Проблемы международной миграции

Понятие, причины и виды миграции населения

Миграция населения

Население и экономика

Тема 7. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения

7.1. Население и экономика.

7.2. Миграция населения.

7.3. Результативные показатели воспроизводства.

7.4. Показатели замещения.

7.5. Длина поколения и истинный коэффициент естественного воспроизводства.

7.6. Демографическая ситуация и демографическая политика.

Население является активным участником экономических процессов. С одной стороны население выступает как объект экономики, который изучает экономика, и на который она пытается воздействовать, – рабочая сила, потребители. Но с другой стороны и рабочая сила, и потребители своим поведением, в котором всегда есть место выбору, сами могут влиять, и влияют на развитие экономики. Таким образом, население, состоящее из различных социальных групп людей, является также и субъектом экономики.

Состояние и уровень развития экономики в большой степени влияют на воспроизводство населения, его естественное и механическое движение.

Все страны Мира по уровню развития экономики делятся на развитые и развивающиеся. Причём эти два лагеря имеют не только разные экономические показатели, но также и демографические. При этом с развитием экономики изменяются и показатели демографии.

Так, например, для развитых стран характерны такие демографические процессы:

— снижение уровня младенческой и детской смертности;

— увеличение продолжительности жизни;

— снижение рождаемости;

— увеличение потоков иммигрантов (въезжающих в страну).

Наоборот, для развивающихся стран характерны:

— высокий уровень детской и особенно младенческой смертности;

— низкая продолжительность жизни;

— высокая рождаемость:

— увеличение потоков эмигрантов (выезжающих из страны).

В предыдущих темах были рассмотрены вопросы, относящиеся к естественному воспроизводству (рождаемость, смертность). Также было отмечено, что воспроизводство населения является результатом не только естественного движения. Воспроизводство населения существенно зависит и от миграционного движения, связанного с миграцией населения.

Миграция населения – перемещение по различным причинам людей через границы тех или иных территориальных образований в целях проживания (записано в Федеральной программе 1997г.)

Мигрант – лицо, совершившее перемещение на новое место проживания.

Миграционный поток (оборот) – совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия на данном отрезке времени.

Различают миграционные потоки:

— прямой и обратный;

— доминирующий и менее интенсивный.

Основные причины миграции:

— политические (бегство граждан из своей страны из-за государственных переворотов, смены формы государственного правления);

— социально-экономические (перемещение населения в поисках работы, так называемая «утечка мозгов»);

— природные (из-за стихийных бедствий: землетрясений, наводнений и т.п.);

— экологические (из-за радиационного заражения, например, вследствие аварии на Чернобыльской АС);

— религиозные (из-за преследований по признаку вероисповедания);

— национальные (из-за национальных преследований).

Различают три стадии миграции:

I стадия – исходная – процесс формирования территориальной подвижности;

II стадия – основная – собственно перемещение;

III стадия – завершающая – приживаемость мигрантов на новом месте.

Если рассматривать миграцию с различных точек зрения, то можно выделить следующие виды (типы) миграции:

1. По отношению к границам государства:

— внешняя, в т.ч. эмиграция – выезд граждан из своей страны;

иммиграция – въезд граждан в данную страну;

— внутренняя – миграция граждан в пределах своей страны.

2. По временному признаку:

— временная, или возвратная (сезонная, маятниковая);

— безвозвратная.

3. В зависимости от уровня организации:

— организованная;

— стихийная (неорганизованная).

4. С позиции выбора:

— добровольная (например, «утечка мозгов»);

— вынужденная (поиск убежища);

— принудительная (насильственное перемещение граждан).

5. С позиции законности:

— законная;

— незаконная.

6. По мотивам (причинам):

— политическая;

— социально-экономическая;

— религиозная и др.

Международная миграция

В этой статье подробно рассмотрим вопрос, что из себя представляет международная миграция (населения) людей, каковы её основные причины, а также какие проблемы скрываются за этим.

Что такое международная миграция

Понятие миграции представляет собой перемещение граждан, то есть их переезд, с пересечением какой-либо границы как внутри самого государства, так и за его пределы.

Под этим понятием можно понимать переезд из:

  • одного региона в другой;
  • одного города в другой;
  • одной страны в другую и т. д.

Исходя из вышесказанного, под современным понятием международной миграции скрывается перемещение граждан с пресечением какой-либо границы.

В целом этот термин обозначает переезд большой группы людей на довольно приличные расстояния.

Различают два основных термина, обозначающих переезд:

  1. Эмиграция — обозначает выезд граждан за пределы своей страны;
  2. Иммиграция — обозначает массовый въезд граждан на территорию какого-либо государства.

Чёткого зафиксированного термина, обозначающего потоки перемещающихся граждан на сегодня нет, поэтому в ряде стран такие люди обозначаются по-разному. Например, иммигрантом в Японии считается любой житель планеты, посетивший их страну, в США так называют лиц, которые планируют проживать длительное время, а вот в Евросоюзе иммигрантами называют граждан, которые хотят проживать на их территории.

В России же иммигрантами принято называть лиц, которые приехали на нашу территорию с целью заработка.

Для того чтобы правильно собрать данные о международной миграции, том числе и в России, необходимо учитывать сведения, поступающие сразу из нескольких источников:

  • пограничного контроля, позволяющего контролировать количество въезжающих лиц и количество граждан покидающих страну;
  • реестров вручения заграничных паспортов;
  • переписи населения, позволяющей на федеральном уровне проводить анализ сбор и подсчёт количества проживающих граждан.

Классификация международной миграции

Перечислим виды (классификацию) международной миграции:

  1. Постоянная, иными словами, безвозвратная, то есть переезд в другую страну с целью постоянного места жительства в ней;
  2. Временно-постоянная, иными словами, переезд сроком от 1 до 6 лет, необходимость которой обусловлена семейной жизнью, профессиональной, и пр. В большинстве случаев таковыми являются рабочие мигранты;
  3. Сезонная, то есть такая, срок которой ограничен одним годом. В подавляющем числе случаев необходимость сезонного переезда обусловлена учёбой либо сезонной трудовой деятельностью.

Помимо этого, существует ещё несколько классификаций:

  1. Маятниковая, то есть такая, под которой скрывается ежедневное либо еженедельное пересечение границы. Как правило, этот вид мигрантов существует благодаря необходимости ежедневного осуществления определённой трудовой функции. Очень широко распространены такие мигранты в западной Европе и Северной Америке, где десятки тысяч людей ежедневно пересекают границу для работы на территории другого государства;
  2. Нелегальная, то есть обозначающая несанкционированное пересечение границы какого-либо государства. Как правило, этот вид перемещения обоснован также необходимостью получения заработка. На сегодня одной из самых известных территорий нелегального перемещения является граница между Мексикой и США;
  3. Вынужденная возникает тогда, когда существует угроза жизни и здоровью населения, вследствие произошедших техногенных катастроф либо стихийных бедствий;
  4. Эпизодическая, под которой понимаются эпизодические поездки за рубеж. К таковым можно отнести туристические направления, число которых в последнее время достигло более 400 млн человек.

Законные основания

Регулирование миграции в международном праве происходит на основании подписанных договоров между странами. Такие соглашения могут быть как двусторонними (то есть подписанными между двумя государствами), так и многосторонними (то есть когда участниками соглашения сразу много, от трёх и более).

Подписание подобных соглашения обусловлено необходимостью извлечения выгодных условий сотрудничества для каждой из таких стран. Среди основных направлений можно выделить:

  • улучшение демографии как в одной стране, так и в другой;
  • получение общей экономической территории;
  • получение взаимовыгодных экономических послаблений. Так, между Россией, Германией и Финляндией существуют подписанные соглашения о трудовой миграции.

Однако единых правовых норм, регулирующих порядок организации и учёта международной миграции в РФ и из неё нет, поскольку каждое государство самостоятельно и независимо определяет её основные цели и задачи.

В большинстве случаев международные соглашения и их взаимовыгодные условия определяются для каждого из государств участников исходя из их потребностей, а также достигнутых договорённостей.

Существует несколько организаций, которые занимаются регулированием отношений в этой сфере:

  1. Международная организация труда;
  2. Международная организация по миграции;
  3. Управление верховного комиссара по делам беженцев при ООН;
  4. Система постоянного наблюдения за миграцией.

Регулирование международной миграции населения

Регулирование проблем миграции в международном праве включает в себя правовое, экономическое, административное и финансовое регулирование.В основном меры носят ограничивающий характер.

Основным направлением программ переселения является ограничение её масштабов, а также стимулирование возвращения на родину. Суть этих правил сводится к одному: ограничение на въезд для граждан, которые неугодны этому государству, а также разрешение на въезд для граждан, которые могут быть ему полезны.

Методами регулирования международной миграции в РФ являются:

  1. Квоты на въезд;
  2. Время пребывания;
  3. Требования к гражданам, въезжающим на территорию (образование, стаж, квалификация, возраст, профессия и специальность и прочие критерии).

Однако государственные меры регулирования не сводятся только к запретительным мерам, важным направлением является стимулирование. Так, для расширения и развития рынка труда был подписан целый ряд актов, между бывшими странами СНГ.

Кроме перечисленного, главным направлением государственного регулирования трудовой миграции является процесс защиты трудовых прав мигрантов. Это целая совокупность мер, состоящая из:

  • принятия соответствующих нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области;
  • создания условий для выезда граждан за пределы своего государства;
  • привлечения различных фирм, которые занимаются трудоустройством иностранцев.

Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете»

Причины международной миграции населения

Основной причиной международной миграции можно назвать экономические потребности государства, и, как следствие, потребности его населения. Обусловлена эта причина следующими факторами

  1. Различия в экономическом и социальном уровне жизни стран;
  2. Отличия по национальному признаку;
  3. Разница в общем уровне дохода населения одинаковой специальности;
  4. Наличие безработицы и постоянной незанятости;
  5. Наличие крупных и развивающихся предприятий с огромными капиталовложениями.

Условно все причины можно разделить на две большие группы:

  1. Экономические, по причине перестройки внутри государства, разных уровней экономики либо нестабильного состояния рынка труда;
  2. Внеэкономические, связанные с религиозными вопросами, правовыми ситуациями, образовательными и культурными программами и пр.

В некоторых случаях причиной массовой миграции (международной) могут послужить военные действия, экологические бедствия либо политические конфликты.

Примеры переселения

Существует несколько основных потоков международной миграции:

  1. Между постсоциалистическими странами, ярким примером является переезд между странами СНГ;
  2. Из развитых стран в развивающиеся. В качестве примера можно привести переезд научных работников, исследователей из Европы, США, в Южную Африку;
  3. Из развивающихся стран в более развитые. Здесь ярким примером будет переезд из Мексики в США;
  4. Между странами одного уровня, таковым будет являться переезд из России в Украину либо между странами Африки.

В качестве наиболее запоминающихся примеров по причине ведения боевых действий можно привести массовый переезд граждан из Боснии, Афганистана, Сирии в Европу.

Ярким примером переезда населения в связи с техногенной катастрофой можно привести аварию на Чернобыльской АЭС, вследствие которой большое количество украинцев решило переехать в Россию.

В качестве примера переселения в связи с экологическими катастрофами можно привести шестилетнюю засуху в Сомали, в результате которой её жители были вынуждены мигрировать в Йемен.

Основные проблемы

Основной проблемой международной миграции является несоответствие количества переезжающих в разные направления.

Так, согласно статистике, количество людей, желающих проживать и трудиться на территории развитого государства, можно исчислить миллионами, при этом количество человек выезжающих в развивающиеся государства определяется тысячами.

Основные проблемы миграции можно определить следующим списком:

  1. Рост негативных настроений среди коренных жителей государств;
  2. Возможные конфликтные ситуации на почве религиозных и прочих этнических вопросов;
  3. Рост уровня преступности, правонарушений в сфере налогообложения, а также в сфере подделки документов;
  4. Рост уровня заболеваемости, а также уровня возможного возникновения эпидемий.

По статистике за 2019 год подавляющее число мигрантов прибыло на территорию РФ с Узбекистана и Украины.

Однако в мире самыми популярными маршрутами остаются:

  • перемещение из Мексики в США;
  • переезд из Украины в РФ;
  • перемещение из Казахстана в Россию.

При этом достоверно определить количество человек пересёкших границу в РФ не представляется возможным, поскольку студенты и стажёры не учитываются в качестве мигрантов, а количество лиц, пересекающих границу незаконно, вообще не поддаётся учёту.

Под международной миграцией следует понимать переезд граждан из одной страны в другую. Как правило, это происходит по причине желания улучшения уровня жизни при помощи переезда из развивающейся страны в более развитую.

Глава 1. Миграция населения: понятие, виды, причины

12345

Введение

Миграция населения сыграла огромную многостороннюю роль в развитии человечества, являясь формой его адаптации к меняющимся условиям существования. Это сложный социальный процесс, тесно связанный с уровнем развития экономики и размещением отраслей производства в разных регионах.

Миграционные процессы оказались в центре внимания современных исследований в силу своей значимости и масштабов их непосредственного и опосредованного влияния на политическую, экономическую и социально-культурную жизнь как стран, продуцирующих миграционные потоки, так и стран, их принимающих

Привлечение мигрантов — иммиграция превращается в одно из стратегических направлений миграционной политики, а также cоздание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции.

Так же Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики приобретает особую актуальность.

Однако последствия миграции противоречивы. Миграция населения оказывает существенное влияние на сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей. С другой стороны, массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного давления на социальную инфраструктуру (жилье, здравоохранение и др.). Тем самым миграция влияет на уровень жизни коренных жителей. Миграций населения может вызвать обезлюдение и экономический регресс одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом государственной миграционной политики

Объект исследования курсовой работы – процесс миграции населения в Российской Федерации.

Предмет исследования – особенности современной миграционной политики России.

Цель данной курсовой работы – исследовать основные приоритеты современной миграционной политики Российской Федерации для оптимизации социально-экономического развития страны.


Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

· рассмотреть общетеоретические понятия миграции населения, ее виды и причины;

· Рассмотреть особенности миграции населения в Российской Федерации;

· рассмотрены статистические методы изучения и показатели миграции;

· Предложить оптимизацию механизмов регулирования миграционных процессов РФ.

Глава 1. Миграция населения: понятие, виды, причины.

1.1 Понятие «миграция населения»

Миграция населения (лат. migratio — переселение) — перемещение людей из одного региона (страны, мира) в другой, в ряде случаев большими группами и на большие расстояния. Миграция населения — это «любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учёбы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит — притягивающих или выталкивающих» .

Миграция не однородный процесс, принято выделять несколько ее видов и типов. Прежде всего, выделяют внутреннюю и внешнюю миграции (эмиграцию — выезд из страны, иммиграцию — въезд в страну, реэмиграция – возвращение в страну выезда, репатриация – возвращение в страну изначального проживания потомков иммигрантов). Внешняя миграция осуществляется следующими категориями граждан:


· Иммигрантами

· Мигрантами — рабочими в т. ч. незарегистрированными

· Беженцами

Страны, участвующие в мировой миграции, можно разделить на 3 группы:

· Страны-импортеры (принимают трудовых мигрантов)

· Страны-экспортеры (отдают трудовых мигрантов)

· Страны, где в равной степени существует и импорт и экспорт трудовых мигрантов

Распределение стран по типам этой классификации не является постоянным, а определяется уровнем их экономического развития, совершенствованием производственной структуры, изменением политической ситуации, демографических и социально-экономических условий.

По статистике ООН мигрантами считают лиц, проживающих на новом месте более 6 месяцев.

Внутренняя миграция так же подразделяется на межрегиональную (из одного субъекта РФ в другой) и внутриобластную (в рамках одного региона).

Виды миграций

Рассмотрим подробно некоторые виды миграции. (Таблица видов миграции представлена в приложение 1.)

Безвозвратным видом называется миграция населения в строгом значении слова, т. е. перемещение населения, которое ведёт к его территориальному перераспределению. Безвозвратная миграция одновременно отвечает двум условиям: во-первых, население перемещается из одних населённых пунктов в другие и, во-вторых, перемещения сопровождаются сменой постоянного места жительства.

Маятниковые миграции представляют регулярные (ежедневные или еженедельные) поездки населения от мест жительства до мест работы или учебы и возвращение обратно, на место постоянного жительства. Такой вид миграции населения нельзя рассматривать, как миграцию в чистом виде. Маятниковая миграция населения характерна для небольших поселений, в которых качественно, а иногда и количественно ограничен выбор рабочих мест. В нашей стране маятниковая миграции ярко проявляется в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и др. где в нее вовлечены миллионы граждан из пригородов мегаполисов и соседних регионов.

Эпизодические миграции населения представляют собой деловые, рекреационные и иные поездки, совершающиеся не только не регулярно по времени, но и не обязательно по одним и тем же направлениям. Если в деловых поездках участвует трудоспособный контингент, то в рекреационных и остальная часть населения. Состав участников эпизодических миграций населения весьма разнообразен. По своим масштабам этот вид миграций превосходит все остальные.

От сезонных миграций эпизодические не отличаются ни своей продолжительностью, ни целями: они могут быть не только рекреационными, но и трудовыми. Сезонные миграции населения — это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности возвращения в место постоянного жительства. Они в большинстве своём имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отраслей с сезонным характером производства.

В последние десятилетия все чаще встречается вынужденная миграция – миграция имеющая вынужденный, внезапный характер, часто обусловленная угрозой для жизни мигрантов в результате войны, болезней, стихийных бедствий, политических репрессий и т.д.

Процесс обратный вынужденной миграции – добровольная миграция – мигрант сам принимает решение о смене места жительства. Этот вид миграции бывает двух видов – экономическая и в более узком понимании трудовая.

В настоящее время в мире насчитывается около 120 млн. трудовых мигрантов и примерно столько же нелегальных мигрантов. Трудовая миграция бывает двух видов – миграция неквалифицированной рабочей силы – «утечка мускул» и миграция высококвалифицированной рабочей силы – «утечка умов». В настоящее время в эпоху НТР особенно важен второй вид трудовой миграции. Сформировалось глобальное явление – межгосударственная интеллектуальная миграция.

Принято выделяют несколько функций миграции: ускорительную, перераспределительную, селективную, экономическую, социальную.

Ускорительная функция заключается, в том, что территориальные перемещения способствуют социально-культурному и трудовому обмену, что необходимо для обогащения населения, как трудовых ресурсов и поддержания культурного единства.

Функция — перераспределения общей численности населения, связанна с необходимостью перемещения производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами городских и сельских поселений.

Селективной функции миграции населения заключается в неравномерном участии в миграции населения различных социально-демографических групп, что ведёт к изменению качественного состава населения разных территорий.

Экономическая функция заключается в обеспечении соединения территориально распределённых средств производства с необходимой рабочей силой для их поддержания и нормального функционирования.

Социальная функция миграции населения всецело определяется производственными отношениями и способствует повышению жизненного уровня и социального развития трудящихся.

Мигрантов за длительный промежуток времени принято разделять на миграционные когорты – совокупность мигрантов объединенных какими то общими признакам (например, периоду миграции).

Одним из аспектов международной миграции является нелегальная миграция. Согласно постановлению Правительства РФ 2002 года нелегальная миграция: — «это въезд на Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства РФ, регулирующего порядок въезда иностранных граждан, а так же произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории РФ».

Причины миграции

Миграция обеспечивает соединение территориально распределенных (по континентам, странам, регионам внутри стран)природных ресурсов и средств производства с рабочей силой, содействует удовлетворению потребностей населения в получении работы, жилья, средств к существованию, социально-профессиональной мобильности, изменении социального статуса, других характеристик жизненного положения населения и т. д.

Таблица «Причинны миграции» представлена в приложении 2.

Причинами внутренних миграций являются поиск работы, улучшение жилищных условий, повышение уровня и изменение образа жизни и т. д. Внутренние миграции особенно распространены в странах с обширной территорией, разнообразными природно-климатическими и экономическими условиями. В странах с обширной территорией значительное место занимают сезонные миграции рабочей силы — временные перемещения рабочей силы в сельскую местность для выполнения сезонных и сельскохозяйственных работ, и из сельской местности временное сезонное перемещение в город — отходничество.

Основной причиной международной миграции является экономическая: разница в уровне заработной платы, которая может быть получена за одинаковую работу в разных странах мира. Нехватка специалистов той или иной профессии в определенном регионе повышает заработную плату для этой профессии и, соответственно, стимулируют приток мигрантов. Для внешних миграций рабочей силы характерным является увеличивающийся удельный вес в её составе высококвалифицированных специалистов. На современном этапе главные направления миграции высококвалифицированных специалистов — из стран Восточной Европы в США, Канаду, ряд стран Западной Европы.

Отчасти миграция обусловлена такими причинами как войны (эмиграция из Ирака и Боснии в США и Великобританию), политические конфликты (эмиграция из Зимбабве в США) и природные катастрофы (миграция из Монтсеррата в Великобританию из-за извержения вулкана).

В качестве причин миграционного выбытия по данным опроса были получены следующие данные: «переезд к родственникам»-9,5%, «возращение на родину»-7,2%, «возможность самореализации, карьерный рост» -10,8%. Косвенно это подтверждается «поиском работы, трудоустройством»-7,6%, «распределение, работало контракту»-6,1%.

Основной фактор, вызвавший активизацию миграционных потоков внутри самой России – асинхронное развитие регионов России и стран ближнего зарубежья. Как говорят некоторые аналитики – Россия одной ногой стоит в 21 веке, а второй в 19. Отсюда социально-бытовая и производственная запущенность регионов Сибири, Юга России и Крайнего Севера, а в остальных районах – обнищание российского села и безработица в малых городах. Еще в большей степени это относится к бывшим странам СССР. Миграционные процессы в России в 90-е и начале 2000 годов были вызваны острой необходимостью смены места жительства на фоне жесточайшего экономического кризиса в России и республиках бывшего СССР.

Таким образом, миграция – многоплановое и масштабное явления для экономики страны, которое возникает как следствие глобальных процессов. Не существует единых подходов и методов к изучению миграции, так как это очень динамичный и изменчивый процесс, подверженные влиянию целой группы причин. Изучение процесса миграции для экономики страны важно именно с позиции трудовых ресурсов и восполнения демографических потерь. Задача изучения миграционных процессов применительно к России – выявление угроз которые несет миграция обществу и полезных функций миграции. Затем сравнения положительных и негативных сторон миграции для определения итоговой оценки для экономики страны.

Миграция

Люди перемещаются с места на место с незапамятных времен. В то время как одни переезжают в поисках лучшей работы, образования, экономических благ или для воссоединения с семьей, другие вынуждены бежать от конфликтов, терроризма или нарушений прав человека. Растет число тех, кто снимается с мест в результате последствий изменения климата, стихийных бедствий или других факторов экологического характера.

В современном мире мы наблюдаем перемещение людей в беспрецедентных масштабах. Большее чем когда-либо число людей живет не в тех странах, в которых они родились. В 2019 году число мигрантов достигло отметки в 272 миллионов. В 2000 году в мире чило мигрантов составляло порядка 173 миллиона человек. Однако доля международных мигрантов в общем числе жителей планеты почти не меняется в течение последних десятилетий: 3,4% в 2017 году, 2,8% в 2000 году и 2,3% в 1980 году.

Для одних миграция является вопросом выбора, для других — вопросом жизни и смерти. Сегодня в мире насчитывается 70 миллионов принудительно перемещенных лиц, включая 26 миллионов беженцев, 3,5 миллиона искателей убежища и более 41 миллионов внутренне перемещенных лиц.

Кто является мигрантом?

По определению Международной организации по миграции (МОМ), мигрантом является любое лицо, которое перемещается или уже переместилось через международную границу или внутри государства и покинуло место своего обычного жительства независимо от (1) юридического статуса лица; (2) добровольного или недобровольного характера перемещения; (3) причин перемещения; или (4) продолжительности пребывания.

Мигранты и цели в области устойчивого развития

В Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года содержится признание позитивного вклада миграционных процессов в устойчивое развитие. Одиннадцать из 17 целей в области устойчивого развития содержат задачи и индикаторы, которые применимы к миграции и мобильности. Главный принцип Повестки «никто не будет забыт» применим ко всем людям, включая мигрантов.

Задача 10.7 Повестки призывает «содействовать упорядоченной, безопасной, законной и ответственной миграции и мобильности людей, в том числе с помощью проведения спланированной и хорошо продуманной миграционной политики». Другие цели также включают задачи по борьбе с торговлей людьми, снижению операционных расходов при осуществлении денежных переводов, обеспечению студенческой мобильности.

Международная организация по миграции (МОМ)

Международная организация по миграции была основана в 1951 году в качестве межправительственной организации. В своей деятельности МОМ придерживается принципа, согласно которому гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу и мигрантам, и принимающему их обществу. МОМ совместно со своими партнерами осуществляет деятельность, направленную на оказание помощи в решении оперативных задач в области миграции; разъяснение проблем, связанных с миграцией; поддержку социального и экономического развития через миграцию; всемерное содействие подлинному соблюдению человеческого достоинства мигрантов и заботу об их благополучии. В 2016 году было заключено Соглашение о взаимоотношениях между Организацией Объединенных Наций и Международной организацией по миграции (A/70/976). Так МОМ стала одним из специализированных учреждений ООН.

МОМ разработала платформу «Я — мигрант», на которой можно найти реальные истории мигрантов.

Данные по миграции

В 2019 году число международных мигрантов достигло отметки в 272 миллионов, что на 14 миллионов превышает данные за 2017 год. Женщины составляют 48% от общего числа мигрантов, около 38 миллиона — дети, 4,4 миллиона — международные студенты и 164 миллиона — трудовые мигранты. 75% мигрантов — люди трудоспособного возраста (20-64 лет). Почти 31% всех мигрантов проживают в Азии, 30% — в Европе, 26% — в Северной и Южной Америке, 10% — в Африке и 3% — в Океании (Источник: Портал глобальных данных о миграции)

Так как данные о миграции собираются различными организациями и учреждениями, представить четкую картину о миграции достаточно сложно. Центр МОМ по анализу глобальных данных о миграции поддерживает Портал глобальных данных о миграции, который служит уникальным источником исчерпывающей и актуальной информации в этой области. На веб-сайте собраны данные из различных источников с тем, чтобы представители власти, национальные статистические управления, журналисты и широкая общественность могли представить картину о состоянии миграционных процессов.

Усилия на глобальном уровне

Миграция носит глобальный характер, что требует применения глобальных подходов и принятия глобальных решений. 19 сентября 2016 года Генеральная Ассамблея ООН провела заседание высокого уровня, на котором был представлен доклад Генерального секретаря ООН «В условиях безопасности и достоинства: решение проблемы перемещений больших групп беженцев и мигрантов».

Главы государств и высокие представители единогласно одобрили важнейший итоговый документ — Нью-Йоркскую декларацию о беженцах и мигрантах, в которой выражается политическая воля мировых лидеров, направленная на спасение жизней, защиту прав человека и справедливое распределение ответственности на глобальном уровне.

В марте 2017 года Генеральный секретарь ООН назначил Луизу Арбур своим Специальным представителем по международной миграции для работы с государствами-членами над проектом глобального договора в этой области.

В Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах, принятой в сентябре 2016 года, Генеральная Ассамблея решила разработать глобальный договор о безопасной,упорядоченной и регулируемой миграции. Ожидается, что он будет принят на межправительственной конференции, которая пройдет в декабре 2018 года в Марокко. Принятие соглашения предоставит уникальную возможность улучшить управление миграционными процессами, ответить на вызовы современной миграции и укрепить вклад мигрантов в устойчивое развитие.

Международный день мигранта

4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта (резолюция 55/93). В этот день в 1990 году Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (резолюция 45/158).

Дополнительные ресурсы

  • Международная организации по миграции (МОМ)
  • МОМ в Российской Федерации
  • Центр МОМ по анализу глобальных данных о миграции
  • Портал глобальных данных о миграции
  • Глобальный договор о миграции
  • Инфографика

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ МИГРА́ЦИЯ НАСЕЛЕ́НИЯ

МЕЖДУНАРО́ДНАЯ МИГРА́ЦИЯ НА­СЕ­ЛЕ́НИЯ, меж­го­су­дар­ст­вен­ная ми­гра­ция на­се­ле­ния. Не­смот­ря на пред­при­ни­мае­мые ми­ро­вым со­об­ще­ст­вом с 1901 по­пыт­ки уни­фи­ци­ро­вать по­ка­за­те­ли М. м. н., до сих пор в их оп­ре­де­ле­нии су­ще­ст­ву­ют нац. раз­ли­чия. Так, им­ми­гран­та­ми в Гер­ма­нии счи­та­ют­ся «ли­ца, пе­ре­се­каю­щие гра­ни­цу с на­ме­ре­ни­ем уст­ро­ить­ся в стра­не», в США – «ино­стран­цы, до­пу­щен­ные на за­кон­ных ос­но­ва­ни­ях с це­лью по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния в стра­не», в Рос­сии – «ли­ца, при­ез­жаю­щие в стра­ну на один год и бо­лее». Су­ще­ст­ву­ют раз­но­чте­ния и в оп­ре­де­ле­ни­ях «тру­дя­щих­ся-ми­гран­тов» (лиц, миг­ри­рую­щих с на­ме­ре­ни­ем по­лу­чить ра­бо­ту), «бе­жен­цев» и др. Труд­но­сти в ана­ли­зе М. м. н. свя­за­ны и со зна­чит. раз­но­род­но­стью ис­точ­ни­ков про­филь­ных дан­ных. По мне­нию экс­пер­тов ООН, не­об­хо­ди­мо вы­де­лять три осн. ис­точ­ни­ка этих дан­ных: по­гра­нич­ный кон­троль; ре­ги­ст­ры на­се­ле­ния (напр., дан­ные, по­лу­чае­мые при вру­че­нии за­гран­пас­пор­тов); разл. об­сле­до­ва­ния, сре­ди ко­то­рых глав­ную роль иг­ра­ют пе­ре­пи­си на­се­ле­ния, по­зво­ляю­щие по­лу­чить наи­бо­лее дос­то­вер­ные дан­ные.

Проблема миграции в современном мире

1 Проблема миграции в современном мире

Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Более полувека назад с принятием Всеобщей декларации прав человека право на свободу передвижения получило международное признание. Статья 13 этой Декларации гласит: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства» и «Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну».

С 1990-х годов правительства многих стран начали осознавать несоответствие постоянно усложняющегося характера нынешних потоков мигрантов традиционным институциональным и юридическим системам обращения с иммиграцией, в соответствии с которыми каждая категория мигрантов получала свое четкое и недвусмысленное определение. Эта озабоченность привела к переоценке международных инструментов в области миграции. Ряд правительств счел более не соответствующим нынешнему положению дел существующий международный режим предоставления убежища, определенный Конвенцией о статусе беженцев 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженца, 1967 года к ней. Усилия Международной организации труда добиться ратификации международных конвенций о трудящихся-мигрантах натолкнулись на серьезную оппозицию значительного числа стран. Результаты работы, проделанной под эгидой Комиссии Организации Объединенных Наций по правам человека, указывают на неудовлетворительное обеспечение государственными органами прав человека применительно к мигрантам в большинстве регионов мира на фоне сообщений о росте проявлений расизма, ксенофобии и иных форм дискриминации в отношении мигрантов, бесчеловечного и унизительного обращения с ними.

Как отмечалось на состоявшейся в 1994 году Международной конференции по народонаселению и развитию, упорядоченная международная миграция может оказать позитивное воздействие как на страны происхождения, так и на принимающие страны. Миграция может также способствовать передаче навыков и культурному обогащению. Подавляющее большинство мигрантов вносит весомый вклад в развитие принявших их стран. В то же время во многих странах происхождения международная миграция влечет за собой потерю человеческих ресурсов, а в принимающих странах она может привести к экономическим трудностям и социально-политической напряженности.

Озабоченность расширением масштабов дискриминации мигрантов, ненадлежащего и жестокого обращения с ними, о котором сообщали правительства стран, из которых выезжали мигранты, а также неправительственные организации, занимающиеся проблемами прав человека, привела к назначению в 1997 году Комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека Специального докладчика по правам человека мигрантов. Комиссия также создала Рабочую группу правительственных экспертов в области прав человека мигрантов с задачей собирать всю имеющую отношение к делу информацию о существующих препятствиях к эффективной и всесторонней защите прав человека мигрантов и разрабатывать рекомендации по усилению пропаганды, защиты и осуществления прав человека мигрантов.

Основной вывод, сделанный Рабочей группой, заключается в том, что во многих регионах мира правительствам прекрасно известно об ухудшении положения дел с соблюдением прав человека мигрантов, но они редко сообщают о принятых мерах по исправлению такого положения. В результате этого лица, нарушающие права человека в отношении мигрантов, зачастую делают это безнаказанно. Ситуация показывает, что в глазах общественного мнения, а также по мнению лиц, определяющих политику, соблюдение прав человека мигрантов не выглядит такой же серьезной обязанностью, как соблюдение прав человека собственных граждан.

Сложившееся положение дел в значительной мере отражает как преобладание антииммигрантских настроений, так и тот факт, что общества стран пребывания приписывают мигрантам более низкий правовой и социальный статус. Тем не менее частично это объясняется и тем, что нарушения прав человека мигрантов часто совершаются в отношении н имеющих документов мигрантов. Государственные органы часто воспринимают признание прав человека за не имеющими документов мигрантами как подрыв права государства на обеспечение законности; этот вопрос приобретает особое значение в случаях, когда пресечение нелегальной миграции занимает приоритетное место в программах деятельности правительств.

Система Организации Объединенных Наций занимается различными аспектами международной миграции. Например, Секретариат Организации Объединенных Наций занимается сбором, анализом и распространением информации о масштабах, тенденциях и национальной политике в области международной миграции. Другие органы системы Организации Объединенных Наций занимаются такими вопросами, как права человека, лица, перемещенные внутри страны, воссоединение семей, нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы и социально-экономическая интеграция мигрантов. Кроме того, специализированные учреждения системы занимаются вопросами, входящими в их компетенцию и в их мандаты, в частности такими, как потоки рабочей силы, беженцы и лица, ищущие убежища, а также денежных переводов мигрантов.

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно рассматривала вопросы, касающиеся международной миграции и развитии. В своей резолюции Генеральная Ассамблея призвала систему Организации Объединенных Наций и другие соответствующие организации продолжать рассматривать вопрос о международной миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в области международной миграции и развития. В ответ на эту резолюцию, а также в целях предоставления Генеральной Ассамблее дополнительной информации относительно международной миграции Отдел народонаселения Организации Объединенных Наций организовал в июле 2002 года первое общесистемное координационное совещание, посвященное международной миграции.

Внимание к вопросам международной миграции на глобальном, региональном и национальном уровнях возросло после принятия Генеральной Ассамблеей в 2003 году решения о проведении Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития в 2006 году. Растет число субъектов, активно занимающихся пропагандой позитивных аспектов международной миграции. Динамика народонаселения и реструктуризация экономик содействуют более четкому осознанию лицами, ответственными за принятие решений, ключевой роли, которую играют международные мигранты в удовлетворении спроса на рабочую силу в конкретных секторах и в поддержании международных сетей, необходимых для функционирования глобальной экономики. В результате растет число правительств, осознающих тот факт, что международная миграция является неотъемлемой частью процесса развития и функционирования современных экономик. Однако в результате финансового кризиса, начавшегося в 2007 году, и последовавшего за ним экономического кризиса произошел рост безработицы в глобальных масштабах, особенно в развитых странах, которые являются основными пунктами назначения для международных мигрантов, что снижает уровень ожиданий в отношении будущих тенденций в области международной миграции.

Данных о влиянии кризиса на миграцию в развивающиеся страны немного. В 2010 году количество мигрантов из развивающихся стран, живущих в других развивающихся странах (73 миллиона), и количество мигрантов из развивающихся стран, живущих в развитых странах (74 миллиона), практически сравнялось. Имеются данные о потере работы и возрастающих оттоках трудящихся-мигрантов из Объединенных Арабских Эмиратов в связи с приостановкой инфраструктурных проектов стоимостью 582 млрд. долл. США, но некоторые из этих мигрантов нашли работу в других странах Залива. Имеются данные о сокращении количества выданных разрешений на работу или о непродлении таких разрешений в других странах Азии, импортирующих рабочую силу, включая Казахстан, Малайзию, Республику Корея, Сингапур и Таиланд.

2 Международная организация по миграции и основные сведения о мигрантах

Международная организация по миграции (МОМ), созданная в 1951 году, является ведущим межправительственным учреждением в области миграции, она тесно взаимодействует с международными правительственными и неправительственными организациями.

В МОМ входят 146 государств-членов, еще 13 стран имеют статус наблюдателей. Отделения организации действуют более чем в 100 странах. С момента создания в 1951 г. организация помогла более чем 11 млн. человек. Задача МОМ – содействовать гуманизации и упорядочению процессов миграции ради всеобщего блага. Для решения этой задачи МОМ оказывает услуги и предоставляет консультации правительствам и мигрантам.

Деятельность МОМ направлена на упорядочение и гуманизацию мер регулирования миграции, развитию международного сотрудничества в сфере миграции, оказание помощи в поиске практических решений проблем миграции и предоставление гуманитарной помощи нуждающимся в ней мигрантам, в том числе беженцам и внутренним переселенцам.

В Уставе МОМ подчеркивается, что процессы миграции связаны с экономическим, социальным и культурным развитием, а также с правом людей на свободу передвижения.

Деятельность МОМ по регулированию миграции осуществляется по четырем основным направлениям:

· миграция и развитие;

· содействие миграции;

· регулирование миграции;

· вынужденная миграция.

Мероприятия МОМ, охватывающие все эти направления, направлены на содействие развитию международного миграционного законодательства, организацию дискуссий и подготовку рекомендаций по вопросам миграционной политики, защиту прав мигрантов, решение вопросов здравоохранения и защиты прав женщин в связи с процессами миграции.

Сегодня общее число лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло самого высокого за всю историю уровня — 214 миллионов человек, в то время как 10 лет назад эта цифра достигала 150 миллионов. В миграционный оборот втянуто 3,1% населения из 218 стран мира. Процентное соотношение мигрантов широко варьируется по странам. Страны, имеющие высокий процент мигрантов – Катар (87%), ОАЭ (70%), Иордания (46%), Сингапур (41%) и Саудовская Аравия (28%). Самый низкий процент жителей других стран среди населения Словакии (2,4%), Японии (1,7%), Нигерии (0,7%) и Индонезии (0,1%). Шесть из десяти международных мигрантов (128 миллионов) сегодня проживают в развитых странах и большинство из них (74 миллиона) являются выходцами из развивающихся стран. Хотя экономический кризис замедлил темпы роста численности международных мигрантов в развитых странах, их общее количество продолжает расти: на 12,8 миллиона человек в период 2000–2005 годов и на 10,5 миллиона человек в период 2005–2010 годов.

Снижение чистого прироста количества международных мигрантов в развитых странах между этими двумя периодами происходит на фоне противоположной тенденции в развивающихся странах, где количество мигрантов за период 2000–2005 годов возросло на 4,0 миллиона человек, а за период 2005–2010 годов — на 8,2 миллиона человек. Однако этот прирост объясняется главным образом увеличением числа беженцев. Так, если за период 2000–2005 годов количество беженцев в развивающихся странах уменьшилось на 1,1 миллиона человек, то за период 2005–2010 годов оно возросло на 2,7 миллиона человек. Без учета беженцев прирост числа других типов мигрантов в развивающихся странах мог бы происходить примерно одинаковыми темпами в течение обоих периодов: 5,1 миллиона против 5,5 миллиона. К 2010 году в развивающихся странах проживало 86 миллионов международных мигрантов, в том числе 14 миллионов беженцев.

Произошло сокращение потоков стихийной миграции. Согласно данным о стихийной миграции в Соединенные Штаты, она начала снижаться в 2007 году и в 2008 году эти темпы ускорились. В Европейском союзе количество мигрантов, не имеющих законного статуса и работающих в государствах — членах ЕС, снижается, как и количество отказов на пересечение границы. Растет также количество выездов мигрантов, не имеющих законного статуса.

На усиление миграционных процессов в будущем будут влиять: дальнейшая глобализация экономики; рост экономического различия между богатыми и бедными странами; различия в социальных, политических и религиозных свободах между странами будут заставлять людей искать через миграцию способы улучшения своей жизни; возможные политические и гражданские конфликты могут заставить искать людей более безопасные места жительства; прогрессирующая деградация окружающей среды и т. д. По прогнозам MOM ООН, к 2030 г. показатель миграционной активности населения в мире составит около 300 млн. человек.

3 Политика в области международной миграции в целях развития в странах происхождения

Доклад ПРООН о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» содержит обновленный обзор мер, благодаря которым международная миграция может принести пользу странам происхождения. В нем идет речь о том, как помогают членам семей мигрантов их денежные переводы, которые являются одним из средств, позволяющих улучшить здоровье и повысить образовательный уровень. Признается тот факт, что международная миграция содействует сокращению масштабов нищеты, но при этом подчеркивается, что ее воздействие не следует рассматривать в отрыве от более широких местных и национальных усилий по борьбе с нищетой и за развитие человеческого потенциала.

В докладе отмечается, что влияние международной миграции на национальную экономику стран происхождения носит комплексный характер и с трудом поддается оценке. Изучение воздействия денежных переводов на долгосрочный экономический рост свидетельствует о том, что зачастую оно невелико, главным образом потому, что такое воздействие зависит от местных институтов и общей стратегии развития. Сами по себе денежные переводы не могут устранить структурные проблемы в области экономического роста, социальных преобразований и улучшения системы управления, которые характерны для многих стран с низким уровнем развития человеческого потенциала. Тем не менее, международная миграция может заложить основу для создания сетей, содействующих распространению знаний, инноваций и взглядов, которые могут способствовать развитию. Вызываемые миграцией изменения социального и культурного характера могут серьезно повлиять на предпринимательскую деятельность, общинные нормы и политические преобразования, а такие процессы зачастую приносят реальные плоды через несколько поколений.

Все большее число стран разрабатывают новаторские пути вовлечения в жизнь страны своих эмигрантских общин («диаспор»), в том числе путем направления коллективных денежных переводов на поддержку конкретных проектов развития. Некоторые страны, испытывающие в настоящее время нехватку капитала, которая угрожает экономическому росту и созданию рабочих мест, рассматривают возможность мобилизации поддержки своих мигрантов за рубежом путем выпуска «облигаций для диаспоры» или уже приступили к такой работе. Для инвесторов такие облигации являются одним из средств оказания помощи своим странам происхождения, используя при этом инвестиционные возможности. К числу стран, которые выпустили или планируют выпустить «облигации для диаспоры», относятся Израиль, Индия, Непал, Руанда, Сальвадор, Филиппины, Эфиопия и Шри-Ланка.

Среди потенциально неблагоприятных факторов воздействия международной миграции озабоченность развивающихся стран вызывает эмиграция высококвалифицированных кадров, особенно если она касается работников сферы здравоохранения, услуги которых имеют важнейшее значение для достижения соответствующих целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия.

Глобальный форум по миграции и развитию представляет собой добровольный, неправительственный, необязательный и неформальный консультативный процесс, сформировавшийся по итогам прошедшего в 2006 году Диалога на высоком уровне по вопросам международной миграции и развития. Его цель заключается в обсуждении многогранных аспектов, возможностей и проблем, связанных с международной миграцией и ее увязкой с развитием, для объединения опыта правительств стран всех регионов, укрепления диалога, сотрудничества и партнерства и содействия реализации практических и ориентированных на конкретные действия результатов на национальном, региональном и глобальном уровнях. Он связан с Организацией Объединенных Наций через посредство Специального представителя Генерального секретаря по вопросам международной миграции и развития и представляет свои доклады ей через Генерального секретаря.

8 ноября 2010 года в Мексике начал работу четвертый Глобальный форум по миграции и развитию. Цель Форума — обсудить пути укрепления партнерства в области миграции и развития. Основное внимание было уделено защите прав мигрантов, в том числе нелегальных.

Для участия в нем прибыли свыше пятисот представителей из 150 стран мира, в том числе Верховный комиссар по правам человека Нави Пиллэй, которая является сопредседателем Группы по проблемам глобальной миграции. Следует отметить, что Группа состоит из представителей 14 учреждений системы ООН и международных финансовых институтов. Участники группы неоднократно призывали все государства укрепить меры по борьбе с ксенофобией, расизмом и дискриминацией в отношении нелегальных мигрантов, а также обеспечить правую защиту этой категории населения.

Выводы

Международной миграции с ее сложным взаимодействием множества социальных, экономических и политических факторов и их последствиями уделяется теперь первоочередное внимание как в национальной, так и в международной повестке дня. В последние несколько лет во все большем числе стран серьезную обеспокоенность вызывает проблема иммиграции. В последнее время в связи с событиями 11 сентября 2001 года ряд стран еще более ужесточили свою политику в отношении иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища.

Проблемы международной миграции остаются в числе приоритетных вопросов повестки дня ООН. В сентябре 2006 года на Генеральной Ассамблее ООН впервые был проведен диалог на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, в 2013 году планируется провести вторую подобную встречу.

Основной информационной базой для анализа тенденций и перспектив международной миграции служит Глобальная база данных по миграции, поддерживаемая Отделом народонаселения Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН.

ООН занимается различными аспектами международной миграции. В частности, входящая в ее состав Международная организация по миграции совместно со своими партнерами в международном сообществе в рамках содействия правительствам и гражданскому обществу многих государств осуществляет такие программы, как:

  • миграция в гуманитарных целях (оказание помощи людям, пострадавшим от конфликтов и их последствий, беженцам и репатриантам, перемещенным лицам, как в пределах своей страны, так и за рубежом, лицам, желающим воссоединиться со своей семьей);
  • миграция в целях развития (обеспечение притока квалифицированной рабочей силы в государства с учетом приоритетов их развития, потребностей и интересов местного населения в принимающих странах);
  • программы технического сотрудничества (предоставление консультативных услуг в области миграции правительствам, межправительственным и неправительственным организациям, разработка необходимых комплексных мер для решения проблем миграции в меняющейся международной обстановке, а также укрепление собственного потенциала государств путем обучения персонала служб, ведающих регулированием миграции, и оказания им технической поддержки);

осуществляет исследования и анализ информации (проведение региональных и международных семинаров и конференций для обсуждения проблем миграции, исследования причин и последствий миграционных процессов, положения и потребностей мигрантов, разработка и проведение информационных кампаний).

Всеобщая декларация прав человека// Резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года.

Доклад о мировом социальном положении «Социальная уязвимость: источники и задачи». Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам. A/58/153/Rev.1 2003.

Доклад Генерального секретаря «Международная миграция 2002». Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. A/65/203.

Резолюция 56/203 Генеральной АссамблеиОрганизации Объединенных Наций от 21 декабря 2001 года.

Щербакова Е.М. Международная миграция: тенденции и перспективы//»ДемоскопWeekly», №399-400, 23 ноября – 6 декабря 2009 г.

Юдина Т.Н. Социология миграции: Учебное пособие для вузов. М: Академический Проект, 2006. С.24

Доклад о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» (ПРООН). Издательство «Весь Мир», 2009.

Доклад о развитии человека 2009 года «Преодоление барьеров: человеческая мобильность и развитие» (ПРООН). Издательство «ВесьМир», 2009.

Доклад Генерального секретаря «Международная миграция и развитие»// Глобализация и взаимозависимость.// Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций. A/65/203. 2 August 2010.