возмещение НДС

При задержке выплаты возмещения налогоплательщику налоговая инспекция в одностороннем порядке обязана рассчитать проценты за каждый день просрочки исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ (п. 10 ст. 176 НК РФ).

Налогоплательщику для этого не требуется подавать заявление, как было установлено в постановлениях Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 12842/11 и 17.03.2011 № 14223/10.

Проценты начисляются и в том случае, если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении, а налогоплательщик в суде доказал свою правоту, в результате чего это решение вместе с актом были отменены (постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 и Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11). При этом начисление процентов производится с 12 дня после окончания налоговой проверки.

При исчислении процентов учитываются как выходные, так и праздничные дни. К такому выводу пришли суды, основываясь на том, что в НК РФ нет ссылок на то, что следует считать по-иному. Основанием для использования такой судебной практики является постановление Президиума ВАС РФ от 21.01.2014 № 11372/13.

Такие же правила по начислению процентов начиная с 12 дня по окончании камеральной проверки касаются и случаев, когда налоговый орган принял решение о частичном возмещении НДС. Речь идет о признанной налоговыми инспекторами сумме НДС к возмещению. Подтверждают это постановления Президиума ВАС РФ от 20.03.2012 № 13678/11 и № 13678/11.

Порядок обжалования

Если налоговая служба по результатам камеральной налоговой проверки составила акт и отказалась возместить НДС, то у налогоплательщика есть 1 месяц для подачи своих возражений в тот налоговый орган, который проводил проверку. Письменные возражения подают в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ. Срок рассмотрения возражений не должен превышать 10 дней, хотя может быть и продлен (но не более чем на 1 месяц).

Если решение ИФНС не устраивает налогоплательщика, то следующим шагом будет обращение в вышестоящий налоговый орган с жалобой или апелляционной жалобой в порядке ст. 138, 139.1–140 НК РФ.

В случае получения отказа в вышестоящем налоговом органе налогоплательщик имеет право обратиться в арбитражный суд. При этом обжаловать оба решения (отказ в возмещении и привлечении к ответственности) можно одновременно — путем подачи одного искового заявления и уплаты госпошлины как за единое требование (постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Подробнее см.: «Порядок действий налогоплательщика, если он не согласен с решением о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности по итогам проверки».

Отражение в бухучете

Порядок возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в бухгалтерском учете отражается следующим образом:

Дт 68 Кт 19 — предъявление налога к возмещению;

Дт 51 Кт 68 — зачисление возмещения на расчетный счет налогоплательщика от казначейства;

Либо:

Дт 68 зачтенного налога Кт 68 — зачет платежа (недоимки) по налогу за счет возмещения НДС;

Дт 68 (76) Кт 91 — начисление процентов за несвоевременное возмещение НДС;

Дт 51 Кт 68 (76) — проценты поступили на банковский счет налогоплательщика.

Нюансы заявительного порядка возмещения НДС

Как мы отмечали выше, правом воспользоваться заявительным (ускоренным) порядком возмещения налога на добавленную стоимость можно лишь при соблюдении ряда условий, указанных в статье 176.1 НК РФ. Так, в большинстве случаев налогоплательщик должен предоставить гарантию (банковскую или поручительство) того, что гарант возместит бюджету сумму возмещенного НДС, если по итогам проверки выяснится, что налогоплательщик не имеет права на возмещение.

Освобождаются от обязательства предоставления финансовой гарантии лишь крупные налогоплательщики. К таковым относятся юрлица, существующие не менее 3 лет и уплатившие за последние 3 года в бюджет налогов на сумму, превышающую 2 млрд руб. (подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ).

Причем речь идет не только о непосредственной уплате налогов (акцизов, НДС, налога на прибыль, НДПИ) в бюджет, но и в порядке зачета таких обязательств (письмо ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2/7390@). В расчет не берутся налоги, уплаченные при ввозе товаров, и суммы налогов, удержанных компанией в качестве налогового агента.

При расчете уплаченных (зачтенных) налогов за 3 года вычитается сумма излишне взысканных (уплаченных) налогов. Исключением являются налог на добавленную стоимость и акцизные сборы, которые были возвращены за предыдущие 3 года в соответствии со ст. 176 (176.1) и 203 НК (письма Минфина России от 31.08.2017 № 03-07-11/55788, от 13.07.2010 № 03-07-08/200 и ФНС России от 23.07.2010 № АС-37-2-7390@).

Если налогоплательщик не соответствует требованиям подп. 1 п. 2 ст. 176.1 НК РФ, то он может воспользоваться заявительным порядком возмещения при предоставлении банковской гарантии. Требования к такой гарантии содержатся в ст. 368–379 Гражданского кодекса России. Кроме того, специальные требования указаны в ст. 74.1 и 176.1 НК РФ.

Обязательным требованием, предъявляемым к банку, который выдал гарантию, является включение его в специальный список Минфина России (пп. 3 и 4 ст. 74.1 НК РФ). С этим перечнем можно ознакомиться на сайте финансового ведомства. При этом разрешено выдавать гарантию и филиалу попавшего в перечень банка (письмо ФНС России от 15.06.2010 № ШС-37-3/4049@).

В гарантию не должны быть включены какие-либо другие суммы, кроме заявленного к возмещению НДС. А срок ее действия должен быть не меньше 10 месяцев со дня представления в ИФНС декларации по налогу.

Если налогоплательщик осуществляет деятельность в местности, которая считается территорией опережающего социально-экономического развития или является резидентом свободного порта Владивосток, то достаточным является предоставление им в ИФНС договора поручения от имени управляющей компании. В этом договоре будет закреплено обязательство поручителя уплатить в бюджет за налогоплательщика сумму полученного возмещения, если право на возмещение не будет подтверждено (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Срок действия такого договора должен составлять не меньше 8 (с 01.07.2017 – 10) месяцев с даты представления в ИФНС декларации по налогу.

С 01.07.2017 (закон «О внесении изменений…» от 30.11.2016 № 401-ФЗ) к числу налогоплательщиков, имеющих право на заявительный порядок возмещения НДС, добавлены представившие поручительства юрлиц, готовых возместить за них ту сумму налога, которая окажется выплаченной неправомерно (подп. 5 п. 2 ст. 176.1 НК РФ). Поручитель должен (п. 2.1 ст. 176.1 НК РФ):

  • иметь объем уплаченных за 3 года, предшествующих году поручительства, налогов не менее 2 млрд руб., а объем обязательств по договорам поручительства (вместе с даваемым налогоплательщику) не больше 50% от величины чистых активов;
  • не находиться в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства и не иметь долгов по уплате налоговых платежей.

О форме договора поручительства для упрощенного возврата НДС читайте .

Обратите внимание! За НДС, возмещенный без оснований, придется уплатить и проценты, и штраф.

Итоги

Для получения возмещения из бюджета суммы НДС налогоплательщик должен представить вместе с налоговой декларацией еще и заявление. При этом есть возможность воспользоваться как общим порядком возмещения, так и заявительным.

При общем порядке возмещения сумма налога будет возвращена или зачтена не ранее 2 месяцев и 12 дней после подачи декларации и заявления. Если заявление было подано после принятия решения о возмещении, то срок зачисления средств из бюджета на банковский счет налогоплательщика увеличится на 30 дней.

Если у налогоплательщика есть возможность рассчитывать на заявительный порядок, то сроки возмещения НДС существенно сокращаются: он сможет получить возмещение на 12 день после подачи соответствующего заявления. В случае задержки возврата (зачета) возмещения по НДС налоговая инспекция дополнительно уплачивает проценты.

Если по результатам камеральной проверки налогоплательщику будет отказано в возмещении НДС, то он может направить возражения в налоговый орган. В случае негативного решения по результатам изучения поданных возражений обжаловать его нужно в вышестоящем налоговом органе, а затем (в случае неудачи) — в суде.

1. Применяя правила п. 1 ст. 176, нужно обратить внимание на следующее:

1) они имеют характер общих правил, их следует применять с обязательным учетом правил п. 2 — 4 ст. 176;

2) они подлежат применению лишь в той мере, в какой:

— по итогам налогового периода (т.е. 1 месяца или квартала, см. комментарий к ст. 163 НК) сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС (исчисленную в порядке, установленном в ст. 173 НК, см. комментарий к ней), подлежащую уплате в бюджет. При этом общую сумму НДС необходимо исчислять как по реализованным товарам (работам, услугам), так и по переданным для собственных нужд, а также по строительно — монтажным работам, выполненным для собственного потребления;

— образовалась разница между суммой налоговых вычетов и упомянутой общей суммой НДС (вследствие превышения первой суммы над второй);

3) они предусматривают, что образовавшаяся разница подлежит возмещению налогоплательщику либо в форме зачета, либо в форме возврата соответствующих сумм из бюджета;

4) хотя в них говорится, что зачет и возврат суммы НДС осуществляется в соответствии с положениями самой ст. 176, все же необходимо также учитывать положения:

— ст. 78 НК (о зачете и возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени);

— ст. 79 НК (о возврате излишне взысканного налога, сбора и также пени).

2. Закон N 166 внес существенные изменения в содержание п. 2 ст. 176. Применяя нынешнюю редакцию п. 2 ст. 176, нужно обратить внимание на то, что:

2) понятие «отчетного периода» из п. 2 ст. 176 исключено (сравните с правилами ст. 240 НК, см. комментарий);

3) «три календарных месяца» (упомянутые в п. 2 ст. 176):

— исчисляются по правилам ст. 6.1 НК;

— должны следовать подряд и непосредственно друг за другом (например, июль, август, сентябрь);

— имеются в виду как непосредственно следующие за истекшим налоговым периодом. Так, если налоговый период — 1 календарный месяц (например, январь), то речь идет о 3 календарных месяцах, следующих сразу за этим месяцем (в нашем примере — это февраль, март, апрель). Если налоговый период — квартал (например II, то речь идет о трех календарных месяцах, следующих за этим кварталом (в нашем примере — это июль, август, сентябрь).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: не противоречат ли правила п. 2 ст. 176 положениям ст. 174 НК (о том, что уплата НДС производится по итогам каждого налогового периода и не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом)? Противоречия нет: дело в том, что в ст. 174 НК особо подчеркивается, что упомянутые правила уплаты сумм НДС действуют в той мере, в какой иное не установлено в правилах главы 21 НК. А в ст. 176 (она тоже входит в главу 21 НК!) как раз и установлены «иные» правила: они регулируют ситуацию, когда по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает «общую сумму НДС»;

4) суммы превышения НДС над общей суммой НДС (упомянутые в п. 1 ст. 176) должны быть направлены на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов и сборов:

— в течение непосредственно следующих за истекшим налоговым периодом трех следующих подряд календарных месяцев;

— не только сумм НДС, но и сумм любых иных налогов и сборов (включая налоги и сборы, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ), в т.ч. в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непосредственно не связанных с производством и реализацией таких товаров, см. об этом комментарий к ст. 150 — 152 НК);

5) кроме того, суммы превышения (в те же сроки) подлежат направлению на уплату:

— пени — т.е. денежной суммы, которую налогоплательщик (или налоговый агент) должны взыскать в случае уплаты сумм налогов и сборов в более поздние (чем это установлено законодательством о налогах и сборах) сроки (ст. 75 НК);

— сумм налоговых санкций (они представляют собой меру ответственности за совершение налогового правонарушения в виде денежных взысканий (штрафов), налагаемых в соответствии со ст. 116 — 124 НК (ст. 114 НК);

— сумм недоимок по налогам и сборам (т.е. сумм налогов и сборов, не уплаченных в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, ст. 11 НК);

6) на упомянутые выше цели суммы превышения налоговых вычетов над общей суммой НДС направляются в той мере, в какой суммы налогов и сборов, пени и т.п. подлежат зачислению в тот же самый бюджет (например, в федеральный), а не в иной бюджет, либо внебюджетный фонд;

7) правила п. 2 ст. 176 императивно предписывают:

— налоговым органам осуществлять зачет (т.е. погашение за счет образовавшейся разницы требований по уплате сумм по другим налогам и сборам, пени, штрафов, и т.д.) самостоятельно (т.е. не дожидаясь того, что этого потребуют налогоплательщики);

— осуществить такой зачет совместно налоговым органам и таможенным органам — по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (а равно в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров);

— произвести такой зачет и сообщить об этом не позднее 10 календарных дней (т.е. и нерабочие дни не исключаются из подсчета) налогоплательщику. Отсчет начинается со следующего (после дня осуществления зачета) дня (ст. 6.1 НК).

3. Правила п. 3 ст. 176 характеризуются тем, что:

1) они применяются, если:

— истекли три календарных месяца (упомянутых в ст. 163 НК), непосредственно и подряд следующие за истекшим налоговым периодом;

— сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой НДС (исчисленной в соответствии со ст. 166 НК, см. комментарий к ней) не была зачтена (независимо от причины этого: отметим, что вины налогоплательщика в этом нет, ибо зачет осуществляют самостоятельно налоговые органы);

— налогоплательщик подал в налоговый орган письменное заявление о возврате этой суммы. Форма заявления устанавливается Министерством по налогам и сборам: впредь до ее утверждения налогоплательщик составляет письменное заявление в произвольной форме).

Отсутствие заявления о возврате суммы не позволяет налоговому органу принять решение о возврате;

2) они предписывают (при наличии указанных в п. 3 ст. 176 условий) реально возвратить налогоплательщику сумму разницы. При этом предусмотрено, что:

— налоговый орган в течение не двух календарных недель, а недель, состоящих из 5 рабочих дней, следующих подряд (это прямо вытекает из анализа ст. 6.1 НК) после получения от налогоплательщика указанного выше письменного заявления (с указанием его ИНН) принимает решение о возврате суммы из соответствующего бюджета;

— указанное решение (оно содержит указание на обстоятельства, в соответствии с которыми образовалась упомянутая в ст. 176 сумма превышения, ее размер, данные о налогоплательщике, данные о налоговом органе и т.п. сведения, дату и место вынесения. Оно подписывается руководителем (его заместителем) налогового органа), должно быть направлено не позднее 2-х недель (со дня принятия решения) на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства, а также налогоплательщику;

— осуществление фактического возврата денег налогоплательщику возложено именно на органы Федерального казначейства (а не на налоговые органы);

3) устанавливают срок осуществления возврата денег налогоплательщику — не позднее 2 недель (состоящих не из календарных дней, а из 5 рабочих дней, следующих подряд (каждая неделя), ст. 6.1 НК), отсчитываемых со следующего (после дня получения решения налогового органа органом Федерального казначейства) дня. При этом нужно обратить внимание на ряд важных обстоятельств:

— в случае если решение налогового органа не получено органом Федерального казначейства (независимо от причины!) в истечение 7 дней (отсчитываемых со дня, следующего за днем направления налоговым органом этого решения) датой получения упомянутого решения органами Федерального казначейства признается восьмой день (считая со следующего после дня направления решения налоговым органом дня). С этого восьмого дня (а точнее, следующего за ним дня) следует (в такой ситуации) и отсчитывать двухнедельный срок, установленный для осуществления возврата денег органами Федерального казначейства;

— во всех случаях, в п. 3 ст. 176 имеются в виду не календарные дни, а рабочие дни: вывод сделан на основе систематического толкования норм ст. 6.1 НК и ст. 176 НК;

4) при нарушении сроков, установленных для осуществления возврата суммы денег налогоплательщику, необходимо начислить проценты исходя из 1/300 ставки рефинансирования, устанавливаемой ЦБР.

4. Специфика правил п. 4 ст. 176 состоит в том, что:

1) они распространяются лишь на случаи возврата сумм НДС, предусмотренных в п. 3 ст. 172 НК (к сожалению, в официальном тексте ст. 176 НК — опять опечатка (!): нужно было сослаться напрямую не на ст. 171 НК (там нет непосредственного упоминания о суммах, связанных с операциями по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК), а на п. 3 ст. 172 (где сказано, что речь идет о вычетах сумм НДС, предусмотренных ст. 171 НК в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в п. 1 ст. 164 НК), и тогда все становится на свои места, т.е. речь идет об операциях, оплачиваемых по нулевой ставке (за исключением операций по реализации товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования, дипломатического или административно — технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей). При этом необходимо руководствоваться письмом Министерства по налогам и сборам от 8 октября 1999 г. N ВГ-6-06/804 в ред. от 16 августа 2000 г. N ВГ-6-06/618, установившем перечни государств:

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется полное освобождение от уплаты НДС (например, КНДР, Сирия, приложение 1 к письму);

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала применяется частичное освобождение от уплаты НДС (например, СРВ, Республика Чад и др. приложение N 2 к письму);

— в отношении дипломатических представительств которых и их персонала освобождение от уплаты НДС не применяется (например, Тунисская Республика, приложение 3 к письму);

2) они подлежат применению также в отношении сумм НДС, исчисляемых и уплаченных (в соответствии с п. 1 ст. 164 НК и п. 6 ст. 166 НК) по нулевой ставке. При этом обязательное требование п. 6 ст. 166 НК состоит в том, что:

— такие суммы должны быть исчислены отдельно по каждой из операций, облагаемых по нулевой ставке (включая и операции, указанные в подпункте 7 п. 1 ст. 164 НК);

— необходимо ведение раздельного учета по таким операциям (при этом сумма НДС исчисляется как сумма налога, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно, как соответствующие налоговым ставкам процентные доли конкретных налоговых баз (см. об этом более подробно комментарий к п. 1, 6 ст. 166 НК);

3) суммы, указанные в п. 4 ст. 176, подлежат возмещению лишь на основании отдельной налоговой декларации (она составляется налогоплательщиком по форме N 2, заполненной в соответствии с Инструкцией от 27 ноября 2000 г. по операциям, указанным в подпунктах 1 — 6 п. 1 ст. 164 НК, и представляется им в налоговый орган по месту своего налогового учета), а также документов (например, контрактов, грузовой таможенной декларации и др.), предусмотренных в ст. 165 НК (см. комментарий к ней);

4) они установили особую процедуру возмещения НДС:

а) такое возмещение производится не позднее (раньше — можно) 3 календарных месяцев (т.е. и нерабочие дни из подсчета исключать нельзя), считая со дня предоставления налогоплательщиком указанных выше отдельной налоговой декларации по НДС и документов (отсчет срока следует начинать со следующего дня после дня представления этих документов);

б) в течение этого срока налоговому органу предписано провести проверку обоснованности применения нулевой ставки НДС (речь идет как о камеральной налоговой проверке, что чаще всего и бывает, так и о выездной налоговой проверке, если по обстоятельствам дела это необходимо). При этом нужно руководствоваться нормами ст. 88, 89 НК и принять либо решение о возмещении НДС (путем зачета или возврата), либо решение об отказе в возмещении;

в) они предусматривают, что если налоговый орган принял решение об отказе в возмещении (полностью или в определенной части), он обязан предоставить налогоплательщику письменное мотивированное заключение (с указанием всех оснований отказа, со ссылкой на соответствующие нормы законодательства о налогах и сборах) об отказе. Такое заключение должно быть представлено не позднее (раньше — можно) 10 календарных дней со дня вынесения решения об отказе (отсчет этого срока начинается со следующего дня после дня принятия решения);

5) если налоговым органом в течение 3 календарных месяцев (указанных в ст. 176 НК) не вынесено решения об отказе в возмещении суммы (а равно если указанное мотивированное заключение об отказе не представлено в 10-дневный срок налогоплательщику) налоговый орган:

— обязан принять только одно решение, а именно о возмещении суммы НДС (по которой он так и не вынес решение об отказе в возмещении (хотя бы о частичном отказе));

— обязан письменно (с указанием ИНН налогоплательщика) уведомить об этом налогоплательщика;

— должен представить последнему такое уведомление не позднее 10 календарных дней со дня истечения последнего дня трехмесячного срока, указанного в п. 4 ст. 176. При этом и исчисление начала отсчета сроков и начала отсчета сроков производится в полном соответствии с правилами ст. 6.1 НК;

6) в случае если у налогоплательщика есть недоимки и (или) пени (см. об этом понятии выше):

— по НДС, по любым иным налогам и сборам (например, по налогу на доходы организации или физических лиц, по акцизам, а также задолженность по налоговым санкциям (которые были присуждены налогоплательщику судом, а именно — арбитражным судом, ст. 104 НК) упомянутые суммы подлежат зачету в первоочередном порядке (т.е. о возмещении НДС в форме возврата говорить не приходится);

— осуществляется зачет (упомянутых сумм) на основании решения налогового органа. При этом такой зачет производится, если упомянутые суммы подлежат зачислению в тот же бюджет, что и сумма превышения, упомянутая в п. 1 ст. 176 НК. Отсюда важный вывод: если даже есть суммы недоимки (пени, штрафы) по налогам и сборам, зачисляемые в другие бюджеты, то это не препятствует осуществлению возмещения в форме возврата денег;

— производится зачет самостоятельно самим налоговым органом (т.е. нет необходимости в согласии налогоплательщика, равно как нет надобности ждать поступления заявления от налогоплательщика). О зачете должен быть уведомлен налогоплательщик (письменно и не позднее 10 календарных дней после его осуществления);

7) если налоговый орган принял решение о возмещении (либо в форме зачета, либо в форме возврата), то при наличии недоимки (только по НДС), которая образовалась в период между датой подачи налогоплательщиком декларации и датой возмещения сумм НДС (при условии, что недоимка не превышает сумму возмещения) — пени на эту недоимку не начисляется;

8) если у налогоплательщика НДС отсутствуют и недоимки, и пени, и присужденные налоговые санкции по НДС, а также суммы недоимок, пени, присужденных налоговых санкций по другим налогам и сборам (но речь идет только о суммах, подлежащих зачислению в один и тот же бюджет, а именно в тот, из которого производится возврат суммы НДС), суммы, подлежащие возмещению:

— либо засчитываются в счет текущих платежей по НДС и (или) иных налогов (например, акцизов, налогов на доходы и т.д.), подлежащих уплате в один и тот же бюджет;

— либо засчитываются в счет текущих платежей по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (а не только при ввозе на таможенную территорию РФ) и в связи с реализацией товаров (работ, услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. При этом налоговый орган должен согласовать такой зачет с соответствующим таможенным органом;

— либо подлежат возврату налогоплательщику. Однако необходимым условием такого возврата является подача последним в налоговый орган письменного заявления (с указанием своего ИНН, суммы, подлежащей возврату, иных необходимых сведений) о возврате.

5. Если налоговый орган получает упомянутое выше заявление от налогоплательщика, он (при наличии всех других условий, указанных в абзаце 1 — 9 п. 4 ст. 176):

1) обязан принять решение о возврате сумм НДС из соответствующего бюджета;

2) принимает такое решение не позднее 3 календарных месяцев (считая со следующего после предоставления налогоплательщиком в налоговый орган отдельной налоговой декларации, указанной в п. 7 ст. 164 НК и документов, упомянутых в ст. 165 НК, см. комментарий к ним). Речь идет о «Декларации по НДС по налоговой ставке 0 процентов», которая заполняется, в соответствии с Инструкцией от 27 ноября 2000 г.);

3) должен в этот же срок направить в соответствующий орган федерального казначейства текст своего решения о возврате сумм НДС налогоплательщику.

6. Орган федерального казначейства (получив решение о возврате сумм НДС от налогового органа) должен:

— осуществить реальный (фактический) возврат этих сумм (путем перечисления на банковский счет налогоплательщика);

— произвести возврат суммы НДС не позднее двух недель после получения решения от налогового органа. При этом и в данном случае речь идет не о календарных нормах, а о неделях, состоящих из 5 рабочих дней (каждая), следующих подряд; иное противоречило бы правилам ст. 6.1 НК);

7. Если решение налогового органа (о возврате сумм НДС, упомянутых в п. 4 ст. 176) не получено (независимо от причин) органом Федерального казначейства по истечении 7 календарных дней (речь идет не о неделе, а именно о днях, значит, говорить о рабочих днях — оснований нет, ст. 6.1 НК), отсчитываемых со следующего дня (после дня направления решения налоговым органом (например, по почте, через курьера и т.д.)) в орган Федерального казначейства:

1) датой получения решения налогового органа органом Федерального казначейства признается восьмой календарный день, считая со следующего дня (после дня направления решения);

2) на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБР. Впрочем, такие проценты исчисляются во всех случаях нарушения сроков, установленных в п. 4 ст. 176. Проценты исчисляются за каждый день просрочки.

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник вопрос: в связи с определенным несоответствием правил ст. 78 НК и ст. 176 НК, каким нормам отдавать предпочтение?

Приоритет имеют правила ст. 176 НК (как правила специальные перед правилами общими).

О судебной практике см.: Вестник ВАС. 2000. N 4. С. 21; N 5. С. 8; N 10. С. 66, 67. N 11. С. 14.