Правила покупки земельного участка

Приобретение земельных участков в собственность

Приобретение земельных участков в собственность

Одним из основных принципов земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

О порядке приобретения земельных участков в собственность организациями жилищно-коммунального хозяйства, о том, какие правила должны быть при этом соблюдены, мы расскажем в этой статье.

Объектами земельных отношений в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) является земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки и части земельных участков.

Земельным участком согласно статье 11.1 ЗК РФ является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с ЗК РФ и Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. Таким законом является Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 246-ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Образуются земельные участки при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, что установлено пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ. Земельные участки образуются при создании искусственных земельных участков, порядок их образования регулируется главой 1.1 ЗК РФ.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, что установлено пунктом 1 статьи 5 ЗК РФ.

Относительно приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории Российской Федерации, в пункте 4 письма Минэкономразвития Российской Федерации от 12 октября 2011 года № Д02-7833 отмечено, что ЗК РФ и Указом № 26 не установлено ограничений для приобретения прав за земельные участки юридическим лицом, учрежденным на территории Российской Федерации иностранным лицом. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Отметим, что в вышеназванном письме речь идет об Указе Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».

Напомним, что в соответствии со статьей 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Исходя из норм главы III «Собственность на землю» ЗК РФ земля в Российской Федерации может находиться:

l в собственности граждан и юридических лиц (частная собственность) (статья 15 ЗК РФ);

l в государственной собственности (статья 16 ЗК РФ);

l в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (статья 17 ЗК РФ);

l в собственности субъектов Российской Федерации (статья 18 ЗК РФ);

l в муниципальной собственности (статья 19 ЗК РФ).

Собственностью юридических лиц, то есть частной собственностью, являются земельные участки, приобретенные ими по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Права на земельные участки в соответствии со статьей 25 ЗК РФ возникают по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ). Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, предусмотренных законодательством.

Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в собственность, причем такое предоставление осуществляется за плату. Бесплатно земельные участки могут предоставляться в собственность юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов либо с таким согласованием, что следует из пункта 1 статьи 30 ЗК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Исключение составляет случай, когда земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, или земельный участок, государственная собственность на который не разграничена и который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии. Такой участок без проведения торгов предоставляется лицу, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, причем по выбору этого лица указанный земельный участок предоставляется бесплатно в собственность или в аренду (пункт 2.1 статьи 30 ЗК РФ).

Правила приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения сооружения, установлены статьей 36 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным кодексом, федеральными законами.

Аналогичное право закреплено за собственником объекта недвижимости также в пункте 3 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», при этом предусмотрено, что отказ в выкупе земельного участка не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Из вышесказанного следует, что исключительное право на приобретение в собственность за плату земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности, в порядке, установленном в статье 36 ЗК РФ, принадлежит не всем юридическим лицам, а лишь собственникам объектов недвижимости, расположенных на этих участках, и при условии отсутствия оснований для отказа в приватизации, предусмотренных законом.

По смыслу указанных норм права лица, имеющие право на приобретение соответствующего земельного участка, должны доказать владение на праве собственности, безвозмездном пользовании либо хозяйственном ведении или оперативном управлении зданием, строением, сооружением, о чем сказано в постановлении ФАС Дальневосточного округа от 18 декабря 2009 года по делу № Ф03-7314/2009. Единственным бесспорным доказательством существования у лица права собственности на объект недвижимости является государственная регистрация этого права (статья 2 Федерального закона № 122-ФЗ).

Напомним, что до 1 июля 2012 года в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 137-ФЗ) осуществлялась продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности:

– коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

– коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

– юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливалась субъектами Российской Федерации в пределах: двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек; двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применялась наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

Лица, не указанные в пункте 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, до 1 июля 2012 года приобретали такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения:

– свыше 3 миллионов человек – в размере от пяти– до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

– от 500 тысяч до 3 миллионов человек – в размере от пяти– до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

– до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех– до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применялся минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Вопрос, связанный с выкупом собственниками зданий, строений, сооружений земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по льготной цене, рассмотрен в письме Минэкономразвития от 18 октября 2011 года № Д23-4368. В нем сказано, что в случае принятия решения уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о передаче земельного участка по льготной выкупной цене в собственность, или заключения договора купли-продажи земельного участка по льготной выкупной цене в 2011 году, зарегистрировать право собственности на такой участок собственник вправе и после 2012 года. Также из письма следует, что после окончания льготного периода приобретение собственниками зданий, строений, сооружений прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по общим правилам и по цене, установленным статьей 36 ЗК РФ.

Согласно пункту 1.1 статьи 36 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

– земельных участков, находящихся в федеральной собственности, – уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

– земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, – органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

– земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, – органами местного самоуправления.

Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 статьи 36 ЗК РФ, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости (пункт 1.2 статьи 36 ЗК РФ).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ с 1 июля 2012 года собственники зданий, строений, сооружений приобретают в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки по цене, установленной по правилам и в порядке, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 2 Закона № 137-ФЗ, в случаях, если в период со дня вступления в силу этого закона до 1 июля 2012 года в отношении таких земельных участков осуществлено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а также в случаях, когда земельные участки образованы из указанных выше земельных участков.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 ЗК РФ, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13 сентября 2011 года № 475, причем названные выше исполнительные органы не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).

Исполнительные органы не вправе требовать от заявителя и документы, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

В месячный срок соответствующим органом, куда было подано заявление, должно быть принято решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо подготовлен проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направлен заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).

Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 18 июня 2009 года по делу № А65-10140/2008, ЗК РФ возлагает обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи и направлению его заявителю в месячный срок. А право выбора способа приобретения прав на земельный участок – собственность либо аренда принадлежит собственникам объекта недвижимости, а не органам местного самоуправления.

Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность до 1 января 2015 года. Такие сроки установлены пунктом 2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ.

Вопрос о моменте своевременного исполнения лицом обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был рассмотрен в письме Минэкономразвития Российской Федерации от 5 декабря 2011 года № Д23-4988. В письме сказано, что лицо может считаться исполнившим обязанность по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с момента государственной регистрации права собственности либо права аренды на земельный участок.

В письме Минэкономразвития Российской Федерации от 15 января 2010 года № Д23-57 обращено внимание на то, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды не лишает возможности приобрести данный участок в собственность, что предусмотрено пунктом 2.2 статьи 3 Закона № 137-ФЗ. Напомним, что согласно названному пункту собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу ЗК РФ.

Как следует из пункта 5 Пленума ВАС Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» исключительное право на приватизацию земельных участков, согласно абзацу второму пункта 1 статьи 36 ЗК РФ, имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Поскольку данное право является исключительным, то есть никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого соответствующим зданием, строением, сооружением, при рассмотрении споров, связанных с осуществлением этого исключительного права, необходимо учитывать следующее. Установленный пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» запрет юридическим лицам, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований превышает 25 процентов, покупать государственное и муниципальное имущество не применяется при приватизации указанными юридическими лицами земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности объекты недвижимости.

То есть, если организация ЖКХ не является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, приобрести этот участок она не может.

Следует отметить, что купля-продажа земельных участков имеет особенность, о которой идет речь в статье 37 ЗК РФ. Эта особенность заключается в том, что объектом купли-продажи могут быть земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

Земельные участки пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) отнесены к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости), а сделки с землей подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и Федеральным законом № 122-ФЗ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ, что установлено пунктом 1 статьи 2 Закона № 122-ФЗ.

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (пункт 3 статьи 2 Закона № 122-ФЗ).

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), что установлено Положением о федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457.

Проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав. При этом свидетельство о государственной регистрации прав оформляется только в форме документа на бумажном носителе (пункт 1 статьи 14 Закона № 122-ФЗ).

Как установлено статьей 11 Закона № 122-ФЗ, за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина. Размеры государственной пошлины установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 названной статьи госпошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 – 26, 28 – 31, 61 и 80.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ уплачивается организациями в размере 15 000 рублей.

Обратите внимание!

С 1 января 2015 года госпошлина за государственную регистрацию прав будет составлять для организаций 22 000 рублей, что установлено Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 221-ФЗ «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Также отметим, что названные выше статьи 11.1, 28 – 34, 36 ЗК РФ с 1 марта 2015 года утрачивают силу в связи с вступлением в действие изменений, внесенных Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3721

Какая процедура покупки земли под ИЖС

Для покупки земли нужно и начала строительства не ней нужно пройти несколько важных этапов, среди них:

  1. Выбор участка. При этом его нужно обязательно осмотреть, а не полагаться на честное слово владельца. Ведь участок может быть в плохом состоянии, например с мусором или с большими деревьями у проводов, которые самостоятельно спилить не удастся.

Важно! Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) возможно не на любом участке, а только на определенных, перечень которых четко описан.

  1. Заключение договора в нем нужно четко прописать права и обязанности сторон, ведь стоит понимать, что от точности зависит, возможно ли будет оспорить сделку или признать ее недействительной.
  2. Определить сроки сбора всех необходимых документов, как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. На этом же этапе подписывается предварительный договор на приобретение.
  3. Заключение договора.
  4. Передача суммы оговоренной в договоре продавцу. Причем это можно сделать как через банковскую ячейку, так и другим удобным для обоих сторон способом.
  5. Обязательная регистрация права собственности на землю в Россреестре.

Документы от продавца

Прежде чем соглашаться на покупку, если участок в натуре устраивает, нужно осмотреть документы на него. Но для этого следует знать, какие документы нужны при покупке. Среди них:

  1. Право собственности на землю. В нем должны быть в обязательном порядке такие данные: кто и когда его выдал, кто владелец, категория земли, площадь, вид использования, месторасположения, кадастровый номер. Обязательно указываются ограничения, например арест.
  2. Правоустанавливающий документ. Это не то самое что право собственности, на основании правоустанавливающего документа выдается право собственности. А подобным бумагам относятся: решение суда, договор купли-продажи, свидетельство о наследстве, договора мены или дарения.

Свидетельство о праве собственности должно быть оригиналом, если покупатель предлагает копию для ознакомления, от сделки лучше отказаться. У владельца не будет оригинала в том случае если он изъят, а это происходит по причине ареста или судовых разбирательств.

Какие нужны документы еще при покупке земли от продавца? Нужен обязательно паспорт владельца земли, если он физическое лицо стоит проверить такие бумаги, прежде чем заключать сделку:

  • Если продавец в браке, то согласие супруга, заверенное нотариально.
  • Если в совладельцах несовершеннолетний или недееспособный человек, то нужно предоставить справку от органов опеки о разрешении осуществить продажу.
  • Важно чтобы продавец имел справку из нарко- и психдиспансера о том, что он не состоит в них на учете.

Если какого-то из этих документов не будет – это станет поводом признать сделку недействительной или оспорить ее в суде.

Вывод

Приняв решение купить землю для ИЖС, стоит внимательно и дотошно отнестись к этому процессу. Особенно к проверке документов, если есть минимальные сомнения лучше показать юристу предъявленные продавцом бумаги и проводить все операции по подписанию договора в его присутствии. Обязательно по завершению необходимо провести перерегистрацию права собственности в Россреестре.

Источник: https://ProSobstvennost.ru/izhs/pokupka-uchastka-zemli.html

Приобретение земельного участка — очень выгодная сделка. Часто землю покупают с целью возведения жилого дома. Большинство потенциальных покупателей предпочитают связываться непосредственно с собственниками, чтобы избежать лишних затрат на посредников. При этом важно соблюсти все этапы процедуры, правильно подойти к изучению документации, грамотно составить договор купли-продажи.

Проблемы с покупками земли могут возникнуть из-за неправильного вынесения границ, когда они были выделены, а позже участок поделили между соседями самостоятельно. Земельный участок владелец мог получить через самозахват, в таком случае оформить его будет невозможно.

Важным моментов в любом виде сделки является составление договора купли-продажи. Он должен оформляться в трех экземплярах. По одному остается у сторон сделки, а третий экземпляр передается в Росреестр. Как правильно провести процедуру купли-продажи земельного участка?

Главные пункты

Главным этапом в совершении сделки по купле-продаже земельного участка является составление договора. Объектом договора будет выступать сам участок, сторонами физическое лицо покупатель и продавец-собственник.

Что указано в законе

Любые сделки регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Оформление купли-продажи движимого и недвижимого имущества регулируется главой 30.

Вопросы о переходе права собственности на земельные участки рассматриваются в Земельном кодексе. Эти два нормативных акта являются ключевыми в процессе оформления сделки купли-продажи.

Кроме того, существует дополнительный документ, который прописывает правило регистрации права на определенный объект. Это Федеральный Закон № 122 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимость».

Законодательство прописывает, что для определенных видом сделок может потребоваться нотариальное заверение договора. Продажа земельных участков относится к этим видам.

Заверение документа нотариусом обязательно необходимо, если собственником выступает юридическое лицо. Обязательно заверяются все сделки, которые касаются продажи определенной доли участка. При этом не берется в расчет, для каких целей представляется участок: для строительства или сельскохозяйственных работ.

Нотариус принимает участие в проведении сделки купли-продажи, в которой участвует несовершеннолетний ребенок или недееспособный гражданин.

Образец свидетельства о праве собственности на землю

Важно знать и проверить

Граждане приобретают земельные участки для определенных целей. Чаще всего участок покупается для возведения дома. Перед оформлением сделки необходимо обращать внимание на определенные нюансы.

При выборе объекта необходимо обращать внимание на наличие коммуникаций вблизи него, удаленность от дороги. Важным моментом является определение границ будущего объекта покупки. Если границы не вынесены, необходимо провести межевание. Это нужно для того, чтобы избежать проблем с соседями.

При покупке участка под строительство жилого дома нужно обращать внимание на категорию земель. Не на каждом участке разрешено строительство. Разрешение можно будет получить только на участках, которые относятся к категории поселений.

Во время оформления сделки важно проверять закономерность лица, выступать в качество продавца. Если продажа производится через риелтора, необходимо проверить наличие у него лицензии.

Если в качестве продавца выступает третье лицо по доверенности, нужно обратить внимание, не истек ли срок доверенности. Кроме того, необходимо внимательно читать текст доверенности. В ней должна быть прописано конкретно то недвижимое имущество, которое доверили продавать.

Где искать объявления

Любой выбор недвижимости начинается с поиска объявлений.

Их можно найти через:

  • печатные издания;
  • сайты с объявлениями в интернете;
  • на телевидении или по радио.

Для того, чтобы найти участок в определенном месте, можно вбить в поисковик информацию о то, где купить участок там-то. В интернете выйдут ссылки на разные сайты.

Необходимые документы

Прежде чем приступить к оформлению договора купли-продажи, необходимо проверить наличие и достоверность всех документов у продавца.

У собственника должны быть:

  • Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок. Ели оно не оформлено, такая сделка не будет признана. В такой ситуации заявитель не имеет право его продавать. Скачать бланк государственного акта на право собственности на землю
  • Если продавцом является юридическое лицо, у него должны быть уставные документы. Кроме того, необходимо проверить информацию о нем на сайте Налоговой службы.
  • На участок должен быть оформлен кадастровый и межевой планы. Скачать форму межевого плана
  • Необходимо сверить кадастровый номер во всех документах.
  • У продавца должна быть выписка из ЕГРП. В ней можно увидеть, находится ли участок под обременением, кто является собственником объекта. Важно помнить, что выписка из ЕГРП годна всего 10 дней. Скачать образец выписки из государственного кадастра недвижимости
  • Сделка не состоится в том случае, если продавец в браке и у него нет нотариального согласия супруга или супруги на продажу.
  • Продавец должен предоставить справку об отсутствии задолженности по налогам. Если она имеется, регистрацию приостановят на две-три недели.
  • Желательно замерить перед сделкой участок самостоятельно и сверить, чтобы все данные в документах совпадали. Встречаются случаи, когда свидетельство получали давно, а затем незаконно разделили землю между соседями.

Все документы должны быть предоставлены в оригиналах. Только после полного изучения документации можно приступать к оформлению сделки купли-продажи.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Принцип составления договора

Купля продажа земельного участка оформляется в письменном виде в форме соглашения. Можно составить его самостоятельно, а можно обратиться к помощи юристов. Не для всех сделок обязательно сопровождение нотариуса, но это рекомендуется всем, кто составляет договор самостоятельно.

Приобретение земельного участка из муниципальной собственности возможно в том случае, если его выиграли на аукционе.

Как регулируется купля-продажа земельных участков согласно земельному праву — смотрите .

В договоре купли-продажи должны быть следующие пункты:

  • место и дата заключения;
  • паспортные данные и все сведения о сторонах сделки;
  • технические данные на объект: кадастровый номер, площадь, назначение, схема расположения.
  • сумма за объект и порядок перевода денег;
  • порядок передачи земельного участка, который должен в дальнейшем быть зафиксирован актом приема-передачи.

Скачать договор купли-продажи земельного участка

Каждый пункт договора должен быть подтвержден ксерокопиями документов. После подписания договор должен быть зарегистрирован в Росреестре.

Прочие формальности

Порядок покупки земельного участка у собственника должен проводится в соответствии со всеми нормами законодательства. Это поможет избежать проблем при регистрации.

Проверка подлинности

Важно проверить подлинность всех документов прежде чем составлять договор купли-продажи. В документах не должно быт информации, что участок находится в обременении. Лучше всего, чтобы бумаги просмотрел опытный юрист или риелтор.

Особенности в СНТ

Покупка участка в СНТ (садовом некоммерческом товариществе) имеет свои особенности:

  • Такой участок не может быть предоставлен для индивидуального жилищного строительства. Следовательно, на него должны быть установлена более низкая стоимость. Землю можно будет перевести в категорию ИЖС, если она находится на территории жилой застройки населенного пункта.
  • На участке может быть построен дачный дом, который в последствии может быть признан жилым. Но он должен соответствовать определенным требованиям. Дом должен быть теплым, чтобы в нем можно было проживать круглый год.
  • Затраты на строительство дома на таком участке могут быть намного выше, чем на участке, предназначенном под ИЖС.

Кроме того, необходимо будет учитывать все интересы членов СНТ. У продавца такого участка нет свидетельства о праве собственности. Владельцем этой земли является само товарищество. Но это не мешает распоряжаться участком. Его можно продавать, обменивать.

Новый владелец может пользоваться участком на общих основаниях со всеми участниками товарищества. Для этого старый владелец должен написать заявление о выходе из СНТ, а новый о вступлении в него.

Эта процедура не является обязательной, но без нее на владельца накладываются самостоятельные обязанности по заключению договоров с энергетической, водоснабжающей и газовой компаниями.

Аванс и задаток

Чаще всего перед составление договора купли-продажи покупатель оставляет аванс продавцу. Это необходимо для подтверждения намерений приобрести земельный участок. Если покупатель отказывается в дальнейшем от оформления договора, аванс ему не возвращается. Если же сам продавец передумывает, он возвращает задаток в двойном размере.

Любое внесение денежных средств должно проводится при свидетелях и фиксироваться распиской. Лучше всего составлять предварительный договор.

Задаток может быть внесен как в наличной, так и в безналичной форме. В случае безналичной оплаты денежные средства поступят на счет продавца.

Существующие риски

Приобретение участка – это приятная процедура, но которая требует большого внимания, так как сопровождается с большими рисками.

Их разделяют на три группы:

Недобросовестный продавец
  • Проблемы могут возникнуть как со стороны собственника, так и агентства по недвижимости, сопровождающего сделку. Чаще всего они возникают из-за предоставления неверных сведений, сокрытие фактов об ограничении использования участка.
  • Часто люди приобретают земельный участок под строительство и узнают на этапе получения разрешения, что на данном участке строительство не разрешено. Встречаются ситуации, когда собственник получает землю путем самозахвата.
  • Такую землю оформить в собственность будет затруднительно. Кроме того, земля может отказаться под арестом, в обременении.
Неточности в документах
  • Процедура оформления купли-продажи участка намного сложнее, чем покупка квартиры. Могут быть расхождения в данных в документах с данными в Росреестре и кадастровой палате.
  • Обязательно при оформлении договора продавец должен предоставить кадастровый паспорт. Часто трудности возникают из-за оформления сделки без согласия супруги или супруга.

Скачать образец согласия супруга на проведение сделки купли-продажи земельного участка

Сделка с несовершеннолетним Сделка будет признана недействительной, если права собственности принадлежат несовершеннолетнему, а сделка прошла без участия опеки и попечительства.

Невнимательно изучив документы, поторопившись со сделкой, можно в итоге получить документы на право собственности совсем на другой объект.

Внимательная проверка документов, правильный подход к оформлению договора купли-продажи поможет провести сделку быстро и безопасно.

Размеры земельного участка по кадастровому номеру можно узнать на официальном сайте онлайн.

Читайте в этой статье, нужно ли разрешение опеки на покупку участка ребенку.

Порядок действий при покупке земельного участка у собственника указан .

Источник: https://1kvartirka.ru/porjadok-pokupki-zemelnogo-uchastka-u-sobstvennika/