Прекращение полномочий генерального директора ООО

Полномочия директора и срок трудового договора с ним истекают одновременно: можно ли пролонгировать трудовой договор, если акционеры назначат директора на новый срок?

В соответствии с п. 1 ст. 40 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный его уставом. В Федеральном законе от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» аналогичного правила нет. Однако сложившаяся деловая практика складывается таким образом, что положения об ограничении срока полномочий директора включают также и в уставы АО, и в решения об избрании единоличного исполнительного органа АО.

Согласно абз. 8 ч. 2 ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может заключаться с руководителями организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Таким образом, и корпоративное, и трудовое законодательство предоставляют возможность собственникам бизнеса назначать директора на конкретный период времени. Но как оформляются эти отношения с точки зрения кадровых документов?

Прежде всего необходимо отметить, что истечение указанного в уставе компании и решении ВОСА срока полномочий генерального директора не является основанием для расторжения трудового договора, если его срок действия еще не истек. Интересный пример — постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2008 № Ф04-5488/2008(11230-А67-8) по делу № А67-565/2008. В этом деле между компанией и банком был заключен договор банковского счета. Один раз компания направила банку распоряжения об исполнении платежных поручений о перечислении страховых платежей в Пенсионный фонд, однако банк отказался их исполнять, мотивируя свой отказ тем, что что полномочия директора компании, образцы подписи которого содержатся в карточке банка, истекли, а компания не представила доказательств их продления. В результате между сторонами возник спор, за разрешением которого компания обратилась в суд с требованием обязать обслуживающее ее отделение банка исполнить направленные распоряжения.

Суд посчитал действия банка неправомерными, указав, что истечение периода времени, на который было избрано конкретное лицо для осуществления полномочий исполнительного органа компании, не влечет автоматического прекращения полномочий этого исполнительного органа. Законодательство таких последствий истечения срока полномочий исполнительного органа не содержит. Следовательно, и после истечения срока полномочий директора он в силу закона обязан исполнять функции единоличного исполнительного органа до момента, когда будет избран новый директор общества либо продлены его полномочия. Такая позиция достаточно распространена в судебной практике (см. также постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2012 по делу № А53-15902/2011, Уральского округа от 26.04.2011 № Ф09-1686/11-С1 по делу № А34-3780/2010 и др.). Общий вывод, к которому приходят суды при рассмотрении такого рода споров: если отдельного решения о прекращении полномочий директора не было, а они просто истекли, то директор продолжает считаться уполномоченным лицом компании, пока собственники компании не назначат на эту должность кого-то другого.

Надо сказать, что отдельные решения, в которых суд занимает противоположную позицию, также встречаются в практике, однако они являются скорее исключением.

Что касается оформления документов, то тут надо прежде всего отметить, что корпоративное законодательство не предусматривает возможности принять решение о пролонгации полномочий генерального директора. И по вопросу о том, можно ли пролонгировать уже существующий трудовой договор директора или его необходимо перезаключать каждый раз на новый срок, в практике сформировалось две позиции.

Согласно первой позиции продлевать трудовой договор с директором нельзя. Как указал Роструд в письме от 08.12.2008 № 2742-6-1, действующее трудовое законодательство, допуская заключение в установленных законом случаях срочного трудового договора, не предусматривает возможности и порядка его переоформления и продления. Исключение установлено лишь для определенных категорий работников, к которым генеральный директор не относится. Соответственно, при заключении срочного трудового договора с руководителем организации правовых оснований для его продления на новый срок без расторжения прежнего договора (с оформлением в соответствии с законодательством, внесением записи в трудовую книжку) не имеется. В частности, по окончании срока действия трудового договора он должен быть прекращен по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с внесением соответствующей записи в трудовую книжку работника. Оформление прекращения трудового договора производится в соответствии со ст. 84.1 ТК РФ. При увольнении (в том числе и по п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ) работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ). В дальнейшем с директором могут заключить новый срочный трудовой договор. В этом случае в общем порядке следует издать приказ о приеме на работу и внести соответствующую запись о приеме на работу по новому срочному трудовому договору в трудовую книжку. Иными словами, заключение допсоглашения к трудовому договору с директором — не лучший вариант оформления отношений с ним на новый срок.

Но есть и другая позиция. Она заключается в том, что можно просто продлить срок имеющегося трудового договора, внеся изменения в части срока его действия. Прямого запрета на внесение изменений в трудовой договор законодательство не содержит. Соответственно, представляется вполне приемлемым вариант, когда директор переизбирается на новый срок заблаговременно, а затем в действующий трудовой договор вносятся изменения в части срока его действия (ст. 72 ТК РФ). Однако тут следует помнить, что трудовой договор не может заключаться на срок более пяти лет (ч. 2 ст. 58 ТК РФ). Также необходимо учитывать особенности расторжения срочного трудового договора: об истечении срока его действия работника необходимо предупредить за три дня, в противном случае трудовой договор становится бессрочным (ст. 79 ТК РФ, подробнее читайте в материале «Расторгнуть срочный трудовой договор не получится, если срок его действия истек, а работник продолжает работать», «ЭЖ», 2015, № 43).

Источник: https://www.eg-online.ru/consultation/322288/

Комментарий к статье 275

1. Новая редакция ч. 1 комментируемой статьи изменила порядок включения в трудовые договоры с руководителями организаций условия о сроке трудового договора. Согласно ч. 2 ст. 59 ТК срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению его сторон без учета характера работы или условий ее выполнения в случае заключения трудового договора с руководителем организации.

Иными словами в соответствии с этой нормой с руководителем организации может быть заключен трудовой договор как на определенный срок, так и на неопределенный срок без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. При этом условие о срочном характере трудового договора должно являться результатом соглашения сторон.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что заключение срочного трудового договора с руководителем организации является правом, а не обязанностью работодателя, т. е. на практике руководители могут работать как в соответствии со срочными трудовыми договорами, так и с договорами, заключенными на неопределенный срок.

Срок, на который заключается трудовой договор с руководителем организации, может быть определен как учредительными документами организации, так и непосредственно трудовым договором. При этом на практике нередко возникает вопрос о том, возможно ли при заключении срочного трудового договора с руководителем организации увеличить 5-летний срок, установленной п. 2 ч. 1 ст. 58 ТК.

Представляется, что ответ на данный вопрос может быть следующим. В соответствии со ст. 58 ТК срочный трудовой договор может быть заключен на срок не более 5 лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами.

Согласно ст. 275 срок действия трудового договора, заключаемого с руководителем организации, определяется учредительными документами организации или соглашением сторон. Если в учредительных документах организации предусмотрено, что срок трудового договора с руководителем организации может превышать 5 лет, соответственно и в трудовом договоре с руководителем может быть установлен срок трудового договора, превышающий 5 лет.

2. В соответствии с требованиями гражданского законодательства органы юридического лица формируются в соответствии с положениями ГК, а также федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих правовое положение отдельных видов юридических лиц. Большую роль при решении вопроса о формировании исполнительных органов юридического лица играют локальные нормативные акты — уставы, положения, учредительные договоры.

Ими могут быть установлены специальные процедуры, предшествующие заключению трудового договора с руководителем организации (проведение конкурса, избрание на должность и т. д.).

В некоторых случаях процедура, предшествующая заключению трудового договора с руководителем, регламентируется специальным нормативным актом. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (СЗ РФ. 2000. N 13. Ст. 1373) приему на работу руководителя государственного унитарного предприятия может предшествовать прохождение конкурса.

Руководитель корпоративной организации также может быть избран по конкурсу, если это предусмотрено ее уставом.

Перечень процедур, предшествующих заключению трудового договора с руководителем организации, может включать и процедуры предоставления и проверки информации о кандидате на данную должность.

Так, Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы генеральный директор избирался в соответствии с прозрачной процедурой, предусматривающей предоставление акционерам полной информации о кандидатах.

Такая информация может включать информацию о возрасте и образовании кандидата, должностях, которые кандидат занимал в течение последних 5 лет, характере его взаимоотношений с обществом, членстве в советах директоров и иных должностях в других организациях, а также сведения о выдвижении на должность генерального директора или другие должности в иных организациях, о характере взаимоотношений с аффилированными лицами и крупными контрагентами общества, кроме того, могут быть предоставлены сведения о финансовом положении кандидата или об обстоятельствах, которые могут влиять на выполнение кандидатом его обязанностей.

Рекомендуется также предоставлять акционерам информацию об отказе кандидата раскрыть требуемые сведения.

3. При решении вопроса о заключении трудового договора с руководителем организации необходимо убедиться, что данное лицо в силу закона не лишено права занимать руководящую должность в организации.

Так, ст. 32.11 КоАП предусматривает, что при заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 4584) установлено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является Министерство внутренних дел РФ.

Названным Постановлением утверждено Положение, которое определяет порядок формирования и ведения реестра лиц, подвергнутых дисквалификации в соответствии с КоАП.

Реестр дисквалифицированных лиц формируется и ведется в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах.

Копии указанных постановлений направляются вынесшими их судами в уполномоченный федеральный орган либо его территориальный орган.

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

Фамилия, имя, отчество, год и место рождения, место жительства;

В какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

Дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья КоАП);

Срок дисквалификации;

Даты начала и истечения срока дисквалификации.

Реестр ведется на русском языке.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой.

Форма выписки из реестра, содержащей информацию о конкретном дисквалифицированном лице и предоставляемой заинтересованным лицам, а также порядок ее предоставления устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Запросы о представлении информации, содержащейся в реестре, фиксируются в реестре с указанием лица, обратившегося с запросом, даты запроса и даты представления информации.

Срок представления информации, содержащейся в реестре, составляет 5 дней с даты получения уполномоченным федеральным органом соответствующего запроса.

Уполномоченный федеральный орган в 10-дневный срок со дня внесения в реестр сведений о дисквалифицированном лице направляет сведения о нем в те федеральные органы исполнительной власти, должностные лица которых в соответствии с КоАП уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусматривающих наказание в виде дисквалификации.

4. В соответствии со ст. 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях собственник имущества унитарного предприятия назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами.

Согласно подп. 8 п. 1 ст. 48 Закона об акционерных обществах образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий могут быть включены в компетенцию общего собрания, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Законодатель не раскрывает термина «образование исполнительного органа общества», и в настоящее время остается дискуссионным вопрос о том, кто принимает решение о содержании трудового договора с единоличным исполнительным органом акционерного общества, устанавливает размер его заработной платы и проч.

Проект трудового договора может быть предметом рассмотрения на общем собрании акционеров, однако принять какое бы то ни было решение по данному вопросу акционеры не смогут, поскольку в соответствии с законом это не входит в их компетенцию.

Кроме того, вынесение условий трудового договора на обсуждение общего собрания чревато и нежелательными последствиями раскрытия информации: не все акционерные общества заинтересованы в том, чтобы вознаграждение руководителя было известно за пределами общества (а при большой численности акционеров сохранить данную информацию в тайне не представляется возможным).

Для того чтобы проблема была решена, необходимо в уставе общества предусмотреть в качестве компетенции совета директоров не только образование единоличного исполнительного органа, но и определение условий трудового договора, заключаемого с ним, в т. ч. и условия, касающегося вознаграждения руководителя акционерного общества.

Согласно ст. 40 Закона об ООО единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

В соответствии с Законом о ПК в кооперативе с числом членов более 10 избирается правление. Правление кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива на срок, предусмотренный его уставом. Правление кооператива руководит деятельностью кооператива в период между общими собраниями членов кооператива. В компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива и наблюдательного совета кооператива. Правление кооператива возглавляет председатель кооператива. Председатель кооператива избирается общим собранием из числа членов кооператива. Если в кооперативе создан наблюдательный совет, председатель кооператива утверждается общим собранием членов кооператива по представлению наблюдательного совета кооператива.

Согласно Закону о народных предприятиях руководство деятельностью народного предприятия осуществляет генеральный директор народного предприятия, который избирается общим собранием акционеров на срок, определенный уставом народного предприятия, но не более чем на 5 лет, и может избираться неограниченное число раз.

5. Решение общего собрания акционеров (или участников общества) об избрании руководителя организации точно так же, как и любое другое решение общего собрания, может быть оспорено в суде по мотивам нарушения процедуры его проведения.

Может быть оспорено и решение о назначении руководителя ненадлежащим органом в том случае, когда решение о назначении принял наблюдательный совет, в то время как в соответствии с уставом решение о назначении руководителя отнесено к компетенции общего собрания акционеров. И если избранный с нарушением процедуры руководитель все-таки приступил к исполнению обязанностей и возникли трудовые отношения, они должны быть прекращены органом, имеющим право прекращения полномочий единоличного исполнительного органа организации.

При заключении трудового договора с руководителем его стороной должен выступать непосредственно собственник имущества (организация как юридическое лицо).

Какие органы вправе подписать трудовой договор с руководителем организации, должно быть определено в уставе, решениях органов управления и проч.

Постановление Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» определяет, что заключение, изменение и расторжение контрактов с руководителями федеральных государственных унитарных предприятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления. Из этого же исходит и утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 2 марта 2005 г. N 49 примерный трудовой договор с руководителем федерального государственного унитарного предприятия, который определяет в качестве работодателя федеральный орган исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральному государственному унитарному предприятию, подведомственному органу исполнительной власти.

С руководителями унитарных предприятий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, трудовые договоры заключают, как правило, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченные ими лица.

В корпоративных организациях вопрос о том, кто сможет подписать трудовой договор с руководителем организации, должен быть решен учредительными документами или самим органом, правомочным принимать решение, если это входит в его компетенцию.

6. В соответствии со ст. 16 ТК трудовое отношение возникает между работником и работодателем на основании трудового договора.

В числе оснований возникновения трудового отношения ТК предусматривает фактическое допущение к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

В связи с этим на практике нередко встает вопрос о том, какие меры можно принять к руководителю организации, допущенному к работе, но отказывающемуся заключить трудовой договор.

Представляется, что вопрос должен быть решен следующим образом.

Статья 67 ТК предусматривает, что трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее 3 дней со дня фактического допущения работника к работе.

Иными словами, ТК прямо определяет, что трудовой договор должен быть заключен в письменной форме и у работодателя, ответственного за правильное и своевременное оформление трудового договора с руководителем (равно как и с другим работником), возникает право требовать от работника подписания такого документа.

При отказе работника подписать трудовой договор без уважительных причин работодатель может применить к такому работнику меры дисциплинарного воздействия.

Поскольку комментируемая глава ТК не содержит норм, специально регламентирующих вопросы содержания трудового договора с руководителем организации, такой договор с руководителем организации должен содержать обязательные условия трудового договора, определенные ТК для всех видов трудовых договоров.

Статья 57 ТК определяет в качестве таких условий следующие: место работы; дата начала работы, а в случае если заключается срочный трудовой договор — срок его действия и обстоятельства, послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК или иным федеральным законом; трудовая функция в соответствии с уставными документами; условия оплаты труда, режим рабочего времени и времени отдыха, условие об обязательном социальном страховании, льготы и компенсации, в т. ч. размер компенсации, выплачиваемой в связи с досрочным прекращением полномочий руководителя по решению собственника или уполномоченного им органа.

Условия о трудовой функции, правах и обязанностях руководителя организации должны строго соответствовать учредительным документам организации. Об этих условиях подробно говорилось в комментарии к ст. 274.

Как правило, руководитель организации работает в условиях ненормированного рабочего дня (см. ст. 101 и коммент. к ней).

При решении вопросов установления оплаты труда руководителя организации необходимо руководствоваться положениями ст. 145 ТК, определяющей, что оплата труда руководителей организаций производится:

В организациях, финансируемых из федерального бюджета, — в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ,

В организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации,

В организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.

Так, оплата труда руководителей государственных унитарных предприятий устанавливается с учетом Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» (САПП РФ. 1994. N 13. Ст. 991). Это Положение, в частности, устанавливает, что оплата труда руководителей государственных предприятий состоит из должностного оклада и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии.

Размер должностного оклада в указанных пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).

Размеры оплаты труда руководителей иных организаций определяются по соглашению сторон трудового договора.

Кодекс корпоративного поведения рекомендует при решении вопросов оплаты труда руководителя иметь в виду, что она должна соответствовать его квалификации, учитывать реальный вклад в деятельность общества и стимулировать руководителя дорожить своим местом работы (п. 5.1. гл. 4).

7. В трудовой договор с руководителем могут быть включены и другие условия. Это условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), инсайдерской информации, об испытании, о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о выплате дополнительных компенсаций при прекращении трудового договора.

8. Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы в договоре с генеральным директором была закреплена обязанность о добросовестном и разумном исполнении обязанностей руководителем в интересах общества. Руководитель должен взять на себя обязанность воздерживаться от совершения действий, которые приведут к возникновению конфликта между его интересами и интересами общества (п. 3.1 гл. 4).

Кроме того, Кодекс корпоративного поведения рекомендует включать в трудовые договоры с руководителями обязанность руководителя заблаговременно уведомлять общество об увольнении по собственному желанию и положения, касающиеся возможности занятия должностей в иных организациях в период исполнения обязанностей руководителя общества (п. 2.2.2 гл. 4).

9. При решении вопроса о назначении руководителя организации к кандидату необходимо предъявлять требования по профессиональной квалификации и опыту работы, необходимыми для руководства текущей деятельностью общества.

В квалификационных требованиях могут быть заложены и личностные качества, которыми, по мнению работодателя, руководитель должен обладать.

10. Прием на работу руководителя организации оформляется приказом (распоряжением), издаваемым на основании решения уполномоченного органа и трудового договора. Как правило, такой приказ о вступлении в должность издает сам руководитель.

Источник: https://hr-portal.ru/article/statya-275-zaklyuchenie-trudovogo-dogovora-s-rukovoditelem-organizacii

Прекращение полномочий директора ооо

Здравствуйте, Виктория!

Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» определена исключительная компетенция общего собрания участников общества, в частности к ней относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю, утверждение такого управляющего и условий договора с ним. То есть, даже если данное положение не предусмотрено в Уставе Общества, действует императивное правило, закрепленное в п.4 ч.2 ст. 33 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Что касается акционерных обществ статья 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» определяет компетенцию общего собрания акционеров, в частности к ней относится:

1) определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

2) образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Правовой статус руководителя организации значительно отличается от правового статуса иных работников организации: руководитель выступает от имени организации, и от его действий зависит сохранность имущества организации, финансовые результаты деятельности и в конечном счете само ее существование. Если же его действия противоречат интересам организации, либо эффективность управления недостаточна, либо результаты его работы по каким-то иным причинам не отвечают требованиям, предъявляемым собственником имущества организации или его уполномоченным органом, то законом на этой случай предусмотрены дополнительные основания для прекращения трудового договора с ним.

Основания для досрочного прекращения трудового договора

Статья 278 ТК РФ устанавливает дополнительные основания для прекращения полномочий руководителя организации (определение понятия «руководитель организации» по смыслу главы 43 ТК РФ дано в ст. 273 ТК РФ), одним из которых является принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п. 2).

Таким уполномоченным органом в обществах с ограниченной ответственностью, как известно, является общее собрание участников (подп. 4 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ (далее — Закон об ООО)). При образовании совета директоров (наблюдательного совета) данный вопрос уставом общества может быть отнесен к его компетенции (п. 2 ст. 32 Закона об ООО). Согласно подп. 8 п. 1 ст. 48 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее – Закон об АО), образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий относится к компетенции общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством РФ (п. 2 ст. 278 ТК РФ) (так, в отношении руководителей ФГУПов такое решение принимается после предварительного одобрения его аттестационной комиссией (п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий»)).

Как указал КС РФ в своем Постановлении от 15.03.2005 № 3-П (п. 4.1) (по проверке конституционности положений, в частности, п. 2 ст. 278 и ст. 279 ТК РФ), при расторжении договора с руководителем организации по данному основанию не требуется указывать те или иные обстоятельства, подтверждающие необходимость прекращения трудового договора, т. е. иначе — мотивы увольнения.

В то же время, согласно п. 4.3 названного Постановления КС РФ, законодательное закрепление права досрочно прекратить трудовой договор с руководителем организации без указания мотивов увольнения не означает, что собственник обладает неограниченной свободой усмотрения при принятии такого решения, вправе действовать произвольно, вопреки целям предоставления указанного правомочия, не принимая во внимание законные интересы организации, а руководитель организации лишается гарантий судебной защиты от возможного произвола и дискриминации. Кроме того, добавил КС РФ, положения п. 2 ст. 278, ст. 279 ТК РФ не препятствуют руководителю организации, если он считает, что решение собственника о досрочном прекращении трудового договора с ним фактически обусловлено такими обстоятельствами, которые свидетельствуют о дискриминации, злоупотреблении правом, оспорить увольнение в судебном порядке. При установлении судом соответствующих фактов на основе исследования всех обстоятельств конкретного дела его нарушенные права подлежат восстановлению.

Такое положение не всеми учеными было воспринято однозначно, и, как правильно, по мнению автора, заметил Б. Р. Корабельников, получается, что мотивы увольнения можно не указывать, но при этом они все-таки подлежат судебной проверке.

Процедура прекращения трудового договора

Поскольку наиболее распространенными организационно-правовыми формами для коммерческих организаций в настоящее время являются общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, то дальше речь пойдет о них.

Очевидно, хозяйственные общества заинтересованы в том, чтобы расставание в руководителем прошло мирно и он не попытался оспорить увольнение в судебном порядке. Для этого обществу необходимо соблюсти определенную процедуру увольнения, учитывая предоставленные законом руководителю права и гарантии защиты.

Первым шагом является принятие решения уполномоченным органом хозяйственного общества (либо единственным участником (акционером)). Такое решение может быть принято только тем органом, к компетенции которого отнесен данный вопрос (в большинстве случаев — общее собрание участников (акционеров)). Причем в принимаемом решении должен содержаться не только вопрос о прекращении полномочий прежнего руководителя, но и пункт о назначении нового руководителя.

В Законе об ООО и Законе об АО отсутствует запрет на проведение общего собрания участников (акционеров) без участия единоличного исполнительного органа, поэтому признать недействительным решение общего собрания по этому основанию он не сможет (Определение ВС РФ от 30.06.2006 № 35-В06-3).

После принятия решения уполномоченным органом новому руководителю необходимо издать приказ о прекращении трудового договора с прежним руководителем (хотя это не обязательно) со ссылкой на соответствующее положение ТК РФ и решение уполномоченного органа и внести соответствующую запись в трудовую книжку. С принятым решением и приказом об увольнении должен быть ознакомлен прежний руководитель с указанием даты уведомления, а также сотрудники организации и охрана. Соблюдение процедуры уведомления нужно для того, чтобы новый руководитель имел дополнительные правовые основания требовать от прежнего руководителя передачи ему всех документов общества, печати, ключей от офиса и сейфов.

В случае если уволенный руководитель отказывается производить указанные действия добровольно, также рекомендуется направить письмо по адресу его постоянной регистрации с предложением произвести необходимые действия, а при дальнейшем бездействии — перейти к силовым способам решения конфликта.

Однако не все собственники бизнеса готовы идти на подобные шаги и стремятся перевести конфликт в мирное русло. Варианты здесь могут быть самые разные: например, предложить прежнему руководителю заключить новый трудовой договор на замещение иной должности, но без наделения его реальными полномочиями (к примеру, советника генерального директора).

Новый руководитель может осуществлять свои полномочия с момента принятия решения уполномоченным органом, однако смена единоличного исполнительного органа является изменением в ЕГРЮЛ, касающимся сведений о юридическом лице и не связанным с внесением изменений в учредительные документы. Юридическое лицо в течение трех дней с момента смены руководителя обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения: заявителем в данном случае может выступать как уволенный руководитель организации, так и вновь избранный. Непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5000 руб. (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Осуществить государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ необходимо в сжатые сроки еще и потому, что без выписки из ЕГРЮЛ новый руководитель не сможет оформить банковскую карточку в обслуживающих банках, что приведет к отсутствию возможности пользоваться расчетным счетом (до этого момента рекомендуется направить в банк копию протокола общего собрания участников (акционеров) и приказа об увольнении прежнего руководителя, чтобы исключить возможность незаконного использования им денежных средств на расчетном счете организации).

Компенсация за досрочное прекращение трудового договора и иные гарантии руководителю

Право на досрочное расторжение трудового договора с руководителем организации не означает, что при таком расторжении не должны соблюдаться правовые гарантии защиты руководителя от негативных последствий потери работы. К одной из таких гарантий относится право на получение компенсации.

В случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с п. 2 ст. 278 ТК РФ при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка.

Единственное основание, освобождающее собственника бизнеса от выплаты компенсации бывшему руководителю при досрочном расторжении трудового договора, — это виновные действия (бездействие) последнего. Если причиной досрочного расторжения трудового договора являются иные основания, то такая компенсация выплачивается в обязательном порядке.

В предыдущей редакции данной статьи не содержалось указания конкретного минимума денежной суммы, подлежащей выплате руководителю организации, и данная статья была признана неконституционной уже названным Постановлением КС РФ от 15.03.2005 № 3, после чего Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ были внесены соответствующие изменения, установившие минимальный размер компенсации.

Размер компенсации определяется трудовым договором; в нем может быть раскрыт также порядок расторжения трудового договора с руководителем организации на основании п. 2 ст. 278 ТК РФ (например, срок, необходимый для предварительного уведомления о расторжении договора, которое должно быть направлено в адрес увольняемого руководителя).

Зачастую процедура увольнения руководителя организации сопровождается спорами между сторонами в том числе и по поводу размера компенсации. В любом случае, собственник бизнеса должен быть готов к тому, что бывший руководитель обратится за судебной защитой своих прав, если он полагает, что при этом своими правами злоупотребляет собственник бизнеса.

Как указал КС РФ в п. 4.2 названного Постановления, расторжение трудового договора с руководителем организации в указанном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором (т. е. по соглашению сторон), а в случае спора — решением суда.

При досрочном расторжении трудового договора руководителю организации предоставлены иные гарантии защиты от произвола и дискриминации со стороны собственника бизнеса. Как указано в п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», принимая во внимание, что ст. 3 ТК РФ запрещает ограничивать кого-либо в трудовых правах и свободах в зависимости от должностного положения, а также учитывая, что увольнение руководителя организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора по существу является увольнением по инициативе работодателя и главы 43 ТК РФ, регулирующая особенности труда руководителя организации, не содержит норм, лишающих этих лиц гарантии, установленной ч. 6 ст. 81 ТК РФ, в виде общего запрета на увольнение работника по инициативе работодателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (кроме случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем), трудовой договор с руководителем организации не может быть прекращен по п. 2 ст. 278 ТК РФ в период его временной нетрудоспособности или пребывания в отпуске.

Если трудовой договор заключен на неопределенный срок либо не заключен в письменной форме

В большинстве случаев с руководителями организации заключается срочный трудовой договор (ч. 1 ст. 275 ТК РФ). Однако в правоприменительной практике встречаются ситуации, когда трудовой договор с руководителем организации не заключен в письменной форме, либо заключен на неопределенный срок, либо когда срочный трудовой договор становится бессрочным в соответствии с ч. 4 ст. 58 ТК РФ.

Как указал КС РФ в п. 6 вышеназванного Постановления, вид трудового договора сам по себе не предопределяет характер и содержание труда руководителя организации; также не зависят от того, заключен трудовой договор на определенный или на неопределенный срок, особенности выполняемой руководителем трудовой функции, которыми обусловлено законодательное закрепление возможности расторжения трудового договора с ним без указания мотивов, и те фактические обстоятельства, в силу которых может возникнуть необходимость освобождения руководителя от должности.

В настоящее время положение п. 2 ст. 278 ТК РФ сформулировано так, что распространяется как на бессрочные договоры, так и на договоры, заключенные на определенный срок.

В отношении договоров, не заключенных в письменной форме, действуют общие положения ч. 2 ст. 67 ТК РФ о форме трудового договора (трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя).

Таким образом, при досрочном прекращении трудового договора с руководителем организации необходимо в первую очередь четкое соблюдение правовой процедуры и гарантий, предоставленных руководителю трудовым законодательством. Никто не застрахован от возникновения конфликта с увольняемым руководителем, однако есть смысл принимать действенные меры по решению спора в досудебном порядке.

Источник: https://www.9111.ru/questions/774419/